УДК 332.12
Э.Ш. ШАЙМИЕВА, кандидат экономических наук, доцент
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
разработка и внедрение экологических продуктовых и процессных инноваций как составляющих технологической конкурентоспособности экономики региона1
В работе уточнен понятийный аппарат процесса разработки экологоориентированных технологических инноваций, представлены актуальные виды и методы оценки продуктовых и процессных экологоориентированных инноваций, усовершенствована модель формирования экологоориентированных продуктовых и процессных инноваций на низко-, средне- и высокотехнологичных рынках с основой на модель производственных инноваций Аттербек-Абернаси, представлены актуальные программы по защите окружающей среды на основе экологоориентированных технологических инноваций.
(Продолжение)
Действительно, высокотехнологичные рынки стран-лидеров технологических укладов, в первую очередь США, Германии, Японии, имеют высокие требования к экологичности производства и выпускаемой продукции. Если первое (экологичность производства) осуществляется, в том числе, переносом производств, загрязняющих окружающую среду, в менее индустриально-развитые страны с меньшими требованиями к нагрузке на окружающую среду [20, с. 225-230], то второе реализуется «...благодаря известным возможностям разработки продуктов длительного пользования., которая представляет собой вариант концепции применения продуктов, ориентированной на минимизацию отходов», в том числе увеличения жизненного цикла продуктов [3, с. 392-393]. На рис. 5 изображено схематичное представление вышеуказанных положений.
на основе схематично представленной модели формирования экологоориентированных продуктовых и процессных инноваций на низко-, средне- и высокотехнологичных рынках с основой на модель производственных инноваций Аттербек-Абернаси становятся очевидными существующие положения о том, что на низкотехнологичных рынках внедрение находят ЭПрТИ, находящиеся
в конце своего жизненного цикла (рис. 5, кривая /3, фаза III). Данная ситуация обусловлена, в том числе, и тем обстоятельством, что существующий разрыв между высоко- и низкотехнологичными рынками включает себя следующие составляющие, не развитые или имеющие отрицательные значения на низкотехнологичных рынках:
1) скорость проникновения на региональные, менее индустриально-развитые рынки зависит от восприимчивости к наукоемкой продукции [23, с. 32-42]. Неспособность низкотехнологичных рынков (эффективно) усваивать высокотехнологичную продукцию объясняется на основе эволюционного подхода в развитии технологических инноваций (далее - ТИ), а также рассмотренной в модели «ведущих-отстающих» рынков [23, с. 32-42];
2) низкотехнологичные рынки менее инновационны, не имеют (высоких) требований к защите окружающей среды, что упоминалось ранее. Отсюда эколого-ориентированные продуктовые технологические инновации (далее -ЭПрТИ), поступающие на эти рынки, не обладают ни новизной, ни радикальностью. Кроме того, существует зависимость между моделью Аттербек-Абернаси, на основе которой создана модель формиро-
1 Автор выражает благодарность Германской службе академических обменов - DAAD - за поддержку в проведении настоящего исследования (автор является лауреатом стипендиальной программы DAAD 2003 и 2009 гг.).
г
Высокотехнологичный рынок Уровень технологичности рынка /2
Среднетехноло-гичный рынок v ч \ \
Н изкотехноло-гичный рынок А___ ----- ------
Наименование/ характеристика фазы ФАЗА I Некоординируемая фаза. Фаза зарождения продуктовой инновации в ЖЦТИ ФАЗА II Сегментальная фаза. Фаза зрелости продуктовой инновации в ЖЦТИ ФАЗА III Системная фаза. Фаза спада в ЖЦТИ
л
v_у
- продукт-инновация; __ __ - процесс-инновация;
1 - доминирующий дизайн (предположительное направление); ЖЦТИ - жизненный цикл технологической инновации; Р - разрыв (технологический, экономический) между высоко- и низкотехнологичными рынками
Рис. 5. Модель формирования экологоориентированных продуктовых и процессных инноваций в низко-, средне- и высокотехнологичных рынках [21, с. 639-656; 22, с. 66-69]
вания экологоориентированных продуктовых и процессных инноваций на низко-, средне- и высокотехнологичных рынках (рис. 5), и моделью ведущих и отстающих рынков R. Beise-Zee [24, с. 35-37]. В исследовании K. Rennings, Ch. Rammer, U. Oberndorfer, посвященном ЭТИ [25, с. 4-7], отмечается, что основной характеристикой ведущих рынков (Lead-Märkte) является адаптация (первичная, то есть в первый раз в мировом масштабе) глобального доминирующего инновационного дизайна и установление глобального дизайна. Здесь же отмечается, что, согласно эмпирическим исследованиям, ведущие рынки не являются одновременно технологическими лидерами (положение А): согласно K. Rennings, Ch. Rammer, U. Oberndorfer, предприятия-пионеры с ведущей в мировом масштабе техникой находились в странах отстающих рынков, что повышает значимость этих рынков (положение Б). Ведущий рынок характеризуется не тем, что
располагает лучшей технической лабораторией в мире. Здесь приводится аргументация в пользу того, что оптимизация решения по расположению производства реализуется прежде всего в ТНК на основе technology push-факторов (например, научного превосходства), а также market-pull-факторами (например, расположения площадки по И&Р в близи от рынков сбыта).
