Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И ИГРОВЫХ СПЕЦЭФФЕКТОВ'

РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И ИГРОВЫХ СПЕЦЭФФЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
21
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компьютерная графика / игровые спецэффекты / индустрия компьютерных игр / дистанционное образование / курс / рабочая программа / компетентностная модель / computer graphics / game special effects / the computer game industry / distance education / course / work program / competence model

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Савва Любовь Ивановна, Новикова Татьяна Борисовна, Курзаева Любовь Викторовна, Дубровский Владислав Владимирович

На сегодняшний день индустрия компьютерной графики и игровых спецэффектов и ее применение в сфере разработки компьютерных игр, виртуальной/дополненной реальности (Ar/Vr) занимает лидирующее место во всех сферах жизнедеятельности. Подготовка специалистов для индустрии компьютерной графики и анимации очень важна. Однако, сегодня, в высших учебных заведениях отсутствуют дисциплины, в которых рассматриваются знания и умения работы с компьютерной графикой и спецэффектами для разработки игр и Ar/Vr. В индустрию компьютерных игр в основном идут самоучки, которые обучаются самостоятельно в отдельных областях графики из отдельных курсов. Цельный курс компьютерной графики для индустрии компьютерных игр, Ar/Vr отсутствует. Нами было принято решение о разработке электронного курса по дисциплине «Основы создания компьютерной графики и игровых спецэффектов для индустрии компьютерных игр и виртуальной/дополненной реальности». Нами подробно представлено описание разработки компьютерной модели требований к результатам обучения специалистов сферы компьютерной графики и игровых спецэффектов в игровой индустрии. Проведя анализ теории, был описан список профессий людей, которые заняты в индустрии и выделен их функционал. На основании выделенных ранее профессий, используя международные стандарты, сформированы требования к компетенциям ИТ-специалистов в сфере компьютерных игр, компьютерной графики и анимации. Из выявленных компетенций была синтезирована компетентностная модель требований к результатам обучения по предметным областям индустрии компьютерной графики и анимации в индустрии компьютерных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A COMPETENT MODEL OF REQUIREMENTS FOR THE RESULTS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF COMPUTER GRAPHICS AND GAME SPECIAL EFFECTS

Today, the industry of computer graphics and game special effects and its application in the development of computer games, virtual/augmented reality (Ar / Vr) occupies a leading position in all areas of life. The training of specialists for the computer graphics and animation industry is very important. However, today, in higher educational institutions there are no disciplines that consider the knowledge and skills of working with computer graphics and special effects for game development and Ar / Vr. The computer games industry is mainly self-taught, who study independently in certain areas of graphics from separate courses. There is no complete course in computer graphics for the computer games industry, Ar/Vr. We have decided to develop an electronic course on the discipline «Fundamentals of creating computer graphics and game special effects for the industry of computer games and virtual/augmented reality». We have presented in detail the description of the development of a computer model of requirements for the results of training of specialists in the field of computer graphics and game special effects in the gaming industry. After analyzing the theory, a list of professions of people who are employed in the industry was described and their functionality was highlighted. Based on previously identified professions, using international standards, the requirements for the competencies of IT specialists in the field of computer games, computer graphics and animation have been formed. From the identified competencies, a competency-based model of requirements for learning outcomes in the subject areas of the computer graphics and animation industry in the computer games industry was synthesized.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И ИГРОВЫХ СПЕЦЭФФЕКТОВ»

DOI: 10.25198/1814-6457-237-65 УДК 37

Савва Л.И., Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Дубровский В.В.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

г Магнитогорск, Россия

E-mail: savva.53@mail.ru; tglushenko_2184@mail.ru; lkurzaeva@mail.ru; vvdubrov@mail.ru

РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ТРЕБОВАНИЙ

К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И ИГРОВЫХ СПЕЦЭФФЕКТОВ

На сегодняшний день индустрия компьютерной графики и игровых спецэффектов и ее применение в сфере разработки компьютерных игр, виртуальной/дополненной реальности (Ar/Vr) занимает лидирующее место во всех сферах жизнедеятельности. Подготовка специалистов для индустрии компьютерной графики и анимации очень важна. Однако, сегодня, в высших учебных заведениях отсутствуют дисциплины, в которых рассматриваются знания и умения работы с компьютерной графикой и спецэффектами для разработки игр и Ar/Vr. В индустрию компьютерных игр в основном идут самоучки, которые обучаются самостоятельно в отдельных областях графики из отдельных курсов. Цельный курс компьютерной графики для индустрии компьютерных игр, Ar/Vr отсутствует. Нами было принято решение о разработке электронного курса по дисциплине «Основы создания компьютерной графики и игровых спецэффектов для индустрии компьютерных игр и виртуальной/дополненной реальности». Нами подробно представлено описание разработки компьютерной модели требований к результатам обучения специалистов сферы компьютерной графики и игровых спецэффектов в игровой индустрии. Проведя анализ теории, был описан список профессий людей, которые заняты в индустрии и выделен их функционал. На основании выделенных ранее профессий, используя международные стандарты, сформированы требования к компетенциям ИТ-специалистов в сфере компьютерных игр, компьютерной графики и анимации. Из выявленных компетенций была синтезирована компетентностная модель требований к результатам обучения по предметным областям индустрии компьютерной графики и анимации в индустрии компьютерных игр.

Ключевые слова: компьютерная графика, игровые спецэффекты, индустрия компьютерных игр, дистанционное образование, курс, рабочая программа, компетентностная модель.

Savva L.I., Novikova T.B., Kurzaeva L.V., Dubrovskiy V.V.

Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia E-mail: savva.53@mail.ru; tglushenko_2184@mail.ru; lkurzaeva@mail.ru; vvdubrov@mail.ru

DEVELOPMENT OF A COMPETENT MODEL OF REQUIREMENTS FOR THE RESULTS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF COMPUTER GRAPHICS AND GAME SPECIAL EFFECTS

Today, the industry of computer graphics and game special effects and its application in the development of computer games, virtual/augmented reality (Ar / Vr) occupies a leading position in all areas of life. The training of specialists for the computer graphics and animation industry is very important. However, today, in higher educational institutions there are no disciplines that consider the knowledge and skills of working with computer graphics and special effects for game development and Ar / Vr. The computer games industry is mainly self-taught, who study independently in certain areas of graphics from separate courses. There is no complete course in computer graphics for the computer games industry, Ar/Vr. We have decided to develop an electronic course on the discipline «Fundamentals of creating computer graphics and game special effects for the industry of computer games and virtual/augmented reality». We have presented in detail the description of the development of a computer model of requirements for the results of training of specialists in the field of computer graphics and game special effects in the gaming industry. After analyzing the theory, a list of professions of people who are employed in the industry was described and their functionality was highlighted. Based on previously identified professions, using international standards, the requirements for the competencies of IT specialists in the field of computer games, computer graphics and animation have been formed. From the identified competencies, a competency-based model of requirements for learning outcomes in the subject areas of the computer graphics and animation industry in the computer games industry was synthesized.

Key words: computer graphics, game special effects, the computer game industry, distance education, course, work program, competence model.

Одной из популярных областей ИТ-наук является компьютерная графика, связанная с использованием информационных технологий для создания различных графических изображений и их применением в будущем. Компьютерная графика существует уже более 50 лет и является практически «самой молодой из сфер информатики, а область её применения не ограничивается художественными спецэффектами. Почти во всех областях человеческой деятельности применяются схемы, диаграммы и графики, предназначенные для [12] визуальной передачи различной информации, построенных с помощью компьютерной техники и программного обеспечения [2].

Сегодня область компьютерной графики стала [7] очень распространенной и благодаря большим возможностям она стала практически неотделима от сфер деятельности, представленных на рис.1 [12].

