Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ'

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронная торговля / цифровые технологии / пользовательский опыт / искусственный интеллект / большие данные / интернет вещей / блокчейн / безопасность / конфиденциальность / этика. / e-commerce / digital technologies / user experience / artificial intelligence / big data / Internet of things / blockchain / security / privacy / ethics.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Оразов Бердимырат Какамырадович, Нобатов Арслан Мырадович

В данной статье рассматривается разработка и внедрение новых цифровых технологий с целью улучшения пользовательского опыта на предприятиях электронной торговли. Анализируются основные направления развития цифровых технологий, включая использование искусственного интеллекта, больших данных, интернета вещей, блокчейна и других инновационных решений. Особое внимание уделяется вопросам безопасности, конфиденциальности и этики в сфере применения цифровых технологий в электронной коммерции. В статье также представлены результаты исследований и анализа, демонстрирующие положительное влияние новых цифровых технологий на рост и развитие электронной торговли, а также на улучшение качества обслуживания пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF NEW DIGITAL TECHNOLOGIES TO IMPROVE USER EXPERIENCE IN E-COMMERCE

This article discusses the development and implementation of new digital technologies in order to improve user experience in e-commerce enterprises. The main directions of development of digital technologies are analyzed, including the use of artificial intelligence, big data, the Internet of things, blockchain and other innovative solutions. Particular attention is paid to issues of security, privacy and ethics in the application of digital technologies in e-commerce. The article also presents research and analysis demonstrating the positive impact of new digital technologies on the growth and development of e-commerce, as well as improving the user experience.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ»

УДК 330.3

Оразов Б.К.

Старший преподаватель, заведующий кафедрой «Цифровой экономики» Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

Нобатов А.М.

Старший преподаватель, кафедра «Цифровой экономики» Туркменский государственный институт экономики и управления

Туркменистан, г. Ашхабад

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА В ЭЛЕКТРОННОЙ

ТОРГОВЛЕ

Аннотация: В данной статье рассматривается разработка и внедрение новых цифровых технологий с целью улучшения пользовательского опыта на предприятиях электронной торговли. Анализируются основные направления развития цифровых технологий, включая использование искусственного интеллекта, больших данных, интернета вещей, блокчейна и других инновационных решений. Особое внимание уделяется вопросам безопасности, конфиденциальности и этики в сфере применения цифровых технологий в электронной коммерции. В статье также представлены результаты исследований и анализа, демонстрирующие положительное влияние новых цифровых технологий на рост и развитие электронной торговли, а также на улучшение качества обслуживания пользователей.

Ключевые слова: электронная торговля, цифровые технологии, пользовательский опыт, искусственный интеллект, большие данные, интернет вещей, блокчейн, безопасность, конфиденциальность, этика.

Электронная торговля (ЭТ) является одним из наиболее быстрорастущих секторов мировой экономики.

Рост электронной торговли обусловлен рядом факторов, в том числе:

• ростом проникновения Интернета и мобильных устройств

• изменением потребительских предпочтений

• развитием технологий

Важным фактором, влияющим на развитие электронной торговли, является пользовательский опыт. Пользователи ожидают от интернет-магазинов удобного и персонализированного взаимодействия, которое позволит им быстро и легко найти нужный товар, оформить заказ и получить его.

Для повышения эффективности и удобства взаимодействия между продавцами и покупателями в электронной торговле используются различные цифровые технологии. К наиболее перспективным направлениям относятся:

Искусственный интеллект (ИИ). ИИ используется для автоматизации различных процессов в электронной торговле, таких как обработка заказов, управление запасами, персонализация рекомендаций.

В широком смысле, искусственный интеллект (AI, Artificial Intelligence) — это процесс, который имитирует деятельность человеческого сознания. Он используется в программах, приложениях и различных технических системах, чтобы расширить их возможности.

Системы с искусственным интеллектом могут развиваться. Один из методов их развития — машинное обучение (ML, machine learning) — набор технологий и алгоритмов, который позволяет программе учиться на собственном опыте, обрабатывая огромный массив данных и находя в них закономерности.

Внедрение искусственного интеллекта и технологий машинного обучения делает мобильное приложение умнее и учит его навыкам, которые будут помогать бизнесу в достижении поставленных KPI.

Искусственный интеллект помогает в повышении персонализации и улучшении пользовательского опыта в электронной торговле.

Технология используется, чтобы предлагать клиентам товары на основе возраста, местоположения и предыдущих действий. Эти рекомендации могут быть представлены на сайте или в таргетированной рекламе в социальных сетях, такие рекомендации не требуют большого объема данных для запуска.

ИИ внедряли в рекомендации, чтобы понять, какие товары не нужны человеку и не беспокоить пользователя рекламой. Однако с развитием алгоритмов оказалось, что этот инструмент настолько хорошо разбирается в потребностях человека, что может советовать товары, которые пользователь точно купит. Раздел с рекомендованными товарами на странице продукта существенно влияет на решение покупателя, предлагая альтернативы.

