Научная статья на тему 'Разработка критериев определения степени добросовестности частной компании при организации инновационной деятельности в механизме государственно-частного партнерства'

Разработка критериев определения степени добросовестности частной компании при организации инновационной деятельности в механизме государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННО ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / COMPANY FAIR / ORGANIZATION OF INNOVATION ACTIVITY / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малахова О.

Разработан механизм проверки добросовестности участников частно государственного партнерства путем формирования специальных критериев оценки добросовестности компании на основании применяемого законодательства РФ и существующей судебной практики. Создана комплексная поэтапная система организации проверки добросовестности хозяйственной деятельности компаний, проводимая на основании учредительных и финансовых документов и призванная минимизировать риски осуществления инновационной деятельности в механизме частно-государственного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE CRITERIA OF SUPPLIERS’ CHECK FAIR RATE DURING INNOVATION ACTIVITY ORGANIZING IN MECHANISM OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP

The mechanism of public private partnership participants’ fair check during innovation activity organizing was developed by making and defining special criteria of this check. These criteria found on current legislation of Russian Federation and existing court practice. Complex step -by step scheme of suppliers’ fair check organizing made according to articles of association and finance documents and calls to minimize risks which appears during the innovation activity.

Текст научной работы на тему «Разработка критериев определения степени добросовестности частной компании при организации инновационной деятельности в механизме государственно-частного партнерства»

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ ЧАСТНОЙ КОМПАНИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО

ПАРТНЕРСТВА

Малахова О., аспирантка 3-го года заочного обучения, кафедра менеджмента инвестиций и инноваций,

Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова

Разработан механизм проверки добросовестности участников частно — государственного партнерства путем формирования специальных критериев оценки добросовестности компании на основании применяемого законодательства РФ и существующей судебной практики. Создана комплексная поэтапная система организации проверки добросовестности хозяйственной деятельности компаний, проводимая на основании учредительных и финансовых документов и призванная минимизировать риски осуществления инновационной деятельности в механизме частно-государственного партнерства.

Ключевые слова: добросовестность организации, организация инновационной деятельности, государственно - частное партнерство.

DEVELOPING THE CRITERIA OF SUPPLIERS’ CHECK FAIR RATE DURING

INNOVATION ACTIVITY ORGANIZING IN MECHANISM OF PUBLIC PRIVATE

PARTNERSHIP

Malakhova O., Third year correspondence graduate, Management of Investments and Innovations Department,

Plekhanov Russian University of Economics

The mechanism of public private partnership participants' fair check during innovation activity organizing was developed by making and defining special criteria of this check. These criteria found on current legislation of Russian Federation and existing court practice. Complex step -by - step scheme of suppliers' fair check organizing made according to articles of association and finance documents and calls to minimize risks which appears during the innovation activity.

Keywords: company fair, organization of innovation activity, public private partnership

Последствия работы с недобросовестными компаниями неминуемо приводят к потере государством денег и срывам сроков реализации частно-государственного проекта, особенно в рамках организации инновационной деятельности в РФ.

Для реализации инновационных проектов государству необходимы «мобильные» и гибкие ресурсы, к которым относятся частные компании и их финансовый и технический потенциал. К сожалению, не всегда можно заранее точно понять, насколько предложенный государством инновационный проект будет эффективным и прибыльным как для самого государства, так и для частных компаний. В связи с чем, у частной компании возникает вероятность участия в нерентабельном инновационном проекте (например, в сфере ЖКХ). С другой стороны, государство также рискует начать сотрудничество с компанией, которая, получив первый гонорар или аванс, просто исчезнет. Вот почему важно разработать критерии проверки добросовестности участников частно - государственного партнерства, т.к. в настоящее время в России реализовываются в основном социальные и стратегические проекты, ответственность государства по которым перед гражданами гораздо выше, чем при обычном бюджетном финансировании.

