Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ НАУКИ'

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / РАСХОДЫ НА НАУКУ / COMPETITION / RESEARCH AND DEVELOPMENT / SCIENCE AND TECHNOLOGY POLICY / DIGITAL ECONOMY / SPENDING ON SCIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миндели Леван Элизбарович

В статье изложены методологические и методические подходы к разработке концепции развития конкуренции в сфере науки. Анализ проводится с точки зрения влияния конкурентных отношений на развитие современной науки как титульной сферы формирующейся экономики знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF COMPETITION IN SCIENCE

There are methodological and methodical approaches to the development of the concept of competition in science in the article. The analysis is carried out in terms of the impact of competitive relations on the development of modern science as the title sphere of the emerging knowledge economy.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ НАУКИ»

УДК 330.34

ISSN: 2542-0259

© Российское конкурентное право и экономика, 2019

Разработка концепции развития конкуренции в сфере науки1

Л. Э. Миндели,

Институт проблем развития науки РАН, г. Москва

Аннотация

В статье изложены методологические и методические подходы к разработке концепции развития конкуренции в сфере науки. Анализ проводится с точки зрения влияния конкурентных отношений на развитие современной науки как титульной сферы формирующейся экономики знаний.

Ключевые слова: конкуренция, исследования и разработки, научно-технологическая политика, цифровая экономика, расходы на науку.

Development of the concept of competition in science

L. E. Mindeli,

Institute for the Study of Science of RAS, Moscow

Annotation

There are methodological and methodical approaches to the development of the concept of competition in science in the article. The analysis is carried out in terms of the impact of competitive relations on the development of modern science as the title sphere of the emerging knowledge economy.

Keywords: competition, research and development, science and technology policy, digital economy, spending on science.

В последние годы в Российской Федерации осуществляются масштабные меры по реформированию сферы науки с целью более эффективного решения задач, направленных на модернизацию российской экономики в связи с переходом ее на научно-технологический путь развития. 1 декабря 2016 г. Указом Президента РФ была утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, которая декларирует:

■ формирование принципиально новых научно-технологических решений в интересах национальной экономики;

■ реализацию мер перехода к стадии активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и к масштабному созданию новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих на большие вызовы;

■ обеспечение увеличения объема экспорта технологий и высокотехнологичной продукции;

■ признание фундаментальной науки самостоятельным приоритетом с закреплением государственной ответственности за ее развитие;

■ создание открытой конкурентной среды, способствующей привлечению к работе в России ученых мирового класса и молодых талантливых исследователей2. Перевод российской экономики на научно-технологическую траекторию предполагает реальное становление, развитие и стимулирование конкурентных начал во всех

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-010-00864). — Прим. ред.

2 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президен-

та РФ от 1 декабря 2016 г. № 642. Пп. 1—4, 18, 21 // СЗ РФ. 05.12.2016. № 49. Ст. 6887.

Разработка концепции развития конкуренции в сфере науки

сферах хозяйственной деятельности. Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 конкуренция определена как важное средство укрепления национальной экономики, приоритетное направление деятельности государственных органов3. По мнению руководителя ФАС России И. Ю. Артемьева, если реализация мер, заложенных в Национальном плане развития конкуренции и поручениях Президента РФ, произойдет в полном объеме и с нужным качеством, то можно ожидать экономического чуда [1]. Этому вполне может способствовать и российская наука.

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 развитие научной сферы входит в число стратегических национальных программ (проектов). Указом № 204 поставлены задачи по:

■ созданию передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса «мегасайенс»;

■ обновлению не менее 50% приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки;

■ созданию научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований;

■ созданию не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики;

■ формированию целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов4.

Кроме того, в настоящее время продолжается усложнение общественных структур и отношений, основой которых все чаще выступают современные цифровые технологии, вызывающие экспоненциальный рост потоков данных, что выдвигает на первый план вопрос о формировании цифровой экономики, под которой следует понимать современный тип хозяйствования, характеризующийся преобладающей ролью данных и методов управления ими как определяющего ресурса в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

3 См.: Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018—2020 годы») // СЗ РФ. 25.12.2017. № 52 (ч. I). Ст. 8111.

