Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ НЕСООСНОСТИ СТАТОРА И РОТОРА АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА НА ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ НЕСООСНОСТИ СТАТОРА И РОТОРА АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА НА ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобиль / бортовой электротехнический комплекс / качество / надежность. / car / on-board electrical complex / quality / reliability

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Саксонов Александр Сергеевич, Макаричев Юрий Александрович, Козловский Владимир Николаевич, Пантюхин Олег Викторович

В статье представлены результаты разработки математической модели оценки влияния несоосности статора и ротора автомобильного генератора на его основные электротехнические и электромеханические характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Саксонов Александр Сергеевич, Макаричев Юрий Александрович, Козловский Владимир Николаевич, Пантюхин Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A MATHEMATICAL MODEL FOR ASSESSING THE INFLUENCE OF STATOR AND ROTOR MISCONNECTIVITY OF A VEHICLE GENERATOR ON ITS MAIN ELECTRICAL AND ELECTROMECHANICAL CHARACTERISTICS

The article presents the results of the development of a mathematical model for assessing the impact of misalignment of the stator and rotor of an automobile generator on its main electrical and electromechanical characteristics.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ НЕСООСНОСТИ СТАТОРА И РОТОРА АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА НА ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И СИСТЕМЫ

УДК 629.113

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-4-514-519

РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ НЕСООСНОСТИ СТАТОРА И РОТОРА АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА НА ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А.С. Саксонов, Ю.А. Макаричев, В.Н. Козловский, О.В. Пантюхин

В статье представлены результаты разработки математической модели оценки влияния несоосности статора и ротора автомобильного генератора на его основные электротехнические и электромеханические характеристики.

Ключевые слова: автомобиль, бортовой электротехнический комплекс, качество, надежность.

Математическая модель определения взаимосвязи между геометрическими параметрами несоосности статора и ротора и основными электротехническими и электромеханическими характеристиками автомобильного генератора (АГ) выступает связующим звеном между конфигурацией воздушного зазора (ВЗ), обусловленной несоосностью статора и ротора ЭМП и такими параметрами, как статорная ЭДС, статорное напряжение электромагнитная сила одностороннего притяжения ротора к статору [1].

Из вышесказанного следует, что входными данными в математической модели должны выступать геометрические размерные параметры, определяющие несоосность статора и ротора АГ, а выходными - выражения, отражающие поведение ВЗ под влиянием параметров, определяющих формирование несоосности статора и ротора [1].

При разработке математической модели для определения взаимосвязи между размерными параметрами несоосности статора и ротора и основными электротехническими и электромеханическими характеристиками приняты следующие допущения:

1) поверхность статора гладкая, зубчатость не учитывается;

2) ротор и статор расположены абсолютно симметрично, за исключением возможного смещения геометрической оси ротора относительно геометрической оси расточки статора;

3) смещение геометрической оси ротора происходит без перекоса, геометрические оси ротора и статора параллельны;

4) осевыми усилиями, которые могут возникнуть из-за асимметрии клювообразных полюсов ротора следует пренебречь, т.к. они значительно меньше радиальных усилий;

5) отклонения размерных параметров, влияющих на формирование несоосности статора и ротора, имеют линейный характер.

Учитывая обозначенные выше допущения, задачу разработки математической модели можно решить в двухмерной постановке.

Из теории электрических машин известно, что ВЗ является одним из важнейших размерных параметров, оказывающих влияние на формирование магнитной индукции и всех зависимых от нее параметров вплоть до статорного напряжения [1, 2]. При абсолютной симметрии геометрических осей ротора и статора размер ВЗ определяется формулой (1):

^ном = —^ (1)

где Di - внутренний диаметр статора, м.

В качестве расчетного сечения следует выбрать сечение по центру осевой симметрии ротора. В этом сечении северные и южные полюса ротора будут иметь одинаковое значение активной ширины полюса.

У ЭМП, имеющего абсолютную симметрию осей ротора и статора, а также гладкую поверхность статора, кривая нормальной составляющей магнитной индукции в нормальном сечении ВЗ без учета реакции якоря (режим холостого хода) имеет форму близкую к синусоидальной (рис. 1). Здесь и далее

по тексту диссертации следует пренебречь действием высших гармоник поля и рассматривать только первую гармонику кривой магнитной индукции. Осевая составляющая магнитной индукции у ЭМП, геометрические оси ротора и статора которого симметричны, должна быть уравновешена для обеих пар полюсов, а равнодействующая электромагнитная сила, провоцируемая ее действием должна быть равна нулю.

