Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИС НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-НАУЧНОГО ЦЕНТРА'

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИС НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-НАУЧНОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / КОМПЕТЕНЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАРТА / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ / БАЗА ДАННЫХ / ВЫБОР ПО / МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АНАЛИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ / BALANCED SCORECARD / COMPETENCIES / STRATEGIC MAP / SOFTWARE / COMPETENCY ASSESSMENT / DATABASE / SOFTWARE CHOICE / HIERARCHY ANALYSIS METHOD / INFORMATION SYSTEM / COMPETENCY ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чебаева О.П.

Данная статья посвящена разработке комплексной модели оценки эффективности внедрения ИС для учета и анализа компетенций персонала на научно-производственном предприятии. В работе использован симбиоз методов системы сбалансированных показателей и метода анализа иерархий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чебаева О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A COMPLEX MODEL OF EVALUATING THE EFFICIENCY OF IP INTRODUCTION ON THE EXAMPLE OF EDUCATIONAL SCIENTIFIC CENTER

This article is devoted to the development of an integrated model for evaluating the effectiveness of IP implementation for recording and analyzing staff competencies in a research and production enterprise. We used a symbiosis of balanced scorecard methods and a hierarchy analysis method.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИС НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-НАУЧНОГО ЦЕНТРА»

Таким образом, можно сделать вывод, что у обучения за границей есть свои плюсы и минусы. Главным преимуществом учебы за границей является, то что у вас есть возможность везде говорить на английском, вы просто вынуждены это делать для проживания там. Из-за этого вы полностью погружаетесь в язык. А главными минусами выступает время и финансовое положение.

Использованные источники:

1. https://easyspeak.ru/blog/sovety-i-sekrety/effektivno-obuchenie-angliiskomu-yazyku-za- granicej

2. https://4lang.ru/study-abroad/kursy-angliyskogo-za-rubezhom-plyusy-i-minusy

3. https://www.iqconsultancy.ru/articles/plyusy-i-minusy-uchyeby-za-granitsey/

УДК 004.9

Чебаева О.П. студент магистратуры Уфимский Государственный Авиационный Технический Университет

Россия, г. Уфа РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИС НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНО-

НАУЧНОГО ЦЕНТРА

Аннотация: данная статья посвящена разработке комплексной модели оценки эффективности внедрения ИС для учета и анализа компетенций персонала на научно-производственном предприятии. В работе использован симбиоз методов системы сбалансированных показателей и метода анализа иерархий.

Ключевые слова: система сбалансированных показателей, компетенции, стратегическая карта, программное обеспечение, оценка компетенций, база данных, выбор ПО, метод анализа иерархий, информационная система, анализ компетенций.

Chebaeva O.P. master student Ufa State Aviation Technical University

Russia, Ufa

DEVELOPMENT OF A COMPLEX MODEL OF EVALUATING THE EFFICIENCY OF IP INTRODUCTION ON THE EXAMPLE OF EDUCATIONAL SCIENTIFIC CENTER

Annotation: this article is devoted to the development of an integrated model for evaluating the effectiveness of IP implementation for recording and analyzing staff competencies in a research and production enterprise. We used a symbiosis of balanced scorecard methods and a hierarchy analysis method.

Keywords: balanced scorecard, competencies, strategic map, software, competency assessment, database, software choice, hierarchy analysis method,

information system, competency analysis.

Введение

Первостепенной целью выполнения оценки компетенций персонала для предприятия является максимизация его кадрового потенциала, принимая во внимания специфику деятельности предприятия. Для достижения этой цели современный ИТ-рынок предлагает ряд информационных продуктов, позволяющих собрать информацию для анализа и управления компетенциями персонала. Для научно -производственного предприятия особенно актуально использование продуктов подобного рода для эффективного решения кадровых вопросов с целью поддержания компетенций сотрудников на должном уровне.

