Научная статья на тему 'Разработка контрольно-измерительных материалов для диагностики уровня сформированности компетенций обучающихся'

Разработка контрольно-измерительных материалов для диагностики уровня сформированности компетенций обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1859
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФОРМИРОВАННОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИЗМЕРЕНИЕ / КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / FORMED COMPETENCES / COMPETENCE APPROACH / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / ASSESSMENT / CONTROL OF EDUCATIONAL RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ольга Владимировна

Статья посвящена проблеме оценки новых результатов обучения с точки зрения профессиональной компетентности обучающегося, понимаемой как готовность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING INSTRUMENTS OF CONTROL AND ASSESSMENT FOR DIAGNOSING PROFESSIONAL COMPETENCES FORMATION LEVEL

The paper is devoted to the problem of assessment of new results of the training from the point of view of professional competence of the student regarded as readiness to act successfully on the ground of skills, knowledge and practical experience.

Текст научной работы на тему «Разработка контрольно-измерительных материалов для диагностики уровня сформированности компетенций обучающихся»

УДК/ UDC: 377 (571.15) О. В. Осипова,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент КГБОУ «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования», г. Барнаул, Россия, osipova_ov@list.ru

Olga Osipova,

PhD in Pedagogics, Docent, associated professor at Altay Regional Institute of Educators Skills Improvement, Barnaul, Russia, osipova_ov@list.ru

РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

DEVELOPING INSTRUMENTS OF CONTROL AND ASSESSMENT FOR DIAGNOSING PROFESSIONAL COMPETENCES FORMATION LEVEL

Статья посвящена проблеме оценки новых результатов обучения с точки зрения профессиональной компетентности обучающегося, понимаемой как готовность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта.

The paper is devoted to the problem of assessment of new results of the training from the point of view of professional competence of the student regarded as readiness to act successfully on the ground of skills, knowledge and practical experience.

Ключевые слова: сформированность

компетенций, компетентностный подход, федеральные государственные образовательные стандарты, измерение, контроль результатов обучения.

Keywords: formed competences, competence approach, Federal State Educational Standards, assessment, control of educational results.

Проблема педагогического контроля всегда была актуальной в педагогической теории и практике. Особую актуальность она приобретает сейчас, в связи с реализацией стандартов нового поколения.

Реализация образовательными учреждениями компетентностных образовательных стандартов кардинальным образом меняет их деятельность как по проектированию содержания образования, так и системы оценки новых результатов обучения,

представленных в стандартах в виде общих и профессиональных компетенций. Оценке сегодня подлежит не система профессиональных знаний, а профессиональная компетентность обучающегося (выпускника), понимаемая как готовность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности [2, с. 10].

Изменившееся представление результата образования побуждает педагогические коллективы искать такие средства и процедуры оценки, которые были бы адекватны новому результату и отражали бы динамику их достижения обучающимися.

Основные требования к контрольнооценочной деятельности учреждения профессионального образования изложены в соответствующем разделе ФГОС по профессии (специальности) НПО, СПО [3]. Так, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает фонды оценочных средств для диагностики результатов обучения на этапах текущего, промежуточного и итогового контроля с учетом особенностей реализуемой основной профессиональной образовательной программы. Также стандартом определены основные направления оценки качества профессионального обучения: оценка уровня освоения дисциплины и оценка компетенций обучающихся. Уровень освоения дисциплины осуществля-

ется через традиционные знания, умения и навыки. Для их оценки вполне пригодна имеющаяся в педагогике система методов и средств контроля. Наибольшую трудность у педагогов вызывает требование измеримости компетенций, которая обусловлена недостатком адекватных компетенциям средств оценки.

Компетенция как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области проявляется («собирается») в момент ее реализации, т. е. в ответ на ситуацию. Следовательно, условием не только формирования компетенций, но и ее оценки в обучении является создание ситуаций, стимулирующих появление необходимых компетенций. Создание ситуаций возможно путем предъявления обучающимся задач и заданий особого типа - проблемно-ситуационных. Разрабатывая систему заданий для оценки компетенций обучающихся, педагогу необходимо соблюдать следующие условия:

1) установить содержание проверяемой компетенции;

2) выделить основные учебные элементы, формирующие профессиональную компетенцию;

3) сформулировать контрольный вопрос для каждого выделенного учебного элемента;

4) сформулировать задания и задачи, которые должны четко соотноситься с той компетенцией, которая в данный момент проверяется и оценивается;

5) текст задачи должен содержать описание реальной профессиональной проблемы (ситуации), с которой столкнется обучающийся в профессиональной деятельности (или на производственной практике); только в этом случае задача будет принята к решению и решена обучающимся как лич-ностно и профессионально значимая;

6) система заданий должна предусматривать оценку компетенции как по процессу ее реализации, так и по продукту;

7) система заданий может предусматривать задания на само- и взаимооценку.

Приведем пример ситуационной задачи для оценки сформированности профессиональной компетенции (ПК 2.2) «определять

цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся». Указанная компетенция выступает как результат освоения профессионального модуля ПМ 5.2.2 «Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности», по специальности СПО «051001 Профессиональное обучение (по отраслям)» [3].

«Вам предстоит пройти педагогическую практику в должности мастера производственного обучения в ПУ № 3. Образовательное учреждение расположено в городе. Вам будет поручено осуществлять педагогическое сопровождение группы первокурсников. Мастер производственного обучения, у которого вы будете проходить педагогическую практику, представил вам психолого-педагогическую характеристику группы (текст характеристики прилагается к задаче).

Задания:

1. Разработайте план вашей деятельности по педагогическому сопровождению данной группы обучающихся.

2. Проанализируйте разработанный вами план деятельности, предложив критерии его анализа».

