УДК 330.4
В-А. Перекальскии РАЗРАБОТКА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ ВЫШЕДШИХ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Аннотация. В статье рассматривается разработка имитационной модели развития экономической системы утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств. Обосновывается необходимость применения экономико-математического моделирования. Выдвигаются гипотезы для построения модели. Приводятся математическая постановка задачи и описание соответствующей имитационной модели. Представлены первые результаты исследования модели.
Ключевые слова: экономико-математическое моделирование, имитационное моделирование, сценарный подход, утилизационный сбор, программа утилизации ВЭТС, рециклинг.
Perei«dsidy DEVELOPMENT OF SIMULATION MODEL
OF ECONOMIC SYSTEM DEVELOPMENT OF END-OF-LIFE VEHICLE RECYCLING
Annotation. The article deals with the development of simulation model of development of economic system of end-of-life vehicle recycling. Necessity of using economic-mathematical modeling is substantiated. Hypothesis to build the model are set up. The mathematical formulation of the problem and a description of the corresponding simulation model are considered. The first results of model research are presented.
Keywords: economic-mathematical modeling, simulation modeling, scenario approach, recycling fee, ELV recycling program, recycling.
Последние инициативы российского правительства в сфере поддержки отечественного авто-прома, обновления парка транспортных средств (ТС), заботы об экологии, проведения программ утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС) [1; 2; 4] подчеркивают необходимость решения задачи создания эффективного инструментария обоснования и сопровождения программ утилизации ВЭТС. Кроме того, согласно прогнозам, в период 2015-2017 гг. возможен рост дефицита металлолома в Российской Федерации, что связано с существенным увеличением спроса на чистое металлургическое сырье в связи с реализацией стратегий развития наиболее металлоемких отраслей российской экономики: машиностроительного, энергетического (особенно в секторе атомной энергетики) комплексов и транспортного строительства (в том числе железнодорожного). Другой причиной является моральное устаревание технического оснащения и отставание технологического уровня ломоперерабатывающих предприятий [3; 7]. Решение задачи создания в России современной, эффективной системы утилизации ВЭТС, а также обоснованного, эффективного расходования средств, получаемых от утилизационного сбора на транспортные средства, в том числе на проведение программ утилизации ВЭТС, инвестиции в модернизацию предприятий утилизаторов ВЭТС и т.п., позволит, кроме прочего, существенно сократить или даже устранить дефицит вторичных металлургических ресурсов, одновременно стимулируя спрос на новые автомобили российской сборки.
Исходя из проведенного анализа, был сделан вывод о том, что состав и глубина задач, решаемых в рамках этой проблемы, требуют использования методов экономико-математического моделирования [2]. В связи со спецификой как развития российской экономики, так и рассматриваемой предметной области, в качестве адекватного инструментария моделирования предлагается остановиться на использовании компьютерной симуляции. И, в частности, использовать сценарный подход с применением имитационного моделирования в рамках парадигмы системной динамики.
© Перекальский В.А., 2014
Российский опыт экономико-математического моделирования в рассматриваемой экономической сфере в сравнении с общемировым недостаточно богат. Однако применение имитационного моделирования для решения задач такого рода не так часто используется и за рубежом. Как правило, имитационное моделирование используется при решении задачи оптимизации размещения объектов инфраструктуры утилизации, определения необходимых мощностей этих объектов, оценки материальных и, реже, финансовых потоков. К наиболее значимым работам по этой тематике можно причислить [5; 6]. Подробнее с опытом применения экономико-математического моделирования в этой сфере можно ознакомиться в раннее опубликованной автором статье [2].
Учитывая ряд ограничений, прежде всего информационного характера, для построения экономико-математической модели сформулируем ряд гипотез.
1. Моделирование проводится до 2020 г.
2. За рассматриваемый промежуток времени материальный состав транспортных средств определенного вида неизменен, то есть в (ТС) содержится фиксированная масса металлов, резины, пластиков, стекла и т.д.
