Научная статья на тему 'Использование возможностей информационно-образовательной среды вуза для оперативного контроля результатов обучения'

Использование возможностей информационно-образовательной среды вуза для оперативного контроля результатов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕСТИРОВАНИЕ / ТЕСТЫ / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TESTING / TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ламонина Людмила Владимировна, Смирнова Оксана Борисовна

В статье рассматривается вопрос о возможностях информационно-образовательной среды вуза для осуществления оперативного контроля образовательных результатов. Даются практические рекомендации преподавателям по созданию тестов на основе Google Формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ламонина Людмила Владимировна, Смирнова Оксана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of the Opportunities of the Information and Educational Environment of the University for the Operational Control of Learning Outcomes

The article considers the issue of the possibilities of the information and educational environment of the university for the implementation of the operational control of educational results. Practical recommendations for teachers on creating tests based on Google Form are given.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей информационно-образовательной среды вуза для оперативного контроля результатов обучения»

Ламонина Л.В., Смирнова О.Б. Использование возможностей информационно-образовательной среды вуза для оперативного контроля результатов обучения // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2017. - Спецвыпуск №3. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-3/36-spets03/730-00315. - ISSN 2413-4066

УДК 378.146:004.9

Ламонина Людмила Владимировна

Старший преподаватель ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск lv. [email protected]

Смирнова Оксана Борисовна

Старший преподаватель ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Использование возможностей информационно-образовательной среды вуза для оперативного контроля результатов обучения

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о возможностях информационно-образовательной среды вуза для осуществления оперативного контроля образовательных результатов. Даются практические рекомендации преподавателям по созданию тестов на основе Google Формы.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, тестирование, тесты.

В условиях информатизации общества становится актуальной проблема использования информационной среды образовательной организации в процессе формирования и развития необходимых качеств, компетенций обучающихся. В педагогической теории и образовательной практике изучаются различные аспекты моделирования и функционирования образовательной, информационно-образовательной среды (А.А. Андреев, Э.Н. Ильясова, А.А. Карасик, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин и др.). Под образовательной средой понимается «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [1].

Информационно-образовательная среда (ИОС) позволяет не только создавать условия для формирования новых потребностей обучающегося, но и создает возможности для удовлетворения этих потребностей. Достаточным потенциалом ИОС обладает и в её использовании для осуществления оперативного контроля образовательных результатов обучающихся.

Одним из методов осуществления оперативного контроля образовательных результатов обучающихся является тестирование. Тестирование считается объективным методом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком и практически исключает субъективизм преподавателя. Одним из преимуществ тестирования является то, что

тестирование с одной стороны, может влиять на формирование ключевых компетенций, и одновременно позволяет осуществлять диагностику качества результата на разных этапах обучения [2].

Одним из наиболее простых образовательных ресурсов ИОС Омского ГАУ, используемых для оперативного контроля результатов обучения, является применение Google Формы c автоматизированным результатом проверки. Практический опыт авторов показывает, что с помощью Google Формы можно достаточно быстро составлять опросы, анкеты и тесты, они доступны всем участникам образовательного процесса в вузе. Процесс создания самих тестов достаточно прост, кроме того форму можно подключить к электронной таблице Google, и тогда ответы респондентов будут автоматически сохраняться в ней.

Тестирование с помощью Google Формы как метод проверки знаний, умений была апробирована авторами при обучении информатическим и математическим дисциплинам и применялась при контроле самостоятельного изучения тем, для подготовки обучающихся к самостоятельным и контрольным работам.

Рассмотрим основные этапы создания теста с подсчетом баллов за каждый ответ на основе Google Формы. Открыть Google Диск, нажать на кнопку Создать выбрать пункт меню Еще - Google Формы (рис. 1).

аз

В

К]

&

Ё

а

Диск

Новая папка ..

Загрузить файлы Загрузить папку

Google Документы Google Таблицы Google Презентации Ещё

Поиск на Диске

Мой диск »

utoCAD_Bxc умкдоеаюэ

Г- '-

ИСУНКИ

Расписание(а

овышение к..

Повышение к

7ТБ

&

Б □

а

Google Формы Google Рисунки Google Мои карты Google Сайты draw.io Diagrams ZIP Extractor

Рис. 1.

В открывшемся автоматически шаблоне для создания формы озаглавить форму в соответствующем поле и добавить описание (рис. 2).

ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ

О Тт

Описание О о

Вопрос без заголовка =

Вариант 1

Рис. 2.

