Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - КАНДИДАТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В МИРОТВОРЧЕСКИХ МИССИЯХ'

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - КАНДИДАТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В МИРОТВОРЧЕСКИХ МИССИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД -КАНДИДАТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В МИРОТВОРЧЕСКИХ МИССИЯХ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ООН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баева Екатерина Владимировна, Буркова Марина Алексеевна, Давыдова Елена Анатольевна

Целью данной работы является разрешение существующего противоречия между потребностью в объективной оценке качества подготовки сотрудников ОВД - кандидатов для участия в миротворческих миссиях, исходя из конкретных целей обучения, и существующей системой получения конкретных результатов учебной деятельности посредством количественного способа оценивания знаний, умений и навыков (педагогическое тестирование). В данной статье рассматривается актуальная проблема оценки качества образовательного процесса во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России при подготовке кандидатов для участия в миротворческих миссиях ООН. Научная новизна работы заключается в представлении частных критериев сформированности профессиональной компетентности международного полицейского ООН (мотивационный, коммуникативно-деятельностный, когнитивный и личностно-результативный) и показатели к каждому из этих критериев. В результате разработана система объективной и всесторонней оценки образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баева Екатерина Владимировна, Буркова Марина Алексеевна, Давыдова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - КАНДИДАТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В МИРОТВОРЧЕСКИХ МИССИЯХ»

13.00.08 Теория и методика профессионального образования

Баева Екатерина Владимировна

к. пед. н.

PhD

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России

г. Домодедово AuthorID: 1036698 PhD (pedagogics) ORCID 0000-0002-3556-2607 Буркова Марина Алексеевна Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России

г. Домодедово AuthorID: 961049 Давыдова Елена Анатольевна Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России

г. Домодедово

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - КАНДИДАТОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В

МИРОТВОРЧЕСКИХ МИССИЯХ

Baeva Ekaterina Vladimirovna

All-Russian advanced training institute of the Ministry of the interior of the Russian Federation

Burkova Marina Alekseevna

All-Russian advanced training institute of the Ministry of the interior of the Russian Federation

Davidova Elena Anatolyevna

All-Russian advanced training institute of the Ministry of the interior of the Russian Federation

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.5.75.179 Аннотация. Целью данной работы является разрешение существующего противоречия между потребностью в объективной оценке качества подготовки сотрудников ОВД - кандидатов для участия в миротворческих миссиях, исходя из конкретных целей обучения, и существующей системой получения конкретных результатов учебной деятельности посредством количественного способа оценивания знаний, умений и навыков (педагогическое тестирование). В данной статье рассматривается актуальная проблема оценки качества образовательного процесса во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России при подготовке кандидатов для участия в миротворческих миссиях ООН. Научная новизна работы заключается в представлении частных критериев сформированное™ профессиональной компетентности международного полицейского ООН (мотивационный, коммуникативно-деятельностный, когнитивный и личностно-результативный) и показатели к каждому из этих критериев. В результате разработана система объективной и всесторонней оценки образовательного процесса.

Ключевые слова: критериально-оценочная система образовательной деятельности, образовательные цели, компетенции сотрудников ОВД -кандидатов для участия в миротворческих миссиях, образовательные стандарты ООН.

Введение

Актуальность. В соответствии с приказом МВД России от 30 августа 2000 г. № 914 «Об организации участия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в миротворческих миссиях» [1] на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России в Центре подготовки сотрудников органов внутренних дел для участия в миротворческих миссиях (далее -Центр) ведется обучение сотрудников органов внутренних дел для участия в миротворческих миссиях ООН. Традиционно обучение заканчивается педагогическим тестированием и сдачей международного экзамена SAAT специально приглашаемой в Российскую Федерацию экспертной комиссии ООН.

