Научная статья на тему 'Разработка и реализация интегрированной конструктивистской учебной программы (ICC) в школах Salam'

Разработка и реализация интегрированной конструктивистской учебной программы (ICC) в школах Salam Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегрированная конструктивистская учебная программа / учить и учиться / науки об обучении / модель ICC / integrated constructivist curriculum / education and learning / learning science / ICC model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саадни Йадолла

Статья представляет собой тезисы доклада известного иранского педагога Йадоллы Саадни, научного руководителя сети частных школ Mofid и Salam. Доклад был представлен на пленарном заседании XII международной научно‑практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» в Москве 10 ноября 2022 года. В статье кратко представлена логика формирования интегративной конструктивисткой учебной программы, лежащей в основе практики сети школ Salam в г. Тегеран. Заявлены теоретические основания, которые развернуты в реальной практике данных школ и показывают свою успешность по достижению целей современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саадни Йадолла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and Implementation of the Integrated Constructivist Curriculum (ICC) in Salam Schools

The article presents the scientific conference abstracts of the report of the famous Iranian educator Yadolla Sayeednia, academic advisor of the Mofid and Salam private schools’ network. The report was presented at the plenary session of the XII International Scientific and Practical Conference “Student research activities in the modern educational space” on November 10, 2022, Moscow. The article briefly describes the logic of the formation of an integrated constructivist curriculum underlying the experience of the Salam School network in Tehran. Theoretical foundations are stated, which are deployed in the real practice of these schools and show their success in achieving goals of modern education.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация интегрированной конструктивистской учебной программы (ICC) в школах Salam»

Саадни Ядолла

Разработка и реализация интегрированной конструктивистской учебной программы (ICC) в школах Salam1

Development and Implementation of the Integrated Constructivist Curriculum (ICC) in Salam Schools

Аннотация. Статья представляет собой тезисы доклада известного иранского педагога Йадоллы Саадни, научного руководителя сети частных школ Mofid и Salam. Доклад был представлен на пленарном заседании XII международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» в Москве 10 ноября 2022 года. В статье кратко представлена логика формирования интегративной конструктивисткой учебной программы, лежащей в основе практики сети школ Salam в г. Тегеран. Заявлены теоретические основания, которые развернуты в реальной практике данных школ и показывают свою успешность по достижению целей современного образования. Ключевые слова: интегрированная конструктивистская учебная программа, учить и учиться, науки об обучении, модель ICC

Abstract. The article presents the scientific conference abstracts of the report of the famous Iranian educator Yadolla Sayeednia, academic advisor of the Mofid and Salam private schools' network. The report was presented at the plenary session of the XII International Scientific and Practical Conference "Student research activities in the modern educational space" on November 10, 2022, Moscow. The article briefly describes the logic of the formation of an integrated constructivist curriculum underlying the experience of the Salam School network in Tehran. Theoretical foundations are stated, which are deployed in the real practice of these schools and show their success in achieving goals of modern education. Keywords: integrated constructivist curriculum, education and learning, learning science, ICC model

Саадни

Йадолла,

Ph. D., научный руководитель школ Mofid и Salam, г. Тегеран (Иран) e-mail:

ysaeednia@gmail.com Yadolla

Sayeednia,

Ph. D., Academic Advisor of Mofid and Salam Schools, Tehran (Iran)

Перевод текста — Л. И. Адамян, научная редакция А. С. Обухова.

Современные проблемы образования

1 По сути, речь идет об различении двух взаимосвязанных, но различных процессов — как учить (обучение — процесс целенаправленного действия учителя по отношению к учащимся) и как учиться (процессе реализации самой учебной деятельности учащимся) (прим. ред.).

2

Под Learning Science в настоящее время стала пониматься междисциплинарная область, направленная на научное понимание обучения. Она связана с разработкой и внедрением инноваций в обучении и улучшением методик обучения. Исследования в этой области сфокусированы на когнитивно-психологических, социально-психологических и культурно-психологических основах обучения человека, а также на проектировании учебных сред для наиболее эффективной организации учебной деятельности учащихся (прим. ред.).

3 Речь идет о программе 12-летнего школьного обучения, принятой в ряде стран (прим. ред.).

Идея интегрированной конструктивистской учебной программы (Integrated Constructivist Curriculum — ICC) полноценно внедрена в школах Salam. Школы Salam были основаны в Тегеране в 2000 году, в настоящий момент в них обучаются 4000 учеников на уровне начального образования. В 2000 году было решено усовершенствовать качество образования в школах, для чего была нанята на работу команда с целью планирования новой учебной программы, основанной на передовом мировом опыте в образовании. Собранная команда спланировала и внедрила модель «Интегрированной конструктивистской учебной программы» (^C) в школах, начиная с дошкольного возраста. Разработанная модель охватывает также первый класс и распространяется на всю школу.

Цель данной статьи — создать представление о школьном проекте Salam, рассмотреть, на чем в своей основе акцентирует внимание ICC, идентифицировать элементы модели ICC, разъяснить, как ICC работает в классе.

На первом этапе планирования ICC предполагалось определить, чем является сам процесс учения (learning). Существует множество теорий, дающих разные трактовки процессу учения. Нам нужен был новаторский и комплексный взгляд для внедрения и повышения эффективности обучения и учения (education and learning)1.

Наш подход к поиску принципов организации учебной деятельности был новым направлением в образовании и представлял собой междисциплинарный научный взгляд. Новое направление получило название Learning Science (Наука об обучении)2.

Что представляет собой наука об обучении? Комбинированные исследования, данные и практики, которые помогут педагогу преподавать лучше, а ученикам изучить больше. Наука об обучении порождена дисциплинами, включая когнитивные нейронауки, учебную аналитику, науку о данных (data science), поведенческую экономику и психологию образования.

