ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 004.896
А. Н. АФАНАСЬЕВ, Н. Н. ВОЙТ
РАЗРАБОТКА КОМПОНЕНТНО-СЕРВИСНОИ ПЛАТФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: РАЗРАБОТКА ДИАГРАММАТИКИ ВАРИАНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПОНЕНТА МЕТОДА АДАПТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИЕЙ ОБУЧАЕМОГО ИНЖЕНЕРА
Разработаны иМЬ-диаграммы вариантов использования метода\ представляющие образовательную среду и обеспечивающие уменьшение рисков степени возникновения ошибок на начальных этапах разработки платформ обучения.
Ключевые слова: интеллект, кибернетика, САПР, системы обучения.
Введение
В продолжение к предыдущей статье [1] разработаны UML-диаграммы вариантов использования метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера.
Диаграммы вариантов использования
метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого
инженера
Варианты использования разрабатываемой системы удобно представлять в виде множества сущностей и акторов (actor), взаимодействующих с системой. При этом действующим лицом является актор, взаимодействующий с системой (человек, техническое устройство, программа или любая другая система). Вариант использования служит для описания и предоставления актору набора действий, совершаемых системой при диалоге с актором. При этом используются пять типов связей между акторами и сущностями (простая и направленная ассоциативные, наследования, расширения, включения):
• простая ассоциация («uses») - представлена линией между актором и вариантом использования (без стрелки). Содержит связь актора и варианта использования;
• направленная ассоциация («uses») - то же, что и простая ассоциация, инициализируется актором и обозначается стрелкой;
• наследование («inherits») - показывает, что потомок наследует атрибуты и поведение своего
Афанасьев Д. Н., Войт Н. И., 2013
прямого предка. Может применяться как для акторов, так для вариантов использования;
© расширение («extends») - показывает, что вариант использования расширяет базовую последовательность действий и вставляет собственную последовательность. При этом в отличие от типа отношений «включение» расширенная последовательность может осуществляться в зависимости от определённых условий;
® включение («includes») - показывает, что вариант использования включается в базовую последовательность и выполняется всегда.
На базе применения принципа ролей разработаны три варианта использования метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера акторами Обучаемым, Методистом и Администратором [2-5].
На рис. I представлена диаграмма вариантов использования компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера с актором Обучаемый.
Диаграмма вариантов использования содержит сущность (Метод), актор (Обучаемый), варианты использования метода планирования и управления траекторией обучаемого инженера.
Метод. Сущность адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого.
Тестирование. Вариант использования метода к проверке знаний.
Диагностика уровня подготовленности. Вариант использования метода для определения уровня подготовленности обучаемого к решению задач.
Прогнозирование процесса. Вариант использования метода в процессе обучения для планирования гипотетической траектории обучения.
Рис. 1. Диаграмма вариантов использования компонента метода адаптивного планирования
и управления траекторией обучаемого инженера с актором Обучаемый
Рис. 2. Диаграмма вариантов использования компонента метода адаптивного планирования
и управления траекторией обучаемого инженера с актором Методист
Синтез индивидуальной траектории. Вариант использование метода для управления процессом обучения.
Повышение уровня знаний, умений и владения навыками. Вариант использование метода для повышения компетентности обучаемого.
Обучаемый. Актор, для которого осуществляется полезный эффект обучения в результате использования метода.
Инициатором процесса обучения является актор Обучаемого, который направленной ассоциативной связью связан с Методом, включающим сущности (Тестирование, Диагностика уровня подготовленности, Прогнозирование процесса, Синтез индивидуальной траектории, Повышение уровня знаний, умений и владения навыками), использование которых даёт положительный эффект обучения для актора, указанное направленными ассоциативными связями к Обучаемому.
На рис. 2 представлена диаграмма вариантов использования компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера с актором Методист.
Методист. Актор - автор учебно-методических материалов.
Репозиторий. Сущность - база данных учебно-методических материалов.
Сценарий- Сущность, организующая учебно-методический материал в целях изучения.
Создать содержание (контент). Вариант использования метода при планировании нового учебно-методического материала.
Редактировать контент. Расширение Создать контент.
Удалить контент. Включение Редактировать контент.
Просмотреть контент. Включение Редактировать контент.
Методист разрабатывает наполнение Репози-гория, используя предоставленные варианты ис-
пользования метода (стрелки от Методиста к вариантам использования) и получая как полезный результат учебно-методическое наполнение для создания сценария, включающего тесты.
