Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРОБИЗНЕСА'

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРОБИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ЦЕЛЬ / АГРОБИЗНЕС / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буздов З.З.

В статье рассмотрены проблемы связанные с разработкой критериев оценки эффективности агробизнеса. Определена цель менеджмента в управлении эффективностью агробизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРОБИЗНЕСА»

Итак, становление и развитие социального предпринимательства в Украине, с одной стороны, будет определяться особенностями и тенденциями развития мировой экономики и международными социальными стандартами, а с другой стороны - будет отражать социально-политические и экономические проблемы внутри государства. Положительной тенденции развития социального предпринимательства на Украине будет способствовать продвижение в международное информационное пространство с помощью современных компьютерных технологий.

Использованные источники:

1. Martin R.L. Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition. Stanford Social Innivation Review. Spring, 2007.

2. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. / Отв. ред. А. А. Московская; Нац. исслед. ун-т'' Высшая школа экономики''. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 284с.

3. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учебное пособие / отв. ред. А.А. Козлов. - М.: Логос, 2004.

4. Искорцева Н.В. Менеджериализация социальных сервисов: основные принципы и проблемы. // Журнал исследований социальной политики. -2010. - № 4. С. 479-498.

5. Назарчук В. О критерии социального предприятия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gurt.org.ua/blogs/% D0% 92% D0% B0% D% BA/1127/

Буздов З.З., к.э.н.

доцент, заведующий кафедрой «Менеджмент организации» ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный

университет им. В.М. Кокова» Россия, г. Нальчик РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

АГРОБИЗНЕСА

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы связанные с разработкой критериев оценки эффективности агробизнеса. Определена цель менеджмента в управлении эффективностью агробизнеса.

Ключевые слова: эффективность, управление, цель, агробизнес, показатели.

Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации АПК, как правило, основана на анализе разнообразных финансовых и нефинансовых показателей. Традиционно в управлении под эффективностью подразумевают характеристику системы,

демонстрирующую ее результативность, производительность и экономичность.

В классическом учебнике Р. Дафта «Менеджмент» эффективность компании трактуется как степень ее приближения к поставленной цели, которая показывает, насколько компания преуспела в выполнении своих

функций, т.е. в предоставлении потребителям необходимых им товаров и услуг [3]. В учебнике Р. Гранта «Современный стратегический анализ» отмечается, что согласно методам оценки деятельности компании в основном меньше уделяют внимания денежным потокам в будущем, а больше - текущим и прошлым показателям эффективности деятельности, обычно базирующимся на бухгалтерских расчетах прибыльности [1]. По мнению Гранта, это связано с тем, что даже если исходная стратегическая цель компании состоит в наращивании текущей стоимости, оценить эффективность работы по этому показателю достаточно трудно. Текущая стоимость компании это дисконтированная стоимость ее будущих денежных потоков, а суть проблемы состоит в том, что аналитик имеет весьма смутное представление о движении денежной наличности. Оценка стоимости компании через рыночные котировки и вовсе не выдерживает критики: вряд ли можно делать заключение о стоимости компании, когда объектом ежедневной купли - продажи служат доли процента акций компании, а на рыночный спрэд оказывает влияние информация, имеющая в основном «психологическое» значение для биржевых спекулянтов.

Прибыль на инвестированный (используемый) капитал остается главным критерием оценки деятельности организаций АПК и отдельных сегментов агробизнеса. Сравнивая норму прибыли со стоимостью капитала, можно определить, какую экономическую прибыль получает агробизнес. Однако для мониторинга и целей корректировки стратегии необходимо дать ответ еще и на вопрос: в чем причины низкой эффективности и на какие параметры регулирования должно обратить внимание управление организации АПК.

Для того чтобы установить (диагностировать), насколько «позитивно» или «негативно» конкретное соотношение ключевых параметров, управленцам необходимо прибегнуть к бенчмаркингу. Полезно проведение сравнений эффективности деятельности организации АПК по нескольким предыдущим (сопоставимым) периодам или в соотношении с другими (сравнимыми) предприятиями АПК.

Посредством приема удлинения факторной связи можно провести декомпозицию прибыли на используемый капитал. Это обеспечивает возможность бенчмаркинга частных индикаторов финансово-хозяйственной деятельности по сравнимым организациям АПК и определяет истинные причины формирования более высоких результатов одного предприятия по сравнению с другим.

иду показателей» (рисунок 1).