Анализируя рис. 1, видно, что при отсутствии смещения оси ротора относительно геометрической оси статора с учетом принятых ранее допущений о симметричности ЭМП сила одностороннего притяжения ротора к статору должна быть равна нулю [3, 4]. Теперь нужно рассмотреть случай, когда геометрическая ось ротора смещена относительно геометрической оси статора (рис. 2).

Кривая магнитной индукции в этом случае изменит свой вид (рис. 3).

геометрической оси ротора

Теперь следует предположить, что ось ротора О1 смещена на величины Дх и Ду по соответствующим осям или в полярных координатах на угол у со смещением (2):

е = ^Ах2 +Ау2 (2)

где Ах - смещение оси ротора по оси абсцисс, м; Ау - смещение оси ротора по оси ординат, м.

515

Для удобства перейдем к новой системе координат XpOiYp, неподвижной относительно ротора. Ось Хр совпадает с направлением смещения (повернута относительно оси X на угол у). Если к принятым ранее допущениям добавить условие, что магнитная цепь ЭМП не насыщена, то амплитуду магнитной индукции в ВЗ в функции угла ф следует определять выражением (3):

В Fs (3)

"W 1,6106kskílSq> У '

где - МДС обмотки возбуждения, А; Rм - магнитное сопротивление ВЗ, Ом; kg - коэффициент ВЗ; kм - коэффициент насыщения магнитной цепи; - величина ВЗ в функции угла ф.

В формуле (3) все величины и коэффициенты кроме постоянны, с учетом принятых ранее допущений. Из этого следует, что величина магнитной индукции по окружности расточки статора будет функцией ВЗ, который в свою очередь зависит от несоосности геометрических осей. Из геометрических соображений, учитывая, что ВЗ много меньше диаметра ротора, а смещение оси ротора много меньше размера ВЗ, следует, что текущее значение ВЗ под центрами полюсов будет определяться следующей формулой (4):

8<р =SH0M -£-cos Vi (4)

1n

где 5ном - номинальный ВЗ, м; = — i, где i = 1,2,..п- порядковый номер полюса.

Смещение оси полюса с величиной максимального и минимального ВЗ связано соотношением

(5):

^ _ ^max ^min (5)

С учетом выражения (5) значение индукции над полюсами определяется формулой (6):

^ __fs__(6)

Переходя к неподвижной относительно статора системе координат X, Y, получим, что индукция в функции угла и времени описывается выражением (7):

Bs((p, t) = Bs sin(wt + Уэл) =-т-—--sin [— (2nnt + Уэл)1 (7)

где n - механическая частота вращения ротора, об/сек.

Стоит отметить, что несоосность статора и ротора является следствием неточности изготовления подшипников, вала ротора, неточной расточки посадочных мест подшипников и некачественной посадки подшипников в щиты [5]. Для определения величины смещения геометрической оси ротора относительно статора следует составить размерную цепь, в которой фигурируют параметры, влияющие на формирование несоосности статора и ротора (рис. 4).

ключевым образом влияющих на формирование несоосности статора и ротора

Из рис. 4 становится понятно, какие размерные параметры ключевым образом влияют на формирование несоосности статора и ротора:

£ = (±Д) +Ян.д. (±Д) + Дп.ш. (±Д) -и±Д) -Др (±Д) (8)

где £>в(±Д) - диаметр вала с учетом допуска, м; Днд.(+Д) - радиус наружной дорожки качения подшипника, м; Дпш.(+Д) - радиус подшипникового щита, м; /о(+Д) - высота обоймы, м; - внутренний радиус статора, м; Др(±Д) - радиус ротора, м.

Таким образом, из формулы (8) видно, что на формирование несоосности статора и ротора оказывает влияние целая группа размерных параметров АГ [6].

В разрабатываемой математической модели следует вывести выражение, устанавливающее взаимосвязь между несоосностью статора и ротора и электромагнитной силой одностороннего притяжения ротора к статору [7, 8].