На рис. 3 представлена диаграмма вариантов использования компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера с актором Администратор.
Администратор. Актор, обладающей полным доступом ко всей функциональности метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера.
Пользователь. Актор, имеющий текстовое поле с именем.
Заключение
Настоящие диаграммы используются при концептуальной разработке компонентно-сервисной интеллектуальной платформы обучения, представляют системное описание окружения образовательной среды с помощью акторов, сущностей, методов и отношений, определяют архитектурные решения и позволяют повысить степень успешности разработки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Афанасьев, А. Н. Разработка компонентно-сервисной платформы обучения: анализ и разработка компонента метода диагностики проектных характеристик обучаемого инженера с помощью диаграмм UML / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Вестник УлГТУ. - 2012. - № 4. -С.43-47.
2. Afanas'ev, А., Voit N., Kanev D., Troitski Р. Methodology and concepts for development of intelligent learning systems of design activity // Pro-ceedings of International Conference. Interactive Systems. And Technologies: The Problem of Hu-man-Computer Interaction. - Collection of scientific papers. - Uiyanovsk : 201 1. - September. -
P. 93-95.
«inherits».-
^.—■
о
.«inherits»
А
Обучаемый
Пользователь «inherits»
«extends»
t)
«extends»''
Администратор
Ö
Методист
Рис. 3. Диаграмма вариантов использования компонента метода адаптивного планирования и управления траекторией обучаемого инженера с актором Администратор
3. Афанасьев, А. Н. Методология разработки распределённых интеллектуальных систем проектной деятельности / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Груды конгресса по интеллектуальным системам и информационным технологиям «IS&ITM1». В 4 т. - М. : Физматлит, 2011
Т. 1.-С. 132-142.
4. Voit, N. Development of intellegent mobile learning system of CAD // Proceedings of International Conference. Interactive Systems And Technologies: The Problem of Human-Computer Interaction. - Collection of scientific papers. - Ulyanovsk : ULSTU, 2011. - P. 100-104.
5. Афанасьев, А. Н. Интеллектуальная платформа обучения в технике, образовании и экономике для мобильного оборудования / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Войт // Сборник научных трудов «Информатика, моделирование, автоматизация проектирования». - Ульяновск : УлГТУ,
2011.-С. 45-53.
А фа нас ье в Александр Николаевы ч доктор технических наук, профессор кафедры «Вычислительная техника» УлГТУ. Войт Николай Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Вычислительная техника» УлГТУ.
УДК 621.058.013.8
А. Ф. ШИРЯЛКИН, В. В. ОКОРОКОВ
РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ДЕТАЛЕЙ МАШИН
ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ РАСЦЕХОВКИ
ПРИ СОЗДАНИИ ФРЕЗЕРНОГО УЧАСТКА
Для автоматизированного решения задачи расцеховки, согласно принципу технологической геометризации, рассмотрены характеристики фрезерного оборудования с ЧПУ и выделены классификационные признаки многоуровневого элементно-технологического классификатора для разработки алгоритма группирования при создании фрезерного участка.
Ключевые слова: стандартизация, классификация, классификатор, техническая подготовка производства, классификационные признаки, группирование, фрезерное оборудование с ЧПУ.
Современный научно-технический прогресс связан с автоматизацией и значительным усложнением различного оборудования, применением широкой номенклатуры взаимосвязанных систем компонентов производства и материалов. При этом возрастают требования к качеству изделий и услуг. Большое значение приобретают вопросы надёжности и конкурентоспособности продукции. В таких условиях возрастает роль стандартизации, как важнейшего звена в системе управления техническим уровнем и качеством продукции на всех стадиях её жизненного цикла.
В условиях активно развивающейся рыночной экономики происходит переосмысление роли и места общетехнических и организационно-технических систем и комплексов государствен-
© Ширялкин А. Ф., Окороков В. В., 2013
ных стандартов, вырабатываются новые стандарты и концепции проведения работ в этой сфере. Меняются и концептуальные подходы применения методов стандартизации, систематизации и классификации для повышения эффективности и качества производства изделий, связанные с применением информационных и к о м и ь ютер н ы х те х н о л о г и й.
В связи с этим большую помощь могут оказать классификаторы объектов производства, которые значительно облегчают и убыстряют производственные процессы, способствуют их автоматизации, в том числе автоматизации технологической подготовки производства (ТПП). Одной из наиболее важных задач ТПП машиностроительного производства является задача расцеховки - распределения заготовок деталей машин по видам оборудования для их последующей обработки.