Научная статья на тему 'Разработка концепции информационной безопасности личности: информационный/когнитивный подходы'

Разработка концепции информационной безопасности личности: информационный/когнитивный подходы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
530
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННО-КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ДАННЫЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ПОЛНЫЙ ЦИКЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CULTURE OF PERSONAL INFORMATION SECURITY / CONCEPT OF INFORMATION SECURITY OF THE PERSONALITY / INFORMATION OUTLOOK / INFORMATION APPROACH / COGNITIVE APPROACH / INFORMATION AND COGNITIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING / DATA / INFORMATION / KNOWLEDGE / FULL CYCLE OF INFORMATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Миндзаева Этери Викторовна

В статье рассматриваются вопросы разработки Концепции информационной безопасности личности, представлены информационный и когнитивный подходы как методологическая основа формирования культуры личной информационной безопасности, обозначены промежуточные итоги разработки методических материалов, которые содержат ключевые понятия рассматриваемой темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Миндзаева Этери Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE theory INFORMATION SECURITY OF THE PERSONALITY: INFORMATION/COGNITIVE APPROACHES

In article questions of development of the Theory of information security of the personality are considered, information and cognitive approaches as a methodological basis of formation of culture of personal information security are presented, intermediate results of development of methodical materials which contain key concepts of the considered subject are designated.

Текст научной работы на тему «Разработка концепции информационной безопасности личности: информационный/когнитивный подходы»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Миндзаева Этери Викторовна

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, [email protected]

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ/КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОДЫ*

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы разработки Концепции информационной безопасности личности, представлены информационный и когнитивный подходы как методологическая основа формирования культуры личной информационной безопасности, обозначены промежуточные итоги разработки методических материалов, которые содержат ключевые понятия рассматриваемой темы. Ключевые слова:

культура личной информационной безопасности; концепция информационной безопасности личности; информационное мировоззрение; информационный подход; когнитивный подход; информационно-когнитивные технологии обучения; данные; информация; знания; полный цикл информационной деятельности.

Согласно «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. №646, одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности является обеспечение защищенности граждан от информационных угроз за счет формирования культуры личной информационной безопасности [9]. В вышеназванном документе значение данного понятия не представлено в полном объеме.

В рамках разработки Концепции информационной безопасности личности было сформулировано рабочее определение понятия «культуры личной информационной безопасности» (при этом использовались подходы, которые были выработаны К.К. Колиным, А.Д. Урсулом, И.В. Роберт, Н.И. Гендиной и др.). В материалах исследования по теме государственного задания представлено следующее определение: культура личной

*Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Развитие информатизации образования в контексте информационной безопасности личности»

информационной безопасности - одна из составляющих общей культуры человека и его информационной культуры; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), так и автоматизированных ИКТ, на принципах защищенности личной информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб личности.

Данное понятие может служить, на наш взгляд, методологической основой выявления предпосылок для формирования необходимого уровня развития личности как социального субъекта, обеспечивающего личную информационную безопасность в современном мире, так как оно включает ключевые методические составляющие для этого процесса, а именно -информационное мировоззрение и систему знаний и умений. Ключевыми методическими составляющими, в нашем понимании, их делает представление о том, что концептуальными подходами для разработки Концепции информационной безопасности личности могут стать информационный и когнитивный подходы. Коротко данные подходы можно охарактеризовать следующим образом.

Информационный подход - метод научного познания объектов, процессов или явлений природы и общества, согласно которому в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные информационные аспекты, определяющие функционирование и развитие изучаемых объектов. Основные понятия информационного подхода: информация (современный подход к ее определению), информационный процесс, информационная система, информационное моделирование, информационная сложность, информационное управление и др. Информатика (теоретическая методологическая основа информационного подхода) осуществляет формализованный подход к объектам различной природы - техническим, биологическим, социальным. Смысл этого подхода состоит в том, чтобы выделить в них стороны, связанные с переработкой информации, информационным управлением и др.

Когнитивный подход (в литературе используется термин «когнитивные науки») - единый междисциплинарный подход, объединяющий методологические принципы нескольких научных дисциплин, которые сконцентрированы на единой проблематике и имеют сходную методологию [1] - научное познание объектов, процессов или явлений природы и общества, основанное на понятии мышления как формализованного процесса рациональной и эффективной обработки информации, происходящего в мозгу [6]. Традиционно к когнитивным наукам относят философию (эпистемология и методология науки), лингвистику, антропологию, нейрофизиологию, область искусственного интеллекта (теория информации,

теория принятия решений, теоретическая информатика), психологию (когнитивная психология - психология познавательных процессов).

