Научная статья на тему 'Разработка инфраструктуры для поддержки предприятий малого бизнеса'

Разработка инфраструктуры для поддержки предприятий малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1305
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / БИЗНЕС / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННЫЕ КАНАЛЫ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / INFRASTRUCTURE / BUSINESS / BUSINESS INCUBATOR / SMALL BUSINESS / INSTITUTSIONALIZIROVANNY CHANNELS / SUPPORT MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибирская E. В., Строева О. А., Петрухина Е. В.

В статье представлена информация о том, что необходимо создавать инфраструктуру в виде институционализированных каналов, располагающих эндаументом и/или широкой базой «доноров», позволяющих заниматься масштабной исследовательской работой для деятельности малых инновационных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сибирская E. В., Строева О. А., Петрухина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE FOR SUPPORT OF THE ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS

In article information that it is necessary to create infrastructure in the form of the institutsionalizirovanny channels having an endaument and/or wide base of «donors», allowing to be engaged in large-scale research work for activity of the small innovative enterprises is presented.

Текст научной работы на тему «Разработка инфраструктуры для поддержки предприятий малого бизнеса»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Е.В. СИБИРСКАЯ

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры Орловского государственного университета

E-mail: e-sibirskaya@rambler.ru

О.А. СТРОЕВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры Орловского государственного университета

E-mail: startseva-olesya@rambler.ru

Е.В. ПЕТРУХИНА

кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры Орловского государственного университета

E-mail: petrukhinelena@yandex.ru

РАЗРАБОТКА ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА*

В статье представлена информация о том, что необходимо создавать инфраструктуру в виде институционализированных каналов, располагающих эндаументом и/или широкой базой «доноров», позволяющих заниматься масштабной исследовательской работой для деятельности малых инновационных предприятий.

Ключевые слова: инфраструктура, бизнес, бизнес-инкубатор, предпринимательство, малый бизнес, институционализированные каналы, меры поддержки.

Доля России на международном рынке наукоемкой продукции удручающе мала: по разным оценкам - от 0,35% до 1%. Объемы торговли технологиями также не вызывают оптимизма. В ее структуре преобладают инжиниринговые услуги (85% экспорта и 53% импорта), на долю патентов, лицензий и ноу-хау приходится лишь 3% суммарного объема экспорта и 7% - импорта.

По показателю же изобретательской активности, измеряемому количеством заявок на патенты (включая поданные за рубежом) в расчете на 10 тыс. населения, Россия находится на среднем уровне (2,62), опережая Чехию, Польшу, Венгрию (0,6-0,7), но существенно отставая от государств-лидеров (4,5—5,5). Доля России в общем количестве патентных заявок, подаваемых за год иностранными заявителями в государствах ОЭСР, не превышает 0,5%.

Государство осознает необходимость формирования национальной инновационной системы, увязывающей науку с образовательной сферой и бизнесом и предполагающей отлаженный про-

цесс коммерциализации результатов НИОКР. В августе 2009 года вузы и НИИ получили право самостоятельно создавать малые предприятия для практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности.

11 февраля 2011 года в ходе рабочей поездки в Томскую область президент России Дмитрий Медведев призвал создавать больше малых предприятий при вузах. «Надо постараться довольно активно наращивать потенциал предприятий при университетах. Они не просто тиражируют уже созданные идеи, а создают новые. А это и есть та самая инновационная экономика.», - сказал президент.

Одной их актуальных проблем современной России является отсутствие институционализированных каналов, располагающих эндаументом и/ или широкой базой «доноров», позволяющих заниматься масштабной исследовательской работой для деятельности малых инновационных предприятий. Научная значимость исследования подтверждается отсутствием у малого бизнеса четкого понимания

*Статья подготовлена по результатам выполнения госзадания Орловскому государственному университету (регистрационный номер 8.1445.2011, прикладные научные исследования).

© Е.В. Сибирская, О.А. Строева, Е.В. Петрухина

ЭКОНОМИКА

стратегических альтернатив инновационного развития и адекватного формата их обсуждения.