В настоящее время процесс выбора конкретных методов оценки добросовестности компании - контрагентов является довольно трудоемким и дорогостоящим для проверяющей стороны. Трудоемким он является в силу того, что специалист службы безопасности компании анализирует большой объем информации, полученный из разных источников: органов государственной статистики, налоговой службы, банков, правоохранительных органов, судебных учреждений, а также иных источников, так или иначе содержащих информацию о деятельности проверяемой компании. Таким образом, процесс проверки даже одной компании - контрагента становится очень дорогостоящим в силу того, что, во-первых, вся информация предоставляется только на платной основе, а во-вторых, трудозатраты самого специалиста также оплачиваются проверяющей стороной. С другой стороны, необходимость таких проверок очевидна: это верный способ обезопасить свой бизнес не только от представителей «теневой» экономики, но и от дальнейших претензий со стороны проверяющих хозяйственную деятельность компаний государственных органов.

В России из вновь регистрируемых компаний примерно половина создается по подложным документам и несуществующему адресу. Оборот фирм-однодневок в масштабах страны достаточно велик - 120-150 миллиардов долларов ежегодно1. По словам главы

департамента экономической безопасности и противодействия коррупции ТПП Николая Гетмана, из 4 миллионов предпринимательских структур только 1,5 миллиона действительно работают. Остальные фирмы и организации зачастую имеют признаки однодневок, то есть появляются и пропадают из поля деятельности контролирующих органов.

Отсутствие однозначных критериев признания компании недобросовестной позволяет обвинить в недобросовестности практически любую фирму. На практике случаются и такие курьезы, когда фирму обвиняют в недобросовестности только потому, что она потребовала возместить из бюджета крупную сумму ранее зачисленного ею НДС.

Автор определяет следующие критерии недобросовестности, которые с его точки зрения, должны быть единственно применимыми для определения виновности компании в части недобросовестного поведения или осуществления хозяйственной деятельности:

- нарушения произведены компанией - партнером налогоплательщика, которая:

- не сдает налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговые органы;

- использует незаконные схемы по минимизации налогов;

- осуществляет хозяйственные операции, документальное оформление которых является фиктивным;

- зарегистрирована по подложным или утерянным документам или несуществующим адресам;

- осуществляет частую перерегистрацию компании (смена юридических лиц и учредителей);

- имеет большое количество дочерних организаций, участвующих в одной сделке (аффилированных компаний или фирмы из своего холдинга;

- регистрирует большое количество компаний на сотрудников, занимающих руководящие должности;

- не осуществляет или несвоевременно платит налоги в государственный бюджет;

- неаргументировано занижает ставки по всем налогам (ЕСН, НДС и т.д.);

- использует большое количество посредников и поставщиков для исполнения договора без ведома другой стороны, заключившей договор;

- использует векселя и взаимозачеты при расчетах.

• нарушения произведены компанией - налогоплательщиком, которая:

- осознанно заключила договор с компанией, которая осуществляет хозяйственную деятельность, соответствующую одному из вышеперечисленных критериев недобросовестности;

- непосредственно сама осуществляет хозяйственную деятельность, соответствующую одному из вышеперечисленных критериев недобросовестности;

- заключила договор с покупателем на территории одного из своих поставщиков;

- использует векселя и взаимозачеты при расчетах;

- отгрузила покупателю товар со склада своего поставщика;

- заключила договор с производителем, который прежде не занимался изготовлением соответствующей необходимой компании - налогоплательщику продукции;

- не убедилась в том, что поставщики начислили к уплате в бюджет и задекларировали НДС по отгруженным в её адрес товарам;

- осуществляла расчеты по сделке со своими партнерами в одно и то же время и через один и тот же банк, что и её партнеры.

Согласно статье 5 данного ФЗ к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну, относятся следующие сведения (соответственно данные документы необходимо запрашивать у компании - партнера при организации совместных инновационных проектов в механизме частно - государственного партнерства):

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры2:

- Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- Копия Свидетельства о постановке на учет юридического лица или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;

- Копия Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

- Копия Устава Поставщика (если применимо);

- Копия приказа о назначении главного бухгалтера и приказ или доверенность на сотрудника, который будет подписывать финансовые документы, договор и иные документы.

- Копия решения учредителей о назначении генерального директора;

- Оригинал Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, оформленный не позднее, чем за 1 месяца до предоставления службе безопасности на проверку.

