Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРИЭР»)'

РАЗРАБОТКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРИЭР») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / ПИЩЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПИЩЕВАЯ ОТРАСЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маракова Н.И., Додонова С.В., Полаева Г.Б.

Повышение производственного потенциала отечественных пищевых предприятий - это одна из важнейших задач развития нашей страны на ближайшие годы. Оказанный негативный эффект от внедренных экономических и политических санкций, а также прекращение свободного сообщения между странами из-за пандемии COVID-19 серьезно сказалось на отрасли пищевого производства, ведь теперь российские предприятия должны обеспечивать все население страны практически самостоятельно. В целом, в пищевой отрасли можно заметить тенденцию к снижению зависимости российских предприятий от иностранных компаний, однако в области производства пищевых ингредиентов доля импортной продукции все еще сильно превышает долю отечественной: в 2020 году доля пищевых ингредиентов российского производства на рынке составила всего 22,1%, в то время как доля импортной продукции равна 77,9%. В данной статье был изучен потенциал российского предприятия ООО «ТРИЭР» и возможность снижения импортозависимости его деятельности путем проектного внедрения на производство импортозамещающего продукта, а также рассмотрены основные инструменты разработки и реализации данного проекта, методические подходы и инструменты к его разработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маракова Н.И., Додонова С.В., Полаева Г.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND MANAGEMENT OF AN IMPORT SUBSTITUTION PROJECT IN THE SYSTEM OF IMPROVING THE QUALITY OF ENTERPRISE WORK (ON THE EXAMPLE OF TRIER LLC)

Increasing the production potential of domestic food enterprises is one of the most important tasks for the development of our country in the coming years. The negative effect of the implemented economic and political sanctions, as well as the cessation of free communication between countries due to the COVID-19 pandemic, has seriously affected the food industry, because now Russian enterprises must provide for the entire population of the country almost independently. In general, in the food industry, one can notice a tendency to reduce the dependence of Russian enterprises on foreign companies, however, in the production of food ingredients, the share of imported products still greatly exceeds the share of domestic products: in 2020, the share of Russian-made food ingredients in the market was only 22.1% , while the share of imported products is 77.9%. In this article, the potential of the Russian enterprise TRIER LLC and the possibility of reducing the import dependence of its activities through the project implementation of the production of an import-substituting product were studied, as well as the main tools for the development and implementation of this project, methodological approaches and tools for its development.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТРИЭР»)»

Разработка и управление проектом импортозамещения в системе повышения качества работы предприятия (на примере ООО «ТРИЭР»)

сч сч о сч

о ш т

X

<

т о х

X

Маракова Наталья Игоревна,

к.э.н., доцент кафедры Математических методов и бизнес-информатики ФГбОу ВО «Московский государственный университет международных отношений (МГИМО)», n.marakova@odin.mgimo.ru

Додонова Светлана Викторовна,

к.ю.н, доцент кафедры Международного нефтегазового бизнеса ФГБОУ «Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина», Lana06111966@mail.ru

Полаева Гозель Байгельдыевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического управления топливно-энергетическим комплексом РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, gozel_polayeva@mail.ru

Повышение производственного потенциала отечественных пищевых предприятий - это одна из важнейших задач развития нашей страны на ближайшие годы. Оказанный негативный эффект от внедренных экономических и политических санкций, а также прекращение свободного сообщения между странами из-за пандемии СоУЮ-19 серьезно сказалось на отрасли пищевого производства, ведь теперь российские предприятия должны обеспечивать все население страны практически самостоятельно.

В целом, в пищевой отрасли можно заметить тенденцию к снижению зависимости российских предприятий от иностранных компаний, однако в области производства пищевых ингредиентов доля импортной продукции все еще сильно превышает долю отечественной: в 2020 году доля пищевых ингредиентов российского производства на рынке составила всего 22,1%, в то время как доля импортной продукции равна 77,9%. В данной статье был изучен потенциал российского предприятия ООО «ТРИЭР» и возможность снижения импортозависимо-сти его деятельности путем проектного внедрения на производство импортозамещающего продукта, а также рассмотрены основные инструменты разработки и реализации данного проекта, методические подходы и инструменты к его разработке. Ключевые слова: импортозамещение; управление проектом импортозамещения; пищевое производство; пищевая отрасль; управление качеством; управление проектами.