3. Если действует программа утилизации (скидочные сертификаты на покупку нового ТС определенного вида взамен утилизированного), то каждое утилизированное ТС этого вида попадает под действие этой программы.
4. Действие скидочных сертификатов распространяется только на ТС, производимые на территории Российской Федерации, соответственно, все характеристики, связанные с дополнительной реализацией ТС вследствие утилизации, вычисляются только для локальных автопроизводителей.
5. При утилизации транспортного средства по скидочному сертификату на приобретение нового ТС спрос увеличивается на одно ТС соответствующего вида (произведенное в РФ), следовательно, и спрос на ресурсы увеличивается сообразно содержанию этих ресурсов в ТС этого вида.
6. Из каждого материала, содержащегося в ТС, может производиться только один продукт переработки ВЭТС, а из него, в свою очередь, только один готовый продукт.
Перейдем к формализации описания построенной имитационной модели. Введем ряд обозначений. Для ряда переменных используются индексы, в частности:
I - время (единица измерения - квартал), £ = 1, Т;
р - индекс инвестиционного проекта, р = 1, Р;
1 - индекс вида материала, содержащегося в ВЭТС, г = 1,1;
] - индекс вида ТС, _/ = 1, Р
Каждый индекс отделяется от обозначения переменной символом «_» (нижнее подчеркивание). Для входящих переменных в скобках указано, являются ли они автономными (авт.) или инструментальными (инстр.):
— Эс - цена захоронения отходов, тыс. руб./т (инстр.);
— Тга ] - совокупная ставка налогов, уплачиваемых автопроизводителями и автодилерами, за одно реализованное ТС _]-го вида, % (инстр.);
— Тгга ] - сокращение совокупной ставки налогов, уплачиваемых автопроизводителями и автодилерами за одно реализованное ТС _/-го вида, как государственная поддержка локальных автопроизводителей, % (инстр.);
— Тгс 1 - совокупная ставка налогов, уплачиваемых потребителями 1-го вида продуктов переработки за единицу реализованной продукции, % (инстр.);
— Тги 1 - совокупная ставка налогов, уплачиваемых утилизаторами за единицу реализованной продукции 1-го вида, % (инстр.);
— Тг0_] - ставка экологического (транспортного) налога на ТС _]-го вида, тыс. руб. (инстр.);
— = 0) = Р_0 - начальное значение средств утилизационного фонда, тыс. руб. (авт.);
— с | - компенсация утилизаторам из утилизационного фонда за утилизацию ТС _]-го вида, тыс. руб. (инстр.);
— - доля размера скидочного сертификата, компенсируемая из фонда, % (инстр.);
— йеС0 - доля расходования фонда на инвестиции в экологические программы, % (инстр.);
— Бси - доля расходования фонда на компенсации за утилизацию, % (инстр.);
— б5Г0 - доля расходования фонда на оплату функционирования саморегулируемой организации (СРО) или иного управляющего (контролирующего) органа, % (инстр.);
— - доля финансирования инвестиционных проектов из фонда, % (инстр.);
— Б; - доля расходования фонда на инвестиции в модернизацию предприятий по утилизации, % (инстр.);
— {] - величина утилизационного сбора, уплачиваемого за ТС _]-го вида, тыс. руб. (инстр.);
— В[рГе^ | 1 - количество локально произведенных новых ТС _]-го вида (прогнозируемое), шт.
(авт.);
— Вf j t - количество новых импортированных ТС _]-го вида, шт. (авт.);
— ВрХ1 - средняя цена ТС _]-го вида, тыс. руб. (авт.);
— В511 j 1 - количество бывших в употреблении (б/у) импортированных ТС _]-го вида (двумерная величина: в первом измерении - количество, шт., во втором - возраст авто, периоды (кварталы)) (авт.);
— ЫА j = 0) = ЫА j о - начальное значение численности парка ТС (по видам ТС), шт.