Однако в связи с переходом отечественного образования на новую парадигму и соответствующие образовательные стандарты, существующая сегодня система оценивания, сформированная в рамках знаниевой парадигмы образования и поэтому отражающая лишь результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, не удовлетворяет в полной мере современным требованиям компетентностного подхода. В центре внимания профессионального педагогического сообщества и участников образовательного процесса оказалась проблема создания надежной, прозрачной, валидной и технологичной системы оценивания учебных достижений обучающихся, обладающей системным, междисциплинарным характером и учитывающей индивидуальные особенности

учащихся [2]. Согласно новым требованиям образовательный процесс должен быть доступным, гибким, основываться на взаимосвязанной работе его участников по реализации целей и выбору содержания (в рамках государственных стандартов) средств и способов деятельности [3]. Таким образом, оценка достижений планируемых результатов образования является и целью, и элементом содержания, и средством обучения и учения. Вслед за Е.Э. Кривенцовой и Н.А. Гуниной мы считаем, что система оценивания - это не только констатирующий элемент образования, но и способ получения интегральной

дифференцированной информации о процессе преподавания и процессе учения, способ отслеживать индивидуальный прогресс в достижениях планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для обучающихся и преподавателей, отслеживать эффективность образовательной программы и правильность выбора педагогами методов обучения [4]. Поэтому целью данной статьи является разработка метода оценки компетенций сотрудников ОВД, прошедших подготовку на базе Центра.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- определить образовательные цели подготовки сотрудников ОВД для миротворческой миссии и способы их реализации;

- разработать констатирующие и формирующие критерии оценивания качества подготовки сотрудников ОВД для участия в миротворческих миссиях.

Исследование проводилось на основе теоретических методов (педагогическая диагностика; анализ и синтез научной литературы, литературных источников, контент-анализ нормативных документов, регламентирующих организацию подготовки сотрудников ОВД для участия в миротворческих миссиях) и эмпирических методов (педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). Роль педагогического наблюдения значительна, так как оно достаточно адекватно отражает динамику развития уровня профессиональной

компетентности кандидатов для участия в миротворческих миссиях. Важно отметить, что весь профессорско-преподавательский состав кафедры на протяжении всего периода обучения был задействован в процессе непрерывного, широкого, включенного педагогического наблюдения, и какие-либо изменения заносились в специально разработанные карты. Таким образом, путем пролонгированного систематического наблюдения выявились изменения, закономерности, устойчивые тенденции в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система оценивания может являться весомым информативным источником для ООН по каждому из кандидатов в контексте его мотивации,

отношения к профессиональной деятельности, способности к обучению, реакции на новизну в окружающей обстановке.

Образовательные цели подготовки сотрудников ОВД для миротворческой миссии и способы их реализации

Проблема оценочной деятельности - одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Так, в исследованиях отечественных ученых В. А. Болотова [5], Э. М. Короткова [6], В. А. Хлебникова [7], М. Б. Челышковой [8] отражены теоретические основы педагогических измерений и инновационные методы управления качеством образования. В. С. Аванесов [9], Н. Ф. Ефремова [10] подходили к объективному оцениванию учебных достижений на основе мониторинга качества образования и педагогических измерений. Современные подходы к оценке учебных достижений учащихся рассматриваются в работах

B. К. Загвоздкина [11], Е. К. Михайловой [12,13], М. А. Пинской [14] Среди зарубежных исследователей проблемой оценивая качества образования занимались Б. Блум [15], С. М. Брукхарт [16]. С позиции формирующего и суммирующего оценивания разработаны подходы к осуществлению оценивания учебных достижений отечественными исследователями: Г. Б. Голуб, И.

C. Фишман [17].

На базе изучения научной литературы и личного педагогического опыта мы считаем, что не стоит обделять вниманием выявляющиеся в процессе обучения индивидуальные способности и возможности обучающихся. В этой связи оценивание должно приобрести новую функцию -формирующую. Глоссарий терминов Болонского процесса определяет формирующее оценивание («formative assessment») как процедуру оценки, интегрированную в процесс обучения, результаты которой учитываются при итоговой оценке, что требует разработки технологических подходов к реализации формирующего оценивания индивидуальных достижений сотрудников ОВД, при которых анализируются не только приобретенные знания и умения, но и ценностные установки, а также поведение обучающихся.

