Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА С КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА С КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КУРОРТ / РЕКРЕАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Арсанова Р.М.

Чеченская Республика имеет достаточно высокий потенциал для развития туристической отрасли. Отдельное внимание уделяется факторам, способным влиять на инвестиционную привлекательность туристической отрасли и территории в целом. В данной работе проанализированы государственная политика в сфере туризма, а также условия развития курортно-рекреационной отрасли региона и индикаторы Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025. Автором были предложены основные мероприятия, позволяющие привлекать большее количество инвестиций, а, соответственно, и туристов в регион с курортно-рекреационной специализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Арсанова Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING A COMPETITIVE POLICY FOR A REGION WITH RESORT AND RECREATIONAL SPECIALIZATION BY THE EXAMPLE OF THE CHECHEN REPUBLIC

The Chechen Republic has sufficiently high potential for the development of the tourism industry. Particular attention is paid to the factors that can influence the investment attractiveness of the tourism industry and the territory as a whole. This paper analyzes the state policy in the field of tourism, as well as the conditions for the development of resort and recreational industry in the region and the indicators of the Strategy for Socio-Economic Development of the Chechen Republic until 2025. The author proposed the main measures to attract more investment and, consequently, tourists to the region with resort and recreational specialization.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА С КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ц .J

SSiiË East European Scientific Journal #3(79), 2022

37

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 33.332

Арсанова Р.М.

Северо-Кавказсий институт - филиал РАНХиГС Россия, Пятигорск, ул. Дунаевского, 5

РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА С КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Arsanova Rosa Mairoevna

postgraduate student of the North Caucasus Institute - Branch of RANEPA,

Russia, Piatigorsk DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2022.1.79.269

Аннотация. Чеченская Республика имеет достаточно высокий потенциал для развития туристической отрасли. Отдельное внимание уделяется факторам, способным влиять на инвестиционную привлекательность туристической отрасли и территории в целом.

В данной работе проанализированы государственная политика в сфере туризма, а также условия развития курортно-рекреационной отрасли региона и индикаторы Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025. Автором были предложены основные мероприятия, позволяющие привлекать большее количество инвестиций, а, соответственно, и туристов в регион с курортно-рекреационной специализацией.

Abstract. The Chechen Republic has sufficiently high potential for the development of the tourism industry. Particular attention is paid to the factors that can influence the investment attractiveness of the tourism industry and the territory as a whole.

This paper analyzes the state policy in the field of tourism, as well as the conditions for the development of resort and recreational industry in the region and the indicators of the Strategy for Socio-Economic Development of the Chechen Republic until 2025. The author proposed the main measures to attract more investment and, consequently, tourists to the region with resort and recreational specialization.

Ключевые слова: регион, конкурентоспособность, курорт, рекреация, инвестиции, региональная политика

Keywords: region, competitiveness, resort, recreation, investments, regional policy

Введение. Российская Федерация обладает значительным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для принятия на своей территории иностранных гостей. В связи с ярко выраженной социальной направленностью мировой политики особое значение приобретает обеспечение охраны здоровья и получение медицинской помощи. Как показывают данные Global Wellness Institute, оздоровительный туризм считается одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Только с 2017 по 2019 годы сектор оздоровительного туризма вырос на 8%, рынок здоровья достиг показателя в 720 млрд долларов. Несмотря на сложности, связанные с пандемией коронавируса, ожидается, что темпы развития оздоровительного туризма к 2025 году вырастут на 21%. Эксперты Global Wellness Institute отметили особенно стремительный рост популярности лечения с помощью термальных и минеральных источников, годовой рост которых с 2017 по 2019 год составлял почти по 7% (рост выручки с 56 до 64 млрд долларов). До 2025 года ежегодный прирост должен увеличиться до 18% [1].

Регионы Северо-Кавказского федерального округа, согласно вышеназванным факторам, получают серьезную перспективу дальнейшего

развития, имея в большой потенциал развития курортно-рекреационной сферы. Кроме того, в декабре 2021 года в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» [2] был указан список приоритетных направлений туристских макротерриторий, в состав которых вошли и регионы Кавказа, включая Чеченскую Республику. Это говорит о том, что развитие туристической отрасли остается одной из основных стратегических задач развития СКФО на ближайшие годы.

