Юдинцев А. Г. Yudintsev А. G.
кандидат технических наук, директор Научно-исследовательского института автоматики и электромеханики, ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники», г. Томск, Российская Федерация
УДК 621.314 DOI: 10.17122/1999-5458-2021-17-1-55-64
АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ИМИТАЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
Актуальность
Освоение космического пространства с помощью автоматических космических аппаратов — спутников различного назначения, аппаратов исследования дальнего космоса, насчитывает не одно десятилетие. При этом, даже на современном уровне надёжности, космические аппараты выходят из строя, не достигнув запланированного конца срока активного существования. Базовую часть, так называемую платформу космического аппарата, как правило, составляют его жизнеобеспечивающие системы: система терморегулирования, система ориентации, двигательная система, бортовой вычислительный комплекс управления. Сбой в работе каждой из них приводит к нештатной ситуации на борту, но достаточно выхода из строя любой части системы электроснабжения, чтобы аппарат в итоге оказался полностью неработоспособным. В связи с этим система электроснабжения космического аппарата должна подвергаться тщательной наземной проверке, проходить несколько стадий испытаний, от автономных до итоговых в составе космического аппарата. С целью подтверждения прогнозируемой надёжности и работоспособности системы электроснабжения космического аппарата в наземных условиях должны быть смоделированы номинальные и предельные режимы её работы. Но, в силу очевидных причин, применение в наземных условиях бортовых солнечной и аккумуляторной батарей, а также всего комплекса служебной и полезной электрических нагрузок является трудновыполнимым и малоэффективным. Поэтому с целью проведения полноценной наземной экспериментальной отработки применяют особый класс контрольно-проверочной аппаратуры — аппаратно-программные комплексы, имитирующие режимы работы системы электроснабжения, состоящие из имитаторов солнечной, аккумуляторной батарей и бортовой электрической нагрузки, автоматизированных систем контроля соединений, зарядно-разрядных устройств бортовых аккумуляторных батарей.
Цели исследования
Провести анализ состояния систем электроснабжения космических аппаратов и контрольно-проверочной аппаратурыдля проведенияих наземныхиспытаний. Проанализировать структуры имитаторов для моделирования эксплуатационных режимов работы систем электроснабжения космических аппаратов в наземных условиях.
Методы исследования
Для достижения поставленных целей в статье используются методы системного анализа, теоретических основ электротехники и теории автоматического управления.
Результаты
Проведён анализ систем электроснабжения автоматических космических аппаратов, созданных за последние 20 лет, используя данные передовых отечественных предприятий. Сформулированы основные требования, предъявляемые к современным комплексам имитации систем электроснабжения космических аппаратов. Проанализированы возможные варианты структурной реализации имитаторов элементов систем электроснабжения, автоматизированного испытательного комплекса имитации, построенного на их основе, выявлены их основные достоинства и недостатки.
Ключевые слова: система электроснабжения космического аппарата, наземные испытания, контрольно-проверочная аппаратура, имитатор аккумуляторной батареи, имитатор солнечной батареи, имитатор нагрузки.
HARDWARE AND SOFTWARE COMPLEXES FOR SIMULATING SPACECRAFT POWER SUPPLY SYSTEMS
Relevance
Space exploration via automatic spacecraft, namely multi-purpose satellites and deep space exploration vehicles, has been going on for more than one decade. At the same time, spacecraft fail before reaching the planned active life-cycle time despite the high level of modern spacecraft reliability. The basic part of the spacecraft (the so-called platform) consists of its life-supporting systems: a thermal control system, a positioning system, a propulsion system, and an onboard computer control complex. Failure of any element listed above leads to an abnormal situation onboard. However, the failure of any part of the power supply causes the spacecraft to become completely inoperative. In this regard, the power supply of the spacecraft must undergo a thorough ground testing, divided into several stages. First, autonomous parts of the spacecraft should be tested separately. Then all the parts are combined in a single complex and are tested within the structure of the spacecraft. In order to confirm the predicted reliability and operability of the spacecraft power supply, the rated and limiting modes of its operation should be simulated under conditions of ground testing. Unfortunately, due to a number of reasons, the ground testing of on-board solar and storage batteries is hard to perform and ineffective. This statement is also referred to the entire complex used to simulate the service and useful electric loads. Therefore, to carry out a full-range ground testing we apply a special class of control and verification equipment. This includes hardware and software complexes that simulate the operating modes of the power supply under test. The complexes consist of simulators of solar panels, storage batteries, onboard electrical loads, automated systems for connections control, onboard charging and discharging devices for the batteries.
