Научная статья на тему 'Исследование стратегий гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста'

Исследование стратегий гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
727
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ / АВТОРИТАРНАЯ СТРАТЕГИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПАРТНЕРСКАЯ СТРАТЕГИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПОПУСТИТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куприянова А. И.

Представлены результаты разработки и апробации опросника «Стратегии гендерного воспитания». На основе факторного анализа данного опросника были выявлены три фактора, интерпретированные как авторитарная, попустительская и партнерская стратегии гендерного воспитания. Определена внутренняя согласованность 'шкал опросника и его конвергентная валидность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEACH OF STRATEGY OF GENDER EDUCATION OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AND YOUNGER SCHOOL AGE

Results of working out and questionnaire approbation «Strategy of gender educa-tion» are presented in article. On the basis of the factorial analysis of the given questionnaire has been revealed three factors interpreted as authoritative, connive and partner strategy of gender education. The internal coordination of scales of a questionnaire and it convergent validity is defined.

Текст научной работы на тему «Исследование стратегий гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

УДК 159.9.072.5

А. И. Куприянова, аспирант, 8-920-881-31-12, [email protected] (Россия, Калуга, КГУ им. К. Э. Циолковского)

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Представлены результаты разработки и апробации опросника «Стратегии гендерного воспитания». На основе факторного анализа данного опросника были выявлены три фактора, интерпретированные как авторитарная, попустительская и партнерская стратегии гендерного воспитания. Определена внутренняя согласованность 'шкал опросника и его конвергентная валидность.

Ключевые слова: стратегия гендерного воспитания, авторитарная стратегия гендерного воспитания, партнерская стратегия гендерного воспитания, попустительская стратегия гендерного воспитания.

Современное общество характеризуется изменением ценностнонравственных ориентаций в сфере отношений между полами, в котором происходит размывание границ между женскими и мужскими социальными ролями. В связи с этим в настоящее время изучению гендера уделяется большое внимание. Процесс формирования гендера - это процесс усвоения норм и образцов «мужественности» и «женственности», который начинается уже в семье. Важным фактором формирования гендерной идентичности выступают те приемы и способы, при помощи которых родители транслируют ребенку содержание гендера.

Как правило, используемые родителями психолого-педагогические «инструменты» передачи социального опыта фиксируются в понятии «стиль воспитания». В психолого-педагогических исследованиях существуют различные представления об их содержании, количестве, соотношении друг с другом. Например, количество выделяемых стилей воспитания варьируется от 2 [10], 3 [17], 4 [20], 5 [6,9] до 6 [11,12] и даже 11 стилей [3]. Вместе с тем все стили, на наш взгляд, можно обобщить в три типа: авторитарный, либеральный и демократический. К

авторитарному типу относятся все стили, в рамках которых родители требовательны к детям, но не отзывчивы, тщательно контролируют ребенка, от детей требуют беспрекословное послушание под угрозой различных наказаний. К либеральному относятся стили, в рамках которых слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил, ребенок должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта, реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. К демократическому относятся стили, при которых родители, мотивируя

свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений.

В настоящее время существуют ряд методик, которые измеряют различные аспекты стилей воспитания. Например, АСВ (Э. Г. Эйдемиллер и

В. Юстицкис), PARI (Е. С. Шеффер и Р. К. Белл), РОД (И.А. Фурманова и A.A. Аладьина), методика диагностики родительского отношения

(А. Я. Варга и В. В. Столин) и др. Вместе с тем методик, которые измеряли бы особенности родительского воспитания в аспекте формирования гендера, - нет. В этой связи актуальна разработка методики, определяющей предпочитаемые приемы и способы гендерного воспитания детей.

В нашем исследовании мы не ставили задачу сконструировать методику, измеряющую индивидуально-психологические особенности гендерного воспитания, что соотносится с понятием «стиль» [18]. Поэтому мы используем понятие «стратегия», которая отражает устойчивый комплекс действий, предпочитаемый субъектом для решения различных задач его жизнедеятельности [14]. В этом случае стратегия гендерного воспитания представляет собой комплекс действий, используемый родителем для решения задач формирования гендерной идентичности ребенка. В отличие от стиля, который является частью индивидуальности человека и выступает продуктом его собственной активности, стратегия представляет собой набор общих для группы индивидов способов решения какой-либо задачи; она не обязательно открывается самим человеком и может быть приобретена извне. Вместе с тем, представления о различных типах стилей воспитания (демократическом, либеральном и авторитарном) могут быть полезными для выделения соответствующих стратегий, используемых родителями в формировании гендерной идентичности.

