Научная статья на тему 'Разработка информационной системы на основе отсканированного справочника: «Календарь для учителя» Ф. Ф. Гельбке'

Разработка информационной системы на основе отсканированного справочника: «Календарь для учителя» Ф. Ф. Гельбке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦИФРОВКА СПРАВОЧНИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИСТОРИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / Ф.Ф. ГЕЛЬБКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонов Михаил Васильевич, Исхаков Рамиль Камильевич

Обсуждается проблема оцифровки редких справочников и других материалов по истории науки и образования. На примере дореволюционного ежегодного издания «Календарь для учителя» Ф.Ф. Гельбке, издававшегося в конце XIX начале XX века, представлен метод преобразования таких справочников в информационно-справочную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка информационной системы на основе отсканированного справочника: «Календарь для учителя» Ф. Ф. Гельбке»

УДК 004.4:038(09):373(470+571)

Леонов М.В., Исхаков Р.К.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ОТСКАНИРОВАННОГО СПРАВОЧНИКА: «КАЛЕНДАРЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ»

Ф.Ф. ГЕЛЬБКЕ

АННОТАЦИЯ

Обсуждается проблема оцифровки редких справочников и других материалов по истории науки и образования. На примере дореволюционного ежегодного издания «Календарь для учителя» Ф.Ф. Гельбке, издававшегося в конце XIX - начале XX века, представлен метод преобразования таких справочников в информационно-справочную систему.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Оцифровка справочника, информационная система, история среднего образования в России, Ф.Ф. Гельбке.

Leonov M.V., Iskhakov R.K.

Moscow State University of M.V Lomonossov, Moscow, Russia

DEVELOPMENT OF AN INFORMATION SYSTEM BASED ON A SCANNED HANDBOOK: "CALENDAR FOR TEACHER" BY F.F. GELBKE

ABSTRACT

The article deals with the problem of digitization of old handbooks and other rare materials on the history of education and science. Here, a special information system is presented which is created for digitization of annual publications of the pre-revolutionary "Calendar for Teacher" by F.F. Gelbke, published in the late 19th - the beginning of the 20th century.

KEYWORDS

Information system; digitalization of old handbooks; history of education in Russia; F.F. Gelbke.

Задача преобразования в электронную форму информации, накопленное предыдущими поколениями, имеет комплексный характер и становится все более актуальной Достаточно упомянуть проект Google Books, благодаря которому отсканированы миллионы книг, в том числе и на русском языке. Значительно увеличился объем оцифрованных издании, доступных на саите Россиискои государственнои библиотеки. Но для быстрого поиска и анализа данных этого мало: необходимы программные инструменты структурирования этих текстов. Это относится и к старинным справочникам, которые не потеряли своего значения и до сих пор. При этом ясно, что автоматически «распознавать» отсканированные страницы полностью - задача, как правило, непосильная для исследователя, если этих страниц сотни и тысячи. С другои стороны, вовлечение

в научныи и общественный оборот данных по истории науки и образования - это именно то , что восстанавливает преемственность поколении и укрепляет общество как единыи организм, поэтому важность задачи достаточно очевидна.

В лаборатории вычислительного практикума и информационных систем факультета ВМК в течение ряда лет ведутся разработки программ для автоматизации работы историков-архивистов, а также выполняются проекты по созданию баз данных по истории Московского университета и истории образования в России [2]. Одно из направлений - работы по преобразованию редких справочников в информационные системы.