(авт.);
- размер скидочного сертификата на покупку нового ТС _]-го вида взамен утилизированного, тыс. руб. (инстр.);
— АЭ j - доля выбытия транспортных средств, % (авт.);
— ММ 1 j - объем содержания 1-го материала в _]-м виде ВЭТС, т (авт.);
— р_1_£ - цена продажи продукта переработки 1-го вида, тыс. руб./т (авт.);
— = 0) = СХо - начальное значение затрат на утилизацию ТС ]-го вида (себестоимость), тыс. руб. (авт.);
— = 0) = гг_1_0 - начальное значение коэффициента переработки материала 1-го вида, % (авт.);
— ЫЕ^=0) = ЫЕо - начальное значение численности занятых, чел. (авт.);
— = 0) = Ш_0 - начальное значение средней заработной платы, тыс. руб. (авт.);
— РС
¡^ = 0) = РС_1_0 - начальное значение совокупной мощности по переработке материала 1-го вида, т (авт.);
— Этр^ - средняя цена на готовую продукцию из материала 1-го вида, тыс. руб. (авт.). Каждый из инвестиционных проектов обладает совокупностью характеристик:
— 1е_р - доля затрат на оборудование в общем объеме инвестиций, % (авт.);
— 1РС р - стоимость составления инвестиционного проекта, тыс. руб. (авт.);
— 1Ра р - продолжительность инвестиционного проекта, квартал (авт.);
— 1Ре_р^ - необходимые инвестиции на реализацию проекта, тыс. руб. (авт.);
— ДС_р: - затраты на утилизацию ВЭТС _]-го вида в р-м проекте, тыс. руб. (авт.);
— ANE р - численность занятых в p-м проекте, чел. (авт.);
— AW_p - средняя заработная плата работников p-го проекта, тыс. руб. (авт.);
— APC р j - мощность по переработке материала i-го вида в p-м проекте, т (авт.);
— Arr_pj - коэффициент переработки материала i-го вида в p-м проекте, % (авт.);
— IPs р t - количество инвестиционных проектов p, начало реализации которых запланировано на период t, шт. (инстр.).
Количество фактически реализуемых инвестиционных проектов ограничивается следующими переменными (помимо ограничения на достаточность средств):
IPmaXp_p - максимальное число проектов (определенного типа, за период), шт. (авт.); IPmaxt р - максимальное число проектов (определенного типа, всего), шт. (авт.).
Далее перечислим основные взаимосвязи в модели:
— F_t - средства утилизационного фонда. Динамика средств утилизационного фонда зависит от входящего потока поступлений от утилизационного сбора на новые и б/у ТС и исходящего потока расходов на инвестиции в экологические программы, на компенсации за утилизацию, на оплату функционирования СРО или иного управляющего (контролирующего) органа, на инвестиции в утилизационные программы и инвестиции в модернизацию предприятий по утилизации. Средства утилизационного фонда и все вышеназванные величины измеряются в тыс. руб.
dF t
— = FIl_t + FIf_t + FIsh_t _ Eeco_t _ Ecr_t _ Esro_t _ Erpf_t _ If_t, где FIi t - поступление в фонд от утилизационного сбора на новые локально произведенные ТС; FIf t - поступление в фонд от утилизационного сбора на новые импортные ТС; FIi t и FIf t формируются, как совокупности утилизационных сборов за все виды ТС, и измеряются в тыс. руб.
FIi_t = Zj(Bi_j_ff_j), FIft = Zj(Bf_j_t • f_j);
Eecot - расходование фонда на инвестиции в экологические программы, тыс. руб. Зависит от средств, имеющиеся в фонде (за вычетом Erpf t - расходования фонда на инвестиции в утилизационные программы) и доли расходования фонда на инвестиции в экологические программы:
Eeco_t = (F_t — Erpf_t) ' seco,
Alt j - средний срок службы ТС j-го вида. Представляет собой кусочно-постоянную функцию от ds j t (размера скидочного сертификата на покупку нового ТС j-го вида взамен утилизированного), измеряется в кварталах.