Aims of research
To analyze the state of power supply systems of spacecraft and test equipment for conducting their ground tests. To analyze the structures of simulators for modeling the operational modes of operation of spacecraft power supply systems in ground conditions.
Research methods
To achieve these aims, the article employs the methods of system analysis, the theoretical foundations of electrical engineering and the theory of automatic control.
Results
The paper analyzes the power supplies of automatic spacecraft, developed over the past 20 years, using information from leading domestic enterprises. The basic requirements for modern simulation complexes of the spacecraft power supplies are formulated. We represent possible design options for the simulators for the elements of the power supplies, as well as for the entire automated simulation complex based on the said elements. Their main advantages and drawbacks of the considered equipment are also given herein.
Keywords: spacecraft power supply, technical ground testing, test equipment, battery simulator, solar battery simulator, electric load simulator.
Введение
Одна из важнейших систем, образующих платформу космического аппарата (КА), и во многом определяющая срок его активного существования, является система электроснабжения (СЭС) [1].
Как правило, СЭС КА состоит из: солнечной батареи (СБ, БС), аккумуляторной батареи (АБ), блока энергопреобразующей аппа-
ратуры (ЭПА) и бортовой электрической нагрузки — служебной и полезной.
ЭПА является системообразующим элементом СЭС КА и предназначена для обеспечения совместной работы источников (БС) и накопителей (АБ) электрической энергии, с целью надёжного электроснабжения бортовой аппаратуры (БА) электроэнергией заданного качества.
Электротехнические комплексы и системы
Система электроснабжения, как составная часть, вносит особый вклад в прогнозируемую надёжность КА. Статистика отказов показывает, что, несмотря на многолетний опыт, необходимым является увеличение надёжности СЭС КА. Следует отметить, что большая часть отказов выявляется и устраняется до запуска КА [2]. К авариям приводят, как правило, не выявленные до эксплуатации причины отказов. Показатели качества рассчитываются ещё на этапе проектирования, но особым этапом в создании системы электроснабжения КА, подтверждении её надёжности и работоспособности в предельных и эксплуатационных режимах, являются наземные испытания.
Современное состояние систем электроснабжения (СЭС) космических аппаратов (КА)
Анализируя технические данные КА, выпускаемых передовыми отечественными предприятиями, можно сделать вывод, что за все время их разработки и производства непрерывно происходит рост мощности бортовой аппаратуры, как следствие, рост мощности СЭС, а также срока активного существования (САС) аппарата [3]. Так, за последние 10-15 лет мощность СЭС КА в среднем увеличилась с 6-7 до 15-25 кВт, САС — до 15 лет (таблица 1). Кроме того, космические аппараты проектируют без использования гермоконтейнера (применяют открытую архитектуру и сотопанели), никель-водородные аккумуляторные батареи (АБ) заменены на литий-ионные, напряжение на общей обеспечивающей шине прошло эволюцию от 27 до 100 В. При этом число самих КА, работающих на земных орбитах, с каждым годом неуклонно растёт.
Наземная экспериментальная отработка КА
Наземная экспериментальная отработка КА с применением бортовых солнечных батарей (СБ), АБ и всего комплекса нагрузок, в эксплуатационных режимах работы СЭС, в наземных условиях не представляются возможными в силу очевидных причин. С учётом этого, при проведении наземных испытаний для подтверждения прогнозируемой надёжности и работоспособности энергопреобразую-
щей аппаратуры СЭС КА в номинальных и предельных режимах, применяется специальная контрольно-проверочная аппаратура (КПА) — аппаратно-программные энергопре-образующие комплексы имитации СЭС КА, заменяющие основные элементы СЭС КА их физическими моделями, адекватно отражающими их электротехнические свойства — вольт-амперные (ВАХ) и частотные характеристики, внутреннее сопротивление, выходные динамические параметры.
Являясь физическими моделями реальных объектов, имитаторы элементов (ИЭ) СЭС должны обладать, максимально близкими к бортовым, характеристиками солнечной и аккумуляторной батарей, а также обеспечивать имитацию статических и динамических токовых нагрузок, для отработки профиля мощности, потребляемой бортовой аппаратурой. В некоторых случаях (определяется заказчиком), предстартовое энергообеспечение СЭС КА может осуществляться имитаторами солнечных, либо аккумуляторных батарей.