Методика.

Для исследования стратегий гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов нами был сконструирован специальный опросник - «Стратегии гендерного воспитания». В соответствии с целью исследования в него были включены вопросы, позволяющие характеризовать различные стратегии гендерного воспитания.

Одни вопросы характеризуют стратегию гендерного воспитания, как тип воспитания, при котором родители устанавливают правила, твердо проводят их в жизнь, считают себя непогрешимыми, мнением детей не интересуются, лишают ребенка самостоятельности. («Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок о том, как он должен себя вести в роли мужчины/женщины.»; «Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда он станет настоящим мужчиной/настоящей женщиной.»; «Ребенок должен дружить только с друзьями того же пола.», «Для меня важно ведет ли себя ребенок в соответствии с нормами своего пола.»; «С ребенком не надо обсуждать правильность его поведения, как мальчика/девочки, он/она должны во всем слушаться родителей.»; «Родители должны всегда указывать

ребенку на то, как ему правильно себя вести в роли мальчика/девочки.»; «Если уж я требую, чтобы поведение ребенка соответствовало его полу, то обязательно добьюсь этого.»; «Я стараюсь контролировать поведение своего ребенка, чтобы оно соответствовало образу «настоящего мужчины»/ «настоящей женщины».»; «Я всегда решаю все сам/сама: какую одежду носить, с кем и в какие игры играть ребенку и т. д., чтобы он был настоящим мальчиком/девочкой.»; «Строгая дисциплина в детстве способствует нормальному усвоению ролей мужчины/женщины.»; «Ребенок не должен иметь секретов от родителей.»; «Только путем строгого воспитания можно добиться правильного развития личности ребенка как будущего мужчины/ женщины.»)

Другие вопросы характеризуют стратегию как тип воспитания, при котором, отсутствуют правила, ребенку все дозволено, дети предоставлены самим себе, родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребенка и удовлетворяют только те, которые можно легко удовлетворить за счет других людей. («У меня часто не хватает времени следить за правильным развитием моего ребенка, как мальчика/девочки»; «У меня не возникает беспокойства, если мой ребенок ведет себя не так как ведут себя дети его пола»; «Развитие нормальной личности ребенка как мальчика /девочки обусловлено, главным образом, его собственным жизненным опытом»; «Мой ребенок сам решает с детьми какого пола ему играть»; «Обычно я стараюсь не вмешиваться в процесс развития моего ребенка как мальчика/девочки»; «Становление ребенка как настоящего мужчи-

ны/женщины мало зависит от родителей»; «Большинство детей должны самостоятельно справляться с ролью мальчика /девочки»; «Я редко напоминаю ребенку о том, что он должен вести себя как мальчик/девочка»; «Если ребенок ведет себя не в соответствии с полом (например, девочка агрессивна, мальчик плаксив), то не нужно обращать на это внимание»; «Родителям не нужно вмешиваться в развитие ребенка, как будущего «главы семьи» или «хранительницы домашнего очага»»; «Если бы мой сын часто играл с куклами, а дочка - с машинками, я бы не обращал на это внимание»; «Многие несоответствия в поведении моего ребенка как мальчика/девочки пройдут сами собой с возрастом»).

Третьи вопросы - как тип воспитания, при котором, родители объясняют мотивы требований, поощряют их обсуждение ребенком, родители устанавливают правила и твердо проводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми; прислушиваются к мнению сына или дочери, но не исходят только из его желаний. («Если ребенок считает, что его поведение как мальчика или девочки правильное, он может не согласиться с мнением родителей»; «Если бы родители больше интересовались играми детей, друзьями своих детей, взглядами, дети бы лучше разбирались в том кто такой настоящий мужчина/женщина»; «Ребенок может иметь свое мнение о том, как должен вести себя мальчик/девочка в конкретной ситуации»; «Роди-

тель может критиковать не соответствующее полу поведение ребенка, но должен всегда объяснять, почему он это делает»; «Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей об их переживаниях, помогают детям в более быстром развитии их как «настоящего» мужчины/женщины»; «Родители должны на равных обсуждать с детьми правильное поведение мальчика/девочки в различных ситуациях»; «Детям нужны не поучения, а примеры правильного поведения настоящего мужчины/женщины»; «В вопросах выбора одежды, игрушек и игр родители должны учитывать интересы ребенка»; «Родитель это не идеал, а помощник в становлении ребенка как «настоящего» мужчины/женщины»; «Родители всегда должны выслушивать мнение ребенка о том, как должен вести себя мальчик или девочка»).

