Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ'

АНАЛИЗ РЫНКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
131
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ЗАРПЛАТА / РУЧНАЯ ГРАФИКА / ЦИФРОВОЙ ХУДОЖНИК / РЫНОК ПРОФЕССИЙ / ХУДОЖНИК / COMPUTER GRAPHICS / SALARY / MANUAL GRAPHICS / DIGITAL ARTIST / PROFESSIONS MARKET / ARTIST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кожевников А.А., Чернощёк В.В.

В статье анализируется рыночная ситуация в художественной индустрии статистику, затраты и выручку отдельных сфер. И рассматривается противостояние виртуальных специалистов и мастеров традиционного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ART MARKET INDUSTRY

The article analyzes the market situation in the art industry statistics, costs and revenues of individual areas. And we consider the confrontation of virtual specialists and masters of traditional art.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ»

УДК 330.101

Кожевников А.А. студент 3 курса Чернощёк В.В. студент 3 курса научный руководитель: Старова О.В., к.э.н.

доцент

Сибирский Федеральный Университет

Россия, г. Красноярск АНАЛИЗ РЫНКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНДУСТРИИ

Аннотация: В статье анализируется рыночная ситуация в художественной индустрии статистику, затраты и выручку отдельных сфер. И рассматривается противостояние виртуальных специалистов и мастеров традиционного искусства.

Ключевые слова: Компьютерная графика, зарплата, ручная графика, цифровой художник, рынок профессий, художник.

Kozhevnikov A.A. 3rd year student Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russia Chernoshchek V. V. 3rd year student Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russia

Scientific supervisor: Starova O. V., Candidate of Economic Sciences

Associate Professor Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russia ANALYSIS OF THE ART MARKET INDUSTRY

Annotation: The article analyzes the market situation in the art industry statistics, costs and revenues of individual areas. And we consider the confrontation of virtual specialists and masters of traditional art.

Keywords: Computer graphics, salary, manual graphics, digital artist, professions market, artist.

В XXI веке невероятно стремительно развиваются компьютерные технологии. Возможности 2D и 3D редакторов, программ для монтажа, графической обработки видео и фото с каждым годом все совершенствуются и не перестают удивлять, при этом художников в классическом понимании. Все сложные сцены и дорогостоящие декорации в кино теперь можно с легкостью заменить относительно дешевой компьютерной графикой, а цифровые художники создают шедевры из набора пикселей. Развиваясь меньше века, цифровая графика уже сейчас ставит под сомнение существование ручной работы художников.

В связи с этим нередко можно наблюдать мнимое противостояние "компьютерных" творцов и художников старой школы, работающих с краской, кистями, печатными станками и наборным шрифтом, рисующих каждый кадр анимации мультфильма отдельно, создающих вручную все декорации, костюмы и бутафорию в кино и театре.

Обосновано ли это противостояние и существует ли оно на самом деле? Кто в современном мире более востребован? На кого больше спрос? За кем стоит будущее искусства? И не уйти от довольно детского вопроса: "Кто круче?"

Ища ответы на эти вопросы, мы обратимся к заработным платам классических и цифровых художников, посмотрим, кто, судя по статистике, на самом деле более востребован и выясним, "кто круче?".

Анализ рынка профессий

Для более удобного анализа мы рассмотрели некоторые сферы искусства и творчества (Киноиндустрия, мультипликация, изобразительное искусство) и рассмотрим каждую в отдельности по следующим параметрам: заработная плата профессии, учебные заведения, количество людей, работающих над одним проектом.

_Таблица 1 - Киноиндустрия_

Цифровая графика

Профессия З\П тыс. долл. в мес Учебные заведения очной формы обучения Количество людей

Художник-постановщик 15 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 10

Супервайзер УТХ 9 - 1500

Ручная работа

Профессия З\П тыс. долл. в мес Учебные заведения очной формы обучения

Художник-гримёр 9 Театральный художественно-технический колледж (Москва) 50

Художник по костюмам 6,5 ВГИК (СПБ), СПГХПА им. АЛ. Штиглица (Москва) 25

Изготовитель париков 6 - 5

Реквизитор (Бутафор) 5 РГИСИ (СПБ), ГИТИС (Москва) 50

Приводя в пример одни из самых кассовых фильмов в мире, видно, как много специалистов по визуальным эффектам работает над хорошей картинкой, которую мы видим в кино. Около 40% бюджета подобных фильмов тратится на постпродакшн, ведь, например, снять в наше время настоящий взрыв будет дороже, чем добавить его на компьютере. Поэтому, в основном, съемки проходят в закрытом павильоне на зеленом фоне, после чего в ход идут супервайзеры.