Таким образом, энергопреобразующие комплексы, применяемые в ходе наземных испытаний, должны отвечать ряду требований, самыми важными из которых, как и для самой СЭС КА, также являются энергетическая эффективность, оптимальные массога-баритные показатели, точность стабилизации выходных параметров и длительные сроки безотказной эксплуатации.
Отказы энергопреобразующих комплексов, спроектированных и изготовленных с не выявленными дефектами, при проведении этапов наземной отработки, приводят к нежелательным последствиям: создаются аварийные ситуации для энергопреобразующей аппаратуры (ЭПА), АБ, либо всего космического аппарата, длительное выяснение причин остановки испытаний, дорогостоящие простои производства и т. д.
Как отмечалось выше, в связи с постоянным увеличением средней мощности СЭС КА увеличивается мощность КПА. Поэтому необходимы не только разработка и производство, а также развитие методов и современных подходов к проектированию эффективных энергопреобразующих комплексов имитации СЭС КА. Сегодня существуют
Таблица 1. Эволюция мощности систем электроснабжения КА Table 1. The evolution of power ratings of the spacecraft power supplies
Тип КА Мощность СЭС, Вт САС, лет Начало летных испытаний Масса, кг
Экспресс-А 2540 7 12.03.2000 2600
SESAT 5300 10 18.04.2000 2600
Молния-3К 1470 5 20.07.2001 1740
Глонасс-М 1400 7 10.12.2003 1415
Экспресс-АМ 6300 12 29.12.2003 2600
Экспресс-АМ33 6770 12 28.01.2008 2579
Экспресс-АМ44 6770 12 11.02.2009 2532
Луч-5А 2200 10 11.12.2011 1140
AMOS-5 7600 15 11.12.2011 1972
Ямал-300К 7600 14 03.11.2012 1870
Луч-5Б 2200 10 03.11.2012 1350
Spacebus-4000 С2 8000 15 2011-2012 4850
Spacebus-4000 С3 10000 15 2011-2012 5300
Spacebus-4000 С4 12000 15 2011-2012 5900
SSL/1300 5-25 > 15 2013 3700-6400
KAZSAT-3 9320 15 28.04.2014 1740
Экспресс-АМ5 16200 15 21.10.2014 3360
Экспресс-АМ6 16200 15 21.10.2014 3360
Экспресс-АМ8 5880 15 14.09.2015 2100
Ямал-401 16800 14 14.12.2015 2976
различные реализации ИЭ СЭС КА для проведения наземных испытаний, разработанные предприятиями отечественной и зарубежной промышленности. Но их эффективность, точность, показатели надёжности, массогабаритные параметры, гарантийные сроки эксплуатации ставят перед разработчиками ряд задач по проектированию и созданию более эффективных комплексов имитации СЭС КА [4].
Обобщённая схема замещения
структур СЭС КА
За всю историю проектирования и производства космических аппаратов к настоящему времени были разработаны различные структуры СЭС, построенные под определенные типы задач, рабочие орбиты и массо-габаритные параметры спутников. Но из структур, нашедших применение, можно выделить следующие: параллельная с шун-товым стабилизатором, параллельно-последовательные и с экстремальным регулятором мощности [5].
При этом все существующие структуры СЭС КА обобщенно можно представить в виде Т-образной модели баланса мощностей, состоящей из генерирующего (солнечная батарея — СБ), накапливающего (акку-
муляторная батарея — АБ) и потребляющего (обобщённая нагрузка — Н) элементов, объединённых посредством блока ЭПА (рисунок 1).
Рисунок 1. Т-образная модель баланса мощностей СЭС КА
Figure 1. T-shape model of the power balance for the spacecraft power supply
Представленная модель отображает четыре возможных режима передачи мощности через преобразователи блока ЭПА:
1) АБ не задействована, нагрузка питается только от СБ:
P = P • п •
Н СБ1 1ЭПА1'
2) АБ заряжается избытком мощности СБ:
P = P • п — P • п •
Н СБ1 1ЭПА1 СБ2 1ЭПА2'
3) Режим пиковой нагрузки — АБ компенсирует недостаток мощности СБ:
P = P • п + P • П '
Н СБ1 1ЭПА1 АБ ЧЭПА3'
4) Теневой участок орбиты — нагрузка обеспечивается энергией, передаваемой только от АБ:
РН = PАБ • ПЭПА3;
где пЭпА1 - ПЭПА3, КПД каналов преобразования ЭПА СЭС КА.