Участники исследования. Всего было протестировано 58 испытуемых, из них 42 женщины и 16 мужчин в возрасте от 17 до 48 лет (М=21.07, g=4.71). Выборка состояла из родителей, имеющих детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Все испытуемые проходили тестирование индивидуально. Испытуемым были предложены: опросник «Стратегии гендерного воспитания» и опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) [16, 22].

Опросник «Стратегии гендерного воспитания» состоял из 34 вопро-ов с использованием 5- балльной оценки с категориальным отнесением баллов к ответам - от высказываний, с которыми испытуемый абсолютно не согласен (1) до тех, с которыми он абсолютно согласен (5). Из опросника «Измерение родительских установок и реакций» были взяты шкалы, характеризующие отношение родителей к ребенку, в котором также использовалась 5-балльная шкала согласия/несогласия.

Обработка данных.

Для обработки результатов и их статистического анализа использовались методы корреляционного анализа («ро» Спирмена), факторного анализа (метод главных компонент, с варимакс-вращением), а также оценка внутренней согласованности шкал теста с помощью коэффициента а Кронбаха.

Результаты.

1. Факторная структура и эмпирическая валидность опросника СГВ.

При проведении факторного анализа для оценки структуры опросника СГВ, scree-TecT показал наличие трех факторов, в совокупности описывающих 38 % дисперсии. В фактор отбирались пункты опросника, которые отвечали следующим требованиям: 1) с весом факторной нагрузки больше 0,4; 2) в другие факторы данный пункт не входит с большим весом; 3) данный пункт имеет разумную интерпретацию (табл. 1).

Таблица 1

Матрица факторных нагрузок опросника СГВ (после вращения Уагішах)

№ Содержание вопроса Б1 Б2 Б3

1. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок о том, как он должен себя вести в роли мужчины/женщины ,09 -,20 ,57

2 У меня часто не хватает времени следить за правильным развитием моего ребенка, как мальчика/девочки -,32 ,32 ,40

3 Если ребенок считает, что его поведение как мальчика или девочки правильное, он может не согласиться с мнением родителей ,60 ,32 -,01

4 Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда он станет настоящим мужчиной/настоящей женщиной -,26 ,078 ,81

5 У меня не возникает беспокойства, если мой ребенок ведет себя не так как ведут себя дети его пола ,15 ,19 -,15

6 Если бы родители больше интересовались играми детей, друзьями своих детей, взглядами, дети бы лучше разбирались в том, кто такой настоящий мужчина/женщина ,28 ,083 ,23

7 Ребенок должен дружить только с друзьями того же пола -,33 ,38 ,44

8 Развитие нормальной личности ребенка как мальчика /девочки обусловлено, главным образом, его собственным жизненным опытом ,29 ,34 ,008

9 Ребенок может иметь свое мнение о том, как должен вести себя мальчик/девочка в конкретной ситуации ,34 ,35 -,06

10 Для меня важно ведет ли себя ребенок в соответствии с нормами своего пола ,06 -,20 ,46

11 Мой ребенок сам решает, с детьми какого пола ему играть ,71 ,08 -,23

12 Родитель может критиковать не соответствующее полу поведение ребенка, но должен всегда объяснять, почему он это делает ,56 -,03 ,06

13 С ребенком не надо обсуждать правильность его поведения, как мальчика/девочки, он/она должны во всем слушаться родителей -,41 ,41 ,30

14 Обычно я стараюсь не вмешиваться в процесс развития моего ребенка как мальчика/девочки ,04 ,67 -,10

15 Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей об их переживаниях, помогают детям в более быстром развитии их как «настоящего» мужчины/женщины ,62 -,05 -,13

16 Родители должны всегда указывать ребенку на то, как ему правильно себя вести в роли мальчика/девочки -,20 -,21 ,57

17 Становление ребенка как настоящего мужчины/женщины мало зависит от родителей ,06 ,70 -,09

18 Родители должны на равных обсуждать с детьми правильное поведение мальчика/девочки в различных ситуациях ,73 ,16 -,23