Когнитивный подход (когнитивные науки) методологически опирается на информационный подход. Но он выходит на иной уровень познания -метауровень, познание познания. Объектом когнитивного подхода является не только информация (в ее отношении к познавательным процессам), а собственно «знание», представление и репрезентация знаний.

Когнитивный подход в основном заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, преобразует ее в знание, чтобы принимать решения или решать насущные задачи. Информация рассматривается с точки зрения ее значения и организации. Именно организация знаний, а не скорость переработки, предельно низкая с точки зрения технических систем, дает ключ к пониманию, по крайней мере, части наших познавательных способностей. Базовыми элементами концептуальной картины мира являются концепты - содержательные оперативные единицы знания. Именно этими единицами и структурами человек оперирует в процессе мышления и речемыслительной деятельности. Основные понятия когнитивного подхода: знание/знания, когнитивный процесс, когнитивная система, когнитивное моделирование, когнитивный стиль, информационное управление и др.

В настоящее время в информационной сфере происходят существенные изменения, связанные, прежде всего:

• с дальнейшим развитием образовательных информационных технологий - сферы, в особенности, в направлении «Smart education and e-learning»;

• с осознанием оборотной стороны информационных технологий, которая традиционно ассоциируется с информационной безопасностью [12];

• появлением конвергентных технологий, образованных, в частности, конвергенцией материальных и информационных, информационных и когнитивных технологий.

Технологизация всех сторон человеческой деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологических процессов, активно (а часто и агрессивно) влияющих на личность, которая формируется, например, у учащегося по окончании средней школы, явно недостаточно. Как было показано в наших исследованиях ранее [15]:

• развитие собственно информационных и коммуникационных технологий привело к существенному доминированию информационной сферы над вещественно-энергетической, что, безусловно, является негативным явлением. Дальнейшее развитие технологической сферы связано, прежде всего, с конвергенцией материальных и информационных технологий (воплощенных, в частности, в робототехнике, медицине, военном деле и др.);

• одним из следствий беспрецедентного развития информационной сферы стало разбалансирование семантического и синтаксического компонентов информации. В результате возникла ситуация,

сформулированная Ницше как: «одно - мысль, другое - дело, третье - образ дела. Между ними не вращается колесо причинности» [17]. В ситуации, когда «колесо причинности» между данными, информацией и знаниями перестало вращаться, возникает необходимость освоения принципиально новых технологий обучения с целью формирования культуры личной информационной безопасности. Такими технологиями, с нашей точки зрения, являются информационно-когнитивные технологии, нацеленные на освоение учащимися готовых знаний современными средствами (в том числе Smart education, e-learning и др.), на развитие умений по извлечению знаний из разных источников информации на основе когнитивных стилей обучающихся.

В систему понятий информационно-когнитивных технологий обучения нами включены следующие [13]: когнитивные процессы, метакогнитивные процессы, когнитивные стили, когнитивная сфера человека, ментальные структуры, когнитивные схемы, понятийные структуры, когнитивный опыт, метапознание, метаэмоции, метапроцедуры решения учебных задач, метакогнитивные инструкции и стратегии решения задач, метакогнитивный тренинг, визуализация, информационная модель обучающегося, модель информационного мира обучающегося и др.

24 мая 2017 года от председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишаса в адрес руководителей высших законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации были направлены рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве» - рассмотреть возможность разработки методических материалов, посвященных прививанию навыков грамотного и культурного общения и других коммуникаций в сети Интернет, в рамках учебных дисциплин «Русский язык», «Литература» и «Информатика» [10]. Это определяет необходимость говорить отдельно о формировании культуры личной информационной безопасности обучающихся и о разработке соответствующих образовательных модулей, а также методических материалов по их внедрению в образование, например в рамках учебного курса «Информатика».

Одним из центральных понятий такого учебного модуля должно, на наш взгляд, быть понятие «модель информационного мира обучающегося», которое является составным ключевого понятия «информационное мировоззрение» (для описания «культуры личной информационной безопасности»).

