РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
В. Ю. Преснецова, асп. каф. Прикладной математики и информатики Тел.: (4862) 41-98-34; E-mail: [email protected]; О. В. Пилипенко, к. т. н., доц. зав. каф. Прикладной математики и информатики Тел.: (4862) 41-98-12; E-mail: [email protected] Б. Г. Бобылев, д. пед. н., проф., зав. каф. Русского язык и педагогики Тел.: (48622) 41-98-58; E-mail: [email protected] Л. Ю. Фроленкова, к.ф.-м.н., доц. каф. Физики Орловский государственный технический университет http://www.ostu.ru
Integration of the Russian high schools into world system of higher education assumes reorganization of the organization of the educational process, one of the most important aspects is development of innovative technologies in the area of the control, an estimation and correction of knowledge of the students.
Введение
Интеграция в мировую образователь-и послевузовского образования РФ обусловливает сдвиг российской высшей школы от содержательно -предметной парадигмы к новой парадигме, ориентированной на вооружение личности готовностями и способностями целенаправленно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организовывать и самостоятельно решать задачи, приобретать необходимые знания для этого, а также самооценивать результаты своей деятельности [1].
Сказанное актуализирует необходимость дальнейшего совершенствования методики обучения, контроля и оценки знаний студентов в системе высшего образования России в контексте осуществления положений Болон-ской декларации. В пяти разделах этой Декларации особое значение придается таким инструментам осуществления заявленных целей, как использование в российской высшей школе европейской системы зачетного перевода (ЕСТ8) и общеевропейского Приложения к дипломам. Внедрение и применение этих инструментов на национальном и на международном уровнях является необходимым условием и одновременно эффективным способом формирования открытого общеевропейского
образовательного пространства.
В соответствии с вышесказанным на первый план выдвигается задача четкого определения и структурирования предметных областей изучаемых дисциплин, широкого использования информационных технологий, обеспечивающих осуществление гибких, разнообразных и оперативных форм контроля в реальных условиях учебного процесса. На сегодняшний день создание инновационной интерактивной системы контроля знаний студентов по изучаемым дисциплинам может рассматриваться как очередной шаг на пути внедрения в российское высшее образование кредитно-модульной организации учебного процесса.
1. Кредитно-модульная система
Кредитно-модульная система - это модель организации учебного процесса, основывающаяся на единстве модульных технологий обучения и зачетных кредитов Е8Т8 как единиц измерения учебной нагрузки студента, необходимых для усвоения содержательных модулей или блоко-модулей.
Кредитно-модульная система организации учебного процесса предусматривает решение следующих задач:
- деление материала дисциплины на модули с проверкой усвоения каждого модуля;
- использование более широкой шкалы оценки знаний;
- повышение объективности знаний;
- стимулирование систематической самостоятельной работы студентов на протяжении семестра;
ную систему высшего
- внедрение здоровой конкуренции в обучении.
В соответствии с Европейской системой зачетного перевода - ECTS (European Credit Transfer System) каждому учебному курсу присваивается определенная сумма баллов, соответствующая объему учебного курса в часах и его условной сложности. Этим же определяется трудоемкость освоения содержания дисциплины студентами. Достижение установленных базовым учебным планом числа баллов дает студенту основания для получения соответствующего количества зачетных кредитов. Количество зачетных кредитов для изучения конкретной учебной дисциплины устанавливается вузом и фиксируется в договоре на обучение между студентом и вузом. В частности, в соответствии с рекомендациями Министерством образования и науки РФ 36 часов общей трудоемкости учебного курса предложено оценивать как одну зачетную единицу, или один кредит.
Вместе с тем при попытке реализации в российской высшей школе системы ECTS часто без внимания остается такой критерий качества освоения содержания учебного курса, как условная сложность его изучения. Одной из эффективных форм решения данной проблемы может выступить использование балльно-рейтинговых механизмов выставления итоговой оценки студентам. Реализация этих механизмов оценивания предполагает широкое использование информационных технологий, которые позволяют создавать условия для индивидуального выбора обучающимися интерактивного режима работы с учебной информацией, ее изучения и закрепления в индивидуальных и групповых формах.