Проблема оцифровки на государственном уровне решается по отношению к основным архивным хранилищам и библиотекам. Но решается по объективным причинам очень медленно. Поэтому исследователям приходится в своеи историко-архивнои работе выполнять такую оцифровку самостоятельно. Например, в процессе работы над книгои по истории Елецкои мужскои гимназии [4] мы наткнулись на малоизвестным даже специалистам справочник Ф.Ф. Гельбке [1]:

«Календарь для учителей», который издавался в Российской империи ежегодно, с 1889 года по 1917 год. Этот справочник - хорошии пример важного источника по истории среднего образования. Первая часть справочника представляла собои нечто вроде ежедневника для повседневнои работы учителя среднего учебного заведения (прогимназии, гимназии, реального училища, духовнои семинарии, учительского института). Вторая часть содержала, как правило, сведения об учебниках и методическои литературе, допущеннои к обращению в учебных заведениях, список книг, рекомендованных для школьных библиотек и для раздачи в награду учащимся и законодательную хронику по учебному делу за прошедшии учебньш год, правила награждения орденами чиновников Министерства народного образования, права служащих, сведения о различных конкурсных сочинениях, календари праздников основных религии подданных Россиискои империи. Центральное место справочника занимали упорядоченные по учебным округам данные о средних учебных заведениях, в которые включен штатныи состав учителеи-предметников на текущии учебныи год, а также служащих учебного заведения. Кроме того, отдельно представлены списки учителеи в алфавитном порядке, а также список всех средних учебных заведении. Несколько страниц отводилось для кратких некрологов. Сначала справочники отражали только данные учебных заведении министерства просвещения, а затем к ним прибавились и заведения военного ведомства (кадетские и пажеские корпуса, военные школы), заведения министерства финансов, а также средние учебные заведения других министерств.

В настоящее время эти книги являются библиографической редкостью. По сути, теперь их можно считать хрестоматийными источниками по истории среднего, в первую очередь гимназического образования в нашей стране. Важность сведений в этих книгах очевидна, так же как очевидна «забытость» и «трудноднодоступность» этих справочников. Так, например, в Государственной публичной исторической библиотеке хранится всего лишь один экземпляр (за один-единственный год) этого справочника, в Российской государственной библиотеке эти справочники представлены даже не за все годы.

Наш метод преобразования такого отсканированного справочника [1] в информационную систему, мы считаем одним из компромиссных решений между простым сканированием с последующим полным распознанием текста с одной стороны, и созданием базы данных (БД), отражающей все элементы оригинального справочника. Основная особенность нашего электронного справочника - наличие объекта «отсканированная страница», которую можно визуализировать при выборе «главных» объектов БД: учителя и учебного заведения.

Были выделены следующие объекты: учебный округ, учебное заведение, учитель(служащий), учебный предмет, место (расположение учебного заведения), чин учителя, страница справочника.

Объект «страница справочника» первоначально был предусмотрен для дополнительного контроля правильности введенных в базу данных значении и связеи между объектами. Но, кроме того, визуализация страниц первоисточника позволяет пользователю знакомиться с тои информациеи, которая не вошла в текстовые записи, а также разобраться в случае опечаток, без которых, увы, обоитись нельзя.

В качестве инструмента для реализации был выбран свободно распространяемым пакет usbwebserver [3], созданныи группои голландских программистов из университета Твэнте (Twente). В этот пакет входит СУБД MySQL, Web-сервер Apache, интерпретатор языка PHP и PHPMyAdmin (web-интерфеис для администрирования СУБД MySQL). Этот пакет представляет собои web-серверную сборку, и удобен не только для отладки саитов с базами данных, но фактически дает возможность создания мобильнои информационнои системы, запускаемои с переносного носителя, например, флэшки. Эта мобильная информационная система представляет собои web-приложение, где в качестве клиента служит интернет-браузер, установленныи по умолчанию на машине пользователя, а сервером является Web-сервер Apache, входящии в сборку usbwebserver. Интерфеис написан на языке PHP. Система была протестирована с браузерами Mozilla FireFox, Google Chrome, Opera.

Из-за весьма значительного количества учителеи (более 8 тысяч) без пакетного ввода обоитись затруднительно. Поэтому был разработан шаблон ввода данных в виде xls-документа и программа на языке С# под названием SQL Creator для преобразования этих данных в соответствующие SQL-команды. Входные данные были подготовлены первоначально в виде 466 xls-фаилов, по одному для каждого учебного заведения, и затем преобразованы в csv-формат. Результат работы программы SQL Creator - SQL-команды для ввода данных уже в БД, причем вводить вручную приходится только тип учебного заведения (гимназия, прогимназия и т.д.) и имя фаила для отсканированнои страницы справочника (с указанием пути до этого фаила относительно корневого каталога сборки usbwebserver).