Большинство предприятий не рискует вносить изменения в отлаженный производственный процесс. Безусловно, такие проекты подразумевают наличие серьезных потенциальных рисков для функционирования компании в целом. Но зачастую предприятия упускают из виду и потенциальную выгоду от таких нововведений [1]. Тем не менее, предприятие ООО «ТРИЭР» уже начинает отказываться от закупок сырья у иностранных предприятий, заменяя их продуктами собственного производства. Подтверждением тому является проект введения на собственное производство предприятия ООО «ТРИЭР» пищевого ингредиента «Флюссигзауэр».

Флюссигзауэр - это продукт пищевого сырья, который представляет собой жидкую закваску для производства хлеба из ржаной и пшеничной муки. На сегодняшний день хлебобулочные изделия, приготовленные с использованием заквасок, пользуются широкой популярностью среди потребителей. В России традиционно применяются жидкие и густые закваски, технология производства которых требует наличия специального оборудования, дополнительных производственных площадей, высококвалифицированного персонала и больших временных затрат.

Флюссигзауэр обеспечивает выполнение ряда важнейших функций: облегчает процесс изготовления хлебобулочных изделий, сокращает время замеса и брожения теста, улучшает процесс разделки теста, обеспечивает высокое качество выпускаемой продукции, повышает эластичность мякиша и улучшает вкус изделий. Все это обеспечивает качество производимой продукции. Внедряемый проект по своей сути является довольно сложным, комплексным, то есть включает в себя сразу несколько направлений оптимизации деятельности компании (оптимизацию транспортной логистической системы, повышение квалификации персонала и производственного потенциала предприятия ООО «ТРИЭР»).

Первым и немаловажным этапом является составление так называемого паспорта проекта, который описывает основные положения внедряемых изменений: цели проекта, сроки реализации, источники финансирования, авторы, руководители и многое другое (таблица 1). Паспорт проекта необходим для ознакомления стейкхолде-ров с основными положениями по проекту.

В ходе реализации проекта планируется проведение ряда основополагающих мероприятий по оптимизации нескольких отраслей деятельности предприятия. Для более грамотной и четкой реализации внедряемого проекта необходимо изучить WBS-структуру работ по проекту (рисунок 1).

Таблица 1

Паспорт проекта внедрения «Флюссигзауэра» на производство ООО «ТРИЭР»

Название проекта «Создание и выведение продукта на рынок»

Цель проекта Обоснование целесообразности внедрения нового импортозамещающего продукта на производство предприятия

Ожидаемые результаты реализации • Сокращение логистических затрат • Сокращение затрат на закупку импортного сырья • Повышение производственно-технологического потенциала • Повышение рейтинга и доли предприятия на рынке

Предварительные сроки реализации проекта 01.07.2021 - 25.10.2021

Объем и источники финансирования Источник финансирования: собственные средства организации Объем финансирования: 10 875 571 руб.

Руководитель проекта Каблихин Сергей Ильич

Автор проекта Комоликова Лилия Ильдаровна руководитель отдела маркетинга

Внедрение

нового продукта на производство ООО ТРИЭР"

Изучение Анализ

внешней среды импортного

предприятия продукта

4 1

f л

Проведение Изучение

производства

i 1

Анализ ближайших конкурентов предприятия Оценка и поиск необходимого оборудования

4 1

Оценка Анализ

текущей потребителей

деятельности ООО ТРИЭР" данной продукции

Подготовка к внедрению Ввод нового продукта в производство Контроль

4 4 4

Экономическое обоснование целесообразно ста проекта Информирован ие потенциального заказчика Контроль за качеством выпускаемой продукции

4 4 4

Закупка сырья, оборудования Продвижение Контроль сроков поставок

Обучение персонала и пилотное внедрение продукта

Составление документации сертификация продукта

Рисунок 1 - WBS-структура работ проекта

Иерархическая структура работ (Work Breakdown Structure) - инструмент, позволяющий разбить проект на составные части, в данном случае: изучение внешней среды предприятия, анализ продукции конкурента, подготовка к внедрению, ввод нового продукта в производство и контроль за результатом [6]. Она устанавливает иерархически структурированное распределение работ по реализации проекта для всех задействованных в нем работников. В ходе построения WBS осуществляется последовательная декомпозиция проекта на некоторые подпроекты, пакеты работ различного уровня, которые позволят изучить внедрение разработки более подробно, в деталях.

