Научная статья на тему 'Сравнение эффективности различных конструкций радиальных электромагнитных подшипников'

Сравнение эффективности различных конструкций радиальных электромагнитных подшипников Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Макаричев Ю. А., Ткаченко И. С.

Рассмотрены вопросы сравнения конструкций магнитных систем радиальных электромагнитных подшипников (ЭМП). Приведены расчетные кривые индукции в воздушном зазоре и предложены рекомендации по выбору радиальных ЭМП для различного типа электромагнитного подвеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнение эффективности различных конструкций радиальных электромагнитных подшипников»

8. Уайт Д., Вудсон Г. Электромеханическое преобразование энергии. Энергия, 1964. 527 с.

9. Лютахин Ю.И. Моделирование электромагнитных процессов и оптимизация геометрии вентильного двигателя на основе численного расчета магнитного поля: Автореф. дис. ... канд. техн. наук / Свердловск: УПИ, 1988. 20 с.

10. Лютахин Ю.И. Метод расчета дифференциальных параметров электромагнитных измерительных преобразователей: Тр. Второй всероссийской науч. конф. Ч. 2. Самара: СамГТУ, 2005. С, 171-173.

11. Акопян A.A., Саакян A.A. Многомерные сплайны и полиномиальная интерполяция / Успехи математических наук

1993. Т.48. Выл 5. С. 7-36. ’

12. Игнатов М.И., ПевныйА.Б. Натуральные сплайны многих переменных. Л.: Наука, 1991. 125 с.

13. Соболь ИМ., Статников Р.Б. Выбор оптимальных параметров в задачах с многими критериями. М ■ Наука.

1981.87 с. * J

14. Сегерлинд Л. Применение метода конечных элементов. М.: Мир, 1979. 392 с.

15. Ортега Дж., Рейиболдт В. Итерационные методы решения нелинейных систем уравнений со многими неизвестными. М.: Мир, 1976. 558 с.

16. Джордж А., Лю Дж. Численное решение больших разреженных систем уравнений. М.: Мир, !984. 333 с.

17. Абакумов AM, Хатидин В.М., Волков АЛ. Динамика линейного двигателя постоянного тока // Вестник УГТУ -УПИ №5(25). Электромеханические н электромагнитные преобразователи энергии и управляемые электромеханические системы. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003. С. 84-87

Статья поступила в редакцию 13 февраля 2006 г.

УДК 621.313

Ю.А. Макаринев, И. С. Ткаченко

СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ РАДИАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОДШИПНИКОВ

В статье рассмотрены вопросы сравнения конструкций магнитных систем радиальных электромагнитных подшипников (ЭМЛ). Приведены расчетные кривые индукции в воздушном зазоре и предложены рекомендации по выбору радиальных ЭМП для различного типа электромагнитного подвеса.

По закону Максвелла электромагнитное усилие, развиваемое плоскопараллельным магнитным полем, определяется следующим выражением

В2 S 2Мо

(1)

где 5 - площадь, через которую проходит индукция В, ¡л0=4 • п ■ 10~7, Гн/м, - удельная магнитная проводимость воздуха. Или в дифференциальной форме:

эм

В7 ‘dS 2Мо

(2)

Для цилиндрического ротора длиной / и диаметром D (рис. 1.)

В2 -l'D‘dq>

(3)

Проекции этой силы на ортогональные оси определятся следующим образом:

àfx =df3Mcos<p\ àfy=df3M’Sin<p.

(4)

(5)

Их геометрическая сумма определит равнодействующую:

d/эм =<¥х +dfy-

(6)

Р и с. 1. Электромагнитное усилие радиального магнита

Для дуги статора, ограниченной углами <р1 и <р2, проекции равнодействующей можно найти как определенные интегралы

, В2Ы , ю Чо2 . , ч

Л= Н-------со8ф-а<р=-------^В -со5р-аф; (7)

V, 4Ро 4М0 у,

- *\в*ы . . ю *\о3 .

/, = —-----зт<р'йф=--------ХВ-йимр-йф. (8)

¿*М, *М, I

Если известен закон распределения индукции в воздушном зазоре, то интегралы (7) и (8) определят значение результирующей электромагнитной силы. Пределы интегрирования при этом должны быть от 0 до 2 я. Кривая магнитной индукции в воздушном зазоре определяется конструкцией магнитной системы и законом распределения намагничивающих сил. Поэтому рассмотрим более подробно этот вопрос.

В радиальных подшипниках, малой грузоподъемности применяют явнополюсные магнитные системы индукторов. Чаще - внешнюю (рис. 2 а), реже - с внутренним индуктором (рис. 2 6).

Р и с. 2. Явнополюсные магнитные системы

Р и с. 3. Кривая индукции явнополюсной системы при симметричном питании катушек

Н.С. (намагничивающая сила) таких систем с сосредоточенными катушками и симметричным их питанием представляет собой прямоугольники (кривая 1 на рис. 3 построена для четырехполюсной системы).

Обычно число витков катушек полюсов wk одинаково. Исключением может быть подшипник, у которого внешняя сила имеет постоянную составляющую, например силу тяжести, значительно превышающую остальные воздействия. В этом случае целесообразно один из полюсов (или пару) сделать более мощным.

