И.С. Назаренко
РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
Рассматривается авторское видение разработки системного инструментарно-методического обеспечения информационной логистики современной организации на основе процессного подхода. Представлен алгоритм логистического процесса современной организации на основе WFD-технологий. Модель оформлена с помощью программного продукта Fox manager и позволяет построить индивидуальную логистическую систему современной организации, предполагая использование методологии процессного подхода.
Ключевые слова: процессный подход; информационная экономика; бизнес-процесс; подпроцесс; логистический процесс; ин-струментарно-методическое обеспечение; алгоритм.
Актуальность проблем, связанных с формированием глобальной информационной экономики, играет важную роль, так как современным организациям необходим качественно новый экономический ресурс, который будет способствовать стабильному росту. Информационная экономика отличается от всех предшествующих типов экономики тем, что важнейшим производительным ресурсом здесь выступает не физическое благо, а нечто неосязаемое - информация. Важнейшее значение в информационной экономике приобретает задача управления информационными ресурсами на различных уровнях иерархии. Решение этой задачи позволяет информационной логистике систематизировать комплекс мероприятий, направленных на управление производством информации, ее движением и сбытом с минимальными издержками.
Наиболее важную роль в управлении современными организациями играет информационное обеспечение бизнес-процессов. Бизнес-процесс - это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы, создает ценность и выдает результат [1, 4, 5]. Логистика является ключевым бизнес-процессом. Каждый бизнес-процесс может состоять из ряда подпроцессов различной степени сложности, которые, в свою очередь, могут дробиться на процессы более низкого уровня (вплоть до индивидуальной деятельности).
Цель исследования заключается в разработке системного инструментарно-методического обеспечения информационной логистики современной организации. Для достижения цели исследования разработан алгоритм логистического процесса современной организации (рис. 1). Он сформирован на основе WFD-технологий, т. е. диаграммы потоков работ, используемых для описания процессов нижнего уровня, и визуализация процесса представлена с помощью программы Fox manager.
Рассмотрим более подробно подпроцессы логистического процесса современной организации:
1. Логистическая стратегия - это долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в организации, межфункциональной и межорганизацион-ной координации и интеграции, сформулированное высшим менеджментом организации в соответствии с корпоративными целями [2].
Включает операции: создание миссии организации в целом, создание логистической миссии, разработка бизнес-плана по логистике и др. При этом могут ис-
пользоваться системы корпоративного управления MRP, ERP, CSM и т.п.
2. Снабжение - это совокупность взаимосвязанных мероприятий логистического воздействия на формирование и направление движения сырья и материалов в целях оптимизации их продвижения в сфере снабжения производства.
Включает операции: определение потребности в материальных ресурсах, выбор источников ресурсов, формирование заказа, контроль исполнения заказа, транспортировка, передача сырья на склад, проверка поставки и др.
3. Транспортировка сырья и материалов - совокупность взаимосвязанных мероприятий логистического воздействия на формирование и направление транспортировки сырья и материалов в целях оптимизации их в системе производства.
Включает операции: подбор оптимального вида и типа транспортного средства, планирование процесса транспортировки таким образом, чтобы он был согласован со складскими операциями, выбор наилучшего маршрута транспортировки, доставка груза до склада и др.
4. Складирование сырья и материалов - это организационная совокупность взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающая оптимальное размещение сырья и материалов на складе и рациональное управление ими [3].
Включает операции: подготовка склада к приемке груза, разгрузка транспорта, обработка сырья и материалов, оформление сопроводительной документации, размещение, хранение и др.
5. Производство продукции - это комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе производства продукции и/или услуги.
Включает операции: подготовка сырья и материалов к производству, выбор оптимального способа производства (параллельный, последовательный, параллельно-последовательный), процесс производства, передача на склад готовой продукции и др.
6. Складирование готовой продукции - это организационная совокупность взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающая оптимальное размещение готовой продукции на складе, рациональное управление и мероприятия по взаимодействию со службой сбыта, позволяющие в итоге довести готовую продукцию до потребителя.