Особо следует отметить, что данная система, являясь формой проверки приобретенных знаний и умений, активно влияет на изменение самой технологии учебного процесса в вузе. На первый план выдвигается задача четкого определения и структурирования предметных областей изучаемых дисциплин, широкого использования информационных технологий, обеспечивающих осуществление гибких, разнообразных и оперативных форм контроля в реальных условиях учебного про-
цесса.
2. Информационная система балльно-рейтинговой оценки знаний студентов
Создание информационной системы балльно-рейтинговой оценки знаний студентов (ИС БРО «Орел») может рассматриваться как очередной шаг на пути внедрения в российское высшее образование кредитно-модульной организации учебного процесса. Реализация названной системы в вузовском образовании способствует внедрению в преподавание современных инновационных методов обучения, обеспечивает активное развитие прагматико-мотивационной сферы личности студентов, формирование креативно-исследовательских доминант в их поведении.
Наряду с этим, внедрение в учебный процесс информационных технологий позволяет существенно интенсифицировать обучение, более строго структурировать предметные области изучаемых дисциплин, обеспечить стимулы для постоянной и систематической работы студентов по усвоению содержания учебных курсов и, самое главное, создать условия для вариативности образования, учета индивидуальных способностей обучающихся, реализации творческого потенциала и личных интересов студентов [2].
В основу разработки инновационной интерактивной системы контроля знаний студентов положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется в ходе текущего, рубежного и итогового контроля. В ряде отношений данная система аналогична кредитно-модульным системам, широко применяемым в зарубежных, а также в ряде отечественных вузов. Вместе с тем следует отметить и особо подчеркнуть ряд моментов, составляющих новизну описываемой системы контроля знаний:
- предоставление всем обучающимся равных возможностей;
- максимальная объективизация оценки знаний;
- возможность состязательности как ведущего фактора стимулирования учебной деятельности студентов;
- приоритетность самостоятельной работы студентов;
- жестко установленные и формализованные требования организации процесса обучения.
В рамках концептуальных основ предусматривается использование критериально-ориентированных тестов, представляющих собой систему заданий, которые позволяют измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся.
Использование критериально-ориентированных тестов в рамках инновационной интерактивной системы контроля знаний студентов на этапах текущего, рубежного и итогового контроля позволяет перейти от псевдотестирования (в форме набора вопросов по выбору правильного ответа) к научно обоснованной и апробированной системе контроля знаний студентов с учетом структурирования и иерархизации предметной области изучаемых дисциплин. Это, в свою очередь, способствует совершенствованию способов качественной и количественной оценки знаний обучающихся в рамках реализации кредитно-модульной организации учебного процесса в вузе.
3. Описание ИС БРО «Орел»
Инновационная интерактивная система контроля знаний студентов в рамках осуществления кредитно-модульной организации обучения реализуется на базе информационно-образовательной технологии, представляющей собой последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему контроля, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию языковой личности обучающегося. Названная технология может быть представлена в виде программного средства, обладающего контрольными и обучающими функциями, обеспечивающего критериально-ориентированное тестирование, балльно-рейтинговую оценку и коррекцию знаний студентов по русскому языку по результатам освоения ими каждого учебного модуля, что в полной мере соответствует требованиям кредитно-модульной организации учебного процесса.
ИС БРО «Орел» представляет собой Windows-приложение, созданное с помощью
программной среды Delphi 7 с использованием СУБД MS SQL Server 2000.
Одним из требований, предъявляемых к информационной рейтингового контроля, является обеспечение эффективной работы с большими объемами информации. От выбора системы управления базами данных зависит дальнейшая работа автоматизированной системы тестирования. Любая система управления базами данных основывается на определенной модели представления данных. Основными требованиями к модели представления данных являются: быстрота, простота, эффективность и надежность. В соответствии с этими требованиями для реализации проекта выбрана реляционная модель данных.
Так как созданная информационная система предназначена для использования на нескольких компьютерах, была выбрана сетевая модель взаимодействия частей системы.
Система реализована в технологии клиент-сервер и имеет двухзвенную архитектуру: 1 - сервер баз данных, 2 - клиентская часть.