В j t - входящий поток численности парка ТС, шт. Формируется как сумма производства, импорта новых и б/у ТС.
B_j_t = В l_j_t + Bf_j_t + Bsh_j_t.
NA j t - численность парка ТС, шт. Динамика численности парка ТС зависит от входящего потока производства, импорта новых и б/у ТС и исходящего потока выбытия ТС (превращения их в ВЭТС).
dNA it
= B_j_t - DA_j_^
где DA j t - выбытие транспортных средств (шт.) Зависит от количества новых ТС, выпущенных Alt j (средний срок службы ТС) периодов назад, б/у ТС, которые были импортированы (средний срок службы ТС - возраст ввозимого ТС) периодов назад и количества выбывающих ТС из исходной численности парка ТС ADa_j_t.
DA j t = Lag(B1_j_t + Bf_j_t; Altj) + Lag(BshJ_t[^ - во]; Alt_ - В5Ь^[возраст]) + ADajt, где ADa j_t - количество выбывающих ТС из исходной численности парка ТС (шт.), зависит от численности парка ТС и доли выбытия транспортных средств. ADa j t вычисляется рекуррентно:
t-i
ADa j t = (NA_j_o - ^ ADa_j_k) • AD_j k=o
- FIsh_t - поступление в фонд от утилизационного сбора на б/у ТС, тыс. руб. Формируется, как совокупность утилизационных сборов за б/у ТС:
FIsh_t = Hj(Bsh_j_t • f_j);
— Erpf t - расходование фонда на инвестиции в утилизационные программы, тыс. руб. В силу гипотезы 3 определяется как совокупные обязательства государства (фонда) по компенсации части скидки на новые ТС взамен утилизированных. Имеет приоритет над другими статьями расходов фонда (финансирование скидочных сертификатов всегда происходит в полном объеме).
Erpf_t = 2j(A_j_t • ds_j_t • dsg).
Erpa t - расходы автопроизводителей на утилизационные программы (тыс. руб.) зависят от количества утилизированных ТС, размера скидочного сертификата и доли размера скидочного сертификата, компенсируемой из фонда.
Erpa_t = 2j(A_j_t • ds_j_t • (1 - dsg)).
Vai t - стоимость дополнительно реализованных локально произведенных ТС (тыс. руб.) зависит от количества дополнительно проданных ТС j-го вида (вследствие утилизации ВЭТС) и средней цены ТС j-го вида (согласно гипотезе 4):
Va1_t= ^(Bs_j_fBp_j_t). j
Bs_ j_t - количество дополнительно проданных ТС j-го вида (вследствие утилизации ВЭТС), шт. Согласно гипотезе 5, определяется как количество утилизированных ТС в прошлом периоде:
Bs_j_t = A_j_(t-i)-
ELV j_t - численность ВЭТС, шт. Динамика численности ВЭТС зависит от входящего потока выбытия ТС (превращения их в ВЭТС) и исходящего потока поступления ВЭТС на переработку к утилизатору.
dELV,t
= DA_j_t-A_j_t.
A j t - количество ТС j-го вида, поступивших на переработку к утилизатору (шт.), зависит от общего числа ВЭТС и числа ВЭТС, переработка которых максимально загружает все доступные производственные мощности по всем материалам:
A j t = min(max i (PC i t/MM i j); ELVj t).
Vpp i t - стоимость продуктов переработки ВЭТС (тыс. руб.) зависит от объема выпуска продуктов переработки ВЭТС (i-го вида) и их цены:
Утр 11 - стоимость готовой продукции 1-го вида (тыс. руб.) зависит от величины увеличения спроса на готовую продукцию из материала 1-го вида и ее средней цены:
Эт 11 - увеличение спроса на готовую продукцию из материала 1-го вида, т. Согласно гипотезе 5, Эт 11 зависит от количества утилизированных ТС и содержания в них соответствующего материала.
