С.А. Донских, В.Н. Сёмин, Т.М. Абрамович
РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТА ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ
В настоящее время тестирование является весьма распространённой формой контроля знаний студентов. Им широко пользуются для оперативного получения информации о степени усвоения предмета группой или отдельным студентом.
В условиях резкого сокращения времени, отводимого на контрольные функции (контрольные работы, зачёты и пр.) тестирование становится, по существу, единственным методом контроля усвоения полученных студентами знаний.
Конечно, никакие, даже самые хорошие, тесты не позволяют выявить всю полноту, глубину, а главное, качество знаний студента, его способность к творческому, нестандартному мышлению, умению решать сложные, нетривиальные задачи. В этом смысле нет ничего лучше, чем традиционный устный экзамен в форме беседы преподавателя со студентом. Однако выявить соответствие знаний и умений студента требованиям Государственного образовательного стандарта по данной дисциплине вполне возможно.
В условиях всеобщей компьютеризации тестирование может быть проведено в специализированных классах, а его результаты оперативно получены. Необходимо только, чтобы они позволяли объективно оценить наличие того самого минимального уровня знаний, регламентированного образовательными стандартами.
Чтобы удовлетворять приведённым выше требованиям, в тесте должно быть достаточно много вопросов, охватывающих проверяемый курс, и достаточно много альтернативных ответов к ним. В приведённых нами тестовых вопросах количество таких ответов достигает в ряде случаев пяти. При этом число правильных ответов заранее не оговаривается. В частности, их может быть два и более.
Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными методами:
- объективность оценки;
- охват всех дидактических единиц дисциплины;
- единство требований ко всем студентам;
- возможность оценки результатов учебной деятельности на всех этапах обучения (входной, промежуточный, итоговый контроль, проверка остаточных знаний и т.п.);
возможность сочетания с традиционными формами контроля. При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:
■ Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована студентами.
■ Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
■ Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
■ Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
■ Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.
■ Вопросы не должны содержать «ловушек».
Подготовленные нами тестовые задания относятся к категории тестов обученности. С их помощью возможно осуществлять предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учёт успеваемости, академических достижений. Тестовые вопросы разбиты на следующие дидактические единицы:
основы строения и свойства материалов,
- фазовые превращения,
основы термической обработки и поверхностного упрочнения сплавов, поведение материалов в особых условиях,
- легированные стали,
- цветные металлы и сплавы,
- неметаллические материалы,
- композиционные материалы,
- электротехнические материалы,
- теоретические и технологические основы процессов порошковой металлургии.
В качестве оболочки использована свободно распространяемая в Интернете бесплатная программа Hyper Test version 1.1. Автор программы - Рыбалкин К.Г. Она обладает следующими характерными свойствами:
- возможно включение базы с 1024 (у нас сейчас порядка 280) вопросами;
- количество ответов на вопрос - до 20;
можно включать несколько правильных ответов; можно возвращаться к предыдущим вопросам; гибкая система оценки; просмотр и печать протокола тестирования;
- возможен просмотр правильных/неправильных ответов; возможность вставки примечаний к вопросу;
возможность создания как закодированной, так и незакодированной базы вопросов;
- параметры тестирования можно помещать в базу с вопросами;
- вставка в ответы и вопросы, наряду с текстом, также и рисунков;
- и др.
Конструктор теста *т^Ва8еСи810ПНге1 еле позволяет редактировать базу во-
просов, устанавливать параметры тестирования, системные параметры и критерии оценок. Страницы конструктора тестов приведены на рисунках. Надписи на кнопках позволяют легко разобраться с их функциями и настроить тест исходя из конкретных задач, стоящих перед преподавателем или учителем, даже если они не очень сильны в современных компьютерных технологиях. Настройки теста сохраняются непосредственно в файле базы перед вопросами.
^ Установ( а параметров тестовой базы
Работа с базами | Параметры тестирования Системные параметры | Системы оценки |
Пароль администратора:
Подтверждение пароля: [
flijTb к. Файлу с результатами тестирования:
Имя Файла (без расширения!):
D:\
|RESULT Материаловедение
17 Повторное прохождение тестирования только после введения пароля администратора
17 Показывать окно тестирования поверк веек окон
17 Показывать окно тестирования во весь экран
17 |Вход б настройки только при вводе пароля администратора!
