Научная статья на тему 'Обоснование необходимости создания методики оптимизации инфраструктуры утилизации легковых автомобилей в г. Санкт-Петербурге'

Обоснование необходимости создания методики оптимизации инфраструктуры утилизации легковых автомобилей в г. Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ / ВЫБЫВШЕЕ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВЭТС) / УТИЛИЗАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРЕДПРИЯТИЯ-УТИЛИЗАТОРЫ / PASSENGER CAR / UNFIT CAR / INFRASTRUCTURE RECYCLING / ENTERPRISE RECYCLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов А. Г., Дробот А. Ю.

Исследуются вопросы состояния российского автопарка, скопления выбывших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС), проблемы существующей инфраструктуры утилизации легковых автомобилей в г. Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION FOR THE REQUESTED CREATION METHOD OF INFRASTRUCTURE OPTIMIZATION RECYCLING OF PASSENGER CARS IN ST.PETERSBURG

Investigate questions of the state of the Russian vehicle fleet, of accumulation unfit car, investigate questions of the existing infrastructure of recycling of passenger cars in St.Peterburgs.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости создания методики оптимизации инфраструктуры утилизации легковых автомобилей в г. Санкт-Петербурге»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕРВИСА

УДК 629.33; 656.13 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ МЕТОДИКИ ОПТИМИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ УТИЛИЗАЦИИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

А.Г. Морозов1, А.Ю. Дробот2

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Исследуются вопросы состояния российского автопарка, скопления выбывших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС), проблемы существующей инфраструктуры утилизации легковых автомобилей в г. Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: легковой автомобиль, выбывшее из эксплуатации транспортное средство (ВЭТС), утилизационная инфраструктура, предприятия-утилизаторы.

JUSTIFICATION FOR THE REQUESTED CREATION METHOD OF INFRASTRUCTURE OPTIMIZATION RECYCLING OF PASSENGER CARS IN

ST.PETERSBURG

A.G. Morozov, A.Ju. Drobot

St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7 A. Investigate questions of the state of the Russian vehicle fleet, of accumulation unfit car, investigate questions of the existing infrastructure of recycling of passenger cars in St.Peterburgs.

Keywords: passenger car, unfit car, infrastructure recycling, enterprise recycling.

Современный российский автопарк характеризуется ежегодным приростом. В 2012 году российский рынок вырос по объему на 10,7% и по объему оказался на 6 месте в мире. Уровень продаж новых легковых автомобилей превысил докризисный 2008 год на 0,6% (по данным Аналитического агентства

"АВТОСТАТ" (АА "АВТОСТАТ")) [1].

При исследовании сегмента потенциальных покупателей автомобиля (по данным сектора исследования автомобилей Т№) выявлено, что:

• 71% имеет личный автомобиль;

• 16% покупают первый автомобиль в семью;

• 13% есть в семье, покупают личный автомобиль.

Но не стоит забывать, что и подержанные автомобили пользуются большим спросом. Так по данным компании GIPA самый быстрорастущий и самый перспективный на Россий-

ском авторынке является послегарантийный сегмент (3^10 лет).

В то время как новые автомобили обретают своих владельцев, старые автомобили, выходящие из эксплуатации, нуждаются в утилизации.

Каждый год в России выходит из эксплуатации не менее миллиона автомобилей. Но, как правило, вместо того, чтобы приносить прибыль, получив вторую жизнь после переработки, автохлам «оседает» на свалках, загрязняя вредными веществами окружающую среду. Причина тому - отсутствие дееспособной инфраструктуры утилизации, включающей в себя такие процессы, как приём, разборка старых транспортных средств, переработка автолома и автокомпонентов, захоронение неперерабатываемых отходов.

