Научная статья на тему 'Разработка информационной системы формирования электронных рабочих программ учебных заведений для среднего и высшего профессионального образования'

Разработка информационной системы формирования электронных рабочих программ учебных заведений для среднего и высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Фанасков Виталий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка информационной системы формирования электронных рабочих программ учебных заведений для среднего и высшего профессионального образования»

Разработка информационной системы формирования электронных рабочих программ учебных заведений для среднего и высшего профессионального образования

В.С. Фанасков, Новокузнецкий институт (филиал) КемГУ, ассистент,

vsnkfi@gmail. com

Согласно приказу №63 от 25 января 2010г., в высших учебных заведениях Российской федерации, повсеместно вводится уровневая система образования. Согласно уровневой системе высшее образование состоит из двух этапов: получение степени бакалавра и получение степени магистра (Рис.1 . Структура высшего профессионального образования в РФ с 2011 года).

Рис.1. Структура высшего профессионального образования в РФ с 2011 года

Бакалавриат - высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, степени (квалификации) «бакалавр». Нормативный срок обучения составляет 4 года (для очной формы обучения).

Магистратура - высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, степени (квалификации) «магистр». Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по результатам сдачи вступительных испытаний. Нормативный срок обучения составляет 2 года.

В связи с переходом на уровневую систему высшего профессионального образования изменились требования, предъявляемые к написанию рабочих программ. Рабочая программа по дисциплине, помимо привычных разделов, должна содержать перечень компетенций, формирующихся в результате её освоения, связь с прочими излучающимися дисциплинами, средства промежуточного и итогового контроля, а также список образовательных технологий [1]. Были изменены и шаблоны оформления документов.

Основная образовательная программа, в обязательном порядке должна содержать следующие разделы:

5. Область профессиональной деятельности выпускника; объекты профессиональной деятельности выпускника;

6. Виды профессиональной деятельности выпускника; задачи профессиональной деятельности выпускника;

7. Компетенции, формируемые в результате освоения ООП ВПО;

8. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников. Особое внимание уделяется определению возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера).

Подобные нововведения значительно увеличили время, необходимое для составления рабочих программ. Наибольшую сложность, при этом, представляет процесс формирования связей между дисциплинами. Это связанно с тем, что рабочие программы пишутся разными людьми, а зачастую и на разных кафедрах. Поэтому достаточно сложно определить, какие дисциплины необходимы для успешного изучения данного предмета, и для последующего изучения каких дисциплин он необходим.

Помимо этого за формирования большинства компетенций не могут отвечать только какие-то отдельные дисциплины. Компоненты компетенций формируются при изучении различных дисциплин. В связи с этим, деление содержания образовательной программы по компетенциям увеличивает трудоемкость работы с учебным планом.

Основным выходным документом является «Основная образовательная программа высшего профессионального образования» определенного уровня по конкретному направлению подготовки [2]. Проектированию такой программы предшествует сложная работа по формированию связей и привязке компетенций, сформулированных на федеральном уровне.

Для уменьшения временных затрат и автоматизации подготовки электронной документации была разработана специализированная про-

грамма (Рис.2 . Вид главного кона программы). Получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2011614647.

Рис.2. Вид главного кона программы

Среди основных возможностей программы можно выделить следующие:

18)Анализ электронной документации;

19)Установка связей между дисциплинами и компетенциями;

20)Работа со списками дисциплин;

21)Работа со списками компетенций;

22)Работа со списками преподавателей;

23)Формирование учебных программ;

24)Формирование матрицы компетенций.

Программа имеет современный эргономичный интерфейс [3], характеризуется высокой скоростью работы и точностью формирования выходных документов. Существует возможность включения контроля изменений в связанных документах и автоматической проверки корректности формируемой документации. Формируемая документация соответствует новым стандартам.

В качестве входных данных используются два файла формата *.xlsx: файл содержащий рабочий план специальности, и файл содержащий

список общекультурных и профилирующих компетенций. После анализа файлов, программа формирует список найденных дисциплин и компетенций. Существует возможность получения количества часов (аудиторных, самостоятельных, практических, лекционных и лабораторных) по каждой дисциплине, получения количества семестров в которых читается дисциплина. Также пользователь может узнать нагрузку по семестрам и форму итогового контроля.