В главном меню системы три пункта УЧИТЕЛЯ, УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, СТАТИСТИКА. В разделе УЧИТЕЛЯ экран разделен на три части (см. Рис. 1). В правой части - прокручивающийся список фамилии учителеи. При выборе фамилии (или при наборе фамилии в правом окошке для поиска) в центральном столбце экрана получим детализованную информацию по выбранному учителю, а в краинем левом появится изображение страницы справочника с данными по гимназии, в которои служит этот учитель. При этом название гимназии, а также названия предметов в центральнои части окна представляют собои гиперссылки. Щелчок по названию гимназии приводит к выводу штатного расписания и других данных указаннои гимназии (см. Рис. 3), а щелчок по названию предмета - к выводу списка всех преподающих этот предмет учителеи с указанием соответствующеи гимназии. При этом фамилии в этом списке также являются гиперссылками, которые ведут на детализированную информацию по соответствующему учителю.

ИПС "Средние учебные заведения Российской империи 1904-1905 Г." Учителя Учебные заведения Стэжстта

100 к1ввск1й учебный округъ,

Ант, Клкпуновынн, РоиенслнВ с-», н.; иг. Фн.1. ¿яд. Веровек1Й; др, я», Кяр. Кар- Лареы>к1б, Алс£, В. Г&ыежскзй, Зле. Мадяревко; фа», и мат. геогр. В. Я. ЕвгушеввО; мат. А. Гр. Цыгеигвовъ-Курялеам; есз'ес.твои'Ьд. Алей. Н, Вацлаповспш; ист, и геогр. внеп.^ К, А-1с£, Заисфогкцевъ; яз. Герм. &р. Кигвнышъ', фр, яг. Фридр. П. Жоеть; част, и ряс. Срг, В. Р4цягь; "Ьл- Шь в, Инхн+ничт,; гимн. Гр. Карл. Дойржажсв!®. У?, црнг, кл, Псрф. ведос. Нервивыий. Пом. ал. наст. Лайкр-II. Добрааясв1Й, Аде*, в. Развит., Рр. Добржаисшй ш. з. В осп. Кл_апуновск1й, Мялярепво си, в. 0Сиь чвело проп. 19, тт. 541. Окопч. курсъ въ 1903 г. 30. Наралл. к.т. I, II и III.

2 во. НовгородсЬверекая гпапь, еъ лриг, клм Черниговской губ. СрЩ- съ 1808 г.

Дир. б. в. Василь&в1. Лисе. Н. й. Параовъ. Зав. св. В, 33. Вшоград* мил. Прев, р. ЯЗ. V дог. М, Анд, ДофроиорсюЗ; р^ Д. Днквф, 1одк-коях; др, аа. Алввдъ Л. Дарикъ, Б. С. Романовен"", М- Аид, ^нвнг»; лат. иепв.; мат., фаз. н лат. геогр. Н. А. Карповъ;. вот. в геогр. Вл. С. Радвм-СК1н; вся. ист. паси.; вйм, яз, И. Ос. Сассо; фр. яз. А. А. Мопсе; чнет. и рве. Авг. Род. РаЗляяъ; глав, И. М. Ум ни ом. Пом. вл. наст. м. и. 'Ког-лярогъ, Н. Не. Адевоандеръ. Уч. пряГ. КЗ. и п4н. Гр. ром, МнкС-вменао. Общ, число прсп. 15, уч. Опоич. вурс-ъ въ 1903 г. 12.

НЬжинекая гимн, при нсторико-филолог. ил-йтпт. кл. Веайородко, въ г. НЗзжякй,. Черниговской губ. Сущ. сь 1840 г,: прсобр. въ 1876 г.