Блок ЭПА обладает рядом основополагающих функций, и в зависимости от структуры СЭС содержит стабилизатор напряжения, шунтовой стабилизатор, зарядно-раз-рядные устройства АБ, а также устройство обмена информацией с бортовой ЭВМ. Таким образом, блок ЭПА, являясь системообразующим элементом, который обеспечивает алгоритм работы СЭС КА, определяет надёжность функционирования космического аппарата в целом.
Автоматизированный испытательный
комплекс
В зависимости от типа рабочего места и соответствующего ему вида испытаний, имитаторы элементов СЭС могут применяться как по-отдельности, так и в составе испытательного комплекса. Для проведения комплексной наземной отработки ЭПА СЭС КА создается интегрированная испытательная площадка — автоматизированный имитационный комплекс (АИК) (рисунок 2) [6]. АИК является физической реализацией Т-образной модели баланса мощностей и состоит из ИЭ СЭС КА, питающихся от промышленной 3-фазной сети, управляющей ЭВМ и автоматизированной системы контроля, имитирующей формирование команд управления и обработки телеметрии, поступающей от блока ЭПА, а также необходимой для проведения проверок кабельной сети и сопротивления изоляции [6, 7].
Структура АИК в общем виде остается постоянной, изменяются количество и типы имитаторов АБ и СБ, которые определяются мощностью и структурой СЭС, при этом функционал комплекса имитации нагрузки может расширяться дополнительными блоками формирования динамических режимов нагрузочных токов.
Г'
<-►
АСК
Г"
ИБС
ЭПА
Сеть
I \ \'
ИН
ИАБ
Сеть
к Сеть
АИК
Рисунок 2. Структура автоматизированного испытательного комплекса имитации СЭС КА
Figure 2. Structure of the automated test complex of simulation of the spacecraft power supply
Основной вклад в эффективность испытательного комплекса в целом, вносят имитаторы элементов СЭС, приведенные на рисунок 2. Поэтому разработка и исследование структур ИЭ, их оптимизация, увеличение энергетических показателей, моделирование, определение общих подходов к проектированию и решению частных задач, являющихся свойством отдельной физической модели элемента СЭС, представляют особый интерес. Имитатор аккумуляторной батареи Любой из имитаторов, применяемых при испытаниях СЭС, можно представить в виде функционального блока, на вход которого подается 3-фазное напряжение промышленной сети, при этом на выходе обеспечивается ВАХ, импеданс и динамические режимы работы данного элемента СЭС (рисунок 3).
Рисунок 3. Имитатор элемента СЭС КА в виде «чёрного ящика»
Figure 3. Simulator of the spacecraft power supply represented as «a black box»
Рассмотрим возможные варианты структурной реализации ИЭ СЭС КА, раскрывая блок «чёрного ящика», представленный на рисунке 3. Например, один из вариантов
функциональной схемы имитатора аккумуляторной батареи (ИАБ) — энергопреобразую-щего комплекса, представленного на рисунке 4, содержит два силовых преобразовательных канала — «Разряд» и «Заряд» АБ.
Канал «Разряд» АБ содержит выпрямитель В1, НЧ-фильтр Ф1, автономный инвертор (АИ), выпрямитель В2, ВЧ-фильтр Ф2. Канал «Заряд АБ» состоит из ведомого инвертора (ВИ), НЧ-фильтра Ф3, повышающего преобразователя (ПП) и ВЧ-фильтра Ф4. Силовые преобразователи каналов, АИ и ПП управляются блоком управления (БУ), на который подаются сигналы от задающего устройства и сигналы обратных связей по входному/выходному току и напряжению выхода ИАБ. При этом одним из основных требований в технических заданиях на разработку и изготовление любого ИЭ СЭС является наличие гальванической развязки между выходом ИЭ и питающей 3-фазной сетью. Целесообразно это обеспечить с помощью силового трансформатора. Трансформатор, осуществляющий гальваническую развязку и согласование уровней напряжения, размещают в высокочастотных блоках АИ и ПП, при этом, как известно, значительно снижаются его массогабаритные показатели.
Основными параметрами, отражающими степень адекватности ИАБ являются: ширина диапазона имитируемого выходного напряжения (3-200 В), пульсации напряжения на
выходе имитатора (не более 100 мВ), импеданс каналов заряд/разряд (не более 1 Ом), скорость реакции системы на внешнее возмущение (не более 1-2 мс), КПД (не менее 0,9), уровень электромагнитных излучений, соответствующий ГОСТ Р 54148-2010.