Понятие состоит из следующих семантических элементов:

• мир: в значении окружающей реальности;

• информационный мир: окружающая реальность в форме информационных моделей явлений, событий, фактов, данных и т.п. -виртуальный образ окружающей среды;

• модель информационного мира: организованная в соответствии с определенной системой правил совокупность информации, получаемой разными способами человеком для осуществления своей деятельности с желаемыми результатами;

• обучающийся: индивид, ставящий перед собой цель (или стоящий перед поставленной перед ним целью) получения образования как способа и средства его социализации и/или для удовлетворения своих познавательных интересов.

В совокупности семантику понятия «модель информационного мира обучающегося» будем определять как совокупность информации, которую человек получает разными способами (виртуальный образ окружающей реальности) и которая оказывает влияние на формирование мировоззрения в целом, на процесс получения образования в частности (в том числе как на способ социализации). Исходя из такого понимания модели информационного мира обучающегося в процессе организации получения им образования должно учитываться следующее:

• виртуальный образ окружающей среды как любая информационная модель отражает лишь некоторые (пусть и в большом количестве) свойства реального мира;

• система правил, по которой организована совокупность информации, и сама система информации определяет субъект моделирования такого информационного контента;

• модель информационного мира может как способствовать получению образования, так и вступать в противоречия с этим процессом, т.е. оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на процесс получения образования обучающимся;

• в современном информационном обществе индивид сталкивается с множеством информационных миров, каждый из которых может оказывать влияние на процесс получения образования.

Таким образом, возникает необходимость формулирования адекватной модели информационного мира обучающегося, которая отвечала бы современным условиям, в которых осуществляется процесс образования. С этой целью ранее мы обратились к посторонним, на первый взгляд, понятиям «Мультиверс» и «Универс» [13].

В условиях современного информационного общества обучающийся присутствует во многих информационных мирах (социальные сети, различные источники информации и т.п.). В каждом из этих информационных миров он существует как двойник самого себя. Иногда эти двойники идентичны самой личности обучающегося, иногда могут отличаться в силу тех или иных особенностей самого информационного мира, его «обитателей» (жители «глобальной деревни» согласно Маклкюну [19]). Получая информацию в этих разных информационных мирах, в том числе учебного характера, обучающийся сталкивается с принципами,

закономерностями построения онтологий, тезаурусов, классификаций, систем, с подходами к решению учебных задач, к формированию компетенций и т.д. Можно сделать вывод о том, что модель информационного мира обучающегося имеет двойственный характер -может быть «информационным универсом» или «информационным мультиверсом», т.е. возможно говорить о дуалистической модели информационного мира.

Мы считаем, что информационный мир обучающегося, описываемый дуалистической моделью (в данном случае в ее проекции на образовательное пространство), вполне имеет право на существование, да и вряд ли можно его «избежать». Но в таком случае мы должны стремиться к тому, чтобы информационные универсы находились в отношениях подобия и эквивалентности по отношению друг к другу и к информационному мультиверсу в целом. Аналогией такой модели является фрактал, т.е. структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому. Применение принципа фракталов в педагогике [7] позволяет намного упростить сложные процессы и объекты, что очень важно для моделирования данного положения вещей, а также описать нестабильные системы и процессы и, самое главное, предсказать будущее таких объектов.

Возвратимся к информационно-когнитивным технологиям обучения в контексте дуалистической модели информационного мира обучающегося. Для фрактального мультиверса учебного курса необходимы научно-методические опоры, которые будут соединять, интегрировать отдельные его универсы.

В условиях замены концепции готовых знаний как основы образовательного процесса концепцией самостоятельного приобретения знаний целесообразно, как было сказано выше, сформировать методологическую базу для создания новых когнитивных технологий, ориентирами которой (относящимися к области информационных технологий) могут стать метапредметные инвариантные аспекты информатики [15], сконцентрированные в дидактически ориентированной модели формирования знаний.

Одними из метапредметных инвариантных опор информационно-когнитивных технологий обучения являются, на наш взгляд, прежде всего: информационная модель, информационное моделирование, полный цикл информационной деятельности.

Причем вышеназванные понятия являются одновременно ключевыми составляющими информационного мировоззрения и системы знаний и умений для формирования культуры личной информационной безопасности. На основании исследований, проведенных ранее (С. А. Бешенковым, Е.А. Ракитиной, М.И. Шутиковой [3-4; 13; 14]), выявлены характеристики и свойства вышеназванных феноменов, на основании чего даны следующие определения:

Информационная модель, - подобие реального объекта, предмета, явления, события - отражающая существенные характеристики реального объекта, предмета, явления, события исходя из целей моделирования, созданная при помощи определенных знаков/знаковой системы.