Подход к образовательному процессу как единству обучения, воспитания и развития позволяет выделить соответствующие цели учебного процесса. Так, образовательные цели предполагают усвоение знаний, формирование умений и навыков; развивающие цели формируют мышление и память, а также раскрывают творческий потенциал обучающихся;

воспитательные цели развивают научные взгляды, нравственное и эстетическое восприятие. Все выше перечисленное является составными частями профессиональной компетентности обучающегося, как результата образовательной деятельности, что не противоречит требованиям, заложенными в нормативных документах ООН [18]. Подготовка и обучение кандидатов для участия в

миротворческих миссиях направлена на формирование компетентного сотрудника полиции ООН, обладающего всеми необходимыми профессиональными, личностными, моральными качествами, способного выполнять служебные обязанности в многонациональном коллективе в условиях проведения миротворческой операции в странах, охваченных межнациональными конфликтами. При этом в процессе обучения слушатели наравне с приобретением знаний, развитием умений и формированием навыков в области профессиональной деятельности, развивают свои познавательные и

интеллектуальные способности, повышают уровень иноязычной компетенции, тем самым трансформируя владение иностранным языком в средство познания иноязычных научных и культурных сфер. Кроме того, соприкосновение в течение учебного процесса с высшими ценностями и принципами гуманизма, уважения прав человека и культурного разнообразия оказывает большое воспитательное воздействие.

Обобщая вышесказанное, является целесообразным сформулировать образовательные цели подготовки полицейских миротворцев (таблица 1).

Таблица 1.

Образовательные цели подготовки полицейских миротворцев

Типы целей

Содержание

Обучающие

Совершенствование имеющихся и формирование новых компетенций у сотрудников ОВД - кандидатов для участия в миротворческих миссиях, включающие в себя языковые знания, умения и навыки для осуществления эффективного межличностного и профессионального иноязычного взаимодействия; способности руководствоваться в служебной деятельности основополагающими принципами проведения миротворческих операций; профессиональные стандарты деятельности полиции ООН; знание и понимание положений стратегического руководства по организации деятельности международной полиции ООН, мандатов миротворческой операции или политической миссии, в которую может быть отправлен кандидат, основных направлений в области защиты прав человека и т.д.; владение навыками безопасного обращения с огнестрельным оружием и применения его при исполнении служебных обязанностей, управления полноприводным транспортным средством; умение пользоваться персональным компьютером и грамотно составлять служебные документы в прикладных компьютерных программах._

Воспитательные

Формирование у слушателей гуманистического мировоззрения, обуславливающего проявление внимания, толерантности, уважения и интереса к собеседнику независимо от национальности, вероисповедания, расовой принадлежности; совершенствование нравственных и эстетических качеств личности кандидата для участия в миротворческих миссиях; привитие любви и уважения как к родной культуре, так и к культуре другого государства, и, следовательно, воспитание патриотических чувств, воспитание уважения к национальному разнообразию.

Развивающие

Развитие посредством иноязычной речевой деятельности творческих, интеллектуальных и научных возможностей у слушателей (внимание, мышление, память); волевых качеств, коммуникативных умений, осознание кандидатами для участия в миротворческих миссиях собственных языковых потребностей._

Соответственно, указанные цели являются основой для стратегического планирования учебного процесса, отбора учебного материала, методов и средств учебно-воспитательного процесса, а также ориентиром для определения конечных результатов обучения в виде сформированных компетенций сотрудника полиции ООН.

Реализация обучающих целей подготовки сотрудников ОВД - кандидатов для миротворческой деятельности осуществляется посредством формирования знаний, умений и навыков, которые призваны обеспечивать соответствующую профессиональную

компетентность сотрудника полиции ООН.

Основными способами реализации обучающих целей являются:

- усиление роли иноязычной составляющей в преподавании всех видов учебных дисциплин,

предусмотренных учебным планом подготовки кандидатов для участия в миротворческой миссии. Это связано с тем, что весь процесс обучения в Центре ведется на английском и французском языках, и овладение иноязычной компетенцией является, одновременно, и целью и средством достижения учебных результатов;

- следование практико-ориентированной траектории обучения путем внедрения в учебный процесс сценариев, ситуаций, создания общей атмосферы, приближенной к условиям повседневной служебной деятельности в миротворческой миссии;

- комплексное применение инвариантных обучающих методик с позиции андрагогического подхода к обучению кандидатов для участия в миротворческих миссиях;

- совершенствование практики самостоятельной работы слушателей с

использованием разработанных кафедрой заданий, учебных пособий, экзаменационных вопросов, тестов, специализированных компьютерных программ;

- оптимизация и регулярное обновление учебной программы, содержания учебно-тематического плана и дидактических материалов в соответствии с образовательными стандартами ООН.

