Научная статья на тему 'Разработка и реализация проектов и программ социально-значимых молодежных служб, адекватных формированию социально-политической культуры студентов'

Разработка и реализация проектов и программ социально-значимых молодежных служб, адекватных формированию социально-политической культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косарев П. А.

В статье рассматривается ход и результата проекта «Кадровый резерв», направленного на обучение молодых лидеров и руководителей молодежных общественных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косарев П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация проектов и программ социально-значимых молодежных служб, адекватных формированию социально-политической культуры студентов»

УДК 378

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СЛУЖБ, АДЕКВАТНЫХ ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОВ

П.А.Косарев

В статье рассматривается ход и результата проекта «Кадровый резерв», направленного на обучение молодых лидеров и руководителей молодежных общественных объединений.

Ключевые слова: социально-политическая культура, студенты, самоуправление.

Включение молодежи в социально-значимую деятельность предполагает создание эффективной команды активных высокопрофессиональных молодежных лидеров, имеющих высокий уровень мотивации, управленческий опыт и навыки для того, чтобы выражать интересы молодежи, претворять молодежные инициативы в жизнь [1]. Решению данной задачи в нашем исследовании служила разработка и реализация проектов и программ деятельности социально-значимых молодежных служб, адекватных формированию социально-политической культуры. В процессе разработки и реализации проектов и программ участники приобретали знания и навыки социально-политической культуры, умение применять их в коммуникационном процессе уже на первых этапах практической деятельности.

Так, с 2009 года молодежной общественной организацией Академия творческой молодежи Республики Татарстан при непосредственном участии одного из авторов статьи реализуется Республиканский проект «Кадровый резерв» (далее - Проект), поддерживаемый Аппаратом Президента Республики Татарстан, Правительства Республики и находящийся под патронажем Министерства по делам молодежи, спорту и туризму. Проект «Кадровый резерв» направлен на формирование системы отбора, обучения и сопровождения молодых лидеров, руководителей молодежных общественных объединений и органов студенческого самоуправления из муниципальных

образований и городских округов Республики Татарстан, активизацию участия молодежи в социально-значимых мероприятиях и программах различного уровня, развитие деловых и личных качеств молодых лидеров и дальнейшего их продвижения в различных общественных сферах.

Программа обучения на Проекте реализовывалась на основе учебно-методического плана и включала в себя мероприятия, направленные на развитие навыков аналитической деятельности, самопрезентации, умения работать с информацией, мастерства публичного выступления, способности принимать ответственные решения в экстремальных условиях, знаний и опыта управленческой деятельности. Участники получали навыки сбора информации, анализа проблемных ситуаций, реализации социально-значимых проектов; осваивали эффективные методы коллективной работы, обучались решать сложные практические задачи и прогнозировать отдаленные последствия принимаемых решений, повышали свою управленческую квалификацию, изучали современные методы работы государственных органов власти и управления.

Образовательный модуль Проекта выстраивался нами по принципу чередования очных и заочных этапов. По итогам обучения, выполнения практических заданий, рекомендаций экспертов и итоговой аттестации, Дирекцией Проекта производится отсев участников, не соответствующих требуемому уровню компетенций.

Программа Проекта, в целом, состояла из 4 блоков (этапов), каждый из которых делится на два этапа: очный и заочный. Каждый блок (этап) обучения предполагал специальную образовательную программу, основанную на социально-политических особенностях развития республики в текущем году. Каждый из этапов обучения представлял собой совокупность сессий, практик и итоговых аттестаций. Очные этапы предполагали проведение выездных смен участников, включающих в себя:

- лекции по основным тематическим направлениям этапа;

- семинары и практические занятия, подготовку участниками презентаций

на заданную тему;

- круглые столы и дискуссии на заданную тематику;

- тренинги личностного роста и командообразования;

- выполнение участниками практических заданий по социальному

проектированию и организации мероприятий;

- презентации и деловые игры.

Заочные этапы проводились между очными этапами и являлись формой непрерывного дистанционного обучения, в ходе которой участники, исходя из заданной тематики и предоставленной учебно-методической литературы, выполняли специализированные задания, направленные на расширение своего кругозора, информированности о социально-экономических и общественно-политических процессах в Республике Татарстан, России и мировом сообществе.

Заочные этапы закрепляли полученные в ходе очных сессий знания и были нацелены на совершенствование навыков и формирование индивидуального стиля деятельности. В рамках заочных этапов участники получали домашние задания и продолжали общаться в сообществах (в т.ч. посредством Интернета), выполняли индивидуальные задания, взаимодействовали в рамках совместных проектов, включались в реализацию республиканских мероприятий.

I этап Проекта был посвящен командообразованию, обучению основам социального проектирования, приобретению практического опыта реализации социальных акций и проектов. Обучение включало в себя процедуры, направленные на развитие теоретических знаний участников, навыков аналитической деятельности, самопрезентации, умения работать с информацией, выявление инновационных и творческих подходов. Структура обучения на первом очном этапе включала в себя: лекционные занятия, практические занятия, промежуточные «точки» аттестации, итоговую аттестацию. Формы обучения: интерактивные групповые занятия, деловые игры, лекции, дискуссии, тренинги, семинары, презентации, мастер-классы,

3

встречи. Лекционные и практические занятия были посвящены изучению вопросов государственного и муниципального управления, основ делового этикета, современной журналистики, социологии управления, развития креативного мышления, новых методик технологий работы в молодежной среде [2]. Участники получили навыки сбора информации, анализа проблемных ситуаций, планирования и реализации проектов; осваивают эффективные методы коллективной работы (групповая дискуссия, деловая игра, рефлексия, тренинг, мозговой штурм и т. д.), изучили современные методы работы государственных органов власти и управления; получили навыки индивидуального саморазвития и развития своей молодежной организации.