Информационное моделирование - деятельность субъекта/субъектов по созданию информационных моделей.

*

«Информация». Необходимо различать два аспекта этого понятия [5] (ссылка представляет сложную семантику латинского «пра-корня», которая не часто принимается во внимание, однако, по словам В.И. Бодякина, латинское слово «тАогтайо» уводит от сути современных проблем, что понятно, так как латиняне в Средние века не могли знать про информатику и ее сегодняшние проблемы [11]):

• ин-формация как процесс («т-Аогтайо») формирования данных, информации, знания (семиотическая концепция информации: единство «данных», «информации», «знаний» [15]);

• информация как продукт («тАогтайо») фиксации, единство формы и содержания, синтаксиса и семантики и в дальнейшем может использоваться в разных целях (прагматика).

В этом случае данные, информация, знания трактуются следующим образом:

• данные - уровень и продукт первоначальной фиксации сигналов, знаков, символов в некоторой форме средствами некоторой доступной знаковой системы;

• информация - более высокий (по отношению к данным) уровень фиксации и продукт, который в обязательном порядке содержит семантическое наполнение (интерпретацию) и предполагает выбор соответствующей знаковой системы, которая отражает необходимую форму, необходимое смысловое наполнение и в дальнейшем может использоваться в разных целях;

• знания - наиболее высокий уровень фиксации (по отношению к данным и информации), который предполагает выбор определенной знаковой системы, высокой степени формализации, систематизации информации с целью получения адекватной информационной модели, отражающей окружающую действительность, что и является «продуктом».

Полный цикл информационной деятельности - целенаправленные действия извлечения, преобразования, представления (формализации), репрезентации данных, информации, знания для решения задач разного вида,

* 1) formatio, onis f [forma] - образование, формирование;

2) formator, oris m [formo] - а) создатель (universi Sen); б) воспитатель (morum PJ);

3) informatio, onis f [informo] - а) разъяснение, изложение, истолкование (verbi C); б) представление, понятие (in animo insita i. rei alicujus C); в) осведомление, просвещение (eruditio et i. Aug);

4) in-formo, avi, atum, are: а) придавать вид, форму, формировать, создавать, делать (ingentem clipeum V); образовывать, лепить (cera Martem PJ); устраивать, организовывать (animus a natura bene informatus C); б) обучать, воспитывать (aliquem ad humanitatem C); в) строить, составлять (i. notionem alicujus rei C); г) мыслить, воображать (aliquid coniectura C): возникать в воображении (informare cogitatione C).

которые могут иметь один или несколько циклов, в зависимости от достижения/не достижения необходимого результата (от «данных» к «информации», от «информации» к «знаниям»).

Для формирования информационного мировоззрения и системы знаний и умений (составляющих формирования культуры личной информационной безопасности) необходимо, чтобы обучающиеся получили представление об универсальных метапонятиях «информационная модель», «информационное моделирование», «полный цикл информационной деятельности», а также «встроили» их в свой когнитивный стиль. Речь идет о концентрации исследовательского внимания на изучении и осмыслении когнитивной системы человека с методической точки зрения развития вербальных и адаптационистских механизмов в условиях интенсивного изучения общества, языковой среды и возрастающей мощи информационных технологий.

В своих исследованиях мы пришли к выводу о том, что в информационном обществе «информационная модель», «информационное моделирование», «полный цикл информационной деятельности» являются не просто «понятиями» и элементами информационной деятельности - они выполняют когнитивные функции и являются фреймами, сценариями и гештальтами в ряду других разновидностей концептов, или форматов знания, на примере широко известной типологии Н.Н. Болдырева [4; 8]. Мы также считаем, что можно говорить и о принадлежности информационного моделирования и информационных моделей к мемам, так как в современном информационном обществе они «управляют сознательным поведением людей точно так же, как гены управляют их инстинктами» [18].

Таким образом, при разработке образовательных модулей, а также методических материалов по формированию культуры личной информационной безопасности (например, в рамках учебного курса «Информатика») необходимо учитывать следующие ключевые понятия:

• информация;

• информационная модель;

• информационное моделирование;

• полный цикл информационной деятельности.

