Научная статья на тему 'Разработка маркетинговой информационной системы как необходимой составляющей управленческих решений в аграрных предприятиях'

Разработка маркетинговой информационной системы как необходимой составляющей управленческих решений в аграрных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка маркетинговой информационной системы как необходимой составляющей управленческих решений в аграрных предприятиях»

РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КАК НЕОБХОДИМОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Е.Г. Туболец, асп. Днепропетровского государственного аграрного университета

Преобразования, происходящие в аграрном секторе, не только способствуют повышению ответственности отдельных субъектов продовольственного рынка за качество принимаемых ими управленческих решений, но и в определенном смысле усложняют задачи информационного обоснования управленческого процесса. Качество управленческих решений во многом зависит от четкого функционирования маркетинговой информационной системы [3].

Так возникает необходимость разработки эффективной многоуровневой информационной системы агропромышленного производства, которая способствовала бы удовлетворению информационных потребностей всех участников продовольственного рынка: сельскохозяйственных производителей, перерабатывающих предприятий, интегрированных объединений, инфраструктуры рынка, органов государственного регулирования.

Недостатками сложившейся на данный момент системы информационного обслуживания агропромышленного производства можно считать: 1) недостаток информационных ресурсов, в первую очередь, рыночной и научно-технической информации производственного назначения, 2) доминирующие информационные потоки, которые не направлены на обслуживание производственных структур и населения, 3) функционирование системы базируется главным образом на устаревших бумажных технологиях сбора, систематизации, обработки и распространения информации и не обеспечивает необходимой оперативности, 4) отсутствие контактов и обмена информацией с международными и национальными центрами научной, информационной и деловой активности.

Одновременно этот перечень необходимо дополнить еще одним элементом, который связан с необходимостью усовершенствования функциональной направленности информационных потоков, формирующихся на данном этапе в системе агропромышленного производства. Речь идет об обеспечении приоритетной маркетинговой ориентации информационной системы.

Функционирование информационной системы предполагает группировки информационных потоков по следующим направлениям:

- определение текущего маркетингового статуса предприятия;

- определение фактических целей маркетинговой деятельности;

- определение оптимальных целей маркетинговой деятельности;

- определение средств достижения оптимальных целей.

Указанные направления являются общими регуляторами любой деятельности, связанной с информационным обеспечением хозяйственного и управленческого процесса аграрных предприятий. При этом необходимо отметить взаимосвязь предложенной концепции маркетинговой информационной системы с управленческим консультированием, что в рыночных условиях является важной функцией, которая обслуживает процесс принятия решений [1].

На современном этапе успех в конкурентной борьбе зависит, прежде всего, от скорости освоения новых технологий производства и отлаженной маркетинговой деятельности. Однако аграрные предприятия находятся в неравных условиях по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности. Особенности сельскохозяйственного производства не позволяют производителям сельскохозяйственной продукции быстро переориентироваться в соответствии с ситуацией на продовольственном рынке.

По этому поводу М.Ф. Крапивко отметил, что «нужно отработать модели информационных систем аграрных предприятий различных типов, которые обеспечили бы качественное управление производственной и маркетинговой деятельностью предприятий, их взаимодействие с окружающей средой. Для коллективных предприятий это может быть модификационно-информационная система, в основе которой бизнес-план и расходно-ценовой анализ, финансовый и управленческий учет, для кооперативов и интегрированных объединений - информационная система с финансово-расчетными центрами, для малых и фермерских хозяйств - консультационные фирмы аудиторского типа, для личных (подсобных) хозяйств жителей села - информационные центры и т.д.» [2].

Мировой опыт использования таких систем в США, Германии, Нидерландах и других странах свидетельствует о том, что они являются эффективным рычагом в системе аграрного производства и обеспечения его конкурентоспособности [2].

