Научная статья на тему 'Подходы к формированию бизнес-процессов в транспортной логистике на предприятиях химического комплекса'

Подходы к формированию бизнес-процессов в транспортной логистике на предприятиях химического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2156
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ТРАНСПОРТИРОВКА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ИНТЕГРАЦИОННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / CHEMICAL INDUSTRY / CONTINUOUS PRODUCTION / TRANSPORTATION / BUSINESS PROCESS / INTEGRATION AND LOGISTICAL CONCEPT / PROCESS APPROACH / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова Светлана Юрьевна

В статье дана характеристика непрерывного процесса производства и его основных принципов организации. Описана стратегия развития нефтехимического комплекса страны. Целью статьи является рассмотрение процесса управления транспортировкой готовой продукции на предприятиях химического комплекса с точки зрения системного и процессного подходов. Отмечено, что данное управление должно основываться на построении интегрированной производственно-транспортной системы, которая, в свою очередь, будет учитывать изменчивость процесса перевозок готовой продукции и синхронизировать его с производственным расписанием. Процесс транспортировки имеет свои особенности организации, и если его рассматривать как процесс непрерывного обеспечения производственных и сбытовых подразделений на предприятии, то целесообразно связывать работы всех звеньев системы со спросом. При построении бизнес-процессов важным является его эффективность, которая измеряется различными показателями, а для показателей рассчитываются целевые значения или критерии их оценки. В статье представлены показатели качественной и количественной оценки, которые необходимо применять при построении бизнес-процесса транспортировки продукции с учетом непрерывного цикла производства, а также выделены основные критерии по обеспечению ее эффективности. На основе этого построен алгоритм управления транспортировкой на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIOUS APPROACHES TO DEVELOPING BUSINESS PROCESSES IN TRANSPORT LOGISTICS AT ENTERPRISES OF CHEMICAL INDUSTRY

The paper presents the characteristics of a continuous production process and its basic organizational principles, considers the development strategy of the petrochemical industry. The paper aims to study the management of transportation of finished products at chemical enterprises in terms of systemic and process approaches. It is noted that the management should be based on an integrated production and transportation system, which, in turn, will take into account the variability of the process of transportation of finished products and will synchronize it with the production schedule. The transportation process has its own organizational peculiarities, and if it is considered as a continuous process managed by production and sales units, it is advisable to link all components of the system with demand. The most important thing in developing business processes is their efficiency which is measured by various indicators; those indicators have target values or criteria for their evaluation. The paper presents the qualitative and quantitative assessment indicators which should be used in developing business processes of the transportation of products with continuous production cycleas well as suggests an algorithm for managing transportation at the enterprise.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию бизнес-процессов в транспортной логистике на предприятиях химического комплекса»

ня потребительские предпочтения. Одним из решающих условий развития России является обеспечение конкурентоспособного качества продукции отечественных предприятий. Проводимые в стране реформы должны быть ориентированы в первую очередь на улучшение качества отечественных товаров и услуг. Между тем состояние качества выпускаемой продукции в России в целом нельзя признать удовлетворительным.

1. Игольников Г.Н., Патрушeв E.А. Что понимать под конкурeнтоспособностью, инвeстиционной привлeкатeльностью и экономичностью производства // Российский экономичeский журнал. 1995. № 11.

2. Кошелева А.С. Конкурентоспособность и устойчивое развитие предприятия // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5 (29).

3. Мeскон М.Х., Альбeрт М., Хeдоури Ф. Основы мeнeджмeнта. М.: ИД «Вильямс», 2012.

4. Ожeгов С.И., Швeдова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

5. ПаймукА.Д. Проблемы определения сущности конкурентоспособности // Вестник СГСЭУ. 2009. № 3 (27).

6. Соколова А.В. Повышeниe конкурeнтоспособности промышлeнных прeдприятий в системе рынка: авторeф. дис. ... канд. экон. наук. М.: МГИУ, 2009.

7. Яшин Н.С. Конкурентоспособность промышленных предприятий: методология, оценка, регулирование. Саратов: СГСЭУ, 1997.