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности:

- регистрационные удостоверения;

- патенты;

- в случае, если деятельность, осуществляемая Контрагентом подлежит лицензированию - Копию Лицензии на право осуществления деятельности вместе с составом деятельности, указанном на обороте лицензии - на дополнительных вкладышахЗ;

3) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

4) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест:

- декларацию по ЕСН;

- декларация по взносам в ПФР.

5) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам:

- справку, заверенную Государственной налоговой инспекцией по месту регистрации компании, содержащую информацию о том, что на момент запроса компания - партнер не имела задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и внебюджетными фондами Российской Федерации.

6) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений:

- справку из высшего арбитражного суда РФ включающую сведения о том, что компания не привлекалась в качестве ответчика и не выступала истцом.

7) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

8) сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей:

- Копию Бухгалтерского баланса за последний отчетный период;

- Копию Отчета о прибылях и убытках;

- Копию Информации из статистического регистра хозяйствующих субъектов (Статрегистр) о хозяйствующем объекте, выданную Росстатом РФ.

9) документы о платежеспособности компании;

10) документы об уплате налогов и обязательных платежах:

- Копию Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (Форма по КНД 1151001) - разделы с 1 по 8.

11) сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

12) справка из ГУВД о том, что руководители и учредители контрагента не дисквалифицированы. Для этого следует подать заявление произвольной формы в отделение милиции по адресу регистрации контрагента или в региональные ГУВД (если контрагент располагается в другом городе и подать запрос в отделение милиции сложно). Как уверяют сотрудники МВД России, ответ на запрос милиция выдаст быстро, в течение двух-трех дней. Реестр формируется на основании поступающих из судов постановлений, решений о дисквалификации. Заинтересованные лица (как организации, так и граждане) могут получить информацию в любом информационном центре МВД, ГУВД или местных ОВД, обратившись с заявлением.

Следует обратить особое внимание на тот факт, что необходимо ежеквартально стараться отслеживать изменения в финансовых документах компаний - партнеров. Ведь контрагент вполне может внести изменения в сведения ЕГРЮЛ, например, в части учредителей или высшего менеджмента, что потребует всего пять рабочих дней. Данное обязательство о предоставлении финансовых документов на ежеквартальной основе и информировании об изменениях в компании может быть предусмотрено договором4.

При сборе вышеуказанных документов надо помнить о том, что в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» соответствующие сведения должны быть получены только законными способами, иначе судом и налоговой инспекцией данные сведения в расчета приниматься не будут, да и сама компания - партнер может передумать сотрудничать с Вами в случае нелегитимной разведки (например, шпионажа и т.д.).

Кроме того, никогда не следует доверять ксерокопиям учредительных документов, все предоставляемые для проверки документы должны быть соответствующе заверены компанией - партнером.

1 Зыков С. «Рога и копыта» не умирают. Оборот фирм-однодневок доходит до 20 процентов ВВП России «Российская газета» -Федеральный выпуск №4869 от 18 марта 2009 г.

2 Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.01г. (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г., 5 февраля, 19 июля 2007 г., 1 декабря 2007г., 30 апреля, 23 июля, 30 декабря 2008г.)

3 В настоящее время действует Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также отдельные Положения о лицензировании конкретных видов деятельности. В случае внесения изменений в данный закон, данные изменения также учитываются.

4 Деменюк Е. Что происходит: «Мы проверяем контрагентов на добросовестность» // Двойная запись. № 7, 2007

Разработаем методы определения добросовестности организаций при организации инновационной деятельности в механизме частно - государственного партнерства:

1. проверка кодов ОГРН, ИНН и КПП организаций

ОГРН - это основной государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр юридических лиц, состоящий из 13 цифр.

ИНН - идентификационный номер налогоплательщика формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр. ИНН юридического лица является последовательностью из 10 арабских цифр, из которых первые две представляют собой код субъекта Российской Федерации согласно 65 статье Конституции (или 99 для межрегиональной инспекции ФНС), следующие две — номер местной налоговой инспекции, следующие пять — номер налоговой записи налогоплательщика в территориальном разделе ЕГРН и последняя — контрольная цифра. ИНН иностранного юридического лица с 1 января 2005 года всегда равен 9909, следующие 5 цифр соответствуют Коду Иностранной Организации, последняя — контрольная цифра.