Проект по внедрению «Флюссигзауэра» в производство ООО «ТРИЭР» будет осуществлен в ходе выполнения 5-ти крупных этапов: изучение внешней среды

предприятия с помощью различных анализов и расчетов, анализ импортного продукта, подготовка к внедрению продукта с помощью закупки сырья, оборудования и обучения персонала, основное внедрение продукта и последующий контроль за реализацией новой продукции.

Также неотъемлемой частью внедрения проекта является построение OBS-структуры работ по нему. OBS-структура работ (Organizational Breakdown Structure) -это организационная структура проекта, которая включает всех его участников и создается для наиболее эффективного достижения целей проекта (рисунок 2) [3]. Как видно из данной структуры, руководитель проекта является главным звеном в цепочке. Он организовывает слаженную работа автора и менеджера проекта, а они, в свою очередь, также имеют в подчинении ряд лиц, без эффективной работы которых данный проект существовать не сможет. Неотъемлемой частью, безусловно, является отдел контроля качества, который поспособствует выпуску продукции действительно высокого качества.

Рисунок 2 - ОББ-структура работ проекта

Также важно проанализировать структуру всего персонала предприятия ООО «ТРИЭР», чтобы определить количество сотрудников, задействованных в данном проекте (табл. 2).

Таблица 2

Структура персонала предприятия ООО «ТРИЭР»

Категория занятых 2020 г.

Всего сотрудников: 204

Руководители: 32

Специалисты: 56

Производственный персонал: 116

Из «всего» задействованы в проекте: 11

Предприятие ООО «ТРИЭР» не имеет большого количества сотрудников, поскольку все основные производственные и другие процессы на сегодняшний день максимально автоматизированы. Однако каждый из них вносит неоценимый вклад в работу компании.

Во время реализации масштабных проектов очень важно помнить о сроках, которые ограничены и четко определены. Для удобства отслеживания проведенных этапов во времени рекомендуют использовать Диаграмму Ганта [2]. Диаграмма Ганта (a Gantt Chart) — это

I I

О

ГО

>

п.

I

го m

о

ю

2 О ГО

го

сч сч

0 сч

оэ

01

о ш Ш X

3

<

m о х

X

визуальный способ отображения запланированных задач. Это удобный способ показать, какая работа планируется к выполнению в определенный день и время. Диаграмма Ганта по проекту внедрения «Флюссигзау-эра» выглядит следующим образом (рисунок 3).

СДАЧИ НАЧАЛО 0 ЮЖАНКЕ ДНИ

П роведен не РЕЗТ-а н ал ига предприятия 1 ИОЛ виол e

Анализ ближайших конкурентов 1 ИОЛ виол e

Расчет коэффициентов ноценка текущей деятельности 000 'ТРИЭР" 9Ш »« 23

Изучение технологии производства продукта 30 иол 17<И 19

Разработка проекта внедрения нового продукта 30 иол 30 05" 32

Проведен ие экономических расчетов целесообразности »ведения проекта 1<хг 30 as- 30

Закупка сырья и оборудования 1мн 1*сен

Пилотное вн едрен ие г родукта в производство .„ -

Анализ пробного внедрения 30 сея 8 OKI 9

Информи рова ние за казни ков 30 сея 5 OKI '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основное внедрение продукта в производство 4 ост 25 OCT 20

1

1

ш

I

1

Рисунок 3 - Диаграмма Ганта проекта

Соответственно, внедрение продукта «Флюссигза-уэр» будет состоять из 8 важнейших этапов, самым длительным из которых является этап непосредственно разработки проекта по внедрению данного продукта в производство. Начало работ запланировано на 1 июля 2021 года, а окончание - на 25 октября 2021 года - 117 дней, из которых 83 рабочих и 34 выходных. Безусловно, сроки могут варьироваться в зависимости от, например, результатов пилотного внедрения продукта в производство или процесса изучения технологии производства импортного аналога.