Чтобы добавить вопросы, необходимо воспользоваться справа кнопкой Добавить вопрос, нажав на кнопку + (рис. 3). В открывшемся окне создаем вопрос._

ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ

О 1.1.-1 1 ■

Тест 1 Тг

Описание В

о

Вопрос без заголовка =

Вариант!

Рис. 3.

На форме уже по умолчанию есть заготовки для создания двух вопросов типа Текст. В поле для первого вопроса ввести «Фамилия, имя, отчество, факультет, группа» и тип вопроса выбрать Текст, далее сохранить вопрос, нажав на кнопку Готово (рис.4.)

ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ

Новая форма

Описание

Вопрос без заголовка

Вариант 1

Фамилия, имя, отчество, факультет, группа =" Текст (строка) О Тт

Кратки й ответ В о

| | Обязательный вопрос ] • =

Рис. 4.

Для создания следующих вопросов, необходимо нажать кнопку +, ввести вопрос, выбрать вариант ответа на вопрос, используя шаблон. Шаблон предлагает следующие варианты ответов: текст (строка), текст (абзац), один из списка, несколько из списка, раскрывающийся список, загрузка файлов, шкала, сетка (множественный выбор), дата, время (рис. 5). _

1 вопросы ОТВЕТЫ

Тест 1

— Теист (отрока)

ЁР Текст(абзац)

Вопрос И Один из списка О Тг

вариант 1 О Несколько из списка В

( "1 Добавите вариант или ДОБАВИТЬ ВАРИАНТ 'ДРУГОЕ- ^ Раскрывающийся список а

О А Загрузка файлов в

— Шкала

Вопрос без заголовка Н Сетка (множественный выбор)

О вар— 0 Д*™ (3) Время

Рис. 5. 3

Для создания тестовых заданий подходят следующие типы ответов: один из списка, несколько из списка, раскрывающийся список, так как только в этих вариантах есть возможность настройки автоматического оценивания в баллах за правильный ответ.

Каждый вопрос теста необходимо сделать обязательным, нажав на кнопку Обязательный вопрос (рис. 6). Данная функция не примет ответ на тест и напомнит, какой вопрос был пропущен в ходе тестирования.

В Обязательный вопрос ;

Рис. 6.

Для каждого вопроса при необходимости, можно добавить описание (рис. 7).

Тест 1

Вопрос

О В»р#ант1

О Добавить вариант или ДОБАВИТЬ ВАРИАНТ "ДРУГОЕ"

(5) Один и:

О

Тт

в га

О ■ Обязательный в

Вопрос без заголовка

Вариант 1

Показать

Описание

Выбрать действие для каждого варианта ответа

Рис.7.

Вопросы можно менять местами, для этого наведите курсор на вопрос, зажмите левую кнопку мышки и перетащите вопрос в нужное место формы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для добавления разделов необходимо выбрать функцию Добавить раздел, чтобы акцентировать внимание на каком-либо задании теста.

Чтобы просмотреть, как будет выглядеть форма (рис. 9), можно воспользоваться функцией Просмотр в верхнем правом углу шаблона формы (рис. 8).

Рис. 8.

Дифференциальные уравнения первого порядка

почты (1*.1атолта@опч«1.«гд) Оудет

ТЕСТ 1

Тест по теме: "Табличный процессор MS Excel"

Дифференциальное уравнение 4ху'+Зу=-созх решается путем замены переменной... *

О *=«у

О У=а

О У—

0

Дифференциальное уравнение первого порядка хЛ2*у'" ху=у"2 является *

1 I линейным уравнением

I | уравнение с разделяющимися переменными I | однородное уравнение I | уравнением Бернулли

Уравнением Бернулли является уравнение *

| | 4»у>3у=ку*5

© =089-К89

При перемеш

□ неизменя

□ преобразу О преобразу О преобразу

11).

Рис. 9. Результаты создания тестов с помощью Google Формы. В шаблоне есть возможность размещения рисунков в форме и их настройки (рис. 10,

о

Тт

И о

Рис. 10.

Вставка изображения

Змрум Сделать еиим*5к

Рис. 11.

Для оформления формы в шаблоне есть несколько инструментов, они расположены вверху с правой стороны, для этого необходимо выбрать функцию Цвет

. Эта функция дает возможность подобрать цвет фона формы, поместить рисунок в шапке формы.

