Научная статья на тему 'Разработка компьютерного теста по материаловедению'

Разработка компьютерного теста по материаловедению Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
193
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ / ПРАВИЛА ТЕСТИРОВАНИЯ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Донских Сергей Александрович, Сёмин Владимир Николавич, Абрамович Торий Меерович

Авторы ставят своей целью проанализировать тестовые задания категории тестов обученности. В качестве оболочки использована свободно распространяемая в Интернете бесплатная программа Hyper Test version 1.1. Автор программы Рыбалкин К.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Донских Сергей Александрович, Сёмин Владимир Николавич, Абрамович Торий Меерович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка компьютерного теста по материаловедению»

С.А. Донских, В.Н. Сёмин, Т.М. Абрамович

РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТА ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ

В настоящее время тестирование является весьма распространённой формой контроля знаний студентов. Им широко пользуются для оперативного получения информации о степени усвоения предмета группой или отдельным студентом.

В условиях резкого сокращения времени, отводимого на контрольные функции (контрольные работы, зачёты и пр.) тестирование становится, по существу, единственным методом контроля усвоения полученных студентами знаний.

Конечно, никакие, даже самые хорошие, тесты не позволяют выявить всю полноту, глубину, а главное, качество знаний студента, его способность к творческому, нестандартному мышлению, умению решать сложные, нетривиальные задачи. В этом смысле нет ничего лучше, чем традиционный устный экзамен в форме беседы преподавателя со студентом. Однако выявить соответствие знаний и умений студента требованиям Государственного образовательного стандарта по данной дисциплине вполне возможно.

В условиях всеобщей компьютеризации тестирование может быть проведено в специализированных классах, а его результаты оперативно получены. Необходимо только, чтобы они позволяли объективно оценить наличие того самого минимального уровня знаний, регламентированного образовательными стандартами.

Чтобы удовлетворять приведённым выше требованиям, в тесте должно быть достаточно много вопросов, охватывающих проверяемый курс, и достаточно много альтернативных ответов к ним. В приведённых нами тестовых вопросах количество таких ответов достигает в ряде случаев пяти. При этом число правильных ответов заранее не оговаривается. В частности, их может быть два и более.

Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными методами:

- объективность оценки;

- охват всех дидактических единиц дисциплины;

- единство требований ко всем студентам;

- возможность оценки результатов учебной деятельности на всех этапах обучения (входной, промежуточный, итоговый контроль, проверка остаточных знаний и т.п.);

возможность сочетания с традиционными формами контроля. При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:

■ Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована студентами.

■ Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

■ Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.

■ Вопросы не должны повторять формулировок учебника.

■ Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.

■ Вопросы не должны содержать «ловушек».

Подготовленные нами тестовые задания относятся к категории тестов обученности. С их помощью возможно осуществлять предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учёт успеваемости, академических достижений. Тестовые вопросы разбиты на следующие дидактические единицы:

основы строения и свойства материалов,

- фазовые превращения,

основы термической обработки и поверхностного упрочнения сплавов, поведение материалов в особых условиях,

- легированные стали,

- цветные металлы и сплавы,

- неметаллические материалы,

- композиционные материалы,

- электротехнические материалы,

- теоретические и технологические основы процессов порошковой металлургии.

В качестве оболочки использована свободно распространяемая в Интернете бесплатная программа Hyper Test version 1.1. Автор программы - Рыбалкин К.Г. Она обладает следующими характерными свойствами:

- возможно включение базы с 1024 (у нас сейчас порядка 280) вопросами;

- количество ответов на вопрос - до 20;

можно включать несколько правильных ответов; можно возвращаться к предыдущим вопросам; гибкая система оценки; просмотр и печать протокола тестирования;

- возможен просмотр правильных/неправильных ответов; возможность вставки примечаний к вопросу;

возможность создания как закодированной, так и незакодированной базы вопросов;

- параметры тестирования можно помещать в базу с вопросами;

- вставка в ответы и вопросы, наряду с текстом, также и рисунков;

- и др.

Конструктор теста *т^Ва8еСи810ПНге1 еле позволяет редактировать базу во-

просов, устанавливать параметры тестирования, системные параметры и критерии оценок. Страницы конструктора тестов приведены на рисунках. Надписи на кнопках позволяют легко разобраться с их функциями и настроить тест исходя из конкретных задач, стоящих перед преподавателем или учителем, даже если они не очень сильны в современных компьютерных технологиях. Настройки теста сохраняются непосредственно в файле базы перед вопросами.

^ Установ( а параметров тестовой базы

Работа с базами | Параметры тестирования Системные параметры | Системы оценки |

Пароль администратора:

Подтверждение пароля: [

flijTb к. Файлу с результатами тестирования:

Имя Файла (без расширения!):

D:\

|RESULT Материаловедение

17 Повторное прохождение тестирования только после введения пароля администратора

17 Показывать окно тестирования поверк веек окон

17 Показывать окно тестирования во весь экран

17 |Вход б настройки только при вводе пароля администратора!