Представленная характеристика ведущего рынка, согласно K. Rennings, Ch. Rammer, U. Oberndorfer, нашла свое развитие в авторской интерпретации диффузионного (адаптацион-но-адопционного) процесса, сущность которого заключается в расширении представления диффузионного процесса на составляющие: адаптацию и адопцию ТИ1. Конфронтирующим, однако, является положение А с авторской мо-
1 В настоящей работе этот процесс детально не анализируется.
делью формирования экологоориентированных продуктовых и процессных инноваций (рис. 5). В пользу последней свидетельствует информация о доминировании стран-лидеров ТУ в мировом масштабе в области защиты окружающей среды стран (по данным 2003 г.): Германия - 18,8%, США - 18,4%, Япония - 10,1%, Италия - 8,4%, Англия - 6,5%, Франция - 6,5%, прочие страны - 31,3% [26, с. 12-13]. На рис. 6 представлена динамика развития положения ведущих стран-производителей ЭТИ, за период 1993-2004 гг.
■ - - - JSA агп . РГ, ITA
GER hhiA
---о—
=3 'И '95 1Э6 <37
00 'DI 02 '(13 'О'.
Рис. 6. Доля в мировой торговле экологоориентированными продуктами ведущих производителей, в %, за период 1993-2004 гг. [25, с. 83]
USA - США, GER - Германия, JPN - Япония, ITA -Италия, GBR - Великобритания; FRA - Франция
Необходимо отметить, что участок кривой f3, фаза III (рис. 5), стремится к своему максимуму за счет внедрения на низкотехнологичных рынках продуктов-имитаторов ЭПрТИ, трансфер-инноваций (рис. 1). Более подробно ситуация с фокусированием значения рынков индустри-ально-развивающихся стран изложена в работе Г.И. Гумеровой, Э.Ш. Шаймиевой [27]. Кроме того, данный момент является развитием вышеуказанного положения Б.
Автор придерживается мнения, представленного в работе D. Cansier [12, с. 280-285], согласно которому защита окружающей среды становится
все более важной задачей. Это может привести к тому, что на сокращающихся, насыщенных, зрелых рынках или рынках, где доминируют «старые», традиционные отрасли (что в целом характерно для низкотехнологичных рынков), обновление наступает благодаря новым экологичным вариантам технологических инноваций, создавая при этом новые, все более эколого-тех-нологичные рынки, в основе которых лежит предложение все более совершенных эко-продуктов и процессов.
Предположительно, «чистые» эколого-ори-ентированные технологические инновации (далее - ЭТИ) ввиду их финансовой емкости, комплексности, повышенного риска и неопределенности разрабатываются на высокотехнологичных рынках, для чего значимость приобретает этап наблюдения, который представляет собой этап научно-технологического поля, важного для принятия решений [23, с. 32-42].
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень технологичности рынка влияет на процесс создания ЭТИ, то есть с повышением инновационной технологичности экономики, при условии соответствующего управления и контроля со стороны государства, повышается качество и количество ЭТИ. Последнее должно, по мнению автора, находить свое отражение в статистических данных не только по оценке эмиссии, утилизации отходов, но в целом как затраты предприятия/ региона/экономики страны на экологоориентиро-ванные продуктовые и процессные инновации как составляющие жизненного циклического подхода в оценке данного процесса (табл. 1).
