УДК 37.035.4
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ЛИДЕРОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОЛОДЕЖИ
П.А. Косарев
В статье рассматривается система подготовки лидеров молодежных организаций, представлен опыт реализации инновационного проекта по формированию политической культуры молодежи Республики Татарстан; акцентируется внимание на разработке и реализации комплексных программ обучения, включающих вопросы теоретической подготовки молодых лидеров, практические занятия по формированию необходимых компетенций; раскрывается потенциал проектных технологий в деятельности молодежных общественных организаций.
Ключевые слова: политическая культура, лидеры молодежных общественных организаций, целевые программы обучения, интерактивное обучение, инновационные технологии, проект, участники проекта
DESIGN COMPREHENSIVE TRAINING PROGRAMS NGO LEADERS AS INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF FORMING POLITICAL CULTURE OF
YOUTH
P.A. Kosarev
Abstract: The article considers the system of training of leaders ofpublic youth organizations by implementing an innovative project on the formation of the political culture of the youth of the Republic of Tatarstan, revealed the potential of design technologies in the activities of youth organizations. The experience of developing and implementing comprehensive training programs, including questions of theoretical training of young leaders in the field of government, a system of practical lessons on the development of skills of effective political activity, the development of business competencies and personal qualities necessary for the modern young leader and positive political career. Usage presented lectures, workshops and trainings; substantiated active forms of the activities and projects of political orientation; system certification phase of the project participants. The article describes the method of team building. On an example of multi-stage selection procedures for participation in the project, which consists of several stages, full-time and part-time tours, justified the use of both traditional forms (questionnaires testing, interviewing) and creative tasks (self-presentation, the protection of the mini-project socially significant directivity and etc.). Focuses on the content and technology of the business game on the organization of the election campaign in the state authorities. The examples of the impact of the project, disclosed its uniqueness.
Keywords: political culture, leaders of youth organizations, targeted training programs, online training, innovative technology, project, project participants
Новый подход к формированию политической культуры современной молодёжи требует системных преобразований в содержании, формах и методах политического образования, выборе адекватных технологий политического воспитания. В.Ш. Масленникова отмечает, что в педагогике в качестве инновационных подходов имеется определенный теоретический вклад в разработку проектной парадигмы образовательного процесса, состоящей из целого ряда проектных методологических подходов, и обосновывает проектноразвивающий подход к образовательно-воспитательному процессу, обеспечивающий проектирование стратегии целостного процесса развития, становления и формирования личности [1]. Анализ теоретических источников о развивающем потенциале проектной деятельности (И.А. Зимняя, Г.П Щедровицкий, Н.Н. Нечаев, А.М. Новиков, В.Д. Симоненко, Г.И. Ибрагимов, В.И. Слободчиков и др.), показывает, что сегодня сложились оптимальные условия для внедрения инновационных педагогических технологий, в том числе проектных, в процесс формирования политической культуры современной молодежи.
Включение молодежи в общественно-политическую и социальнозначимую деятельность предполагает создание команды эффективных молодежных лидеров, имеющих высокий уровень мотивации к повышению социально-политических знаний, способных выражать интересы молодежи, претворять молодежные инициативы в жизнь. С этой целью в Республике Татарстан реализуется масштабный Республиканский проект «Кадровый резерв» (далее - Проект), который по существу является логическим продолжением проводимой в Татарстане кадровой политики по подготовке и селекции молодежных лидеров, созданию системы поиска и продвижения эффективных, инновационно мыслящих молодых управленцев. Проект с 2009 года реализует молодежная общественная организация Академия творческой молодежи Республики Татарстан под патронажем Министерства по делам молодежи, спорту и туризму, при активной поддержке Аппарата Президента Республики Татарстан и Правительства Республики [2].
