Научная статья на тему 'Разработка информационной системы взаимоотношений с клиентами'

Разработка информационной системы взаимоотношений с клиентами Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
763
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRM / взаимоотношение с клиентами / управление проектом / диаграмма Ганта / этапы проектирования. / CRM / customer relationship / project management / Gantt chart / design stages.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — К. Н. Цебренко

Разработка эффективной информационной системы управление взаимоотношениями с клиентами является актуальной задачей для бизнеса. Целью работы является управление проектом разработки информационной системы взаимоотношений с клиентами. Предметом исследования является разработка информационной системы управление взаимоотношениями с клиентами. В результате исследования разработано описание управления проектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION SYSTEM OF RELATIONSHIP WITH CLIENTS

Designing an effective information system for customer relationship management is an urgent task for the business. The aim of the work is to manage a project for developing an information system for customer relations. The subject of the study is the development of a customer relationship management information system. As a result of the study, a description of the project management was developed.

Текст научной работы на тему «Разработка информационной системы взаимоотношений с клиентами»

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С

КЛИЕНТАМИ

К.Н. Цебренко, канд. техн. наук, доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11486

Аннотация. Разработка эффективной информационной системы управление взаимоотношениями с клиентами является актуальной задачей для бизнеса. Целью работы является управление проектом разработки информационной системы взаимоотношений с клиентами. Предметом исследования является разработка информационной системы управление взаимоотношениями с клиентами. В результате исследования разработано описание управления проектом.

Ключевые слова: CRM, взаимоотношение с клиентами, управление проектом, диаграмма Ганта, этапы проектирования.

В настоящее время в бизнесе процесс построения взаимоотношений с клиентами требует тщательного планирования и нуждается в автоматизации [1]. Разработано множество программных продуктов в этой области [2]. Автоматизированная информационная система взаимоотношений с клиентами (CRM) используется для построения устойчивых деловых отношений с клиентами. Они основаны на применении управленческих и информационных технологий, позволяющих компании обрабатывать информацию о своих клиентах на всех этапах работы.

Реализация системы CRM требует тщательного проектирования, в условиях конкретного предприятия [3]. В работе [4] приведены результаты моделирования подобной системы. Гибридная модель может быть использована при разработке информационной системы. Рассмотрим процесс построения CRM системы, включающий все этапы проектирования. Для проектирования информационной системы взаимоотношений с клиентами на основе разработанной в работе [4] концепции составлена иерархическая структура работ или скоуп проекта.

Рассмотрим процесс разработки системы. На первом этапе выполняется исследование предметной области и обоснование создания информационной системы взаимоотношений с клиентами.

Основными целями данного этапа являются:

- определение основной цели;

- определение желаемого результата;

- определение средств и технологий достижения цели;

- определение предварительных затрат на достижение целей.

Иллюстрация данного этапа представлена на рисунке 1.

Результаты и ключевые события: согласованы цели, определены затраты с руководством, определены желаемые результаты. Диаграмма Ганта этапа исследования предметной области представлена на рисунке 2.

Типовые риски и проблемы на этой фазе: избыточная структура управления, сложные процедуры управления и принятия решений: большое количество согласований, сроки согласований, высокая стоимость услуг.

e Режик Название задачи » Длительнс » Начало » Окончани! т Предшественн * Названия ресурсов ■»•

1 4 * Проектирование информационной системы взаимоотношений с клиентами 90 дней Ср 22.05.19 Вт 24.09.19

Y Начало Одней Ср 22.05.19 Ср 22.05.19

* Этап 1. Исследование предметной области и обоснование создания информационной системы взаимоотношений с клиентами 8 дней Ср 22.05.19 Пт 31.05.19 2

4 4 Определение главной цели проекта 2 дней Ср 22.05.19 Чт 23.05.19 Директор организации; Руководитель проекта

Г Определение желаемого результата 1день Пт 24.05.19 Пт 24.05.19 4 Директор организации; Руководитель проекта

6 Определение средств и технологий достижения цели 2 дней ПН 27.05.19 Вт 28.05.19 5 Разработчик; Руководитель проекта

Определение предварительных затрат на достижение цели 2 дней Ср 29.05.19 Чт 30.05.19 б Бухгалтер

8 4 Согласование целей, средств и затрат с руководством организации 1день Пт 31.05.19 Пт 31.05.19 7 Бухгалтер; Директор организации; Руководитель проекта

Рис. 1. Этап 1. Исследование предметной области

Рис. 2. Диаграмма Ганта Этап 1

Следующий этап анализ организации предназначенной для внедрения системы. Цель - анализ сфер деятельности, включающий: обследование внешних и внутренних информационных потоков в организации, определение связей между отдельными структурными подразделениями организации ООО «Системная интеграция и энергоинжиниринг», обоснование элементов проектирования информационной системы взаимоотношений с клиентами,

уточнение положений информационной системы взаимоотношений с клиентами.