Окончание табл. 1

19 Если уж я требую, чтобы поведение ребенка соответствовало его полу, то обязательно добьюсь этого -,04 -,32 ,55

20 Большинство детей должны самостоятельно справляться с ролью мальчика/девочки ,16 ,62 ,18

21 Детям нужны не поучения, а примеры правильного поведения настоящего мужчины/женщины ,37 ,11 -,12

22 Я стараюсь контролировать поведение своего ребенка, чтобы оно соответствовало образу «настоящего мужчины»/ «настоящей женщины» -,04 -,16 ,43

23 Я редко напоминаю ребенку о том, что он должен вести себя как мальчик/девочка ,08 ,12 -,18

24 В вопросах выбора одежды, игрушек и игр родители должны учитывать интересы ребенка ,70 ,18 -,17

25 Я всегда решаю все сам/сама: какую одежду носить, с кем и в какие игры играть ребенку и т. д., чтобы он был настоящим мальчиком/девочкой -,53 -,26 ,32

26 Если ребенок ведет себя не в соответствии с полом (например, девочка агрессивна, мальчик плаксив), то не нужно обращать на это внимание ,03 ,48 -,09

27 Родитель это не идеал, а помощник в становлении ребенка как «настоящего» мужчины/женщины ,43 -,14 ,27

28 Строгая дисциплина в детстве способствует нормальному усвоению ролей мужчины/женщины -,10 ,14 ,80

29 Родителям не нужно вмешиваться в развитие ребенка как будущего «главы семьи» или «хранительницы домашнего очага» ,12 ,71 -,17

30 Родители всегда должны выслушивать мнение ребенка о том, как должен вести себя мальчик или девочка ,80 ,08 ,002

31 Ребенок не должен иметь секретов от родителей. -,27 -,42 ,17

32 Если бы мой сын часто играл с куклами, а дочка - с машинками, я бы не обращал на это внимания ,04 -,02 -,26

33 Только путем строгого воспитания можно добиться правильного развития личности ребенка как будущего мужчины/женщины -,08 -,04 ,75

34 Многие несоответствия в поведении моего ребенка как мальчика/девочки пройдут сами собой с возрастом -,03 ,57 -,31

Примечание: жирным шрифтом выделены факторные нагрузки вопросов, вошедших в ключ (см. ниже).

Таблица 2

Ключ к СГВ, построенный по результатам проведения ________________факторного анализа.________________

Фактор Номера вопросов

Фактор 1 3 11 12 15 18 24 -25 27 30

Фактор 2 14 17 20 26 29 -31 34

Фактор 3 1 4 10 16 19 22 28 33

Фактор 1 (9 пунктов) может быть обозначен как партнерская стратегия, при которой родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

1. (3) Если ребенок считает, что его поведение как мальчика или девочки правильное, он может не согласиться с мнением родителей.

2. (11) Мой ребенок сам решает, с детьми какого пола ему играть.

3. (12) Родитель может критиковать не соответствующее полу поведение ребенка, но должен всегда объяснять, почему он это делает.

4. (15) Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей об их переживаниях, помогают детям в более быстром развитии их как «настоящего» мужчины/женщины.

5. (18) Родители должны на равных обсуждать с детьми правильное поведение мальчика/девочки в различных ситуациях.

6. (24) В вопросах выбора одежды, игрушек и игр родители должны учитывать интересы ребенка.

7. (-25) Я всегда решаю все сам/сама: какую одежду носить, с кем и в какие игры играть ребенку и т. д., чтобы он был настоящим мальчиком/девочкой.

8. (27) Родитель это не идеал, а помощник в становлении ребенка как «настоящего» мужчины/женщины.

9. (30) Родители всегда должны выслушивать мнение ребенка о том, как должен вести себя мальчик или девочка.

Фактор 2 (7 пунктов) можно обозначить как попустительскую стратегию, при которой родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий.

1. (14) Обычно я стараюсь не вмешиваться в процесс развития моего ребенка, как мальчика/девочки.

2. (17) Становление ребенка как настоящего мужчины/женщины мало зависит от родителей.

3. (20) Большинство детей должны самостоятельно справляться с ролью мальчика /девочки.

4. (26) Если ребенок ведет себя не в соответствии с полом (например, девочка агрессивна, мальчик плаксив), то не нужно обращать на это внимание.

5. (29) Родителям не нужно вмешиваться в развитие ребенка, как будущего «главы семьи» или «хранительницы домашнего очага».