17 Показывать кнопку "Просмотреть неправильные ответы"

17 Запретить переключение на другие задачи - ALT+TAB (требует перезапуска программы)

17 Запретить нажатие ALT+F4 пока идет тест

17 Сделать кнопку "Выход" неактивной пока идет тест

17 Показывать результат тестирования в процентном соотношении

Выкод

Сохранить настройки

^ У станов! а параметров тутовой базы

Работа с базами | Параметры тестирования | Системные параметры Системы оценки

(* Равномерное распределение процентов на (не)правильные ответы

Система оценки, при которой проценты на правильные и неправильные ответы распределяются равномерно. Например, если в вопросе 7 ответов, из них 4 правильным и 3 неправильным, то "вес" каждого правильного ответа буцет составлять "плюс 25%", а

Г" Равномерное, с определенным количество процентов на первый (не)правильный ответ

Эта система аналогична предьиущей, только в случае, когда определено несколько *

правильным или неправильным ответов, за первый правильный/неправильный дается определенное число процентов. Оставшаяся часть процентов распределяется на оставшиеся

Количество процентов за первый правильный/неправильный ответ: [бО ^ Г" У чет только правильного, 100%-ного ответа

Отличается более жестим требованием к тестируемому. Ответ засчитывается только в том случае, если он верен на все 100%. Малейшее отклонение означает потерю баллов за весь вопрос.

Выход

Сомранить настройки

ijHypeiTest

Запускается тестирование файлом ггт=; , в открывшемся окне выбирается и от-

крывается соответствующая база вопросов с расширением .ask. Интерфейс теста абсолютно понятен даже человеку, никогда до этого не тестировавшемуся.

Фрагмент тестовой базы с параметрами настройки представлен ниже. <discipline>Материаловедение [Settings] QwestCount=20 bSeconds=0 Minutes=40 Seconds=60 MarkCount=2 MarkDesc1=незачтено MarkProc1=0 MarkDesc2=зачтено MarkProc2=51 [Admin] Pass4Begin=0 ALT_TAB=1 ALT_F4=1 EXIT=1 FullScreen=1 OnTop=1 ShowRAbutton=1 Password=

Password2=OkH5AD+9N2M

ResultFilePath=

ResultFileName=

ShowPercent=1

[Judging]

TestSystem=1

FirstAnsProc=50

ShowPercent=1

ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1

/\Количества компонентов и фаз в сплаве состава 8%2п + 92%Sn при температуре 200<SUP>o</SUP>С составляют соответственно.. ,<Ьг>

<1Мв SRC="01.gif"><br>

+2 и 3 -2 и 2 -1 и 2

-3 и 3

\/

Тэг <1МС SRC="01.gif"> служит для вставки рисунка, <Ьг> - для принудительного переноса строки, ^иВ>, <^иВ> - для вставки подстрочных индексов, <SUP>, </SUP> - для вставки надстрочных индексов.

Пример одного из вопросов приведён на рисунке.

После окончания теста, в соответствии с установленными процентами, характеризующими оценку, программа выдаёт результат в виде оценок "неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично", или "зачтено/незачтено", а также процент правильных ответов.

Сводный поимённый результат тестирования группы оформляется в виде таблицы, которую, при необходимости, можно распечатать. Файл отчёта с расширением .HTM записывается по адресу, указанному в настройках.

У данной оболочки выявились и определённые недостатки, а именно:

- окошко ответа одинаково по форме независимо от количества предусмотренных в вопросе пра-

вильных ответов;

- нет возможности работать одновременно с несколькими базами вопросов;

- при наборе вопроса нельзя пользоваться греческим алфавитом, символами и т.п., их приходится

вставлять в графической форме; и др., менее значительные, недостатки.

В настоящее время разработанный тест проходит апробацию с целью выявления ошибок, недочётов, несовершенств оформления и т.п. и после их устранения будет внедрён в учебный процесс. Дальнейшее совершенствование теста будет осуществляться параллельно с практическим применением на основе анализа результатов последнего.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ржевская С.В. Материаловедение. М.: Логос, 2004. С. 424., ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ржевская С.В. Материаловедение. Практикум. М.: Логос, 2004. С. 272 , ил.

3. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. М.: Машиностроение, 1972. С. 510., ил.

4. Арзамасов Б.Н., Сидорин И.И., Косолапов Г.Ф. и др. Материаловедение. М.: Машиностроение, 1986. С 384., ил.

5. Смитлз К.Дж. Металлы: справ.: пер. с англ. М.: Металлургия, 1980. 447 с., ил.

6. Уайэтт О., Дью-Хьюз Д. Металлы, керамики, полимеры: пер. с англ. М.: Атомиздат, 1979. С. 580., ил.

7. Кан Р. Физическое металловедение: пер. с англ. М.: Мир, 1968. 490 с., ил.

8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пос. / под ред. Смирнова С.А.. М., 1998.

9. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.

Н.Ф. Ерохин

НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТАБЛИЧНЫМ СПОСОБОМ

Табличный способ получения результатов измерений, расчетов является первичным упрощенным обобщением, предназначенным для принятия решений в проведении дальнейших действий экспериментаторов и теоретиков. Язык таблиц сухой, специфический, по-своему стандартизован, объективен и информативен. Не найти научного работника, инженера, конструктора или технолога, педагога, которые бы регулярно не обращались к данным таблиц разного назначения, требования к точности, которые будут всегда расти. Кроме классически выполненных и известных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.