Включает операции: унификация, комплектование заказов, упаковка, маркировка, дополнительная обработка, отпуск товаров, погрузка в транспортное средство, взаимодействие со службой сбыта и др.
Рис. 1. Алгоритм логистического процесса современной организации
7. Сбыт (распределение) готовой продукции и/или услуги - совокупность мероприятий по оптимизации функций, реализуемых в процессе распределения готовой продукции и/или услуги.
Включает операции: разработка вариантов систем распределения готовой продукции и/или услуги, формирование каналов распределения, процесс выполнения заказа, стимулирование продаж, подписание договора купли-продажи и др.
8. Транспортировка готовой продукции - это совокупность взаимосвязанных мероприятий логистического воздействия на формирование и направление транспортировки готовой продукции в целях оптимизации их в системе распределения.
Включает операции: разработка оптимального
маршрута, отгрузка готовой продукции потребителю, доставка и контроль транспортировки готовой продукции и др.
9. Сервисное обслуживание - это совокупность услуг, оказываемых в процессе доведения готовой продукции и/или услуги потребителю.
Включает операции: гарантийное обслуживание, обмен, консультирование потребителя, удобные варианты оплаты продукции и/или услуги, предоставление информации о продукции и/или услуге, выпуск необходимой технической документации, обеспечение надежности доставки, гибкость поставки и др.
В сервисном обслуживании можно выделить отдельным подпроцессом управление возвратными потоками.
Информационное обеспечение логистической системы включает в себя алгоритм (процедуру) логистического процесса. Те подпроцессы, которые технологически не применимы в организации, не регламентируются. Например, если организация производит какую-либо услугу, то автоматически не разрабатываются подпроцессы транспортировки и складирования, а подпроцесс производства заменяется на подпроцесс оказания услуги.
Информационная поддержка логистической системы подразумевает разработку инструментарно-методического обеспечения логистического процесса современной организации. Принципиальная особенность инструментарно-методического обеспечения состоит в том, что оно направлено на осуществление стратегических действий по достижению основной цели логистики - доставке продукции соответствующего качества и количества точно в срок при минимальных издержках снабжения, хранения, производства, сбыта, транспортировки продукции, а также получения, обработки и передачи информации. Инструментарно-методическое обеспечение реализовано в трех частях: логистический подпроцесс, методы и показатели.
Таким образом, алгоритм логистического процесса применим в любой ситуации, является гибким, комплексным, его использование позволяет построить индивидуальную логистическую систему организации.
Инструменты и методы могут применяться в зависимости от технологического процесса.
Разработка системного инструментарно-методи-ческого обеспечения информационной логистики современной организации наиболее эффективным образом предполагает использование методологии процессного подхода к логистике, позволяющей уменьшить вероятность возникновения конфликтов между сотрудниками, повысить качество их мотивации, создать интегрированную логистическую систему доставки продукции точно в срок с минимальными издержками, создать эффективную систему регулирования и контроля движения информационных и материальных потоков, обеспечивающую высокое качество доставки продукции, стандартизировать логистические процессы для обеспечения возможности их контроля, обеспечить прозрачность деятельности современной организации, а также смоделировать логистическую систему и условия ее надежного функционирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Как правильно идентифицировать бизнес-процессы в организации. ИКЬ: http://www.bsconsulting.kiev.ua/library/content/biznes-process.pdf
(дата обращения: 04.12.2010).
2. Наиболее распространенные логистические стратегии. ИКЬ: http://www.cfin.ru/management/manufact/base_log_strategies.shtml (дата обраще-
ния: 07.12.10).
3. АльбековА.У., ЭльдархановХ-МЮ. Логистика : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2009. 338 с.
4.Моделирование бизнес-процессов. ИКЬ: http://www.script-coding.info/bp.html (дата обращения: 04.12.2010).
5. Карпова О.К. Планирование устойчивого развития промышленного предприятия на основе процессного подхода: инструментарно-
методическое обеспечение : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2010. 27 с.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 2 июня 2011 г.