6. (-31) Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

7. (34) Многие несоответствия в поведении моего ребенка, как мальчика/девочки пройдут сами собой с возрастом.

Фактор 3 (8 пунктов) можно обозначить как авторитарную стратегию, предполагающую безусловное подчинение ребенка власти родителя.

1. (1) Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок о том, как он должен себя вести в роли мужчины/женщины.

2. (4) Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда он станет настоящим мужчиной/настоящей женщиной.

3. (10) Для меня важно ведет ли себя ребенок в соответствии с нормами своего пола.

4. (16) Родители должны всегда указывать ребенку на то, как ему правильно себя вести в роли мальчика/девочки.

5. (19) Если уж я требую, чтобы поведение ребенка соответствовало его полу, то обязательно добьюсь этого.

6. (22) Я стараюсь контролировать поведение своего ребенка, чтобы оно соответствовало образу «настоящего мужчины»/ «настоящей женщины».

7. (28) Строгая дисциплина в детстве способствует нормальному усвоению ролей мужчины/женщины.

8. (33) Только путем строгого воспитания можно добиться правильного развития личности ребенка, как будущего мужчины/женщины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы.

1. После проведенного факторного анализа, с учетом факторных нагрузок по каждому пункту, из 34 пунктов первоначального варианта опросника СГВ, рабочими остались 24 пункта: по 9, 7 и 8 пунктов на выделенные факторы.

2. Для выделенных факторов получены следующие а Кронбаха -0,81 для авторитарной стратегии, 0,77 для попустительской стратегии и

0,82 для партнерской стратегии. При этом 0,70 - удовлетворительная для исследовательских методик внутренняя согласованность. Таким образом, ОСГВ можно считать надежным и внутренне согласованным опросником.

3. Конвергентнаявалидность.

Для проверки конвергентной валидности показатели опросника СГВ сопоставлялись с показателями по опроснику PARI. Из полученной матрицы интеркорреляций следует, что наибольшие значимые положительные связи фактор № 1 имел с вербализацией r=0,65 (p<0,01), с партнерским отношением r=0,40 (p<0,01), с уравнением отношений r=0,54 (p<0,01), с оптимальным эмоциональным контактом r=0,54 (p<0,01), отрицательные с излишней строгостью r= -0,32 (p<0,05), с исключением внешних влияний r= -0,41 (p<0,01), с подавлением агрессивности r= -0,31 (p<0,05). Фактор № 2 имел значимую положительную корреляцию с вербализацией r=0,30 (p<0,05), отрицательную с чрезмерным вмешательством r= - 0,38 (p<0,01). Фактор № 3 - с чрезмерной заботой r=0,34 (p<0,01), подавлением воли r=0,25 (p<0,1), с раздражительностью r=0,43 (p<0,01), с излишней строгостью r=0,26 (p<0,05), с исключением внешних влияний r=0,34 (p<0,01), с подавлением агрессивности r=0,26 (p<0,05), с подавлени-

ем сексуальности 0,42 (p<0,01), с излишней эмоциональной дистанцией 0,30 (p<0,05), с излишней концентрацией на ребенке 0,26 (p<0,05).

Обсуждение результатов.

Рассматривая опросник СГВ как исследовательскую методику, мы можем считать, что внутренняя согласованность шкал опросника высока, так как коэффициент «альфа» Кронбаха равен в среднем 0,80. Коэффициент «альфа» Кронбаха равный 0,70 считается удовлетворительным для исследовательских методик.

Показатели конвергентной валидности опросника «ОСГВ» со шкалами методики PARI свидетельствует, что данная методика измеряет аспекты детско-родительских отношений, которые можно сгруппировать по степени эмоционального родительского отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним в три стратегии: авторитарную, попустительскую и партнерскую.

Заключение.

В данном исследовании был произведен факторный анализ опросника «Стратегии гендерного воспитания», определена внутренняя согласованность опросника и его конвергентная аннвалидность.

Полученная факторная структура данных несущественно отличается от первоначального варианта опросника. Вместо 34 исходных вопросов методики осталось 24 пункта, все они допускают осмысленную интерпретацию. В ходе проверки на внутреннюю согласованность все три шкалы опросника, показали удовлетворительные значения коэффициента а Кронбаха.