[email protected] Светлана Юрьевна Данилова,

старший преподаватель, УДК 658.152 Тольяттинский государственный университет

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

В статье дана характеристика непрерывного процесса производства и его основных принципов организации. Описана стратегия развития нефтехимического комплекса страны. Целью статьи является рассмотрение процесса управления транспортировкой готовой продукции на предприятиях химического комплекса с точки зрения системного и процессного подходов. Отмечено, что данное управление должно основываться на построении интегрированной производственно-транспортной системы, которая, в свою очередь, будет учитывать изменчивость процесса перевозок готовой продукции и синхронизировать его с производственным расписанием. Процесс транспортировки имеет свои особенности организации, и если его рассматривать как процесс непрерывного обеспечения производственных и сбытовых подразделений на предприятии, то целесообразно связывать работы всех звеньев системы со спросом. При построении бизнес-процессов важным является его эффективность, которая измеряется различными показателями, а для показателей рассчитываются целевые значения или критерии их оценки. В статье представлены показатели качественной и количественной оценки, которые необходимо применять при построении бизнес-процесса транспортировки продукции с учетом непрерывного цикла производства, а также выделены основные критерии по обеспечению ее эффективности. На основе этого построен алгоритм управления транспортировкой на предприятии.

Ключевые слова: химическая отрасль, непрерывное производство, транспортировка, бизнес-процесс, интеграционная логистическая концепция, процессный подход, системный подход.

S.Yu. Danilova

VARIOUS APPROACHES TO DEVELOPING BUSINESS PROCESSES IN TRANSPORT LOGISTICS AT ENTERPRISES OF CHEMICAL INDUSTRY

The paper presents the characteristics of a continuous production process and its basic organizational principles, considers the development strategy of the petrochemical industry. The paper aims to study the management of transportation of finished products at chemical enterprises in terms of systemic and process approaches. It is noted that the management should be based on an integrated production and transportation system, which, in turn, will take into account the variability of the process of transportation of finished products and will synchronize it with the production schedule. The transportation process has its own organizational peculiarities, and if it is considered as a continuous process managed by production and sales units, it is advisable to link all components of the system with demand. The most important thing in developing business processes is their efficiency which is measured by various indicators; those indicators have target values or criteria for their evaluation. The paper presents the qualitative and quantitative assessment indicators which should be used in developing business processes of the transportation of products with continuous production cycleas well as suggests an algorithm for managing transportation at the enterprise.

Keywords: chemical industry, continuous production, transportation, business process, integration and logistical concept, process approach, system approach.

В настоящее время особенно актуальным становится изучение подходов к формированию бизнес-процессов на предприятиях. Но следует отметить, что не изученной с точки зрения процессного подхода остается область взаимосвязи транспортной логистики и процессов производства, основанных на принципах непрерывности и ритмичности предприятий химического комплекса.

Говоря о химическом комплексе РФ, мы оттолкнемся от определений и характеристик, приведенных в отраслевых положениях. В указанных документах определены роль и место химического комплекса в промышленности, в частности отмечено, что химический комплекс является базовым сегментом российской промышленности. Он включает в себя два укрупненных вида экономической деятельности: химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий (рис. 1) [5, с. 71].

Исторически крупные химические объединения сформировались во многих регионах страны. Они представлены производственными узлами в республиках Татарстан и Башкортостан, а также в нескольких краях (Алтайский, Пермский, Красноярский) и областях (Тульская, Тюменская, Ярославская, Волгоградская, Самарская и др.). Такое размещение в значительной степени способствовало развитию данных регионов.

Рис. 1. Структура объема отгруженных товаров

Для предприятий по производству удобрений и азотных соединений, входящих в состав химического комплекса, характерен непрерывный тип производства замкнутого цикла, который характеризуется непрерывностью протекания химико-технологических процессов. Это обусловливает большое значение бесперебойного обеспечения химического производства сырьем и материалами, а также особой организации работы обслуживающего персонала.

Основными принципами такой организации производства являются пропорциональность, непрерывность, параллельность, ритмичность и прямоточность [3].