В дифференциальной форме электромагнитную силу, действующую на два ферромагнитных тела разделенных ВЗ следует описывать формулой Максвелла (8):

(8)

Для двух соосных цилиндров выражение электромагнитной силы:

^эм = — (9) где I - осевая длина ВЗ, м; О - средний диаметр ВЗ, м.

Поставленную задачу целесообразно решать, прибегнув к полярной системе координат

(рис. 5).

Рис. 5. Схематичное представление проекций электромагнитной силы по ортогональным осям

Проекции электромагнитной силы на ортогональные оси можно описать выражениями:

dfx = dfsM cos 9 dfy

dfx +df*

(10) (И)

df = +<1% (12) Для дуги статора, ограниченной углами ф1 и ф2 проекции силы на ортогональные оси следует

записать:

с гф2В210 ,7 ш ГЧ

— = 1-. -cosфdf = — |_

- г<Р2В2Ю . ю с<р2

-smфdf = — Ц

'У > 1 4д0 4д0>1

В приложении к рассматриваемой задаче, с учетом того, что за начало отсчета был принят центр условного первого полюса (ф1=0), суммарная электромагнитная сила выразится суммой интегралов, определяющих эту силу, действующую на каждый полюс (15):

ID г<р 2

В2 cosфdf В2 sinpdf

(13)

(14)

f =

ID 4Мо

/% В2 sin pdf + S % В2 sin pdf + S % В2 sin ydf +

2p

2p

2p

+ f % B2 sin y df

2P

(15)

При симметричном ВЗ ЭМП половина членов суммы выражения (15) будет положительной, а вторая половина - отрицательной. Магнитная индукция под всеми полюсами одинаковая, значит, равнодействующая электромагнитной силы будет равна нулю. При смещении геометрической оси ротора, в выражение (15) необходимо подставить значения индукции,. В таком случае, первая половина интегралов в сумме будет не равна второй половине интегралов и появится равнодействующая электромагнитной силы, направленная в сторону смещения геометрической оси ротора (в сторону минимального ВЗ).

При вращении ротора с частотой п, электромагнитная сила кроме постоянной составляющей будет иметь еще и переменную, изменяющуюся с двойной частотой во времени, т.к. [~В2.

Для удобства выведения формулы электромагнитной силы, обусловленной несоосностью статора и ротора, следует ввести следующие обозначения:

А= —(16)

(17)

1,6 106к8кц

с- —

4М0

Если пренебречь дискретностью полюсов, то в упрощенном виде можно записать выражение для равнодействующей электромагнитной силы в функции времени и угла поворота ротора

/(<?, О = С Г'1 С А2 СС5 (18)

АГ приводится во вращение ременной передачей, причем, сила натяжения ремня привода АГ может как противодействовать, так содействовать равнодействующей электромагнитной силы. Если рассматривать случай, когда геометрическая ось ротора смещена в сторону приводного ремня, то сила его натяжения будет противодействовать равнодействующей электромагнитной силы (рис. 6).

ВГ

Рис. 6. Схематичное представление взаимодействия равнодействующей электромагнитной силы

и силы натяжения приводного ремня АГ

Как видно из рис. 6, вектор электромагнитной силы ЛС направлен в сторону меньшего ВЗ, а вектор силы натяжения приводного ремня генератора ВС направлен под углом 45° к вертикальной оси ротора. Проведя между концами векторов равнодействующий вектор, который выступает в качестве результирующей силы, воздействующей на подшипниковые узлы ЛВ, получается треугольник со сторонами AC-AB-BC. Величины векторов ЛС и ВС являются известными величинами, а вектор ЛВ неизвестен. Используя правило треугольника можно определить вектор Л С :

АВ + ВС =АС (19)

Для того, что бы найти вектор результирующей силы, из формулы (2.38) нужно выразить вектор ВС :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АС -ВС = АВ (20)

Значит, ЛВ = /рез.

Таким образом, в случае приведенном на рис. 2, равнодействующей электромагнитной силы противодействует сила натяжения приводного ремня АГ :

/рез=/(<Р.0-/р (21)

где /р - сила натяжения ремня привода АГ, Н.

Таким образом, полученные выражения выступают в качестве связующего звена между несоосностью статора и ротора АГ и основными электротехническими и электромеханическими характеристиками.

Список литературы

1 Козловский В.Н. Математический аппарат для задания несоосности статора и ротора синхронного автомобильного генератора / В.Н. Козловский, А.С. Саксонов, Е.В. Стрижакова // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2022. Вып. 3. С. 181-183.