Имитатор эквивалентной нагрузки
Функциональная схема имитатора эквивалентной нагрузки (ИЭН) СЭС представлена на рисунке 5. Основная задача данного энерго-преобразующего комплекса — формирование статических и динамических режимов имитации потребляемых токов в выходной шине ЭПА СЭС КА. Динамические режимы воспроизводит блок формирования нелинейных нагрузок (БФНН), в него, как правило, входят формирователи гармонических токов широкого спектра частот, формирователи фронтов тока, имитаторы подключения ёмкостной нагрузки и т. д. Режим формирования статических (постоянных) токов осуществляет силовой преобразовательный канал, содержащий ВЧ-фильтр Ф1, НЧ-фильтр Ф2, повышающий преобразователь ПП и ведомый инвертор ВИ. Стабилизацию входного тока имитатора нагрузок обеспечивает блок управления, на который подаются сигналы обратной связи 1ос(¿) и от задающего устройства 1уст(0.
Следует отметить, что силовой преобразовательный канал «Заряд» в ИАБ и канал формирования статических нагрузок в ИЭН, как правило идентичны по своей структуре. При
Рисунок 4. Функциональная схема имитатора АБ Figure 4. Block diagram of the battery simulator
этом энергия, потребляемая от ЭПА СЭС КА, не рассеивается в окружающее пространство (за исключением собственных потерь), а передается в питающую 3-фазную сеть. Преимущества такого способа формирования потребляемых токов очевидны. Несмотря на это, сегодня существуют нагрузочные комплексы, преобразующие электрическую энергию полностью в тепловую [8].
Имитатор солнечной батареи
Принцип действия имитатора СБ основан на преобразовании электроэнергии переменного тока питающей сети с помощью промежуточных звеньев повышенной частоты в энергию постоянного тока на выходе ИБС и формировании ВАХ, соответствующей схеме замещения преобразователя солнечной энергии в электрическую (рисунки 6, 7) [9]. При этом ИБС должен обладать динамическими свойствами СБ, обеспечивать формирование линейных и нелинейного участков ВАХ, а
также необходима имитация эквивалентной ёмкости бортовой СБ [10].
Имитаторы солнечных батарей могут быть как одноканальными, так и многоканальными при имитации многосекционных солнечных батарей спутника. Одна из используемых при проектировании функциональных схем энергопреобразующего комплекса — имитатора солнечной батареи КА представлена на рисунке 8. Аналогично предыдущим структурам ИЭ, в данном случае напряжение силовой сети поступает на выпрямитель В1, затем сглаживается НЧ-фильтром Ф1. Сглаженное напряжение подается на блок стабилизации тока (БСТ), основная задача которого — имитация тока короткого замыкания 1кз солнечной батареи. Ток с выхода БСТ поступает в нагрузку, в цепь шунтового сопротивления Rш и в цепь с нелинейным элементом (НЭ), состоящим из диодно-резистивных матриц. Наклон ВАХ на участке напряжения (рисунок 6) определя-
Рисунок 5. Функциональная схема имитатора эквивалентной нагрузки СЭС КА Figure 5. Block diagram of the equivalent load simulator for the spacecraft power supply
-0
Рисунок 6. Вольт-амперная характеристика имитатора солнечной батареи Figure 6. V-I characteristic of the solar panel simulator
Рисунок 7. Схема замещения элемента солнечной батареи
Figure 7. Equivalent circuit of the solar panel
ELECTRICAL FACILITIES AND SYSTEMS
ется величиной сопротивления Rп, наклон ВАХ на участке тока — величиной сопротивления Яш. Форма ВАХ на нелинейном участке задается блоком НЭ. Последовательно с НЭ включен источник напряжения и0, который определяет напряжение холостого хода ИБС. С целью снижения тепловых потерь в блоке НЭ, особенно в режиме холостого хода, в схему включают источник напряжения и0НЭ. С помощью блока Свых имитируется выходная ёмкость солнечной батареи. Диоды УБЭ выполняют отсекающую функцию, исключая взаимовлияние источников энергии друг на друга, диод УБ4 выполняет защитную функцию выхода имитатора.
