Оценка технического состояния двигателей и ФС ВС проводится по результатам анализа всей имеющейся по ним информации по направлениям: оперативного контроля по схеме «исправен -неисправен»; специального контроля - прогнозирование технического состояния на основе анализа трендов контролируемых параметров. По результатам анализа информации и оценки технического состояния двигателей и ФС ВС оформляются протоколы с выдачей рекомендаций по их дальнейшей эксплуатации. Протоколы утверждаются главным инженером АТБ и регистрируются в «Журнале регистрации протоколов».
Таким образом, современные системы диагностирования позволяют объединить в одно целое: измерение, регистрацию, обработку, анализ информации о техническом состоянии; выявление неисправностей и выдачу рекомендаций по дальнейшей эксплуатации ВС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Смирнов Н. Н., Ицкович А. А. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Транспорт, 1987.
2. Биргер А. И. Техническая диагностика. -М. : Машиностроение, 1978.
Махитько Вячеслав Петрович, доктор технических наук, доцент кафедры управления и экономики на воздушном транспорте, УВАУГА(И). Конев Алексей Николаевич, доцент кафедры управления и экономики на воздушном транспорте, УВАУ ГА(И.
Поступила 25.12.2014 г.
УДК 004.896
А. Н. АФАНАСЬЕВ, Н. Н. ВОЙТ
РАЗРАБОТКА КОМПОНЕНТНО-СЕРВИСНОЙ ПЛАТФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: ДИАГРАММАТИКА МОДЕЛИ КЛАССОВ КОМПОНЕНТА МЕТОДА АДАПТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИЕЙ ОБУЧАЕМОГО ИНЖЕНЕРА
Разработан программный компонент метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера, представленный диаграмматикой классов на иМЬ-языке.
Ключевые слова: персонификация,интеллектуальные системы обучения, САПР
Введение
В продолжение к предыдущим статьям [1-3] разработаны UML-диаграммы классов метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера.
Диаграммы классов метода адаптивного
планирования и управления траекторией обучаемого инженера
Диаграммы классов компонентов описывают объектно-ориентированную модель с помощью классов, атрибутов и функций, обеспечивают успешное написание кода на языке программирования. Диаграмма содержит атрибуты (Attributes) и функции (Operations).
© Афанасьев А. Н., Войт Н. Н., 2015
Компонент метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера для Обучаемого содержит следующие основные классы: MainWindows, ImageCache, TestRunner, TestQuestionEntry, TestAnswerEntry.
На рис. 1 представлена диаграммы классов MainWindows и ImageCache, обеспечивающие последовательное представление учебно-методического материала обучаемому в диалоговой форме [4, 5]. К атрибутам класса MainWindows относятся поля оформления пользовательского интерфейса: j Button 1, jButton2, j Label 1, jLabel2, jScrollPanel, j ScrollPane2, jScrollPane3, jTextAreal, jTextArea2, jTextFieldl, jTextPanel.
engineer_service - сервис работы с параметрами (знания, умения, навыки и компетентность);
nodeList - список учебных единиц;
stats - список учебных единиц (статический и динамический сценарии);
classZ - множество значений оценок знаний; classU - множество значений оценок умений; classN - множество значений оценок навыков;
classC - множество значений оценок компетентности.
К функциям относятся следующие: MainWindow - конструктор класса; imageChached - вызов функции сохранения файла изображения на сервере;
initComponents - инициализация атрибутов класса;
jButtoniActionPerformed - выполнение нажатия кнопки Далее;
main - головная функция класса;
InitServices - подготовка сервисов к использованию;
SetClass - инициализация параметров настройки для классов знаний, умений, навыков и компетентности;
Diag - вызов процедуры диагностики обучаемого инженера.
К атрибутам класса Image Cache относится поле p - объект класса Properties. К функциям относятся следующие: size - функция возвращает размер; isEmpty - признак «пустого» объекта; keys - ключевое поле объекта; elements - подобъекты; get - получить объект; put - поместить объект; remove - удалить объект.
_MainWindow
Attributes
private JButton jButtonl private JButton jButton2 private JLabel jLabell private JLabel jLabel2 private JScrollPane jScrollPanel private JScrollPane jScrollPane2 private JScrollPane jScrollPane3 private JTextArea jTextAreal private JTextArea jTextArea2 private JTextField jTextFieldl private JTextPane jTextPanel private CAP I Api private CAP I ApiE
private EngineerService engineer_seivice
private Integer nodeList[0.
private Stats stats = new StatsQ
private Double classZ[0..*]
private Double classU[0..*]
private Double classN[0..*]
private Double classC[0..*]
Operations
public MainWindow( ) public void imageChached{ ) private void initComponents( )
private void jButtonl ActionPeiformed( ActionEvent evt)
public void rnaini String args[0..*])
private void lnitSeivices( )
private void SetClass( Double levell_ist[0..*])
private double Diag( int score )
I ImageCache
A ¡tributes
package Fropeities p = new FropertiesQ
Operations
public int size( )
public boolean isEmpty( )
public Enumeration keys( )
public Enumeration elements( )
public Object get( Object key )
public Object put( Object key, Object value )
public Object removef Object key )
Рис. 1. Диаграмма класса MainWindow компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера
На рис. 2 представлена диаграмма отношений зависимости класса TestRunner, определяющая виды зависимости классов TestQuestionEntry, используемые типы данных (TestResult, Frame, ActionEvent, JRadioButton, String, JDialog).