4 См.: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». П. 10 // СЗ РФ. 14.05.2018. № 20. Ст. 2817.

Важность этих текущих процессов выдвигает на первый план решение вопроса о формировании нового типа экономики, где доминирующее значение приобретают отношения по поводу производства, обработки, хранения, передачи и использования увеличивающегося объема данных, которые сегодня становятся основой для анализа закономерностей функционирования современных социально-экономических систем. Следует отметить, что в настоящее время для экономического агента становится важным не сам факт обладания каким-либо ресурсом, а наличие данных об этом ресурсе и возможность его использования с целью планирования своей деятельности.

В 2017 г. Правительством РФ была утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение от 28 июля 2017 г. № 1632-р), где отмечалось, что основу развития цифровой экономики Российской Федерации составляют данные в цифровой форме, которые являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет5.

Развитие цифровой экономики наряду с развитием научной сферы входит в число 12 национальных проектов (программ), реализация которых в соответствии с упомянутым выше Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 позволит осуществить прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие страны. О сопряженности этих проектов говорят задачи создания сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок и обеспечения привлекательности работы у нас в стране для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей6.

В связи с этим российская наука может объективно оценить роль развития цифровизации в повышении конкурентоспособности российской экономики на глобальных мировых рынках, обеспечении условий для поэтапного перехода на уровень экономики знаний, но для этого необходимо комплексное теоретическое осмысление и обобщение практического опыта деятельности научных структур в конкурентной среде.

Российская наука оказалась, с одной стороны, погруженной в жесткие рыночные реалии, а с другой — вырванной из постоянно воспроизводящегося научно-инновационного цикла. Реальная коммерциализация

5 Утратила силу в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 12.02.2019 № 195-р «О признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р» // СЗ РФ. 25.02.2019. № 8. Ст. 803.

6 См.: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Пп. 10, 11.

научных результатов невозможна без эффективно действующих механизмов развития конкуренции в данной сфере.

Расходы на науку по-прежнему рассматриваются большинством экономических агентов как безвозвратные субсидии, а не в качестве первостепенных инвестиций в будущее. Практически отсутствуют оценки эффективности реализации научно-технических программ и проектов. Конкурсное финансирование исследований носит в значительной мере формальный характер, осуществляется вне органической связи с базовым ресурсным обеспечением. Необходимо углублять реальную конкуренцию тендерных заявок.

В ведущих экономиках мира первое место в финансировании науки занимает бизнес. У нас в стране большая часть научных исследований, даже прикладного характера, проводится на бюджетные средства. Во многом это связано с отсутствием эффективных конкурентных инструментов стимулирования предпринимателей к осуществлению инвестиций на проведение исследований и разработок.

В настоящее время усугубляется так называемая проблема безбилетника, когда какой-либо субъект (государство, корпорация, частный предприниматель) желает бесплатно или при наименьших затратах пользоваться таким общественным благом, как научные знания. Как отмечает академик А. Д. Некипелов, «опасность подобного рода мотивации заключается в том, что она подрывает интерес к инвестированию ресурсов в производство новых знаний и тем самым воздвигает высокий барьер на пути общественного прогресса. Неслучайно в экономической науке неспособность обеспечить выделение необходимых ресурсов на исследовательскую деятельность отнесена к числу серьезнейших "провалов рынка"» [2]. В последнее время в экономической литературе много уделяется внимания и «провалам государства» — возможности принятия государственными органами таких экономических решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества. Созданное на сегодня положение с участием бизнеса в финансировании научно-технологической сферы можно с полным правом отнести к таким провалам в экономическом и идеологическом плане [3, 4].

В Институте проблем развития науки РАН не так давно начались работы по исследованию проблем развития конкуренции. В этих целях в ИПРАН РАН организован сектор исследования проблем развития конкуренции. Основной задачей сектора является разработка теоретико-методологической базы политики развития конкурентных отношений в российской экономике применительно к сфере науки.