17 Показывать кнопку "Просмотреть неправильные ответы"
17 Запретить переключение на другие задачи - ALT+TAB (требует перезапуска программы)
17 Запретить нажатие ALT+F4 пока идет тест
17 Сделать кнопку "Выход" неактивной пока идет тест
17 Показывать результат тестирования в процентном соотношении
Выкод
Сохранить настройки
^ У станов! а параметров тутовой базы
Работа с базами | Параметры тестирования | Системные параметры Системы оценки
(* Равномерное распределение процентов на (не)правильные ответы
Система оценки, при которой проценты на правильные и неправильные ответы распределяются равномерно. Например, если в вопросе 7 ответов, из них 4 правильным и 3 неправильным, то "вес" каждого правильного ответа буцет составлять "плюс 25%", а
Г" Равномерное, с определенным количество процентов на первый (не)правильный ответ
Эта система аналогична предьиущей, только в случае, когда определено несколько *
правильным или неправильным ответов, за первый правильный/неправильный дается определенное число процентов. Оставшаяся часть процентов распределяется на оставшиеся
Количество процентов за первый правильный/неправильный ответ: [бО ^ Г" У чет только правильного, 100%-ного ответа
Отличается более жестим требованием к тестируемому. Ответ засчитывается только в том случае, если он верен на все 100%. Малейшее отклонение означает потерю баллов за весь вопрос.
Выход
Сомранить настройки
ijHypeiTest
Запускается тестирование файлом ггт=; , в открывшемся окне выбирается и от-
крывается соответствующая база вопросов с расширением .ask. Интерфейс теста абсолютно понятен даже человеку, никогда до этого не тестировавшемуся.
Фрагмент тестовой базы с параметрами настройки представлен ниже. <discipline>Материаловедение [Settings] QwestCount=20 bSeconds=0 Minutes=40 Seconds=60 MarkCount=2 MarkDesc1=незачтено MarkProc1=0 MarkDesc2=зачтено MarkProc2=51 [Admin] Pass4Begin=0 ALT_TAB=1 ALT_F4=1 EXIT=1 FullScreen=1 OnTop=1 ShowRAbutton=1 Password=
Password2=OkH5AD+9N2M
ResultFilePath=
ResultFileName=
ShowPercent=1
[Judging]
TestSystem=1
FirstAnsProc=50
ShowPercent=1
ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1 ShowPercent=1
/\Количества компонентов и фаз в сплаве состава 8%2п + 92%Sn при температуре 200<SUP>o</SUP>С составляют соответственно.. ,<Ьг>
<1Мв SRC="01.gif"><br>
+2 и 3 -2 и 2 -1 и 2
-3 и 3
\/
Тэг <1МС SRC="01.gif"> служит для вставки рисунка, <Ьг> - для принудительного переноса строки, ^иВ>, <^иВ> - для вставки подстрочных индексов, <SUP>, </SUP> - для вставки надстрочных индексов.
Пример одного из вопросов приведён на рисунке.
После окончания теста, в соответствии с установленными процентами, характеризующими оценку, программа выдаёт результат в виде оценок "неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично", или "зачтено/незачтено", а также процент правильных ответов.
Сводный поимённый результат тестирования группы оформляется в виде таблицы, которую, при необходимости, можно распечатать. Файл отчёта с расширением .HTM записывается по адресу, указанному в настройках.
У данной оболочки выявились и определённые недостатки, а именно:
- окошко ответа одинаково по форме независимо от количества предусмотренных в вопросе пра-
вильных ответов;
- нет возможности работать одновременно с несколькими базами вопросов;
- при наборе вопроса нельзя пользоваться греческим алфавитом, символами и т.п., их приходится
вставлять в графической форме; и др., менее значительные, недостатки.
В настоящее время разработанный тест проходит апробацию с целью выявления ошибок, недочётов, несовершенств оформления и т.п. и после их устранения будет внедрён в учебный процесс. Дальнейшее совершенствование теста будет осуществляться параллельно с практическим применением на основе анализа результатов последнего.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ржевская С.В. Материаловедение. М.: Логос, 2004. С. 424., ил.
2. Ржевская С.В. Материаловедение. Практикум. М.: Логос, 2004. С. 272 , ил.
3. Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. М.: Машиностроение, 1972. С. 510., ил.
4. Арзамасов Б.Н., Сидорин И.И., Косолапов Г.Ф. и др. Материаловедение. М.: Машиностроение, 1986. С 384., ил.
5. Смитлз К.Дж. Металлы: справ.: пер. с англ. М.: Металлургия, 1980. 447 с., ил.
6. Уайэтт О., Дью-Хьюз Д. Металлы, керамики, полимеры: пер. с англ. М.: Атомиздат, 1979. С. 580., ил.
7. Кан Р. Физическое металловедение: пер. с англ. М.: Мир, 1968. 490 с., ил.
8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пос. / под ред. Смирнова С.А.. М., 1998.
9. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.
Н.Ф. Ерохин
НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТАБЛИЧНЫМ СПОСОБОМ
Табличный способ получения результатов измерений, расчетов является первичным упрощенным обобщением, предназначенным для принятия решений в проведении дальнейших действий экспериментаторов и теоретиков. Язык таблиц сухой, специфический, по-своему стандартизован, объективен и информативен. Не найти научного работника, инженера, конструктора или технолога, педагога, которые бы регулярно не обращались к данным таблиц разного назначения, требования к точности, которые будут всегда расти. Кроме классически выполненных и известных