СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РАЗРАБОТКА И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПРОСНИКА «ТИПОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ»
И.О. СМОЛДОВСКАЯ, СГУС, г. Смоленск, Россия
Аннотация
Представлено метрологическое обоснование опросника, определяющего типы поведения родителей детей, занимающихся спортом. В экспериментальную выборку вошли 506 родителей. Подробно описана процедура разработки данной психологической методики. Приведен полный психометрический анализ экспериментальных данных репрезентативности, надежности и конвергентной и дивергентной валидности, даны подробные описания шкал и полное содержание опросника. Также статья содержит разработанные тестовые нормы опросника для спортсменов с качественной оценкой выраженности доминирующего типа поведения. Результаты дескриптивной статистики, корреляционного и факторного анализа данных свидетельствуют о валидности психодиагностического инструмента.
Ключевые слова: типология поведения родителей, субъект спортивной деятельности, эффективное поведение,
детско-родительские отношения.
DEVELOPMENT AND METROLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE QUESTIONNAIRE "TYPOLOGY OF BEHAVIOR OF PARENTS OF CHILDREN GOING INTO SPORTS"
I.O. SMOLDOVSKAYA, SSUS, Smolensk city, Russia
Abstract
The article presents a metrological substantiation of a questionnaire that determines the types of behavior of parents of children involved in sports. The experimental sample included 506 parents. The procedure for developing this psychological technique is described in detail. A complete psychometric analysis of experimental data on representativeness, reliability and convergent and divergent validity is given, detailed descriptions of the scales and the full content of the questionnaire are given. The article also contains the developed test norms of the questionnaire for athletes with a qualitative assessment of the severity of the dominant type of behavior. The results of descriptive statistics, correlation and factor analysis of data
indicate the validity of the psychodiagnostic tool.
Keywords: typology of parental behavior, sports activity subject, effective behavior, parent-child relationship.
Современный спорт представляет собой мощный фактор государственного и социального прогресса, инструмент гармоничного развития личности, ее физического, психологического, интеллектуального потенциала, привлекательного для подрастающего поколения. По своему существу спорт стал исключительно конкурентным на всех состязаниях высших спортивных достижений, в которые включаются соревнования в условиях бескомпромиссной спортивной борьбы талантливых спортсменов. В настоящее время вследствие исключительной актуальности и значимости проблемы спортивного резерва ученые продолжают целенаправленно исследовать и раз-
рабатывать концепции дальнейшего развития, специально ориентированные на партнерство и сотрудничество с семьей спортсмена [1, 2, 4, 6].
Одной из важных тенденций развития современного детско-юношеского спорта является систематическое включение родителей в спортивную деятельность ребенка в качестве обязательного и неотъемлемого субъекта.
Анализ специальной и научно-методической литературы свидетельствует, что до настоящего времени отсутствует научно-методическое представление о влиянии семьи на развитие ребенка в спорте, что естественно вызывает интерес у ученых различных научных направлений.
Вызывают повышенное внимание результаты ряда исследований, которые показали, что активное отношение родителей к занятиям спортом ребенка является одним из неотъемлемых факторов, влияющих на успешность спортивной деятельности [3, 9].
Было показано, что семья является основополагающим, поддерживающим и сопровождающим ресурсом для качественных изменений юного спортсмена. Вместе с тем научные исследования спортивной деятельности позволили установить конструктивные и деструктивные факторы детско-родительских отношений, неоднозначно влияющих на активизацию спортивной карьеры ребенка
[7].
В частности, родители, стараясь оградить своих детей от возможных сложностей и трудностей в процессе спортивной деятельности, проявляют по отношению к ним излишнюю опеку, берут на себя несвойственные им функции, форсируют подготовку, определяя нереальные цели и, как следствие, оказываются неспособными наладить с ребенком позитивную и адекватную модель взаимоотношений. Тем временем ребенок становится эмоционально и физически полностью зависимым от родителей [10].
Целью нашего исследования явилась разработка диагностического инструментария типологии поведения родителей детей, занимающихся спортом, оценивающего конкретные характеристики отношения и поведения родителей, что может эффективно влиять на динамику развития и рост мастерства спортивного ребенка.
При рассмотрении понятия «спортивный ребенок» нами понималась целенаправленная активность ребенка, гармонично развивающегося под воздействием систематических занятий спортом, определяющих возможность достижения ребенком высоких, личных результатов в спортивной деятельности.