Однако если вы считаете, что работать CG художником легко и приятно, то почитайте, что пишет анимационно-новостной сайт "Cartoon brew".

"Талантливые специалисты по визуальным эффектам, благодаря которым появились на свет самые кассовые голливудские блокбастеры прошлого года, все еще одни из немногих, у кого нет профсоюза, защищающего их права. В результате многие художники получают низкую зарплату, перерабатывают, их вклад не учитывают, они работают в стрессе, одним словом, в условиях, которые другие представители киноиндустрии сочли бы нечеловеческими". Причем на специальность супервайзер VFX не обучает ни один институт.

Несмотря на возможности графики, для создания любого кино все равно требуются настоящие костюмы, реквизиты, интерьерные решения, макияж. Например, гримеры фильма "Стражи Галактики" довольно убедительно создавали образ зеленокожей Гаморы из актрисы Зои Салданы. Американка превращалась в инопланетянку без использования графики, каждый раз перед съемками на нее накладывался грим в течении пяти часов.

Гримеры, костюмеры, реквизиторы и остальные специалисты этапа продакшена создают фундамент первых кадров кино. Штат этих работников относительно небольшой, а поставленные им задачи требуют высокого мастерства и профессионализма, что позволяет им получать достойную зарплату и на российском и на зарубежном рынках.

Ни одно кино не может обойтись без художников визуальных эффектов, огромное количество бюджета тратится на постобработку, однако условия работы таких художников порой напоминают рабские.

Таблица 2 - Мультипликация

Цифровая графика

Профессия З\П,тыс руб. в мес. Учебные заведения очной формы обучения

SD-моделлер 100 Компьютерная Академия ШАГ (Москва), The Animation Collaborative (Эмервилль, штат Калифорния)

Текстурный художник 60 -

Визуализатор 57 МАРХИ (Москва), Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана (Москва)

Ручная работа

Профессия З\П,тыс руб. в мес. Учебные заведения очной формы обучения

Художник по персонажам 43 Тюменский государственный институт культуры (Тюмень), Всероссийский государственный институт имени С. А. Герасимова (Москва)

Кукольный аниматор 38 -

Театральный декоратор 35 РГУ имени Н. А. Косыгина (Москва), Московский государственный областной университет

Светооператор 27 Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немирович-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехова (Москва)

Над среднестатистическим голливудским полнометражным мультфильмом работает от 400 до 1000 человек, где около 100 это -аниматоры.

Изучая рейтинг самых дорогих мультфильмов (бюджетом более $100 млн), всего 6 фильмов являются покадровой компьютерной анимацией: "Тарзан", "Атлантида: Затерянный мир", "Не бей копытом", "Принцесса и лягушка", "Горбун из Нотр-Дама", "Похождения императора", остальные 70 -это 3D анимация. Самый дорогой мультфильм - "Рапунцель: Запутанная

история", бюджет которого составил $260 млн. А в рейтинге 100 самых кассовых мультфильмов 89 были анимированы с помощью 3D графики, среди которых на первом месте анимация "Холодное сердце", собравшая $1,276 млрд.

В России вершиной на сегодняшний день является полукомпьютерный мультфильм "Три богатыря и Шамаханская царица" от студии Мельница, который собрал $31,5 млн. при бюджете в $3,5 млн. Над ним от этой студии работало более 450 человек.

