Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ И ШКАЛЫ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ И ШКАЛЫ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЙДЗЕН / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КРИТЕРИИ / ШКАЛА ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холуденева Алина Олеговна, Шаморкина Ангелина Ивановна

В статье рассмотрена философия Кайдзен с позиции управления человеческими ресурсами предприятия. Разработаны критерии и шкала оценки развития профессиональных компетенций сотрудников предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Холуденева Алина Олеговна, Шаморкина Ангелина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CRITERIA AND SCALE FOR ASSESSING THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF EMPLOYEES OF A MODERN ENTERPRISE

Аnnotation: The article considers the Kaizen philosophy from the perspective of enterprise human resource management. The structure of the impact of Kaizen practice on improving the quality of human resources in a modern enterprise based on the Deming cycle has been developed.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ И ШКАЛЫ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Столыпинский вестник №10/2022

Столыпинский ^^^^^^^^ вестник

Научная статья Original article УДК 005.64

DOI 10.55186/27131424_2022_4_10_6

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ И ШКАЛЫ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

DEVELOPMENT OF CRITERIA AND SCALE FOR ASSESSING THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF EMPLOYEES OF

A MODERN ENTERPRISE

Холуденева Алина Олеговна, Пензенский государственный технологический университет, linblondy@mail.ru

Шаморкина Ангелина Ивановна, Пензенский государственный технологический университет, ashamorkina01@mail.ru

Kholudeneva Alina Olegovna, Penza State Technological University, linblondy@mail.ru

Shamorkina Angelina Ivanovna, Penza State Technological University, ashamorkina01 @mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрена философия Кайдзен с позиции управления человеческими ресурсами предприятия. Разработаны критерии и

6014

шкала оценки развития профессиональных компетенций сотрудников предприятия.

Annotation: The article considers the Kaizen philosophy from the perspective of enterprise human resource management. The structure of the impact of Kaizen practice on improving the quality of human resources in a modern enterprise based on the Deming cycle has been developed.

Ключевые слова: Кайдзен, человеческие ресурсы, управление качеством, критерии, шкала оценки развития профессиональных компетенций

Keywords: Kaizen, human resources, quality management, Deming cycle

Кайдзен - это стратегия, в которой команды сотрудников на равных условиях активно работают вместе над улучшением конкретных областей внутри компании. В широком смысле Кайдзен - это стратегия включения концепций, систем и инструментов в более широкую картину лидерства и культуры людей, управляемых клиентом.

Так же это постоянная методология и философия, направленная на стимулирование и расширение возможностей каждого в организации для использования своих творческих идей для улучшения повседневной работы. Такой подход не фокусируется на больших изменениях за короткое время, а представляет собой небольшое, недорогое, легко реализуемое улучшение с низким уровнем риска.

В рамках исследования были разработаны шесть критериев, принадлежащих к двум группам, связанным с развитием способностей и развитием осведомленности, как показано в таблице 1.

Таблица 1. Критерии оценки развития профессиональных компетенций сотрудников предприятия с подходом Кайдзен

Измерение Критерии

Развитие возможностей Повышение квалификации

Возможности управления и улучшения распределения обязанностей

Способность решать проблемы

6015

Осознание и развитие личности Креативное мышление и способность предлагать идеи

Дисциплина и соблюдение правил

Навыки сотрудничества и обмена информацией

Оценка развития профессиональных компетенций сотрудников

предприятия основана на 5-балльной шкале с показателями, как показано в таблице 2.

Таблица 2. Шкала оценки развития профессиональных компетенций

сотрудников предприятия от Кайдзен-подхода

№ Критерии Оценка

1 2 3 4 5

1 Повышени Не может Может Понимает и Понимает, Понимает,

ификации 1ять задание нять рабомтуо же т выполнять д ействует д ействует

лоятельно аблюдением работу ¡ависимо и зависимо,

стоятельно сотр удничает в сот рудничает

ах процессов и обучает

х участников

2 Зозможнос Неспособно Может Может Может Может

)авления и правляутпьравл ять задачуапмриавл ять задачами,уп равлять иуправл ять, назначать