Неотъемлемой частью разработки проекта является построение его сетевого графика (рисунок 4) [4,5]. Сетевой график (англ., Project Network) — это динамическая модель проекта, отражающая зависимость и последовательность выполнения работ проекта, связывающая их завершение во времени. Также необходимо рассчитать критический путь проекта, который отражает максимально возможную продолжительность процессов по внедряемому проекту. Данные для построения графика (название работ и их продолжительность) взяты из содержания Диаграммы Ганта проекта.

0 а I I

8 23 19 30 14 / \ У Т

Ох кЪтуЗ j/Л/

f 10 )—20—т 11 )

Рисунок 4 - Сетевой график проекта

Критический путь проекта равен 143 дням. То есть самый долгий возможный срок реализации проекта равен 143 дням. Таким образом получился наглядный план проекта, который отражает последовательность всех входящих в него работ, а также их продолжительность, что в будущем поспособствует максимально эффективному внедрению проекта в деятельность предприятия ООО «ТРИЭР».

Неотъемлемой частью разработки проекта является PERT-анализ (таблица 3), который позволяет увидеть оптимистичные и пессимистичные продолжительности каждой работы по проекту [6]. Формула PERT выглядит следующим образом [10]:

е=214^Р (1)

где: E - ожидаемое время выполнения операции ;

M - наиболее вероятное время продолжительности операции ;

O - оптимистичное время продолжительности операции ;

P - пессимистичное время продолжительности операции.

Таблица 3

Операция M (дни) O (дни) P (дни) E (дни)

Проведение PEST-ана- 8 5 11 8

лиза

предприятия

Анализ конкурентов 8 5 11 8

Расчет коэффициентов 23 19 26 22,5

и оценка текущей деятельности ооО

«ТРИЭР»

Изучение технологии 19 16 25 19,5

производства продукта

Разработка проекта 32 30 35 32,2

внедрения нового про-

дукта

Проведение расчетов целесообразности про- 30 27 37 30,6

екта

Закупка сырья и обору- 14 10 20 14,3

дования

Пилотное внедрение 16 14 20 16,3

продукта в производ-

ство

Анализ пилотного внед- 9 7 14 9,5

рения

Информирование заказ- 6 5 10 6,5

чиков

Основное внедрение 20 18 25 20,5

продукта в производ-

ство

Таким образом, исходя из данный таблицы, можно сделать вывод, что ожидаемое время выполнения каждой операции почти равно наиболее вероятному времени исполнения операции, однако отклонение все же есть, а значит проект вероятнее всего будет задержан.

Весь проект в той или иной и нацелен на удовлетворение ожиданий стейкхолдеров, то есть заинтересованных сторон. По своей сути стейкхолдеров можно разделить на множество различных групп, однако для проекта и организации эффективнее всего станет определение внутренних и внешних стейкхолдеров (таблица 4).

Всего у данного проекта 7 ключевых стейкхолдеров, два из которых относятся к внутренним, а остальные - к внешним. Наибольшее влияние оказывают два внутренних стейкхолдера, так как от них полностью зависит качество и эффективность реализации проекта. Вторыми по значимости являются поставщики, заказчики и государство. Их влияние на реализацию проекта также велико, поскольку последствия от их действий прямо скажутся как на реализации проекта, так и на функционирование организации в целом.

Таблица 4

ключевых стейкхолдеров проекта [5, 10]

Стейкхол-деры Интересы стейкхолдера Оценка влияния на проект (max 5 баллов)

Внутренние

Руководитель проекта • Сокращение затрат компании • Получение личной финансовой выгоды • Возможность привлечения дополнительных финасовых ресурсов • Мотивирование команды на достижение целей проекта и организации • Повышение потенциала компании 5

Команда проекта • Возможность повышения квалификации • Гарантия обеспечения рабочего места • Повышение уровня удовлетворенности работой • Получение дополнительных вознаграждений • Повышение уровня знаний в области 5

Стейкхол-деры Интересы стейкхолдера Оценка влияния

Внешние

Поставщики • Увеличение числа заказов • Увеличение прибыли • Обеспечение долгосрочного сотрудничества 4