В данном случае использование принципа пропорциональности для предприятий химического и нефтехимического комплекса будет означать, что между основными и вспомогательными цехами и участками как взаимосвязанными звеньями производства определено адекватное соотношение производительности и производственной мощности. Кроме того, определено равенство производительности стадий протекания химико-технологических процессов основного производства. Нарушение данного принципа на предприятиях химического комплекса может привести к возникновению узких мест на одних стадиях, участках производства при наличии резервов по остальным, что выражается в нарушении соотношений запасов полуфабрикатов незавершенного производства и их накоплении в специальных резервуарах. В дальнейшем это снижает качество химических реакций и выпускаемой продукции.

В химической промышленности принцип непрерывности находит наиболее полное и законченное выражение в применении автоматизированного непрерывного аппаратурного производства.

Одновременное выполнение различных видов работ предполагает применение принципа параллельности. Такие виды работ можно объединить в комплексы, которые могут относиться: к различным стадиям процесса производства продукции одного и того же вида; к отдельным процессам выработки разных видов продукции; к основным и вспомогательным процессам; к процессам изготовления полуфабрикатов собственного производства, входящих в готовую продукцию в виде составных частей или компонентов.

В случае применения принципа ритмичности получается, что в равные

промежутки времени выполняется равный или равномерно возрастающий объем работ, а процесс производства повторяется во всех его стадиях. Из этого вытекает, что равномерность производства - частный случай ритмичности. Для рассматриваемых предприятий это означает сохранение стабильности протекания химических реакций и обеспечение качества продукции.

Кратчайший путь прохождения предмета труда в производственном процессе (в пространстве) характеризует прямоточность данного процесса. Такое короткое прохождение сырья и материалов по технологическому циклу достигается оптимальным размещением рабочих мест по ходу технологического процесса и обеспечивает сокращение объема и длительности транспортных работ.

В связи с этим непрерывный производственный процесс имеет следующие преимущества:

- позволяет полностью механизировать и автоматизировать производственный процесс;

- создает основу для ритмичного (равномерного) выпуска продукции;

- в наибольшей степени обеспечивает однородность и высокое качество продуктов;

- дает возможность использовать компактное и укрупненное оборудование, что снижает капиталовложения при заданной мощности;

- снижает себестоимость продукции;

- увеличивает производительность труда;

- упрощает условия оптимизации производства продукции.

В состав химических предприятий, построенных на территории России в 60-е гг. XIX столетия, изначально входили и до сих пор остаются на многих предприятиях транспортные подразделения. Крупные вспомогательные подразделения, включающие в себя разнородные элементы - транспортные цехи, железнодорожный транспорт и железнодорожные пути, мосты и эстакады, погрузочные пункты и т.д., - представляют собой сложную экономическую систему. Такая система характеризуется взаимосвязанными материальными, информационными и человеческими потоками, которые объединены в едином процессе обслуживания транспортом. Для доставки готовой продукции точно в срок с меньшими затратами ресурсов на основе интеграции производства, транспорта и потребления должен быть разработан и осуществлен процесс, характеризующийся технологическим единством.

Технология транспортировки грузов, в рамках которой осуществляется тесное взаимодействие всех элементов логистической системы, трактуется как единый технологический процесс [6, с. 57]. Такое взаимодействие должно осуществляться на основе системного подхода. Кроме того, необходимо создание качественно новой производственно-транспортной системы, которая будет устойчива к изменениям внешней среды. Данное условие диктует необходимость решения целого ряда специфических проблем: изучение конъюнктуры рынка, прогнозирование спроса и производства, а следовательно, объема перевозок и мощности транспортной подсистемы, определение оптимальных величин заказов транспортных партий груза и уровней запасов сырья, топлива, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции и транспортных средств.

Учитывая особенности непрерывного химического производства, следует выделить следующие условия обеспечения непрерывности:

- спрос должен быть постоянным и дискретным (при непрерывном типе производства спрос на готовую продукцию должен поддерживаться на постоянном уровне для обеспечения эффективности деятельности предприятия и исключения затоваривания складов готовой продукции);

- пополнение запасов должно осуществляться без задержек либо быть постоянным и фиксированным (при выборе уровня перезаказа необходимо учитывать время доставки сырья и материалов от поставщика до производителя, которое должно стремиться к минимуму или быть постоянным). В случае задержки поставки существует риск возникновения дефицита запасов на предприятии и, как следствие, нарушение непрерывности процесса производства;

- объем заказываемой партии должен быть детерминированным и стремиться к минимуму, а частота поставок - максимальной (расходы на содержание запасов на складах значительно превышают затраты на транспортировку товарно-материальных ценностей, поэтому предприятие должно стремиться к минимизации запасов и увеличению частоты поставок) [2, с. 59].