Степень решения проблем - при наличии растущего спроса на исследования для малого бизнеса, необходимо создавать российские институционализированные каналы, способные генерировать все виды инноваций.

В отечественных и зарубежных источниках в открытом доступе (Институт социальноэкономических и политических исследований, Агентство стратегических инициатив, Центр стратегических и международных исследований, ИМЭМО РАН, Московский центр Карнеги, Центр экономических и финансовых разработок РЭШ, Brookings Institution, American Enterprise Institute, Carnegie, RAND, Peterson Institution и др.) деятельность малых инновационных предприятий в основном рассматривается в двух позиций: как элемент административно-функционального управления (наблюдения, распределения ответственности и полномочий и т. д.) и как область организации процесса интеграции науки и производства путем развития инновационно-предпринимательских структур и вовлечении в инновационный процесс интегрированных организационных форм, способных создавать готовый инновационный продукт.

Область организации промежуточного звена между наукой и производством, малые инновационные предприятия - создание и развитие инновационной инфраструктуры - инновационных (инновационно-технологических) центров, технопарков, а также малых инновационных предприятий, которые взяли на себя функцию доведения научных разработок до готового продукта для реализации на рынке.

При этом междисциплинарный потенциал данной системы не реализован в полной мере с учетом современных тенденций развития единого информационного пространства, требований инновационных процессов, программно-целевого планирования и политики модернизации.

Комплексность исследования и развития концепции предполагается обеспечить посредством ее коммуникативного взаимодействия с современными технологиями административно-процессного управления и ценностными параметрами деятельности организаций: монетарным, экономическим, социальным, маркетинговым, экологическим и другим.

Одна из ключевых проблем предметной области

- отсутствие институционализированных каналов, располагающих эндаументом и/или широкой базой «доноров», позволяющих заниматься масштабной исследовательской работой для деятельности ма-

лых инновационных предприятий.

Организация управления инновационной деятельностью малых предприятий координируется государственными органами власти посредством проведения инновационной политики в виде инновационных концепций и программ развития по повышению конкурентоспособного потенциала малых предприятий, путем привлечения частных инвесторов к реализации инноваций; создания благоприятных условий стимулирования инновационной деятельности.

Проблемы экономических отношений в инновационной сфере связаны с длительным сроком и особо высоким риском вложения в нее - отношения, основанные на купле-продаже - экономической выгоде. Методами преодоления высокого риска вложений в отдельную инновацию являются венчурные фирмы.

Важной проблемой, требующей разрешения, является прямое государственное инвестирование

- финансирование из средств федерального или регионального бюджета целевых программ, инвестиционных и инновационных проектов. Расходы государства всегда ограничиваются размерами федерального и регионального бюджетов.

Требует решение проблема многоканального частного финансирования по вложению инвестиционных средств в широкий спектр экономически выгодных и социальных проектов, в которых участвуют предприятия, инвестиционные фонды, коммерческие банки, региональные государственные органы управления и др.

Теория и практика организации бизнеса глубоко разрабатывалась многими зарубежными учеными. Значительное внимание проблемам малого бизнеса уделяли С.Бир, М. Вебер, Х. Велу, Дж.Л. Дейли, П. Друкер, Ф.Котлер, Г. Картер, К. Кук, Т.Т. Мэгл, А. Олсон, Дж. Нейсбит, Г. Саймон, Р.К. Холден, Й. Шумпетер и другие.

Проблемы развития предпринимательства в экономике России исследовали Л.И. Абалкин, Ю.П. Анискин, Ю.А. Афонина, В.В. Буев, Е.М. Бух-вальд, Л.С.Бляхман, А.В. Виленский, В.И. Верховин,

A.М. Игнатьев, М.В.Кузнецов, Е.В. Лапуста,

B.Д. Мамонтов, А.И. Муравьева, Ю.М. Осипов, Б.А. Райзберг, А.В. Рунов, Л.Э. Слуцкий, Л.Е. Сорокин, РА. Фатхутдинов и др.