&т_и — ' ММ_ц).
1
ТСи 1 - совокупные затраты на утилизацию (тыс. руб.) зависят от количества утилизированных ТС и затрат на утилизацию транспортного средства:
ТСи_1 — ' Сх0;
1
- Есг1 - расходование фонда на компенсации за утилизацию (тыс. руб.) зависит от совокупных обязательств государства (фонда) по компенсации утилизаторам за утилизацию ТС, совокупных затрат на утилизацию, средств, имеющихся в фонде (за вычетом ЕГр^ - расходования фонда на инвестиции в утилизационные программы), и доли расходования фонда на компенсации за утилизацию.
ЕсГ1 — тт(^(с_) ' А^ ; ТСи_г; 5„ ' - ЕгрЫ)-
РР
1_1 - выпуск 1-го продукта переработки ВЭТС (т) зависит от количества утилизируемых ВЭТС, объема содержания в них материалов, коэффициента переработки соответствующих материалов и совокупной мощности по переработке соответствующего материала, имеющейся на данный момент времени 1:
РР_и — тт(^(А_и ' ММ_1_ ' гг_и) ; РС_и ' гг_и).
Э 1 - совокупные затраты на захоронение отходов (тыс. руб.) зависят от массы материалов, содержащихся во всех утилизированных ВЭТС, массы всех произведенных продуктов переработки ВЭТС и цены захоронения отходов:
Э_1 — Х(^(А_)_1' ММ_Ц) - РР_и) ' Эс-
1 )
Ти 1 - совокупная величина налогов, уплачиваемых утилизаторами (тыс. руб.), зависит от объемов выпуска продуктов переработки ВЭТС, их цен и совокупной ставки налогов, уплачиваемых утилизаторами за единицу реализованной продукции:
Ти_1 — ^ РР_и ' Р_и ' Тги_1 1
- Е5Го1 - расходование фонда на оплату функционирования СРО или иного управляющего (контролирующего) органа (тыс. руб.)
зависит от средств, имеющихся в фонде (за вычетом ЕГрт ^ -расходования фонда на инвестиции в утилизационные программы), и доли расходования фонда на оплату функционирования СРО или иного управляющего (контролирующего) органа:
ЕЗГ0_1 = (Р^ ^тр^О ' ^ГО;
— 15: - инвестиции в модернизацию предприятий по утилизации собственные (тыс. руб.) зависят от числа реализуемых и принятых к реализации проектов в период 1, необходимых инвестиций на реализацию проекта в период I и доли финансирования инвестиционных проектов собственными средствами утилизаторов:
18_1 = 2р(1РГ_р_1 • 1Ре_р_0 • (1 - 51рг),
— ^: - инвестиции в модернизацию предприятий по утилизации из фонда (тыс. руб.) зависят от числа реализуемых и принятых к реализации проектов в период 1, необходимых инвестиций на реализацию проекта в период I и доли финансирования инвестиционных проектов из фонда.
= ^№_р_1 • 1Ре_р_0 • р
где 1Ре р : - необходимые инвестиции на реализацию проекта представлены вектором, содержащим необходимую сумму инвестиций (тыс. руб.) за каждый из периодов с момента начала реализации проекта; 1РС р - стоимость составления инвестиционного проекта (тыс. руб.), уплачивается единожды в период начала реализации проекта (или предшествующий период); 15_:, - в каждом периоде представляют собой сумму соответствующих величин по всем реализуемым в данный момент проектам.