Наиболее перспективной сферой на сегодняшний день является игровая индустрия, ЛЯ/УЯ (виртуальная/дополненная реальность), где в полной мере используются практически все инструменты компьютерной графики и игровых спецэффектов. В 2021 году по всему миру на компьютерные игры было потрачено в общей сложности $180,3 млрд, что на 1,4% больше, чем в 2020-м. Об этом в конце декабря 2021 года сообщили аналитики Newzoo [8]. Всего в мире к концу 2021 года насчитывается около 3 млрд ком-пьютерных игроков,

что на 5,3% больше в сравнении с 2020-м, из них 55% проживают в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда входят Индия и Китай, пользователи этих стран проявляли наибольшую активность в компьютерных играх [8].

По сообщению Newzoo, в 2021 году рынок облачных игровых сервисов вырос более чем в два раза: $1,57 млрд против $669 млн в 2020 году. Аналитики утверждают, что к 2024 году этот рынок может увеличиться до $6,5 млрд. В 2021 году также увеличилась аудитория зрителей, которые наблюдают за игровыми стрима-ми. Цифра достигла 747 млн человек, что на 12% больше, чем в 2020 году. Киберспортивные мероприятия смотрели 465 млн человек, что на 6,7% больше, чем в прошлом году [8].

Однако, на сегодняшний день индустрия разработки компьютерных игр, виртуальной/

Рисунок 1 - Сферы компьютерной графики

Pa3pa/o6Ka компебенбносбной модели 6рe/овaний к pe3ynb6a6aM о/учения спeциaлис6ов

Ркггер (rigger)

дополненной реальности занимает лидирующее место во всех сферах жизнедеятельности.

Для нормального функционирования индустрии компьютерной графики, игровых спецэффектов, как и любой другой, необходимы хорошо подготовленные специалисты.

Однако, сегодня, в высших учебных заведениях отсутствует дисциплина, в которой рассматриваются знания и умения работы с компьютерной графикой и спецэффектами для разработки игр и виртуальной/дополненной реальности. В индустрию компьютерных игр в основном идут самоучки, которые обучаются самостоятельно в отдельных областях графики из отдельных курсов [1]. Тематика сферы компьютерной графики рассмотрена в работах авторов Аверин В.Н., Боресков А. В., Ши-кин Е. В., Колошки-на И.Е., Селезнев В.А., Дмитроченко С. А., Куркова Н.С., Ахтя-мова С. С., Ефремова А. А., Ахтямов Р. Б., Зинюк О.В., Торопо-ва О.А., Кумова С.В., Ларина Э.С., Платонова Н.С., Макарова Т. В., Лаврентьев А.Н., Жер-дев Е.В., Кулешов ВВ., Мясникова Л.Г., Сази-ков А.В., Бирюков В.Е., Покровская Л.В., Левина О.Ю. [10], Литвина Т.В. и другие: Вайн-дорф-Сясоева М.Е., Гинсбург Д., Пурно-мо Б., Ватулин Я. С., Голованов Д.В., Дегтярев В.М., Елесин С.С., Иванько А. Ф., Ка-тыс Г.П., Курзаева Л.В., Ламот А., Маклюэн М., Миронов Д., Немцова Т. И., Никулин Е. А.,

Петрова Н., Розенсон И. А., Седых И.А., Сигано-ва В.В., Сорока Е.Г., Степанова М.М., Титляно-ва Г.Н., Троянская С.Л., Уваров А.Ю., Филипо-ва Н.А., Фореман Н., Коралло Л., Харченко А.А., Хнычков А., Хуторской А.В., Хуторской А.В., Ю. Дорошенко, А.В. Назаренко, Чуланова О.Л., Шатуновский В.Л., Шикин А.В., Боресков А.В., Эйнджел Э., Чепмен, Найджел ,Тозик В.Т., Юр-тайкина А.П., McClelland D.C.

Проведя анализ существующих источников, можно сформировать вывод о том, что на

■ создание световых эффектов; придание объектам нужные физические характеристики; мснтаж, соединяя все элементы в единую картинку н исюшная все лишнее из кадра н др.

■ оптимизация моделей персонажей; создание игровых персонажей; ретопологня персонажен м т.д.

Шейдеры (shatters)

Геймдкз анкер

анюгироеание персонажен; раоота экспорт анимаций в движок и др. [6]

со шецэффжтами;

подготовка готовых игровых персонажен к трехмерной аннмацнн; формирование скелета и системы управ лжня объектом (предметом нлн персонажем) и т.д.