Основная часть

Для работы с кадрами на научно-производственном предприятии используется ИС «1С: Предприятие Зарплата и управление персоналом», однако его стандартный функционал не удовлетворяет требования руководства в полной мере. Включим имеющийся программный продукт в сравнение, представленное ниже, с целью анализа эффективности использования встроенного в программу модуля «Оценка компетенций».

Цели предприятия задают и определяют основу для построения организации, мобилизуют коллектив на достижение конкретных результатов [1]. Для определения и наглядного описания стратегических целей и показателей для высшего руководства служит стратегическая карта. Для утверждения управленческих решений по выбору информационной системы из ряда альтернатив применим метод анализа иерархий. Оценить эффективность внедрения ИС можно путём совмещения этих двух методов, сопоставив мероприятия стратегической карты с критериями оценки МАИ. Схематично комплексная модель изображена на рисунке 1.

Рисунок 13 - Комплексная модель оценки эффективности ИС Используем данную модель на нашем примере. Стратегическая карта научно-производственного предприятия представлена на рисунке 2. Стратегические цели, показатели и мероприятия также описаны в таблице 2.

Таблица 6 - Стратегические цели и мероприятия

№ Перспектива Цель Показатель Мероприятия/ Функции

Наименование

1 Финансы Повысить прибыль компании Прибыль компании

2. Клиенты Повысить удовлетворенности клиентов Процент неудовлетвор енных клиентов

Повысить соотношения цена/качество Доля отклонения от рыночных цен

Привлечь новых клиентов Количество привлеченных клиентов, Затраты на привлечение одного клиента

Сохранить клиентскую базу Процент клиентов, обратившихся повторно

3. Внутренние процессы Повысить оперативность ответов на запросы Время получения внутрифирменной информации, Время отклика Реинжиниринг ИС

Повысить качество учебного процесса Процент обновления рабочих программ дисциплин

Улучшить качество работы всех структурных подразделений предприятия Производительность труда подразделения Сократить время согласования документов, Обеспечить удобное пользование системой

4. Обучение и развитие Повысить квалификацию персонала Оценка компетентности персонала, Затраты на обучение Аттестация сотрудников Заключить договоры с обучающими компаниями

Внедрение системы учета компетенций Процент аттестованных сотрудников

Повышение исполнительской дисциплины Доля нарушений корпоративных регламентов

Сохранить ключевых специалистов Индекс удовлетворенности персонала (ESI)

После построения стратегической кары осуществим выбор ПО с помощь метода анализа иерархий на основе экспертных оценок. В качестве сравниваемых альтернатив примем следующие системы в поддержку отечественного разработчика, а также включим в список собственную разработку, именованную, как ПО «Компетенции»:

- «1С: Зарплата и управление персоналом»;

- «1С: Оценка персонала»;

- «БОСС-Кадровик»;

- «Контур-Персонал»;

- «Компетенции».

Предлагается разработка расширения программы на встроенном языке 1С, которая позволит вести учет и анализ компетенций сотрудников. Разрабатываемое ПО «Компетенции» должно отвечать требованиям предприятия и содержать информацию:

- о профессии сотрудников;

- о списке компетенций сотрудников;

- об оценке компетенций сотрудников;

- о подтверждающих компетенцию документах;

- о дате следующей аттестации.

Результаты оценки компетенций вносятся в программу и сохраняются в карточке сотрудника.

На основании данных, хранимых в БД, необходимо также наличие сводных аналитических отчетов по компетенциям сотрудников для получения подробной информации о текущем кадровом состоянии.