В связи с этим активное участие государства и руководства регионов в развитии данной отрасли, и разработка эффективной государственной политики ее управления представляется нам объективной необходимостью, продиктованной современными требованиями.

Цель исследования заключается в анализе государственных и региональных инструментов и механизмах поддержки и развития курортно-рекреационной дестинации.

Материал и методы исследования. В статье широко применяются составили материалы государственных и международных

статистических органов, правительственных сайтов, а также сведения, публикуемые в

38

Еаь1 Еигорест БаепИ^с Лита! #3(79), 2022

периодических изданиях и сети Интернет. Вопросы развития туризма и туристических комплексов в ЧР поднимали в своих работах Б.Б. Дзугаев, М.С. Гайрбеков, С. Ниналалов, М.Л. Тамаев и др. Проблемы эффективного использования рекреационных ресурсов рассматривали Т. Абдуллаевой, С. Ашинова, М. Биржакова, А. Бредихина, М. Воронцовой, Х. Годфри, В. Козырева, А. Колесова, А. Таксановой.

Результаты исследования и их обсуждение. Туризм - это непроизводственная экономическая сфера, совокупность организаций и предприятий, цель которых заключается в удовлетворении потребностей туристов. В ряде развитых стран на туристическую отрасль приходится немалый процент ВВП. Однако в Российской Федерации эта сфера еще не получила стабильного развития, и пока не в полной мере реализовала свой инвестиционный потенциал. При этом страна обладает всеми необходимыми рекреационными ресурсами, которые можно условно разделить на несколько основных категорий:

— элементарные (сезоны года, виды ландшафта, солнечная радиация);

— гидроминеральные (лечебные воды, грязи, глина);

— биологические (биофлора, биофауна);

— гидрографические (водоемы, родники, реки и т.д.);

— социально-культурные (народная кухня, музеи, дворцы культуры, рестораны, клубы, памятники культуры, народный эпос и т.д.);

— коммуникационные (сотовая связь, покрытие сетью интернет, телевидение, развитость услуг связи);

— сервиса (магазины, косметические салоны, ателье, прачечные и т.д.);

— дорожно-транспортные (развитость железнодорожного и автомобильного полотна; наличие аэропорта; наличие автозаправок и обслуживающих станций);

— орографические (лечебно -оздоровительные местности; горы, равнины, курортные зоны);

— трудовые (обслуживающий, медицинский, технический персонал).

Ряд субъектов страны, в том числе и Чеченская Республика, реализуют целенаправленную региональную политику, задачей которой является достижение мировых стандартов развития туристической отрасли и сопутствующей инфраструктуры. Еще в 2013 году с этой целью был создан специальный Комитет Правительства Чеченской Республики по туризму. В перечень его обязанностей были включены интеграция отдельных предприятий туристической отрасли, реализация проектов туриндустрии, разработка и принятие необходимых мер для развития сферы и, наконец, внедрение чеченских кластеров в общую

систему кластеров Северо-Кавказского федерального округа.

При этом сейчас южные регионы находятся в сложных конкурентных обстоятельствах - они практически одновременно включились в работу над развитием собственного бренда, привлекательного имиджа и формирование разных туристических направлений. При этом ЧР обладает рядом конкурентоспособных факторов, благотворно влияющих на инвестиционную привлекательность региона, среди которых можно выделить выгодное географическое положение, стабильность в общественно-политической сфере, возможность развития конкурентоспособного производства и богатство природно-ресурсного потенциала. Сейчас же на долю туристко-рекреационного комплекса ЧР приходится лишь небольшая доля в общем объеме экономики региона - 3% занятых, 2% выпускаемой продукции и 5% инвестиций.

Как мы уже подчеркивали выше, особой популярностью пользуется лечебно-

оздоровительный туризм. Регионы Северного Кавказа имеют неоспоримые преимущества в качестве благоприятного мягкого климата, чистого горного воздуха и широкого разнообразия минеральных источников. Большую роль в развитии этого направления может сыграть знаменитая здравница курорта «Серноводск — Кавказский», которая еще в СССР имела всесоюзное значение, затем был разрушена во времена войны и восстановлена в 2013 году. Новую жизнь могут также получить целебные источники Брагуны и Мелч-Хи в Гудермесском районе, Горячеводск в Грозненском районе, Зонах в Шатойском районе и т.д.