Далее пользователь устанавливает связь между дисциплинами. Список «Возможные предыдущие дисциплины» формируется только из дисциплин, которые преподаются ранее, чем выбранная дисциплина, а список «Возможные последующие дисциплины» из предметов, которые преподаются позднее. При перенесении предмета в список «Последующие дисциплины» в его список «Предыдущие дисциплины» автоматически будет добавлена текущая дисциплина. Существует возможность выбора и переноса нескольких дисциплин.

Следующим действием является указание компетенций, на формирование которых оказывает влияние данная дисциплина. При добавлении компетенции к списку «Формируемые компетенции», название дисциплины будет автоматически добавлено в список «Формирующие дисциплины» выбранное компетенции. Если после того как пользователь завершил работу со всеми дисциплинами какие-то компетенции остались несформированными, он получит соответствующие уведомление программы.

После указания необходимых компетенций формируются документы по всем дисциплинам. На данном этапе работы программы можно указать формы промежуточного контроля для данной дисциплины, шифр специальности и сохранить результаты работы во внешнюю базу данных. Так же можно указать такие данные как имя составителей программы и руководителя образовательного учреждения.

Программа разработана в соответствие с концепциями объектно-ориентированного подхода. Благодаря повсеместному применению паттернов проектирования, программа может быть легко модифицирована при появлении новых стандартов. Функциональность всех классов может быть расширена, а реализация уже существующих методов изменена. При этом благодаря модульной структуре программного средства, уже имеющиеся возможности могут не затрагиваться. Диаграмма классов представлена на Рис. 4. Диаграмма классов приложения. Приведены только базовые классы, составляющие основу приложения.

Основным управляющим объектом является экземпляр класса TWPAnalyzet. Он предоставляет интерфейс, с помощью которого можно получить ссылки на объекты типа TSubject и TCompetence. Объект типа TSubject содержит название дисциплины, формы контроля, данные по

семестрам и сведения о количестве часов отводимых для аудиторной и внеаудиторной работы. Объект типа TCompetence содержит название компетенции, её краткую и полную характеристики.

Рис. 4. Диаграмма классов приложения

При создании программы были использованы современные технологии. В программе реализован популярный тип интерфейса - Microsoft Fluent Interface, основанный на панелях инструментов, разделенных вкладками. Такой тип интерфейса является достаточно удобным, так как позволяет собрать все необходимые функции на ленте, что в свою очередь, значительно повышает удобство использования интерфейса. При формировании связей между дисциплинами используется технология drag-and-drop, которая увеличивает степень интерактивности программы и снижает временные затраты на выполнение многих операций. Экспорт данных осуществляется в форматы, поддерживаемые Microsoft Office 2007 и более поздних версий. Реализована поддержка XML. Приложение работает с кроссплатформенной СУБД Firebird.

Средой разработки приложения была выбрана Embarcadero RAD Studio. В перспективе, при последующей разработке и сопровождение программы, это позволит эффективно использовать функционал Microsoft .NET Framework и технологии распределённых вычислений.

Разработанный программный продукт позволяет: Обеспечивать формирование электронной документации, соответствующей стандарту ФГОС-3;

Отслеживать и формировать связи между обозначенными в учебном плане дисциплинам;

3.

5. Отслеживать корректность формирования матрицы компетенций;

6. Эффективно организовывать процесс меж кафедрального взаимодействия;

7. Работать с электронной документацией в локальной сети образовательного учреждения.

На данный момент ведётся работа по созданию web-интерфейса для приложения. Планируется добавление возможности использования Интернет-ресурсов (например, баз данных) в режиме реального времени. Наличие web-интерфейса позволит пользователям вносить изменение в рабочие программы в любое удобное для них время, а возможность использования интернет ресурсов в режиме реального времени позволит своевременно узнавать об изменениях в стандарте.

Программный продукт рассчитан на дальнейшее развитие, одним из направлений которого является его интеграция с другими средствами автоматизации процесса составления сопутствующей учебному процессу документации.

Литература

1. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятель-

ностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения / Афанасьева Т.П., Караваева Е.В., Канукоева А.Ш., Лазарев В.С., Немова Т.В. - М:. Изд-во МГУ, 2007. -96с.

2. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компе-тентностном подходе / Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.В., Мелихова О.П., Родионова С.Е., Тарлыков В.А., Шехонин А.А. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 148 с.

3. Л. Констайн. Разработка программного обеспечения/ Л. Констайн, Л. Локвуд.

- ЗАО Издательский дом «Питер», 2004 г. - 592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.