Жизнеспособная утилизационная инфраструктура является неотъемлемым условием устойчивого развития автомобильной отрасли в России. Для определения направления ис-

следования, выявления факторов, влияющих на развитие и функционирование системы утилизации легковых автомобилей, необходимо провести анализ состояния вопроса в следующих направлениях:

• изучение состояния автомобильного парка;

• анализ законодательно-нормативной базы по правовому регулированию вопросов утилизации автомобильного транспорта и его составных частей;

• анализ состояния организаций, занимающихся сбором и доставкой выбывших из эксплуатации автомобилей до предприятия-утилизатора;

• анализ состояния утилизационных предприятий.

Российский автомобильный парк

В настоящий момент число автомобилей, приобретаемых в РФ, все растет. По итогам 2012 года вклад России в прирост продаж новых автомобилей в мире за три года составил 9% (+1,3 млн) [2]. Причем за этот трехлетний период Россия по данному пункту опередила такие страны, как Японию, Бразилию и Индию.

Самый большой прирост продаж автомобилей в мире за 2009-2012гг также обеспечили нынешние лидеры рынка - Китай (+4,9 млн) и США (+4 млн). На этом фоне охваченная кризисом автомобильного сектора Европа демонстрирует устойчивое снижение продаж -14,5% (-2,9 млн) (рис.1).

у Россия и Китай и США У Европа

Рисунок 1. Прирост продаж автомобилей за 2009^2012 года

Прогноз продаж новых легковых автомобилей в России на 2013 год - 2,9 млн. автомобилей (+5%). В ближайшие годы при условии стабильного развития рынка прогнозируется достижение уровня автомобилизации до 400 автомобилей на 1000 человек.

Важную роль в увеличении продаж автомобилей за последние несколько лет играет все большая доступность кредитования.

+1,3 млн. Вй +4,9 млн. +4 млн.

2009-2012 года 1 2,9 млн.

В послекризисный период рынок автокредитования стал активно развиваться. В 2010 и 2011 годах он демонстрировал поступательный прирост (6 и 16% соответственно). Рост продолжился и в 2012 году. Процентные ставки по кредитам снижались (рис.2).

Процентная ставка

24%

22%

20%

18%

16%

14%

12%

^ Ф Ф 'у* "4у.ч1, ч''

Vя # &

Рисунок 2. Динамика процентных ставок на рынке автокредитования 2008- январь 2013 гг.

На сегодняшний день примерно 42^45% автомобилей в РФ приобретается с использованием заемных средств.

Структура рынка автокредитования меняется в сторону увеличения кредитов на подержанные автомобили. Если в 2011 году соотношение было 87,5% (новые) и 12,5%, а в 2012 - 85,5 к 14,5%, то к 2015 году, согласно прогнозу, соотношение будет 80% к 20% (рис.3).

У Новые автомобили

_) Подержанные автомобили

Рисунок 3. Распределение кредитов между подержанными и новыми автомобилями, %

Половина автопарка России старше 10 лет. Новый автомобиль на первичном рынке приобретается в среднем один раз в 8^9 лет. Только треть автовладельцев приобретают автомобиль на первичном рынке раз в три года.

Так на 01.01.2013 в парке легковых автомобилей России насчитывается 36,9 млн. единиц. Возрастная структура парка такова: старше 10 лет - 49,9%; автомобилей возрастом от 7 до 10 лет - 11,2%; от 4 до 7 лет - 21,9% ;

1 2,5е % ] 4,5 % 20%

8 7,5е % 8 5,5

80%

I------------^---------------------------1------------^---------------------------г

2011 год 2012 год 2015 год

до 3 лет - 17,0% (рис.4) (по данным АА

Ы. Старше 10 лет _ До 3 лет _ 4-7 лет _| 7-10 лет

Рисунок 4. Возрастная структура парка легковых автомобилей России на 01.01.2013

В 2012 году было продано 2,76 млн. новых и 5,42 млн. подержанных легковых автомобилей. Если по новым прирост к 2011 году составил 10%, то объемы продаж автомобилей с пробегом увеличились на 14% (по данным аналитического отдела ГК «РОЛЬФ» (BlueFish)). Топ-10 самых «молодых» и самых «старых» автопарков (по данным АА «АВТОСТАТ») приведены в таблице 1и 2.

