СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
Проведенные исследования [3] показывают, что с ростом уровня отклонения напряжения от номинального происходит увеличение математического ожидания ущерба потребителя.
Завершающим этапом установления договорных тарифов на электроэнергию является определение размера страховых надбавок (скидок) к тарифу обусловленного требуемым уровнем качества электроснабжения потребителя. При этом предполагается, что последний имеет право требовать внесения в договор электроснабжения любой желаемой суммы страховой надбавки, но ограниченной предельными размерами тарифов, утвержденных регулирующими органами. При этом сами надбавки не должны зависеть от объемов электропотребления.
Сумма годовой страховой надбавки определяется размером среднегодовой компенсационной выплаты потребителю за снижение качества электроснабжения. Также она численно равна суммарному среднегодовому ожидаемому ущербу, определенному исходя из договорного графика компенсационных выплат, установленного договором электроснабжения.
26.02.204 г. №109 // Консультант Плюс: Версия Проф. [Электрон. ресурс] / АО «Консультант Плюс». — М., 2012.
3. Перова, М. Б. Управление качеством сельского электроснабжения / М. Б. Перова, В. М. Санько ; под ред. В. А. Воробьева. — Вологда : Легия, 1999. — 209 с.
4. Томилов, В. В. Управление качеством продукции энергосистем/ В. В. Томилов, Р. Р. Голубкова, В. Г. Еловенко. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 117 с.
5. Сборник подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организации по управлению ЕНЭС. — М.: ПравоТЭК, 2011. — 544 с.
6. Рекомендации по проектированию и эксплуатации систем электроснабжения новых, расширяемых и реконструируемых нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий / под ред. В. И. Старостина. — 2-е изд. — М.: Миннефтехимпром СССР, 1983. — 140 с.
7. Золотарев, С. Е. Разработка и обоснование требований к надежности систем электроснабжения производственных пред-приятий добычи газа в условиях Крайнего Севера : дис.... канд. техн. наук : 05.09.03 / Сергей Евгеньевич Золотарев. — Омск, 2004. — 173 с.
8. Инструктивные материалы Главэнергонадзора / Минэнерго СССР. — М. : Энергоатомиздат, 1986. — 352 с.
Библиографический список
1. Методические рекомендации по разделению видов деятельности субъектами электроэнергетики (утв. ФАС РФ)// Консультант Плюс: Версия Проф. [Электрон. ресурс] / АО «Консультант Плюс». — М., 2013.
2. Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации / Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от
ВДОВИН Иван Владимирович, соискатель по кафедре «Экономика, менеджмент и маркетинг» Омского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; главный менеджер по экономике ЗАО «СтарБанк» (Омский филиал). Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.12.2013 г.
© И. В. Вдовин
УДК 656.073 72 с. ю. ДАНИЛОВА
Тольяттинский государственный университет
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА С НЕПРЕРЫВНЫМ ЦИКЛОМ ПРОИЗВОДСТВА
В статье рассмотрен логистический подход к управлению транспортной системой на предприятиях с непрерывным циклом производства. Проведен анализ выбора вида транспорта и моделей для осуществления процесса перевозки, а также выделены транспортные риски и условия поставки готовой продукции, осуществляемой химическими предприятиями
Ключевые слова: логистический подход, транспортировка, виды транспорта, химические предприятия, транспортные риски, модели перевозок.
В новых условиях хозяйствования наиболее востребованным и эффективным инструментом управления любым хозяйствующим механизмом выступает логистика. Она находит свое олицетворение не только в развитии методов и форм управления производственными логистическими системами, но и в
непрерывном расширении сферы использования логистического подхода.
Такое расширение сферы логистического подхода в применении к управлению другими производственными и организационными процессами обосновано необходимостью установления четкой коорди-
нации и контроля за движением материального и сопутствующих ему потоков.
Поэтому эффективность применения логистического подхода в хозяйственной деятельности предприятия становится показательной. Она находит свое отражение в снижении уровня запасов, сокращении времени движения готовой продукции вследствие развития комплексного управления товародвижением.
Логистика, как сфера научных исследований и область предпринимательской деятельности, в процессе своего развития выделила такое научное направление, как транспортная логистика, основы которой заложили в своих работах Л. Б. Миротин, Ю. М. Неруш, В. И. Сергеев, А. А. Смехов и др.
Целью статьи является выявление специфики управления транспортной системой как самостоятельным логистическим направлением, на предприятиях химического комплекса с непрерывным циклом производства.