2 Козловский В.Н. Обеспечение качества и надежности системы электрооборудования автомобилей: специальность 05.09.03 "Электротехнические комплексы и системы": автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Козловский Владимир Николаевич. - Тольятти, 2010. 41 с.

3 Макаричев Ю.А. Теоретические основы расчета и проектирования радиальных электромагнитных подшипников / Ю.А. Макаричев, А. В. Стариков - Москва: Энергоатомиздат, 2009. - 150 с.

4 Макаричев Ю.А. Сравнение эффективности различных конструкций радиальных электромагнитных подшипников / Ю.А. Макаричев, И.С. Ткаченко // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Технические науки. 2006. № 40. С. 147-151.

5 Petrovski S.V. Intelligent diagnostic complex of electromagnetic compatibility for automobile ignition systems / V.N. Kozlovski, A.V. Petrovski, D.F. Skripnuk, V.E. Schepinin, E. Telitsyna // Reliability, Info-com Technologies and Optimization (Trends and Future Directions). 6th International Conference iCRITO. 2017. С. 282-288.

6 Козловский В.Н. Перспективные системы диагностики управления автономным транспортным объектом / В.Н. Козловский, В.В. Дебелов, О.И. Деев, А.Ф. Колбасов, С.В. Петровский, А.П. Новикова // Грузовик. 2017. № 6. С. 21-28.

7 Козловский В.Н. Развитие проектов электромобилей и автомобилей с комбинированной энергоустановкой / В.Н. Козловский, Д.В. Айдаров, М.М. Васильев, В.В. Дебелов // Грузовик. 2018. № 6. С. 18-21.

8 Козловский, В.Н. Моделирование энергоемких накопителей автомобильной комбинированной энергоустановки / В.Н. Козловский, В.И. Строганов, В.В. Дебелов, С.В. Петровский // Грузовик. 2018. № 11. С. 13-14.

Саксонов Александр Сергеевич, аспирант, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Макаричев Юрий Александрович, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,

Пантюхин Олег Викторович, д-р. техн. наук, доцент, olegpantyukhin@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

DEVELOPMENT OF A MA THEMA TICAL MODEL FOR ASSESSING THE INFL UENCE OF STATOR AND ROTOR MISCONNECTIVITY OF A VEHICLE GENERATOR ON ITS MAIN ELECTRICAL AND ELECTROMECHANICAL CHARACTERISTICS

A.S. Saxonov, Y. A. Makarichev, V. N. Kozlovsky, O. V. Pantyukhin

The article presents the results of the development of a mathematical model for assessing the impact of misalignment of the stator and rotor of an automobile generator on its main electrical and electromechanical characteristics.

Key words: car, on-board electrical complex, quality, reliability.

Saxonov Alexander Sergeevich, postgraduate, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,

Makarichev Yuri Alexandrovich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,

Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,

Pantyukhin Oleg Viktorovich, doctor of technical sciences, docent, olegpantyukhin@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 621.31

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-4-519-524

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БОРТОВОГО ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АВТОМОБИЛЕЙ

У.В. Брачунова, В.Н. Козловский, П.А. Николаев, С.А. Васин

В статье представлены результаты анализа основных этапов развития и становления бортового электротехнического комплекса автомобилей.

Ключевые слова: автотранспортное средство, бортовой электротехнический комплекс.

Научно-технический прогресс в автомобилестроении неразрывно связан с развитием электротехнических и электронных устройств и компонентов, интегрированных в электротехнические системы (ЭТС) автомобилей. Понятие «электротехническая система» включает в себя сложную специализированную техническую систему, выполняющую функцию генерирования, распределения, преобразования электрической энергии и управления этими процессами, обеспечивающую автоматизацию рабочих процессов, безопасность движения и улучшение условий труда водителей [1]. Электротехнические системы автомобилей совершенствовались одновременно с развитием общей электротехники и электроники. Совокупность электротехнических систем автомобиля представляет собой бортовой электротехнический комплекс (БЭК).

К 30-м годам ХХ века в автомобилях сформирована простейшая электротехническая система. Она включала в себя: аккумуляторную батарею, динамомашину, реле, стартер, систему зажигания, амперметр, стеклоочиститель, фары, гудок. На рис. 1 представлена структурная схема

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.