Научная статья на тему 'Разработка и валидизация методики диагностики специфических личностных расстройств у молодежи'

Разработка и валидизация методики диагностики специфических личностных расстройств у молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1480
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расстройство личности / психопатия / метод экспресс-диагностики

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костенко А. Л., Шамсутдинова Д. Ф., Линевич В. Л.

В статье представлен опыт разработки и валидизации методики диагностики специфических личностных расстройств у молодежи. Представлена новая экспресс-методика диагностики со шкалами диссоциального, истерического, ананкастного, параноидного, шизоидного, тревожного зависимого и эмоционального расстройств. Показано, что опросник обладает диагностической ценностью, приведены нормативы разработанного теста для молодежной выборки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и валидизация методики диагностики специфических личностных расстройств у молодежи»

УДК 159.97

РАЗРАБОТКА И ВАЛИДИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ

СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ У МОЛОДЕЖИ

© Костенко А. Л.1*, Шамсутдинова Д. Ф.1, Линевич В. Л.2

1Уфимский государственный авиационный технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450025 г. Уфа, ул. К. Маркса, 12.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 31 70.

2Уфимский юридический институт МВД России Россия, Республика Башкортостан, 450103 г. Уфа, ул. Муксинова, 2.

Тел./факс: +7 (347) 254 82 62.

E-mail: andreycostenko@mail. ru

В статье представлен опыт разработки и валидизации методики диагностики специфических личностных расстройств у молодежи. Представлена новая экспресс-методика диагностики со шкалами диссоциального, истерического, ананкастного, параноидного, шизоидного, тревожного зависимого и эмоционального расстройств. Показано, что опросник обладает диагностической ценностью, приведены нормативы разработанного теста для молодежной выборки.

Ключевые слова: расстройство личности, психопатия, метод экспресс-диагностики.

Попытки разработать универсальные концепции типов личности существовали на протяжении всей истории психологии, начиная с четырех классических типов темперамента, определенных Гиппократом. В общей психологии широко известны классические типологии К. Юнга [1], И. П. Павлова [2], А. Адлера [3], конституциональная типология

Э. Кречмера [4], в патопсихологии - К. Леонгарда [5], Е. А. Личко [6] и, конечно, П. Б. Ганушкина [7].

Особое внимание, в связи с клинической и судебно-психиатрической значимостью этого вопроса, всегда уделялось аномальным типам личности, а сами термины «психопатия», а позднее «личностное расстройство», вошли в обиход благодаря судебно-психиатрической практике. В международной практике, формализованной МКБ-10 [8], исторически возобладал подход, свойственный немецкой патопсихологии, где личностные расстройства оцениваются в качестве специфического типа личности, который может быть диагностирован на основании четких клинических критериев [9]. Такой подход совпадает с классическим взглядом на психопатии и с подходами, принятыми в отечественной патопсихологии.

В то же время основой диагностики расстройств личности являются субъективные методы, а именно клиническое наблюдение, рисуночные и проективные тесты, тест незаконченных предложений и тематический апперцептивный тест. В редких случаях используются соответствующие шкалы ММР1. Такая практика не позволяет проводить «отсеивающую» диагностику больших групп испытуемых, делает практически невозможной автоматизированное обследование и предъявляет высокие требования к квалификации и профессиональному опыту диагноста.

Методы. Исходя из приведенных обстоятельств нами был составлен тест-опросник для экспресс-диагностики личностных расстройств. В качестве методологической основы были взяты клинические критерии группы расстройств «Г60 Специфические расстройства личности», изложенные в

монографии Ю. В. Попова и В. Д. Вида [10]. Тест опросника следующий:

1. У меня есть склонности к самоанализу и самоконтролю.

2. Мне нравится привлекать к себе внимание окружающих.

3. Я испытываю чувство тревоги.

4. Другой человек может легко что-то мне внушить, повлиять на меня.