Приведем источники практик, которые были изучены для выбора принципов обучения:

• Национальная ассоциация образования детей от трехлетнего до старшего школьного возраста;

• принципы обучения, основанные на исследовании в области образования и развития ребенка (Алета Солтер, PhD, Институт осознанного воспитания);

• 20 основных принципов психологии от трехлетнего до старшего школьного возраста (согласно зарубежной терминологии PreK-123). Американская психологическая ассоциация, 2015 г.;

• Центр раннего обучения (Early Childhood Education Facility);

• Комиссия международного образования NEASC (V3.0);

Саадни Ядолла

• принципы Питера Хилла и результаты их применения;

• предметно-ориентированные теории обучения;

• использование исследований с целью их практического внедрения.

В рамках настоящей статьи нет необходимости представлять в подробном виде принципы ICC. Ниже приведены наиболее значимые их элементы, на которых нужно акцентировать внимание:

• социальные аспекты обучения;

• эмоции — неотъемлемая часть обучения;

• выявление индивидуальных особенностей;

• перемешивание всех учащихся;

• оценивание в процессе обучения;

• построение горизонтальных связей;

• внимание — обучающиеся находятся в центре внимания. На следующем этапе нами были изучены наиболее известные учебные программы. Основываясь на полученных сведениях, нами была разработана модель, основанная на принципах обучения, которая называется «Интегрированная учебная конструктивистская программа (ICC)».

Модель ICC может быть иллюстрирована, как представлено на Рисунке 1. Имеются три основания ICC. Эти основания взаимосвязаны, и они поясняют три важных аспекта.

Поясним элементы модели ICC:

• комплексное обучение объясняет общий взгляд на ICC через мотивацию, обучение, учащегося и цель обучения;

• личностно-ориентированный подход акцентирует внимание на роли самого обучающегося в процессе обучения;

• компетентностный учебный план — базовое содержание компетенций XXI века, связанное с формированием междисциплинарных навыков (включая практические навыки, отношение и ценности), интегрированное с такими предметами, как естественные науки, математика, искусство и др.

Рисунок 1. Модель ICC

Современные проблемы образования

Рисунок 2. Содержание элементов оснований модели

Ключевые элементы каждого основания модели ICC проиллюстрированы на Рисунке 2.

Мы разработали форму плана урока, которая отличается от обычных форм, и назвали ее «Планом обучения». План обучения должен составляться учителями в сотрудничестве с учеником. Центральная идея каждого плана обучения должна исходить из наиболее требующих внимания глобальных или частных проблем. Мы называем их междисциплинарными приоритетами. Эти приоритеты раскрываются как темы по всему плану обучения.

Планы обучения разрабатываются с акцентом на темы, в которых излагаются наиболее важные проблемы XXI века. Ниже представлены примеры тем, отобранных в качестве приоритетных.

Саадни Ядолла

Таблица 1. Междисциплинарные темы

Личность Ответственное потребление и производство Эмоциональное/ ментальное здоровье Физическое здоровье

Социум Социальная справедливость, мир и закон Сокращение уровня несправедливости Доступность питьевой воды

Природа Восприимчивость в отношении глобального потепления Окружающая среда и охрана экосистемы Использование чистых энергетических ресурсов

После выбора тем, следует найти локальную или глобальную проблему и сформулировать ее в рамках междисциплинарных компетенций (центральную идею).

Представим междисциплинарные компетенции ICC: критическое мышление; инновации и креативность; самостоятельное обучение; сотрудничество; коммуникация; гражданственность.

Образование XXI века акцентирует внимание на междисциплинарных компетенциях, которые, как предупреждают эксперты, не следует рассматривать изолированно. Для них требуется контекст, который создают такие дисциплины, как естественные науки, математика, информатика, социальные науки и др.

Все содержание ICC, о котором до сих пор говорилось, может быть представлено в виде куба. Три измерения куба показаны на Рисунке 3.

Следующим этапом является планирование деятельности и организация помогающих действий (учебная ситуация, опыт и предоставление возможностей). Эти виды деятельности будут организованы в рамках уникального цикла, разработанного ICC. На Рисунке 4 показан цикл обучения ICC.

Рисунок 3. Структура учебного плана ICC

Верхняя грань: междисциплинарные приоритеты. Левая грань: язык, математика, естественные науки, искусство, информационные технологии, физическая культура, социальные науки. Правая грань: критическое мышление, инновации и креативность, самостоятельное обучение, сотрудничество, коммуникация, гражданственность

Современные проблемы образования

Рисунок 4. Цикл обучения в ICC

4 Данный этап, по сути, соотносится с понятием П. Я. Гальперина «ориентировочная основа действия» (прим. ред.).

Цикл обучения ICC следует идее обратного проектирования (backward design). В связи с этим в первую очередь проводится суммарное оценивание. Как представлено на Рисунке 4, оценивание представляет собой непрерывный процесс, который используется в качестве образовательной стратегии на первых трех этапах (формирующее оценивание), так же, как и оценивание результатов обучения на финальном этапе (итоговое оценивание).

Учащимся в классе сначала предлагаются виды деятельности согласно первому этапу, который называется «Ориентировочный этап»4. На ориентировочном этапе обучающиеся мотивируются и активно вовлекаются в решение учебных задач.

На этапе исследования обучающиеся вовлекаются в несколько учебных опытов и постигают (дословно — конструируют) их смысл, обучаясь когнитивным, эмоциональным и физическим навыкам.

Наконец, рефлексия — это важный этап, благодаря которому обучение становится значимым, связанными и применимым на практике.

Представим образец плана обучения (в кратком виде) на Рисунке 5. WR

Рисунок 5. Пример структуры плана обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.