При этом типы родителей как совокупность целевых и поведенческих установок при взаимодействии с ребенком нами рассматриваются с позиции эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.
При разработке опросника предполагалось, что дет-ско-родительские отношения представляют разные виды взаимодействия с использованием современных методов воспитания и формирования социального опыта.
Более того, для формирования воспитательного базиса развития ребенка как субъекта личности в спорте детско-родительские отношения должны обладать рядом программирующих характеристик, на основе которых становится возможным управляемость его спортивной успешностью и эффективностью взаимодействия в условиях социальной среды.
Таким образом, целостная и действующая система родительского специального воспитания должна выполнять совокупность новых функций по отношению к юному спортсмену, обеспечивать удовлетворение его потребностей на основании переосмысления цели, задач и мотивов своего участия в спортивной жизни. Это приведет к объективным и результативным изменениям в дет-ско-родительских отношениях в целом.
Современные родители, по существу, становятся активными субъектами спортивной деятельности своих детей,
превращая традиционно действующий дуэт «тренер -спортсмен» в динамическую триаду «тренер - спортсмен -родители», возникающую в рамках субъект-субъектных отношений спортивного взаимодействия. Данное взаимодействие существенно актуализирует каждого субъекта системы и выстраивает отношения с юным спортсменом с качественно новых позиций, внося изменения в поведение и деятельность каждого из них.
На различных этапах развития психолого-педагогической науки был разработан большой арсенал научно-теоретических подходов к обоснованию родительских позиций в воспитании отечественных и зарубежных исследователей, которые дифференцированно выделяют как эффективные, так и неэффективные типы родительских отношений, способствующие или препятствующие формированию и развитию гармоничной личности ребенка в любых видах деятельности.
Были выявлены основные типы поведения родителей, в частности: поддерживающие, доминирующие, холодные, непоследовательные; деструктивные как событийная депривация (гиперсоциализация, эмоциональное отвержение, гипопротекция) - несформированность связи «родитель - ребенок» и событийная оккупация (гиперопека, потворствующая или доминирующая), несфор-мированность связи «ребенок - родитель»; нормальные, раздерганные, сдвинутые; по признаку отношения к ребенку - расположенные к детям, сдержанные, строгие, снисходительные; строгие, объяснительные, компромиссные, ситуативные; проблемные [8].
Однако при всем многообразии психолого-педагогических исследований, определяющих типы поведения, система детско-родительских ролевых отношений в спортивной деятельности до настоящего времени практически не изучена и, вследствие этого, назрела острая необходимость научной разработки диагностического инструментария для определения конструктивных родительских позиций в системе отношений «родители - юный спортсмен».
Более того, разработка методики определения типов поведения родителей детей, занимающихся спортом, продиктована необходимостью изучения качественных особенностей детско-родительских отношений в условиях спортивной деятельности, которые обусловлены оптимальной связью с юным спортсменом на основании адекватности родительской позиции и выполняемых ими психолого-педагогических функций.
Содержание психодиагностического инструментария направлено на измерение динамических и содержательных характеристик поведения родителей детей, занимающихся спортом.
Следует отметить, что родительские позиции рассматривались относительно когнитивного (распределение родительской функции, реальный и идеальный образ ребенка), эмоционального (доминирующий эмоциональный фон в реализации родительских ожиданий) и поведенческого (отношение к ребенку, стиль семейного воспитания) компонентов.
Предполагается, что каждый тип поведения родителей - доминирующий (ДТПР), заботливый (ЗТПР) и от-
страненный (ОТПР) имеет свой положительный (+) и отрицательный (-) полюса, которые оказывают различное воздействие на юного спортсмена.
Доминирующий тип поведения родителей («Я - главный!»)
Первый тип: (-ДТПР) - родители обладают большими амбициями, их мотивация нацелена на спортивные достижения ребенка, они высоко оценивают его спортивные способности. Иногда выбор стиля воспитания может быть основан на идее самореализации, они пытаются форсировать собственное развитие через развитие своих детей. Могут делать за ребенка выбор вида спорта, навязывать свою волю, принуждать, корректировать спортивное поведение, навязывать свою точку зрения, проявляют повышенный контроль, повышенное внимание. Сила любви к ребенку, как правило, прямо пропорциональна его успехам.
