Научная статья на тему 'Мультимедийные методы в оптимизации тестового контроля знаний студентов по гистологии с использованием программы Test Maker'

Мультимедийные методы в оптимизации тестового контроля знаний студентов по гистологии с использованием программы Test Maker Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ГИСТОЛОГИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МЕТОДЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Георгиевская Л. С., Лугин И. А., Стеблевский В. А., Троценко Б. В., Шаповалова Е. Ю.

Широкое использование тестовой формы контроля знаний студентов на основании "Крок-1" в современной кредитно-модульной системе организации учебного процесса выдвигает требования приближения их к стандартам Болонской системы при проведении тематического оценивания знаний студентов. Программа Test Maker (Snake Software) позволяет дополнить классические тесты Крок-1 методами визуализации ситуационных задач, схем и гистопрепаратов. Последнее приближает оболочку программы с современными международными стандартами, позволяя представлять студентам не только изображения, но и видео ролики изучаемых процессов, что можно использовать не только для итогового и промежуточного тематического контроля знаний, но и для самоподготовки студента в условиях компьютерных классов, а также при обучении с использованием Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Георгиевская Л. С., Лугин И. А., Стеблевский В. А., Троценко Б. В., Шаповалова Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные методы в оптимизации тестового контроля знаний студентов по гистологии с использованием программы Test Maker»

УДК 611. - 018: 612. 112. 93: 611 .637

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МЕТОДЫ В ОПТИМИЗАЦИИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ГИСТОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ Test Maker

Широкое использование тестовой формы контроля знаний студентов на основании “Крок-1” в современной кредитно-модульной системе организации учебного процесса выдвигает требования приближения их к стандартам Болонской системы при проведении тематического оценивания знаний студентов [2,3].

Возросший интерес к тестовой форме контроля знаний, умений и навыков студентов во многом связан с разработкой и внедрением современных образовательных стандартов. Более чем десятилетний, опыт педагогического тестирования с использованием персональных компьютеров и специального программного обеспечения для тестирования студентов показывает, что этот метод имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами контроля и характеризуется: объективностью, надежностью, высокой дифференцирующей способностью, соответствием требованиям автоматизации обучения и контроля [1]. Например, контроль и самоконтроль с помощью тестов позволяет выявить индивидуальный темп обучения, "слабые места" студента, чтобы немедленно помочь исправить ошибки в знаниях и умениях. Для обеспечения успешного внедрения тестовых заданий в изучение медицинских дисциплин необходимо учитывать, что в рамках общих правил составления заданий конкретная их форма должна определяться спецификой предмета, его внутренней логикой и адекватными конкретному предмету методическими подходами.

В гистологии, первичным объектом изучения традиционно является изображение структуры на светооптическом и ультрамикроскопическом уровне, которое в ходе занятия анализируется студентами с помощью преподавателя. К сожалению, большая часть программного обеспечения ориентированная на проведение тестового контроля на персональных компьютерах по гистологии, вплоть до последних лет [1,3], не включает заданий по визуализации гистоструктур и обычно текстовая форма остаётся доминирующей в репрезентации ситуационных задач и тестов.

Целью работы была оптимизация тестового контроля знаний студентов по гистологии с использованием мультимедийных методов на основе специального программного обеспечения тестирующей оболочки Test Maker (Snake Software).

Материал и методы исследования. На основании Приказа МЗ Украины № 148 от 22.03.2004 г. на кафедре гистологии был разработан: учебно-методический практикум, для студентов медицинских ВУЗов III -IV уровней аккредитации основу которого составили тестовые задания Крок 1 и тематические методические предписания по гистологии для преподавателей и студентов. В настоящее время создана обширная электронная база обучающих тестов по гистологии на русском, украинском и английском языках. Контроль усвоения знаний студента по смысловым модулям, на которые подразделяется учебный материал гистологии, цитологии и эмбриологии предусматривает обязательный тестовый контроль. При этом количество баллов, полученных за тестовый контроль, различно в каждом модуле и определяется диапазоном правильных ответов, выраженным в. % Например: отлично - 6 баллов -100% - 97%; 5 баллов - 96% - 94%; хорошо - 4 балла - 93% -91%; 3 балла - 90% -89% и т.д. при проходном уровне выше 85%, так как уровень ниже 85% оценивается - неудовлетворительно - 0 баллов [3].