При симметрии полюсов wk, = wk2 ~ wk3 = wkj = wk величина «ступенек» кривой 1 (рис. 3) определяется произведением тока катушек и числа витков полюса ik -wk. Предполагается, что токи в катушках направлены так, что полюса чередуются, как в машинах постоянного тока. При центральном положении ротора и отсутствии насыщения кривая индукции в зазоре будет повторять кривую намагничивающих сил.

При изменении соотношения токов катушек, например гк2 = ik4, ik, = ikmax, гк3 =0, вид

кривой индукции в равномерном зазоре показан на рис. 4. Следует отметить, что без учета потоков рассеяния сумма потоков всех полюсов (площади, ограниченные кривыми индукций) равна нулю. Токи в катушках 2 и 4 задают равными и отличными от нуля по двум причинам: первое - они повышают «жесткость подвеса по этой оси»; второе - за счет намагничивающей силы четных полюсов возрастает индукция под первым полюсом и уменьшается паразитный ток третьего.

Р и с. 4. Кривая индукции при несимметричном литании катушек

Особенностью рассматриваемой конструкции является сильное влияние соседних полюсов друг на друга. Увеличение потока одного полюса невозможно без изменения потоков, смежных с ним. Если ротор смещен с центрального положения, то увеличение усилия по одной координате влечет за собой значительное изменение усилия по другой оси.

Введем понятие токовая зона £. Это часть окружности статора, обтекаемая током одного канала управления. Для конструкции на рис. 2 токовая зона будет равна полюсному делению £=х. Но это равенство справедливо не для всех конструкций магнитных систем. Как правило, 4 будет равна четверти длины окружности индуктора.

Другой тип конструкции с сосредоточенными обмотками - магнитопровод с независимыми полюсами (рис. 5). В этой конструкции магнитные потоки токовых зон практически не зависят от соседних, так как не имеют общих ферромагнитных путей для их замыкания.

У

Р и с. 5. Магнитопровод с независимыми полюсами

На рис. 6 показан вид кривой индукции при несимметричном питании для такой конструкции. Потоки полюсов зависят в этом случае только от Н.С. собственных катушек и магнитных проводимостей (в основном воздушных зазоров). Для данной системы характерно то, что на одну токовую зону приходится как минимум два полюса. На рис. 3 представлена восьмиполюсная конструкция, но полюсов может быть и больше, по 2, 3 и т.д. пары на одну токовую зону.

Р и с. б. Кривая индукции магнитной системы с независимыми полюсами

В представленной конструкции станина может и должна быть немагнитопроводной для того, чтобы свести влияние полюсов разных каналов управления к минимуму.

К достоинствам явнополюсных систем следует отнести:

- возможность получить большую амплитуду Н.С. полюса, используя мощные сосредоточенные катушки;

- простоту и технологичность конструкции.

К недостаткам:

- сильную взаимную зависимость усилий по осям в четырехполюсной конструкции;

- если магнитная система выполняется разъемной по межполюсному окну, то в магнито-проводе появляется дополнительный технологический зазор на участке, где проходит полный поток;

- сосредоточенные катушки имеют большую индуктивность, что отрицательно сказывается на быстродействии системы.

В явнополюсных системах с Ç = 2z практически полностью исключается влияние полюсов друг на друга и, следовательно, упрощается алгоритм управления системой.

В заключение отметим, что явнополюсные конструкции магнитной системы радиальных ЭМП наиболее полно проявляют свои достоинства в подшипниках относительно малой грузоподъемности. В системах большой мощности, как правило, применяют неявнополюсную конструкцию магнитопровода, у которой статор выполнен по аналогии с магннтопроводом асинхронного двигателя. Анализ достоинств и недостатков таких систем выходит за рамки настоящей статьи. Отметим лишь то, что выбор конструкции магнитной системы должен основываться на дальнейших более глубоких исследованиях магнитных полей и оптимизационных расчетах ЭМП.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Application of Active Magnetic Bearing to industrial rotating machinery. Actidyne News, №6. May 1996.

2. ВейнбергД.М, и др. Особенности управления четырехлолюсным радиальным электромагнитным подшипником // Изв. вузов. Электромеханика. 1983. №1.

3. В.Б. Метдин. Магнитные и магнитогидродинамические опоры / Под ред. А.И. Бертинова. М.: Энергия, 1968.

4. Ю.А. Макаричев. Математическая модель радиального магнитного подшипника с распределенной эубцово-паэовой структурой статора: Докл. межрегнон. науч.-техн. семинара в гг. Тольятти, Москва. М.: НТЦ Газпром, 1999.

5. Спирин A.B.. Сарычев А.П. Четырехлолюсный радиальный электромагнитный подшипник с дополнительными обмотками: Тр. ВНИИЭМ. М., 1987. Т. 83.

6. Фомин А Л. Теория электродинамического подшипника. М.: Электричество, 1966. №2.

7. Braunbek W., Frieschwebende Körper im elektrischen und magnetischen Feld. ZJ fur Pfysik. 112,1939, s. 753-763.

8. Журавлев Ю.Н. Активные магнитные подшипники: теория, расчет, применение. СПб.: Политехника, 2003. 206 С.

Статья поступила в редакцию 1 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.