Применительно к системам баз данных архитектура «клиент-сервер» интересна и актуальна, главным образом, потому, что обеспечивает простое и относительно дешевое решение проблемы коллективного доступа к базам данных в локальной сети. Реализация архитектуры «клиент-сервер» предполагает выделение в рамках информационной системы сервера, на котором и происходит обработка информации. Рабочие места, на которых будет установлена программа, при этом называются клиентами. При реализации данной технологии они должны быть, во-первых, снабжены клиентской частью используемого программного обеспечения, и, во-вторых, быть подключенными к сети, по которой возможен обмен информацией с сервером в рамках функционирования системы (рис. 1 - см. цв. вставку).
Сервер баз данных обеспечивает хранение структуры данных и пользовательских функций и процедур, а также безопасность данных и осуществляет обработку запросов сервера приложений. Клиентская часть форми-
системе балльно-
рует запросы к базе данных и отвечает за взаимодействие с пользователем через интерфейс.
Интерфейс предлагаемой интерактивной модульно-рейтинговой системы достаточно прост и не требует специальных знаний и навыков при использовании программы. Это позволяет формировать базу тестовых заданий и организовывать все виды контроля самостоятельно любому преподавателю с минимальной компьютерной подготовкой. Предлагаемые тесты заключают в себе возможности для организации тестирования одной группы студентов с соответствующим отражением результатов контроля -для каждого студента и для преподавателя. При этом обеспечивается парольный метод запуска тестов и подсистемы информационной безопасности.
Разработанный интерфейс предусматривает регистрацию данных о респонденте, итоговый показ количества: представленных заданий, использованных минут, а также правильных ответов, количества набранных баллов по 1000-балльной шкале и, в соответствии с этим, набранных кредитных единиц. Инновационная интерактивная система контроля знаний студентов, реализуемая в рамках кредитно-модульной организации учебного процесса, удовлетворяет требованиям комплексности технологии, апробации ее программного обеспечения в массовых процедурах компьютерного тестирования. Система обработки апелляций на результаты компьютерного тестирования позволяет обеспечивать анализ выполнения студентами каждого задания компьютерного теста.
Разрабатываемые инструктивные и нормативные материалы для вузов по использованию в учебной практике инновационной интерактивной системы контроля знаний студентов представляют собой составную часть интерактивной системы и вызываются через опцию «Помощь». При составлении материалов предполагается учет особенностей трех видов пользователей: студентов, преподавателей, инженеров. При этом предусматривается разработка инструкций: по проведению сеансов тестирования и работе с информационно-справочным аппаратом; по работе с содержательной частью базы данных; по установке интерактивной системы (рис. 2 - см. цв. вставку).
Системные требования:
Для работы ИС БРО «Орел» требуется наличие сервера под управлением ОС Windows 2000 или выше с установленной СУБД Microsoft SQL Server 2000 или выше.
Минимальные требования к аппаратуре сервера:
- процессор Pentium III с частотой 600 МГц;
- объем оперативной памяти - 128 МБ;
- объем свободного пространства на жестком диске - 600 Мб.
Рекомендуемые требования к аппаратуре сервера:
- процессор Pentium III с частотой 1
ГГц;
- объем оперативной памяти - 512 МБ;
- объем свободного пространства на жестком диске - 1 Гб.
Объем дискового пространства, необходимый для хранения информации системы, зависит от реальных объемов этой информации. В качестве рабочих мест рекомендуется применять компьютеры под управлением Microsoft Windows 2000 Professional, XP или выше и установленным Microsoft Word. Минимальные требования к объему оперативной памяти - 128 Мб, дискового пространства 50 Мб.
ИС БРО «Орел» является многопользовательской системой, функционирующей в локальной вычислительной сети учебного заведения. Сеть может быть построена по любой технологии и на основе любых протоколов, поддерживающих функционирование стандартных сетевых возможностей Microsoft Windows. Приемлемая скорость работы системы обеспечивается пропускной способностью сетевой инфраструктуры не менее 1Мб/с на каждое рабочее место.
В разработанной версии информационной системы есть возможность пропуска вопроса и возврата к нему в дальнейшем. Это позволяет студенту продолжить тестирование и вернуться к пропущенному вопросу.