Дир. и нет» Фрндр. Ферд. ГелыЗке, д. (;. о. Зав£цующ. гнмв, Авяр. в. Айрампвъ, д. с. с. Зал. сл. А. Вл. Лобачсвек1Й. Прея. р. яз. 3. Н, Ыи-хайлояеюй; др. яэ, в лог. Абрамова см. в.-, др. аз. 1оо. Пяч, ДоМавзъ, Вальт. Рйл. Фохгь, А. Д. Гольтпгкияъ', фия. п мат. гоогр. Более*. Ксйв. Рыаша; мат. 1ос. Алс£, Шар;;о; вот. в геогр. пав.; вЬи. йэ, Евг, Бор. фОя^-Лутцау; фр. ял. Люде в. Н. Ышпйлъ; чист, и рис. Ред. Корн. Музы-ч.ев Ео-Двбуль«ж 1 &; гнив. Палер. Ннр, Сальникову п!н, Гольлякнв* см. я. Наставника-руковод. Дойашъ, Абрамов1», ЛТвхГшлОвмЛн см, 9. Ладз. Георг. Лове, Захарчеиво, П. Пв. Цадалва. Общ. число прев. 11, тч. 318. Оеонч. *урсъ въ 1903 г. 36.

ЗвЗ. Острожсная шин., съ папе.» въ г. Острогй, Волынской губ. Сущ. съ 1 иона 1868 г., преобр. въ Т1 кл. ПрОГИМН. 1 1юля 1874 г., эъ гкын, 1 1н>ля 1й97 г.

Двр, Ыог;. И. Горкуновъ, д. е. е. Нмсп. А. М. Д^адднс^и, Звк. врав, прот. К. В. Ковмевек19; р.-кат. Пдадяс^ .Стан. Д^ргеикЁв. Ирен. р. яз. М. Н. Рубааъ, Анаа, Пвф. ЮровЪ: др. а. Авд. И. Бременво, Пв. Я. Фе-дьропт.; фвз. н мат. геогр. М. в. Ревало; пат. Вая, Авт, Волковвчъ, Решало АМ. в.; еот. вст. М. Мелет. КрыжансвсшЗ; вст. а геогр. А. Троф. Неаули-П-Ьдоусонъ', н-Ьм. я», И д. Люде. Дубл^с-Кш; фр. яз. Фравс, Юл. Серму; чест., терч, а рнч. В, К, Дв©р4яловъ', п^в. И. Ероф. Зоэулеянт*; гнмн. Сжгпаы. Фея. Выведши. Пои. вл. паст. Вл. Гр. АфопчЕгков-ъ, Зоауле-кить сы. в. В осп. Евг. Нгп. Дорожевсый. Общ, чнело прев. уч. 301* еъ т. зтавс. 60. Ог;онч. аурс-ъ в« 1903 г, 31,

ЗвЛ. Полтавская гимн., съ прлг. ял. я ланс. Сущ. ст. 2 февр, 1808 г.

Дир. Бит, Н. Яй^ицецрж, Ииеп, АлсЪ. Ст. КашЕуру^т,- нрав. С-л,

А. И. ЮрНйЯСЪ, прот. Гр. ГГ. яат. Ч'ел. ЧарковскЗб. Прен. р. яа.

М. Б. Агбукваъ, Э. Накнт. Иваыовъ;. лог. Азбувагь см. в.: др. яз. К, Ос.

Нежинская гимназия при историко-филологическом институте князя Безбородко

Абрамов Андр. Ф.

заведующий гимназией древние языки логика

действительный статский советник

| ФИО

Абисов Викт. И. 1

Абисов Викт. Н.

Абкин Мтв. Ос.

Аболь А. Н.

Абольд Вилы. Карл

Абрамов Андр. Ф

Абрамов Арк. Н.

Абрамов Арк. Н.

Абрамов В. Алс.

Абрамов И. Тим,

Абрамова Елизавета Д.

Абрамович М. К.

Абрамович Я. М.

Абрм Алс. А.

Абуладзе Пл. Христ.

Аваев М. М.

Авалиани К. В.

Авдиев Р. Р.

Аведиков А. А.

