Научная статья на тему 'Разработка механизма наращивания стратегического потенциала региона'

Разработка механизма наращивания стратегического потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
294
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕХАНИЗМ / МЕТОДЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ахмедов Бахтияр Шахабутдинович

Разработан механизм наращивания стратегического потенциала региона. Определены его сущность, особенности и составные элементы. Выделены методы и инструменты реализации механизма наращивания стратегического потенциала региона. Предложенный механизм наращивания стратегического потенциала региона позволит выявить и решить региональные проблемы развития, предотвратить возникновение новых, уменьшить территориальные диспропорции, обеспечить реализацию стратегии наращивания потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка механизма наращивания стратегического потенциала региона»

Б.Ш. АХМЕДОВ

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА НАРАЩИВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Разработан механизм наращивания стратегического потенциала региона. Определены его сущность, особенности и составные элементы. Выделены методы и инструменты реализации механизма наращивания стратегического потенциала региона. Предложенный механизм наращивания

стратегического потенциала региона позволит выявить и решить региональные проблемы развития, предотвратить возникновение новых, уменьшить территориальные диспропорции, обеспечить реализацию стратегии наращивания потенциала региона.

Регион, стратегический потенциал, механизм, методы, инструменты, обеспечение.

В условиях значительного обострения диспропорций между уровнем ресурсной обеспеченности, уровнем и эффективностью специализации регионов России, углублением различий в потенциальных возможностях реализации стратегических ориентиров развития регионов на первый план выходит вопрос разработки механизма наращивания стратегического потенциала региона. В экономической науке отсутствует комплексное исследование механизма наращиваниястратегического потенциала регио -на. Поэтому возникает необходимость определения его сущности, особенностей и составных элементов [4].

Теоретическими и прикладными аспектами такого исследования могут стать работы отечественных и зарубежных ученых относительно изучения различных видов механизмов. Поэтому с целью исследования и разработки механизма наращивания стратегического потенциала региона рассмотрим содержание понятия «механизм». Термин «механизм» в переводе с греческого означает «оружие», «машина» [1]. Это последовательность состояний, процессов, которые определяют любые действия, явления; система, устройство, которое определяет порядок какого-нибудь вида деятельности.

Вообще понятие «механизм» можно рассматривать как взаимосвязь между различными экономичес-кими явлениями, когда одно какое-то исходное без дополнительных усилий влияет на другие и в конечном итоге достигается определенный результат [4].

Термин «механизм» в научных экономических работах появился во второй половине XX в. [6]. В частности, было введено понятие «хозяйственный механизм экономической системы», в котором делался упор на конкретной движущей силе системы. Это считалось «относительно новым открытием философии и политэкономии, исторического материализма» [2]. Вместе с тем Л.И. Абалкин считал, что хозяйственному механизму присуща довольно сложная структура [6]. Среди важнейших его структурных звеньев можно выделить формы организации общественного производства (разделение труда, специализация производства, его размещение и прочие, с помощью совершенствования которых общество влияет на развитие производительных сил и обеспечивает повышение эффективности их использования); формы хозяйственных связей, благодаря которым осуществляется своеобразный «обмен веществ» в экономике, в том числе оборот средств производства, финансово-

кредитные отношения и др.; структуру, формы и методы планирования и хозяйственного руководства, в составе которых одновременно с экономическими могут быть выделены также правовые и социальнопсихологические формы и методы; совокупность экономических рычагов и стимулов влияния на производство и участников хозяйственной деятельности, с помощью которых обеспечивается ее согласование и стимулирование [7].

В современных экономических исследованиях термин «механизм» применяют в разнообразных плос -костях - «механизм управления», «хозяйственный механизм», «организационно-экономический механизм», «механизм социально-экономического развития» и т.п. Ученые подчеркивают, что в одних случаях под механизмом понимают внутреннее устройство (строение), способ, систему, которые определяют порядок определенного вида деятельности [7].