Реализован также контроль за временем тестирования. Для тематических тестов предусмотрен временной лимит 10 минут, для модульных - 20 минут, для итогового теста - 60 минут.
ИС БРО обладает способностью к выработке рекомендаций с указанием тем и подтем, где студент допустил ошибки, с возможностью последующего перехода на конкретный раздел лекций.
В созданном варианте системы заложены возможности создания узкоспециализированных тестов (как для курсов, так и для определенных групп), вывода всех тестовых заданий в формате rtf без использования Microsoft Word, а также возможность вывода
сформированных тестовых заданий и шаблонов к ним в Microsoft Word для последующего занесения ответов в базу данных.
Апробация инновационной интерактивной системы контроля знаний студентов проводилась в естественных условиях учебного процесса в течение первого семестра 2007/2008 учебного года на первых курсах гуманитарного факультета ОрелГТУ, юридического факультета ОГУ, экономического факультета ОГАУ и трех факультетов ОГИ-ЭТ (финансов, коммерции и управления) по дисциплине «Русский язык и культура речи».
Заключение
Вступление России в Болонское соглашение требует соответствия качества подготовки по программам высшего профессионального образования в России с подходами и принципами, реализующимися в рамках ведущих мировых образовательных систем.
Совершенствование образовательных технологий и педагогических методик на основе кредитно-модульной системы и компетент-ностного подхода должно, прежде всего, служить повышению эффективности учебного процесса.
К сожалению, отставание в разработке психолого-педагогических и предметно-дидактических проблем, «нетехнологич-
ность» имеющихся разработок считают одной из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями информационных технологий в образовании. Ведь в процессе обучения важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование реализует достижение поставленных образовательных целей. Следует указать на то, что существующие технические возможности по созданию информационных систем продолжают значительно опережать уровень разработки предметно-дидактических основ контроля знаний студентов [3-6].
Учебно-методическая эффективность ИС БРО обусловлена заключенными в ней возможностями осуществления оперативного, репрезентативного и дифференцированного контроля учебных достижений студентов.
Внедрение ИС БРО в учебный процесс позволяет обеспечить рациональное и эффективное структурирование предметно-дидактической сферы дисциплины, существенно интенсифицировать деятельность преподавателей и студентов, активизировать когнитивную сферу студентов, развить способность к рефлективному восприятию и осмыслению материала.
Владимир Путин провел встречу с Министром образования и науки Андреем Фурсенко
28 марта 2008 года Президент Российской Федерации Владимир Путин провел рабочую встречу с Министром образования и науки Российской Федерации Андреем Фурсенко. В ходе встречи обсуждались различные вопросы, связанные с модернизацией отечественной науки, в том числе вопросы выплаты надбавок за ученую степень в РАН и развитие законодательной базы по правам на интеллектуальную собственность
Подробнее на сайте Минобрнауки http://www.mon.gov.ru/press/news/4626/
Литература
1. Бобылев Б.Г. Отчет о НИР № П-14 «Создание и апробация инновационной интерактивной системы контроля знаний студентов по русскому языку в рамках кредитно-модульной организации учебного процесса в вузах Российской Федерации». - Орел: ОрелГТУ, 2007. - 279 с.
2. Образцов П.И. Дидактический комплекс как информационная основа организации системы дистанционного обучения // Образование и общество. - 2007. - № 2. - С. 53-65.
3. Болонский процесс: середина пути./ Под научн. ред. д-ра пед. наук, проф. Байденко В.И. - М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 379 с.
4. Олейникова О.Н. Системы квалификаций в странах европейского союза / О.Н. Олейникова, А. А. Муравьева. - М.: Нац. Обсерватория проф. образ. РФ, 2004. - 63 с.
5. Сазонов Б.А. Актуальность и возможные перспективы создания российской государственной системы образовательного кредитования / Б. А. Сазонов, Ю.Б. Сазонова: Сб. науч. докл. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
6. Бадарч Д., Наранцецег Я. Методич. реком. по внедрению кредит. системы и асинхронной организации уч. процесса / Под ред. Б. А. Сазонова. - Улан-Батор: МГУНТ, 2002.