Проект «Кадровый резерв» направлен на формирование системы отбора, обучения и сопровождения молодых лидеров, руководителей молодежных общественных объединений и органов студенческого самоуправления из муниципальных образований и городских округов Республики Татарстан, активизацию участия молодежи в политической жизни Республики, социальнозначимых проектах и программах различного уровня. Уникальность Проекта - в создании реальной площадки по подготовке молодежного кадрового ресурса для органов государственной и муниципальной власти, продвижении талантливой молодежи в общественно-политической сфере. Участниками Проекта являются молодые граждане Республики Татарстан из числа учащейся, студенческой, работающей молодежи, различных социальных и профессиональных групп в возрасте от 17 до 30 лет включительно. География участников Проекта представлена следующим образом: студенты средних и высших профессиональных образовательных организаций Республики Татарстан, активисты и лидеры молодежных и детских общественных организаций, в том числе члены Общественной молодежной палаты при Государственном Совете Республики Татарстан, Лиги студентов Республики Татарстан, Молодежного общественного фонда «Сэлэт», Совета детских организаций Республики Татарстан, Союза молодых юристов Республики Татарстан, активисты Молодой Гвардии Единой России, Молодежного движения Республики Татарстан «Мы...», Нижнекамского Союза студентов, Ресурсного центра молодежи Республики Татарстан и др. Следует отметить, что процедура отбора претендентов на зачисление в Проект достаточно сложная, состоит из нескольких этапов, очного и заочного туров:
- анкетирование: целью биографического блока вопросов является получение информации о возрасте, образовании, опыте работы, жизненной позиции, компетенциях и личностных качествах соискателя;
- тестирование: определяет общий кругозор, а также знания соискателя в области государственного устройства;
- собеседование: выявление мотивов участия соискателя в Проекте,
определение приоритетных сфер деятельности, психологических особенностей личности.
В качестве дополнительных этапов отбора проводится групповое интервью с целью оценки способности соискателей работать в команде. При равных стартовых возможностях не все заявители проходят отборочный тур. Причин, на наш взгляд, несколько: не сумели проявить творческий подход к выполнению тестовых процедур, психологически не готовы к конкурентной борьбе на конкурсной основе, не владеют навыками самопрезентации.
Важная составляющая Проекта - формирование политической культуры личности современных молодых лидеров. Под политической культурой личности мы понимаем интегративное качество, отражающее меру освоения личностью опыта социально-политических отношений, проявляющегося в понимании общественно-политических процессов и событий, осуществлении самостоятельного их анализа и сознательного выбора активного поведения и участия в гражданско-политической жизни общества.
Для решения данной задачи в Проекте предусмотрена система интерактивного обучения молодых лидеров. Комплексная программа, разработанная с нашим участием, предусматривает систематизацию и расширение теоретических знаний, практических навыков эффективного лидерства, развитие деловых компетенций и личностных качеств, необходимых для конструктивной общественно-политической деятельности.
В ходе освоения программы участники Проекта получают навыки аналитической деятельности, умения работать с информацией, уроки публичного выступления и самопрезентации. Участники выполняют практические задания по сбору информации, анализу проблемных ситуаций, реализации социально-значимых проектов; осваивают эффективные методы коллективной работы, обучаются умению принимать ответственные решения в
нестандартных условиях, прогнозировать последствия принимаемых решений; изучают современные методы работы государственных органов власти и управления, повышают свою управленческую квалификацию. Образовательный модуль Проекта выстраивается по принципу чередования очных и заочных этапов. По итогам обучения, выполнения практических заданий, рекомендаций экспертов и итоговой аттестации Дирекция Проекта переводит участников на следующий этап.
Программа Проекта состоит из 4 блоков, реализуется в два этапа: очный и заочный. Каждый блок предполагает специальную образовательную программу, разработанную с учетом социально-политических особенностей развития РТ, стратегии молодежной политики республики по формированию политической культуры молодежи. Каждый этап обучения представляет собой совокупность сессий, практик и итоговых аттестаций. Очные этапы проводятся в рамках выездных смен участников Проекта и включают:
- лекции по основным тематическим направлениям этапа;
- семинары и практические занятия, подготовку участниками презентаций на заданную тему;
- круглые столы и дискуссии на заданную тему;
- тренинги личностного роста и командообразования;
- выполнение участниками практических заданий по социальному проектированию и организации мероприятий;
- презентации и деловые игры.