Транспортировка является ключевой логистической функцией предприятия, связанной с перемещением материальных ресурсов, объектов незавершенного производства, готовой продукции в транспортных средствах по определенной технологии. Помимо непосредственного перемещения грузов транспортировка может включать в себя дополнительные логистические операции, такие как экспедирование, грузопереработка, упаковка, таможенные процедуры и страхование рисков.
Обеспечение заданной эффективности транспортировки на химических предприятиях требует четкого управления грузопотоками, следующими от предприятий-производителей до предприятий-потребителей. Для этого необходимо решить следующие транспортные задачи:
— обеспечить единое технологическое планирование производственного, складского и транспортного процессов;
— осуществить выбор рационального способа транспортировки грузов:
— осуществить выбор видов транспорта, необходимого для перевозки заданного груза в указанном направлении;
— осуществить выбор транспортных средств, способных обеспечить доставку заданного груза в указанном направлении;
— осуществить выбор перевозчиков, терминалов и т.п.;
— определить рациональные маршруты доставки;
— распределить транспортные средства по маршрутам;
— определить размер логистических издержек, связанных с транспортировкой;
— обеспечить техническую и технологическую сопряженность участников транспортного процесса, а также согласовать их экономические интересы ответственность;
— распределить возможные риски между участниками.
На территории предприятий химической промышленности имеются в наличии свои транспортные средства и подразделения их обслуживающие, а именно автомобили, вагоны, железнодорожные пути, автомобильный и железнодорожный цеха. Так как у предприятий химического комплекса номенклатура выпускаемой продукции очень широка, а география поставок обширна, в транспортировке принимают участия несколько видов транспорта и перевозчиков.
Решение любой задачи выбора производится на основе определенной системы критериев. Основны-
ми критериями выбора варианта транспортировки для химических предприятий помимо классических, таких как стоимость доставки, время, затрачиваемое на перевозку, качество доставок, является еще и тара, упаковка, необходимость перефасовки и перегрузки продукции на пути ее следования.
Далее представим сравнительный анализ видов транспорта, которые участвуют при транспортировке готовой продукции предприятий химического комплекса (табл. 1) [1].
Предприятиям не обязательно пользоваться одним и тем же способом перевозки по всей цепи. Они могут разбить маршрут на отдельные участки, на каждом из которых выбирать наиболее эффективный вариант.
Транспортировка грузов предполагает различные варианты использования одного или нескольких видов транспорта в перевозочном процессе. В настоящее время существует ряд моделей перевозки грузов, которые представлены в (табл. 2).
Из выше представленных моделей перевозки предприятия химической промышленности в настоящее время часто используют интермодальную модель, так как существенно расширился рынок сбыта, и выросла протяженность транспортных путей.
Интермодальная модель представляет собой перевозку грузов несколькими видами транспорта с перевалкой грузов, при этом один из перевозчиков организует всю перевозку от пункта отправления до пункта назначения через один или несколько пунктов перевалки и в зависимости от распределения ответственности за перевозку выдает различные виды транспортных документов.
К основным принципам функционирования приведенных моделей следует отнести единый коммерческо-правовой режим; комплексный подход к решению финансово-экономических вопросов организации перевозок; единый организационно-технологический подход к управлению перевозками; координация действия всех логистических посредников, участвующих в процессах транспортировки.
Для перевозок, использующих различные виды транспорта, важны системы перемещения продукции между способами перевозки. Здесь ставится цель добиться бесперебойного движения, и лучший способ для этого — использование модульных или единичных грузов. В этом случае все виды продукции помещают в стандартные контейнеры и выбирают оборудование для работы с такими контейнерами. Размещение продукции в эти упаковки сокращает необходимость грузопереработки отдельных составляющих контейнера, так как контейнер перемещается от точки отправления до места назначения. По всему миру для эффективного перемещения контейнеров и для минимизации задержек при перегрузке с одного типа транспорта на другой или от одного перевозчика к другому построены крупные контейнерные порты (соМатег ро^) и терминалы ^егттаЬз).