Существует возможность, проверить поставщика по его ИНН или ОГРН, т.е. определить, существует ли в принципе тот или иной номер налогоплательщика или государственный регистрационный номер. Проверить можно двумя способами:

1) математически рассчитать самостоятельно;

2) обратиться в налоговую инспекцию.5

2. Проверка учредительных документов компаний - партнеров

2.1. Проверка подлинности Устава

В предоставляемых учредительных документах6 любого юридического лица, прежде всего, обязательно должны содержаться такие положения, как: наименование организационно-правовой формы; способ образования; наименование организации; полномочия каждого из органов управления; порядок формирования каждого органа управления; порядок деятельности каждого органа управления; права и обязанности участников; перечень тех лиц, кто может являться участником данного юридического лица; условия того, как можно стать участником и как выйти из состава участников; местонахождение; цели и предмет деятельности; состав органов управления; виды деятельности7.

Устав может многое «рассказать» о компании - партнере, поэтому необходимо проверять следующие моменты:

- Соответствие даты регистрации устава с датой свидетельства о государственной регистрации;

- Возможно прямое и косвенное ограничение видов деятельности, из-за чего сделка может быть признана незаконной;

- Процедура назначения и срок полномочий руководителя предприятия;

- Ограничения права руководителя совершать сделки;

- Протокол о назначении директора: срок его полномочий может закончиться ранее даты, указанной в договоре или его полномочия могли быть досрочно прекращены;

- Любое лицо, кроме «единоличного исполнительного органа», указанного в уставе и протоколе назначения (избрания), обязано предъявить доверенность на совершение сделки с подробно описанными полномочиями;

- Разрешение вышестоящего органа управления предприятия совершить сделку необходимо при наличии ограничения полномочий руководителя. Как правило, такие ограничения зависят от суммы сделки. По своей инициативе подписант не скажет о каком-либо ограничении своих полномочий учредителями. Кроме того, налоговые инспектора довольно часто проверяют сведения (подписи), указанные в первичных документах (счетах-фактурах, актах выполненных работ, договорах и т.д.) и в случае выявления факта, что первичные документы: - подписаны неуполномоченными лицами;

- не содержат расшифровок поставленных подписей; - содержат различные фактический и юридический адресы; - адрес поставщика, указанный в первичных документах, не совпадает с адресом указанным в договоре (ни с фактическим, ни с юридическим); -содержат исправления и не заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Необходимо проверить, оплачен ли уставный капитал общества. Срок оплаты не может быть более одного года. Если уставный капитал оплачен учредителями общества не полностью, сделка значительно осложняется. В этом случае доля учредителя полностью переходит к обществу. Если доля полностью перешла к обществу, нет смысла продолжать переговоры с данным лицом.

Стоит обратить особое внимание на долю компании - партнера на рынке. В противном случае, сделка может быть признана недействительной, если компания - партнер будет признана монопо-листом.8

2.2. Проверка сведений, указанных в выписке ЕГРЮЛ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Едимный госудамрственный реемстр юридимческих лимц (ЕГРЮЛ) — государственный реестр Российской Федерации, содержащий данные обо всех юридических лицах, зарегистрированных на территории РФ, а также данные о внесении изменений в учредительные документы юридических лиц, их перерегистрации или ликвидации9.

В Минфине дали разъяснения относительно выписки из ЕГ-РЮЛ: она должна быть относительно свежей - датирована не позднее чем за две-три недели до заключения сделки с партнером. Тем не менее, существуют судебные решения, в которых инспекторам удавалось доказать получение компанией необоснованной выгоды при совершении сделок с фирмами-однодневками, хотя у нее имелись сведения о контрагенте из ЕГРЮЛ (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.03.09 № А19-7517/08-51-Ф02-1001/09). Судьи посчитали, что данные реестра «носят справочный характер» и только лишь по ним нельзя делать вывод о благонадежности партнера.