Важнейшей целью исследований, проводимых ИПРАН РАН в тесном взаимодействии с ФАС России, является выработка комплекса мер по усилению мер государ-

ственного содействия эффективной интеграции науки в конкурентную среду с учетом социально-экономических особенностей России, сложившихся в стране исследовательских и инновационных генотипов. В ходе наших совместных исследований необходимо выявить закономерности трансформации механизмов конкуренции в формирующейся экономике знаний, титульной сферой которой выступает наука. Данные исследования должны содействовать выработке механизмов защиты интересов потребителей и государства в условиях перехода к цифровой экономике, опережающего роста рынков наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Необходимо сформировать четкие механизмы регулирования конкуренции посредством развития институтов оборота и охраны интеллектуальной собственности, роста социального статуса ученых и инноваторов. Важно обеспечить прозрачность процедур своевременного обнаружения и поддержки «точек роста», обеспечивающих системное обновление научно-технологической базы российской экономики, ее прорывы в сферах нового технологического уклада.

Значительное внимание предполагается уделить проблемам достижения оптимального уровня состязательности научно-исследовательских структур в ходе реформирования научной сферы. Будут рассмотрены возможности использования различных критериев результативности научной деятельности.

Поскольку научная продукция в подавляющем большинстве случаев не является массовой, носит уникальный характер, состязательность научных структур имеет, как правило, квазиконкурентный характер. Практика антимонопольного регулирования непосредственно рынка научной продукции весьма узка, масштабные прецеденты единичны. Поэтому основными задачами антимонопольного регулирования в научной сфере выступают:

■ мониторинг целевого использования бюджетных средств, ассигнуемых на исследования и разработки;

■ полное или частичное снятие антимонопольных ограничений для сделок, сулящих значительные общенациональные выгоды в научно-инновационной сфере;

■ регулирование оборота прав интеллектуальной собственности, в том числе в целях предотвращения недобросовестной конкуренции;

■ инновационно-технологическое обеспечение интегральной национальной конкурентоспособности. Вопросы развития конкуренции в научной сфере следует рассматривать в единой цепи: конкуренция смыслов — конкуренция науки за ресурсы с другими общественными сферами — конкуренция исследовательских парадигм — классическая отраслевая конкуренция на базе научно-технических достижений — межотраслевая конкуренция за удовлетворение дифференцирующихся в ходе научно-технического прогресса общественных и личных потребностей — глобальная конкуренция стран и их объединений.

Разработка концепции развития конкуренции в сфере науки

Для нормальной работы любой рынок нуждается в установлении согласованного порядка (negotiated order), который не ограничивается совокупностью формальных законов и процедур. Данный порядок, как справедливо отмечается в экономической периодике, «стабилизирует рынок и становится условием поддержания конкурентной среды на длительную перспективу» [5]. В связи с этим заслуживают пристального внимания вопросы синтеза конкурентных и кооперационных отношений (coopetition), расширяющегося в ведущих странах и во многом связанного с проведением исследований и разработок, которые, как известно, не имеют национальных границ. Здесь возникает еще одна область для исследований — обостряющаяся международная конкуренция за интеллектуальные ресурсы.

Следует также разработать предложения по совершенствованию деятельности антимонопольных органов по регулированию научно-инновационной сферы. В частности, возможно установление мониторинга проведения конкурсов на финансирование исследований из бюджетных средств в части обеспечения квот по приоритетным направлениям науки и технологий, «скрытой» (латентной) перспективной проблематике, междисциплинарным работам и пр. Важен контроль истинной инноваци-онности результатов программ и проектов, получивших прямую или косвенную государственную поддержку, их соответствия передовому технологическому уровню. Неотъемлемой задачей представляется ликвидация неоправданного дублирования тематики исследований и разработок при одновременном обеспечении критической массы научного потенциала в «точках прорыва». В ряде случаев может идти речь об инициировании разделения крупных исследовательских и инновационных структур в целях обеспечения состязательности.

Заслуживают внимания и вопросы регулирования цен на ресурсы, поставляемые научной сфере, ценообразования на услуги смежных интеллектуальных сфер (образовательной, консультационной и др.), обеспечения достойной заработной платы для исследователей. Эффективной конкуренции между научными центрами мог бы способствовать механизм выпуска и оборота инновационных ваучеров, распространяющийся в настоящее время во многих зарубежных экономиках.

При проведении такой масштабной работы объектом исследования будут организации, выполняющие научные разработки, направленные на повышение доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства и развитие высокотехнологичной продукции, обеспечивающей повышение экономической эффективности и конкурентоспособности страны на мировом уровне.