Таким образом, стратегия экологоориенти-рованного развития предприятия/комплекса в области ТИ имеет целью дополнить существующую производственную программу предприятия экологоориентированными ТИ, и/или заменить существующие продукты на ЭТИ. на этой базе формируется экологоориентированная диверси-фикационная стратегия предприятия/региона/ экономики страны выхода с ЭТИ на новые, более технологичные рынки, а также обслуживание существующих рынков экологоориентирован-ными ТИ.
Существуют различные области экономико-управленческих задач применительно к ЭТИ для ведущих и отстающих рынков. В частности, для
Таблица 1
Функциональная экологоориентированная концепция деятельности инновационно-технологического предприятия на средне- и высокотехнологичных рынках
[3, с. 390-393; 28, с. 178-199]
Экологоориентированные (далее — ЭО)
Снабжение И&Р Производство Политика Коммуникационная Ценовая Дистрибуционная Логистика Клиентская
политика политика политика служба
- смена по- - технологии - утилизация вредных - включение ЭО - повышение - освоение новых - использо- - ЭО-консуль-
ставщиков для конца трубы; отходов; аргументов в продуктовых каналов сбыта вание ЭО тирование
создания ЭО - Recycling-тех- - модернизация вредных рекламу; цен; для ЭО продук- транспорта; благодаря
сырья; нологии; продуктов; - реклама с - смешанная тов; - переход к специальной
- использова- - интегрирован- - адаптация существую- указанием ЭО калькуляция; - производствен- менее загряз- службе по
ние ЭО бирж; ные технологии; щих продуктов; производственные - снижение ная кооперация с няющему работе с кли-
- ЭО входной - приобретение - использование много- процессы; цена на про- торговлей; окружающую ентами в ЭО
контроль ЭО достижений оборотной упаковки; - публикации эко- дукцию - кооперация с среду парку вопросах
др. организаций; - прием использованных лого-социальных торговлей для транспортных
- И&Р в области продуктов; балансов; процесса Recy- средств
ЭО продуктов; - ЭО маркировка; - участие в ЭО cling
- организаций - собственная ЭО марка пресс-конференци-
- И&Р в области ях, мероприятиях
ЭО процессов
ведущих рынков основным вопросом является создание условий для того, чтобы предприятия ведушего рынка были в состоянии экспортировать ЭТИ. В работе R. Beise-Zee [24, с. 35-39] идентифицированы пять факторов ведущих рынков, которые играют ведущую роль для распространения ЭТИ: ценовое преимущество, преимущество спроса, преимущество трансфера, преимущество в области экспорта и регулирования.
По мнению автора, значимым в работе K. Rennmgs, Ch. Rammer, U. Oberndorfer [25] является формирование пакета различий между эколого-ориентированно-эффективными (технологическими) инновациями (далее - ЭЭТИ) от (технологических) инноваций в целом:
1) в процессе создания ЭЭТИ выявляется большая производительность труда;
2) ЭПроцессТИ направлены не столько на достижение целей в области сокращения издержек в процессе создания ЭЭТИ (что обусловлено энерго- и материалоемкостью/эффективностью), сколько на достижение целей в области качественных улучшений производимого продукта, то есть качестве ЭЭТИ;
3) ЭЭТИ вместе с процесс-инновациями достигают высоких рационализаторских результатов (сокращения затрат на единицу продукции в среднем составляет от 6,4 до 2,2% или половину от стоимости сравниваемой группы);
4) факторами, значительно сдерживающими (и/или влияющими на) развитие ЭЭТИ, являются:
законодательно-правовые акты/регулирование (предписания со стороны государства), длительный процесс управления и недостаток кооперации, наличие финансовых источников;
5) предприятия, реализующие ЭЭТИ, зачастую используют поставщиков, вузы, исследовательские учреждения и союзы как источники информации для разрабатываемых ЭЭТИ;
6) внедрение ЭЭТИ сопряжено с внедрением на предприятии системы научного менеджмента (или менеджмента знаний). Кроме того, в рамках ЭЭТИ чаще осуществляются маркетинговые новшества в области дизайна и упаковки.
Известно, что в странах-лидерах согласно их доли на мировом рынке ЭТИ реализуются долгосрочные программы, имеющие целью активизировать деятельность инновационно-активных предприятия в области ЭЭТИ (табл. 2).