создание иллюстраций, коллаж ж; работа с векторными к растровыми изображениями; обработка изображений и ретушь, цветокоррекциян т.д.

создание фнзнческнх свойств поверхности объекта н т.д.

отражения света от

создание та;стур (фактуры рисунка мелкого ооъёма, цвета) на виртуальной 3D модели.

Камера-трекннг ■ отслеживание ооъектов в вндеопотокен т.д.

Художники по эффектам (fit ■ создание реалистичности эффеклов и т.д.

artists)

Композер ■ преобразование плоских нзображжнй в единую реалистичную картийу нт.д.

Колорист (colorist artist) ■ отвечает за правильный подбор н передачу цветов всех о бъектов н н сточннков ев ета [ 11 ]

CG-generälisE ■ создание ЗО контента от концепции и скупьптннга дотекстурнрованнян анимации

комонннрованне спецэффектов с реальной съемкой; создание сцены при помощи компьютерной графики мт.д.

осуществление контроля развития проекта

И другие, такие как: графический художник нлн îD-модеяер, Художник Аннматор, Игровой днзайнер нлн дизайн ер карт, ЗЬ-х>дожннк, 2ЕЬяячожник или концагг-художник, Арт-директор. Игровой художник

Рисунок 2 - Профессии в индустрии компьютерной графики и игровых

спецэффектов

сегодняшний день отсутствует комплексный курс, литература и другие источники, в которых рассмотрена сфера компьютерной графики и анимации в индустрии виртуальной и дополненной реальности.

Цельный курс компьютерной графики и игровых спецэффектов для индустрии компьютерных игр и виртуальной/дополненной реальности отсутствует. Таким образом, нами было принято решение о разработке ЭУМК по дисциплине «Основы создания компьютерной графики и игровых спецэффектов для индустрии компьютерных игр и ЛЯ/УЯ».

Цель исследования - разработка, апробация курса «Основы создания компьютерной графики и игровых спецэффектов для Лг/Уг индустрии».

Рассмотрим задачи: описать кратко анализ состояния проблемы; создать компетентностью модель; описать требования, средства разработки ЭОР; разработать проектные решения реализации курса «Основы создания компьютерной графики и игровых спецэффектов»; реализовать электронный курс и методику преподавания курса «Основы создания компьютерной графики и игровых спецэффектов»; произвести апробацию курса «Основы создания компьютерной графики и игровых спецэффектов».

Нами были применены следующие методы исследования: эмпирические, теоретические, статистиче ские.

Рассмотрим список профессий, которые на сегодняшний день востребованы на рынке

ИТ-услуг в индустрии компьютерной графики и игровых спецэффектов для разработки ком -пьютерных игр, виртуальной и дополненной реальности (рис. 2). Рассмотрим специалистов в интересующей нас области, а также, какие функции они должны выполнять (источники: HH.ru, Proprof.ru, HeadHunter.ru, русскоязычный интернет-ресурс о компьютерных играх и фильмах, сервис обучения профессиям в сфере разработки компьютерных игр XYZ-school.com. Skillbox.ru и другие).

Нами был составлен список актуальных профессий в индустрии компьютерной графики и игровых спецэффектов для разработки компьютерных игр и ЛЯ/УЯ: УБХ-дизайнер, Моделлер, Аниматор, Риггер, Лайтеры, Шей-деры, Текстурные художники, Камера-трекинг, Художники по эффектам, Композер, Композ, Колорист, CG-generalist, Гейм-дизайнер, 2д художник. Все перечисленные профессии имеют знания и умения компьютерного художника для разработки компьютерных игр и ЛЯ/УЯ.

