Научная статья на тему 'Инновации и тенденции развития электронной коммерции'

Инновации и тенденции развития электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
870
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПРОДАЖИ / ОНЛАЙН-РЫНОК / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / ELECTRONIC COMMERCE / E-COMMERCE / ONLINE TRADING / INNOVATIONS / INTERNET SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляев Э.И., Чайкина Е.В.

Целью данной работы является выявление ключевых инноваций и тенденций развития электронной коммерции на сегодняшний день. В статье рассмотрено состояние цифровой экономики, причины перехода национальных экономик к цифровым, основные тенденции развития рынка электронной коммерции на основе инновационных технологий. Представлены ключевые тренды, присущие крупным компаниям данного направления, такие как омниканальность управления продажами, алгоритмы машинного обучение, электронная оплата, мобильные технологии, видеоконтент, многоканальные покупки, роботизация и искусственный интеллект. А также замечена популяризация B2B-площадок. Проанализированы статистические данные динамики как мирового рынка e-commerce, так и российского. Выявлены факторы роста популярности онлайн-торговли. Выделены риски и даны прогнозы будущего развития индустрии. В основе проблем отечественного рынка цифровых технологий стоит высокая стоимость их внедрения, а также консерватизм потребительской психологии в России. Выявлено, что инновационное развитие ключевой драйвер положительной динамики электронной коммерции, основной мотивацией для внедрения новых решений является усиление конкуренции и как следствие постоянное предложение клиентам новых качественных электронных сервисов. При этом важней задачей для любой компании должно являться сокращение операционных издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE E-COMMERCE

The purpose of this activity is to identify key innovations and trends in the development of e-commerce today. The article describes the state of the digital economy, the reasons for the transition of national economies to digital, the main trends in the development of e-commerce market based on innovative technologies. Presents key trends inherent to large companies in this area, such as omnichannel sales management, machine learning algorithms, electronic payment, mobile technology, video content, multi-channel purchases, robotization and artificial intelligence. And also noticed the popularization of B2B sites. Analyzed the statistics of the dynamics of both the global e-commerce market and the Russian one. Identified factors of the growing popularity of online trading. Highlighted risks and forecasts of the future development of the industry. At the heart of the problems of the domestic digital technology market is the high cost of their implementation, as well as the conservatism of consumer psychology in Russia. It is revealed that innovative development is a key driver of positive dynamics of e-commerce, the main motivation for the introduction of new solutions is increased competition and as a result,constant supply of new high-quality electronic services to customers. In this case, the most important task for any company should be to reduce transaction costs.

Текст научной работы на тему «Инновации и тенденции развития электронной коммерции»

УДК 338.462

ИННОВАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ

КОММЕРЦИИ

Беляев Э.И., магистр Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: distressed91@gmail.com Чайкина Е.В. к.э.н. Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: lena_chaykina@list.ru

Аннотация: целью данной работы является выявление ключевых инноваций и тенденций развития электронной коммерции на сегодняшний день. В статье рассмотрено состояние цифровой экономики, причины перехода национальных экономик к цифровым, основные тенденции развития рынка электронной коммерции на основе инновационных технологий. Представлены ключевые тренды, присущие крупным компаниям данного направления, такие как омниканальность управления продажами, алгоритмы машинного обучение, электронная оплата, мобильные технологии, видеоконтент, многоканальные покупки, роботизация и искусственный интеллект. А также замечена популяризация B2B-площадок. Проанализированы статистические данные динамики как мирового рынка e-commerce, так и российского. Выявлены факторы роста популярности онлайн-торговли. Выделены риски и даны прогнозы будущего развития индустрии. В основе проблем отечественного рынка цифровых технологий стоит высокая стоимость их внедрения, а также консерватизм потребительской психологии в России. Выявлено, что инновационное развитие - ключевой драйвер положительной динамики электронной коммерции, основной мотивацией для внедрения новых решений является усиление конкуренции и как следствие постоянное предложение клиентам новых качественных электронных сервисов. При этом важней задачей для любой компании должно являться сокращение операционных издержек. Ключевые слова: электронная коммерция; интернет-продажи; онлайн-рынок; цифровая экономика; инновации.