Заказчики (ФГУП Гостиница «Золотое кольцо»; ФГБУ «Комбинат питания №3») • Возможность получения продукта высокого качества по сниженной цене • Возможность Сокращения временных затрат на поставку 4

Партнеры • Повышение статуса за счет сотрудничества с передовой компанией • Возможность получения специальных предложений 3

Конкуренты • Повышение стремления к собственному развитию • Получение примера развития для своего дальнейшего становления • Увеличение количества заинтересованных лиц на рынке 3

Государство • Повышение уровня импортозамеще-ния в России • Повышение экспортных показателей РФ • Повышение научно-технологического уровня предприятий 4

Для того, чтобы успешно внедрить импортозамещающий продукт «жидкая закваска «Флюссигзауэр» на производство ООО «ТРИЭР», необходимо в принципе понимать как данный продукт производится иностранными предприятиями сегодня (в данном случае Германией, так как именно она является главным поставщиком Флюссигзауэра для ООО «ТРИЭР»). Соответственно, необходимо провести анализ продукта «Флюссигзауэр» (таблица 5).

Таблица 5

Анализ состава и себестоимости «Флюссигзауэра»

Название материала % Сырья в составе Количество материала для 1 упаковки (10 кг) Цена за 1 кг в РФ (руб.) Цена за 1 кг в Германии (руб.)

Молочная кислота (80%) 34,82 3,48 кг 55 210

Уксусная кислота (70%) 8,76 0,87 кг 52 34

Солодовый экстракт 3,80 0,38 кг 64 143

Глофа экстракт 3,04 0,37 кг 73 165

Ферментные препараты (глюкоза-амилазы) 2,03 0,10 кг 96 127

Вода 47,55 4,8 кг - -

Канистра (тара) - 1 шт. 39 (р./шт.) 43 (р./шт)

Таким образом в состав «Флюссигзауэра» входят следующие сырьевые продукты: молочная кислота (80%), уксусная кислота (70%), солодовый экстракт, глофа экстракт (ферментированный солод), ферментированные препараты (глюкоза-амилазы) и вода. Также хранения и дальнейшей транспортировки продукт «Флюссигзауэр» упаковывается в 10-ти литровые полиэтиленовые канистры. Больше всего в составе «Флюс-сигзауэра» содержится воды (почти 50%) и молочной кислоты (примерно 35%). Из данных таблица очевидно, что на российском рынке все перечисленные продукты стоят в разы дешевле: на создание 1 упаковки «Флюссигзауэра» в Германии уйдет примерно 722 рубля, а в России - 379 рублей. Также, если учесть расходы на доставку продукта из Германии на территорию России, можно сделать обоснованный вывод, что производить «Флюссигзауэр» на российском предприятии гораздо выгоднее и эффективнее.

Поскольку ранее предприятие ООО «ТРИЭР» производило только сухие закваски, а теперь предстоит внедрение жидкой закваски. В связи с этим необходимо изучить новую технологию производства и подобрать подходящее для предприятия оборудование. Производство заквасок является одним из наиболее важных, а также самых трудных процессов на молочном заводе. Неудачное производство может привести к большим финансовым потерям, так как современные молокозаводы перерабатывают большие объемы молока. Поэтому большое внимание следует уделять технологии производства и выбору производственного оборудования.

Жидкие закваски представляют собой концентрированные жидкости, содержащие выброженную закваску и органические кислоты (молочную, уксусную). Их соотношение в составе равняется примерно 3:1. Молочная и уксусная кислоты являются наиболее важными производными метаболизма молочнокислых бактерий в закваске. Они выполняют несколько важных функций, например, создают вкусовой и ароматический букет выпечки и влияют на реологические свойства теста.

Приготовление закваски состоит из одного производственного цикла, который включает в себя три фазы: подготовительная, промежуточная и основная. В общем и целом, производство закваски выглядит следующим образом:

• Подготовительная фаза. В мерном аппарате происходит заготовка жидкости, которая содержит в себе: воду, молочную и уксусную кислоты и солодовый экстракт в соотношении к друг другу 4:3:1:0,5. Далее в специальном аппарате жидкость перемешивается и получает однородность в течение 5-6 минут. Полученная жидкость погружается в блок нагрева и переходит на промежуточную стадию.