Результаты и ключевые решения: обследованы внешние и внутренние информационные потоки, обоснованы, задокументированы и утверждены:

- техническое обеспечение;

- программное обеспечение;

- информационное обеспечение.

Диаграмма Ганта данного этапа представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Диаграмма Ганта Этап 2

Типовые риски/проблемы на этой фазе: недостаточная вовлеченность бизнес экспертов в проектирование решения, замена совместной работы над проектированием заказчика и исполнителя на проектирование исполнителем и согласование заказчиком.

Разработано описание этапа разработка проекта. На данном этапе планируется достичь следующих целей: утвердить техническое задание, назначить ответственные за работу лица, разработать календарный график работ, спланировать необходимые ресурсы.

Результаты и ключевые решения данного этапа: спланированы необходимые затраты из бюджета, утверждена техническая документация. Типовые риски/проблемы на этой фазе: большой объем разработок, задержки в доработках систем, с которыми будет интеграция.

Разработаны диаграммы этапа внедрения проекта. Основные цели данного этапа: закупка программного и технического обеспечения для сервера и рабочего места ООО «Системная интеграция и энергоинжиниринг», установка программного и технического обеспечения для сервера и рабочего места ООО «Системная интеграция и энергоинжиниринг».

Результаты и ключевые решения: установлено программное и техническое обо-

Библиографический список

1. Кубатин Д.В. Моделирование автоматизированной системы агрегации скидок, акций и предложений / К.Н. Цебенко, Д.В. Кубатин // Вестник ИМСИТ. - 2017. - № 4 (72). -С. 22-23.

2. Современные информационные технологии в управлении сложными социально-экономическими системами: электронная монография / Нестеров Г.Д., Нестерова Н.С., Саакян Р.Р., Бужан В.В., Камалян Р.З. и д.р. // Отв. Ред. Г.Д. Нестеров. - Краснодар: Новация, 2018. - 115 с.

3. Цебренко К.Н. Моделирование электронной среды образовательной организации в соответствии с требованиями федеральных стандартов // Информационные ресурсы России. - 2018. - № 4. - С. 38-43.

4. Цебренко К.Н. Моделирование информационных систем управления взаимоотношениями с клиентами // Электронный научный журнал «ДНЕВНИК НАУКИ». - 2019. - № 8. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dnevniknauki.ru/images/publications/2019/8/technics/Tsebrenko.pdf

рудование, утвержден акт приема-передачи. Типовые риски/проблемы на этой фазе: задержка в настройки оборудования, задержка перед утверждением акта приема-передачи, задержка в закупке программного и технического оборудования.

Разработано описание этапа подготовка проекта к сдаче. На данном этапе пред командой проекта стоят следующие задачи: настроить технические и программные средства, обучить пользователей работе с ИС. Результаты и ключевые решения: программное и техническое оборудование настроено, пользователи прошли обучение взаимодействию с ИС.

Типовые риски/проблемы на этой фазе: неполадки во время настройки оборудования. Разработано описание этапов проекта сдача в эксплуатацию и завершение проекта.

В результате составлено описание проекта с семью основными этапами. Подробно описано планирование управления содержанием проекта и разработаны диаграммы Ганта всех этапов, лист ресурсов и график ресурсов. Результаты исследования рекомендуется использовать при управлении проектами построения информационных систем управления взаимоотношениями с клиентами.

DEVELOPMENT OF INFORMATION SYSTEM OF RELATIONSHIP WITH CLIENTS

K.N. Tsebrenko, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Academy of Marketing and Social Information Technologies - IMSIT (Russia, Krasnodar)

Abstract. Designing an effective information system for customer relationship management is an urgent task for the business. The aim of the work is to manage a project for developing an information system for customer relations. The subject of the study is the development of a customer relationship management information system. As a result of the study, a description of the project management was developed.

Keywords: CRM, customer relationship, project management, Gantt chart, design stages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.