Г. Блок считает, что механизм - это совокупность искусственно соединенных звеньев, которые осуществляют заданное движение, причем каждому положению одного звена отвечает определенное положение других звеньев данного механизма [8].

Согласно большому экономическому словарю [3] механизм - это:

- последовательность состояний, процессов, которые определяют какое-нибудь действие, явление;

- система, устройство, которое определяет порядок какого-нибудь вида деятельности;

- внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, который приводит их в действие.

Отдельные авторы считают, что понятие «экономические механизмы» касается только микроэкономики, а «хозяйственные механизмы» - макроэкономики: экономический механизм предприятия как экономическая категория - это система, которая диалектически развивается, определяется объективными и субъективными условиями определенного историчес-кого этапа развития государства, ее учреждениями для обеспечения эффективного функционирования предприятий [8].

Обобщая результаты проведенного теоретического исследования, под механизмом наращивания стратегического потенциала региона будем понимать совокупность принципов, методов и инструментов, которые путем взаимодействия между собой обеспечивают реализацию возможностей региона в достиже-

нии наилучшего будущего развития с целью наращивания стратегического потенциала.

Разработаем механизм наращивания стратегичес -кого потенциала региона, рассмотрим содержание его элементов.

Этапами формирования и реализации механизма наращивания стратегического потенциала региона является оценка стратегического потенциала региона, определение системы целей наращивания стратегического потенциала региона; анализ стратегических альтернатив; выбор стратегии наращивания потенциала региона; реализация стратегии наращивания потенциала региона; оценка реализации стратегии; контроль за реализацией стратегии наращивания потенциала региона.

На первом этапе осуществляется оценка стратегического потенциала региона. Она позволяет определить стратегические ориентиры развития регионов государства в зависимости от уровня их ресурсной обеспеченности, уровня и эффективности специализации региона. Игнорирование данного этапа может привести к отрыву стратегии от экономических процессов в регионе и, как следствие, к снижению уровня стратегического потенциала.

Вторым этапом механизма наращивания стратегического потенциала региона является определение стратегической цели и системы целей как конкретного конечного состояния или ожидаемого результата реализации стратегии наращивания потенциала региона.

Для выбора системы стратегических целей и конкретизации исполнителей и ответственных целесообразно при разработке механизма наращивания стратегического потенциала региона применять метод структуризации, который состоит в построении «дерева целей».

Построение «дерева целей» предусматривает ранжирование целей относительно их важности, первоочередности, простоты или сложности достижения, комплексности и включает четыре уровня [5]:

- первый уровень определяется стратегической целью развития региона;

- второй уровень определяется как первичное звено целей, направляемое на обеспечение стратегической цели;

- третий уровень формируется как конкретизация и определение частичных целей первичного звена;

- четвертый уровень устанавливается как детализация основных задач, которые стоят перед регионом для достижения частичных и на этой основе стратегических целей. Это цели низшего уровня, которые направлены на практическую реализацию в ближайший период.

Соотношение различных целей находится в диалектической взаимосвязи: достижение цели низшего порядка является одновременно средством реализации цели высшего порядка [6]. При этом стратегическая цель, в которой аккумулируется главное направление стратегии наращивания потенциала региона, определяет возможности достижения всех других групп подцелей [6].

Третий этап механизма наращивания стратегического потенциала региона заключается в анализе стратегических альтернатив и на этой основе в выбо-

ре наиболее оптимальной стратегии. Изучение стратегических альтернатив - это выявление реальных возможностей из существующих альтернатив. Выбор стратегии на основе возможных альтернативных направлений развития региона должен осуществляться с учетом детального исследования и рассмотрения предыдущих этапов механизма наращивания стратегического потенциала [5].

Четвертый этап - выбор стратегии наращивания потенциала, которому должно предшествовать определение критериев стратегического курса. Под ними понимаем совокупность признаков, являющихся определяющими для выбора стратегии наращивания потенциала региона [5]. Критериями выбора являются уровень обеспеченности ресурсами, уровень и эффективность специализации регионов государства.