Процесс транспортировки (доставки) материальных и других ресурсов имеет свои особенности организации. Доставку как процесс непрерывного обеспечения производственных и сбытовых подразделений целесообразно рассматривать при синхронизации работы всех звеньев системы и согласовании ее со спросом. Это требует строгого соблюдения сроков поставок, которые невозможны без четких характеристик составляющих систему элементов.

С целью повышения эффективности деятельности предприятия и обеспечения системной устойчивости в условиях конкурентной борьбы на рынке при доставке грузов должна быть обеспечена максимальная координация и интеграция всех звеньев транспортного процесса. В транспортном процессе участвуют основные и вспомогательные материальные и связанные с ними потоки, а составными элементами являются подача подвижного состава под погрузку, погрузка, транспортирование груза, возможная перегрузка и разгрузка.

Построение интегрированной производственно-транспортной системы, которая будет учитывать неустойчивость процесса транспортных перевозок и синхронизировать его с производственным расписанием, должно основываться на использовании сетей Петри. Также следует отметить, что звенья и составляющие их элементы транспортных перевозок, равно как и характеристики спроса на перевозки, отличаются высокой степенью стохастичности.

Суть вышеобозначенной интегрированной производственно-транспортной системы заключается в том, что она подлежит разложению на подсистемы. Данные подсистемы связаны с определенными звеньями и элементами транспортного процесса, которые необходимы для нахождения параметров каждой выделенной подсистемы с использованием стохастической аппроксимации.

Исходя из того, что транспортировка базируется на интегрированной логистической концепции и связывает между собой транспорт, снабжение, производство и

сбыт, она должна решать задачу оптимизации движения материального потока и обеспечивающего его информационного потока. Такая интеграция невозможна без внедрения процессного подхода, который дает возможность оптимизировать систему корпоративного управления, позволяет получить и использовать систему показателей и критериев оценки ее эффективности на каждом этапе снабженческой, производственной и сбытовой цепочки, а также управления деятельностью и ресурсами предприятия за счет создания сети бизнес-процессов, определения владельцев, моделирования, регламентации и их аудита. Основой процессного подхода является наличие на предприятии информационной системы, которая позволяет владельцам процессов получать своевременную и объективную информацию.

По данным стратегии развития нефтехимического комплекса, структура российского химического комплекса существенно отличается от структуры химической промышленности развитых стран. В отечественной химической промышленности вертикально интегрированные компании занимают незначительную долю российского рынка. Исторически это объединения, владеющие одним-двумя заводами.

В настоящее время химический комплекс обеспечивает только ценовую конкурентоспособность за счет структуры выпуска и уровня качества большинства видов продукции. При низкой степени передела первичного сырья отечественная химическая и нефтехимическая продукция вследствие более низких цен на энергоресурсы имеет ценовое преимущество перед многими зарубежными аналогами, но в случае приближения внутренних цен и тарифов на газ и электроэнергию к мировому уровню это преимущество теряется.

В то же время продукция, которая характеризуется более глубокой степенью переработки сырья, не имеет запаса ценовой конкурентоспособности. Это объясняется использованием устаревших технологий и оборудования. Такие несовременные технологии характеризуются высокими коэффициентами расхода сырья и энергоресурсов, а также высокой степенью износа основного технологического оборудования и инфраструктурными и ресурсно-сырьевыми ограничениями. По некоторым статистическим данным, затраты на 1 руб. продукции, выпускаемой химическим комплексом, увеличились с 0,87 руб. до 0,89 руб.