Генеральный директор компании, также как и учредитель должны предоставить свои паспортные данные для проверки их в органах внутренних дел на судимость или уклонение от различного рода обязательств. Федеральная миграционная служба аналогичной Налоговой службе создала свой собственный ресурс, позволяющий проверить действительность паспорта гражданина РФ (http:// services.fms.gov.ru/). Кроме того, необходимо проверить, что учредитель компании - партнера не является также учредителем ещё 100 компаний, что будет свидетельствовать:

- о создании схемы по уходу от уплаты налогов в государственный бюджет;

- компания скорее всего однодневка (для этого необходимо посмотреть хронологию создания компаний и срок их работы).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” компания может (и по сути должна) заказать выписку из ЕГРЮЛ в отношении любого своего контрагента или партнера.

2.3. Проверка остальных предоставленных организацией учредительных документов

1. Заверенные надлежащим образом копии документов, которые подтверждают полномочия подписанта (сотрудников компании - партнера, уполномоченных подписывать финансовые и юридические документы), такие как протокол об избрании руководителя, приказы о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера необходимы для:

• выяснения тех сотрудников компании, которые будут принимать итоговое решение по всем сделкам;

• для осуществления контроля документов уже в ходе работы с данным контрагентом. Часто в недобросовестных компаниях подписывают документы сотрудники, не имеющие доверенности и прав на это и в случае экономического спора в суде такая сделка в 100% случаев признается недействительной. Естественно, это влечет за собой огромное количество дальнейших разбирательств и дело не всегда может быть в возвращении выплаченных данной компании денег, основная проблема будет заключаться в потери времени, положении на рынке и т.д.

2. Предоставление лицензии на право осуществления определенной деятельности также очень важно. Во-первых, с помощью лицензий государство само регулирует рынки, гарантируя, таким образом, “отсев” ярко выраженных недобросовестных компаний. Во-вторых, наличие лицензии у партнера свидетельствует о том, что в данной компании есть сотрудники, которые имеют соответствующую данной отрасли квалификацию (сертификаты, дипломы и т.д.), а не совмещает несколько должностей из-за нехватки персонала. В-третьих, наличие лицензии подтверждает, что сделка заключена с уполномоченным на осуществление данного вида деятельности субъектом, на основании чего компания - налогоплательщик вправе производить оплаты по сделкам с данным партнером. В -четвертых, для того, чтобы получить лицензию в некоторых видах деятельности (в основном внешнеэкономической направленности), компании должны иметь определенный уровень финансовых активов и нередко заручиться банковской гарантией или гарантийным

письмом о поручительстве от другой более крупной компании.

3. Немаловажны в процессе проверки и благодарственные письма по итогам работы с данным контрагентом. Несмотря на то, что вероятность их подделки велика, но служба безопасности всегда может связаться с данной компанией и уточнить более конкретно о плюсах и минусах работы с данной компанией.

4. Прежде чем подписать договор с новым контрагентом, необходимо ознакомиться с историей его создания, просмотреть рекламные материалы и официальный сайт компании. Полученная таким образом информация в случае судебных разбирательств или разногласий со страховой компанией будет свидетельствовать об осмотрительности налогоплательщика при выборе партнера. Самые недобросовестные компании будут выявлены даже в ходе такой проверки. К примеру, если компания оказывает услуги по размещению рекламы или пиару и при этом не имеет даже собственного сайта или странички в Интернете, данный факт должен просигнализировать проверяющему о возможной опасности компании

- однодневки.

5. Получение информации о “судебной истории” партнера также немаловажно. На данный момент Арбитражным судом РФ создана электронная база их решений, определений и постановле-ний10, с помощью которой можно бесплатно ознакомиться со всеми выносимыми Арбитражными судами РФ решениями по всем компаниям. Определив в поисковом поле название интересующей компании система в течение нескольких минут подбирает все дела, проходившие в суде, с участием данной компании. Эти документы важны также для определения качества работы партнера. Так, например, если компания постоянно выступает в качестве ответчика по статьям: взыскание долга, причитающейся суммы налога, некачественного выполнения работ и ненадлежащего выполнения обязательств, то это свидетельствует о плохой репутации компании и её характере осуществления своей деятельности. На основании рассмотрения практики судебных заседания с участием данной компании можно практически однозначно определить те сферы деятельности, которым компания не уделяет должного внимание: своевременное перечисление налога в государственный бюджет, некачественное выполнение работ и т.д. Естественно, если “судебная история” компании чиста это, к сожалению, не свидетельствует о том, что у компании всё 100% благополучно. Кроме того, немаловажно обратиться к самому партнеру с просьбой предоставить информацию о том, выступала ли компания в суде истцом или ответчиком. В случае, если компания уклонится от ответа на данный запрос или сообщает о том, что не участвовала в судебных разбирательствах, а на практике (в соответствие с вышеуказанным ресурсом) выяснится, что компания обманула или умолчала о каких-то своих судебных разбирательствах, данный факт также должен сигнализировать проверяющему о недобросовестности компании. Логично, что должны считаться не только общее количество судебных разбирательств с участием интересующего компанию партнером, но и сами предметы исков, а также итоговые решения судей.