Из таблицы и собранной статистики заметно, как сильно бюджет, сборы компьютерного мультика и заработная плата его создателей превышает все те же параметры покадрово отрисованного мультфильма. _Таблица 3- Изобразительное искусство_

Цифровая графика

Профессия З\П,тыс. руб. в мес. Учебные заведения очной формы обучения

Геймдизайнер 80 Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ

Художник, аниматор, моделер 80 Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ

Иллюстратор 60 Институт бизнеса и дизайне (Москва)

3Б художник 60 СПбГИКиТ

Ручная работа

Профессия З\П,тыс. руб. в мес. Учебные заведения очной формы обучения

Миниатюрист и керамист 30 Московская государственная художественно-промышленная академия имени Строганова

Художник по костюму 25 ВГИК им. С. А. Герасимова (Москва), СПГу, ГИТИС (Москва)

Оформитель 20 Институт имени И.Е. Репина (СПБ), ВГСПУ (Волгоград), КГИК (Краснодар), СПГХПА им. А. Л. Штиглица (СПБ)

Станковист 20 Российская академия живописи ваяния

и зодчества И. Глазунова

(Москва), Институт имени И.Е.

Репина (СПБ)

Исходя из таблицы, можно сказать, что цифровой специалист может зарабатывать значительно больше, ведь технологии позволяют создать универсальный продукт, экономя время и повышая эффективность работы художника. Учитывая, что веб-пространство, индустрия игр и программные обеспечения набирают все большие обороты, специалисты диджитал арта и графические дизайнеры оказываются как никогда востребованы. Очевидным преимуществом таких художников является возможность работать на бирже фриланса.

Аналитическая компания Jon Peddie Research (JPR) прогнозирует устойчивый рост рынка компьютерной графики в обозримом будущем. По анализу от JPR в 2010 году аппаратный рынок CG достиг $53 млрд и превысил $67 млрд в 2011 году. И к 2016-му рынок в целом достиг $142 млрд.

Но нужно помнить, что многие лучшие специалисты в области цифрового рисунка прошли традиционную школу. Программы для рисования и 3D моделирования, графический планшет, компьютерная мышь и клавиатура — это всего лишь инструмент в руках опытного художника. К тому же, ни один цифровой художник не может похвастаться продажей свой работы за $29,9 млн, в отличии от Кристофера Вула и его работы "Бунт". В Европе и США холст молодого дарования стоит больше 1500 евро, а многие художники зарабатывают от $71700 в год.

Вывод

Проанализировав рыночную ситуацию художественной индустрии, ее статистику, затраты и выручку отдельных сфер, особенности профессий, можно сказать, что, благодаря массовому спросу на компьютерную графику, финансовое главенство на этом рынке стоит за цифровым искусством, а интернет становится средством распространения графического продукта.

Но как курице необходимо вылупиться из яйца, так и CG художнику необходимо пройти этап традиционной школы.

Существует ли на самом деле противостояние этих двух сторон? Возможно, ему есть место на безымянных форумах интернета, однако в профессиональной сфере художников не существует фронтов, ведь качественный продукт получается только в процессе сотрудничества. А вопрос "кто круче?" следует растворить.

Использованные источники:

1. Сколько получает? Финансовый сайт про то - кто сколько зарабатывает и у кого какая зарплата : сайт. URL: http://skolko-poluchaet.ru (дата обращения: 10.06.2019)

2. ПрофГид // Профессия текстурный художник: где учится, зарплата, плюсы и минусы : сайт. URL:

https://www.profguide.io/professions/texture_artist.html (дата обращения: 10.06.2019)

3. tvkinoradio// Голливудские зарплаты, кто сколько зарабатывает : сайт. URL: https://tvkinoradio.ru/article/article4790-gollivudskie-zarplati-kto-skolko-zarabativaet-na-semkah (дата обращения: 10.06.2019)

4.Википедия // Список самых дорогих мультфильмов : сайт. URL: https://ra.wikipedia.org/wiki/Список_самых_дорогих_мультфильмов (дата обращения: 10.06.2019)

5. Википедия // Список самых кассовых мультфильмов : сайт. URL: https://ra.wikipedia.org/wiki/Список_самых_кассовых_мультфильмов (дата обращения: 10.06.2019)

6. itWeek// Рынок компьютерной графики растет и будет расти : сайт. URL: https://www.itweek.ru/pc/article/detail.php?ID=152836 (дата обращения: 10.06.2019)

7. BIG Picture// 15 самых странных картин, проданные за бешеные деньги : сайт. URL: https://bigpicture.ru/?p=697451 (дата обращения: 10.06.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.