Целевое назначение данной задачи состоит в оценке сформированности профессиональной компетенции «определять цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся». Контролируемый результат (продукт) осуществления компетенции - разработанный план педагогического сопровождения группы обучающихся.

Оценка сформированности профессиональной компетенции осуществляется по определенным критериям и показателям.

Для перевода набранных студентом индивидуальных баллов по результатам решения данной задачи разработана шкала перевода баллов в отметки.

Данная задача может быть предъявлена студентам как на этапе промежуточного контроля, так и на этапе итогового контроля по изученному профессиональному модулю. Процедура оценивания полученного студентами результата может предполагать как внешнюю оценку (только преподавателем модуля), так и организацию взаимо-оценки. В этом случае преподаватель со-

вместно со студентами организуют защиту планов педагогического сопровождения. Тогда критерии и показатели оценки должны быть дополнены критериями и показателями оценки способности представлять и защищать студентом результаты своей деятельности (в нашем случае ПК 2.2 «определять цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся»).

Для реализации требований ФГОС по контролю и оценке результатов обучения образовательным учреждением создается фонд оценочных средств.

В Методических рекомендациях под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения обучающихся, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения основной образовательной программы по определенному направлению или специальности [1, с. 4]. Опираясь на данное определение, можем предложить следующую структуру ФОС:

- «Пояснительная записка». В данном разделе описывается сущность, цели и задачи фонда оценочных средств, дается обоснование форм и методов контроля, используемых для оценки результатов обучения по профессиональному модулю (дисциплине).

- «Требования к результатам обучения по профессиональному модулю (дисциплине)». Содержит перечень умений, знаний, общих и профессиональных компетенций, подлежащих контролю и оценке в рамках данного модуля (дисциплины); уровневую характеристику результатов обучения.

- «Контрольно-оценочные материалы». В данном разделе размещаются оценочные средства для диагностики уровней сфор-мированности компетенций, критерии и показатели оценки компетенций, шкала перевода баллов в отметки, рекомендации по оценке заданий, условия и время выполнения заданий.

- «Методические рекомендации по подготовке обучающихся к аттестации».

- «Методические рекомендации по проведению контрольно-оценочных мероприятий». В разделе описываются требования к условиям проведения аттестационных испытаний обучающихся на соответствие их индивидуальных достижений требованиям ФГОС в части освоенных общих и профессиональных компетенций; требования к составу аттестационной комиссии и порядку ее формирования; представлен график контроля; рекомендации по формированию экзаменатором отчета по итогам контроля; описывается порядок проведения контроля.

- «Рекомендации по написанию, оформлению и подготовке курсового проекта» (если такое предусмотрено рабочей программой модуля/дисциплины).

- В разделе «Литература для подготовки к контролю» указывается основная и дополнительная литература, интернет-ресурсы и другие материалы, необходимые для самостоятельной подготовки обучающихся к аттестационным испытаниям.

- В «Приложении» могут размещаться формы оценочных листов, зачетно-экзаменационные ведомости, форма итогового отчета по контролю и др.

Разработка контрольно-измерительных материалов представляет определенную методическую трудность для педагогов ввиду того, что результаты обучения задаются преподавателем, а компетенции формируются у обучающихся. Особенность компетенций состоит в том, что они формируются не только в процессе обучения, но и всей социокультурной средой образовательного учреждения. Сказанное означает, что и компоненты среды также выступают наряду с результатами обучения объектами контроля и оценки.

1. Методические рекомендации по разработке оценочных и диагностических средств итоговой государственной аттестации выпускников вузов / Авторы-составители В. Г. Казанович, Г. П. Савельева. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 21 с.

2. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / Авторы-составители: Блинов В. И., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Лей-бович А. Н., Новиков П. Н. - Выпуск 1. - М.: ФИРО, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. firo.ru/wp-content/uploads/2010/05/slovar.doc.

3. ФГОС СПО по специальности «051001Профес-сиональное обучение (по отраслям)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_09/prm574-1n.pdf.

УДК/ UDC: 377.5 В. Н. Кормакова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Белогородского государственного университета, г. Белгород, Россия, kormakova@bsu.edu.ru;

Т. М. Щеглова,

преподаватель конструирования и моделирования одежды Старооскольского техникума технологий и дизайна», г. Старый Оскол, Россия, shchegltm@mail.ru

Valentina Kormakova,

PhD in Pedagogics, associate professor of the Chair of Pedagogics at Belgorod State University, Belgorod, Russia, kormakova@bsu. edu.ru;

Tatyana Shcheglova,

teacher of clothes design at Starooskol College of Technology and Design, Stariy Oskol, Russia, shchegltm@mail.ru

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ

CREATIVE ABILITIES AFFECTING DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES AMONG FUTURE FASHION DESIGNERS

Главной задачей при подготовке специалистов в области дизайна одежды является формирование творческой личности. В статье рассматривается специфика творческого процесса, способствующего формированию основ профессиональной компетентности будущих специалистов дизайна одежды, и достижения определенного уровня профессионального мастерства в учреждениях среднего профессионального образования.

The main task in preparing specialists in fashion design is to form a creative personality. This article discusses the specifics of the creative process that promotes formation of the foundations of professional competence of future specialists in fashion design and a certain level of professionalism in the institutions of secondary vocational education.

Ключевые слова: профессиональное

образование, компетентность, профессиональная компетентность, творчество, дизайн одежды.

Keywords: vocational education, competence, professional competence, creation, fashion design.

В современных социально-экономических условиях, в ситуациях перехода на инновационный уровень развития страны к человеческим и трудовым ресурсам предъявляются высокие требования. Закономерно повышается интерес к профессиональному образованию, которое рассматривается как фактор экономического роста, социального и экономического благосостояния,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.