Анализируя результаты педагогического процесса, было замечено возрастание роли качественного контроля знаний, которым определяется мотивация и интерес студента к

предмету. Новая система оценивания знаний студентов в рамках Болонской системы обучения требует совершенствования методики преподавания на практических занятиях и модульном контроле по гистологии. В первую очередь это касается увеличения количества наглядного материала, отвечающего современным научным представлениям и новым техническим методам репрезентации данных. На кафедре гистологии Крымского государственного медицинского университета уже несколько лет используется электронный атлас гистопрепаратов, созданный сотрудниками кафедры при помощи системы оптического анализатора фирмы «Olympus» (CX31) с цифровой фотокамерой (Olympus DIGITAL CAMERA C-5050ZOOM), общая база микрофотографий котрого составляет 172 микрофотоснимка учебных гистопрепаратов

Учитывая необходимость закрепления знаний студентов по морфологической структуре органов и тканей человека во взаимосвязи с клиническими ситуационными задачами сотрудниками кафедры, совместно со студентами была разработана система тестов, комбинирующая тестовые вопросы на основании «Крок-1» и визуализацию гистологических и гистофизиологических особенностей органов и тканей на основе тестирующей оболочки программы Test Maker (Snake Software), являющейся собственностью автора программы Стеблевского В.А.

Результаты исследования и их обсуждение. Программное обеспечение Test Maker представляет собой программу для создания тестов. Test Maker состоит из тестирующей оболочки Test Maker_User и редактора тестов Test Maker_Admin. Программа проста в использовании и имеет удобный интерфейс (рис.1).

Введите вашу фамилию, номер группы и нажмите кнопку "Начать тестирование".

Здравствуйте. Вас приветствует программа Те*1Макег.

Выберите тест и нажмите на кнопку "Далее".

Список доступных тестов

[о программе) ( Выход |

I Далее-» j

а

Ф.И.О Иванов И.И.

Группа 105

Выйти

J

Начать тестирование

Рис. 1 Интерфейс тестовой оболочки Test Maker_ User.A - приветствие . В - ввод данных.

в

Программа позволяет: 1.Устанавливать определённый балл для каждого вопроса; 2. Устанавливать порог для зачёта в процентах или баллах; 3. Задавать неограниченное количество вопросов и ответов; 4. Возможность задавать несколько верных ответов; 5. Ограничивать тестирование по времени (общее время или время на каждый вопрос); 6. Вводить шифр для файла теста; 7. Проведение теста по всем вопросам или по заданной выборке из базы данных; 8. Вставлять в тест изображения, видео и аудио файлы; 9. Просматривать в «Протоколе тестирования» по завершению теста правильные ответы; 10. Переносить данные из одного теста в другой; 11. Блокировать редактирование и выход из программы паролем; 12. Настраивать шрифт для тестовой оболочки. Редактор тестов Test Maker_ Admin. Позволяет выставить все необходимые параметры (рис. 2, 3). При окончании тестирования программа выдаёт результат с указанием количества вопросов, числа верных ответов, числа неверных ответов, количества баллов, баллов в % и порога для зачёта с результатом (зачтено, незачтено, отлично, хорошо, удовлетво-рительно).

Весьма интересным и перспективным явилось создание тематических тестов, выполняя которые студент должен не только выбрать правильный ответ, но и на основе этого самостоятельно идентифицировать гистологическую структуру (дополнить тест выводом). В этом случае тест практически воспроизводит алгоритм работы студента с микропрепаратом на практическом занятии. Например, в тесте по теме "Пищеварительная система. Печень. Поджелудочная железа" для приведенного "немого" рисунка морфофунк -циональной единицы (классической печёночной дольки) студент на основании выбора

правильных характеристик препарата диагностирует данную структуру (вывод) и, кроме

Дополнительные опции теста

ан

Порог для зачёта Кол-во задаваемых вопросов Протокол тестирования Блокировка паролем Импорт данных в тест Настройка шрифта

Ограничение по времени

Если Вы желаете ограничить время на тестирование, введите время (в минутах) отведенное на тест, Чтобы убрать ограничение - поставьте значение О

я на каждый вопрос ® использовать общее время 10

Сохранить

А TestMaker - Редактор тестов X

Операции ? Выберите папку:

НЯЫооу

1 Выберите тест:

Hetol.tm В

Список вопросов Редактирование теста

В гистологическом препарате паренхима органа п( В гистологическом препарате органа мереной сист В гистологическом препарате представлен орган < При вращении на карусет у женщины 25 лет поЯ1

варианты ответов:

а (Видео, №ображег*іе или Аудио)

Время, отведенное на вопрос (в секундах):

_____

Кол-во баллов эа верный ответ:

£opyrightJ>y_SnakeSofware_

Рис. 2 Выставление опций теста в редакторе Рис. 3. Ввод текста и ответов на тест в редакторе

тестов Test Maker Admin. тестов Test Maker Admin.

В результате использования опции вставки медиафайла, возможно визуализировать ситуационную задачу или тест, а так же сопроводить тест аудио звуком для активации и стимуляции деятельности студента (рис. 4.).

Рис. 4. Ответ на тест с окном медиафайла.

Существенным позитивным моментом при использовании приведенной тестовой программы является возможность введения в них материала из смежных медико-биологических дисциплин (биологии, нормальной анатомии, нормальной физиологии, микробиологии) в форме отдельных видио роликов или схем, которые можно извлекать из сайтов глобальной сети Internet или специализированных электронных атласов. Вышеуказанное позволяет интегрировать знания между изучаемыми дисциплинами на основе морфологического подхода при анализе визуализированной информации.