• Промежуточная фаза. Полученная жидкая смесь загружается в блок нагрева где происходит заки-сание будущей закваски, путем ее выдерживания в баке при температуре 30-33 градуса в течение 60 минут. После выдержки закваска отправляется на основную стадию.

• Основная фаза. В полученную теплую закваску вносится оставшаяся часть воды, глофа экстракт и ферментные препараты. Затем происходит окончательное смешивание всех ингредиентов и, перед упаковкой, закваска снова должна расстояться в течение 30 минут. Уровень рЬ| получившейся закваски должен быть равен от 4.5 до 4.8 и, если данное условие соблюдено, то после окончательной закиси закваска отправляется на

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м м

сч сч о сч

о ш m

X

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

о

X X

расфасовку и упаковку в полиэтиленовые канистры по 10 литров каждая. Ее дальнейшее хранение должно быть в температурных условиях не ниже 5 и не больше 25 градусов тепла.

Таким образом, путем довольно простых манипуляций, на производстве предприятия ООО «ТРИЭР» может появиться новая производственная линия по изготовлению жидкой закваски «Флюссигзауэр». Производственный цикл будет длиться 96 минут с учетом всех вышеперечисленных задач. К такой производственной линии, безусловно, необходимо качественное оборудование и обученный персонал, который сможет проконтролировать слаженную работу всех производственный звеньев.

В качестве заключения можно отметить, что входе проведенного исследования, были разработаны ключевые аспекты по проекту внедрения на производство ООО «ТРИЭР» продукта «Флюссигзауэр». А именно:

• Составлен паспорт проекта, где представлены сроки проекта, его автор и руководитель, объем финансирования и другие аспекты

• Изучена WBS-структура работ по проекту, которая помогает представить большую задачу в виде множества поэтапных подзадач

• Проанализирована OBS-структура работ проекта, которая позволяет увидеть всех задействованных лиц организации в данном проекте, выстроенных иерархическим способом

• Составлена диаграмма Ганта и сетевой график проекта, которые помогают выстроить все проектные этапы в последовательную цепочку для их наиболее эффективного выполнения. Проведен и PERT- анализ проекта

• Выявлены ключевые стейкхолдеры (заинтересованные лица). Ими являются: руководитель и команда проекта, поставщики, заказчики, конкуренты предприятия и государство. Все так или иначе выполняют свою роль в данном проекте, ожидая при этом свои выгоды

Также был исследован состав внедряемого продукта «Флюссигзауэр». В ходе проведения анализа было сделано заключение, что производство «Флюссигзауэра» на российском предприятии гораздо выгоднее, так как стоимость закупаемого сырья ниже и затраты на транспортировку станут равны 0. В дополнении был рассмотрен и производственный процесс жидкой закваски «Флюссигзауэр», который состоит из трех последовательных фаз: подготовительная, промежуточная и основная.

Таким образом, в настоящей статье были исследованы ключевые аспекты, касающиеся проекта внедрения на производство предприятия жидкой закваски «Флюссигзауэр», импортозамещающего продукта, способного изменить качество производства на предприятии и существующих производственных процессов, снизив зависимость от внешних поставок.

Литература

1. Аристархова Т.С. Импортозамещение в России: содержание и направления совершенствования / Т.С. Аристархова, С.Ю. Истомина // Вестн. магистратуры. -ЙошкарОла, 2017. - № 1, ч. 3. - стр. 65-69.

2. Бабук, И.М. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. - М.: Инфра-М, 2018. - 432 с.

3. Баркалов, С. А. Формирование моделей управления проектами на основе стейкхолдер — менеджмента /

С. А. Баркалов, Т. А. Аверина, З. О. Брежнева // Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. - Симферополь: ИП Зуева Т. В., 2020. - стр. 1517.

4. Бариленко В.И. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / коллектив авторов; под общ. ред. В. И. Бариленко. - 4-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2016 -234 с. - (Бакалавриат)

5. Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. С. Боброва, С. И. Цыбу-ков, И. А. Бобров. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 332 с.