5. Я склонен к сомнениям и осторожности.

6. Большинство важных решений принимают за меня другие люди.

7. Я уверен в своей неприспособленности к существованию в обществе.

8. Мне нравится играть на публику.

9. Я не способен принимать самостоятельные решения в любых вопросах.

10. Я следую во всем определенным правилам и порядку.

11. У меня легко меняется настроение.

12. Я считаю себя внешне непривлекательным, некрасивым.

13. Я быстро разочаровываюсь в друзьях и легко их меняю.

14. Мне мало что доставляет удовольствие (или вообще ничего).

15. Нарушения порядка я воспринимаю как катастрофу.

16. Я неспособен проявлять нежные, теплые чувства к другим людям.

17. Я очень озабочен своим внешним видом.

18. У меня часто меняется настроение.

19. Я вступаю во взаимоотношения только в том случае, если есть гарантия, что я понравлюсь этому человеку.

20. Я обидчив.

21. Я эмоционально холоден к людям, отчужден.

22. Если что-то не получается, то я переделываю это по многу раз, но в конечном счете начатое не довожу до конца.

23. Я не прощаю даже малозначительные обиды и причиненные мне неприятности.

* автор, ответственный за переписку

866

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

24. Я не люблю большие и шумные компании.

25. Я часто недоволен отношением окружающих ко мне.

26. Я считаю других выше и лучше себя.

27. Я очень обидчив и злопамятен.

28. Я податлив желаниям окружающих.

29. Я злопамятен и мстителен.

30. Я убежден в собственной слабости.

31. Я равнодушен к чувствам других.

32. Все, что делается в доме, должно делаться так, как этого хочу я.

33. Чтобы принять решение мне необходимо подталкивание со стороны.

34. Меня легко вывести из себя.

35. Я пренебрегаю социальными и моральными нормами.

36. Я склонен к переоцениванию своих способностей.

37. Я очень аккуратен и педантичен.

38. Я боюсь одиночества.

39. Я безразлично реагирую и на критику, и на похвалу.

40. Я не доволен окружающими.

41. Я опасаюсь критики в свой адрес.

42. Я ощущаю свою беспомощность.

43. Я всячески избегаю каких-либо перемен.

44. Я постоянно раздражителен.

45. Я крайне чувствителен к несогласию с моим мнением.

46. Я очень редко выражаю гнев и раздражение.

47. У меня бывают «взрывы» эмоций, вспышки гнева.

48. Я предпочитаю уединенную деятельность.

49. Обычно к другим людям я отношусь с пренебрежением, свысока.

50. Я часто совершаю импульсивные поступки.

51. Мне сложно поддерживать взаимоотношения с людьми.

52. Я веду себя грубо и бесцеремонно с окружающими.

53. Я не переношу возражение.

54. Я не испытываю чувства вины.

55. Если что-то не получается, я обвиняю во всем окружающих или обстоятельства.

56. Я испытываю чувство раздражения.

Испытуемым была предложена инструкция:

«Внимательно прочитайте каждый вопрос и постарайтесь оценить, насколько описанное в вопросе поведение характерно для Вас». Шкала ответов включала четыре оценки: «практически никогда», «редко», «часто», «практически всегда», за которые начислялись баллы от 1 до 4. Сырые баллы определяли суммированием по ключу: 31, 35, 51, 52, 54, 55, 56 - диссоциальное расстройство; 2, 4, 8, 11, 13,

17, 20 - истерическое; 1, 5, 10, 15, 22, 32, 37 - анан-кастное; 23, 27, 36, 40, 45, 25, 49 - параноидное; 14,

21, 16, 46, 39, 24, 48 - шизоидное; 3, 7, 12, 26, 19, 41, 43 - тревожное; 6, 9, 28, 33, 38, 42, 30 - зависимое; 18, 29, 34, 44, 47, 50, 53 - эмоциональнонеустойчивое расстройство.