Второй тип (+ДТПР) - родители способствуют вовлечению ребенка в спорт личным примером, стимулируют, мотивируют, активно участвуют в процессе развития ребенка, готовы подчинить материальный ресурс, свое свободное время для результата юного спортсмена, заинтересованы в делах и спортивных планах, стараются во всем помочь, испытывают чувство гордости за него, поощряют его инициативу и самостоятельность, готовы формировать подготовку, относятся с вниманием к поведению, спортивным достижениям, чувствам, мыслям, привычкам ребенка, верят в его успех.
Заботливый тип поведения родителей («ТЫ - главный!»)
Третий тип (-ЗТПР) - родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей в жизни, тем самым реализуются за счет его жизни. Сопровождают на каждые соревнования, выполняют за него функции, носят спортивную экипировку, берут на себя ответственность, пытаются предусмотреть, распланировать, продумать всё сами, решают конфликтные ситуации в команде, контролируют быт, стараются всегда присутствовать в его жизни в качестве наблюдателя и советчика, делая его зависимым, маленьким и беззащитным. Тревожатся, когда ребенок начинает автономизи-роваться, заражая его этим.
Четвертый тип (+ЗТПР) - родители разделяют жизнь своего ребенка, эмоционально поддерживают, включаются, постоянно обсуждают его спортивную жизнь, создают «глубокий тыл», формируют абсолютную взаимную доверительность в отношениях, демонстрируют эмоциональное принятие как безусловную любовь к ребенку вне зависимости от его достижений.
Отстраненный тип поведения родителей («НЕ Я!»)
Пятый тип (-ОТПР) - родители сосредоточены на своих потребностях и интересах, их мало интересует личность тренера, отношения ребенка с командой, содержание тренировочного процесса, достижения и неудачи
ребенка в спорте. Не обращают должного внимания на его задатки и спортивные способности, оказывают недостаточную эмоциональную поддержку в сложной ситуации проигрыша или конфликта в команде, не испытывают огромного переживания, чувства родительской гордости за спортивные достижения ребенка.
Шестой тип (+ОТПР) - родители занимают позицию наблюдателей, дистанцируются от деятельности своего ребенка, не вмешиваются в нее, предоставляют свободу выбора, демонстрируют доверие, побуждают к самостоятельному принятию решений.
Вместе с тем опросник позволяет оценить степень благоприятного поведения родителей путем сочетания положительных типологических показателей всех трех типов поведения положительного полюса - интегрального положительного полюса: ИПП = {(+ДТПР) + (+ЗТПР) + (+ОТПР)}.
Основной посыл неблагоприятного поведения родителей: «Я всегда готов тебя поддержать и помочь, но только после приложенных тобою усилий». В системе взаимодействий «Я - Ты!» тире обозначает отношения взаимной, безопасной и устойчивой связи между родителями и ребенком, но с сохранением между ними определенной дистанции, т.е. одновременно и разделение, и соединение.
Соответственно, уровень благоприятного поведения родителей определяется путем сочетания отрицательных типологических показателей всех трех типов поведения отрицательного полюса - интегрального отрицательного полюса: ИОП = {(-ДТПР) + (-ЗТПР) + (-ОТПР)}.
В системе взаимодействий неблагоприятного поведения родителей - «Не я!» - отношения строятся либо с нарушением личностных границ ребенка - «Я!», «Ты!» -в сторону доминирования или формирования зависимости, либо без взаимной связи - «Не я!» - между родителями и спортсменом.
Процедура разработки диагностического инструментария состояла из следующих этапов:
• проведение опроса экспертов (тренеров, спортивных психологов) с целью выявления компонентов типологии родителей;
• разработка содержания опросника для спортсменов включала выбор тестовых утверждений для выявления поведенческих установок родителей, определения шкалы ответов;
• выбор методик для проверки валидности шкал разрабатываемого опросника;
• в процессе разработки опросника было проведено предварительное и повторное тестирование (через 3 месяца) с целью эмпирической проверки диагностической пригодности опросников;
• на основании данного исследования была осуществлена проверка психометрических показателей репрезентативности, надежности и конвергентной и дивергентной валидности.
В исследовании приняли участие 506 родителей обоего пола (118 пап, 359 мам) детей от 5 до 18 лет, занимающихся различными видами спорта (карате, тхэквондо, самбо, вольная борьба, дзюдо, рукопашный бой, фехтование,
Спортивная психология
баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей, шахматы, шашки, художественная, спортивная эстетическая гимнастика, бальные танцы, плавание, легкая атлетика), относящихся к ДЮСШ. Качественному анализу подвергался возраст родителей (от 29 до 52 лет), количество детей в семье (от 1 до 8), количество проживающих в семье (от 2 до 10 чел.).