Правильный выбор стратегии наращивания потенциала региона разрешает сконцентрировать усилия на ресурсной обеспеченности, специализации регионов государства и его эффективности и тем самым обеспечить реализацию стратегических ориентиров развития каждого региона.

После установления цели и обоснования выбора стратегии наращивания потенциала необходимо раз -работать механизм реализации достижения сформированных стратегических целей. Поэтому пятым этапом является реализация стратегии. Обеспечение реализации стратегии включает два направления: организационный и экономический.

Организационное направление реализации стратегии наращивания потенциала региона содержит следующие составляющие: управление целями, правовое обеспечение реализации стратегии и организационный инструментарий.

Экономическое направление реализации стратегии наращивания потенциала региона содержит систему финансового обеспечения реализации стратегии наращивания потенциала региона и систему экономичес-ких инструментов. При этом финансовое обеспечение реализации стратегии включает привлечение внешних инвестиций, а также рост собственной финансовой базы.

Государству нужно четко определить для всех регионов страны объекты наибольшей стратегической значимости (полюса роста), которым должна предоставляться селективная поддержка [5, 7]. Начинать нужно именно с тех видов экономической деятельности, которые обеспечивают наибольшую занятость или оказывают содействие росту «совокупного дохода» за сравнительно короткий промежуток времени [7].

Шестой этап механизма - оценка реализации стратегии наращивания потенциала региона. Она проводится путем сравнения результатов работы с запланированными целями. Процесс оценки используется в качестве механизма связи для корректировки и пересмотра стратегии и определяет ее эффективность [5].

Седьмой этап механизма - контроль за реализацией стратегии наращивания потенциала региона. Система контроля должна базироваться по принципу предотвращения опасностей ее функционирования, а не ликвидации [5].

Формирование системы контроля за реализацией стратегии наращивания потенциала региона предус-матривает [5]:

- определение направлений, по которым будет контролироваться реализация стратегии наращивания потенциала региона;

- формирование критериев оценки функционирования системы согласно каждому направлению;

- формирование системы мониторинга с целью предотвращения отрицательных факторов влияния;

- формирование структуры институтов, которые будут осуществлять процесс контроля;

- реформирование системы законодательства в связи с транс формационными преобразованиями в направлении наращивания стратегического потенциала региона, создание системы надзора за соблюдением законодательства.

Важной особенностью контроля за реализацией стратегии наращивания потенциала региона является его своевременность. Система контроля, которая не позволяет отстранить серьезные отклонения прежде чем они перерастут в большие проблемы, нецелесообразна [6]. Понятно, что корректировка должна направляться на устранение причины отклонения [6]. Заметим, что формирование и реализация механизма наращивания стратегического потенциала региона, как и любого механизма, базируется на определенных принципах, к которым следует отнести системность, объективность, целеустремленность, эффективность.

В связи с наличием значительных асимметрий в уровнях стратегического потенциала регионов государства выбор методов, инструментов реализации механизма наращивания стратегического потенциала будет иметь определенные особенности и отличия для различных регионов.

Необходимо выделить отличия относительно сос-тавляющих механизма, то есть методов, форм, инструментов, рычагов, регуляторов и т.п. Некоторые ученые при разработке механизма не учитывают таких весомых составляющих, как элементы, инструменты, другие используют лишь рычаги, не уделяя внимания методам. По нашему мнению, ключевыми составляющими механизма наращивания стратегического потенциала региона нужно определить методы, ведь именно они могут содержать разнообразные инструменты стимулирующего или ограничивающего действия и применяются при функционировании механизма. Под методом понимается способ для достижения определенной цели, решения конкретной задачи.

Среди методов механизма наращивания стратегического потенциала региона следует выделить прогнозирование, планирование, инвестирование, налогообложение.