Заметный вклад в теорию малого бизнеса внесли А.О. Блинов, И.В. Баранова, В.М. Гальперин, Л.А. Колесникова, И.В. Липски, А.Ф. Сажин,

А.Ю. Чепуренко, Б.Г. Ясин и другие экономисты. В их исследованиях достаточно проработан вопрос о методиках разработки программ социальноэкономического развития.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Следует отметить, что существенный вклад в исследование вопросов интеграции малого, среднего и крупного бизнеса внесли как зарубежные классики - Р Солоу, Й. Шумпетер, Дж. Стиглиц, так и отечественные ученые: А. Г. Аганбегян,

A.Г Гранберг, Д.С. Львов, В.А. Мау, Б.З. Мильнер.

Н.Я. Петраков, А.Г. Поршнев, Ф.И. Шамхалов, в исследованиях которых затрагивались проблемы организации производственных систем и эффективности их функционирования.

Существует большое количество научных трудов в области исследования инновационных процессов, среди авторов научных изысканий, заложивших теорико-методический базис анализа инвестиционно-инновационного развития малого бизнеса, следует отметить Е.Ф. Авдокушина,

B.Д. Андрианова, М.М. Богуславского, Н.П. Ваз-несенскую, Н.Г. Доронину, С.М. Кадочникова, Л.М. Капустину, Г.А. Ковалеву, В.А. Кокша-рова,

А.П. Косинцева, А.А. Мальцева, П.В. Михайловского, Н.Г. Семилютину, В.В. Силкина, А.А. Та-рабцева, А.Б. Тарушкина, И.З. Фатхутдинова, П. Фишера и других исследователей.

Проанализировав динамику количества малых предприятий в России за последние 10 лет (с 2002 года по 2011 год), можно сделать вывод о том, что начиная с 2002 года количество малых предприятий непрерывно растет. За 8 лет количество предприятий увеличилось практически на 720 тыс.ед., что свидетельствует о том, что малый бизнес в России постепенно достигает своего оптимального состояния и входит в период стабильного, но умеренного роста.

Одним из ключевых факторов, позволяющих сохранить заданные темпы роста количества малых предприятий, является развитие инфраструктуры, обеспечивающей стабильное функционирование малого бизнеса.

В России наблюдается прямая зависимость роста числа предприятий малого бизнеса от роста и расширения инфраструктуры по поддержки малого предпринимательства.

Так в 2002 году насчитывалось 80 бизнес-инкубаторов, а на сегодняшний день функционирует 166. В России бизнес-инкубаторы появились в 1990-х годах. Главное назначение бизнес-инкубаторов, создать наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов. Отличительной особенностью данной формы организации является то, что в первую очередь такая структура занимается развитием не конкретного товара или услуги, а независимого хозяйствующего субъекта.

Также мы рассмотрели динамику развития технопарков в России. В 2001 году действовало порядка 60 технопарков (число технопарков за предшествующие 5 лет увеличилось только на пять единиц). Аккредитацию сумели пройти лишь около 30 технопарков. И только 11 из них были признаны отвечающими международным стандартам. На сегодняшний день в России насчитывается чуть более 60 технопарков. Для сравнения, сегодня в США технопарков более 200 (это более 30% общего числа технопарков в мире), бизнес-инкубаторов более 1000.

Цель создания технопарков - объединить на специальной территории научно-исследовательские организации, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты, чтобы сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в научно-исследовательских институтах, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь.

Несмотря на то, что технопарки и бизнес-инкубаторы предоставляют широкий перечень услуг, связанных с поддержкой и развитием малых предприятий, их количества в России не достаточно для помощи хотя бы половине представителей малого бизнеса. Технопарки и бизнес-инкубаторы не обеспечивают комплексность в инфраструктуре поддержки малого бизнеса. В связи с этим ежегодно в России создаются новые и совершенствуются уже имеющиеся объекты инфраструктуры, все это находит свое отражение в количестве объектов малого бизнеса и невысоких темпах роста количества малых предприятий. И связано это именно с несовершенством инфраструктуры, которая находится в стадии развития.