В рабочую версию опросника были включены 30 утверждений.
Испытуемому предлагалось оценить утверждения, используя оценочную шкалу Лайкерта, где: «0» баллов -«Не согласен», «1» - «Частично не согласен», «2» - «Частично согласен», «3» - «Согласен». Подсчитывалась сумма баллов по блокам, характеризующим определенные типы поведения родителей.
Сопоставление суммы баллов положительных и отрицательных шкал по каждому типу поведения позволяет
определить доминирующий тип поведения родителей как набравший максимальное количество баллов.
Благоприятное поведение родителей определяется суммой баллов положительных шкал - оценкой интегрального положительного полюса: ИПП={(+ДТПР) + (+ЗТПР) + (+ОТПР)}.
Неблагоприятное поведение родителей определяется суммой баллов отрицательных шкал - оценкой интегрального отрицательного полюса: ИОП={(-ДТПР) + (-ЗТПР) + (-ОТПР)}.
Сопоставление суммарных оценок ИПП с ИОП позволяет выявить доминирующую тенденцию поведения родителей.
Разработка тестовых норм осуществлялась с помощью линейной стандартизации результатов [5]. В качестве стандартной тестовой шкалы была выбрана 5-балльная шкала стэнов (табл. 1).
Таблица 1
Тестовые нормы опросника «Типология поведения родителей детей, занимающихся спортом»
Сырые баллы 1-3 4-6 7-9 10-12 13-15
Стэны на графике 1 2 3 4 5
Уровень выраженности ТПР Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий
Образец опросника
1. Если я подчиняю всё свое свободное время спортивной жизни ребенка, то он обязан полностью отдаваться спорту и показывать максимальный для себя результат.
2. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
3. Если я сочту нужным, я могу поступать против воли ребенка.
4. Ребенок должен во всем подчиняться родителям.
5. Спортивный результат моего ребенка всегда для меня в приоритете.
6. Я очень интересуюсь спортивной жизнью своего ребенка.
7. Строгая дисциплина и жесткие рамки воспитания в детстве развивают сильный характер в спорте.
8. Я внимательно наблюдаю за психическим состоянием моего ребенка в тренировочном процессе.
9. Ребенок может не соглашаться с моими взглядами и высказывать свое мнение.
10. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, поэтому он должен постоянно трудиться.
11. Я принимаю участие в спортивной жизни своего ребенка (сопровождаю на соревнования, участвую в разминке, разбираю его ошибки).
12. Нужно ограждать ребенка от трудностей, если они его травмируют.
13. Я всегда выполняю все просьбы моего ребенка.
14. С ребенком всегда нужно быть на соревнованиях рядом.
15. Я должна быть единым целым со своим ребенком и знать всё о его жизни.
16. Мой ребенок обладает высоким уровнем спортивных способностей.
17. Если мой ребенок расстроен, я отложу все свои первостепенные дела и выслушаю его.
18. Я всегда сочувствую своему ребенку после тяжелой тренировки.
19. После соревнований ребенок должен в первую очередь позвонить мне и сообщить свой результат.
20. Вместо постоянных разговоров с ребенком о его проблемах родителям следует оставить его в покое и не вникать в его дела.
21. В случае проигрыша ребенка, лучше не обращаться к нему со словами сочувствия.
22. Если ребенка не спрашивать о результатах его выступлений на соревнованиях, он не будет расстраиваться в случае проигрыша.
23. Родители не должны вникать в особенности вида спорта и содержание тренировочного процесса своего ребенка.
24. Между поездкой за город и соревнованиями ребенка я выберу отдых на природе.
25. Чем раньше родители откажутся от постоянной опеки ребенка, тем быстрее он научится самостоятельно справляться со своими проблемами.
26. Спорт - это зона ответственности исключительно спортсмена, но не его родителей.
27. Отстраненность родителей от спортивной деятельности ребенка - наиболее эффективный метод его воспитания.
28. Самая главная цель для меня - найти ребенку хоть какое-то занятие.
29. Ребенок становится безответственным, если с самого начала прихода в спорт родители приучают его к их постоянной помощи.