АиапРн/пг Р. к"

©Лаборатория вычислительного практикума и информационных систем ВМК МГУ 2016 Рис.1. Страница системы для поиска/просмотра данных по учителям

Отметим, что в верхнем правом окошке для поиска по фамилии реализован так называемьш «живои поиск». Это значит, что по мере набора начальных букв фамилии в этом окошке начинают появляться фамилии - «кандидаты» в результаты поиска.

В разделе УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ экран также разделен на три части (См. Рис. 2). В правом столбце - прокручивающиися список учебных заведении. В центральном столбце - наименование выбранного щелчком (или в результате поиска) среднего учебного заведения, учебныи округ, к которому оно принадлежит, место нахождения (город или село), тип учебного заведения, дата основания, количество учителеи и количество учеников. При этом первые четыре характеристики также представляют собои гиперссылки, щелчок по которым инициирует соответствующии запрос. Например, щелчок по названию учебного заведения приводит к выводу его штатного расписания, щелчок по названию округа приводит к выводу всех учебных заведении округа с количествами

учащих и учащихся, щелчок по названию места (города или села) приводит к выводу всех учебных заведении в этом городе или селе, щелчок по названию типа - к выводу всех учебных заведении этого же типа.

ИПС "Средние учебные заведения Российской империи 1904-1905 г."

Учителя Учебные заведения Статистика

мйсковомй «ладный ОКРУГЪ.

41

Юр-

М. Зык-овь. Тетервевгь см. е.:, нАт. и фнЭ. А. А. .Тюбпяиь, Н. ейь-й, в ст. Орг. Гр. Ушаков!; ест. нот., теогр. и ототасгво^д. А. А. Ты-Кощйн; д-бы. я8- А,1аыъ ¿ристоф. Аллаята; фр. :гз. Интр. Митр. Слиицмта; чнех. и рже. Л. И. Собслевь. Уч. «три]** ил, Л. п, ГолеЕкякъ, Пол. хл, ааят. В.1. К. Тралмвеыи, Гомиаияь сл. в. Уч. гаии. Вор. Ли. КодечяцЕш; ц}к. Алс^. П. 'Ьмр'Ум. Общ. чнело нреп, 15, .ч, Оейвч. вурст. в т. 1»3 г. 11.

■»?• Владим1рская гимя.т въ г. В;|&д1ш!р-*, ка КлязмиЬ, съ приг, кл. и еъ папе, Сущ, оъ 1804 г.

Дир. Алс£. А, СтрЬиы^я*, д., с. с. Нас л, И, Кард, Л«р*>. ({як. А. Але*. Вяолльевъ. Преп. р. яг, я лог. Дл. В. Сояовьевъ; др. яз. ЮхЗаяъ Аат. БсревовсвИ, Н. Алей. Муявжъ» Срг. К. Шестиков V, лат., лаг. геогр, и фкз. II. Н, ГяСнярвнъ; наг. II. А. Чалов*.; яст, Анд. Вл. Захаров*; тигр. в адг-не*. И И. Марченко; п-Ьм. яз. Дарлъ 10. Ройхардтъ; фр. аз. Вакх. Апг, Брюаагн;, чяст. я рве. Н. Н. Николаая*; Ч'Ьн. вак_; гнля. Авт. В л дет, Шмлдгъ, Дч- В. Тгрюыовъ. Восп. А. В, Кававичй, П. Сел. Никольск!*, Бб^езовсхив^ Чгшовъ сл. б. Пол, кл. ласт. Пл. Як. Лейедевъ-Нечаевъ, И. А. Шярсюв. Уч. пряг, кл. Кадан!}К1& вл. в, Общ. чясло преэт. 17, уч. 440, въ ч. пан«. 64. Оковч. вурйь въ 1903 г. 17. Наралд. вл. I и IV.