Отметим, что курортно-рекреационная сфера развивается не только в рамках туристического направления, но и в рамках здравоохранения. Высокая роль развития региональных российских курортов подчеркнута в национальном проекте «Здравоохранение» [3]. Была разработана даже отдельная Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, нацеленная на эффективное использование лечебных ресурсов, развитие местной инфраструктуры и создание санаторных комплексов, соответствующих современным требованиям и нормам. Предполагается, что к 2030 году черноморские курорты и здравницы Северного-Кавказа будут связаны единой транспортной инфраструктурой [4].

Высокой популярностью пользуется и экскурсионный туризм. Примерно 80% туристического потока прибывает в ЧР именно с целью знакомства с местными культурой и достопримечательностями. Большую роль в этом сыграла реализация таких крупных проектов как всесезонный горнолыжный курорт «Ведучи» и спортивно-туристический комплекс «Казеной-Ам». Эти два направления, согласно прогнозам, могут стать в регионе наиболее перспективными.

!Ш5 Еигорест Баеий/ю Лита! #3(79), 2022

39

В последние несколько лет в регионе наблюдается положительная динамика туристического рынка. Так, в первом квартале 2020 года число туристов, приезжающих в Чеченскую Республику, выросло на 65% относительно аналогичного периода 2019 года. В целом, можно говорить о благоприятном сценарии развития региона с устойчивым ежегодным ростом по сравнению с остальными субъектами РФ.

На привлечение и удержание туристического потока нацелена как федеральная, так и региональная политики. К основным направлениям государственной политики в туристической отрасли можно отнести: правовое регулирование деятельности и организация контрольных функций; обеспечение отрасли квалифицированными кадрами; проработка стратегических направлений развития; увеличение привлекательности имиджа субъекта РФ; обеспечение охраны исторических памятников и окружающей среды; поддержка международного сотрудничества.

Несмотря на всесторонний интерес к этой теме, в Чеченской Республике сохраняется ряд сложностей, тормозящих развитие отрасли. Согласно данным статистики, оборот предприятий туристко-рекреационной направленности в общем объеме оборота в регионе за прошлый год составил менее 1% [5]. Так проблемой остается нехватка инновационных технологических решений. Необходимо более детально проработать всевозможные финансовые механизмы, способные увеличить инвестиционную привлекательность

региона и туристического рынка, в частности. Большее внимание следует уделить и основной обеспечивающей отрасли - агропромышленному комплексу. Развитие туристической сферы в симбиозе с аграрной промышленностью позволит значительно нарастить потенциал и расширить теоретико-прикладной инструментарий системного подхода для создания прочного фундамента стабильного развития курортно-рекреационной сферы.

В Стратегии развития Чечни уточняется, что после реализации всех крупных проектов и выстраивания положительного имиджа региона туристический поток может достигнуть 1,5 млн чел. в год. Предполагается, что это произойдет уже к 2025 году. Основным источником финансирования выступят средства федерального бюджета. Однако их может оказаться недостаточно, в связи с чем обязательным условием реализации мероприятий, отраженных в Стратегии, является привлечение внебюджетных источников финансирования, включая механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Это обуславливает необходимость со стороны правительства Республики создавать

благоприятные условия и позитивный имидж для привлечения и активизации инвестиционной деятельности (рис.1). Специально для этого была подготовлена и утверждена необходимая законодательная база, нацеленная на защиту интересов инвесторов и развитие предпринимательской деятельности.