Реализация воспитательных целей. В основе реализации воспитательных целей лежат следующие задачи: воздействие на сознание, чувства, волю кандидатов с целью осознания и понимания ими ценности и значимости профессионального роста; воспитание в слушателях чувства патриотизма и уважения к культурному и национальному разнообразию, высокой нравственности, эмоционально-психологической устойчивости.

Важно заметить, что развитие иноязычной коммуникации способствует росту национального самосознания, расширению кругозора, развитию интеллекта, познавательных способностей, необходимых для успешной профессионально-служебной деятельности сотрудника

международной полиции ООН.

Основными способами реализации воспитательных целей являются:

- формирование и развитие высокой нравственности, уважения к культурному и национальному разнообразию посредством использования иностранного языка как хранилища духовных ценностей и исторической информации;

- формирование и развитие чувства профессионального достоинства, уважения к профессии, осознание личной ответственности перед социумом;

- развитие общей культуры слушателей в ходе образовательного процесса.

Реализация развивающих целей.

Профессионально ориентированное обучение слушателей является личностно-развивающим фактором в области интеллектуальных и когнитивных способностей (внимания, мышления, памяти). Особенно значимую роль в этом аспекте играет развитие иноязычной коммуникативной активности.

Основным способами реализации развивающих целей в процессе подготовки сотрудников ОВД - кандидатов для участия в миротворческих миссиях являются:

- ориентирование преподавателя на помощь слушателям в раскрытии своих иноязычных способностей, содействие их усилиям по самосовершенствованию и самовыражению в иноязычной коммуникации;

- стимулирование познавательной активности слушателей;

- осуществление перехода от традиционной педагогической модели обучения к андрагогической. Сущностью новой модели обучения является смена парадигмы «человека знающего» (владеющего системой знаний, умений и навыков) на «человека, подготовленного к жизнедеятельности», то есть способного применить свои знания, умения и навыки на практике, творчески мыслить и действовать в спонтанной коммуникативной ситуации [19].

Таким образом, в результате анализа образовательных целей процесса подготовки сотрудников ОВД для участия в миротворческих миссиях ООН перед профессорско-преподавательским составом кафедры Центра встала задача разработки объективной критериально-оценочной системы результатов учебного процесса согласно указанным ранее целям.

Разработка констатирующих и формирующих критериев оценивания качества подготовки сотрудников ОВД для участия в миротворческих миссиях

Опыт проведения педагогических

исследований показывает, что при разработке критериев результативности педагогических явлений (процессов) необходимо учитывать следующие требования: исходить из цели и задач конкретного педагогического явления; отбирать такие критерии, которые объективно отражают признаки, присущие изучаемому явлению независимо от воли и сознания субъекта, — наиболее существенные и устойчивые, раскрывающие его основное содержание. Следовательно, для каждого конкретного педагогического явления должна быть разработана своя система критериев. При этом общим для их определения будет то, что каждый критерий выражает высший уровень изучаемого явления, служит идеальным образцом, при сравнении с которым можно установить степень соответствия реальных явлений идеалу [20, С. 102].

Исходя из изложенного, во время подготовки полицейских миротворцев констатирующие критерии применяются для оценивания достижения конкретных результатов учебной деятельности, или же формально-объективных учебных показателей во время итогового экзамена. Условия проведения данного экзамена предусматривают оценивание результатов по недифференцированной шкале

«удовлетворительно - неудовлетворительно» (таблица 2). Но в то же время оценивание по каждому констатирующему критерию

производится в соответствии с десятибалльной системой. Кандидату необходимо набрать 6 баллов, или же 60% по каждому критерию для того, чтобы успешно сдать экзамен.

Таблица 2.

Констатирующие критерии ключевых компетенций сотрудников ОВД в рамках подготовки для _участия в миротворческих миссиях ООН__

Компетенция Критерии оценки Уровни оценки

Неудовл. (< 60%) Удовлет. (>60%)

1.Компетенция в области деятельности ООН по сохранению мира Знание и понимание теоретических основ миротворческой деятельности ООН

Знание и понимание основ деятельности полиции ООН

2. Языковая компетенция Владение устной речью

Владение письменной речью

Владение навыками чтения

3. Компетенция по управлению полноприводным автомобилем Знание правил вождения в условиях миротворческой операции и правил дорожного движения

Выполнение упражнения заезд в гараж и параллельная парковка

Вождение по городу

4. Компетенция по обращению огнестрельным оружием Выполнение упражнения по неполной разборке и сборке пистолета

Выполнение упражнения по стрельбе № 1

Выполнение упражнения по стрельбе № 2

5. Компетенция работы на персональном компьютере Выполнение упражнения по составлению документа (таблицы, презентации) в программе MS Office

Формирующие критерии. Формирующие критерии используются для оценивания субъективных факторов, влияющих на мотивы,

возможности

отношение, способности и обучающихся.

