Научная статья на тему 'Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: диаграмматика модели деятельности компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера'

Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: диаграмматика модели деятельности компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / САПР / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Афанасьев Александр Николаевич, Войт Николай Николаевич

Разработана модель деятельности программного компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера, использующая новые диаграмматические модели поиска и синтеза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Афанасьев Александр Николаевич, Войт Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: диаграмматика модели деятельности компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера»

УДК 004.896

А. Н. АФАНАСЬЕВ, Н. Н. ВОЙТ

РАЗРАБОТКА КОМПОНЕНТНО-СЕРВИСНОЙ ПЛАТФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: ДИАГРАММАТИКА МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПОНЕНТА МЕТОДА АДАПТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИЕЙ ОБУЧАЕМОГО ИНЖЕНЕРА

Разработана модель деятельности программного компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера, использующая новые диаграмматические модели поиска и синтеза

Ключевые слова: персонификация, САПР, электронное обучение.

Введение

В продолжение к статье [1] разработаны UML-диаграммы модели деятельности, метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера.

Диаграммы деятельности

При моделировании поведения метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера возникает необходимость детализировать особенности алгоритмической и логической реализации выполняемых проектных операций, представить процесс изменения состояний [2].

Каждое состояние на диаграмме деятельности соответствует выполнению некоторой элементарной проектной операции, а переход в следующее состояние срабатывает только при завершении этой операции в предыдущем состоянии.

Графически диаграмма деятельности представляется в форме графа деятельности, вершинами которого являются состояния действия, а дугами - переходы от одного состояния действия к другому. На диаграмме деятельности отображается логика и последовательность перехода от одной деятельности к другой.

На рис. 1 представлена диаграмма деятельности компонента реализации метода для Обучаемого [3, 4].

Алгоритм деятельности для Обучаемого содержит следующие шаги.

1. Выбор сценария.

2. Прохождение сценария.

2.1. Изучение единицы сценария.

2.2. Решение тестовых задач.

2.2.1 Выполнение тестовых задач.

©Афанасьев А. Н., Войт Н. Н., 2014

2.2.2 Диагностика результатов решений тестовых задач с помощью оценки величин знаний, умений, навыков и компетентности обучаемого с целью разработки гипотетической траектории обучения.

2.2.3 Формирование профиля обучаемого по параметрам (знания, умения, навыки и компетентность).

2.2.4 Синтез динамической траектории по результату диагностики.

2.2.5 Добавление учебных единиц синтезированной траектории к сценарию.

3. Создание истории процесса обучения.

4. Представление статистических данных по процессу обучения (сценариям).

Диаграмма поиска учебной единицы (компонента) в модели предметной области для синтеза траектории представлена на рис. 2.

Диаграмма показывает порядок обхода учебных единиц в модели предметной области с помощью порядковых, иерархических и ассоциативных связей при формировании динамической траектории, используя атрибуты поиска (ключи) [2, 5, 6].

На рис. 3 схематически представлены статические и динамические траектории обучаемого, полученные в результате использования метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера.

Контрольная точка К! на рис. 3 содержит: тесты для оценки знаний, проектные задачи для оценок степени подготовленности обучаемого к синтезу практических решений (умений) и числа проектных задач, выполненных в единицу

Рис. 1. Диаграмма деятельности компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера для Обучаемого

Рис. 2. Диаграмма поиска учебной единицы (компонента) в модели предметной области для синтеза динамической траектории

Рис. 3. Схематическое представление синтеза динамической траектории при использовании метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера

времени (навыков). Указанные способы контроля способствуют формированию персонифицированных характеристик в модели обучаемого [7].

На рис. 3 сплошные линии стрелок представляют запланированную траекторию сценария, а пунктирные линии стрелок - внесённые корректировки в виде дополнительной траектории.

Диаграмма деятельности Методиста была рассмотрена в статье [4].

Диаграмма деятельности для Администратора имеет расширенные возможности (операции) методиста, определённые в назначении ролей: Обучаемый, Методист, Администратор.

Заключение

Настоящие диаграммы позволяют изучить суть метода, а также используются, чтобы разработать экземпляры алгоритмов исходного кода программы компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Афанасьев, А. Н. Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: разработка диаграмматики вариантов использования компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Вестник УлГТУ. -2013. - №1. - С. 27-30.

2. Афанасьев, А. Н. Модели и методы интеллектуализации образовательной среды на базе МООБЬБ / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Учёные записки ИСГЗ. - 2013. - №1-1 (11). С. 43-48.

3. Афанасьев, А. Н. Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: диаграммы использования и деятельности программного ком-

понента сценария на ИМЬ-языке / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Вестник УлГТУ. - 2012. -№1 (57). - С. 66-68.

4. Афанасьев, А. Н. Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: анализ и разработка компонента метода диагностики проектных характеристик обучаемого инженера с помощью диаграмм ИМЬ / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Вестник УлГТУ. - 2012. - №4(60).

- С. 43-46.

5. Афанасьев, А. Н. Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: диаграммы классов программного компонента сценария на ИМЬ-языке / / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Вестник УлГТУ. - 2012. - № 2(58). -С. 32-36.

6. Афанасьев, А. Н. Реализация конструктора сценария обучающих курсов / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Вестник УлГТУ. - 2011. -№1 (53).

- С. 54-59.

7. Афанасьев, А. Н. Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: разработка диа-грамматики вариантов использования компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Вестник УлГТУ. -2013. - №1 (63). - С. 27-30.

Афанасьев Александр Николаевич, доктор технических наук, проректор по дистанционному и дополнительному образованию УлГТУ, профессор кафедры «Вычислительная техника» УлГТУ.

Войт Николай Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Вычислительная техника» УлГТУ, директор исследовательского центра инновационных технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.