Действующая в регионах инфраструктура поддержки развития малого и среднего бизнеса не только не выполняет полном объеме возложенных на нее функций, но и «оттягивает» существенную часть средств государственной финансовой поддержки, не доходящих до непосредственных производителей товаров и услуг. На сегодняшний день можно сказать о неудовлетворенности субъектов малого предпринимательства в развитости инфраструктуры. И до тех пор, пока не будет налажен контакт между малыми предприятиями и инфраструктурой, непосредственно влияющей на развитие бизнеса, все усилия государства, направленные на стимулирование малого предпринимательства, не будут достигать необходимого эффекта.

Итак, что же такое инфраструктура? Что вклю-

ЭКОНОМИКА

чает в себя инфраструктура поддержки малого предпринимательства?

Изучение вопросов организации экономических систем способствовало появлению множества направлений, в основе разнообразия которых лежат различные определения понятия инфраструктуры.

Современная энциклопедия трактует термин «инфраструктура» (от латинского infra - ниже, под и structura - строение, расположение) как совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества.

В словаре Ожегова дается следующее толкование понятия «инфраструктура». Это отрасли экономики, научно-технических знаний, обслуживания, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы.

Термин «инфраструктура» впервые в экономической литературе появился в конце 40-х гг. ХХ в. Американский экономист П. Н. Розенштейн - Родан дал объяснение инфраструктуры, как комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения.

В диссертации «Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в современной экономике» автор С. А. Сухова дает описание становление термина «инфраструктура» в российской науке. Так, в России проблемы функционирование и развитие инфраструктуры стали подробно изучать в 70-е гг. XX в. Исследования по вопросам инфраструктуры велись в следующих направлениях:

- политэкономический подход, включающий выяснение функций и сущности инфраструктуры, ее роли в воспроизводственном процессе. Данные вопросы получили освещение в работах

В.А. Жамина «Инфраструктура при социализме»,

A.Ю. Шарипова «Экономическая сущность инфраструктуры при социализме», В.П. Красовского «Инфраструктура и интенсификация экономики»;

- отраслевой подход, нацеленный на изучение проблем развития и размещения отдельных инфраструктурных отраслей и объектов. Исследование инфраструктуры в данном направлении позволило более четко раскрыть ее функциональное назначение в экономической системе. Проблемами изучения инфраструктуры с позиций отраслевого подхода занимались И.Ф. Чернявский «Инфраструктура и эффективность, общественного производства»,

B.Г. Терентьев «Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства»,

В.Н. Стаханов «Экономика инфраструктуры общественного производства»;

- региональный подход, выражающийся преимущественно в изучении развития инфраструктуры в конкретных регионах. Значительные внутрирегиональные различия повлияли на уровень развития и размещения инфраструктурных отраслей, эффективность их функционирования. Научные исследования инфраструктуры с позиций пространственной стратегии и региональной политики в 70-80-х гг. прежде всего, были нацелены на разработку исходных положений и рекомендаций, способствующих повсеместному улучшению функционирования инфраструктуры и сглаживанию диспропорций в ее развитии. В этом направлении работали Б. X. Краснопольский «Инфраструктура в системе регионального хозяйственного комплекса Севера», В. А. Прокофьев «Управление отраслями инфраструктуры в системе региона»;

- оценочный подход, включающий количественное измерение уровня развития, использования инфраструктуры и уровня обеспеченности экономики инфраструктурой.

Вопросами количественной оценки развития и функционировании инфраструктуры занимались многие советские ученые: Л. А. Меркушева «Метод интегральной оценки регионального уровня развития социальной инфраструктуры», Е.В. Серова «Метод оценки уровня развития инфраструктуры»,

В.В. Иванов «Построение агрегатных показателей уровня развития инфраструктуры», Н. И. Белоусова «Уровень развития, уровень использования и уровень обеспеченности инфраструктурой народного хозяйства».