— I : - инвестиции в модернизацию предприятий по утилизации совокупные (тыс. руб.):
^ = + ^
1РГ р 1 - количество инвестиционных проектов (шт.), принятых к реализации в период 1, зависит от количества запланированных инвестиционных проектов, имеющихся в фонде средств для модернизации предприятий и максимальных количеств реализуемых проектов всего и за один период. Таким образом, инвестиционный проект принимается к реализации, если средств в текущем периоде достаточно для финансирования проекта на начальной его стадии. Далее уже реализуемые проекты финансируются в любом случае.
— ЕГрН;) •
1рз_р_1< ¡"¡э ' 1Ртах1:_р' 1Ртахр_р
1Ре_р_0 • я1рГ
— 1Р1с : - совокупная стоимость составления инвестиционных проектов (тыс. руб.) определяется как сумма стоимостей составления всех инвестиционных проектов принятых к реализации в период 1
1Р:с_: = ^(!Рс_р • 1Рг_р_:)-р
С_]_: - затраты на утилизацию ТС _]-го вида (себестоимость), тыс. руб.:
С _ С _тах_РС__„ ( тах_ДРС )
С_]_: = С_]_(1-1) • тах_РС+!ртах_ДРС + ¿р^рД1-1^ • ДС_р_] • тах_РС+£ртах_ДРС),
где
/РС . \
тах РС = тах . I-— I,
ЛПГ 1Рг_р_({-1рд р)-^РС_р_1
тах ДРС = тах ; (-—-).
- 4 ММ;] '
гг_!_: - коэффициент переработки материала 1-го вида, %:
р
ЫЕ £ - численность занятых, чел.:
ЫЕ^ — ЫЕ_(1_1) + ^(1Рг_р_(1-1Рй_р) ' ДЫЕ р).
р
- средняя заработная плата, тыс. руб.:
ЫЕ (4_1) V-
_ р
ДЫЕ р
РС 1_1 - совокупная мощность по переработке материала 1-го вида, т:
РС_и — РС_Ц1-1) + 2р(1Рг_р_(1_1Рй_р)' ДРС_р_1).
С 1 гг 1 ЫЕ и РС 11 зависят от значения соответствующей характеристики в прошлом периоде, количества реализованных инвестиционных проектов, завершенных в период I - 1, и значения соответствующей характеристики (оба слагаемых взвешены, если это необходимо).
1РЕУ 1 - стоимость реализованного оборудования для утилизации (тыс. руб.), зависит от затраченных инвестиций и доли затрат на оборудование в общем объеме инвестиций:
р
В[ 1 I - количество локально произведенных новых ТС _]-го вида, шт. Согласно гипотезе 5, зависит от спрогнозированного на данный период количества локально произведенных новых ТС ]-го вида и количества утилизированных ТС того же вида в прошлом периоде:
Та 1 - совокупная величина налогов, уплачиваемых локальными автопроизводителями и автодилерами за дополнительно реализованную продукцию (тыс. руб.). Зависит от количества дополнительно проданных ТС (вследствие утилизации ВЭТС), средних цен ТС и совокупных ставок налогов:
1
Таг 1 - совокупная величина налогов, компенсированная государством локальным автопроизводителям и автодилерам (тыс. руб.). Зависит от количества локально произведенных новых ТС, средних цен ТС, и величин сокращения налоговых ставок, как государственных компенсаций:
1
Тс 11 - совокупная величина налогов, уплачиваемых потребителями 1-го вида продуктов переработки за дополнительно реализованную продукцию (тыс. руб.). Зависит от увеличения спроса на
ВШ — В1рге^1_1 + А_1_(1:_1)-
готовую продукцию из материала 1-го вида, средней цены на готовую продукцию и совокупной ставки налогов, уплачиваемых за единицу реализованной продукции:
Т0 1 - совокупная величина налогов, уплачиваемых автовладельцами (тыс. руб.). Зависит от численности парка ТС и ставки экологического (транспортного) налога на ТС.