Рассмотрим поиск актуальных вакансий, чтобы определить требования работодателей к будущим специалистам. Результат запроса «геймдизайнер» - более 550 вакансий. Результат запроса «УБХ-дизайнер» - более 990. Результат запроса «игровой художник» - почти 650. Результат запроса «3Б-2Б-моделер» - около 880. Ниже на рис. 3 рассмотрим виды профессий, ко -торые непосредственно применяются в игровом дизайне, сфера компьютерная графика и анимация. Рассмотрим сводную таблицу профессий в

№ Профессия Функции

1. УРХ-дизайнер создание визуальных эффектов

2 ЗО-Моделлер разработка ЗО-моделей

3 Аниматор обработка и создание движения для ЗО-объектов

4 Риггер создание зависимости движения отдельных объектов относительно друг друга; создание взаимосвязи с разными объектами внутри одной геометрии

5 Геймдизайнер создание концепции игры и контроль выполнения работы и т.д.

6 Лайтер создание правильного угла, силы, цвета и направления света; постановка осветительных приборов в виртуальной сцене.

8 Текстурный художник с помощью графики передача всех нужных физических характеристик объектов.

9 Художник по эффектам создание реалистичности объекта

10 Композер преобразование плоских изображений в единую реалистичную картину

11 Композ работа в фотошоп, только с видео

12 2О-Моделлер с помощью компьютерной графики создание арт, рисунков персонажей, предметов, оружия, окружения и прочие изображения.

Таблица 1 - Сводная таблица профессий

УБХ-диза йнер (ант. \l5ual Е££е Ль Аты)—художник по визу альным 5 ффекхам [11)

Моделлер (ипойеВЙ; аш) делает ЗО-модели. гЬооы сделать картинку в 3 Б-сиене, нужно создатьгеометрии и объекты [11]

Аннматср 1агшгиЮг УЕХ) застатяет ЗВ-объекты двигаться естественно нреалистично. .Как и в реальном мире. в ЗБ должны оьгть колышущиеся от ветра деревья. падающие листья, пер е двигающие ся люди и авт омобили [11]

Ркггф ;п§гег) делает таз;, чтобы зависимость движения отдельных объектов относительно ^руг друга выглядела правильно. Ему приходится создавать взаимосвязь с разгызш объектами внутри одной геометрии [11]

Лайтфы созаают травильный угол, силу, цвет и направление света. Грубо говоря,

ставят осветшельные приборыв виртуальной сцен [11]

Шейдеры (ьhada■£) отвечают за физические свойства отражения света от поверхности. Свет этих о оъ ектов оуз ет попадать в камеру и опр еде ленным о бравом отражаться от поверхно с-ш

Текстурные художники (гехшге аш^в) спомощью графики предают все нужные физические характеристики объектов. [11]

Камера-трекинг — нго ^виртуальные операторы» отвечают за то. как, когда, куда, под каким узлом и с какой скоростью движется камера [11]

Художники по эффектам (&£ айзйь) отвечают за реалистичность. Благодаря им визуально вода действительно льется, а не сыпется, как песок [И ]

г л

Композдэ (сотроЕег аты) нажигает на кнопку -:]£.епЛег», чтобы просчитать сцену и

получить финальный результат — преобразовать плоские изображения в единую р еалистичную картину [11]

Композ — это фото шоп. только свцзео. Самые профессиональные ко^тозеры— рекламные фотографы — специалисты, которые создают кадр. Они не просто нажимают на затвор, а создают фотографию [1II

Г ;. V ■-- . . _ " Ч

Колорист (со1опь1 атйй) отвечает за травильный подбор и передачу цветов всех объектов и источников света. К гримеру, здесь колорист мультфильма «Вверх» с помощью приглушенных ивет ов и холодных с еро-зеленых фильтров пер едал печаль [11]

Специалист по томпыстерной графике (СО-^епегаН^) котор ый мо жет сделать вс ё с ам от начала д о конца: [11]

^■нивер сальный специалист,

Гейм-дизайнер. Его работа над проектом нминается с создания концепта. Для игры он должен в деталях продумать: механики; трафику; сюжет: персонажей баланс; сеттинг (фантастика, космотаера. сгнмпанк,киоер панк); генмптей. [11]

д художник — зто специалист, который с помощью компыстернои графики создает арт, рисует персонажен, предметы, оружие, офужение и грочие изображения Разделаются дудожннжк на следующие профессии: Концепгткуцожник; Иллюстраторы; ЦХ Ш-художник : С 0-§епега: Художники по персонажам ид.р [11]

Рисунок 3 - Виды профессий, которые непосредственно применяются в игровом дизайне, сфера компьютерная

графика и анимация

сфере ИТ- графики и игровых спецэффектов в области компьютерных игр и функции, которые они выполняют (табл. 1).