В общем итоге в российской экономической науке понятие инфраструктуры разделялось на две основные группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализациям т.д. Во вторую группу входят отрасли, непосредственно не связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение.

Таким образом, под инфраструктурой следует понимать комплекс мер, направленных на обеспечение устойчивого развития и функционирования поселений и межселенных территорий, а инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности является подсистемой в экономической системе.

Рассмотрев толкование термина «инфраструктура», можно вывести определение интере-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

сующей нас инфраструктуры поддержки малых предприятий.

Инфраструктура поддержки малых предприятий - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных, коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, обеспечивая тем самым нормальные условия жизнедеятельности, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров, работ и услуг.

Еще одно понятие инфраструктуры малого бизнеса, под которым понимается система организаций, оказывающих содействие субъектам малого предпринимательства на условиях, отличных от коммерческих (льготные кредиты, подготовка кадров, специальные режимы аренды, информационные, консультационные и другие услуги по пониженным расценкам). Инфраструктура призвана предоставлять дополнительные возможности для субъектов малого бизнеса, способствующие преодолению специфических трудностей и проблем, с которыми сталкиваются как начинающие предприниматели, так и предприниматели, уверенно стоящие на ногах.

Цель формирования инфраструктуры малого предпринимательства является обеспечение потребностей малых предприятий, возникающих в процессе организации, ведения и расширения бизнеса. Однако, в настоящее время существует несколько мнений по содержанию структуры инфраструктуры

В диссертации «Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в современной экономике» автор С. А. Сухова разделяет инфраструктуру поддержки предпринимательской деятельности на три основных сектора: технологический, финансовый и кадровый.

В создание технологической инфраструктуры вовлечены как государственные, так и коммерческие хозяйствующие структуры, позволяющие создать работоспособную инфраструктуру, обеспечивающую деятельность предпринимательства. Сюда входят инновационные технологические центры, которые ориентированы на оказание различных услуг рентабельным, имеющим перспективы быстрого роста малым инновационным предприятиям. Среди списка услуг, помимо сдачи в аренду помещений с гарантированным энергоснабжением, важную роль играют техническое, информационное и консультационное обеспечение, система охранных мероприятий, а также предоставление системы формальных и неформальных гарантий при поиске и привлечениями малыми предприятиями средств

для своего развития.

Кроме того, инновационные технологические центры призваны быть связующим звеном между малыми предприятиями и более крупными образованиями: университетами, академическими

и отраслевыми институтами, крупными промышленными предприятиями, в решении самых разных вопросов: от использования результатов фундаментальных исследований до обучения студентов и молодых специалистов и повышения квалификации ведущих разработчиков.

К финансовой инфраструктуре следует отнести все финансовые институты, имеющие прямое или косвенное отношение к прямому инвестированию предпринимательской деятельности. Однако более конструктивные будут те специфические финансовые институты, которые позволяют снижать инвестиционные риски и максимально эффективно использовать свободные денежные ресурсы. В качестве такого инфраструктурного обеспечения выступает венчурный фонд, который позволяет таким инвесторам, как пенсионные фонды, страховые компании и крупные международные корпорации, размещать инвестиции, обеспечивая, с одной стороны, качественный контроль за использованием средств и получение соответствующей прибыли, а с другой - развитие перспективных направлений в рамках стратегических интересов института предпринимательства.

Крайне важную роль здесь играют институты финансовой инфраструктуры, обеспечивающие прямое финансирование на этой стадии и уменьшающие риски (гарантийные фонды). Создание финансовой инфраструктуры в качестве гарантийного фонда позволяет как государству, так и банкам получать дополнительные источники обеспечения предпринимательской деятельности.

В свою очередь банки, имея систему обеспечения, смогут снизить объем средств, отвлекаемых Центральным банком для резервирования необеспеченных кредитов, что позволит им вовлечь в сферу своей деятельности новую перспективную группу клиентов. При этом малые предприятия получают доступ к финансовым ресурсам банка.