II этап Проекта реализовывался в двух частях. Первая часть II этапа Проекта представляла собой интенсивный 2-х недельный курс, охватывающий лекционные и практические занятия, а также ежедневную аттестацию и прошла в 2010 году на базе Детского оздоровительного лагеря «Приазовец» в городе Анапа. На данном этапе решались следующие задачи: изучение структуры и особенностей работы предвыборного штаба, изучение принципов агитационного процесса, технологий проведения агитационных предвыборных кампаний. Основными формами обучения на данном этапе являлось включение участников в различные формы индивидуальной и коллективной работы -групповая дискуссия, деловая игра, рефлексия, тренинг, мозговой штурм. Основными тематиками этапа стали: технология проведения агитационных предвыборных кампаний, изучение, анализ и обсуждение социально-экономической обстановки, основы психологической самоподготовки кандидата. Лекционные и практические занятия были посвящены изучению вопросов государственного и муниципального управления, основ риторики, работы предвыборного штаба, эффективного планирования рабочего дня, английского языка, навыков самопрезентации.

В результате проведения этапа осуществлено практическое усвоение конкурсантами основ и основных гарантий избирательного права, рассмотрены принципы активизации участия молодежи в выборах всех уровней, осознана

4

необходимость повышения гражданской ответственности молодежи, значимость повышения участия молодежи и молодежных объединений в государственном и муниципальном управлении, дальнейшее содействие развитию психологических и морально-нравственных качеств молодежных лидеров.

Вторая часть II этапа Проекта прошла на территории Республики Татарстан на базе ГСОК «Казань» (Верхнеуслонский район), и реализовывалась в форме деловой игры «Выборы», моделирующей выборы депутатов в органы местного самоуправления. Ход деловой игры предусматривал обучение различных категорий участников игры, распределенных по группам: кандидаты, менеджеры, юристы, пресс-секретари, администраторы, аналитики, доверенные лица, группа поддержки и др. [3].

В рамках III этапа Проекта проводился Республиканский конкурс «Вверх!». Конкурс состоял из 5 конкурсных процедур (этапов), направленных на оценку аналитического мышления участников, умения работать с информационными потоками, навыков самопрезентации, мастерства публичного выступления, знаний в области государственного устройства республики и страны в целом, способности к эффективному поиску информации, умения принимать ответственные решения, управлять проектами и работать в многофункциональной лидерской среде.

По итогам конкурса определились 20 победителей из 7 районов республики, которые направлены на прохождение практики в органы исполнительной власти Республики Татарстан, а также 23 финалиста, которые распределены для прохождения практики в общественных и государственных учреждениях Республики Татарстан.

IV этап направлен на подготовку финалистов проекта к практике в органах исполнительной власти Республики Татарстан: углубленное изучение системы органов государственной и муниципальной власти и управления, формирование навыков деятельности в качестве государственного и муниципального служащего, развитие опыта управленческой деятельности

5

формирование аналитико-прогностических компетенций.

Заключительной ступенью обучения участников являлась практика в органах исполнительной власти Республики Татарстан. Практика в министерстве является одним из видов учебных практик проекта, она углубляет и закрепляет теоретические и методические знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин для их использования в практической работе.

В целом практиканты успешно справились с поставленными перед ними задачами с выполнением поручений и достигли определенных практических результатов в качестве реального резерва управленческих кадров: 1 финалист трудоустроен в Министерство образования и науки Республики Татарстан; 1 -получил повышение по службе в рамках Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан; 3 финалиста продолжают сотрудничество с министерствами Республики Татарстан в качестве кураторов проектов; 2 - в качестве лиц, привлекаемых для общественной экспертизы концепций инновационных проектов. Также финалистами подготовлен ряд предложений и проектов, специально разработанных для представления руководству республики в рамках встречи по итогам практики.

Апробированный в ходе исследования проект «Кадровый резерв» позволил получить определенные положительные результаты. При этом наш опыт показывает, что проектно-целевой подход может быть эффективно использован для решения отдельных проблем или комплекса проблем, решение которых необходимо осуществить в четко определенные сроки. В целом, разработка и реализация проектов и программ деятельности социально-значимых молодежных служб, адекватных формированию социально-политической культуры предполагает создание проектов, направленных на поиск и продвижение талантливой молодежи, на подготовку молодежного кадрового ресурса для органов государственной и муниципальной власти, воспитание гражданственности и формирование управленческих умений и навыков молодежи.

Источники:

1. Хобраков С.Ц. Механизмы и факторы влияния молодежных общественных объединений на политический процесс // Вестник Бурятского государственного университета, 2010. № 5. С. 231-236.

2. Алешина Е.А. Использование спецкурса «политическая культура» в воспитании студентов педагогического колледжа // Педагогический журнал Башкортостана, 2009. № 5. С. 107-114.

3. Кострикин А.В. Молодежные общественные объединения как институт гражданского общества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2 008. № 80. С. 181-185.

References:

1. Hobrakov S.C. Mehanizmy' i faktory' vliyaniya molodejny'h obsch'estvenny'h obedineniy na politicheskiy process // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010. № 5. S. 231236.

2. Aleshina E.A. Ispol'zovanie speckursa «politicheskaya kul'tura» v vospitanii studentov pedagogicheskogo kolledja // Pedagogicheskiy jurnal Bashkortostana, 2009. № 5. S. 107-114.

3. Kostrikin A.V. Molodejny'e obsch'estvenny'e ob'edineniya kak institut grajdanskogo obsch'estva // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2 008. № 80. S. 181-185.

Зарегистрирована 13.06.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.