Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 1
УДК 621
РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО СТЕНДА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ И СТАБИЛИЗАЦИИ БУС-МК
Д. А. Аксенов Научный руководитель - Т.Г. Орешенко
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
*Е-шай: aksenov.dmitriy.2017@mail.ru
Рассмотрены основные проблемы существующих блоков управления и стабилизации, а также перечислены необходимые требования для создания нового стенда.
Ключевые слова: блок управления и стабилизации, испытание, стенд, надёжность.
THE DEVELOPMENT OF AN INTEGRATED TEST BENCH FOR CONTROL AND STABILIZATION UNIT OF CSU-MK
D. A. Aksenov Scientific Supervisor - T.G. Oreshenko
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *Е-mail: aksenov.dmitriy.2017@mail.ru
The main problems of present control and stabilization units have been considered and essential requirements for creating of a new test bench have also been enumerated.
Key words: a control and stabilization unit, a test, a test bench, a reliability.
В современном мире, с увеличением количества электрического оборудования, увеличивается и актуальность получения знаний и навыков, связанных с эксплуатацией, выявлением неисправностей и ремонтом электроаппаратуры. Как показывает практика, не все неисправности можно выявить без использования дополнительных средств [1].
В частности, возникающие по разным причинам, неисправности в системе электропитания на электроподвижном составе, могут стать причиной развития отказов аппаратуры, поэтому надежные способы защиты крайне необходимы [2].
Для комплексного анализа эксплуатируемой аппаратуры в данное время широко применяются стенды, позволяющие провести ряд необходимых испытаний для оценки, пригодности аппаратуры к использованию [3]. Для применения данных стендов, как правило, не требуются углубленные знания его конструкции, что позволяет эксплуатировать стендовое оборудование низкоквалифицированному персоналу.
Также одним из достоинств испытательных стендов является возможность их установки в непосредственной близости к исследуемой аппаратуре, и, поскольку при устаревании электроприборов увеличивается число отказов, растёт и необходимость чаще проводить её проверку после проведения ремонтных работ.
В настоящее время существует множество стендов для проверки блоков стабилизации напряжения. Разнообразие стендов определяется различными комплектациями или проводимыми испытаниями. Однако из-за того, что конкретно БУС-МК рассчитан на
Секция «Автоматика и электроника»
мощность, порядка 4,4 кВт, стенды, предназначенные для его проверки, встречаются крайне редко [4]. Большинство существующих стендов не в полной мере удовлетворяет требованиям функциональности действующих отраслевых стандартов,
У каждого из представленных стендов имеется ряд существенных недостатков, таких, как:
- отсутствие индикации питания и выполнения стендом необходимых манипуляций или же нерациональное её размещение вдали от переключателей;
- низкая надёжность стендов;
- использование импортных измерительных приборов, не входящих в Российский реестр средств измерения;
- наличие амперметров и вольтметров, не подходящих по классу точности [5].
Все обозначенное определяет необходимость разработки нового конкурентоспособного испытательного стенда для проверки характеристик блока управления и стабилизации, входящего в систему электроснабжения электроподвижного состава [6], соответствующего ряду требований:
- стенд должен обеспечить необходимую точность измерения исследуемых параметров в заданных пределах;
- стенд должен обеспечить условия эксплуатации блока управления и стабилизации по ГОСТ 9219-88;
- стенд должен обеспечить надёжное присоединение контактов блока управления и стабилизации и стенда;
- исключить возможность поражения электрическим током оператора с участками стенда, находящимися под напряжением;
- стенд должен позволять проводить испытания согласно действующим стандартам отрасли;
- стенд должен иметь возможность регулирования подаваемых на БУС-МК сигналов [7].
Библиографические ссылки
1. Тимошенков, С. П. Основы теории надежности : учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 217 с.
2. Д.М. Добролюбов. Электропоезда. Общее руководство по капитальному ремонту 104.03.00676-2010КО - Москва, 2010. с. 130-139.
3. А.В. Шаламов. Инновационный дайджест. Электроснабжение и электрификация железных дорог. Издание Московского научного центра, вып. 1, 2021. С. 3-10.
4. С.Е. Зеленский. Блок управления и стабилизации. Руководство по эксплуатации ТЮКН.426471.034 РЭ. Санкт-Петербург. - 2012.- С. 1-21.
5. ООО Контур-НИИРС. Разработчик и изготовитель специальной техники. [Электронный ресурс] / 2015. - Режим доступа: https://www.kontur-niirs.ru/items/51/#tab1 - 02.03.2022.
6. А.В. Шаламов. Инновационный дайджест. Проекты высокоскоростных магистралей. Издание Московского научного центра, вып. 1, 2021. С. 1-4.
7. В.П. Попов. Программа и методика испытаний блока управления и стабилизации. 2011. С.5-7.
© Аксенов Д. А., 2022