Рентабельность используемого капитала

Ж

Рентабельность продаж

«

ч о а к

л

н «

о

г

О

Н «

ш ю ш

и

«

ч о а В

к

и я а з и т а о

а ч о а

В

и

е

и

к

с

е

т е

а

е 2

м н

м ва

о и

к т

2 а а

т т

а с

а и

т н

а и

м м

• • ч

и а

М

а

ч

о

а

В

Д

Оборачиваемость используемого капитала

ва

т с ч е а с

и 2

н

ва

о н с о ь т с о м е а

ва

и

т

а а о б

О

о

о

за в а с

а

ва

о

т

ь т с о м е а

ва

и

т

а а о б

О

Л г

35

о к с а о т

ии бт ес

4 а ть нн

тс е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 * мл ео

« е ва ч-из

т

а а о б

О

п

п

у

га гл а т

5

И 2

н и

ь т с о м е а

ва

и

т

а а о б

О

Рисунок 1 - Декомпозиция прибыли на используемый капитал в организациях АПК

В настоящее время в практике рыночного управления существуют разные методики управления эффективностью. Среди них можно назвать: систему сбалансированных показателей и стратегические карты; модель Европейского фонда управления качеством; призма эффективности; панели управления. Перечисленные методики базируются на концепции ключевых показателей эффективности, представляющих собой индикаторы условий и степени достижения цели хозяйствующим субъектом.

Эффективность агробизнеса в широком смысле трактуется как «производительность» вложенного в него капитала, или используемых средств. В современном управлении разделяют понятия «эффективность» и «рациональность». Так, по мнению известного специалиста в области менеджмента Л. Гэлловея, цель менеджмента заключается как в эффективном, так и в рациональном управлении бизнесом. Причем эффективность «может быть определена как достижение поставленных перед системой целей», а «рациональность это достижение целей или удовлетворение потребностей с использованием минимума ресурсов» [2]. Многообразие целей коммерческих организаций АПК представлено системой целей.

Коммерческие организации АПК могут преследовать разные цели. Эти цели классифицируются: по временному признаку - на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные; по функциональному признаку - на стратегические, тактические и оперативные.

Основная цель агробизнеса заключается в росте благосостояния его собственников. Эта цель может быть детализирована с учетом состояния внешней и внутренней экономической среды в систему локальных целей, среди которых наиболее распространены: увеличение дохода от основной деятельности (денежной выручки от реализации); снижение затрат и достижение позиций лидера в этом направлении; достижение задаваемых темпов экономического роста (темпов роста доходов и прибыльности); технологическое лидерство в отрасли; снижение рисков банкротства; рост рыночной стоимости агробизнеса.

Как правило, в качестве оперативной цели следует выдвинуть - повышение доходности агробизнеса. Повышение доходности агробизнеса предполагает соблюдение определенных пропорций экономического роста, а именно:

- темпы роста чистого денежного потока превышают темпы роста чистой прибыли, а те, в свою очередь, выше темпов позитивной динамики чистой прибыли организации АПК;

- темпы роста чистой прибыли выше темпов роста прибыли до налогообложения, а та, в свою очередь, увеличивается быстрее, чем растет операционная прибыль организации АПК;

- динамика операционной прибыли превышает динамику валовой прибыли, а та, в свою очередь, опережает динамику роста продаж и активов предприятия АПК.

Лишь при выполнении этих главных соотношений создаются условия для реального увеличения стоимости собственного капитала организации АПК и ее воспроизводственных возможностей.

Таким образом, повышение эффективности увеличивает доход за счет большей конкурентоспособности организации АПК, а повышение рациональности сокращает затраты, связанные с достижением цели, но это не должно вступать в противоречие с целями усиления эффективности.

Использованные источники:

1. Грант Р. Современный стратегический анализ. 5-е изд. / пер. с англ.; под ред. В.Н. Фунтова. - СПб.: Питер, 2008.

2. Гэлловэй Л. Операционный менеджмент. / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2002.

3. Дафт Р. Менеджмент. 6-изд. / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008.

4. Жемухов А.Х., Бакаева З.Р. Современные проблемы рейтинговой оценки предприятия АПК/Экономический анализ: теория и практика - №23 - 2014

5. Фиапшев А.Б., Фиапшева Н.М., Бекшоков Т.В. Амортизационная политика организаций на современном этапе//Международный бухгалтерский учет - №11 - 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.