Рисунок 8. Функциональная схема имитатора солнечной батареи Figure 8. Block diagram of the solar panel simulator
Основным преимуществом данной структуры является высокое быстродействие, выраженное в способности системы в течение не более 1 мс реагировать на внешнее возмущение со стороны ЭПА СЭС КА. Одним из основных недостатков данного энергопреобразующего комплекса является низкая энергоэффективность, т.к. участки цепей, формирующие ВАХ ИБС, такие как Rw, Rn, блок НЭ, рассеивают значительную мощность, требуют постоянного контроля температуры и, в случае необходимости, включения системы активного охлаждения.
Представленные функциональные схемы энергопреобразующих комплексов не являются единственно возможными и приведены в качестве примеров, демонстрирующих уровень сложности данных систем.
Выводы
1. С целью подтверждения прогнозируемой надёжности космического аппарата необходимо проведение комплексной наземной отработки его системы электроснабжения путем её физической имитации.
2. Мощность бортовой аппаратуры и, как следствие, мощность СЭС КА постоянно растут. Согласно обработанным данным за последние 10-15 лет, мощность СЭС КА в среднем увеличилась с 6-7 до 15-25 кВт.
3. За последние 20 лет СЭС и КА претерпели изменения: при проектировании СЭС в основном применяются структуры — параллельная с шунтовым стабилизатором, параллельно-последовательные и с экстремальным регулятором мощности, ввиду большей энергетической эффективности и надёжности; с целью увеличения объёма полезной нагрузки выполняется внегермоконтейнерное конструирование КА; никель-водородные АБ заменены на более энергоёмкие литий-ионные; напряжение общей обеспечивающей шины увеличено с 27 до 100 В с целью уменьшения веса бортовой кабельной сети при возросших мощностях потребления.
4. Сегодня используются различные структурные реализации энергопреобразующих имитационных комплексов, но учитывая то, что на фоне роста средней мощности СЭС с каждым годом растёт и количество самих КА, функционирующих в околоземном пространстве, существует острая необходимость в увеличении энергоэффективности ЭИК и, как следствие, их надёжности для увеличения качества наземной отработки и предстартового обслуживания СЭС КА.
5. Энергопреобразующие имитационные комплексы для наземных испытаний СЭС КА являются большими сложными нелинейными системами. Для увеличения их энергоэффективности и надёжности необходимо проведение всесторонних исследований: построение имитационных и математических моделей, поиск способов снижения теплонагруженности элементов силовых преобразовательных модулей, анализ способов увеличения адекватности ЭИК, имитирующих нелинейные режимы работы.
Список литературы
1. ТАСС. Ангольский телекоммуникационный спутник «Ангосат-1» // Досье: портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/info/4847125 (дата обращения: 27.01.2019).
2. Куренков В.И., Волоцуев В.В. Надёжность изделий и систем ракетно-космической техники: курс лекций. Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет, 2010. 55 с.
3. АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва // Космические аппараты АО «ИСС»: портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iss-reshetnev.ru/spacecraft (дата обращения: 02.02.2019).
4. Пат. 2349518 Российская Федерация, МПК 51 В 64 G 7/00. Стенд для моделирования системы электропитания космического аппарата / В.И. Пушкин, А.С. Гуртов, С.И. Миненко, В.Н. Фомакин, Ю.Д. Петренко; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное Унитарное Предприятие Государственный научно-производственный ракетно-космический центр (ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»), Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство обороны Российской Федерации. № 2007126588/11; заявл. 12.07.07; опубл. 20.03.09, Бюл. № 8.
5. Соустин Б.П., Иванчура В.И., Чернышев А.И., Исляев Ш.Н. Системы электропитания космических аппаратов. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1994. 318 с.
6. Бубнов О.В., Кремзуков Ю.А., Пчельников В.А., Рулевский В.М., Шурыгин Ю.А. Автоматизированное рабочее место отработки и испытаний энергопреобразующей аппаратуры системы электропитания космического аппарата // Доклады ТУСУР. 2017. Т. 20, № 3. С. 35-39.
7. Мишин В.Н., Целебровский И.В., Пчельников В.А., Бубнов О.В., Кремзуков Ю.А., Юдинцев А.Г., Рулевский В.М. Автоматизированная система функционального контроля испытаний энергоснабжения систем электропитания космических аппаратов // Электропитание, 2014, №3, С. 56-60.
8. Силин Е. Программируемые электронные нагрузки Chroma 63800-TECT // Силовая электроника. 2013. № 5. С. 110-111.