INNOVATIONS AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE E-COMMERCE

Belyaev E.I., master's in economics Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: distressed91@gmail.com Chaykina E. V., candidate of Economic Sciences, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia E-mail: distressed91@gmail.com

Abstract: the purpose of this activity is to identify key innovations and trends in the development of e-commerce today. The article describes the state of the digital economy, the reasons for the transition of national economies to digital, the main trends in the development of e-commerce market based on innovative technologies. Presents key trends inherent to large companies in this area, such as omnichannel sales management, machine learning algorithms, electronic payment, mobile technology, video content, multi-channel purchases, robotization and artificial intelligence. And also noticed the popularization of B2B sites. Analyzed the statistics of the dynamics of both the global e-commerce market and the Russian one. Identified factors of the growing popularity of online trading. Highlighted risks and forecasts of the future development of the industry. At the heart of the problems of the domestic digital technology market is the high cost of their implementation, as well as the conservatism of consumer psychology in Russia. It is revealed that innovative development is a key driver of positive dynamics of e-commerce, the main motivation for the introduction of new solutions is increased competition and as a result,

constant supply of new high-quality electronic services to customers. In this case, the most important task for any company should be to reduce transaction costs.

Keywords: electronic commerce, e-commerce, online trading, innovations, internet sales, innovations

На сегодняшний день во всем мире происходит переход национальных экономик к цифровым экономикам, что связано, в первую очередь, с последствиями научно-технической революции. Успешность инновационных проектов в сфере электронной коммерции определяется уровнем развития в стране средств телекоммуникации и доступностью для большинства населения доступа в сеть Интернет. В настоящее время 72,6 % российских домохозяйств используют

широкополосный доступ в Интернет, при этом уровень проникновения широкополосной мобильной связи составляет 74,9 %.

На сегодня в мировой экономике наблюдается общая тенденция роста рынка «электронной коммерции» денежное выражение которого до 2020 года составит 4,058 трлн. долларов США (рис.1).

4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

2015

2016

2017

2018

Рис. 1. Динамика объема мирового рынка E-commerce, трлн долларов США [1].

При анализе данных российского рынка

электронной коммерции, можно увидеть аналогичную картину: в 2011 году объем составлял 235 млрд рублей, в 2012 году - 315 млрд рублей, в 2013 году - 415 млрд рублей, в 2014 году - 560 млрд рублей, в 2015 году - 650 млрд рублей, в 2016 году - 800 млрд рублей, в 2017 году - 945 млрд рублей, а уже в 2018 году отметка превысила 1 трлн рублей, и составила 1,145 трлн рублей [2].

Рост рынка электронной коммерции напрямую связан с инновациями. К наиболее перспективным инновационным технологиям на данном рынке следует отнести:

- персонализацию предпочтений пользователей и обеспечение омниканальности управления комплексными персонализированными продажами в реальном времени (омниканальная платформа). Для этого используется технология анализа «больших» данных, а само хранение данных происходит с использованием облачных технологий. Результатами такой обработки можно оперировать для прогноза спроса, предложения и поведения потребителей;

- многоканальный шопинг - продвижение товаров по разным каналам, в том числе продажа, доставка и учет предпочтений клиента. Примером многоканального шопинга в России является маркетплейс «Беру» (совместное предприятие «Сбербанка» и «Яндекса»);

- роботизацию и искусственный интеллект. При помощи роботов с искусственным интеллектом (боты и онлайн-помощники) к каждому клиенту строится индивидуальный подход. Кроме того, боты могут успешно выполнять роль сотрудников клиентской поддержки, а также обучать клиентов пользоваться купленными товарами. К примеру, бот каршеринга «YouDrive» на две трети снизил число звонков в компанию, взаимодействуя с клиентами;

- использование алгоритмов машинного обучения. Подобная система планируется к реализации в компании «Amazon». Система «опережающей доставки», где сеть точно определяет шаблоны совершения покупок клиентами и предопределяют выбор бренда, ценовой диапазон и товар, который будет куплен. Такие алгоритмы позволять прогнозировать спрос и предложение потребителя на предлагаемый товар;

Объем мирового рынка E-commerce, трлн д

- использование электронных кошельков, различных интернет-банкингов. Уже сейчас безналичный оборот имеет огромную долю в продажах. Как считает McKinsey, к 2020 году как минимум 9% покупателей будут расплачиваться посредством электронных кошельков или мобильной оплаты.