Объединив все эти профессии в единую область, можно выделить специалиста-универсала, который может владеть всеми этими навыками сразу - CG Generalist или Геймдизайнер. Это профессионал, владеющий несколькими специализациями в CG. Например, он может создать модель, сделать ей риг, сделать анимацию и отрендерить ее. Другие названия: 3D Generalist, 3D-Дженералист.

Разработаем компетентностную модель требований к результатам обучения по предметным областям индустрии компьютерной графики и игровых спецэффектов. Для повышения результативности профориентации обучающихся нами было принято решение создать ЭОР, в котором рассмотрены все необходимые компетенции.

Нами были проанализированы также запросы ведущих всероссийских и всемирных образовательных проектов в области компьютерной разработки, стандарты профессий (рис.4):

Рассмотрим подробнее трудовые функции (рис.5), которые выделены в первом стандар-

* профессиональный стандарт «Специалистпо созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике» от 31 июля 2020 годаМ 457н; [14]

* профессиональный стандарт «Специалистпо раооте с интерактивными системами движения» [3] от 18 марта 2021 годаК 139п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4 - Стандарты

• создание визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике [5],

• организация и контр о ль деятельности по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике [5];

• управление деятельностью сотрудников подразделения по созданию визуальных эффектов в анимационном кина и компьютерной графике [5].

Рисунок 5 - Трудовые функции первого стандарта

Рисунок 6 - Трудовые функции второго стандарта

те («Специалист по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике»), где основной целью вида профессиональной деятельности является производство визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике на основе использования программных продуктов для моделирования и визуализации [4]:

Рассмотрим подробнее трудовые функции (рис.6), которые выделены во втором стандарте («Специалист по [5] работе с интерактивными системами движения»), где [3] основной целью вида профессиональной деятельности является Оцифровка движений актеров и использование их в трехмерной анимации [3]:

Отталкиваясь от анализа выше обозначенных стандартов, отметим, что компетенции зависят от этапов (групп трудовых функций) и означают «продемонстрированную способность применять знания, навыки и отношения для достижения результатов. Проф. стандарт определяет компетенции c учетом должностных обязанностей и в зависимости от уровня квалификации работника [9]. Зная об этом, соединим понятия и разработаем компетент-ностную модель требований к результатам обучения по предметным областям индустрии компьютерной графики и игровых спецэффектов [15] (рис.7).

Таким образом, мы определили, какие компетенции должен будет формировать курс «Основы компьютерной графики и игровых спецэффектов» у обучающихся в индустрии разработки игр, AR/VR.

В проводимом исследовании нами было проанализировано: история, состояние и перспективы развития сферы компьютерной графики и анимации в различных областях, включая и сферу компьютерных игр в России и мире. На основании различных источников информации был сформулирован

реализацией аппаратно-программных модулей графической системы), программными и техническими средствами мультимедиа гехнологий

техническими средствами компьютерной графики (архитектурой графических терминалов и графических рабочих станций

пользоваться современными стандартами компьютерной графики, мультимедиа, графическими диалоговыми системами

представление видеоинформации и ее машинная генерация, графические языки; метафайлы,

классификацию и области применения мультимедиа приложений; мультимедиа продукты в бизнесе;

аппаратные средства мультимедиа технологий; программные средства для создания и редактирования элементов мультимедиа,

этапы и технологии создания мультимедиа продуктов, примеры реализация статических и динамических процессов с использованием средств мультимедиа технологий

применять программные средства компьютерной графики и мультимедиа, использовать инструментальные функции базового графическою пакета,

использовать инструментальные функции интегрированных программных сред разработки мультимедиа продуктов

применять интерактивную графику в

информационных системах, применять программные средства разработки мультимедийных продуктов

Рисунок 7 - Компетентностная модель требований к результатам обучения сферы компьютерной графики и

игровых спецэффектов в игровой индустрии

перечень профессий людей, занятых в индустрии и определен их функционал. Рассмотрена роль компетентностного подхода в современном образовании, в частности. Нами были описаны требования к компетенциям специалистов в сфере компьютерной графики и игровых спецэффектов в игровой индустрии и была разработана компетентностная модель требований к результатам обучения по предметным областям.