К атрибутам класса относятся поля оформления пользовательского интерфейса: score - набранный балл; test_ids - номер теста;
jButEdit, jButGo, jButRemove, jLabell, jListTest, jScrollPanel, jbutCreate - элементы графического пользовательского интерфейса; К функциям относятся следующие:
TestRunner - конструктор класса; initComponents - инициализация компонента; butNextActionPerformed - выполнение нажатия кнопки Далее (для вопроса);
setHtml - занести контент в jEditorPane; nextQuestion - вызвать следующий вопрос; getRadioButton - создание радиокнопок для панели Ответы;
error - вызов сообщения об ошибки; load_test - загрузка теста; run_test - запуск теста; main - головная функция класса.
<< datatype >> ED TestResult
<<datatype» EeEi Frame
<<datatype» ЕЮ ActionEvent
<< datatype» ею JRadioButton
<<datatype» Vastring
l_ÍTestRunner
^ii^'jbiiies
public int score = 0 package int testjd
package JTextField jTextFieldA.nswer = new javax.swing.JTextFieldf) package JRadioButton radios[0..*] = new Vector<JRadioButton>Q package int current_question = 0 package int logjd
package ButtonGroup group = new ButtonGroupO
vate JButton butNext vate JEditorPane jEditorPane vate JPanel jPanelAnswer vate JScrollPane jScrollPane2 vate JScrollPane jScrollPane3 vate JLabel jlabellnfo
Operation s
public TestRunner( Frame parent, boolean modal) private void initComponents( )
private void butNextActionPeiformed( ActionEvent evt)
public void setHtml( String content, int id )
package void nextQuestion( )
package JRadioButton getRadioButton( int n )
package void error( )
package void load_test( int n )
public TestResult run_test( int n. int userjd )
public void mainf String args[Q.T|)
Attributes
public int id
public String text
package boolean isFreeQuestion
Operations
Рис. 2. Диаграмма отношений зависимости класса TestRunner
На рис. 3 представлена диаграмма отношений зависимости класса TestQuestionEntry и TestAnswerEntry, определяющая отношение вопроса к множеству ответов.
Рис. 3. Диаграмма отношений зависимости классов TestQuestionEntry, TestAnswerEntry
К атрибутам класса TestQuestionEntry относятся поля: id - номер вопроса; text - контент вопроса; isFreeQuestion - признак «свободного» ответа на вопрос.
К атрибутам класса TestAnswerEntry относятся поля: id - номер ответа; text - контент ответа; score - набранный балл за ответ на вопрос; JRadioButton - радиокнопка для выбора варианта ответа.
Заключение
Представленные диаграммы используются при программировании исходного кода системы обучения на языке Java, позволяют быстро вносить изменения в архитектуру и исправлять ошибки, а также наглядны при изучении кода программы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев А. Н., Войт Н. Н. Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: диаграмматика модели деятельности компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера // Вестник УлГТУ. - 2014. - №2. - С. 56-59.
2. Афанасьев А. Н., Войт Н. Н. Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: диаграммы использования и деятельности программного компонента сценария на ИМЬ-языке// Вестник УлГТУ. - 2012. - №1 (57). - С. 66-68.
3. Афанасьев А. Н., Войт Н. Н. Анализ парадигм, разработка архитектуры и компонентно-сервисной платформы обучения: модель предметной области в диаграмматике ИМЬ-языка// Вестник УлГТУ. - 2011. - №4 (56). - С. 29-39.
4. Афанасьев А. Н., Войт Н. Н., Канев Д. С. Математическое моделирование процесса инженерного обучения в сложных инфокоммуника-ционных образовательных системах // Радиотехника. - 2014. - № 4(2). - С. 133-136.
5. Афанасьев А. Н., Войт Н. Н.Организация когнитивной автоматизированной обучающей системы (КАОС) промышленных пакетов САПР // Обозрение прикладной и промышленной математики. -2009.- Т. 16.- С. 804.
Афанасьев Александр Николаевич, доктор технических наук, проректор по дистанционному и дополнительному обучению УлГТУ, профессор кафедры «Вычислительная техника» УлГТУ.
Войт Николай Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Вычислительная техника» УлГТУ, директор исследовательского центра инновационных технологий обучения ИДДО УлГТУ.
Поступила 12.01.2015 г.