30. Родители должны сделать всё возможное, чтобы ребенок не расстраивался после проигрыша.
Психометрический анализ опросника «Типология поведения родителей детей, занимающихся спортом»
Разработанный опросник проходил проверку психометрических показателей репрезентативности, надежности и конвергентной и дивергентной валидности.
Обработка данных с использованием методов корреляционного анализа, непараметрических критериев и конфирматорного факторного анализа была проведена с помощью статистических программ 8Р88-22 и EQS 6.2.
Логическая валидность осуществлялась изначально на начальном этапе разработки опросника и предполагала соответствие вопросов изучаемому свойству.
Для определения компонентов разработанной типологии нами был проведен опрос экспертов - тренеров (п = 280) и спортивных психологов (п = 97), в перечень утверждений которого были включены 30 факторов, влияющих на детско-родительские отношения в спорте. На основании полученных результатов опроса выделены четыре компонента, которые легли в основу типологии:
Валидность «Типология поведения родителей
эмоциональная близость, уровень контроля, степень протекции, симбиоз.
Проверка конвергентной и дивергентной валидности опросника «Типология поведения родителей детей, занимающихся спортом» предполагала анализ соответствия вопросов изучаемому признаку и осуществлялась с помощью следующих методик: опросника «Методика PARI» (Шефер Е.С., Белл Р.К.), который позволяет охарактеризовать когнитивный компонент родительской позиции; опросника «Стратегии семейного воспитания», который позволяет выявить доминирующий стиль семейного воспитания и охарактеризовать поведенческий компонент родительской позиции (Степанова С.С. в модификации Махониной И.И.) и опросника «Родительское отношение» (Варга А.Я., Столин В.В.), который позволяет охарактеризовать эмоциональный компонент родительской позиции. Результаты анализа валидности опросника показали высокую степень соответствия вопросов изучаемому признаку (табл. 2).
Таблица 2
опросника
детей, занимающихся спортом»
Методика для проверки опросника Тип поведения родителей
доминирующий заботливый отстраненный
+ДТР ДТР +ЗТР -ЗТР +ОТР ОТР
VPARI 0,778 0,974 0,758 0,979 0,777 0,767
Vcb 0,950 0,906 0,813 0,903 0,768 0,816
Vpo 0,819 0,913 0,810 0,879 0,756 0,741
В результате статистической обработки полученных результатов и внешних по отношению к ним критериям оценки диагностируемых явлений был выявлен коэффициент корреляции.
В результате проверки опросника на надежность получены достаточно высокие показатели внутренней согласованности шкал (коэффициент Кронбаха) при уровне значимости p < 0,05 по всем шкалам: (+ДТП): а = 0,88; (-ДТП): а = 0,82; (+ЗТП): а = 0,85;
(-ЗТП): а = 0,84; (+ОТП): а = 0,98; (-ОТП): а = 0,81, что является высоким показателем для опросника.
Оценка стабильности показателей оценивалась через три месяца в ходе плановой диагностики с помощью непараметрической статистики, коэффициента корреляции Спирмена, где все шкалы продемонстрировали адекватную ретестовую надежность, что свидетельствует о достижении поставленной цели при разработке мето-
дики (табл. 3).
Таблица 3
Психометрические характеристики шкал и субшкал опросника «Типология поведения родителей детей, занимающихся спортом»
Тип поведения родителей n *ср. о Надежность Кронбаха Надежность Пирсона Стабильность Спирмана
+ДТР 145 10,1 1,63 0,88 0,82 0,98
-ДТР 48 7,56 1,12 0,82 0,84 0,91
+ЗТР 187 10,4 1,44 0,85 0,88 0,94
-ЗТР 45 8,58 0,79 0,84 0,89 0,95
+ОТР 19 6,84 0,98 0,98 0,80 0,97
-ОТР 11 6,34 1,12 0,81 0,86 0,98
Факторная структура и надежность
Для изучения внутренней структуры опросника и определения соответствия разработанных вопросов был проведен конфирматорный факторный анализ. Факторная структура опросника проверялась в программе EQS 6.2
для Windows с использованием устойчивых (robust) статистик. Метод выделения факторов был проведен с использованием методов главных компонентов методом вращения Варимакса. Мера адекватности выборки КМО
С*)
Спортивная психология
Таблица 4
Объясненная совокупная дисперсия опросника «Типология поведения родителей детей, занимающихся спортом»
Фактор Начальные собственные значения Извлечение суммы квадратов нагрузок Ротация суммы квадратов нагрузок
Всего % дисперсии Суммарный % Всего % дисперсии Суммарный % Всего % дисперсии Суммарный %
1 3,44 11,47 11,47 3,44 11,47 11,47 2,02 6,74 6,74
2 2,07 6,91 18,38 2,07 6,91 18,38 1,98 6,60 13,35
3 1,76 5,86 24,24 1,76 5,86 24,24 1,98 6,59 19,94
4 1,46 4,86 29,10 1,46 4,86 29,10 1,94 6,46 26,40
5 1,32 4,39 33,50 1,32 4,39 33,50 1,89 6,31 32,71
6 1,25 4,18 37,67 1,25 4,18 37,67 1,49 4,96 37,67
(тест Кайзера - Мейера - Олкина) составила 0,659 (при Р < 0,001), что говорит о высокой надежности вычисления корреляционной матрицы. Результаты двухфактор-ного решения представлены в табл. 4.