чшение (ачами в тветствии с не может ачать задачи и и достигать

)еделения манде инс трукцией назн ачать задачи ри командысогл асия внутри

жностей ри команды соманды

3 Способнос Не может Может Может Инициативн Инициативн

решению ь проблемы, ь проблемы в ть проблемы,ый и гибкий вы й, ги бкий и может

облем икающие в ветствии с уя процессу нии проблем южить более

еализацииинс трукцией ективные

роекта роцессы

4 ворческое Н 1ет никаких Способность Может Может Может

ление и и дей и воплощ цать идеи, но едложитьп редло жить хорошиер егулярно

юбность уложений е предлагать лько хороших 1тивные идеи 1гать хорошие

агать идеи их идей тивные идеи и

иться ими с

другими

5 Дисциплин Отсутствие Соблюдение Соблюдение Активное Проявляет

блюдение иплины идис циплины и дис циплины и со блюдение ини циативу в

завил людения авил под правил циплины и сциплине,

равил кон тролем и правил соблю дении правил

адзором дсказывает

гим членам

6 Навыки Никакого Сотрудничест Сотрудничес Сотрудничес Сотрудничес

ничества и щичества и ш требуется, о и обмен и активный и активный,

бмена о бмена бе з обмена нацией внутри информацией кий обмен

>рмацией ормацией юрмацией соманды формацией

6016

Для повышения качества человеческих ресурсов предлагается анкетирование с исследуемой группой сотрудников предприятия и их руководителями. Анализ анкет должен определить, как проекты Кайдзен влияют на операционную эффективность и развитие человеческого потенциала.

В таблице 3 приведена разработанная анкета, необходимая для сбора данных о базовых возможностях членов команды.

Таблица 3. Анкета участников исследования

Профиль компании

Название предприятия Направление деятельности Количество сотрудников Продолжительность участия в Кайдзен

Характеристики сотрудников

Количество Процент

Пол

Мужской

Женский

Возраст

До 20 лет

20-30

31-40

41-50

50+

Опыт работы

До 3 лет

3-5 лет

Выше 5лет

Квалификация

Средняя школа

6017

СПО

Университет и выше

Подразделения

Производство

ОТК

Бухгалтерия

Кадровая служба

Логистика

Кайдзен опыт

Да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет

Чтобы проанализировать данные из анкеты, необходимо провести открытое интервью с руководителями предприятия, чтобы изучить базовые возможности членов команды. Достигнутые результаты анкетирования в сочетании с результатами интервью используются для изучения взаимосвязи между улучшением человеческого фактора и практиками Кайдзен их влиянием на операционную эффективность.

Результаты Кайдзен объясняются четырьмя основными критериями, включая: производительность, качество, потер и логистику. Далее представлена разработанная таблица критериев оценки результативности внедрения Кайдзен.

Таблица 5. Результаты внедрения Кайдзен

Период внедрения Критерии

Производительность (рабочие дни) Соответствие дефектных изделий к общему числу Потери времени Логистика

До

После

Анализ результатов покажет имеющиеся улучшения на предприятии после завершения проектов Кайдзен. При грамотном внедрении Кайдзен, все значения, представленные в таблице 5, будут носить положительный характер

6018

изменений, демонстрируя, что Кайдзен способствует достижению производительных показателей, хотя уровень улучшения в разных случаях разный.

В данной статье улучшение качества человеческих ресурсов представлено с точки зрения непрерывного совершенствования - Кайдзен. Кайдзен включает в себя установление стандартов, а затем постоянное улучшение этих стандартов. Он направлен на поощрение и предоставление каждому члену организации возможности использовать свои творческие идеи для улучшения своей повседневной работы. Благодаря постоянному обучению и практике реальной деятельности по принципу Кайдзен, сотрудники достигнут более высокого уровня навыков и возможностей. С более высокой точки зрения продвижение Кайдзен помогает не только развивать индивидуальные способности, но также формировать и развивать культуру сотрудничества и постоянного совершенствования. На основе теоретических исследований в этом документе предложена структура развития человеческих ресурсов в соответствии с принципами и процессом Кайдзен. Дальнейшие исследования также должны быть сосредоточены на анализе и тщательном тестировании влияния Кайдзен на каждой стадии развития.

Список используемой литературы

1. Брешина А.В. Применение системы кайдзен в производственном менеджменте транснациональной корпорации Nestle , 2021. - 26-30с.

2. Гринин А.Управление заводом в стиле кайдзен. Как снизить затраты и повысить прибыль / А. Гринин - Litres, 2022.

3. Евтеева А.К. Система Кайдзен как инструмент повышения эффективности работы предприятия / Евтеева А.К. - 2022.

4. Панкова Л.Н. Особенности применения концепции менеджмента кайдзен в системе управления японскими компаниями / Панкова Л.Н.

Bibliography

1. Breshina A.V. Application of the kaizen system in the production management

6019

of the transnational corporation Nestle, 2021. - 26-30s.

2. Grinin A. Kaizen plant management. How to reduce costs and increase profits / A. Grinin - Litres, 2022.

3. Evteeva A.K. Kaizen system as a tool to improve the efficiency of the enterprise / Evteeva A.K. - 2022.

4. Pankova L.N. Features of the application of the concept of management kaizen in the management system of Japanese companies / Pankova L.N.

© Холуденева А.О., Шаморкина А.И., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022

Для цитирования: Холуденева А.О., Шаморкина А.И. РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ И ШКАЛЫ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2022

6020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.