•»%. Вяпошмгая П итератора Александра III гимн. С.чоленскато зопетва. еъ л риг. кл.. въ г. ВязьмгЬ. Смоленской губ. Сущ. съ 186& г*

Двр. Опо Авг. Дриивръ, д. с, с. Неся. А. В. Лебедев1!. Зав. прот. 31. Л. Треиаговсж!!. Преи. р. яз. ннсп., Вл. Ляд. 1'нсспввск1и; .юр. Газедивсюй си. п.. др. яд. дяр., Срс. П. Смирнова, Зпвояъ Л1ик6. Лвяьковнть, И. 1[, Роаавовъ, Вл. Вх. Б-хдаусввъ; мзт., фил. в лат. геогр. Е. Някап. Якяловъ. Я. О. Ллвцавт; еет. вот. Сзанриов9> спг. в.; пет. н гяорр. Вл. О. Печинскш: п+вс. як. 0?. 07. Ахтельлаверъ; фр, ли. Стан. Ев с. фовг-Зягвръ-Корв>; част., черч. н ряс. Вя. Ил5од> Ильват,. Пои. кл. наст. Е. Дл. Сокояовъ, И. ГГт. ЗвряовшЗя, Учат. п!я. Пнкод. Евф. Квпарвсовъ, гяле. ийр. Вл. В. Иэгсродкаъ. Учкт. ттрис. кл. ЗоряовсюГс си. в. 0<зщ. число ярен. 17, уч. 373. Окой.' курсъ въ ШЗ Г. 20.

54. Елецкая пгмн., въ г. ЕлыгЬ, Орловской губ. Сущ. съ 20 сент- 1870 г.

Дяр. Еюнр. Кон;. Гревв. Инса. Яр. Еогд. Марамс^й. Зал, св. I, I. Махоьъ. Врея. р. лз. Але±. Вх. Вазлравевш- р. яз. в хог. И. В- Тчларовъ-, др. ЯЗ, и ист. Авд. В. 1Г-дий, В. Й, 1'ертавръ; мат., лрнрсдов'Ьд. н Ф^з. И. Фя. Яхонтовъ; лат. С. А. Соролылий; ест. йог. Все«. А. Клсгаоръ; нет. в геогр* Твзоеъ Пп. ЛосровсйЁ; яЬл. яа. Хр. Хр. Днееъ", фр. лз, И. И. Тоссь- чнг.г., перн, р рве, Н, Квг. Пмтпквов'ь. Нал. ел. яасг. Евг. ТГ. ЦонбГ(1Я1яяовЪ, ' Щевчсндо сл. п., Сем. Л. АптояовсА1в. Уч. шля, П. Алс£, Шевчевво; п^з. Гавр. Яе, Сокмовъ, Ойщ. чвело проя. 16, уч. 313. Оесжч. турех вт 1Я03 г. ЙО. 11аралл. *л. И н III.

5л. Калужская Николаевская гпчи., съ канс., въ г. Калуга Пр$обрач. 8 дек. 1828 г. въ гимн, нзъ главиаго народпаго учйл., откр. 30 авг. 1804 г.

Дир. Н. В. Панкратов!, д. с. с. Инея. А. И. Ушмнегай. ^нк. пр<1Т. М-Дон. Нечаевъ. Ерев. р яз. И. Д»и. ЧегырЕивъ, Серг. II. ВлагоьЬшопсив: др. пг. О. Мат к. ТПтвфтар-ь» ЗГарт. Сгев. Бо.тв, Вач. Па. МяроЛЮбСвЬ', лат. И, С, Со«яице1я, Д, И. Либиловт.; фвз. я ест. ист. О. Мее. Шахиагои^въ", исг. в гесгр. Пт. АлсЬ, Требтаръ, н-би. па. 9. И, Фрэя^вечв; фр. яз. Ст. Ад. Г.1евсе'1в; чист., ряс. и черч. П. Анд. бедаровъ. Пси. ел. наст. Гр.

Наименование: Елецкая гимназия Округ;

Московский учебный округ

Место:

Елец

Тип:

гимназия Дата основания: 20.0Э.1870 Кол-во учителей: 16

Кол-во учеников: 313

Наименование

реальное училище с приг. кл.

