Научная статья на тему 'Методические положения по оценке качества освоения магистерской программы'

Методические положения по оценке качества освоения магистерской программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МАГИСТРАТУРА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макрусев Виктор Владимирович, Любкина Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические положения по оценке качества освоения магистерской программы»

В.В. Макрусев Е.О. Любкина

методические положения по оценке качества освоения магистерской программы

Ключевые слова: управление, образовательный процесс, магистратура, оценка качества, основная образовательная программа.

Оценка качества освоения основой образовательной программы магистратами является важной задачей управления процессом подготовки магистров. Берлинское коммюнике 2003 г. определяет магистратуру как второй уровень (цикл, ступень, степень) трехуровневой (трехцикловой) Болонской системы высшего образования.

Учебный процесс подготовки магистров выстраивается с точки зрения продолжительности обучения, содержания и профилей подготовки с учетом требований и рекомендаций национальных и международных организаций и учреждений в области образования. Так, например, в Европе в последние годы были введены профили магистерских программ: профессиональные и исследовательские. Многие вузы разрабатывают магистерские программы как логическое продолжение программ бакалавриата. Имеют место и самостоятельные магистерские программы. Также разрабатываются магистерские программы на стыке дисциплин и в появляющихся новых областях науки и знания.

Преобладают двухгодичные программы магистра (с общим сроком обучения, эквивалентным 300 зач. ед. ECTS). Однако встречаются как более короткие, так и более продолжительные программы:

- 180 зач. ед. для бакалавра + 120 зач. ед. для магистра;

- 240 зач. ед. для бакалавра + 90-120 зач. ед. для магистра;

- 300 зач. ед. для магистра (интегрированная программа).

Вне зависимости от особенностей формирования учебного процесса подготовки магистров образовательное учреждение должно как организовать, так и контролировать процесс обучения магистрантов. В данном случае задача управления проявляется через установление четких требований к результатам обучения и разработку методики их оценки. Обязательным требованиям к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры является сформированность установленных стандартом компетенции магистра.

При этом в соответствии с Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации магистр должен обладать компетенциями на уровне следующих дескрипторов.

1. Знать: определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений.

2. Уметь: осуществлять деятельность, предполагающую решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных).

3. Владеть: навыками синтеза профессиональных знаний и опыта, создания новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей, определения источников и поиска информации, необходимой для развития деятельности.

© Макрусев В.В., Любкина Е.О., 2013

ECTS Users' Guid определяет компетенцию, как динамичное сочетание знаний, умений и навыков. Компетенции формируются в рамках различных единиц программы или учебных дисциплин и оцениваются соответственно на разных этапах обучения. Формирование компетенций осуществляется в интегрированной и цикличной форме в течение всей программы подготовки с помощью текущей и промежуточной аттестации.

Таким образом, организация, реализация и контроль учебного процесса подготовки магистров должны основываться на следующих принципах:

- системность;

- целостность;

- структурируемое^;

- эмерджентность.

Каждый из представленных принципов проявляется в целом в учебном процессе и на определенных стадиях (организация, реализация и контроль). При организации учебного процесса целесообразно сочетать системность и целостность. Например, подготовка учебного плана проводится с точки зрения его элементов - учебных дисциплин, их связей внутри и между циклами. Компетенции распределяются логично последовательно от общих к специальным. Учебный план подготовки магистров должен содержать набор учебных дисциплин связанных друг с другом компетенциями, и отражающих различные аспекты применения компетенции в профессиональной деятельности магистров.

Реализацию учебного процесса рекомендуется рассматриваться через структуриру-емость учебного материала, развитие определенных компетенций на отдельных этапах подготовки магистров. При этом учебный процесс должен быть гибким, чтобы в ходе обучения можно было изменять его структуру, выделять отдельные единицы (учебные дисциплины), заменять их и т.д.

Контроль учебного процесса подготовки магистров, оценку качества освоения ими ООП ВПО и уровня сформированности компетенций необходимо рассматривать с позиции эмерджентности результатов обучения на отдельных этапах при освоении тех или иных компетенций. Учебный процесс и его отдельные элементы (учебные дисциплины) имеют такие характеристики, которые позволяют рассматривать компетенцию только в разрезе определенной сферы деятельности или явления. Учебная дисциплина формирует компетенцию в части, только совокупность или набор дисциплин формируют компетенцию целостно. Поэтому процесс обучения и его результат имеют разные свойства.

