Научная статья на тему 'Разработка и формирование "инновационной экономики" при обеспечении устойчивого развития страны'

Разработка и формирование "инновационной экономики" при обеспечении устойчивого развития страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / "ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА" / "INNOVATIVE ECONOMY" / СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO ECONOMIC DEVELOPMENT / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MARKET RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудинова Галина Эдуардовна, Мазур Зиновий Федорович, Кудинова Наталья Андреевна

Смена экономических формаций требует нового подхода к инвестиционным процессам в экономике, становления «инвестиционной экономики», позволяющей совершить прорыв в развитии общества, обеспечить создании новых конкурентоспособных продуктов производства, новых технологий и новых знаний. Для создания «инновационной экономики» следует рассмотреть предпосылки ее появления, составляющие ее элементы и возможности управления инновационными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кудинова Галина Эдуардовна, Мазур Зиновий Федорович, Кудинова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY WHILE ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

Changes in economic formations requires a new approach to investment processes in the economy, the formation of "investment Economics", allows you to make a breakthrough in the development of society, to ensure the creation of new competitive products, new technologies and new knowledge. To create an "innovation economy" should be considered prerequisites of its appearance, its components and opportunities management of innovation processes.

Текст научной работы на тему «Разработка и формирование "инновационной экономики" при обеспечении устойчивого развития страны»

М.Х. Койбаева

ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ .

С.91-93.

4. Калинова К. Нормативно-правовое закрепление государственного управления промышленностью // Власть. 2012. № 12. С.134-136.

5. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. // Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.

6. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.

7. Котова Л.Г., Казаченко О.В., Ильясова А.В. Влияние глобализации экономики на продовольственную безопасность страны // XXI век: итоги прошлого

и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 261-265.

8. Крохмалёв С.В. Задачи эффективного управления экономическими субъектами //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2 (17). С. 16-19.

9. Молчанова О.П. Государственное регулирование в сфере инновационного предпринимательства и государственное управление / О.П.Молчанова, В.В.Солодов // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2011. № 2. С. 13-20.

10. Руденко А.А., Захаров С.О. Организационные структуры управления интегрированных корпоративных структур: современное состояние и перспективы развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2009. № 7 (10). С. 185-187.

FINANCIAL REGULATION OF ECONOMY IN THE CURRENT CONDITIONS

© 2014

M.H. Koybaeva, candidate of economic sciences, assistant professor of «finance and credit»

North Ossetian State University K.L. Khetagurova, Vladikavkaz (Russia)

Annotation: The successful functioning of the economy probably provided when each of its structural division organically linked with others. Only on the basis of such agreement is achieved the need for constructive social production, which provides a balanced his development as a holistic process. To ensure the smooth functioning of structural units of the economy it is necessary financial regulation, by which we mean a division of financial resources, which leads to an increase in the growth rate of individual structures, restructuring of production in accordance with the modern needs of society.

Keywords: economy, financial regulation, social production, the market economy.

УДК 330.3.

РАЗРАБОТКА И ФОРМИРОВАНИЕ «ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ» ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

© 2014

Г.Э. Кудинова, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, руководитель группы «Экономика природопользования» Институт экологии Волжского бассейна РАН, Тольятти (Россия) З.Ф. Мазур, доктор педагогических наук, профессор, патентный поверенный РФ, директор Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения Тольятти (Россия)

Н.А. Кудинова, бакалавр 4 курса Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Москва (Россия)

Аннотация: Смена экономических формаций требует нового подхода к инвестиционным процессам в экономике, становления «инвестиционной экономики», позволяющей совершить прорыв в развитии общества, обеспечить создании новых конкурентоспособных продуктов производства, новых технологий и новых знаний. Для создания «инновационной экономики» следует рассмотреть предпосылки ее появления, составляющие ее элементы и возможности управления инновационными процессами.

Ключевые слова: устойчивое развитие, инновации, национальная инновационная система, «инновационная экономика», социально - экономическое развитие, рыночные отношения.