Особенности реализации курса в дистанционной форме: учебные пары построены в соответствии с принципами проектного, командного методов на платформах Trello, Discord, СДО Moodle [13]. Нами была создана учебная програм-

ма, рассмотрены требования к курсу, разработан ЭОР. «Основы создания компьютерной графики и игровых спецэффектов», проведена апробация курса, педагогический эксперимент (18 недель).

Индустрии компьютерной графики и игровых спецэффектов сегодня нужны специалисты, которые будут эффективно работать в области компьютерных игр (2d, 3d). Поставленная цель в результате исследования была успешно достигнута. Разработан ЭОР «Основы создания компьютерной графики и игровых спецэффектов», составлена рабочая программа курса, определены общие и специфические требования к курсу.

23.11.2022

Список литературы:

1. 2D художник — кто это и как стать художником в игровой индустрии: [Электронный ресурс]. URL: https://vokigames.com/2d-hudozhnik-kto-eto-i-kak-stat-hudozhnikom-v-igrovoj-industrii/

2. Дипломная работа по информатике на тему: «Работа с компьютерной графикой на примере редактора GIMP» : [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-po-informatike-na-temu-rabota-s-kompyuternoy-grafikoy-na-primere-redaktora-gimp-1313057.html

3. Интернет-версия системы Гарант: [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/56843593

4. Интернет-версия системы Гарант: [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/56814500

5. Интернет-версия системы Гарант: [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/56814501

6. Инфоурок: [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-po-informatike-na-temu-rabota-s-kompyuternoy-grafikoy-na-primere-redaktora-gimp-1313057.html

7. История развития компьютерной графики: [Электронный ресурс]. URL: https://studref.com/534413/informatika/istoriya_ razvitiya_kompyuternoy_grafiki

8. Компьютерные и видеоигры (мировой рынок): [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ Сгагья%3АКомпьютерные_и_видеоигры_(мировой_рынок)

9. Курзаева Л .В. К вопросу о формировании системы оценки результатов обучения личности в рамках формального, неформального и внеформального обучения / Л.В. Курзаева // Электротехнические системы и комплексы. 2015. № 2 (27). С. 57-61. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-sistemy-otsenki-rezultatov-obucheniya-lichnosti-v-ramkah-formalnogo-neformalnogo-i-vneformalnogo-obucheniya

10. Методические материалы к образовательной программе высшего образования 51.03.03: [Электронный ресурс]. URL: https:// www.tsutmb.ru/upload_1C/files_1C/files_upload/Методические и иные документы/51.03.03_Мскд_Б_О_2022.pdf

11. Новая профессия — VFX-дизайнер: [Электронный ресурс]. URL: http://pcnews.ru/articles/novaa_professia_vfx_dizajner-861805.html

12. Основы компьютерной графики: [Электронный ресурс]. URL: http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785763828382-SCN0000.html

13. Платонова Н.С. Создание компьютерной анимации в Adobe Flash CS3 Professional : учебное пособие / Н.С. Платонова. -Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. - 175 с.

14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. N 457н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по созданию визуальных эффектов в анимационном кино и компьютерной графике»: [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/tf/document/74578996

15. Торопова О.А. Анимация и веб-дизайн : учебное пособие / О.А. Торопова, С.В. Кумова. - Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, ЭБС АСВ, 2015. - 490 с.