Процесс обучения - это совокупность идейно связанных элементов учебного процесса (учебных дисциплин). Результат обучения - это всегда целостная сформированная компетенция — совокупность знаний, умений и навыков, которые освоил магистрант и способен применить их в практической деятельности при решении управленческих задач. Магистр (выпускник магистерской программы) с позиции процесса обучения может владеть определенным набором методов, технологий инструментов решения задач управления, но с позиции результата обучения он должен решать задачи управления стратегически в сфере профессиональной деятельности. Данный принцип является ключевым для создания методики оценки качества освоения ООП ВПО магистрантами.

Рассмотрим процесс оценки качества освоения ООП ВПО на примере направления подготовки 080200.68 «Менеджмент» магистерской программы «Менеджмент таможенных услуг».

Методика оценки качества освоения ООП ВПО содержит три уровня:

1. Концептуальный;

2. Содержательный;

3. Технологический.

1. Концептуальный уровень.

Методика оценки качества освоения ООП ВПО разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, национальными международными стандартами в области высшего профессионального образования. Цель методики: создание единого порядка оценки качества освоения ООП ВПО в условиях компетентностно-ориетированной системы высшего профессионального образования.

Задачи методического обеспечения оценки качества освоения ООП ВПО:

- обеспечить единые требования к порядку оценки;

- сформировать единый механизм интерпретации результатов оценки;

- выявление динамики и тенденции в формировании и развитии компетенции;

- координация реализации учебного процесса на основе полученных промежуточных результатов оценки.

Условия оценки качества освоения ООП ВПО:

1. Результат освоения ООП ВПО — сформированные компетенции в соответствии с ФГОС ВПО у обучающихся. Промежуточный результат оценки качества освоения ООП ВПО — сформированные компетенции закрепленные на учебными дисциплинами учебного плана направления подготовки (специальности), освоенные обучающимися;

2. Компетенция формируется комплексом дисциплин, входящих в базовую и вариативную части учебного плана в течение всего периода обучения (2 или более года, в зависимости от формы обучения);

3. Перечень оценочных средств сформированности компетенции устанавливается рабочей программой учебной дисциплины и учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению практических занятий (РП УД и УМУпоСРС);

4. По результатам оценки, в том числе промежуточным, устанавливается уровень сформированности компетенции: пороговый, повышенный, высокий. Признаки порогового, повышенного и высокого уровней сформированности компетенции описывают качественную подготовку обучающегося.

2. Содержательный уровень.

Оценка качества освоения ООП ВПО осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля. На этапе текущего контроля проводится систематическая оценка знаний, умений и навыков обучающегося по учебным дисциплинам. На этапе промежуточного контроля (промежуточной аттестации) устанавливаются промежуточные результаты оценки качества освоения ООП ВПО. На этапе итогового контроля (итоговой аттестации) определяется результат оценки качества освоения ООП ВПО и устанавливается уровень сформированности компетенций.

Текущий и промежуточный контроль имеет диагностический характер и формирует общее представление об успеваемости обучающихся по освоению ООП ВПО по определенным учебным дисциплинам. К основным формам текущего и промежуточного контроля относятся:

- тестирование (тест);

- решение практической задачи;

- выполнение письменной контрольной работы (реферат, курсовая работа, эссе

и т.д.).

Представленные формы полностью отражают специфику подготовки магистров и ориентированы на оценку компетенций магистерской программы. Общей целью магистерской программы является подготовка руководителей структурных подразделений организа-

ций и учреждений, осуществляющих деятельность по профилю магистерской программы. Учебный процесс в рамках контроля должен ориентироваться на цель магистерской программы и обеспечивать оценку способности принимать решения, в том числе управленческие.

Тестирование и решение практической задачи являются определяющими формами контроля, поскольку полностью ориентированы на выработку и принятие решения. В зависимости от содержания задачи решение может носить управленческий характер. Выполнение письменной контрольной работы позволяет оценить не только аналитические научно-исследовательские способности магистранта, но и управленческие через постановку целей и задач, выводов, рекомендаций или предложений, которые обязательно должны быть сформулированы магистрантом. Также каждая из форм контроля отражает определенную структурную единицу компетенции: тестирование — «знание»; решение практической задачи - «умение»; выполнение письменной контрольной работы - «навыки».