I Ставропольский край

I Республика Дагестан

I Республика Ингушетия

I Кабардино-Балкарская Республика

I Карачаево-Черкесская Республика

I Республика Северная Осетия-Алания

I Чеченская Республика

Рисунок 1 - Структура инвестиций в основной капитал по регионам СКФО, 2018 г. [6]

Однако утверждение одной лишь законодательной базы не решает всех вопросов. Власти субъекта должны четко сформулировать приоритетные направления инвестиционной деятельности, сильные и слабые стороны которой необходимо учитывать при составлении и реализации стратегических документов. Выделять такие направления стоит отдельно на

краткосрочный период и долгосрочный период в зависимости от общего видения направлений дальнейшего развития. Проектам, направленным на приоритетные направления, необходимо предоставлять налоговые льготы, срок которых напрямую зависит от сроков реализации проектов. Кроме того, на реализации инвестиционных

40

East European Scientific Journal #3(79), 2022

проектов положительно скажется кураторство и принцип работы «одного окна».

Важным аспектом остается создание рынка свободных строительных и производственных площадей, на базе которых мог бы развиваться как крупный, так и малый бизнес. Во многом успех и качество реализуемых инвестиционных проектов зависят от кадровой составляющей. Соответственно, власти региона заинтересованы в подготовке рабочих кадров необходимой квалификации. Реализован этот механизм может быть через выдачу субсидий на частичное финансирование обучение персонала, либо с помощью организации отдельных обучающих программ, адаптированных под необходимые инвестиционные проекты.

Особенно полезным для привлечения инвестиций могло бы стать создание специализированного «путеводителя» инвестора, в котором можно было бы найти полную и верную информацию о других участниках инвестиционных проектах, страховых и финансовых организациях и возможностях, включая стоимость арендных платежей, набор потребительской корзины и ее стоимость, уровень прожиточного минимума и т.д.

Большое природно-климатическое

разнообразие Чеченской Республики и запас ее природно-рекреационных ресурсов создает все необходимые условия для развития туризма. И на данном этапе для его поддержания, нам видится, важным оказание поддержки уже существующих и набирающих известность брендов, таких как Грозненское море, Казеной-Ам, Ведучи, Серноводск-Кавказский и т.д.

Выводы (заключение). У Чеченской Республики есть возможности расширять портфель туристических предложений: оздоровительный, экологический, экстремально-спортивный,

этнографический, событий, познавательный. Кроме того, возможно объединение туристических продуктов соседних регионов, чему может поспособствовать рост узнаваемости

туристического бренда Чеченской Республики и применение новых каналов для его продвижения.

Рост предпринимательской активности и инвестиций также позволит улучшить состояние курортно-рекреационной сферы. Однако основную роль может сыграть успешная реализация государственной программы «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике», разработанной Правительством региона [7].

Согласно Стратегии социально-

экономического развития Чеченской Республики до 2025 года, для увеличение туристического потока в регионе необходимо [8]:

— сформировать высокий уровень обеспечения безопасности;

— реализовать комплекс мер по подготовке высокопрофессиональных кадров;

— развивать существующие и открывать новые специализированные объекты индустрии отдыха и развлечений;

— увеличить контроль и ответственность за соблюдение санитарно- эпидемиологической и экологической обстановки.

Развитая туристическая активность позволит региону избежать сырьевой зависимости и развивать инновационные направления для дальнейшего социально-экономического роста.

Список литературы

1. Официальный портал Global Wellness Institute. Оздоровительный туризм, Спа, Термальные/минеральные источники [Электронный ресурс] URL: https://globalwellnessinstitute.org/wellness-tourism-spas-mineral-thermal-springs-the-global-wellness-economy-looking-beyond-covid-2021/

2. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/403336467/

3. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] URL: http ://government. ru/info/3 5561/

4. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2022 № 1089-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северного Кавказа до 2030 года» [Электронный ресурс] URL: http ://government. ru/docs/all/140821/

5. Официальный портал государственной статистики ЕМИСС [Электронный ресурс] URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57788

6. Сводный анализ инвестиционной привлекательности Северо-Кавказского федерального округа. Пятигорск, 2020. [Электронный ресурс] URL: http ://www. skfo. gov. ru/media/files/file/9Zep 1A UM4huRfv7S2LLpES8omPkx48fo.pdf

7. Государственная программа Чеченской Республики «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике». Постановление Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 336 [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/430606685

8. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 20 июня 2012 года № 185-р [Электронный ресурс] URL: https ://docs.cntd. ru/document/550135877

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.