9. Кремзуков Ю.А., Мишин В.Н., Пчельников В.А., Бубнов О.В., Рулевский В.М., Шиняков Ю.А., Шурыгин Ю.А. Проектирование модульных имитаторов солнечных батарей автоматизированной контрольно-испытательной аппаратуры систем электропитания автоматических космических аппаратов. Томск: Изд-во Томского университета, 2014. 86 с.
10. Шурыгин Ю.А., Андреев Ю.А., Бубнов О.В. Нелинейный элемент для имитатора солнечных батарей // Доклады ТУСУР. 2018. Т. 21, № 1. С. 135-138.
References
1. TASS. Angol 'skij telekommunikacionnyj sputnik «Angosat-1». Dos'e: portal [TASS. Angolan Telecommunication Satellite «Angosat-1». Dossier: Portal]. Available at: https://tass.ru/info/4847125 (accessed 27.01.2019). [in Russian].
2. Kurenkov V.I., Volotsuev V. V. Nadejnost izdeliy i sistem raketno-kosmicheskoy tehniki: kurs lektsiy Samara [Reliability of Products and Systems of Rocket and Space Technology. Lecture Course]. Samara, Samarskiy gosudarstvennyiy aerokosmicheskiy universitet, 2010, 55 p. [in Russian].
3. AO Informatsionnyie sputnikovyie sistemy imeni akademika M.F. Reshetneva. Kosmicheskie apparaty AO ISS [JSC Academician M.F. Reshetnev Information Satellite Systems]. Available at: https://www.iss-reshetnev.ru/spacecraft (accessed 02.02.2019).
4. Pushkin V.I., Gurtov A.S., Minenko S.I., Fomakin V.N., Petrenko Yu.D. Stenddlya mode-lirovaniya sistemyi elektropitaniya kosmi-cheskogo apparata [Stand for Modeling a Spacecraft Power System]. Patent RF, No. 2349518, 2009.
5. Soustin B.P., Ivanchura V.I., Chernyi-shev A.I., Islyaev Sh.N. Sistemyi elektropitaniya kosmicheskih apparatov [Spacecraft Power Systems]. Novosibirsk, VO Nauka, Sibirskaya izdatelskaya firma, 1994, 318 p. [in Russian].
6. Bubnov O.V., Kremzukov Yu.A., Pchel-nikov V.A., Rulevskiy V.M., Shuryigin Yu.A.
[The Automated Workstation for Testing the Energy-Converting Equipment of the Spacecraft's Power Supply System]. Doklady TUSUR — TUSUR Reports, 2017, Vol. 20, No. 3, pp. 35-39. [in Russian].
7. Mishin V.N., Tselebrovskiy I.V., Pchel-nikov V.A., Bubnov O.V., Kremzukov Yu.A., Yudintsev A.G., Rulevskiy V.M. Avtomati-zirovannaya sistema funktsional'nogo kontrolya ispytanii energosnabzheniya sistem elektro-pitaniya kosmicheskikh apparatov [The Automated System for Functional Control of Tests of Power Supply for Spacecraft Power Systems]. Elektropitanie — Power Supply, 2014, No. 3, pp. 56-60. [in Russian].
8. Silin E. Programmiruemye elektronnye nagruzki Chroma 63800-TECT [Programmable Electronic Loads Chroma 63800-TEST].
Silovaya elektronika — Power Supply, 2013, No. 5.pp. 110-111. [in Russian].
9. Kremzukov Yu.A., Mishin V.N., Pchel-nikov V.A., Bubnov O.V., Rulevskiy V.M., Shinyakov Yu. A., Shuryigin Yu.A. Proektiro-vanie modulnyih imitatorov solnechnyih batarey avtomatizirovannoy kontrolno-ispyitatelnoy apparaturyi sistem elektropitaniya avtoma-ticheskih kosmicheskih apparatov [Design of Modular Simulators of Solar Panels for Automated Test Equipment of Power Systems for Automatic Spacecraft]. Tomsk, Izd-vo Tomskogo universiteta, 2014, 86 p. [in Russian].
10. Shuryigin Yu.A., Andreev Yu.A., Bubnov O.V. Nelineinyi element dlya imitatora solnechnykh batarei [Non-Linear Element for Solar Simulator]. Doklady TUSUR — TUSUR Reports, 2018, Vol. 21, No. 1, pp. 135-138. [in Russian].