Для получения более репрезентативных результатов в дальнейшем планируется увеличить выборку и расширить исследование и добиться более сбалансированной выборки по признаку пола, а также продолжить конвергентную валидизацию опросника.

Список литературы

1. Архиреева Т. В.: Методика измерения родительских установок и реакций// Вопросы психологии. 2002. №5. С.144 - 153.

2. Адлер А. Наука жить./ пер. с англ. Е.О. Любченко. Киев: PortRoyal, 1997. С.57-62

3. Баркан А.И. Его Величество Ребенок, какой он есть. Тайны и загадки. М., 1996.

4. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 336 с.

5. Гребенников И. В., Ковинько Л. В. Семейное воспитание. Краткий словарь. М.: Политиздат, 1990. 319 с.

6. Исаев Д.Н. Принципы оценки психического

развития//Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. СПб., 2002. С.60-72.

7. Карабанова O.A. Психология семейных отношений. М.; Самара, 2001. 122 с.

8. Лангмейер П., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

9. Личко А.Е. Подростковая психиатрия : руководство для врачей. 2-е издание, дополненное и переработанное. Ленинград : Медицина, 1985. 416 с.

10. Минияров В. М. Психология семейного воспитания

(диагностико-коррекционный аспект). М.: Московский психолого-

социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 256 с.

11. Нещерет Т.В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связиребенка: дис... канд. психол. наук. Л., 1980.

12. Петровский А; В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981. С. 95.

13. Саготовская Л. Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. Томск, 1971. С. 64.

14. Психологический лексикон.:энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. A.B. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с.

15. Смирнова Е.О. Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопр. психол. 2000 № 3. С. 3-13.

16. Столярский Я. О., Куприянова А. П. Рекомендации по неклини-

ческой семейной психотерапии, практической психологии семьи и семейному консультированию: психологический практикум и учебно-

методическое пособие. Калуга: КГПУ им. Циолковского, 2009. 98 с.

17. Столярский Я. О., Куприянова А. И. Психология семьи, семейное консультирование и неклиническая семейная психотерапия: учебнометодическое пособие. - Калуга: КГПУ им. Циолковского, 2009. 84 с.

18. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. С.5-23.

19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб. Питер Пресс, 1997. 608 с.

20. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.

21. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.В. Семейная психология. Л.:Медицина, 1990. 192 с.

22. Schaefer E.S., Bell R.Q. Development of a pa-rental attitude research instrument // Child Devel. 1958. V. 29. N3. P. 339-361.

A.I. Kupriyanova

RESEACH OF STRATEGY OF GENDER EDUCATION OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AND YOUNGER SCHOOL AGE.

Results of working out and questionnaire approbation «Strategy of gender education» are presented in article. On the basis of the factorial analysis of the given questionnaire has been revealed three factors interpreted as authoritative, connive and partner strategy of gender education. The internal coordination of scales of a questionnaire and it convergent validity is defined.

Keywords: strategy of gender education, authoritative strategy of gender education, partner strategy of gender education, connive strategy of gender education.

Получено 20.10.2011 г.

УДК 159.9:37

Ю.И. Родин, проф., (4872) 23-62-70,

Rodin [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ПСИХОМОТОРИКА ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ СИСТЕМНОЙ И ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПАРАДИГМ

Предпринята попытка проанализировать психомоторику человека как сложную культурно детерминированную функциональную систему, которая осуществляется согласованной деятельностью всех структур мозга.

Ключевые слова: психомоторика, системно-эволюционный подход, культурная детерминация, теория функциональных систем, физиология активности, концепция трех структурно-функциональных блоков мозга.

Общеизвестным является факт, согласно которому непосредственно наблюдаемые психомоторные проявления человека не соответствуют в полной мере их физиологическим, психическим и тем более психологическим сущностям, поскольку двигательное поведение индивида определяется многими латентными факторами, степень проявлениях

которых и взаимосвязь в процессе выполнения конкретного двигательного действия выявить часто не представляется возможным. Мы действительно, то есть во внешнем опыте, познаем только явления, и это познание явлений есть для нас единственно истинное познание действительности данной нам в ощущениях. Сущие свойства не даются нам в непосредственном, чувственном опыте. Они открываются в процессе теоретического осмысления результатов исследования, основанного на многократно повторяемых наблюдениях [15]. Поэтому важным при анализе психомоторных проявлений человека является теоретическая и методологическая позиция исследователя. Именно она задает вектор научного поиска и определяет его результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.