и в

Для настройки теста необходимо выбрать функцию Настройки открывшемся окне на вкладке Общие убрать флажки:

• Изменить ответы после отправления формы, для того чтобы оценка за тест была объективной;

^ Отправлять форму не более одного раза, для того чтобы у всех была возможность работать с тестом с любого аккаунта (рис. 12)._

Настройки

ОБЩИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕСТЫ

^ Собирать адреса электронной почты

□ С^авлить^тснд^мкоп^.с™^,, Q

Требуется вход в аккаунт:

Д Только для пользователей домена Омский государственный аграрный университет имени ITA. Столыпина

^ Отправлять форму не более одного раза

Респондентам потребуется выполнить вход в аккаунт Google.

Респонденты могут:

^ Изменять ответы после отправки формы ^ Посмотреть другие ответы и сводные диаграммы

ОТМЕНА СОХРАНИТЬ

Рис. 12.

На вкладке Тесты настроить параметры теста в соответствии с рисунком (рис. 13).

Настройки

ОБЩИЕ ПРЕ ЗЕНТАЦИЯ ТЕСТЫ

^^ Тест

Назначать количество баллов за ответы и включить автоматическое оценивание

Параметры теста Показать оценку:

(#) Сразу после отправки формы

^^ После ручной проверки

Включает сбор адресов электронной почты

Видно пользователю:

| | Незачтенные ответы ^

Д Правильные ответы ^ Баллы за ответы ^

Рис. 13.

После настройки теста нужно создать сводную таблицу, в ней будут публиковаться все ответы респондентов, а также её использует преподаватель для подведения итогов тестирования. Для создания сводной таблицы перейти на вкладку Ответы и создать таблицу,

нажав на кнопку ^ , далее в появившемся окне Сохранение ответов установить переключатель Новая таблица (рис. 14):

Сохранение ответов X

(•) Новая таблица Новая форма (Ответы) Подробнее...

Q Существующая таблица

ОТМЕНА СОЗДАТЬ

Рис. 14.

Формируем сводную таблицу для ответов на отдельном листе Excel (рис. 15). С помощью условного форматирования ячеек таблицы настроить правильность выполнения теста. Выделите, например, столбец с первым вопросом, нажав на него правой кнопкой мыши. В контекстном меню выберем команду Условное форматирование. В открывшееся окно введите правильный ответ теста на вопрос 1 (точно также как в тесте это написано). Сохраните созданное правило для ответа на первый вопрос. Затем, например, выберите цвет фона ячейки для заливки. Ячейка с правильным ответом на первый вопрос изменит цвет, например, на зеленый. Настройте таблицу результатов таким образом, чтобы в ней отражалось количество набранных баллов или же выставлялась отметка за тест. Для этого необходимо использовать функцию IF (если), которая в зависимости от выполнения или невыполнения условия будет выставлять за каждый ответ на вопрос теста 1 балл или 0 баллов.

Я ТЕСТ 1 (Ответы) Ш

Файл Правка Вид Вставка Формат Данные Инструменты Форма Дополнения Справка

р, % .0^ Ц123 т Arial т ю В / J А 4' У. I 1 J 1 Ру -

fx Отметка времени

* CD EFG HIJ К

В электронных

таблицах выделена

Укажите группа ячеек А1:ВЗ. Результатом

Укажите При перемещении или правильный Сколько ячеек Основным вычислений

неправильную копировании в ЭТ Активная ячейка - это адрес входит в этот элементом ЭТ в ячейке С1

Отметка времени формулу: абсолютные ссылки: ячейка: ячейки: диапазон? В ЭТ нельзя удалить: является: будет: Электронная таблица - это: {акая фор

прикладная программа, предназначенная для обработки

18.06.2016 19:02:3 А2+В4 не изменяются 2 В1256 6 имя ячейки ячейка 15 структурированных в виде таблицы данных

прикладная программа, предназначенная для обработки

18.06.2016 19:03:1. А2+В6 не изменяются 2 В1257 6 имя ячейки ячейка 15 структурированных в виде таблицы данных

ппмспэпиэо пплгпэммэ ппопиаоиаюииаа ппаЛЛ™

Рис. 15.

После ответа респондента на вопросы теста, нажав в конце на кнопку Отправить на экране появится следующее сообщение (рис. 16):

Общим решением дифференциального уравнения ху' 2 у=хЛ5 *

О У=х(х'4/4+С) О у-хА4/4+С О у=х*4/4+Сх О У=х(х"4+С)

ТЕСТ 1

ciframe

SfC='https://docs.google.eom/a/omgau.org/forms/d/1WidOYJRzYNoVTaP Gz5181l8eh4QbhQp-0iP-qqQ3Ke0/viewform?embedded=true''

width="76o" height='500* frameborder="o" marginheight='o" margfnwidth="oH>3arpy3Ka...</iframe>

Посмотреть предыдущие ответы Изменить ответ Отправить ещё один ответ

Эта форма создана с помощью Google Форм g GoodeForms Создать "

Рис. 16.