6. В случае возникновения серьезных опасений относительно добросовестности партнера, следует незамедлительно направить официальный запрос в налоговую инспекцию на предмет выяснения добросовестности контрагента. В данном случае вариантов может быть несколько:

• Налоговая служба не ответит на данное письмо. В таком случае, в случае возникновения судебных разбирательств с налоговыми органами данное письмо поможет компании доказать свою ос-

торожность и предусмотрительность;

• Налоговая служба предоставит Справку об отсутствии (или наличии) задолженности перед бюджетами всех уровней.

7. В случае, когда компания - партнер в силу вида оказываемой деятельности осуществляет временное владение имуществом компании, необходимо заранее убедиться в наличии у компании собственных финансовых активов, основных средств и имущества в целом. Так, например, если компания осуществляет экспедиторские услуги и перевозит имущество компании, наличие у неё не только уставного капитала и ненулевой выручки от оказания услуг обязательно. Финансовое состояние компании помогают определить четыре основных документа, ежеквартально направляемых в налоговую инспекцию:

• Отчет о прибылях и убытках (показывает основные операционные результаты хозяйственной деятельности компании: доходы, себестоимость проданных товаров и услуг, основные виды расходов и в итоге - чистую прибыль компании);

• Бухгалтерский баланс (отражает наличие у компании различных видов дебиторской и кредиторской задолженности, запасов в виде денежных средств и сырья);

• Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (отражает перечисления компании налогов по НДС в государственный бюджет, статьи начисления НДС, сумма НДС к зачету);

• Налоговая декларация по налогу на прибыль

При осуществлении финансового анализа хозяйственной деятельности компании обычно осуществляется анализ следующих показателей:

- анализ абсолютных показателей прибыли;

- анализ относительных показателей рентабельности;

- анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

- анализ эффективности использования заемного капитала;

- экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Литература:

1. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от

17.05.2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от

19.06.2002 г. N 438 «О едином государственном реестре юридических лиц»;

4. А. Баязитова Проверка субсидий на нанотехнологии показала: их осваивают вместе с олигархами либо просто воруют // Деловая газета Маркер 26 октября 2010 г.

5. В. Гурвич «Рога и копыта» снова в цене. По каким признакам можно вычислить фирму-однодневку // Московский комсомолец 13.04.2009;

6. Л. Дмитриева Минфин рассказал, как проверить благонадежность контрагента//Учет. Налоги. Право, № 17, 2009;

7. О.А. Эскина О критериях добросовестности налогоплательщиков (по материалам ВАС РФ/Арбитражная налоговая практика, 21 июня 2004).

5 В настоящее время для выяснения существования компании не обязательно направлять официальный запрос в налоговую службу, достаточно ввести ИНН на сайте ИФНС: www.nalog.ru

6 В соответствии со статьёй 52 Гражданского Кодекса в Российской Федерации к учредительным документам ранее относился устав либо устав и учредительный договор либо только учредительный договор. Кроме того, некоторые некоммерческие организации могут работать на основании общего положения об организациях данного вида.

7 Необходимо также, например, в случаях признания судом крупной сделки недействительной. Можно будет сослаться на Устав, чем добиться признания действительной сделки, совершенной в процессе обычной хозяйственной деятельности общества и, следовательно, не требующий одобрения, поскольку сделка связана с видом деятельности общества, указанным в уставе. Либо наоборот.

8 Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

9 Законодательство: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей «, Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 438 «О едином государственном реестре юридических лиц».

10 http://www.arbitr.ru/bras/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.