Для объективной и формирующей оценки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогических явлений при кандидатов для участия в миротворческих миссиях мы выделили следующие группы формирующих критериев: мотивационные, коммуникативно-

всесторонней исследуемых подготовке

деятельностные, когнитивные и личностно-результативные, а также определили их уровни и показатели (таблица 3).

Педагогический опыт и анализ педагогической практики в области обучения кандидатов для участия в миротворческих миссиях позволил выделить четыре уровня оценки: очень высокий, высокий, средний и низкий. Каждый из названных уровней конкретизирован дидактическими показателями по всем выбранным критериям.

Таблица 3.

Уровни и показатели формирующих критериев

Критерии Уровни

Очень высокий Высокий Средний Низкий

Мотивационн ый Высокая мотивация к систематическо му и планомерному совершенствова нию ключевых компетенций Стремление и интерес к самосовершенствова нию в области миротворческой деятельности. Слушатель занимается самосовершенствова нием в области миротворческой деятельности, но требуется дополнительное стимулирование. Отсутствие интереса и стремления к совершенствова нию в области миротворческой деятельности.

Коммуникати вно -деятельностн ый Умение определять цели и задачи иноязычной речевой деятельности, умение моделировать ситуацию Умение эффективно пользоваться языковыми знаниями, умениями и навыками в профессионально- служебной деятельности, владение Слушатель знаком с целями и задачами профессиональной речевой деятельности на иностранном языке, но не всегда конкретизирует их в соответствии с коммуникативной Обучающийся знаком с целями и задачами профессиональн ой речевой деятельности на иностранном языке, но не стремится

общения, исходя

из собственного

опыта, владение

языковым

инструментарие

м в аспекте

профессиональн

ой деятельности,

реализация

оптимального

варианта

речевого

поведения в

процессе

решения

коммуникативн

ых задач на

иностранном

языке.

иноязычным инструментарием в аспекте

профессиональной

деятельности,

умение

осуществлять

адекватный подбор

речевых средств для

решения

коммуникативных задач на

иностранном языке.

ситуацией; недостаточно свободно владеет иностранным языком (английским и/или французским), допускает ошибки и неточности в

использовании языкового инструментария; фрагментарно, не всегда

последовательно использует в

процессе речевой деятельности на иностранном языке знания специальной лексики; испытывает затруднения в

подборе речевых средств для решения социально и

профессионально обусловленных коммуникативных задач.

применить свои

языковые

знания;

допускает

грубые ошибки

при построении

высказывания;

либо очень слабо

владеет

иностранным

языком

Когнитивный

Потребность в рефлексии, оценке и

коррекции стиля и поведения в конкретной ситуации общения и

окружающем коллективе

Анализ цели и задач речевой

деятельности на иностранном языке, осознание

потребности в

качественной и эффективной профессиональной речевой

деятельности на иностранном языке.

Самооценка стиля общения и речевого поведения на

иностранном языке.

Слушатель не

осознает

значимости

профессиональн

ой

компетентности в области

миротворческой деятельности

Личностно-

результативн

ый

Обучающийся инициативен и результативен при решении социально и профессиональн о обусловленных коммуникативн ых задач,

наличие

стремления к

творческому

решению

профессиональн

ых

коммуникативн ых задач.

Анализ и оценка результатов речевой деятельности на иностранном языке, стремление добиваться позитивных результатов в

учебной и

внеучебной речевой деятельности, самостоятельность при решении

социально и

профессионально обусловленных коммуникативных задач.

Позитивные

результаты учебной и

внеучебной

деятельности

неустойчивы,

уровнем своей

профессиональной

подготовленности к

миротворческой

деятельности обычно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

удовлетворен.