Предприятиям с непрерывным циклом производства необходимо учитывать и устанавливать интегрированную взаимосвязь между производственным процессом и транспортировкой. Управление в такой логистической системе материальным потоком должно решать задачу снижения транспортных расходов в различных условиях ограничения материальных, финансовых, а главное временных ресурсов. Минимизировать затраты на транспортировку можно за счет применений новых технологий перевозки, реорганизации транспортной инфраструктуры, а также при условии эффективного использования
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
Сравнительный анализ видов транспорта
Вид транспорта Преимущества Недостатки
Железнодорожный транспорт 1.Постоянная и достаточно высокая скорость 2. Высокая мощность железной дороги 3.Сравнительно низкая себестоимость 4Аюбые погодных условиях 5.Возможность доставки груза на большие расстояния 6.Регулярностъ перевозок 7.Возможность эффективной организации погрузочноразгрузочных работ 1.Ограниченное количество маршрутов между постоянными терминалами 2.Необходимость следования по заранее установленному расписанию
Автомобильный транспорт 1.Высокая маневренность и оперативность 2.Менее жесткие требования к упаковке товара 3.Нет привязки к созданному расписанию 4.Возможность использовать развитую инфраструктуру уже созданных дорог 5.Разнообразие используемых транспортных средств 6.Более высокий уровень конкуренции, более гибкое ценообразование по сравнению с железными дорогами 1.Сравнительно высокая себестоимость перевозок (по максимальной грузоподъемности автомобиля) 2.Сравнительно малая грузоподъемность 3.Возможность хищения груза 4.Возможность угона автотранспорта Срочность разгрузки
Морской транспорт 1.Низкие грузовые тарифы 2Доступ к другим континентам 3.Высокая провозная способность 1.Использование ограничено наличием портов 2.Низкая скорость 3.Необходимость использования дополнительных видов транспорта 4.Жесткие требования к упаковке и креплению грузов 5.Малая частота отправок 6.Долгое время объединения грузов и перевозки их в порты
Внутренний водный транспорт Низкие грузовые тарифы 1.Малая скорость доставки 2.Сезонность 3.Низкая доступность в географическом плане из-за конфигурации водных путей 4. Зависимость от погодных условий
всех видов транспорта. Такой способ перевозки называется мультимодальным. Реализовать в полной мере все положительные свойства мультимодальных перевозок, и в первую очередь доставку груза «точно в срок», возможно, используя преимущества каждого вида транспорта, представленных выше при выборе варианта мультимодальной перевозки. Несвоевременное поступление информации о процессе транспортировки готовой продукции не позволяет предприятиям оценить преимущества того или иного маршрута перевозки и в связи с этим ориентирует его на использование уже апробированных маршрутов.
Мультимодальная модель перевозки грузов представляет собой модификацию интермодальной модели и отличается от нее тем, что в перевозках один вид транспорта (например, железнодорожный) выступает в роли основного перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта являются клиентами, оплачивающими его услуги [2].
При транспортировке готовой продукции предприятия сталкиваются с рядом проблем, которые сопровождаются различными рисками.
В транспортной логистике предприятий выделяют следующие виды рисков:
Виды моделей
— коммерческий риск выражается в срыве поставок, недополучении продукции, увеличении транспортных издержек, нарушении сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, утрате доли дохода (прибыли);
— риск ущерба в результате изменения погодных условий, включая стихийные бедствия;
— технические риски, связанные с эксплуатацией технических средств логистической системы;
— риск утраты груза в результате хищения;
— экологический риск. Выражается в ущербе окружающей среде, например, при транспортировке или хранении продукции;
— риск наступления гражданской ответственности, возникшей в связи с ущербом, нанесенным юридическим или физическим лицам в процессе логистической деятельности.
Отдельно следует выделить такой вид риска, как транспортный риск, классификация которого впервые была разработана международной торговой палатой в Париже 1919 г. и унифицирована в 1936 г. В настоящее время транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах: Е, F, С, D [3].
Таблица 2
перевозки грузов
Модель Специфические признаки Методы организации
Унимодальная Один вид транспорта, единые фрахт и проездные документы, один диспетчерский пункт «От двери до двери» отправителя и получателя
Интермодальная Распределение ответственности за груз между участниками перевозки грузов, различные тарифы и транспортные документы Система «MRP» — толкающая плановая система
Мульти мо даль на я Роль перевозчика — один вид транспорта, остальные участники перевозок — оплата услуг, единая ставка фрахта, единый транспортный документ «Точно в срок» — тянущая позаказная система
Трансмодальная Единые транспортно-проездные документы на перевозку грузов различными транспортными средствами «Движущееся шоссе» — непрерывный процесс перевозки
Амодальная Один диспетчерский пункт, различные маршруты движения транспортных средств, единая сквозная ставка фрахта, единая ответственность за груз Сочетание систем «MRP» и «точно в срок» — метод быстрого реагирования
СІР
■АО
В
▲
$
А- ПРОДАВЕЦ В - ПОКУПАТЕЛЬ
. СТОИМОСТЬ ТРАНСПОРТИРОВКИ
о
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
і
- ОПЛАТА СТРАХ. $ РИСКОВ
сір 'АО ☆
о
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ
ПУНКТ
ТРАНСПОРТИРОВКИ
Рис 1. Схема потоков группы С, отражающая риски связанные с транспортировкой готовой продукции
- РИСК
- ПОРТ
-АО
FAS
А-ПРОДАВЕЦ
В - ПОКУПАТЕЛЬ
УСТАВНОЕ МЕСТО
ПОРТ НА СТОРОНЕ ПОКУПАТЕЛЯ ГДЕ ПРОИСХОДИТ ВЫГРУЗКА ТОВАРА
О
Ответственность
Е ПОКУП
Рис. 2. Схема потоков группы F, отражающая риски связанные с транспортировкой готовой продукции
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
Предприятия химического комплекса с непрерывным циклом производства при транспортировке готовой продукции используют базисные условия поставки группы С (С№)и F (FOB), которые включают в себя:
Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска (рис. 1). Ситуации группы С:
CIF — кроме обязанностей, как в случае CFK, продавец обеспечивает и оплачивает страховку рисков во время транспортировки.
Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности рисков (рис. 2):
FOB — продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с борта судна.
Таким образом, можно сделать вывод, что специфика управления транспортной системой предприятия химического комплекса с непрерывным циклом производства заключается в необходимости интеграции процесса транспортировки с производственноскладской системой.
В связи с тем, что возросло многообразие выпускаемой продукции химическими предприятиями, расширилась география ее поставок, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, ужесточились требования не к только объемам поставок, но и к срокам, предприятиям необходимо использовать различные виды транспорта, логистические центры (перевалочные пункты) и терминалы для грузоперевозок.
Все это влечет за собой необходимость использования наиболее эффективных моделей управления поставками, к которым относятся интермодальная и мультимодальная. Управление перевозками готовой продукции с помощью данных моделей, позволяет предприятиям химического комплекса установить более тесные связи с их потребителями, а также четко контролировать процесс доставки груза.
Также предприятиям с непрерывным циклом производства следует обратить особое внимание на критерии по которым производится выбор того или иного транспортного средства, а также маршрут его передвижения.
Так как выпускаемая химическими предприятиями продукция имеет 2, 3, 4 классы опасности, особое внимание должно уделяться процессу упаковки.
В связи с чем возрастают требования к таре и упаковке грузов. Материалы для емкостей и тары, в которых перевозят изделия, должны быть достаточно прочными, чтобы предохранить окружающую среду от возможного воздействия опасного груза при погрузке, разгрузке, транспортировке и хранении.
Даже цивилизованный рынок не может исключить полностью риски, особенно связанные с транспортировкой, из-за ее стохастичного характера. Противодействовать рискам можно, только применяя определенные способы защиты, в том числе и транспортное страхование. Использование базисных условий поставки позволяет предприятиям однозначно определить систему транспортировки и возможные риски, что очень важно при международных перевозках, где сталкиваются интересы разных фирм и государств.
Библиографический список
1. Алесинская, Т. В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. Ч. 3 / Т. В. Алесинская. — Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. — 116 с.
2. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и науч. ред. проф. В. И. Сергеева. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 976 с. - ISBN 5-16001675-9.
3. Транспортно- технологические схемы перевозок отдельных видов грузов : учеб. пособие / Н. А. Троицкая, М. В. Шилимов. - М. : КНОРУС. 2010. - 232 с. - ISBN 978-5406-00166-0.
4. Транспортная логистика : учеб. для транспортных вузов/ Под общ. ред. Л. Б. Миротина. - М. : Экзамен, 2003. -512 с. - ISBN 5-94692-036-7.
5. Транспортировка в логистике : учеб. пособие / В. С. Лукинский [и др.]. СПб. : СПбГИЭУ, 2005. - 139 с. -ISBN 5-88996-557-3.
ДАНИЛОВА Светлана Юрьевна, старший преподаватель кафедры «Менеджмент организации».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.02.2014 г.
© С. Ю. Данилова
Книжная полка
Бирюкова, В. В. Технология обслуживания в общественном питании : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / В. В. Бирюкова, Н. В. Шевченко ; ОмГТУ. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM). 64/Б64
Учебное электронное издание представляет собой учебное пособие, в котором освещены вопросы совершенствования обслуживания на предприятиях общественного питания, информационное обеспечение процесса обслуживания, этапы его организации, услуги по организации обслуживания иностранных туристов и на социально ориентированных предприятиях питания. Особое внимание уделено особенностям торговых помещений ресторанов, их характеристике и оснащению, формам обслуживания; выбору столовой посуды, приборов, белья; обслуживанию приемов и банкетов. Предназначено для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)» очной, очно-заочной и заочной форм обучения.