Прежде чем предоставить тест для работы обучающимся, его надо опубликовать в Интернете. Для этого последовательно выбираем команды и нажимаем на кнопки Дополнительно - Настройки доступа - Изменить - Для всех в Интернете - Сохранить -Готово (рис. 17).

Настройки доступа

доступа (доступна только соавторам)

Hftpsftdocs google comiaiomgau«g1oimsf<l'1_TW.1MESWyl2TWcneHo?Lz7fiEÜy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гс редвгтори смогут просматривать и

Уровни доступа â Документ доступен то

Пригласить пользователей

Рис. 17.

Чтобы разместить форму теста в своем блоге, нажать кнопку Отправить в появившемся окне (рис. 18) нажать кнопку < > HTML-код, далее копируем код, переводим страницу, на которой собираемся разместить форму теста, на язык HTML и в нужном месте вставляем код.

Как отправить'

ES G □

HTML код

¿If rame src="https://does. google, com/a/omgau.org/forma/d/e/l FAIpQLSfKi

Ширина 760 пике.

ОТМЕНА КОПИРОВАТЬ

Рис. 18.

Для прохождения тестирования респондентами в указанный период времени необходимо отправить на электронную почту сообщение с указанием темы и текста сообщения о прохождении тестирования (рис. 19).

Отправить

X

| | Сохранять имена пользователей в домене Омский государственный аграрный университет имени П А. Стслмпина

Как отправить Ö 3 D Q

Электронная почта

"Людмила Ламонина" <[email protected]:>, "Оксана Смирнова" <ob

Тестирование

Cw<H<wi

Q Включить форму в сообщение электронной почты

Добавите соавторов ОТМЕНА ОТПРАВИТЬ

Рис. 19.

Совместный доступ

Доступ открыт. Алена Казакова, Сергей Прокопов (»4)

Рис. 20.

Все вопросы, используемые при создании тестов, прошли методическую экспертизу и были опубликованы в виде электронного ресурса [3].

Тестирование с использованием Google Формы позволяет быстро получить достоверную и объективную информации об уровне подготовленности обучающихся независимо от программ, технологий, методик обучения. Практическое использование тестов дает возможность объективно оценить уровень знаний обучающихся. Опыт применения тестов показывает эффективность этой формы контроля. Тесты помогают оперативно выявить пробелы в знаниях, внести необходимые коррективы в дальнейшую подготовку обучающихся.

Использование Google Формы позволяет создавать всевозможные социологические опросы, что может оказаться востребованным обучающимся в научно-исследовательской работе, при написании выпускной квалификационной работы, так и в будущем для профессиональной деятельности.

В рамках данной статьи рассматриваются лишь некоторые возможности ИОС в образовательном процессе вуза. К примеру, в плоскости реализации дуального (практико-ориентированного) образования ИОС обладает большими возможностями. Одним из направлений реализации дуального образования, по мнению авторов, возможно за счет интеграции ИОС образовательной организации и ИОС предприятий-партнеров.

Ссылки на источники:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2001. - 365 с.

2. Смирнова О.Б., Стукалова Н.А. Мониторинг ключевых компетенций, связанных с математической подготовкой студентов, при помощи тестов. Человек и общество: на рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов / под общей ред. Проф. О.И.Кирикова. - Выпуск 46. - Воронеж: изд-во Воронежского госпедуниверситета, 2009, -С. 140-148.

3. Степанова Т.Ю., Ламонина Л.В. Тестовые задания для контроля знаний студентов по дисциплинам «Информатика», «Информационные технологии» Степанова Т.Ю.,

Ламонина Л.В.Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 5 (72). С. 49.

Lyudmila Lamonina

Senior Instructor

FSBEIЖ Omsk SA U, Omsk

Oksana Smirnova

Senior Instructor

FSBEI Ж Omsk SA U, Omsk

Use of the Opportunities of the Information and Educational Environment of the University for the Operational Control of Learning Outcomes

Abstract: The article considers the issue of the possibilities of the information and educational environment of the university for the implementation of the operational control of educational results. Practical recommendations for teachers on creating tests based on Google Form are given.

Keywords: Information and educational environment, testing, tests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.