Учебная и

внеучебная

речевая

деятельность

обучающегося

непродуктивна;

активности в

решении

учебных и

служебных

коммуникативн

ых задач не

проявляет;

критику уровня

своей

профессиональн ой

компетентности

воспринимает

болезненно.

Заключение

Таким образом, цель данного исследования, заключающаяся в разработке метода оценки компетенций сотрудников ОВД - кандидатов для участия в миротворческих миссиях после прохождения соответствующего обучения, достигнута. Использование новой системы оценивания позволит преподавателям максимально отслеживать степень сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных навыков в совокупности с их личностным ростом. Разработанное нам критериальное оценивание соответствует образовательным целям и не зависит от настроения преподавателя.

Анализ научной литературы по изучению проблемы оценивания образовательного процесса и личный педагогический опыт позволил определить образовательные цели подготовки сотрудников ОВД для миротворческой миссии и способы их реализации, на основе чего были разработаны констатирующие и формирующие критерии оценивания качества подготовки сотрудников ОВД - кандидатов для участия в миротворческих миссиях, что позволяет более объективно и всесторонне оценить индивидуальные достижения обучающихся, которые могли бы стать важным информативным ресурсом для ООН по каждому кандидату.

Разработанные профессорско-

преподавательским составом кафедры критерии и показатели проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности и определяют

качественную характеристику результатов развития профессиональной компетентности сотрудников ОВД - кандидатов для участия в миротворческих миссиях в процессе обучения.

Перспектива дальнейшего исследования видится в экспериментальном апробировании данной системы оценивания качества образования в других направлениях подготовки сотрудников ОВД на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России. Это могло бы существенно не только расширить обратную связь с комплектующими органами, выделяющими сотрудников ОВД для повышения квалификации, но и повысить мотивацию учебной деятельности слушателей.

Литература:

1. Об организации участия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в миротворческих миссиях: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 августа 2000 г. № 914 // СПС «Консультант Плюс»

2. Красноборова, А. А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / - Пермь, 2010. - 217 с.

3. Боброва, И. Сетевые проекты и управление качеством образования./ И. Боброва // Директор школы. 2008. - №2. - С. 36-41.

4. Кривенцовой, Е.Э. и Гуниной, Н.А. Система критериального оценивания как инструмент измерения качества образования: текущее и итоговое оценивание/ вопросы современной науки и практики. университет им.

B.И. Вернадского. - 2016.- №1(59) - С.159-164

5. Болотов, В.А. Об оценке качества образования. // Воспитание школьников. №3, 2007,

C.1-6.

6. Коротков. Э.М. Управление качеством образования/Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. -М.: Академический Проект, 2007. - 320 с.

7. Хлебников, В.А. Как нам реорганизовать ЕГЭ/ В.А. Хлебников // Народное образование.

2006.- №7. - С. 29-38.

8. Челышкова, М.Б. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых в России и за рубежом : Обзорный доклад / М.Б. Челышкова // Теория и практика квали-метрического мониторинга образования в России /под. ред. А.И. Субетто.- М., 1999.-62с.

9. Аванесов, B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний Текст. / B.C. Аванесов.

— М.: Исслед. центр, 1994. 123 с.

10. Ефремова, Н.Ф. Тестовый контроль в образовании. Учебное пособие.- М.: Логос,

2007. 386с.

11. Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений -нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки/В.К. Загвоздкин/Шк. технологии. 2004. № 3. С. 179-185.

12. Михайлова Е. К. Критериально-уровневое оценивание как фактор стимулирования учебной траектории школьников / Е. К. Михайлова // Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). 2010. № 5. С. 179-184.

13. Михайлова Е. К. Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества обучения / Е. К. Михайлова // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2012. №1.

14. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская.

- М.: Логос, 2010 - 264 с.

15. Bloom, B.S. Taxonomy of Educational Objectives: 2 books. Book 1 Cognitive Domain. NY: Longman Publishing.- LONGMANS.- 1975, 216 p.

16. Brookhart M.S. How to create and use rubrics for formative Assessment and Grading. Alexandria, 2013.- 160 p.

17. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007 - 244 с.