Принимая во внимание тот факт, что значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств, а затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику [1], следует отметить необходимость проведения комплекса мер по оптимизации (сокращению) логистических затрат на транспортировку, а также внедрение процессного подхода. В противном случае в ближайшие годы практически все отрасли российского химического комплекса окажутся в ситуации борьбы за выживание.

Наряду с использованием правила наибольшей близости поставщиков и потребителей для эффективной организации транспорта важнейшее значение имеют следующие факторы:

• наличие длительных хозяйственных связей между производителями и потребителями;

• доставка продукции в соответствии с графиками, которые согласованы между поставщиком и заказчиком;

• использование специализированных транспортных средств, которые помогают упростить погрузку-выгрузку готовой продукции и исключить потери в этих процессах и по пути следования;

• достижение полной механизации погрузочно-раз-грузочных работ и наличие необходимого фронта этих работ в результате рационального распределения складов и, соответственно, подъездных путей;

• организация единого технологического процесса на транспорте. В этом случае железнодорожная станция, к которой примыкают пути предприятия, заранее информирует предприятие о подходе подвижного состава, организует совместное планирование работ железнодорожного состава;

• максимально возможное использование территориальных оптовых складов для бесперебойного обеспечения необходимыми сырьем, материалами и др.;

• доставка продукции должна осуществляться там, где это экономически целесообразно и технически возможно, полными железнодорожными составами.

В настоящее время химические предприятия (концерны) производят и потребляют множество видов материалов и продукции. Для управления таким большим хозяйством необходима соответствующая управляющая структура.

В современных условиях хозяйствования химические предприятия должны принимать меры по снижению складских запасов, оптимизации бизнес-процессов организации и процесса транспортировки готовой продукции до потребителя. Для этого существуют (предлагаются, используются) передовые методы и инструменты, такие как аутсорсинг 1Т-подразделений, транспортного хозяйства, бухгалтерских и других услуг, внедрение инструментов «бережливого производства».

Использование аутсорсинга дает организации ряд преимуществ:

- во-первых, концентрация усилий организации на своих основных производственных процессах;

- во-вторых, повышение качества. Это является следствием того, что непрофильные бизнес-процессы компании-заказчика передаются более компетентным организациям-аутсорсерам;

- в-третьих, снижение издержек, поскольку те же бизнес-процессы обходятся дешевле сторонним организациям, взявшим их на аутсорсинг, чем компаниям, у которых данные процессы являются вспомогательными (хотя в некоторых случаях расходы для клиента могут остаться на том же уровне или даже вырасти - это зависит от ценовой политики аутсорсинговой компании).

Внедрение инструментов «бережливого производства» позволяет быстро и дешево производить качественную продукцию в условиях сокращения складских запасов и за счет этого успешно удовлетворять запросы потребителей и управлять основными потерями, которые возникают в процессе производства и транспортировки.

Таким образом, определены основные направления повышения эффективности использования заводского и грузового транспорта: усиление информационного обеспечения процессов управления на принципах информационной логистики; обеспечение предприятий всем необходимым посредством формирования интегрированной транспортной логистики (транспортом, подвижным со-

ставом, железнодорожными путями, цехами по обслуживанию транспорта и т.д.); создание критериев для определения эффективности функционирования транспорта на предприятиях химического комплекса; установление различных программных устройств (GPS и т.д.).

Исходя из вышесказанного, для обеспечения своевременной и экономичной доставки товара потребителю, учитывая особенности непрерывного процесса производства, необходимо разработать такую сеть бизнес-процессов предприятия, которая позволяла бы осуществлять процесс транспортировки указанным способом. При этом необходимо учесть только те процессы, которые участвуют в управлении поставкой товара от завода производителя до конечного потребителя и разработать показатели качественной и количественной оценки, на основе которых на предприятии с непрерывным циклом производства будет строиться процесс доставки готовой продукции.

В качестве основных критериев обеспечения эффективной транспортировки можно выделить:

• заявку потребителя (количество продукции, сроки поставки);

• норматив по сырью на складе, учет сырья;

• время производства (изготовления) продукции;

• составление графика отгрузки продукции;

• норматив по хранению готовой продукции на складе:

• время на обслуживание транспортного средства (взвешивание, промывка, подача единицы подвижного состава под погрузку);

• количество человек, участвующих в процессе погрузки;

• время, затраченное на погрузку;

• количество транспорта, участвующего в процессе доставки готовой продукции;

• время оформления документов (путевые листы, таможенные декларации);

• время присоединения вагонов к подвижному составу.