Заочные этапы - это непрерывное дистанционное обучение (между очными этапами), в ходе которого участники выполняют специальные индивидуальные задания, направленные на расширение политического кругозора, анализ социально-экономических и общественно-политических процессов в Республике Татарстан, России и мировом сообществе, изучают
информационные материалы и учебно-методическую литературу. Заочные этапы закрепляют полученные в ходе очных сессий знания, нацелены на формирование индивидуального стиля деятельности каждого участника Проекта. Важное требование - Интернет - общение, участие в республиканских мероприятиях, взаимодействие максимального количества участников при реализации авторских проектов. Дадим описание очного этапа реализации Проекта «Кадровый резерв» на базе Детского оздоровительного лагеря «Приазовец» в городе Анапа (2012 г.), в котором приняло участие 120 участников из 17 районов Республики.
I этап проекта - командообразование, обучение основам социального проектирования, приобретение практического опыта реализации социальных акций и проектов. Структура обучения включает: лекционные и практические занятия, промежуточные «точки» аттестации, итоговую аттестацию. Формы обучения: интерактивные групповые занятия, деловые игры, лекции,
дискуссии, тренинги, семинары, презентации, мастер-классы, встречи с профильными специалистами. Тематика лекционных и практических занятий включала вопросы государственного и муниципального управления, основ делового этикета, современной журналистики, социологии управления, развития креативного мышления, инновационных методик и технологий работы в молодежной среде.
С участием автора были прочитаны лекции на темы: «Основы
государственного и муниципального управления», «Система органов государственной власти», «Основы государственного и муниципального управления», «Политические партии и движения в России: исторический опыт и современность». Особенностью данного этапа стало проведение ведущими специалистами Москвы, Казани, Самары, Санкт-Петербурга мастер-классов и интеллектуальных мастерских по развитию необходимых молодым лидерам политических навыков: «Журналистика», «Деловой этикет», «Особенности муниципального управления», «Креативное мышление», «Основы
инновационного предпринимательства», «Грантовая деятельность», «Эффективная организация рабочего дня», «Основы лидерства», «Органы студенческого самоуправления», «Волонтер XXI века», «Трудоустройство», «Молодежные общественные объединения», «Проекты Совета детских организаций». Обучение проходило с ориентацией на практическое применение полученных знаний: конкурсанты выполняли задания (групповые и
индивидуальные), были включены в процесс реализации социальных проектов. Этому была посвящена и серия мастер-классов по социальному проектированию «Основы социального проектирования».
Результаты I этапа: участники получили навыки сбора информации, анализа проблемных ситуаций, разработки и реализации проектов, апробировали эффективные формы коллективной работы (групповая дискуссия, деловая игра, рефлексия, тренинг, мозговой штурм и т. д.)и индивидуального саморазвития; изучили современные методы работы государственных органов власти и управления , молодежных организаций.
II этап проекта состоял из двух туров: 1) интенсивный 2-х недельный курс, состоящий из теоретических и практических занятий, а также ежедневной аттестации участников; 2) деловая игра «Право выбора - право молодых». Общая цель данного этапа - создание мобильной команды для подготовки выборной кампании в представительные органы муниципальной власти.
Теоретический курс посвящен изучению структуры и принципов работы предвыборного штаба, особенностей агитационных процессов, технологий проведения предвыборных кампаний. На практических занятиях рассматривалась система работы предвыборного штаба, технология эффективного планирования рабочего дня, а также основы психологической подготовки кандидатов, приемы публичного выступления и др. Тематика лекций: «Основы публичной коммуникации», «Принципы подготовки к публичному выступлению», «Достижение успеха в информирующей речи», «Правильное поведение на интервью», «Основные правила агитации»,
«Принципы убеждения в своей правоте», «Основы победы в споре», «Технология организационного роста А.С. Огнева», «Государственное и муниципальное управление»; «Основы риторики»; «Работа предвыборного штаба».
Проведены мастер-классы и практикумы: «Самопрезентация»,
«Информирующее выступление», «Грамотная подготовка и проведение организационного совещания (на примере заседания предвыборного штаба)», «Выступление с воодушевляющей речью (на примере митинга)», «Выступление с агитирующей речью», «Выступление с аргументирующей речью», «Основные принципы командной работы», «Невербальное общение». В качестве эффективных форм обучения на данном этапе использовались: групповая дискуссия, деловая игра, рефлексия, тренинг, мозговой штурм.