Кадровая инфраструктура обеспечения предпринимательской деятельности. Основной риск инвестора в любой стране и любом виде предпринимательства: связан с неадекватным менеджментом. Минимизация этого риска достигается повышением управленческой и предпринимательской культуры, качественным обучением и переподготовкой менеджеров всех уровней, обеспечением их необходимой поддержкой (консалтинговой и информационной).

ЭКОНОМИКА

Процесс создания непрерывного цикла повышения квалификации менеджмента определяется и получением новых знаний в ходе обучения и консультаций, и возникновением системы формальных и неформальных связей всех субъектов научно-технической и инновационной деятельности.

Именно в развитии нематериальной составляющей инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности принимали наибольшее участие международные организации через различные программы технической помощи.

Автор диссертации «Формирование стратегии инфраструктуры малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» К.А. Щеклеин предлагает следующую структуру инфраструктуры, которая дифференцируется на пять составляющих (производственно-коммунальная, институциональная, информационная, социальную, экономическую (финансовую)).

Производственно-коммунальная инфраструктура включает в свой состав продукцию, услуги и объекты производственно-коммунальных отраслей, обслуживающих предприятия и организации малого и среднего бизнеса (транспорт, связь, городское хозяйство, линии энергопередач, дорожное хозяйство, канализация и т.п.) К числу основных проблем, которые свойственны этой подсистеме территориальной рыночной инфраструктуры, можно отнести проблему роста цен на энергоносители, существенную дифференциацию отдельных подотраслей и различных регионов по состоянию соответствующих объектов данной подсистемы.

Институциональная инфраструктура состоит из ряда новых институтов, возникших, в основном, в процессе реформирования отечественной экономики. Системообразующую функцию в ней играют подразделения органов государственной власти и органов местного самоуправления, предназначенных по своей компетенции для решения комплекса вопросов по координации и развитию сферы малого и среднего бизнеса.

Информационная инфраструктура включает в себя информационные базы данных, необходимые для принятия взвешенных решений по функционированию и развитию малого и среднего бизнеса. К этой сфере также следует отнести распространение различных схем электронного бизнеса и сервиса, реализуемых в регионах.

Социальная инфраструктура находит в себе отраслевые объекты, связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей людей, проживающих и работающих на конкретной территории (торговля и бытовые услуги, объекты образования и здравоохранения, библиотеки и т.д.).

Одна из основных задач территориальных органов власти в сфере функционирования экономической (финансовой) инфраструктуры заключается в том, чтобы разнообразные источники и методы финансово-кредитной политики объединить в систему, позволяющую целенаправленно обеспечивать стимулирование предпринимателей и их участие в развитии местного рынка товаров и услуг. Другой, не менее важной задачей в этой сфере является поиск и апробация новых подходов к финансовой поддержке предпринимателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению автора диссертации «Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности»

С.В. Петровой, современный состав инфраструктурных услуг существенно отличается от первоначального и включает в себя такие новые виды деятельности, как оптовые ярмарки, контрактная система, товарно-сырьевые биржи, лизинговые фирмы, аукционы, оптовая и розничная торговля, информационное обслуживание, консалтинг, информационное и научное обеспечение, образование, повышение квалификации, система финансовокредитного обеспечения. Экономическое содержание инфраструктуры поддержки раскрывается через систему ее функций: функция создания общих условий, системообразующая функция, функция создания общих условий для инновационного развития, функция обеспечения неразрывности рациональных товарных и денежных, информационных и других потоков, создание общих условий для повышения эффективности воспроизводства в предпринимательском секторе экономики.