Исследуемые факторы 33,50% дисперсии свидетельствуют о соответствии шкал опросника изучаемому признаку. В результате было выделено 6 факторов, имеющих шесть собственных значений, превосходящих единицу. Вопросы, вошедшие в один блок, отсортированы в порядке убывания факторных нагрузок, в каждый фактор вошли переменные со значением больше 0,130.
Анализ матрицы факторных нагрузок выявил диапазон достоверных максимальных значений от 0,319 до 0,659 (Р < 0,001).
Факторный анализ показал, что:
♦ 1 фактор - это вопросы 1-5, которые характеризуют типы поведения доминирующих родителей, выполняющих мотивационную, организационную, руководящую функции в деятельности юного спортсмена;
♦ 2 фактор - вопросы 6-10, касающиеся доминирующих родителей с преобладанием в поведении подавления и подчинения;
♦ 3 фактор - вопросы 11-15 - описали родителей, имеющих заботливый тип поведения, в котором проявляется понимание и поддержка ребенка;
♦ 4 фактор - вопросы 16-20, оценивающие тип поведения заботливых родителей, чрезмерно опекающих ребенка;
♦ 5 фактор - вопросы 21-25, представляющие отстраненных родителей, формирующих самостоятельность у юного спортсмена;
♦ 6 фактор - вопросы 26-30, представляющие отстраненных родителей, не вникающих в спортивную деятельность своего ребенка.
Таким образом, интерпретация результатов факторного анализа показывает, что внутренняя структура набора утверждений соответствует целевому содержанию опросника, а утверждения каждой субшкалы имеют высокие нагрузки на определяющий их фактор.
В результате анализа результатов исследования особенностей различных типов поведения родителей были выявлены общие тенденции отношения родителей обоего пола к спортивной деятельности юного спортсмена (табл. 5).
Сравнительный количественно-качественный анализ показателей преобладания типов поведения у родителей юных спортсменов
(п = 506, %)
Таблица 5
Тип поведения родителей Полюс До 35 лет (1 ребенок) До 35 лет (2 и более детей) После 35 лет (1 ребенок) После 35 лет (2 и более детей)
Мама Папа Мама Папа Мама Папа Мама Папа
Доминирующий +ДТР 34 10 37 37 40 40 29 34
-ДТР 13 3 9 20 10,5 14 8 15
Заботливый +ЗТР 52 9 53 2,8 45 18,7 53 26
-ЗТР 10 1,5 14 5,7 12 12,5 9,5 15
Отстраненный +ОТР 5 0,8 3 8,5 3,5 12,5 2 8
-ОТР 2 1,6 1,8 5,7 1,7 9 1,3 -
Выводы
1. Разработанный и экспериментально обоснованный психодиагностический опросник «Типология поведения родителей детей, занимающихся спортом» направлен на выявление типов поведения родителей: доминирующего,
заботливого и отстраненного, которые носят амбивалентный характер проявления.
2. Результаты исследований позволили изучить особенности поведения родителей обоего пола, доминирую-
щую тенденцию поведения родителей разного возраста, занимающихся различными видами спорта.
3. Родительское отношение выступает основным фактором становления личности ребенка в спорте, обладает высокой эмоциональной значимостью, амбивалентно по своей природе; его характер меняется в зависимости от возраста ребенка.