Елабужское реальное училище с общежитием

Елатомская гимназия с приг. кл., общежитием

Елецкая гимназия

Елисаветградская гимназия с приг. кл.

Елисаветградское земское училище с приг. кл.

Елисаветпольская гимназия с приг. кл.

Енисейская 6-классная прогимназия с приг. кл.

Житомирская 1-я гимназия с приг. кл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Житомирская 2-я гимназия с приг. кл., пансионом

Закавказская учительская семинария с татарским отделением

- Предыдущий

Замостская прогимназия с приг кл., общежитием

©Лаборатория вычислительного практикума и информационных систем ВМК МГУ 2016 Рис.2. Страница системы для поиска/просмотра данных по учебным заведениям

Если проанализировать общии список учителеи, то можно заметить, что некоторые персоны встречаются дважды. Например, среди служащих Новгородскои гимназии есть воспитатель Виктор Николаевич Абисов, а в Новгородском реальном училище Виктор Николаевич Абисов указан как учитель математики, географии и черчения. Мы не имеем данных, которые позволяли бы нам утверждать, что это одно и то же лицо, хотя, скорее всего, это именно так.

В разделе СТАТИСТИКА можно задать 4 фильтра для вывода данных по учебным заведениям. Это название учебного округа, место нахождения учебного заведения, тип заведения, предмет. Различных предметов - более 100, причем наряду с вполне сеичас понятными, такими, как первая медицинская помощь, столярное мастерство, химические технологии, переплетное мастерство, стенография, есть такие, которые теперь знакомы лишь специалистам, например, сартовскии язык. Различных мест расположения 273, из них 16 - села, деревни, станицы, а остальные - города.

1 ИПС "Средние учебные заведения Российской империи 1904-1905 г." Учителя Учебные заведения Статистика

№ п/п Наименование учебного заведения Ф.И.О. Предмет и должность Чин

1 Елецкая гимназия Антоновский Сем. И. помощник классного наставника

2 Елецкая гимназия Гертнер Ф. Ф. древние языки

3 Елецкая гимназия Греве Конр. Конр. директор

4 Елецкая гимназия Захаров Анд. Вл. история

5 6 Елецкая гимназия Елецкая гимназия Кестнер Всев. А. Константинов Евг. Н. естественная история помощник классного наставника

7 Елецкая гимназия Маринский Як. Богд. инспектор

В Елецкая гимназия Махов И. И. законоучитель православный священник

9 Елецкая гимназия Назаревский Апс. Вл. русский язык

10 Елецкая гимназия Павловский Анд. Ф. древние языки история

11 Елецкая гимназия Покровский Тихон история география

Пв.

12 Елецкая гимназия Постников Н. Евг. чистописание черчение рисование

13 Елецкая гимназия Соколов Гавр. Як. пение

14 Елецкая гимназия Сокольский С. А. математика

15 Елецкая гимназия Товаров И. В. русский язык логика

16 Елецкая гимназия Токе И. И. французский язык

17 Елецкая гимназия Цинк Хр. Хр. немецкий язык

18 Елецкая гимназия Шевченко П. Апс. гимнастика помощник классного

наставника

19 Елецкая гимназия Яхонтов И. Фл. математика природоведение физика

©Лаборатория вычислительного практикума и информационных систем ВМК МГУ 2016

Рис.3. Штатный состав Елецкой мужской гимназии

Типов учебных заведении - шесть: гимназия, реальное училище, учительская семинария, учительский институт, четырехклассная прогимназия, шестиклассная прогимназия. Пример вывода статистики по всем учительским семинариям московского учебного округа представлен на рис. 4. Аналогичным образом можно получить, например, данные по всем математикам Россиискои империи (или другим учителям-предметникам), преподающим либо во всех учебных заведениях округа, либо преподающих в заведениях указанного типа, например, гимназии, либо в определенном населенном пункте.