Вышеперечисленные показатели могут испытывать влияние внутренних и внешних факторов. В соответствии с системным подходом к внутренним факторам относятся цели, задачи, структура, технология, люди; к внешним - прямые (поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы, трудовые ресурсы и т.д.) и косвенные (состояние экономики, политическая обстановка, социокультурные проблемы, научно-технический прогресс, события в других странах и т.д.) факторы.

Так, при доставке продукции должны учитываться факторы, которые не подлежат изменению со стороны предприятия. К ним можно отнести:

• время подачи единицы подвижного состава (ЕПС) (компания РЖД);

• ограничение влияния на время движения подвижного состава при транспортировке готовой продукции на пути ее движения от производителя до конечного потребителя, так как в процессе принимают участие различные логистические центры, расположенные на территории РФ и речные/морские порты;

• невозможность отследить время погрузки и перегрузки, перефасовки готовой продукции в логистических центрах - центрах перегрузки и расфасовки;

• форс-мажорные обстоятельства в речных и морских портах на время погрузки продукции с ЕПС на морское судно, погодные условия (дождь, ветер и т.д.).

Ключевыми моментами для внедрения системного подхода к управлению являются: определение и описание существующих бизнес-процессов и порядка их взаимодействия в общей сети процессов организации; четкое распределение ответственности руководителей за каждый сегмент всей сети бизнес-процессов организации; определение показателей эффективности и методик их измерения; разработка и утверждение регламентов, формализующих работу системы; управление ресурсами и регламентами при обнаружении отклонений, несоответствий в процессе или продукте или изменений во внешней среде.

Наряду с системным подходом к моделированию бизнес-процессов необходимым является применение процессного подхода [4, с. 36]. Данный подход должен быть направлен на оптимизацию системы транспортно-логистического обеспечения. Такая система должна быть прозрачной для руководства предприятия и гибкой к изменениям внешних факторов. При внедрении процессного подхода регламентированными становятся элементы указанной системы транспортно-логистиче-ского обеспечения. К таким элементам можно отнести:

• построение «дерева целей» при определении целей и показателей деятельности предприятия;

• взаимосвязи между процессами и подразделениями организации;

• ответственность и полномочия владельцев процессов и других должностных лиц;

• система показателей, характеризующих результативность и эффективность деятельности организации в целом и его процессов;

• порядок рассмотрения результатов деятельности и принятие управленческих решений по устранению отклонений и достижению плановых показателей;

• порядок и формы отчетности перед высшим руководством.

Внедрение и организация процессного подхода потребует организации работ по описанию и регламентации бизнес-процессов. В рамках такой регламентации планируется:

- распределить ответственность за результаты работ, входящих в состав процессов; определить систему взаимодействия процессов между собой, а также с внешними поставщиками и потребителями;

- сформировать перечень документации, необходимой для функционирования процессов;

- составить график разработки и внедрения данной документации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- установить показатели деятельности процессов, способы и формы сбора информации и порядок отчетности перед руководителями;

- определить границы показателей, характеризующие нормальное течение процессов;

- установить критерии, по которым начинается работа по устранению причин отклонения.

Для построения модели бизнес-процессов, предложенной автором в данной работе, основной предметной областью является процесс транспортировки на предприятиях химического комплекса во взаимосвязи с процессами складирования и производства. К числу таких взаимосвязей следует отнести последовательность выполнения во времени организации процесса транспортировки готовой продукции, связь при помощи информационного потока. На рис. 2 представлен Псм-сИси^ «Управление транспортировкой на предприятии».