Термин «Устойчивое развитие» («sustainable development») был сформулирован для широкого употребления мировой общественностью в 1978 году и определял достижение стабильного экономического развития и сохранение природно-ресурсного потенциала.

В 1984 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), которая в 1987 году опубликовала доклад «Наше общее будущее», в котором предлагался интегральный подход к разработке экономической политики на ближайшие десятилетия, и была сформулирована концепция «Устойчивого развития». Вопросы устойчивого развития рассмотрены в работах [1-5].

Устойчивое экономическое развитие страны, согласно сложившимся положениям экономической теории, основано на развитии четырех факторов: человеческого и физического капитала, природных ресурсов и технологий. При сбалансированности развития и взаимной интеграции этих факторов во все сферы экономики и общественной жизни возможен переход на инновационное развитие экономики и обеспечение устойчивого роста.

Главным конкурентным преимуществом в условиях современной рыночной экономики следует считать инновационный потенциал развития технологий, обеспе-

чивающий постоянное обновление товаров и услуг с целью повышения их качественных характеристик. Опыт развитых стран показывает, что формирование государственной инновационной политики становится общей чертой всех моделей экономического развития, хотя они и отличаются национальной спецификой. Страны, не создающие у себя мощный механизм инновационного процесса, теряют шансы на устойчивый экономический рост и достойное место в мировом сообществе [6].

Советская экономика, несмотря на значительные вложения финансовых, материальных и трудовых ресурсов, высокий научный потенциал и многочисленный инженерный корпус, так и не смогла стать инновационной. Административное установление плановых показателей по обновлению технической базы как главный инструмент побуждения субъектов экономической деятельности к внедрению научно-технических новшеств на практике доказало свою полную неэффективность (за исключением, может быть, предприятий ВПК) [6].

Разгосударствление предприятий не улучшило состояние дел: нововведения по прежнему носят «точечный» характер - негосударственные предприятия в основной своей массе не стремятся внедрять дорогие прогрессивные технологии и оборудование, отдавая предпочтение

Г.Э. Кудинова, З.Ф. Мазур, Н.А. Кудинова РАЗРАБОТКА И ФОРМИРОВАНИЕ «ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ» ...

немедленной выгоде. Из-за отсутствия финансирования продолжают падать объемы прикладных научных исследований, сокращается численность специалистов, ведущих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Неразвитость инновационной инфраструктуры усугубляет слабое влияние науки на конкурентоспособность производства. Можно сказать, что сохраняются проблемы советской институциональной модели в научно-технической сфере:

- отрыв науки от хозяйственной практики;

- отсутствие механизмов оценки эффективности научно-технических программ;

- преимущественное финансирование организаций, а не научно-технических проектов [6].

В ходе перестройки экономики наше государство за исторически короткий период перехода от плановых методов хозяйствования к рыночным отношениям освоило три первых фактора устойчивого экономического развития, необходимых для рыночных условий и в настоящее время планомерно приступило к четвертому - трансферту научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и технологий для диверсификации экономики на инновационной основе.

Изменение условий воспроизводства заставляет изменить ряд представлений о характере количественных и качественных взаимосвязей между результатами инновационной деятельности и экономически устойчивым развитием и ростом. Это касается, прежде всего, одного из важных положений, лежащего в основе неоклассической модели экономического роста - допущения о равномерности и автономности воздействия инновационной деятельности на экономический рост [7; 8].

Внимание государства к управлению инновационной деятельностью вызвано тем, что новый подъем в социально-экономическом развитии все более связывают с переходом к новой социально-технологической парадигме, в основе которой - новые знания, новые ресурсы и природосберегающие технологии, информационные системы и др.