Представленньш выше способ преобразования справочника в информационную систему несложно применить не только к изданиям справочника Ф.Ф. Гельбке за другие годы, но также к другим аналогичным справочникам. При этом отметим масштабируемость метода: в зависимости от задачи и ресурсов для ее выполнения можно ограничиться существенно меньшим количеством основных объектов. В самом простом случае можно ограничиться всего двумя сущностями (объектами) БД: объектом, для характеристики которого и составлялся оригинальным справочник (например, персона), и ссылкои на сканированную страницу справочника, содержащего описание этого объекта.

Благодаря тому, что в информационнои системе использовались широко распространенные Web-сервер Apache, СУБД MySQL, а для интерфеиса - язык PHP, при необходимости несложно осуществить перенос этои систему и в Интернет.

ИПС "Средние учебные заведения Российской империи 1904-1905 г."

Учебные заведения

Округ

Предмет

учительская семинария

Наименование .'Jnn/n округа

Московский учебный округ

Наименование учебного заведения Алферовская учительская семинария

Алферове (село)

Дата

основании Учеников Учителей

01.01.1872 72

2 Московский учебный округ Карачаевская учительская семинария Карачев 19.09,1872 75 10

3 Московский учебный округ Киржачская учительская семинария Киржач 06.11.1875 87 9

4 Московский учебный округ Московская женская учительская семинария под Августейшим покровительством Е.И.В. Государыни Императрицы Москва 01.01.1870 132 19

5 Московский учебный округ Новинская учительская семинария Новое (село} 16.01.1871 71 9

6 Московский учебный округ Новоторжская учительская семинария Торжок 01.01.1875 132 19

7 Московский учебный округ Поливановская учительская семинария Поливаново (село) 01.01.1874 84 9

8 Московский учебный округ Рязанская Александровская учительская семинария Рязань 02.11.1869 100 9

9 Московский учебный округ Тверская земская женская учительская школа П.П. Максимовича Тверь 01.01.1870 218 20

© Лаборатория вычислительного практикума и информационных систем ВМК МГУ 2016

Рис.4. Статистика по всем учительским семинариям Московского учебного округа

Литература

1. Гельбке Ф.Ф. , Календарь для учителей на 1904 -1905 уч. год. Ч. II. СПб, Изд-ние О. Кирхнер, 1905. - 270 с.

2. Леонов М.В., Орлов А.С. Опыт создания баз данных по истории Московского университета / / Актуальные проблемы Российской цивилизации и методики преподавания истории... - Саратов: Издательский Центр «Наука», 2013. - С. 216-224.

3. Usbwebserver 8 [Электронный ресурс] : [Сайт разработчиков пакета] / USBWebserver, Border-IT. - [S. l.], © 2010. -URL : http://www.usbwebserver.net/en дата обращения : 14.10.2016). - Загл. с экрана.

4. Саввина О.А., Леонов М.В. История Елецкой мужской гимназии. Люди и факты. Часть I: Преподаватели. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015, 178 с.

References

1. Gelbke F.F. , Kalendar dlya uchiteley na 1904 -1905 uch. god. CH. II. SPb, Izd-nie O. Kirhner, 1905. - 270 s.

2. Leonov M.V., Orlov A.S. Opyit sozdaniya baz dannyih po istorii Moskovskogo universiteta // Aktualnyie problemyi Rossiyskoy tsivilizatsii i metodiki prepodavaniya istorii. - Saratov: Izdatelskiy TSentr «Nauka», 2013. - S. 216-224.

3. Usbwebserver 8 / USBWebserver, Border-IT. - [S. l.], © 2010. - URL : http://www.usbwebserver.net/en

4. Savvina O.A., Leonov M.V. Istoriya Eletskoy mujskoy gimnazii. Lyudi i faktyi. CHast I: Prepodavateli. - Elets: Eletskiy gosudarstvennyiy universitet im. I.A. Bunina, 2015, 178 s.

Поступила: 10.10.2016

Об авторах:

Леонов Михаил Васильевич, ведущий научный сотрудник факультета вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доцент, кандидат биологических наук, [email protected];

Исхаков Рамиль Камильевич, инженер лаборатории вычислительного практикума и информационных систем факультета вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.