Договор на Заявка

поставку о г -

1 ^ потребителя

Нормирование по хранению

План производства

Условия с хранения ;

*_▼

Данные по запасам

Поступление готовой продукции с производства

ПИ

О о-

Регламенты

Вид

ранспорта

1. Обработка

заявки потребителя

Данные заказа

Вид

фасовки

2. Формирование требований к доставке

Г

Указания на корректировку графиков отгрузок

3. Корректировка графиков отгрузок

4. Размещение заказа на продукцию

4.1 График отгрузок

4.2 Документация по товару

4.3 Указания на доставку

4.4 Указания на отгрузку

5. Оформление документов на транспорт

6. Задание на выполнение маневренных работ

6.1 Взвешивание и промывка

7. Оформление задания на отправку ЕПС

8. Оформление ж/д накладной

9. Контроль за состоянием заказа

Ж/Д транспорт

Подача ЕПС

под взвешивание

Взвешивание

Г

Промывка, сушка

Отправка, загрузка

Прибытие в цех загрузки

— Загрузка

> Отправка

Ш О

А/М транспорт

Подача автотранспор

Время, объем, люди

Загрузка

Отправка

Отдел сбыта

Отдел Транспортное логистики управление

Транспортный цех

Рис. 2. Р1о\л/-сЬюи1 «Управление транспортировкой на предприятии»

При построении модели бизнес-процесса необходимо понять, что улучшение деятельности предприятия зависит не от объема и детальности созданных моделей процессов, а от того, как будут с ними работать, от их качества и их способности помочь выявить реальные проблемы, возможности их применения при регламентации деятельности подразделений предприятий в рамках внедрения процессного подхода.

Доставка продукции состоит из ряда последовательных отдельных этапов, как правило не связанных между собой и выполняемых разными подразделениями. Поэтому оптимизация сложившейся на предприятиях нефтехимического комплекса транспортно-временной системы представляет собой сложную задачу.

На рис. 2 детально представлены процессы, связанные с транспортировкой готовой продукции от производителя к потребителю, и установленные между ними временные связи. Данный подход к организации работы транспорта как составной части системы обосновывает целесообразность рассмотрения процесса перевозки от

производителя до конечного потребителя, включая упаковку, хранение, взвешивание, расфасовку, перевалку, загрузку, выгрузку, а также информационные потоки, сопровождающие доставку готовой продукции.

1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. Ч. 3.

2. Данилова С.Ю., Пуденков Е.В. Оптимизация уровня запасов производства с целью повышения конкурентоспособности предприятия с непрерывным циклом производства // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Серия «Экономика». 2013. № 2 (28).

3. Организация планирования и управления химическим предприятием / под ред. А.П. Мошкина. М., 1982.

4. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. 3-е изд., испр. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.

5. Саксин А.Г. Стратегия и тактика развития химического комплекса в условиях инновационной экономики. Н. Новгород: ННГАСУ, 2010.

6. Транспортная логистика: учебник для транспортных вузов / под общ. ред. Л.Б. Миротина. М.: Экзамен, 2003.

[email protected] Владимир Иванович Долгий,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова»

[email protected] Людмила Сергеевна Верещагина,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Сергей Николаевич Верещагин,

соискатель кафедры экономики труда и управления персоналом, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.5 ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СМК ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье обоснована необходимость внедрения положений МС ИСО 9000 на промышленных предприятиях, раскрыто значение анализа и оценки результативности и эффективности систем менеджмента качества (СМК). На основе анализа положений международных стандартов ИСО 9000 исследовано содержание экономических категорий «результативность СМК» и «эффективность СМК», выявлены основные проблемы и направления дальнейшего совершенствования стандартизации в области развития методологии оценки результативности и эффективности СМК. Отмечено, что предприятию изначально необходимо определиться с ключевыми стратегиями в области качества, а затем стремиться достичь стратегических целей с минимальными затратами. Проведен сравнительный анализ подходов к оценке результативности процессов и всей СМК: по показателям целевого назначения и целевых событий; различным интегральным показателям; МВО. Рассмотрены современные методы оценки эффективности СМК: на основе анализа финансовых коэффициентов; определения синергетического эффекта; индекса удовлетворенности потребителей; системы сбалансированных показателей. Представлены авторские рекомендации по осуществлению анализа затрат на качество, оценки эффективности процессов и СМК, а также результаты апробации ряда методик на промышленных предприятиях.

Ключевые слова: система менеджмента качества, результативность, эффективность, процессный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.