В качестве критериев, по которым будут производиться сравнения выделим следующие, являющиеся важными для конечных пользователей:

- функциональность - программное обеспечение должно не только полностью покрывать все функции, необходимые для автоматизации деятельности предприятия, но и не содержать избыточной функциональности в системе, то есть функциональности, которая не востребована на конкретном предприятии;

- интерфейс - программное обеспечение должно иметь интуитивно понятный, не загромождённый пользовательский интерфейс;

- интеграция - необходимо наличие возможности интеграции программного обеспечения с другими системами, имеющимися на предприятии, с целью эффективного взаимодействия и обмена информацией;

- гибкость - программное обеспечение должно быть приспособлено к новым условиям или новым потребностям предприятия;

- цена - стоимость программного обеспечения должна оправдывать функционал системы.

Дерево иерархии представлено на рисунке 3.

; ОЦЕНКА Б0СС4ЛПР КОНП#М1|

Рисунок 15 - Дерево иерархии Попарные сравнения критериев приведены на рисунке 4.

Работа эксперта

Производим попарные сравнения относительно объекта

ВЫБОР ПО

1. 2. 3. 4. 5. Приоритет

ФУНКЦИОНА | 1 5 3 1 3 0,378

ИНТЕРФЕЙС 1/5 1 1/3 1 1/3 0,0824

ИНТЕГРАЦИ 1/3 3 1 1 2 0,2028

ГИБКОСТЬ 1 1 1 1 2 0,2028

ЦЕНА 1/3 3 1/2 1/2 1 0,1338

СЗ: 5,41 84 [ГТрймё нить!

ИС: 0,1046 Закрыть Исследовать |

ОС: 0,0934 Отмена

Рисунок 16 - Попарные сравнения критериев Отношение согласованности не превышает 0,1, следовательно, матрица является согласованной и расставленные оценки верны. Наибольшим приоритетом обладает критерий «Функциональность».

Попарные сравнения альтернатив по критериям представлены на рисунке 5.

икгер^ЕИ:

ШГ&РНМ

I 1С ЗИП 1 1СЬцЁМ*Л 3 БОСС-КАИР • »скта^пЕ » >:оьпетенц с», игм

КС П [1009

ос оотзг

1 г 1

\п 4

г I 4 1/4 1/«

1М I/« I/з

з г 5

*

УП 1/г

1/4

П|М(М1Р

Ц1М1

аг>о>

0Ш№ 005« 0 4К

1 2. 31 4 0

1СЗЙП 1 1 4 4 1

1С ОиЕ1»> 1 4 4 1

ьоо:+ав= 1/4 1/4 1 1/4

»ДМТЧРПЕ 1/4 1/4 1 1/4

КОМПЕТЕЖ 1 1 4 4 1

с> >. П|||чя> |

ис о

агж? огиг ооти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

00714 О 2167

1СЭ«о 1С оиси»> ЬОГС+ЛОР ►СНП^ЧТЕ ЮМПЕТЕЖ 3 Ь

с о с о

I

г I. I I | 1

ш т

1/3 1/3 I 1 I 3 Пц|»м» |

«

1 1

1/3 1/3

агш икг

0О!О? ПОМ!

о;:.-?

1, г 1 4 5

1С ЗИП 1 1 1 п

1ССЦЕЙ<Л 1 < 4 5 1/3

КСС+АПР «/в 1/4 1 1/5

1/4 1 1 1Л

»смпетЕну г > 6 г*

02414

ОЯ» О«' 01057 0 4»!

СЗ Ь1434

«и; огим " >)»п> | №мм

ос оозг

1 1 1 4 &

1СЗЬП 1 I г 4 г

ГТсойВнйц- % 1/4 1/4

бОСОМДР 1/7 1/Ь 1/4 1/7

ДОДОПЁ 1/4 4 4 1 п

• ОМПЕТЕЩ т 4 1 3 1

£» 5 4035 14"—

Иг I101«

ос нов

0 4356 ОП1

II

01 «95 И2И1

Рисунок 17 - Попарные сравнения альтернатив по критериям Во всех представленных результатах отношение согласованности не превышает 0,1, значит расставленные оценки корректны. Так, по критерию «Функциональность» приоритетным является ПО «Компетенции», по критерию «Интерфейс» одинаковый приоритет имеют системы «1С: Зарплата и управление персоналом», «1С: Оценка персонала» и «Компетенции». По критерию «Интеграция» также одинаковый приоритет разделили эти три системы. ПО «Компетенции» является приоритетным и по критерию «Гибкость», по критерию «Цена» приоритет у системы «1С: Зарплата и управление персоналом».