Таблица 1. Топ-10 самых «молодых» автопарков

Область, республика, край Возраст автомобилей

Татарстан 8,1

Пермский край 8,6

Удмуртия 9

Самарская область 9,2

Московская область 9,4

Тюменская область 9,6

Чувашия 9,9

Волгоградская область 9,9

Архангельская область 10

Таблица 2. Топ-10 самых «старых» автопарков

Область, республика,край Возраст автомобилей

Камчатка 19,5

Сахалинская область 18,6

Калининградская область 18,5

Еврейская АО 18,4

Приморский край 18,2

Магаданская область 18

Амурская область 17,2

Забайкальский край 16,7

Алтайский край 15,9

Республика Саха 15,9

Если рассматривать отдельно г.Санкт-Петербург то данные за три года таковы:

• в 2010 году было продано 123,2 тысяч автомобилей с пробегом;

• в 2011 году это соотношение составило 140,3 тысяч;

• по итогам 2012 года - 160,4 тысяч.

«АВТОСТ АТ »)[1].

Парк по возрасту

Рост рынка подержанных авто в 2012 году в Санкт-Петербурге составил 14%.

Прогнозы продаж автомобилей с пробегом на 2013-2015 годы в Санкт-Петербурге представлены на рис.5.

Объем продаж 200000189200 150000 100000 50000

0

Рисунок 5. Объем продаж автомобилей с пробегом в г. Санкт-Петербург

Из приведенных данных видно, что количество приобретаемых автомобилей растет с каждым годом. При этом автомобилей, вышедших из эксплуатации, становится все больше, а эффективно действующей инфраструктуры утилизации в России еще нет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законодательно-нормативная база

Не способствует развитию отрасли утилизации автотранспорта и отсутствие законодательно-нормативной базы по правовому регулированию вопросов утилизации автомобильного транспорта и его составных частей.

Казалось бы, в сентябре 2012 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации".

По данным аналитиков, бюджет за счет введения утилизационных сборов на легковые и легкие коммерческие автомобили будет пополняться более чем на 71,5 млрд рублей в год. Собранные средства планируют направлять на формирование фонда, финансирующего создание инфраструктуры по переработке и утилизации транспорта.

Однако остается непонятным, как будут распределяться полученные с утилизационного сбора средства и кому?

Стоит заметить, что утилизационный сбор - это не наше изобретение. Аналогичный, например, уже давно существует в Европе. Но от российского он отличается в корне. В Европе утилизационный сбор около 100 евро [3], в России минимальная ставка от 20 тысяч рублей (около 500 евро), а может доходить и до 900 тысяч рублей на один автомобиль. В Европе

Объем продаж

189200

^

^ л/ л/

л л

# ^

четко определено, куда идут деньги - на утилизацию, что прописывается отдельной графой в бюджете и прозрачно контролируется.

Директивы ЕС требуют для стран еврозоны вести точную статистику по утилизации отслуживших автомобилей, которая официально публикуется. Требований по учёту такой статистики в России пока нет, поэтому точных данных по нашей стране не существует.

Что же хотелось бы видеть, на наш взгляд, четко прописанным в законодательнонормативной документации? Первой и одной из главных задач является мотивация для сдачи владельцем старого автомобиля на утилизацию. Пока сами автовладельцы не начнут сдавать выбывшие из эксплуатации транспортные средства (ВЭТС) в утиль, никакая даже самая развитая инфраструктура утилизации не поможет. Далее необходимо прописать четкие требования к «демонтажерам» и переработчикам ВЭТС, чтобы обеспечить безопасное обращение с отходами при утилизации, а также специальные положения по системе аккредитации и лицензирования предприятий, задействованных в системе утилизации. И, конечно же, установить процедуру расходования утилизационных сборов для развития инфраструктуры утилизации.