4. Методика может быть экстраполирована как исследовательский самостоятельный инструментарий определения типов поведения родителей детей, занимающихся спортом, так и для объективной диагностики эффек-
тивности взаимодействия в системе отношений «тренер -родители», «родители - спортсмен», «тренер - спортсмен - родители» при сопоставлении доминирующих типов поведения всех субъектов спортивной деятельности.
5. Надежность и ценность данной методики заключается в возможности эффективного управления взаимодействием с ребенком в его спортивной жизни, расширении родителями доверительных границ качественного понимания их поведения, осуществления воспитательной, психолого-педагогической и развивающей функций.
Литература
1. Бабушкин, Г.Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена / Г.Д. Бабушкин, К.В. Диких. -Омск: Издательство СибГУФК, 2020. - 151 с.
2. Багадирова, С.К. Структурная модель самореализации спортсмена в условиях профессионализации в дзюдо / С.К. Багадирова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 369373.
3. Горская, Г.Б., Несветайло, А.В. Перфекционизм родителей и стили родительского воспитания как регуляторы мотивации и тревожности юных шахматистов 7-11 лет // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2013. - № 3. - С. 51-55.
4. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. -СПб: Питер, 2018. - 352 с.
5. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие / А.Д. Наследов. - 2-е изд., испр. и доп. -СПб: Речь, 2006. - 392 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 1999. - 705 с.
7. Смолдовская, И.О. Управление взаимодействием субъектов «тренер - спортсмен - родители» в условиях спортивной деятельности / И.О. Смолдовская // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2021. - № 4 (38-2021). - С. 43-50.
8. Хвацкая, Е.Е. Психологическое сопровождение субъектов образовательной среды ДЮСШ // Олимпийский спорт и спорт для всех. XX Международный конгресс, 16-18 декабря 2016 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы конгресса. - В 2 ч. - Ч. 1. - СПб: ИПЦ Политехнического ун-та, 2016. - С. 627-630.
9. Хвацкая, Е.Е. Психологические основы работы с «проблемными» родителями / Е.Е. Хвацкая, Н.Е. Латышева // Психология спорта: наука, искусство, профессия / под ред. К.А. Бочавера, Л.М. Довжик. - М.: Московский институт психоанализа, 2019. - С. 248-255.
10. Феодорова, Э.З. Отношение родителей к занятиям спортом и другим сферам жизни юных спортсменов подросткового возраста / Э.З. Феодорова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 1. -С. 40-45.
References
1. Babushkin, G.D. and Dikikh, K.V. (2020), Intellectual and psychological training of an athlete, Omsk: SibGUFK Publishing House, 151 p.
2. Bagadirova, S.K. (2019), Structural model of athlete's self-realization in conditions of professionalization in judo, Uchyonye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, no. 12 (178), pp. 369-373.
3. Gorskaya, G.B. and Nesvetaylo, A.V. (2013), Perfectionism of parents and styles of parenting as regulators of motivation and anxiety of young chess players aged 7-11, Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika, no. 3, pp. 51-55.
4. Ilyin, E.P. (2018), Psychology of sports, Piter, 352 p.
5. Nasledov, A.D. (2006), Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data: textbook, 2nd ed., Sankt-Peterbourg: Rech', 392 c.
6. Rubinshteyn, S.L. (1999), Fundamentals of General Psychology, St. Petersburg: Peter, 705 p.
7. Smoldovskaya, I.O. (2021), Managing the interaction of subjects "coach-sportsman-parents" in the conditions of sports activities, Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya tre-nirovka, no. 4 (38-2021), pp. 43-50.
8. Khvatskaya, E.E. (2016), Psychological support of the subjects of the educational environment of the Youth Sports School, in: Olympic sport and sport for all. XX International Congress. December 16-18, 2016, St. Petersburg, Russia: Proceedings of the Congress. At 2 pm, Part 1, St. Petersburg: PPC of the Polytechnic University, pp. 627-630.
9. Khvatskaya, E.E. and Latysheva, N.E. (2019), Psychological foundations of work with "problem" parents, in: Bo-chaver, K.A. and Dovzhik, L.M. (Eds.), Psychology of sports: science, art, profession, Moscow: Moscow Institute of Psychoanalysis, pp. 248-255.
10. Feodorova, E.Z. (2014),The attitude of parents to sports and other areas of life of young athletes of adolescence, Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka ipraktika, no. 1, pp. 40-45.
e*)