Рассмотрев мнения авторов, можно сказать, что такие деления имеют право на существование. Но, по нашему мнению, систему инфраструктуры поддержки малого бизнеса можно разделить на следующие элементы:

- система финансирования малого бизнеса -это и система микрофинансирования, и взаимного кредитования, страхования, и лизинга;

- система, связанная с обеспечением имущественных проблем малого бизнеса - это бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационные центры, производственно-технологические центры и т.д.;

- система консалтинга, информационноконсультационная поддержка по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности (бизнес-планированию, менеджменту, маркетингу, патентированию, управлению персоналом, бухгалтерскому и налоговому учету, юридические услуги). Сюда же входит получение и обработка информации, производство программного обеспечения, услуги по созданию и использованию баз данных,

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

развитие электронных форм ведения бизнеса с использованием современных информационных технологий, объединения информационных ресурсов предпринимательства;

- система аутсорсинга и аутстаффин-га, связанная с привлечением ресурсов, сторонних организаций с целью профессиональной поддержки бесперебойной работы отдельных бизнес-процессов, тем самым, освобождая компанию от необходимости содержать дорогостоящий штат и предоставляя возможность пользоваться услугами высококвалифицированных специалистов, сюда же входит лизинг персонала;

- система, связанная с подготовкой и переподготовкой, обучением кадров (как специалистов управленческого звена, так и работников рабочих специальностей);

- расширение деловых возможностей малых предприятий - это новый элемент инфраструктуры, которому следует уделять особое внимание в будущем. Развитие межрегиональных и международных связей, способствующее продвижению товаров малых предприятий на межрегиональные и международные рынки, налаживанию различных форм производственной кооперации малых предприятий, включая субконтрактные отношения с предприятиями среднего и крупного бизнеса как внутри страны, так и за рубежом, а также обеспечение участия малых предприятий в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, конференциях, семинарах, деловых встречах;

- и последний элемент инфраструктуры - это система формирования правовой базы. Данный элемент занимается разработкой законодательно нормативных документов, мониторингом применения законодательства, внесением законодательных предложений по развитию малого бизнеса.

Этот перечень далеко не полный, и функции объектов инфраструктуры нередко дублируются, что, впрочем, не мешает им успешно развиваться. Это обусловлено тем, что спрос на бизнес-услуги со стороны предпринимателей растет. Руководители малых предприятий и предприниматели все более высоко оценивают не только доступ к финансовым ресурсам, но и важность обучения, повышения квалификации, профессиональных знаний в области права и финансов и многие другие преимущества, которые дает взаимодействие с объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Основная задача формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства заключается в создании таких условий его функционирования, которые способны обеспечить предпринимательским структурам необходимую норму

прибыли. Статистика развитых стран показывает, что существенная часть ВВП как развитых, так и развивающихся стран направляется на развитие инфраструктуры поддержки. При этом возрастает организующая и регулирующая роль местных властей.

Задачи, цели и пути формирования системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, определены ФЗ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и ФЗ № 217-ФЗ от 2 августа 2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

- развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

- обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

- увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Одной из основных задач системы государственной инфраструктуры является координирующая, связующая роль в осуществлении деятельности системы поддержки малого предпринимательства по оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в целом.

ЭКОНОМИКА

Для выполнения целей и задач государственной политики необходимо создание объектов инфраструктуры, которые будут реализовывать поставленные перед ними задачи, связанные с развитием малого бизнеса.

Действующая система государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе созданная при участии государства, имеет ряд недостатков: нескоординированность действий

ее отдельных составляющих на всех уровнях; неравномерность распределения (размещения) объектов инфраструктуры поддержки; недостаточный по количеству и качеству объем комплексных услуг. Одной из основных причин этих недостатков является недостаточное финансирование из бюджетов всех уровней.

Важнейшим критерием оценки результативности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является объем привлеченных средств на нужды субъектов малого предпринимательства.

Объем поддержки малого бизнеса из федерального бюджета в 2010 году составил 24 миллиарда рублей, что в 16 раз больше финансирования, направленного на эти цели в 2005 году, прокомментировала эксглава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

Как сообщил руководитель Департамента по развитию малого и среднего предпринимательства МЭР РФ Андрей Шаров, 5 млрд. руб. направлены малым и средним компаниям, совершающим реновацию жилого фонда. Деньги им выделены через Фонд содействия развитию ЖКХ. 2 млрд. руб. пошли на реализацию программы по поддержке экспорта. Посредством 1 млрд. руб. государство поддержало малые и средние компании, работающие в научно-технической сфере.