References:

1. 2D artist - who is it and how to become an artist in the gaming industry [2D hudozhnik — kto eto i kak stat' hudozhnikom v igrovoj industrii]. Available at: https://vokigames.com/2d-hudozhnik-kto-eto-i-kak-stat-hudozhnikom-v-igrovoj-industrii/

2. Degree work in computer science on the topic: «Working with computer graphics on the example of the GIMP editor» [Diplomnaya rabota po informatike na temu: «Rabota s komp'yuternoj grafikoj na primere redaktora GIMP»]. Available at: https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-po-informatike-na-temu-rabota-s-kompyuternoy-grafikoy-na-primere-redaktora-gimp-1313057.html

3. Internet version of the Garant system [Internet-versiya sistemy Garant]. Available at: http://ivo.garant.ru/tf/document/56843593

4. Internet version of the Garant system [Internet-versiya sistemy Garant]. Available at: http://ivo.garant.ru/tf/document/56814500

5. Internet version of the Garant system [Internet-versiya sistemy Garant]. Available at: http://ivo.garant.ru/tf/document/56814501

6. Info lesson [Infourok]. Available at: https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-po-informatike-na-temu-rabota-s-kompyuternoy-grafikoy-na-primere-redaktora-gimp-1313057.html

7. History of development of computer graphics [Istoriya razvitiya komp'yuternoj grafiki]. Available at: https://studref.com/534413/informatika/ istoriya_razvitiya_kompyuternoy_grafiki

8. Computer and video games (world market) [Komp'yuternye i videoigry (mirovoj rynok)]. Available at: http://www.tadviser.ru/index.php/ Article%3A Computer_and_video games_(world_market)

9. Kurzaeva, L.V. (2015) To the question of the formation of a system for assessing the results of personality learning in the framework of formal, non-formal and non-formal learning. Electrotechnical systems and complexes [Elektrotekhnicheskie sistemy i kompleksy], No. 2 (27), pp. 57-61. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-sistemy-otsenki-rezultatov-obucheniya-lichnosti-v-ramkah-formalnogo-neformalnogo-i-vneformalnogo-obucheniya

10. Methodological materials for the educational program of higher education 51.03.03 [Metodicheskie materialy k obrazovatel'noj programme vysshego obrazovaniya 51.03.03]. Available at: https://www.tsutmb.ru/upload_1C/files_1C/files_upload/Methodological and other documents/51.03.03_Mskd_B_0_2022.pdf

11. New profession - VFX designer [Novaya professiya — VFX-dizajner]. Available at: http://pcnews.ru/articles/novaa_professia_vfx_

dizajner-861805.html

12. Fundamentals of computer graphics [Osnovy komp'yuternoj grafiki]. Available at: http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785763828382-SCN0000.html

13. Platonova, N.S. (2020) Creation of computer animation in Adobe Flash CS3 Professional: tutorial [Sozdanie komp'yuternoj animacii v Adobe Flash CS3 Professional: uchebnoeposobie]. Moscow: Internet University of Information Technologies (INTUIT), IP Ar Media, 175 p.

14. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of July 31, 2020 N 457n «On approval of the professional standard «Specialist in creating visual effects in animated films and computer graphics». Available at: http://ivo.garant.ru/tf/document/74578996

15. Toropova, O.A. and Kumov, S.V. (2015) Animation and web design: textbook [Animaciya i veb-dizajn : uchebnoe posobie]. Saratov: Saratov State Technical University named after Yu.A. Gagarina, EBS DIA, 490 p.

Сведения об авторах: Савва Любовь Ивановна, профессор кафедры педагогического образования и документоведения института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, доктор педагогических наук, ORCID iD: 0000-0001-8340-3742, e-mail: savva.53@mail.ru Новикова Татьяна Борисовна, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, кандидат педагогических наук

E-mail: tglushenko_2184@mail.ru Курзаева Любовь Викторовна, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, кандидат педагогических наук

E-mail: lkurzaeva@mail.ru

Дубровский Владислав Владимирович, Магнитогорский государственный технический университет им.

Г.И. Носова, Институт естествознания и стандартизации, Кафедра прикладной математики и информатики (Магнитогорск), кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: vvdubrov@mail.ru 455000, Россия, Челябинская обл., г Магнитогорск, пр. Ленина, 38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.