Технологии рекомендаций помогают пользователям находить товары, которые они, возможно, не нашли бы другим способом.

Машинное обучение (ML). ML используется для анализа больших объемов данных с целью выявления закономерностей и тенденций, которые могут быть использованы для улучшения пользовательского опыта.

Natural Language Processing (NLP) — это разновидность машинного обучения, которая позволяет компьютерам понимать и интерпретировать человеческий язык. Чат-боты на базе NLP помогают обеспечить круглосуточную поддержку клиентов и отвечать на часто задаваемые вопросы. Также возможна автоматизированная обработка входящих сообщений клиентов, полученных по электронной почте или через систему HelpDesk, для их классификации и автоматического выбора бизнес-процесса для их последующей обработки.

Алгоритмы машинного обучения анализируют поведение клиентов, модели продаж и рыночные тенденции, чтобы прогнозировать будущий спрос и принимать решения на основе данных. Это позволяет корректировать ценовую стратегию и запускать целевые маркетинговые кампании. В сфере электронной торговли предиктивная аналитика на базе ИИ помогает оптимизировать управление цепочками поставок, прогнозировать спрос и управлять уровнями запасов. Это обеспечивает своевременную доставку продукции и снижает затраты на логистику.

Технология распознавания изображений на основе искусственного интеллекта помогает платформам электронной коммерции более эффективно генерировать персонализированные рекомендации, а также осуществлять классификацию товаров и обогащать данные по ним.

Большие данные (Big Data). Большие данные используются для получения более глубокого понимания потребностей и предпочтений пользователей, что позволяет персонализировать взаимодействие с ними.

К 2014 году каналов воздействия на клиента стало так много, что приходится использовать инструменты для их объединения. В туризме, например, давно существуют платформы, которые охватывают все аспекты организации путешествий: от планирования до заказа поездок. Туристы могут выбрать места в самолете, отель, достопримечательности, которые стоит посетить, и многое другое — все это в одном месте.

Однако с технической точки зрения это все — огромный объем информации. Обработка такого количества данных одновременно была невозможной еще несколько лет назад.

Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR). VR и AR используются для создания более интерактивного опыта для пользователей электронной торговли.

Дополненная реальность (AR) — это новая технология, которую уже сейчас применяют в различных сферах. В онлайн-магазинах внедряют AR-решения, позволяющие клиентам виртуально примерить аксессуары и одежду, а покупатели автомобилей используют технологию, чтобы посмотреть, как будет выглядеть машина в том или ином цвете.

Обе технологии активно используются в интернет-торговле, но чаще встречаются AR-решения: они проще в разработке и не требуют специального технического оборудования. Виртуальная реальность обычно задействуется в шоурумах, торговых центрах и на других офлайн-площадках, где есть возможность разместить VR-пространство со специальными шлемами.

Дополненная реальность дает более подробную информацию по продуктам, позволяет «оживить» их, перенести из цифрового пространства в реальное. Благодаря этому клиенты могут с большей уверенностью принимать решение о покупке. Исследование от Google выявило: 6 из 10 человек хотят иметь возможность визуализировать то, каким образом продукт может вписаться в их жизнь. AR-технологии позволяют сделать это до совершения покупки, что существенно улучшает качество обслуживания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гаврилов, В. А., Мельник, И. В., Панова, А. В. Цифровые технологии в электронной коммерции: проблемы и перспективы // Экономика и управление. -2022. - № 2. - С. 60-65.

2. Климов, А. А., Кобзарев, Д. С., Наумов, В. Н. Технологии искусственного интеллекта в электронной коммерции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2022. - Т. 32. - № 1. - С. 9-17.

3. Солодова, Т. А., Крюкова, О. В., Бондаренко, И. Ю. Использование технологий дополненной реальности в электронной коммерции // Экономика и управление. - 2022. - № 2. - С. 66-72.

Orazov B.

Senior Lecturer, Head of the Department of «Digital Economy» Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

Nobatov A.

Senior Lecturer, Department of «Digital Economy» Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF NEW DIGITAL TECHNOLOGIES TO IMPROVE USER EXPERIENCE IN E-COMMERCE

Abstract: This article discusses the development and implementation of new digital technologies in order to improve user experience in e-commerce enterprises. The main directions of development of digital technologies are analyzed, including the use of artificial intelligence, big data, the Internet of things, blockchain and other innovative solutions. Particular attention is paid to issues of security, privacy and ethics in the application of digital technologies in e-commerce. The article also presents research and analysis demonstrating the positive impact of new digital technologies on the growth and development of e-commerce, as well as improving the user experience.

Keywords: e-commerce, digital technologies, user experience, artificial intelligence, big data, Internet of things, blockchain, security, privacy, ethics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.