Но все же то, что шаги по созданию законодательно-нормативной базы совершаются уже приближает нас к созданию эффективно-функционирующей инфраструктуры утилизации.

Организации, занимающиеся сбором и доставкой ВЭТС до предприятия-утилизатора, утилизационные предприятия

Что же происходит в сфере утилизации на рынке предприятий, занимающихся утилизацией автомобилей?

Стоит поговорить о пунктах приема ВЭТС. При введении утилизационного сбора работающим в России автопроизводителям разрешено не платить его в случае, если они организуют безопасную переработку выпускаемых в нашей стране автомобилей. До 31 октября компании должны были подать списки пунктов приема автотранспортных средств (атс). Так АВТОВАЗ, Ford SoПers, Renault, Toyota создали пункты сбора на базе своих дилеров. Volkswagen располагает пунктами приема, не связанными с дилерами марки, а созданными на базе партнерских организаций.

Помимо этого, любой автовладелец, воспользовавшись поиском через интернет, может увидеть большой выбор организаций, которые готовы эвакуировать легковой автомобиль для утилизации.

Однако остается вопрос, все ли автомобили доходят до предприятия-утилизатора? И опять мы возвращаемся к необходимости четкого регулирования процесса утилизации законодательно-нормативными документами.

Рассмотрим ситуацию с предприятиями в г. Санкт-Петербург, которые занимаются утилизацией автомобилей.

На данный момент можно выделить несколько предприятий-утилизаторов:

а ООО «Завод Севзапсталь» (за время действия программы утилизации 2010-2011гг утилизировано более десяти тысяч автомобилей). Место нахождения: г.Санкт-Петербург, ул. Шотландская, д. 8.

а ЗАО «Петромакс». Место нахождения: г.Санкт-Петербург, Химический пер., д. 1.

а ООО «Всеволожский завод алюминиевых сплавов». Место нахождения: г.Санкт-Петербург, Дорога на Петро-славянку, 5.

а ЗАО «Авантек» и ООО "Хетек" (за время действия программы утилизации 20102011гг утилизировано 17527 автомобилей). Место нахождения: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н п. Горелово, Волхонское шоссе, 4, г. Санкт-Петербург, ул. Электропультовцев д. 7 литер П, Новодевяткино: р-н, д. Новодевятки-но, терр. Северной ТЭЦ, дорога 2, уч. 11. л. 1.

а Группа Компаний «Переработка вторичных ресурсов» (ГК "ПВР");

а ЗАО «МЕРА» (в конце октября 2012 запустило шредерную установку Metso Lindemann). Место нахождения: Ленинградская область, Волхонское шоссе, д. 9.

Как видно из вышеперечисленных мест нахождений, предприятия располагаются на окраинах города. Соответственно существует необходимость правильно сформированной системы сбора и доставки вышедших из эксплуатации автомобилей до предприятий-утилизаторов. К тому же стоит заметить, что многие из них специализируются не только на утилизации ВЭТС, но и других отходов. В связи с чем, производственная мощность утилизации автомобилей недостаточна для существующего автопарка г.Санкт-Петербурга.

Следует отметить и проблему утилизации изношенных автопокрышек. Стихийные свалки шин и их поджоги, наносят непоправимый ущерб окружающей среде. Они практически не поддаются биологическому разложению. Во многих европейских странах изношенные шины являются ценным сырьем для дальнейшей переработки. Что же происходит у нас?

В настоящее время на переработку идет порядка 10% старых покрышек. Во многих шиномонтажах за определенную плату (она составляет от 50 до 300 рублей) принимают

изношенные шины для последующей их утилизации. Однако, как показывает практика, большое количество автопокрышек просто выбрасывается. Никаких гарантий от таких организаций владелец шин не получает. И остается только верить в их добропорядочность.