Итоговый результат представлен в виде диаграммы на рисунке 6.

Рисунок 18 - Итоговый результат В результате произведенных расчетов получаем данные о приоритетной, наиболее оптимальной системе, которой является система «Компетенции».

Используя шаблон модели, представленной на рисунке 1, составим модель, отражающую реальные данные.

Используемые критерии логически связаны с мероприятиями для достижения целей. Так, для повышения оперативности ответов на запросы в ИС важны такие качества, как функционал и интеграция с другими, а обеспечению удобным пользованием системой способствует неперегруженный интерфейс. Возможность доработки системы (критерий гибкость) в перспективе также скажется на оперативности ответов на запросы, в результате чего будет внесен вклад в достижение плановых показателей.

Сопоставив мероприятия, направленные на достижение цели, при построении стратегической карты и критерии, предъявляемые системе, можно сделать вывод о том, что удовлетворяющей руководство и конечных пользователей системы является ПО «Компетенции» (рисунок 7).

Когнитивная стратегическая карта

I

Определение показателей, их целевых значений

Определение мероприятий

1С: ЗУП

1С: Оценка персонала

БОСС-Кадровик

Контур-Персонал Компетенции

(Функциональность!

Интерфейс I

Гибкость I

Интеграция I

Оценки экспертов по критериям

Оптимальная альтернатива: ПО

«Компетенции»

Цена к

Метод анализа иерархий

Рисунок 19 - Комплексная модель оценки эффективности ИС

Учитывая возможности, имеющегося на предприятии оборудования и программного обеспечения, предлагаемая разработка расширения «Компетенции» позволяет избежать таких недостатков существующих коммерческих предложений, как высокая стоимость внедрения и сопровождения, переизбыток ненужного функционала и слабая ориентированность на пользователя с разной профессиональной подготовкой.

Самостоятельная разработка расширения в 1С, при условии соблюдения всех технологических процессов проектирования, позволит существенно уменьшить затраты на его написание.

Расширения представляют в 1С собой что-то вроде параллельных конфигураций, которые автоматически объединяются с основной

конфигурацией поставщика. В расширениях можно добавлять как свои объекты, так и заимствовать объекты основной конфигурации, причем с сохранением поддержки.

Таким образом разрабатываемое расширение «Компетенции» позволит учесть все требования к ПО, не снимая конфигурацию с полной поддержки и меняя типовую конфигурацию.

Заключение

Созданная комплексная модель позволит оценить эффективность внедрения ИС, принимая во внимание, как стратегические цели предприятия, так и требования конечных пользователей программы. По результатам проведенного анализа в учебно-научном центре наиболее эффективным программным обеспечением стало расширение 1С «Компетенции».

Использованные источники:

1. Грибов, В. Д. Менеджмент: учебное пособие / В. Д. Грибов. - М.: КНОРУС, 2007. - 280 с.

УДК 338.24

Чеботарева А.А. студент магистратуры Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова» Российская Федерация, г. Воронеж ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье рассматривается организационная структура системы управления проектной деятельностью Воронежской области. Дается характеристика органам управления проектной деятельностью Воронежской области. Раскрывается сущность организационной структуры системы управления проектной деятельностью Воронежской области. Анализируются постоянные, временные, обеспечивающие и вспомогательные органы управления проектной деятельностью Воронежской области.

Ключевые слова: комитет управления, органы управления, система управления, проектная деятельность, организационная структура.

Chebotareva A.A.

Master's student

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Plekhanov Russian University of Economics" (Voronezh branch)

Russian Federation, Voronezh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.