- создание видеоконтента, в т.ч. видео о создании продукта, истории, прямые эфиры, возможность рассмотреть товар при помощи технологии дополненной реальности (AR), используя различные сервисы (например, Instagram);

- мобильные технологии. Более 60% россиян владеют смартфонами, этот показатель значительно выше, чем в большинстве развивающихся стран. Согласно исследованиям DataInsight смартфон используется для 53% покупок, каждая четвертая интернет-покупка со смартфона. Прогнозируется, что к 2020 году около 80% мобильного трафика будет приходить с мобильных устройств.

Одним из трендов развития электронной коммерции в 2018 году является популяризация В2В-площадок, где осуществляется торговля между представителями предпринимательских структур. Примером общемировых площадок являются сайты Alibaba и Amazon.

По данным исследования Accenture, 52% крупных покупателей B2B планируют совершить более половины покупок через онлайн-платформы. 56% опрошенных представителей бизнеса готовы платить до 30% больше на более комфортных сервисах покупки, что и является основным фактором ожидания роста объема рынка ecommerce до 2020 года, указанного на рисунке 1

[3].

Набор цифровых технологий, использующихся на российском рынке, достаточно обширен и отражает мировые тенденции для их внедрения. При этом по отдельным цифровым технологиям в России наблюдается некоторое запаздывание по сравнению с развитыми странами. Это связано: с

высокой стоимостью технологий; с консерватизмом в поведении покупателей (предпочтению личных покупок отдают 54% россиян, а у 19% населения полностью отсутствует доверие, к такому рода покупкам), а также с низкой покупательной способностью населения [4,с.31]; с нормативным регулированием

(совершенствование вопросов обеспечения прав потребителей в системе электронной коммерции, защита интеллектуальной собственности в области цифрового контента).

В 2018 году на венчурном рынке в России наименее привлекательной сферой являлась именно онлайн-торговля. По мнению руководителя российской компании «iTech Capital» Алексея Соловьева причиной тому выступает монополизация рынка, удержание основной доли рынка интернет-продаж в руках крупных игроков, создающие высокие конкурентные барьеры для представителей малого и среднего бизнеса, и различного рода стартап-проектов [5].

Итак, на сегодняшний день важнейшим способом осуществления коммерческих сделок становится электронная торговля с использованием инновационных технологий. Мотивация компаний, осуществляющих переход на цифровые технологии, объясняется усиливающейся конкуренцией на рынках, необходимостью предоставлять клиентам более качественные цифровые сервисы, расширяя базу постоянных клиентов, а также желанием компаний сократить внутренние операционные издержки.

Список использованных источников:

[1] Интересные факты об Интернет-торговле в мире в 2018 году. URL: https://lemarbet.com/razvitie-internet-magazina/interesnye-fakty-ob-internet-torgovle/ (дата обращения: 02.02.2019).

[2] Интернет-торговля в России 2018. URL: http: //datainsight.ru/sites/default/files/DI-RIF2018.pdf (дата обращения: 02.02.2019).

[3] Пять трендов цифровой экономики России в 2018 году. URL: https://rb.ru/opinion/ekonomika-rossii/ (дата обращения: 02.02.2019).

[4] Беляев Э.И., Чайкина Е.В. Анализ деятельности интернет-магазинов на территории РФ // Инновационные технологии в развитии социально-экономических систем. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Под ред. Е.И. Пискун, Л.С. Шаховской, Р.М. Нижегородцева. Севастополь, СевГУ, 2018. С. 28 - 32.

[5] В 2018 году инвесторы выбирали искусственный интеллект и финтех. URL: https://secretmag.ru/news/v-2018-godu-investory-vybirali-iskusstvennyi-intellekt-i-fintekh-25-12-2018.htm (дата обращения: 02.02.2019).

[6] Ильин ИВ. ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ И

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ИТОГИ V МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНОГО КОНГРЕССА "ГЛОБАЛИСТИКА-2017" / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2017. № 3. С. 3-30.

[7] Кхатри Д. ПОВЕСТКА ДНЯ ДЛЯ БРИКС В ЭПОХУ ДЕГЛОБАЛИЗАЦИИ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2017. № 3. С. 40-47

[8] Маслов В.И., Лукьянов И В. ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ИСТОКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2017. № 2. С. 38-48.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.