18. United Nations Standard Operating Procedure:Assessment for Mission Service of Individual Police Officers/ United Nations Standard Operating Procedure:Assessment for Mission Service of Individual Police Officers.-

57 p. 2019. URL:

https ://police.un. org/sites/default/files/sop_2019 .pdf

19. Баева Е.В. К вопросу о риторической подготовке сотрудников ОВД в системе повышения квалификации с позиции андрагогического подхода // Организация учебной

и воспитательной работы в вузе. Вып. 6. — М.: РГУП, 2017, С.146-153.

20. Лазуткина, Л. Н. Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов : дис. ... д-ра пед. наук 13.00.08/ Лазуткина Лариса Николаевна. — М., 2008. — 462 с.

Кривошеева О.В.

Старший викладач

Хартвського нацюнального утверситету мистецтв ¡м. I. П. Котляревського,

вул. Чернишевського 79, м. Харюв, Украша Астрантка Запоргзького нацюнального унгверситету вул. Жуковського, 66, Запор1жжя, Украша orcid. org/0000-0002-3 754-594X

ЦИФРОВ1 ТЕХНОЛОГИ ТА ПРОБЛЕМА IFPOBOÏ ШПРОВВИЦП У ПРОФЕС1ЙН1Й ЩДГОТОВЩ МАЙБУТНЬОГО АКТОРА

Kryvosheieva O. V.

Kryvosheieva O. Lecturer, Kharkiv National University of Art, Chernyshevsky st. 79, Kharkiv, Ukraine Postgraduate student of Zaporizhzhia National University Zhukovskogo St. 66, UA-69600, Zaporizhzhia, Ukraine orcid. org/0000-0002-3 754-594X

DIGITAL TECHNOLOGIES AND THE PROBLEM OF GAME IMPROVISATION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE ACTOR

Стаття присвячена маловивченому феномену прово! iмпровiзацil в епоху виникнення та активного розвитку цифрових технологш в контексп пвдготовки майбутнього фахiвця. Автор розглядае важливють використання вправ на iмпровiзацiю для розвитку здатносп до комушкацп та кооперащя, створення особливого етичного творчого мжроктмату, творчо! атмосфери, яш сприяють максимальному виявленню кожного студента. Представлено обгрунтування необхвдносп такого тренування оргашзму, яке формуе в студентах специфiчне iгрове самопочуття. У статтi розглядаються основнi проблеми, щодо професшно! шдготовки актора засобом прово! iмпровiзацi!. На приклащ представлено змiст заняття з акторського треншгу.

The article is devoted to the little-studied phenomenon of game improvisation in the era of emergence and active development of digital technologies in the context of training a future specialist. The author considers the importance of using improvisation exercises to develop the ability to communicate and cooperate, create a special ethical creative microclimate, creative atmosphere, which contribute to the maximum identification of each student. The substantiation of necessity of such training of an organism which forms in pupils a specific game state of health is presented. The article considers the main problems of professional training of the actor by means of game improvisation. An example is the content of an actor's training session.

Ключовi слова: iгрова iмпровiзацiя, цифровi технологи, третнг, профестна пiдготовка, майбуттй актор.

Key words: game improvisation, digital technologies, training, professional training, future actor.

Постановка проблеми

Сьогодш сучасний свгг диктуе нам новi умови юнування, яш пов'язаш з щоденним розвитком цифрових технологш. За останш 20 рошв науково техшчний прогрес досяг неабиякого розвитку. Все бшьше часу майбутш студенти театральних навчальних заклащв проводять у вiртуальному свт, замiнюючи живу комушкацш - вiртуальною. Ця ситуащя посилилася завдяки хвороб^ яка поширилася на весь свгг СОУГО-19 та сприяла тому, що навчання акторськш майстерносп перейшло у онлайн-режим. Для акторсько! професп

таш реалИ вкрай негативно позначаються на здатносп до виконавсько! дiяльностi, тому що втрачаеться найголовнiше - це «жива» взаемодiя мгж акторами, швидшсть реакц!1, сприйняття, тiлесна виразшсть. 1грова iмпровiзацiя е одним з методiв в;дновлення втрачених навичок до спшкування, до умiння «чути та бачити» партнера на сценi, емоцшно реагувати та вмiти виразити реакцш усiм тiлом. Все частiше у театральнш практицi зустрiчаеться проблема - «розмовляючо! голови», коли студент не може виразити те, що в;дчувае: тiло, яке повинно бути головним засобом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.