Оставшиеся средства пойдут на реализацию программ по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса в регионах. На сегодняшний день принято решение по распределению 30% от общего объема ресурсов - 8 млрд. рублей. В дополнение к ним ожидается еще 5 млрд. руб., итого в регионы в ближайшее время будет направлено 13 млрд. рублей. Из них 1 млрд. руб. пойдет на нужды малого бизнеса Северно-Кавказского федерального округа. 2 млрд. руб. получат 27 моногородов, где, по словам А. Шарова, будут развивать «альтернативный бизнес, чтобы сохранить население, сохранить занятость». 2 млрд. руб. пойдут на поддержку инновационного малого бизнеса. Также средства будут распределены на микрофинансирование, выдачу грантов предпринимателям, субсидирование

лизинга - успешные, хорошо зарекомендовавшие себя направления поддержки малого и среднего предпринимательства.

Контроль за расходованием бюджетных средств идет на уровне Департамента, префектур, которые систематически отчитываются, на что пошли деньги. За законностью и эффективностью использования бюджетных средств, направленных на поддержку малого бизнеса, следят Контрольносчетные палаты городов и регионов, Министерство экономического развития, Министерство Финансов.

Таким образом, задача инфраструктуры как системы заключается в том, что она должна помогать бизнесу получать ответы на интересующие его вопросы. В законодательстве прописано, что государство помимо заботы о поддержке малых предприятий должно содействовать развитию инфраструктуры поддержки. Государство должно оказывать должное финансирование инфраструктуры, поддерживать ее деятельность для того, чтобы все услуги, которые требуются для малого бизнеса, были доступны предприятиям, которые не имеют для этого свободных средств.

От того, как эффективно действует инфраструктура, зависит то, насколько весомую помощь от государства получат малые и средние предприятия. Поэтому это направление является приоритетным в программе по развитию и поддержке малого предпринимательства.

Учитывая вышеизложенное, для дальнейшего формирования инфраструктуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях считаем необходимым рекомендовать создание специализированных государственных органов исполнительной власти, отвечающие за развитие и поддержку малого предпринимательства на федеральном, региональном и территориальном уровнях. В обязанности которых будут входить: организация согласованности действий всех объектов инфраструктуры, организация встреч представителей инфраструктуры и потенциальных представителей с целью обмена опытом и внедрением нереализованных идей. Только тогда можно будет добиться уменьшения расходования бюджетных средств и повысить результативность действий государственных органов власти по поддержке сектора малого бизнеса.

Итак, развитие инфраструктуры предпринимательства является комплексной, межотраслевой и региональной проблемой, решение которой возможно только при тесной взаимоувязке перспектив развития всех регионов страны с решением задач развития отдельных инфраструктурных отраслей.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 года №09-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

3. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/;

4. Сухова С.А. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в современной экономике: Дис.... кандидата экономических наук; 08.00.05 Тамбов, 2008. 166 с. ил.;

5. Петрова С.В. Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности: Дисертация кандидата экономических наук; 08.00.05 Санкт-Петербург, 2009. 215 с.ил.;

6. Щеклеин К.А. Формирование стратегии инфраструктуры малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: Дисертация кандидата экономических наук; 08.00.05 Санкт-Петербург, 2007. 166 с. ил.

E.V. SIBIRSKAYA, O.A. STROEVA, E.V. PETRUKHINA DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE FOR SUPPORT OF THE ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS

In article information that it is necessary to create infrastructure in the form of the institutsionalizirovanny channels having an endaument and/or wide base of «donors», allowing to be engaged in large-scale research work for activity of the small innovative enterprises is presented.

Key words: infrastructure, business, business incubator, business, small business, institutsionalizirovanny channels, support measures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.