Известно, что программа 3Г является составной частью внешне-экономической политики в области экологии и в целом ВЭД Японии. В области экспорта используется понятие 3Г-инициатива в отличие от 3Г для того чтобы подчеркнуть различия и необходимые инструменты действия на внутреннем и внешних рынках. Особое внимание эта программа уделяет таким странам, как КНР, Корея, и другим азиатским странам, с которыми осуществляется интенсивный диалог в рамках «Экономики кругооборота, отходов и вторичного использования продуктов». Содержание инициативы 3Г связано с растущими экономическими
Таблица 2
(Краткий) анализ действующих экологоориентированных программ в ведущих индустриально-развитых странах [25, с. 150-250]
Страна Экологоориентированная программа / закон Период Цели эколоогориентированных программ
Япония 1. Программа 3R (reduce, reuse, recycle/сокращение, повторное использование, использование в качестве вторичного ресурса) С 1980 г. по настоящее время - сокращение выработки отходов; - содействие повторному получению/добычи веществ
2. Программа top-Runner* С 1999 г. по настоящее время - уменьшение эмиссий, связанных с потреблением энергии частными хозяйствами; - повышение эффективности потребления энергии, то есть областью регулирования является расход энергии, не предназначенного для промышленного использования. Основой программы является так называемый «maximum standard value system», то есть стандарт эффективности, который необходимо достичь, ориентируясь к значениям потребления наиболее энергоемких (эффективных) продуктов, представленных на рынке
КНР 1. Стандарты по выхлопным газам и потреблению С (ориентировочно) 2000 г. по настоящее время - модернизация китайской автомобильной промышленности в том числе путем развития и внедрения экологичных технологий в автомобильной промышленности; - достижение конкурентных положений на мировом автомобильном рынке
США 1. Программа Clean Energy Technology Exports Initiative (CETE) - инициатива в области технологического экспорта чистой энергии С 2002 г. по настоящее время - усиление экспорта США в области ЭТИ и возобновляемых видов энергии; - содействие выходу ЭТИ на зарубежные рынки; - кооперационное развитие возобновляемых видов энергии
Германия 1. Закон по содействию цикличности в хозяйстве и обеспечению экологоориентированного устранения отходов С 1996 г. по настоящее время - содействие цикличности в экономике в целях бережного отношения к природным ресурсам и обеспечения экологоориентированного устранения отходов
* URL: http://www.iea.org/russian/pdf/Standby%20Power%20Userussian.pdf
отношениями с КНР и прогнозируемыми в данной области последствиями, которые связаны с растущими потоком сырья и материалов между странами.
Между индустриально-развитыми (Европа, Япония) и индустриально-развивающимися странами (КНР) осуществляется значительный оборот (высоко) технологической продукции. Европа (представленная, в первую очередь, Германией) и Япония реализуют себя в качестве ведущих стран на основе собственного высокотехнологического развития и прорыва в рамках экологоориентированных технологических инноваций. Для реализации последних, в рамках вышеуказанных программ, используется матрица рыночноориентированных экономико-политических инструментов в области создания экологоориентированной экономики1. Последние ориентированы на все стадии инновационно-технологического процесса и основываются на внедрении результатов технического прогресса, в рамках которого происходит изменение цены на
1 В настоящей работе не рассматривается.
факторы производства: капитал, труд, окружающую среду [25, с. 35-37].
Выводами, по мнению автора, являются проработка теоретико-методических вопросов в области экологоориентированных технологических инноваций, выделения экологоориентированных продуктовых и процессных инноваций, формирования (первичной) классификации ЭПроцессТи и ЭПродуктТИ, осмысление происходящих процессов на низко-, и высокотехнологичных рынках, разработка направлений развития и модернизации российской промышленности [29].
Список литературы
1. Яковлева Д.Г. Экологизация хозяйственной деятельности в регионе: влияние на социально-экономическое развитие: дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2005.
2. Пахомова Н.В., Малышков Г.Б. Социально-экологическая ответственность и конкурентоспособность бизнеса: возможен ли синергетический эффект? // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 2 (26).
3. Пахомова Н., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент. - СПб.: Питер, 2003. - С. 347-360.
4. Лучшев В.В. Оценка влияния инноваций на развитие экономики и состояния окружающей среды: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2002.
5. Яковец Ю.В. Инновации в гуманитарной сфере // Инновации. - 2000. - № 5-6.
6. Gabler Wirtschaftslexikon. Das Wissen der Experten. -URL: http://wirtschaftslexikon.gabler.de/Definition/oekologi-sche-innovation.html
7. Böttger M. Einführung ökologischer Produkte: Timings-Strategien - daregstellt am Beispiel der Automobilindustrie. -Diss. Berlin, Verl. Wiss. Und Praxis, 1996.