Структурно модельный комплекс состоит из ядра модельного комплекса (имитационной модели), блоков прогнозирования цен, характеристик инвестиционных проектов, сбора внешней информации. Оцифровка модельного комплекса осуществляется следующим образом. Значения количества локально произведенных новых ТС (прогнозируемые), количества новых импортированных ТС, количества и возраста бывших в употреблении импортированных ТС и средних цен поступают в имитационную модель из блока сбора внешней информации и формируются на основании прогнозов аналитических агентств таких как, например, Russian Automotive Market Research, «Автостат», «АСМ-холдинг», маркетинговый автомобильный журнал «Автобизнес». Значения материального состава ВЭТС и доли выбытия ТС поступают в модель из блока сбора внешней информации, являются константами на рассматриваемом временном промежутке и формируются исходя из анализа отечественных и зарубежных источников, экспертных мнений и данных НСРО «РУСЛОМ.КОМ». Значения цен продажи продуктов переработки и средних цен на готовую продукцию поступают в имитационную модель из блока прогнозирования цен. Для прогнозирования цен на металлы используются исторические данные котировок LME (London Metal Exchange), поступающие в этот блок из блока сбора внешней информации. Для прогнозирования цен на прочие продукты переработки, например пластик и стекло, а также значений цен на готовую продукцию могут быть использованы внешние по отношению к данному исследованию прогнозы аналитических агентств, экспертные оценки и т.д. Также такого рода прогнозы и оценки применяются и для металлов, чтобы проверить адекватность построенных моделей и рассмотреть различные сценарии. Значения переменных, отражающих характеристики инвестиционных проектов, поступают в имитационную модель из блока характеристик инвестиционных проектов, где они формируются путем анализа отечественного и зарубежного опыта, анализа опыта уже функционирующих предприятий и передовых мировых технологий.
Модель реализована в среде AnyLogic и поддерживает интеграцию с MS Excel. Разработанная модель позволяет на основе сценарного подхода решать задачи обоснования и сопровождения программ утилизации ВЭТС, проводить моделирование сценариев «что если». Первые проведенные расчеты показали, что при текущих параметрах системы утилизации ВЭТС (без субсидирования государством этой деятельности) легальные утилизаторы, комплексно перерабатывающие ВЭТС по всем правилам и нормативам, уплачивающие налоги и обеспечивающие захоронение отходов на специализированных полигонах, несут убытки от этой деятельности и не имеют возможности инвестировать достаточные средства в модернизацию своих производств. Очевидно, что им необходима финансовая помощь государства как в компенсации расходов по непосредственной утилизации, так и для создания соответствующей инфраструктуры. На эти цели могут быть (а согласно закону [1] должны быть) потрачены средства, поступающие в бюджет от взимания утилизационного сбора на транспортные средства.
Tc_i_t = Dm_i_t • Dmp_i_t • TrcJ
Библиографический список
1. Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» (ред. от 25 ноября 2013 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Перекальский В. А. Опыт применения экономико-математического моделирования в задаче обоснования финансово-экономических параметров программ утилизации транспортных средств // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 9.
3. Писарева О.М. Оценка перспектив развития национальной системы рециклинга металлов на основе сценарного моделирования // Научно-технические ведомости СПбГПУ: Экономические науки. - 2014. -№ 3(137). - С. 75-89.
4. Сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения: 22.10.2014).
5. Bandivadekar A., Gunter K., Kumar V., Sutherland J. A model for material flows and economic exchanges within the U.S. automotive life cycle chain // Journal of manufacturing system. - 2004. - Vol. 23. - № 1.
6. Celik N., Antmann E., Shi X., Hayton B. Simulation-based optimization for planning of effective waste reduction, diversion, and recycling programs. - Miami, 2012.
7. Pisareva O.M. Development of the national metals recycling system in Russia: scenario modeling to assess the industry's prospects // Reading book of the Global Business and Technology Conference. Baku, Azerbaijan, July 8-12, 2014. - USA: GBATA, 2014.