Процедура. В пробном исследовании принимали участие студенты 1-5 курсов Уфимского государственного авиационного технического университета (К = 282 чел., возраст 20.03±1.14 года, юношей - 151 чел., девушек - 131 чел.). Кроме разработанного теста для оценки показателей надежности и валидности использовали классические тесты Г.-Ю. Айзенка и Леонгарда-Шмишека. Результат диагностики темперамента по Г.-Ю. Айзенку использовали для группировки испытуемых по уровням экстраверсии и нейротизма, чтобы оценить конструктную валидность теста; а результаты диагностики по тесту Леонгарда - для отыскания корреляционных связей, демонстрирующих внешнюю валидность.

Результаты. На первом этапе анализа была проведена процедура факторной минимизации полученных показателей, чтобы оценить внутреннюю структуру связей шкал разработанного опросника. Факторный анализ приведен по методу кайзеровской нормализации с вращением по критерию варимакс.

Таблица 1

Компонентная структура шкал теста диагностики расстройств личности.

Шкала расстройства личности

Б2

Диссоциальное 0.742

Истерическое 0.796

Ананкастное 0.464

Параноидное 0.756 0.389

Шизоидное 0.859

Тревожное 0.738

Зависимое 0.658 -0.401

Эмоционально-неустойчивое 0.750

Из приведенной выше таблицы видно, что все восемь шкал «раскладываются» в два фактора, покрывающие суммарно более 82% общей изменчивости: очевидной доминантой первого фактора выступает шкала истерического расстройства [г = 0.756 (а < 0.001)] и объединяет в себе большинство шкал «эмоционального» плана, а доминантой второго - шкала шизоидного расстройства [г = 0.859 (а < 0.001)]. Полученный результат вполне закономерен - исте-роидность и шизоидность являют собой полюсы одного психологического конструкта, и во множестве как «нормальных», так и патологических типологий выступают одной из главных осей.

Полученный результат подтверждается и ЛКОУЛ-анализом с группировкой по шкалам теста Г.-Ю. Айзенка. В частности, обнаружено, что выраженность шизоидного расстройства достоверно (а < 0.014) зависит от уровня экстраверсии. Влияние, естественно, обратное - у испытуемых с высоким уровнем экстраверсии средний сырой балл по шкале шизоидного расстройства составляет П.12±0.П балла, со средним уровнем - 12.7±0.16 балла, с низким -14.6±0.54 балла. В то же время шкалы первого фактора достоверно взаимосвязаны с уровнем нейро-тизма: шкала ананкастного расстройства (а < 0.037), тревожного (а < 0.001), эмоционально-неустойчивого (а < 0.001), истерического (а < 0.001) и зависимого (а < 0.001).

Меланхолико-холерический

Истеричское —•- Шюоидное

Рис. 1. Выраженность истерического и шизоидного расстройств в зависимости от типа темперамента.

Еще более наглядны различия результатов тестирования при группировке не по отдельным шкалам, а по типу темперамента (испытуемых «чистого» флегматического и меланхолического типа в выборке не было - встречались только смешанные типы). Так, в частности, обнаружены достоверные различия по шкалам ананкастного расстройства - преобладает флегматико-сангвинический тип (а < 0.037), тревожного - выраженно доминируют испытуемые меланхолико-холерического типа (а < 10-6), а для эмоционально-неустойчивого зависимого расстройств - превалируют холерический и «соседние» типы (а < 0.001).

Наиболее показательны темпераментально-типологические различия результатов тестирования по шкалам истерического и шизоидного расстройств, которые, как показано выше, могут выступать основой типологии самих расстройств личности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вполне закономерно, что наибольшая выраженность истерического расстройства личности наблюдается у испытуемых холерического типа (а < 0.0003), а шизоидного - у меланхоликосангвинического (а < 0.018). Интересно, что испытуемые меланхолико-флегматического склада демонстрируют высокий результат по обеим шкалам, что, вероятно, связано с низким уровнем эмоциональной устойчивости у таких субъектов.