8. Minsch J., Eberle A., Meier B., Schneiderwind U. Mut zum ökologischen Umbau: Innovationsstrategien für Unternehmen, Politik und Akteurnetze. - Basel, Boston, Berlin, 1996.
9. Елкина Л.Г., Набиуллина Р.Р. Управление экологической безопасностью: принципы, способы и формы организации на предприятии. - URL: http://www.ugatu.ac.ru/publish/ v_seriya_ec/tom_1_2007/Stat/Elkina_Nab.pdf
10. URL: http://www.businessvoc.ru/bv/TermWin.asp?word_ id=26810&rating=false&lastQueried=false
11. Klink H. Entwurf und Management eines «Konzeptors» für hochgradige Produktinnovationen: Effektive Konzeptentwicklung in der Frühphase des Innovationsprozesses mittels Organisationaler Intelligenz. - Diss., TUDpress, Verlag der Wissenschaften GmbH, 2007.
12. Cansier D. Umweltökonomie-2. neubearb. Auflage. -Stuttgart, Lucius und Lucies, 1996.
13. Wagner A., Wohlfahrt L., Wichert Ph. Low-Cost-Innova-tionen: Erschließung neuer Kundengruppen in bestehenden und neuen Märkten. - Fraunhofer IAO, Stuttgart, 2010.
14. Wendt A. Aspekte eines innovationsorientierten Umweltmanagements in mittelständischen Unternehmen: eine theoretische Analyse der Anforderungen und empirische Untersuchung. - Diss., Karlsruhe, 1999.
15. Гумерова Г.И., Яспер Й., Шаймиева Э.Ш. Прямые иностранные инвестиции в химическом и нефтехимическом комплексе Республики Татарстан. - Казань: ТИСБИ, 2005.
16. Schwarz E. Umweltorientierte technologische Prozessinnovationen. - Gabler, Wiesbaden, 1999.
17. Pohl I. Investitionsentscheidungen unter Berücksichtigung des Einflusses ökologische Anspruchshruppen. - Dis., Berlin, 2001.
18. Лякишев М.С. Совершенствование системы риск-менеджмента предпринимательской деятельности в условиях экономико-экологических рисков: дис. ... канд. экон. наук. - Владивосток, 2009.
19. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. Миль-нера. - М.: ИНФРА-М, 2009.
20. Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего» развития. - М.: Экономика, 2000.
21. Utterback J., Abernathy W. А Dynamic Model of Product and Process Innovation // Omega. - 1975. - Vol. 3. - № 6.
22. Strebel H. (Hg.) Innovations- und Technologiemanagement. - Bettz Verlag Weinheim, Basel, 2007.
23. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Исследование новейших концепций и моделей управления (технологическими) инновациями в национальных (региональных) инновационно-технологических системах: основные положения и развитие // Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - № 2(14).
24. Beise-Zee R. Nachfrageorientierte Technologiepolitik und internationaler Exporterfolg, в: Meran G., Schäfer D., Zimmermann K. Vierteljahreshefte zur Wirtschaftsforschung. 2008. Nationale Innovationssysteme in Vergleich. - Verlag Duncker&Humboldt GmbH, Berlin, 2008.
25. Rennings K., Rammer Ch., Oberndorfer U. Instrumente zur Förderung von Umweltinnovationen: Bestandsaufnahme, Bewertung und Defizitanalyse. - Umweltbundesamt, Berlin, 2008.
26. Wirtschaftsfaltor Umwelt: Innovation, Wachstum und Beschäftigung durch Umweltschutz. - Bundesministerium für Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit, Wuppertal, 2006.
27. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Модель управления технологическими инновациями в рамках технологической конкурентоспособности новых индустриальных и индустриально развивающихся стран (теоретический аспект) // национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2010. - № 19.
28. Ostmeier H. Ökologieorientierte Produktinnovationen: eine empirische Analyse unter besonderer Berücksichtigung ihrer Erfolgseinschätzung. - Frankfurt am Main, Bern, LangVerlag, 1990.
29. Симиранов С.Ю. Российская промышленность и инновации // Инновации. - 2005. - № 5.
В редакцию материал поступил 08.09.10
Ключевые слова: экологоориентированные технологические инновации, экологоориентированные процессные инновации, экологоориентированные продуктовые инновации.