В г.Санкт-Петербург есть несколько заводов, в том числе недавно открытых, которые занимаются утилизацией изношенных шин.

16 октября 2012 года компания «Хорошие Колеса» открыла линию по утилизации шин. Производственная линия представляет собой комплекс оборудования по механической переработке легковых, легкогрузовых и грузовых шин размером от R13 до Я24,5 с текстильным и металлическим кордом в резиновую крошку. Производительность линии составляет до 5 тонн резиновой крошки в сутки, что позволит компании утилизировать до 3 тыс. тонн в год изношенных шин. На выходе получается резиновая крошка, используемая для изготовления резиновой плитки и спортивного инвентаря.

Также переработкой автопокрышек занимаются заводы, принадлежащие ООО "Втор-ресурс" и Компании «Невавторсырье».

Таким образом, предпосылки развитой структуры сдачи и утилизации шинных отходов создаются. Однако, даже при достигнутых показателях, объемы переработки шин остаются на крайне низком уровне по сравнению с наиболее развитыми странами. А переработка шин является неотъемлемой частью утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств.

Взгляд губернатора г. Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко на проблему утилизации автомобилей

В сентябре 2012 года от депутата законодательного собрания Палина А. Ю. поступил запрос губернатору г.Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко [4]. В нем были затронуты проблемы существующей системы утилизации автомобилей. Например, о необходимости в переработке сопутствующих товаров, таких как аккумуляторные батареи и автомобильные шины, в количествах 33 и 12 млн. штук соответственно.

Так же были заданы вопросы:

• Каким образом в настоящее время в Санкт-Петербурге организована инфраструкту-

ра по утилизации транспортных средств, вышедших из эксплуатации?

• Планируется ли в Санкт-Петербурге строительство завода по утилизации транспортных средств, вышедших из эксплуатации? В каком районе города?

• Заложены ли в бюджете Санкт-Петербурга на 2013 и последующие годы денежные средства на утилизацию вышедших из эксплуатации транспортных средств?

Губернатор г. Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко заявил: «Комплексов по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств в Санкт-Петербурге строиться не будет», соответственно в бюджете города денежных средств на 2013^2015 годы на это не предусмотрено. Он также сообщил, что за утилизацию ВЭТС отвечает собственник, причем утилизацией занимаются организации, осуществляющие прием и переработку черных и цветных металлов. Кроме того, районные власти совместно с подразделениями полиции выявляют и вывозят бесхозные автомобили, мешающие уборке.

Глядя на отношение вышестоящих лиц к проблеме утилизации автомобилей, хочется верить, что рано или поздно мы все-таки придем к эффективной системе утилизации.

Подводя итог, можно сделать выводы: для страны, а в частности для г.Санкт-Петербурга, по-прежнему, стоит задача формирования методики оптимизации инфраструктуры утилизации легковых автомобилей в Российской Федерации.

Литература

1. Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http//

www.autostat.ru, свободный. - Загл. с экрана.

2. Пресс-релизы Итоги авторынка России в 2012

году и прогноз на 2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.autostat.ru/news/

view/12893/, свободный. - Загл. с экрана.

3. Р.Л. Петров, к.т.н. / Исследовательский центр ОАО «АВТОВАЗ» Европейский опыт авторецик-линга для развития системы утилизации отслуживших автомобилей в России // Журнал Автомобильных Инженеров.- 2012.-№5(76).

4. Официальный сайт законодательного собрания

Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.assembly.spb.ru/welcome/

show/766/10802, свободный. - Загл. с экрана.

1 Морозов Александр Геннадьевич - кандидат технических наук, доцент, директор института "Сервиса автотранспорта, коммунальной и бытовой техники" СПбГУСЭ, тел. +7(921) 448 58 69;

2 Дробот Александра Юрьевна - аспирант кафедры "Автосервис" СПбГУСЭ, тел. +7(905) 282 67 16, е-таИ: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.