Итоговой контроль формирует целостное представление о качестве освоения ООП ВПО на основе сформированных компетенций. Задачей текущего, промежуточного и итогового контроля является оценка качества освоения учебных дисциплин. При этом качество освоения имеет квалитативное (непосредственно качественное) и количественное значение. Качество отражает компетентностно-содержательную составляющую учебных дисциплин. Количественное значение или оценочное значение — это уровень качества освоения учебной дисциплины, который устанавливается по определенной шкале оценки: балльно-рейтинговой (100-балльной) или оценочной («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и т.д.).

В вузе формируется система оценки качества освоения ООП ВПО, которая содержит:

- положение о текущем, промежуточном и итоговом контроле;

- положение о балльно-рейтинговой системе оценке успеваемости обучающихся;

- фонды оценочных средств уровня сформированности компетенций.

Система оценки качества освоения ООП ВПО является обязательным элементом

учебного процесса вуза.

3. Технологический уровень.

Оценка общей успеваемости обучающихся проводится регулярно в рамках зачетно-экзаменационных сессий по соответствующим учебным дисциплинам. Шкала оценки общей успеваемости обучающихся согласована со шкалой балльно-рейтинговой системы оценки и оценочной шкалой. Согласованная шкала оценки сформированности компетенции представлена на рис.1.

Оценка общей успеваемости обучающихся проводится с использованием фонда оценочных средств учебной дисциплины. Рекомендуемыми оценочными средствами являются тестовые материалы, комплексные ситуационные задания (практические задачи) и письменные контрольные работы (реферат, эссе или курсовая работа, предусмотренная учебным планом). Представленные оценочные средства могут быть использованы в ходе текущего контроля или непосредственно промежуточной аттестации. Они являются показательными с позиции оценки компетенции, поскольку отражают в полном объеме знания, умения и навыки, раскрывающие определенную компетенцию.

Примерный бланк ведомости балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов (магистрантов) представлен в приложении 1. Результатом оценки общей успеваемости обучающихся по итогам всего процесса обучения является установление уровня сформированности компетенций. Уровень сформированности компетенций - это интегральная характеристика качества сформированных у обучающихся компетенций и степени общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Шкала сформированности компетенции

0,00-0,59 ™ 0,60-0,69 ^ ",755,8™ 0,90-1,00

Уровень несформированности компетенции Пороговый уровень Повышенный уровень Выввкий урввень

0-59 60-69 70-89 90-100

Шкала балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости магистрантов

«Неудовлетворительно» «Удовлетворительно» «Хорошо» «Отлично»

Оценочная шкала успеваемости магистрантов

Рис. 1. Согласованная шкала оценки общей успеваемости обучающихся

Уровень сформированности компетенций устанавливается для каждой компетенции отдельно по следующей формуле:

и, = -,

7 D

где и - оценка уровня сформированности j-й компетенции,

j - номер оцениваемой компетенции в соответствии с ФГОС ВПО;

£ - сумма баллов, полученная обучающимся по всем дисциплинам, которые формируют оцениваемую компетенцию;

Б - количество дисциплин, формирующих оцениваемую компетенцию.

Среднее значение уровня сформированности всех компетенций характеризует качественную подготовку выпускников по четырем уровням:

- уровень несформированности компетенции

- пороговый;

- повышенный;

- высокий.

Каждому уровню соответствует определенный диапазон баллов балльно-рейтинго-вой системы оценки и присвоена оценка по 4-балльной шкале:

0-59 баллов — уровень несформированности компетенции (оценка «неудовлетворительно»);

60-69 баллов — пороговый уровень (оценка «удовлетворительно»);

70-89 баллов — повышенный уровень (оценка «хорошо»);

90-100 баллов — высокий уровень (оценка «отлично»).

Оценка уровня сформированности компетенции проводится по результатам изучения комплекса учебных дисциплин, формирующих определенную компетенцию. Так, общекультурные и профессиональные компетенции (ОК и ПК) ФГОС ВПО направления подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр») формируется комплексом дисциплин, которые постепенно вводятся в учебный процесс в течение всего периода подготовки магистров в зависимости от цикла учебного плана (общенаучный, профессиональный) и его части (базовая, вариативная) (см. рис.2).