В мире резко расширяется использование информационных технологий для устойчивого

ведения сельского хозяйства. Использование современных интерактивных технологий в условиях маркетинговой ориентации предприятия является необходимым условием повышения эффективности ведения бизнеса вообще и маркетинговой деятельности в частности. Одной из самых распространенных на сегодня таких технологий является интернет-технология.

Интернет-технологии в контексте современной маркетинговой ориентации предприятий следует рассматривать как действенный инструмент повышения эффективности деятельности фирмы на рынке и как специфическую среду осуществления коммерческих операций и устройство эффективных внутренних и внешних коммуникаций. Ясно одно: без использования Интернета сегодня невозможно представить эффективным осуществление любой маркетинговой функции: от комплексного исследования рынка, формирования стратегии продуктовой, ценовой, распространения до продвижения продукции.

Маркетинговые исследования могут быть проведены на новом качественном уровне с использованием е-шай-маркетинга; исследова-

нию целевой аудитории способствует мгновенная обратная связь через Интернет, которая предлагает интерактивный режим работы.

Таким образом, для повышения качества управленческих решений перед аграрными предприятиями возникает необходимость разработки эффективной маркетинговой информационной системы.

Источники

1. Ерохин К.Я. Управление маркетинговой деятельностью в сельскохозяйственном производстве /Збiрник наукових праць ЛСГ1 «Економ1чш науки» - Луганськ, 2001.

2. Кропивко М.Ф. 1нформацшна система як фактор забезпечення життeдiяль-ностi сшьськогосподарських виробниюв у ринкових умовах // Економша АПК. - 1999. - № 1. - С. 126.

3. Мороз Л.А., Чухрай Н.Г. Маркетинг: Навчальний поабник; Збiрник вправ. - Львiв: Державний ушверситет «Львiвська полггехшка» (1нформацшно-видавничий центр «ЩТЕЛЕКТ+» 1нститут тдвищення квалiфiкацil та перетдготовки ка^в), 1999. -244 с.

МОДЕЛЬ МАРКЕТИНГОВОГО АУДИТА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Н. И. Степаненко, к.э.н., доц., Житомирского национального агроэкологического университета

Особенность современных условий деятельности предприятий сферы сельскохозяйственного производства заключается в компли-ментарности их стратегических целей, которая предусматривает, с одной стороны, ориентацию на глобальные тенденции функционирования продовольственных рынков, с другой -необходимость адаптации к реалиям внутреннего рынка. Учитывая это, немаловажное значение приобретает формирование эффективной товарной политики сельскохозяйственных предприятий как инструмента обеспечения их экономической устойчивости в условиях турбулентности бизнес-среды. Особенно актуальным представляется обеспечение инновацион-ности товарной политики как ключевой детерминанты развития сельскохозяйственных предприятий на стратегическую перспективу. В этом контексте важной является необходимость внедрения действенного механизма разработки и реализации товарной политики сельскохозяйственных предприятий на основе системности маркетинговой деятельности. Поэтому сейчас насущной является необходимость введения экономически взвешенных механизмов согласования интересов всех субъек-

тов аграрного рынка. Прежде всего это касается гармонизации темпов инновационных преобразований в их деятельности, охватывающих главным образом их товарную политику как системообразующую составляющую маркетинговой деятельности аграрных предприятий. Незаурядную роль в этом процессе играет информационная составляющая с учетом необходимости обеспечения актуальности аграрных предприятий на целевых рынках. Следовательно, необходимостью исследования дальнейшего развития аграрных предприятий и их эффективного функционирования на основе инновационного характера товарной политики, а также разработки научно обоснованных продуктовых стратегий сельхозпредприятий определен выбор темы данного исследования.

В современной экономической литературе существенное внимание уделяется вопросам методологии формирования товарной политики и развития таких ее составляющих, как конкурентоспособность товара, ассортиментная политика, жизненный цикл товаров, новые товары, торговая марка (бренд товара), его сервисная поддержка. Значительная часть исследований отражает новые научные подходы к ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.