Результаты II этапа: участники изучили основы и основные гарантии избирательного права, принципы активизации участия молодежи в выборах всех уровней, осознали необходимость повышения гражданской
ответственности молодежи, значимость молодежных объединений в
государственном и муниципальном управлении. У подавляющего большинства участников сформированы следующие компетенции: системность мышления; организаторские способности; социальная смелость; новаторство;
самоконтроль; ориентированность на результат и успех; коммуникативная успешность; результативность общения.
Заключительная аттестация участников Проекта осуществлялась в форме устных и письменных экзаменов. Итоговая оценка складывалась из суммы баллов за письменные работы, самопрезентацию участников и бонусных оценок Дирекции Проекта, преподавателей, тренеров, кураторов. 20 победителей были командированы на стажировку в высшие государственные органы Республики Татарстан. Реализация Проекта «Кадровый резерв» позволяет констатировать наличие в Республике эффективной модели подготовки лидеров нового поколения, внедрение современных технологий и
механизмов формирования политической культуры молодежи, стимулирование общественно-значимых молодёжных инициатив и проектов в рамках общественных объединений.
Сегодня молодежные общественные организации во взаимодействии с социумом имеют возможность реально обеспечить многовариантность подходов проектной парадигмы к формированию политической культуры молодежи, аккумулируя в себе кадровые, материальные и методические ресурсы. Каждое молодежное объединение имеет неповторимые традиции, вариативные и персонифицированные элективные курсы, связи с образовательными и культурными учреждениями, общественными, самодеятельными организациями, органами студенческого самоуправления профессиональных образовательных организаций, которые в совокупности содействуют созданию собственного образовательно-воспитательного инновационного пространства. Таким образом, молодежные общественные организации выступают как центры инновационного поля, фокусирующие позитивные социально-ориентированные воздействия на молодых лидеров, способствующие формированию политической культуры социально активной личности.
Источники:
1. Масленникова В.Ш. Концептуальные идеи проектно-развивающего подхода и условия его реализации в системе профессионального образования: монография. Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI Век», 2013. С. 168. [Maslennikova V.Sh. Conceptual ideas of design and developing approach and conditions of its realization in the system of vocational education: monograph. Kazan: Publishing House of «Pechat'-Servis XXI Vek», 2013. P. 168. (In Rus.)]
2. Сулима Л.О., Шигапова Л.П. Воспитательная траектория Республики Татарстан (Основные
направления деятельности Координационного совета по воспитательной работе при Совете ректоров вузов Республики Татарстан). Казань: Изд-во «Конверс-Пресс», 2011. 89 с. [Sulima L.O.,
Shigapova L.P. Educational trajectory of the Republic of Tatarstan (main activities of the Coordinating Council of the educational work of the Council of Rectors of the Republic of Tatarstan). Kazan: Publishing House of «Konvers-Press», 2011. 89 p. (In Rus.)]
References:
1. Maslennikova V.Sh. Kontseptual'nye idei proektno-razvivayushchego podkhoda i usloviya ego realizatsii v sisteme professional'nogo obrazovaniya: monografiya. Kazan': Izd-vo «Pechat'-Servis XXI Vek», 2013. S. 168.
2. Sulima L.O., Shigapova L.P. Vospitatel'naya traektoriya Respubliki Tatarstan (Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Koordinatsionnogo soveta po vospitatel'noy rabote pri Sovete rektorov vuzov Respubliki Tatarstan). Kazan': Izd-vo «Konvers-Press», 2011. 89 s.
Зарегистрирована: 30.06.2014
Косарев Павел Александрович (г. Казань), Институт педагогики и психологии профессионального образования (ИПППО РАО), лаборатория социализации и профессионального воспитания личности; аспирант. Тел.: 8(843)555-73-09. E-mail: [email protected]
Kosarev Pavel Alexandrovich (Kazan), Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education RAE, laboratory of socialization and professional education of the personality, graduate student. Ph.: 8(843) 555-73-09. E-mail: [email protected]