Региональное прогнозирование на основе имеющихся тенденций деятельности регионов позволяет определить будущий уровень стратегического потенциала и активизировать участие государства в развитии тех регионов, в которых наблюдается низкий уровень стратегического потенциала [6]. Благодаря этому государственные органы управления имеют возможность направлять ресурсы в регионы с низким уровнем стратегического потенциала с целью уменьшения асимметрии в уровнях обеспеченности ресурсами,

специализации и эффективности специализации регионов.

Региональное программирование представляет собой комплекс мероприятий, согласованных относительно ресурсов, исполнителей и сроков осуществления, которые обеспечивают реализацию стратегии наращивания потенциала региона [9]. К основным принципам регионального программирования относятся высокая целевая направленность на конечный результат; четкое определение системы приоритетов; согласованность задач относительно рационального использования всех видов ресурсов; перманентность разработки программных мероприятий; конкурсные условия формирования программ; управляемость и контроль за разработкой и реализацией программ.

Разработка региональных программ наращивания стратегического потенциала предоставляет регионам необходимые ориентиры, которые позволяют им определить доминирующие тенденции, свое место в межрегиональном и международном разделении труда [6]. Целью разработки региональных программ наращивания стратегического потенциала является создание условий для стабилизации, роста и достижения устойчивости региона.

Налогообложение является важным методом, с помощью которого государство регулирует и влияет на экономические процессы страны и ее регионов. При этом налоговый механизм применяется государством для экономического влияния на структуру и динамику общественного производства.

Каждый из вышеприведенных методов реализации стратегии наращивания потенциала региона предус -матривает использование инструментов. Между методами и инструментами реализации стратегии наращивания потенциала региона как составляющими механизма существуют причинно-следственные связи: неэффективное применение какого-то одного из них снижает результативность механизма наращивания стратегического потенциала в целом [4]. Такой механизм должен постоянно совершенствоваться новыми инструментами.

Выбор инструментов должен быть адекватен стратегической цели, т.е. должен оказывать содействие наращиванию стратегического потенциала региона. Инструментами реализации стратегии наращивания потенциала региона выступают планы, прогнозы, налоги, дотации, субсидии, кластеры, инвестиции, кредиты, бюджетные ассигнования, стандарты, лицензии и т.п. Действие вышеприведенных инструментов может модифицироваться и носить как общий для всех субъектов характер, так и выборочный, дифференцированный (например, налогообложение).

Инструменты тесно связаны между собой, наделены определенной экономической нагрузкой и имеют объективные границы применения [5].

Механизм наращивания стратегического потенциала региона включает также систему организационного, нормативно-правового и информационного обеспечения.

Совокупность методов, инструментов механизма наращивания стратегического потенциала региона регламентируется нормативно-законодательным обес -

печением и находится в информационном и организационном пространстве.

Итак, предложенный механизм наращивания стратегического потенциала региона позволит выявить и решить региональные проблемы развития, предотвратить возникновение новых, уменьшить территориальные диспропорции, обеспечить реализацию стратегии наращивания потенциала региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азрилиян А. Краткий экономический словарь. М.: Институт нов. экономики, 2001. 1088 с.

2. Алаев Э. Социально-экономическая география: Понятийно-терминол. слов. М.: Мьель, 1983. 350 с.

3. Борисов А. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2007. 894 с.

4. Вахович И. Финансовая способность региона: диагностика и механизмы обеспечения: Уч. пос. М.: Победа, 2009. 400 с.

5. ГерасимчукЗ. Региональная политика устойчивого развития: теория, методология, практика: Монография. Липецк, 2010. 528 с.

6. Кузнечная Л. Оценка конкурентоспособности региона и механизмы ее повышения: Монография. Орел, 2009. 420 с.

7. Мельник М. Инвестиционный климат региона: теоретические и прикладные основы исследования: Монография. Львов, 2005. 304 с.

8. Певец А. Основные направления усовершенствования маркетинговой деятельности // Социальноэкономические перспективы развития. 2009.

9. Размещение производительных сил и региональная экономика: Учебник / Под ред. С. И. Дорогун-цова. СПб.: Лига, 2010. 992 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.