Интересны также результаты корреляционнофакторного сопоставления результатов диагностики по «ключевым» шкалам расстройств личности с результатами тестирования по тесту Леонгарда (рис. 2). Выяснилось, что истерическая акцентуация связывается со шкалами циклотимии, возбудимости и экзальтации, а шизоидная - со шкалами ригидности, педантизма и дистимии.

Циклотимнческая акцентуация 1-0,857 (а<0.001)

II стер і га еско ера сстр ойетв о лі гіно сш 1=0.731 (а<0.001) Воз будима я а кценіуа ция 1=0.631 (а<0.001)

Экзальтированная акцентуация 1=0.653 (а<0.001)

Ригидная акцентуация 1-0,77 (а<0.001)

Шш сі и но ера сстр ойств о лично ста 1=0,793 (а<0.001) \ П ед а нтичная а кценту ация 1=0,703 (а<0.001)

\ Дистимическая акценту ация 1=0,703 (а<0.001)

Рис. 2. Фрагмент структуры взаимосвязей шкал опросника расстройств личности и теста Леонгарда-Шмишека.

Приведенный выше анализ позволяет считать разработанную методику валидной. Как это принято в психодиагностике, приведем нормативы теста для молодежной подгруппы, рассчитанные по статистическому правилу 3а. Для удобства использования нормативы округлены до целых баллов, а диапазон значений разделен только на три интервала, исключая сниженные значения шкал, не имеющие диагностического значения.

868________________________________раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

Нормативы теста (сырые баллы). Таблица 2

Расстройство личности Норма Повышенное значение Высокое значение

Диссоциальное

Истерическое

Ананкастное

Параноидное

Шизоидное

Тревожное

Зависимое

Эмоционально-неустойчивое

Выводы. Проведенное исследование и анализ полученных результатов дают возможность прийти к следующим выводам:

1. Разработанная методика обладает конст-руктной валидностью, так как основу факторной типологии шкал составляет «классический» конструкт шизоидность - истероидность.

2. Методика обладает и внешней валидностью - результаты тестирования согласуются с результатами диагностики по классическим тестам Г.-Ю. Айзенка и Леонгарда-Шмишека.

3. Небольшой перечень вопросов и приведенная оценка нормативов теста позволяют в условиях «полевого» обследования быстро диагностировать признаки личностного расстройства и направлять субъекта на дальнейшее клиническое обследование.

4. В связи с высокой распространенностью различных вариантов личностных расстройств, разработанный тест-опросник может быть предложен в качестве методики экспресс-диагностики в процедурах профессионального отбора, в частности, при психофизиологическом обследовании кан-

8-13 14-16 >17

12-17 18-20 >21

13-18 19-21 >22

9-15 16-19 >20

9-15 16-18 >19

9-14 15-16 >17

8-14 15-17 >18

10-17 18-20 >21

дидатов на службу в органы внутренних дел, вооруженные силы и т.п.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.: Азбука, 2001. 97 с.

2. Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. М.: Директ-Медиа, 2008. 50 с.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Директ-Медиа, 2008. 406 с.

4. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Эксмо, 2003. 416 с.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 390 с.

6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. М.: изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

7. Ганушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. Нижний Новгород: НГМА, 1998. 128 с.

8. WHO. ICD-10 Classification of Mental and Behavioral Disorders: Primary Health Care. Bern: Hogrefe and Huber Publishers, 1996.

9. Herpertz S., Gretzer A., Steinmeyer E.M., Muehlbauer V., Schuerkens A., Sass H. Affective instability and impulsivity in personality disorder: results of an experimental study // J. Affect. Disord., 1997. T. 44. С. 31-33.

10. Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. М.: Речь, 2002. 402 с.

Поступила в редакцию 22.03.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.