Системный подход к формированию культуры личной информационной безопасности сегодня не сводится только к задаче научить пользоваться компьютером и соответствующим программным обеспечением в сети Интернет, т.е. не сводится к задаче обучить «медиакомпетентности» как умению просто пользоваться техникой (так учат пользоваться автомобилем или сотовым телефоном). Речь теперь идет о подготовке обучающихся к способности осмысленно пользоваться информацией в самых различных социальных и культурных контекстах, где информация постоянно нарастает и обновляется. А это умение, в свою очередь, предполагает не только умение критически анализировать и активно интерпретировать самые разные «медиатексты» - от телевизионных программ и рекламы до результатов самостоятельного поиска в Интернете, умение активно

участвовать в процессе формирования информационных потоков, умение повлиять на эти потоки в желаемом направлении. Важный аспект такой подготовки обучающихся - необходимость сформировать способность отличить информацию от знания. По словам Б.И. Пружинина [11], информация должна оцениваться не на истинность как информация, претендующая на статус знания, но на полноту, точность и прочие параметры «достаточности» для выбора реакции из уже имеющихся или задаваемых возможностей, так как даже «обманывающая» информация (т.е. дезинформация, вызывающая «не ту» реакцию) остается в этом случае информацией, тогда как ложное знание знанием не является.

Литература

1. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП: от познания к действию. Изд. 3-е. М.: КРАСАНД, 2010. 184 с.

2. Бешенков С. А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс: учебник для 10 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

3. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Шутикова М.И. Гуманитарная информатика: от моделей и технологий к информационным принципам // Информатика и образование. 2008. №2. С. 3-8.

4. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов, 2000. С. 36-38.

5. Большой латинско-русский словарь (по материалам словаря И.Х. Дворецкого) [Электронный ресурс]. URL: http://linguaeterna.com/ vocabula/alph.php (дата обращения: 04.06.2017).

6. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. Т. 1. 448 с.

7. Гапонцева М.Г., Федоров В.А., Гапонцев В.Л. Понятия геометрии фракталов как язык объектов педагогики и теории научного знания // Образование и наука. 2009. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-geometrii-fraktalov-kak-yazyk-obektov-pedagogiki-i-teorii-nauchnogo-znaniya-1.

8. Голованова Е.И. Введение в когнитивное терминоведение: учебное пособие. М.: Флинта, 2011. 107 с.

9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. №646 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.07.2017).

10. Единыйурок.рф / Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве» 17 апреля 2017 года [Электронный ресурс]. URL: https://xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/tekst-parlamentskogo-dokumenta (дата обращения: 04.06.2017).

11. Информационный подход в междисциплинарной перспективе // Вопросы философии. 2010. URL: http://vphil.ru/ index.php?option=com_content&task=view&id=103.

12. Концепция информационной безопасности детей: распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 г. №2471-р [Электронный ресурс]. URL: http:/www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71167034/#ixzz4KcWkKn86 (дата обращения: 02.06.2017).

13. Миндзаева Э.В., Бешенков С.А Дуалистические модели мира обучающихся // Управление образованием: теория и практика. 2015. №3. С. 62-74.

14. Миндзаева Э.В., Бешенков С. А. Современный общеобразовательный курс информатики в школе и вузе: методические подходы к развитию содержания // Открытое образование. 2015. №3. С. 8-18.

15. Миндзаева, Э.В., Бешенков С.А., Шутикова М.И. От информационных к конвергентным технологиям: образовательные аспекты // Преподаватель XXI век. 2016. №4. С. 86-93.

16. Непрерывный курс информатики / С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина, Н.В. Матвеева, Л.В. Милохина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 143 с.

17. Ницше. Для тех, кто хочет все успеть. Афоризмы, метафоры, цитаты / Энциклопедия быстрых знаний / сост. Э.Л. Сирота. М.: Эксмо, 2015. 150 с.

18. Флинн М. В стране слепых / пер. с англ. А. Круглова. М.: АСТ; Транзиткнига, 2005. 512 с.

19. McLuhan M., Fiore Q. War and Peace in the Global Village. N.Y.: Bantam, 1968.

Mindzaeva E^teri Viktorovna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Leading scientific researcher, Candidate of Pedagogics, [email protected]

DEVELOPMENT OF THE THEORY INFORMATION SECURITY OF THE PERSONALITY: INFORMATION/COGNITIVE APPROACHES

Annotation

In article questions of development of the Theory of information security of the personality are considered, information and cognitive approaches as a methodological basis of formation of culture of personal information security are presented, intermediate results of development of methodical materials which contain key concepts of the considered subject are designated. Keywords:

culture of personal information security; concept of information security of the personality; information outlook; information approach; cognitive approach; information and cognitive technologies of training; data; information; knowledge; full cycle of information activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.