6. Верзух, Э. Управление проектами: ускоренный курс по программе MBA / Э. Верзух. - М.: Диалектика, 2019. - 480 с.

7. Фридман А.М. Экономика предприятия питания. Практикум: Учебно-практическое пособие / А.М. Фридман. - М.: Юнити, 2018. - 423 с.

8. Цыганкова, В. Н. Практикум по управлению инновациями / В. Н. Цыганкова. - Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2020. - 60 с.

9. Шкурко, В. Е. Управление рисками проекта: Учебное пособие / В. Е. Шкурко, А. В. Гребенкин. - 2-е изд. -Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 182 с.

10. Экономическая теория и практика: реальность и потенциал развития: материалы межвузовской научно-методической конференции / под ред. д. э. н., проф. А. Е. Дворецкой. - Москва: Издательский дом «Дело» РАН-ХиГС, 2020. - 218 с.

Development and management of an import substitution project in the system of improving the quality of enterprise work (on the example of TRIER LLC) Marakova N.I., Dodonova S.V., Polayeva G.B.

Moscow State University of International Relations (MGIMO), Gubkin Russian

State University of Oil and Gas (national research university) JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

Increasing the production potential of domestic food enterprises is one of the most important tasks for the development of our country in the coming years. The negative effect of the implemented economic and political sanctions, as well as the cessation of free communication between countries due to the COVID-19 pandemic, has seriously affected the food industry, because now Russian enterprises must provide for the entire population of the country almost independently. In general, in the food industry, one can notice a tendency to reduce the dependence of Russian enterprises on foreign companies, however, in the production of food ingredients, the share of imported products still greatly exceeds the share of domestic products: in 2020, the share of Russian-made food ingredients in the market was only 22.1% , while the share of imported products is 77.9%. In this article, the potential of the Russian enterprise TRIER LLC and the possibility of reducing the import dependence of its activities through the project implementation of the production of an import-substituting product were studied, as well as the main tools for the development and implementation of this project, methodological approaches and tools for its development.

Keywords: import substitution; import substitution project management; food

production; food industry; quality management; project management. References

1. Aristarkhova T.S. Import substitution in Russia: contents and directions of

improvement / T.S. Aristarkhova, S.Y. Istomina // Vestn. master's degree programs. - Yoshkarola, 2017. - No. 1, part 3. - pp. 65-69.

2. Babuk, I.M. Economics of an industrial enterprise: Textbook / I.M. Babuk,

T.A. Sakhnovich. - M.: Infra-M, 2018. - 432 p.

3. Barkalov, S. A. Formation of project management models based on stake-

holder management / S. A. Barkalov, T. A. Averina, Z. O. Brezhnev // V. I. Vernadsky Crimean Federal University. - Simferopol: IP Zueva T. V., 2020. - pp. 15-17.

4. Barilenko V.I. Analysis of financial statements: textbook / collective of au-

thors; under the general ed. V. I. Barilenko. - 4th ed., reprint. - M.: KNORUS, 2016 - 234 p. - (Bachelor's degree)

5. Bobrova, O. S. Organization of commercial activity : textbook and workshop

for secondary vocational education / O. S. Bobrova, S. I. Tsybukov, I. A. Bobrov. - Moscow : Yurayt Publishing House, 2021. - 332 p.

6. Verzukh, E. Project management: an accelerated course in the MBA pro-

gram / E. Verzukh. - M.: Dialectics, 2019. - 480 p.

7. Friedman A.M. Economics of a food enterprise. Practicum: Educational and

practical manual / A.M. Friedman. - M.: Unity, 2018. - 423 p.

8. Tsygankova, V. N. Practicum on innovation management / V. N. Tsy-

gankova. - Volgograd: Volgograd State Technical University, 2020. - 60 P.

9. Shkurko, V. E. Project risk management: A textbook / V. E. Shkurko, A.V.

Grebenkin. - 2nd ed. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. - 182 p.

10. Economic theory and practice: reality and development potential: materials of the interuniversity scientific and methodological conference / edited by Doctor of Economics, prof. A. E. Dvoretskaya. - Moscow: Publishing House "Delo" RANEPA, 2020. - 218 p.

X X

o

OD A c.

X

OD m

o

2 O

ho ho

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.