1 семестр 3 семестр

Рис. 2. Схема формирования компетенций по семестрам

Результаты оценки оформляются деканатом факультета в сводной ведомости оценки уровня сформированности компетенции. Примерный бланк сводной ведомости оценки уровня сформированности компетенции представлен в приложении 2.

При определении уровня сформированнсти компетенции применяется трехуровневая система оценки, основанная на таксономии Б. Блума (см. табл.1).

Таблица 1

Трехуровневая система оценки сформированности компетенции (по таксономии Б.Блума)

уровень сформированности компетенции Структура компетенции Основные признаки

Знает: изученный материал, термины, конкретные процедуры, основные понятия, принципы менеджмента таможенных услуг Магистрант повторяет или распознает информацию, способен рассказать основную идею, показать связи и назвать источник информации.

Пороговый Умеет: преобразовывать изученный материал с учетом специфики деятельности таможенных органов Магистрант приводит цитаты из текста, воспроизводит нужные схемы, ссылается на авторов, прикладывает соответствующую документацию, понимает смысл информационных материалов, описывает, объясняет и определяет признаки

Владеет: технологиями использования изученного материала в конкретных ситуациях управления таможенными услугами. Применяет законы, теорию в конкретных практических ситуациях деятельности таможенных органов Магистрант резюмирует, составляет, конспект текста, пересказывает и объясняет его

Продолжение табл.

уровень сформированности компетенции Структура компетенции Основные признаки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знает: изученный материал от конкретных факторов до целостной теории, термины, конкретные процедуры, основные понятия, принципы Магистрант применяет решение в сходных задачах (ситуациях), иллюстрирует и решает их

Повышенный Умеет: преобразовывать изученный материал с учетом специфики деятельности таможенных органов, прогнозировать и описывать будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных, интерпретировать материал, предполагать, объяснять факторы, правила, принципы Магистрант использует теоретически положения для объяснения событий, оценки влияния действия или толкования причин события, определение элементов и структуры, проводит анализ, проверяет, проводит эксперимент, сравнивает и выявляет различия

Владеет: технологиями использования изученного материала в конкретных ситуациях управления таможенными услугами. Применяет законы, теорию в новых нестандартных ситуациях деятельности таможенных органов Магистрант применяет идеи курса для структурирования решаемых задач

Знает: современные теории, принципы и методы исследования, используемые в изучаемой области знаний - менеджмента таможенных услуг Магистрант демонстрирует системное понимание учебной дисциплины

Высокий Умеет: определять актуальные проблемы исследования, составлять план, обеспечивать процесс выполнения его и проводить научные исследования с академической требовательностью Магистрант самостоятельно инициирует и осуществляет интегрированные прикладные научные проекты и определяет научные проблемы

Владеет: навыками научных исследований, позволяющих вносить вклад в дальнейшее развитие предмета исследования Магистрант вносит вклад в научные исследования, которые имеют прикладной характер и расширяют границы знаний в области менеджмента таможенных услуг

По результатам оценки уровня сформированности каждой компетенции ООП ВПО формируется профиль компетентности выпускника - магистра (см. рис. 3). Для выпускника магистерской программы «Менеджмент таможенных услуг» профиль формируется из оценок 6 общекультурных и 14 профессиональных компетенций, установленных ФГОС ВПО 080200 «Менеджмент», переведенных по согласованной шкале из БРС ОУС в коэффици-

ент достигнутого уровня компетенции. Интервалы оценок в соответствии с согласованной шкалой характеризуют зоны сформированности компетенций магистра:

- зона несформированности компетенций - от 0 до 0,59;

- зона порогового уровня сформированности компетенции - от 0,60 до 0,69;

- зона повышенного уровня сформированности компетенции - от 0,70 до 0,89;

- зона высокого уровня сформированности компетенции - от 0,90 до 1.

На основе анализа полученного профиля определяется уровень компетентности магистра, степень достижения цели магистерской программы и эффективность реализации ООП ВПО на основе ФГОС ВПО.