^////.л/^йлг///////////////////////////////////////////////////

^////уаключе,7и^////////////////////////////////////////////////

Предлагаемая кафедрой гистологии КГМУ система тестов, комбинирующая тестовые вопросы на основании «Крок-1» и визуализацию гистологических и гистофизиологических особенностей органов и тканей на основе тестирующей оболочки программы Test Maker (Snake Software), позволяет приблизить процесс тестирования студентов по гистологии к современным международным стандартам, путём репрезентации не только изображения, но и видео роликов, изучаемых объектов, что существенно оптимизирует процесс изучения учебного материала акцентируя внимание студента на морфологических особенностях, процессов и явлений которые

представлены в ситуационных клинических задачах. Новая визуализированная система тестов может быть использована не только для итогового и промежуточного тематического контроля знаний, но и для самоподготовки студента в условиях компьютерных классов, а также при дистанционной форме обучения с использованием глобальной сети Шєгпєі

1. Павлов А. В. Оптимизация тестового контроля знаний на кафедре гистологии / А. В. Павлов, А. Н. Гансбургский, А. Н. Щапов // - Морфология. - 1998. - Т.113. - В.2. - С.117-119.

2. Силкина Ю.В. Особенности тематического оценивания знаний по гистологии студентов медицинских факультетов в условиях Болонской системы / Ю. В. Силкина // - Морфология, - 2008.- Т.11, №1. - С.99-101.

3. Шаповалова Е. Ю., Георгиевская Л. С. Организация учебной деятельности студентов при изучении гистологии, цитологии и эмбриологии по кредитно-модульной системе и тесты Крок-1(для самостоятельной работы студентов) / Е. Ю. Шаповалова, Л. С. Георгиевская - Учебно-методический практикум для студентов медицинских ВУЗов Ш-М уровней аккредитации. - Симферополь-2007, 287с.

МУЛЬТИМЕДІЙНІ МЕТОДИ В ОПТИМІЗАЦІЇ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЮ ЗНАНЬ СТУДЕНТІВ ПО ГІСТОЛОГІЇ З ВИКОРИСТАННЯМ ПРОГРАМИ Test Maker

Георгієвська Л.С., Лугин І.А., Стеблевський В.А., Троценко Б.В., Шаповалова О.Ю.

Широке використання тестової форми контролю знань студентів на підставі “Крок-1 ” у сучасній кредитово-модульній системі організації учбового процесу висуває вимоги наближення їх до стандартів Болонськой системи при проведенні тематичного оцінювання знань студентів. Програма Test Maker (Snake Software) дозволяє доповнити класичні тести Крок-1 методами візуалізації ситуаційних завдань, схем і гістопрепаратов. Останнє наближає оболонку програми до сучасних міжнародних стандартів, дозволяючи репрезентувати студентам не лише зображення, але і відео ролики, об'єктів, що вивчаються, і процесів що можна використовувати не лише для підсумкового і проміжного тематичного контролю знань, але і для самопідготовки студента в умовах комп'ютерних класів, а також при навчанні з використанням Internet.

Ключові слова: візуалізація, гістологія, мультимедійні методи, оптимізація, тестовий контроль.

THE OPTIMIZATION OF THE TEST CONTROL IN HISTOLOGY WITH MULTIMEDIA METHODS ON THE TEQNICAL BASE OF PROGRAM Test Maker

Georgievskya L.S., Lugin I.A., Steblevsky V.

А., Trotcenko B.V., Shapovalova Ye.Yu.

Wide using the test form control of students knowledge’s on the basis “Крок-1” in modern credit-modular system of the organization of educational process have to be adjusted to Bologna sys-tem standards. Using program Test Maker (Snake Software) have been added to classical tests “Крок-rwith methods of visualization of situational problems, schemes and slides microphotography. Thus a new software corresponded to modern international standards, what have been represented to students not only images, but also video and schematic diagram, that it is possible to used not only for the total and intermediate thematic control of knowledge, but also for individual studies of the student in computer classes, and practical training in Internet.

Keywords: visualization, histology,

multimedia methods, optimization, the test control.

УДК 616-053. 9: 378. 14

ФОРМУВАННЯ КЛІНІЧНОГО МИСЛЕННЯ ПРИ ВИВЧЕННІ ОСНОВ ГЕРОНТОЛОГІЇ У СТУДЕНТІВ ІІІ КУРСА СТОМАТОЛОГІЧНОГО ФАКУЛЬТЕТУ

Населення земної кулі, особливо в промислово розвинутих країнах, невпинно старіє. В наш час на Землі частка осіб, старших за 60 років складає більше 15% населення. Наприклад, в США найбільш високі темпи зростання відзначені для населення в віці 85 років і старше.

До 2010 року кожний третій мешканець Європи досягне пенсійного віку. Експерти ВОЗ прогнозують, що в найближче десятиріччя кількість населення планети, котрим виповниться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.