Предлагается в рамках исследовательской работы провести обследование в виде опроса руководителей организаций, выполняющих исследования и разработки. По итогам опроса предполагается выработать комплекс

мер по эффективному управлению финансовыми ресурсами, выделяемыми государством научным организациям. По этим итогам предполагается также получить инновационный эффект в науке, который будет достигнут за счет синтеза прикладных и фундаментальных исследований с учетом разработки и внедрения инновационных форм и методов организации научной деятельности и управления ею. Кроме того, итоги опроса позволят выработать новые подходы в научно-технической, инновационной и инвестиционной политике страны, в решении локальных и глобальных проблем, которые бы обеспечивали устойчивое развитие отечественной экономики, что в результате будет способствовать повышению качества жизни граждан.

В контексте данного исследования проблемы взаимосвязи науки и конкурентоспособности на макроуровне особенно актуальны. В связи с этим решение вопросов, связанных с финансированием науки и контролем за эффективностью использования средств, приобретает особую важность — от этого зависит, сможет ли Россия, опираясь на свои фундаментальные научные школы, добиться прорывного развития и достигнуть стабильной макроэкономической ситуации. Максимально полная реализация интеллектуального и научно-технического потенциала научных организаций при увеличении общего финансирования приведет к ускоренному достижению качественных изменений в уровне материального обеспечения и социальной уверенности работников организаций сферы науки и к выходу последних на уровень ведущих мировых научных организаций.

Значимым итогом проводимых исследований должны стать предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства, приведению его в соответствие со сложившимися реалиями. В последнее время ФАС России инициировала ряд изменений в законодательство практически по всем векторам своей работы, в том числе связанным с развитием конкуренции в сфере науки, например, в плане отмены иммунитетов от антимонопольного регулирования для экономической деятельности, связанной с использованием объектов интеллектуальной собственности [1, 6].

Следует также подчеркнуть, что глубоких исследований проблем развития конкуренции в сфере науки ранее в нашей стране (в отличие от ряда стран с сопоставимым уровнем развития науки) [7] никогда не проводилось. В современном сверхдинамичном мире способность к изменениям стала важнейшим условием конкурентоспособности и выживания как отдельно взятых стран, так и существующих интеграционных объединений. Эта способность непосредственно зависит от состояния интеллектуальной среды, ее возможностей и умения порождать новые научные идеи.

В целом результаты наших исследований должны способствовать росту результативности реализации государственной научно-технологической политики на этапе

перехода к экономике знаний. Они позволят наметить пути к достойному позиционированию российской науки и наукоемкого производства на мировой арене. «Здоровые» конкурентные механизмы в научной сфере поставят существенные барьеры на пути антинаучных и лженаучных представлений и в то же время — привлекут в науку новые потоки интеллекта, талантливую молодежь. ■

Литература

1. Конкурентная политика России: новые вызовы и приоритеты. Интервью с И. Ю. Артемьевым // Российское конкурентное право и экономика. 2018. № 3. С. 7, 10.

2. Некипелов А. Д. Общая теория рыночной экономики. М.: МШЭ МГУ, 2017. С. 379.

3. Миндели Л. Э,, Черных С. И. Российская наука: вчера, сегодня, завтра // Общество и экономика. 2018. С. 72—73.

4. Финансовое обеспечение развития научно-технологической сферы / Под общ. ред. Л. Э. Миндели. М.: ИПРАН РАН, 2018. С. 108—120.

5. Радаев В. В. Конкуренция как социально ускоренный процесс // Экономическая школа. Конкуренция и конкурентная политика. Альманах. Т. 6. М., 2008. С. 70.

6. Конкурентное право России. Отв. ред. И. Ю. Артемьев, С. А. Пузыревский, А. Г Сушкевич М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. С. 469—493.

7. Ferric C. Fang, Arturo Casadevall. Competitive Science: Is Competition Ruining Science? // American Society for Microbiology Journals. 2015. March 17th.

Сведения об авторе

Миндели Леван Элизбарович: член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель ИПРАН РАН Контактная информация:

Адрес: 117218, г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 32 Тел.: +7 (495) 648-91-62 E-mail: L.Mindeli@issras.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.