ОК-1

ПК-5

Рис. 3. Профиль уровня компетентности магистра направления подготовки 080200.68 «Менеджмент» программы подготовки «Менеджмент таможенных услуг»

Согласованные шкалы оценки сформированности компетенции применяются на основе учебного плана учебного плана подготовки магистров с указанием справочника компетенций и согласованной шкалы оценки успеваемости магистрантов. Система оценки качества освоения магистрантом ООП ВПО магистратуры является универсальной, и применяется в паспортах компетенций и рабочих программах учебных дисциплин ООП ВПО магистратуры. Система оценки качества освоения магистрантом ООП ВПО магистратуры основана на балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости магистрантов. Признаки сформированности компетенций ООП ВПО магистратуры устанавливаются рабочей программой учебной дисциплины в тематическом плане. Оценка качества освоения магистрантом ООП ВПО магистратуры осуществляется оценочными средствами, определенными рабочими программами учебных дисциплин ООП ВПО магистратуры.

Таким образом, методика оценки качества освоения магистерской программы - это совокупность правил, порядка и технологии оценки уровня успеваемости обучающихся через качество освоения ими компетенций в порядке, определенным учебным планом и требованиями, установленными учебными дисциплинами.

Приложение 1

Образец бланка Ведомости балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов (магистрантов)

ВЕДОМОСТЬ БАЛЛЬНО-РЕйТИНГОВОй СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ (МАГИСТРАНТОВ)

Факультет

Наименование факультета Направление подготовки (специальность):

Код, наименование направления подготовки (специальности)

профиль (магистерская программа)

Наименование профиля (магистерской программы) Учебная дисциплина: «

наименование учебной дисциплины

Преподаватель:

ФИО, должность, уч. степень, уч. звание Перечень формируемых компетенций:

Код и наименование

»

Формируемые компетенции

ФИО сту- ОК-1 ОК-2 ПК-1 ПСК-1 г

Виды работ Виды работ н 8 т

№ п/п дента (магистранта) Конспектирование лекций Решение задач Решение тестового задания Составление аналитической записки Итоговый рей Оценка

1

2

3

Преподаватель

Приложение 2

Образец бланка Сводной ведомости оценки уровня сформированности компетенции

сводная ведомость оценки

УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Код и наименование направление подготовки (специальности):

Код и наименование формируемой компетенции в соответствии с ФГОС ВПО:

№ п/п ФИО студента (магистранта) Учебные дисциплины, формирующие компетенцию в соответствии с учебным планом направления подготовки (специальности) « » (профиль « ») СУММАРНАЯ ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ СРЕДНЯЯ ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УРОВЕНь СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

Код дисциплины. Наименование дисциплины Код дисциплины Наименование дисциплины

Оценочные средства Оценочные средства

Тестирование Решение практических задач И другие Итоговый рейтинг Тестирование Решение практических задач И другие Итоговый рейтинг

1 +/-1

2

3

Декан факультета

Библиографический список

1. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при проектировании основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО и самостоятельно устанавливаемых вузами образовательных стандартов. — М.: КДУ, 2011; Переход российских

вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / [В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, С.В. Коршунов и др.] - М.: Университетская книга, 2010.

2. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе/ [В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др.] - М.: Изд-во МГУ, 2007.

3. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы оценки качества обучения по инновационным образовательным программам / А.Г. Шмелев, А.А. Чумаков, А.Г. Ларионов, А.Г. Серебряков. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

4. Байденко В.И. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (книга-приложение 2) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 220 с.

5. В.И. Байденко Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 220 с.

6. Байденко В.И. Болонский процесс: концептуально-методологические проблемы качества высшего образования (книга-приложение 3) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 220 с.

7. D. Kennedy, A. Hyland, N. Ryan. Written and using learning outcomes: a practical cuide [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bologna-handbook.com

8. Официальный сайт учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию. - URL: http://www.umo.msu.ru/

9. Официальный сайт Координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы [Электронный ресурс]. - URL: http://www. fgosvpo.ru/

И.И. Мамаев В.П. Шибаев

возможности информационно-коммуникационных технологий в повышении качества образовательного процесса современного вуза

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, качество образования, вуз, миссия университета.

В соответствии с требованиями недавно принятого Закона «Об образовании в Российской Федерации» по-прежнему важно и актуально совершенствовать управление качеством профессиональной подготовки с учреждениях высшего профессионального образования. Понятие «качество образования» Закон трактует как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающую их соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным образовательным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы

© Мамаев И.И., Шибаев В.П. 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.