Именно государственная инновационная политика должна предусматривать преодоление экономического отставания путем:

- повышения конкурентоспособности продукции большинства предприятий;

- прекращение разрушения технологического единства научных исследований и разработок, восстановление и сохранение научного потенциала;

- повышение эффективности инновационной деятельности в базовых отраслях промышленности.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что инновационные процессы связаны со всей экономикой страны. Активизация инновационной деятельности приобретает ключевое значение для подъема экономики, для ее устойчивого роста, и в тоже время инновационный процесс невозможен без экономической, социальной и правовой поддержки. Следовательно, назрела необходимость в создании и развитии «инновационной экономики»

В последнее время огромное количество исследований посвящено определению понятия «инновационная экономика». Проведя анализ современных тенденций развития экономики ведущих западных стран (США, Германия, Великобритания, Япония) говорят о том, что «инновационная экономика» - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, нового оборудования, систем и технологий, на готовности к их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. В «инновационной экономике» под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, так как производство, не опирающее-

ся на новые знания и инновации, в «инновационной экономике» оказываются нежизнеспособными. [4].

Для создания «инновационной экономики» необходима среда, благоприятная для инновационных процессов, обладающая следующими признаками:

- наличие высокого интеллектуально потенциала для разработки инноваций и достаточного качества рабочей силы, способной легко адаптироваться к непрерывно меняющимся технологиям;

- возможность получения любым субъектом инновационной системы на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любой необходимой информации о новых или известных знаниях, инновациях, инновационной деятельности, инновационных процессах;

- эффективное функционирование соответствующей законодательной базы и институциональной структуры, снижающее риски при осуществлении инновационных проектов;

- наличие в обществе спроса на инновации;

- ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления;

- наличие четко налаженной гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инновационной деятельности, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественных производств и территорий.

Формирование нового вида экономики - «инновационной экономики» - требует и создания новых институциональных структур на всех уровнях управления в рамках государства: национальном, региональном, муниципальном и на уровне предприятий.

Применительно к уровню отдельных государств (макро - уровню) одной из таких структур является национальная инновационная система. Под национальной инновационной системой предлагается понимать совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ, а также комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющие прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности. Национальная инновационная система формируется на основе сбалансированного применения государственных и рыночных механизмов регулирования экономики с учетом, в том числе, особенностей и уровня социально-экономического развития конкретных территорий и субъектов хозяйствования [9].

Пока, однако, речь может идти о существовании национального инновационного комплекса: академических, отраслевых научно-исследовательских институтов, государственных научных центров, научно-производственных компаний, малых инновационных предприятий, инновационных структур при вузах и др., не всегда кооперационно связанных между собой как элементы национальной инновационной системы.

Переход экономики на инновационный путь развития задает целевые ориентиры для промышленной и социальной политики страны. Государственная научно-техническая политика, лежащая в основе формирования национальной инновационной системы, включает в себя концептуальные направления развития всех отраслей народного хозяйства, ставя задачи перед каждым сектором науки, перед каждой отраслью, перед каждым регионом.

Региональная инновационная система является системообразующей в национальной инновационной системе и включает структуру участников инновационных процессов в их взаимодействии, формы организации прямых и обратных связей между ними, отражая региональные особенности организации инновационных процессов: традиции, опыт, масштабы экономики и другие [10-12]._

Г.Э. Кудинова, З.Ф. Мазур, Н.А. Кудинова

РАЗРАБОТКА И ФОРМИРОВАНИЕ «ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ» ..

Региональная инновационная система является неотъемлемой частью национальной инновационной системы, которая, как отражено в «Основах политики Российской федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», «...должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организацией научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях повышения качества жизни населения и устойчивого экономического развития страны».

Региональную инновационную систему можно рассматривать как комплекс учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих создание и распространение новых технологий, а также организационно-правовые условия их хозяйствования, определенные совокупным влиянием государственной научной и инновационной политики, региональной политики, проводимой на федеральном уровне и социально-экономической политики региона.

В этом контексте категории региональной инновационной системы правомерен акцент на взаимодействия организаций, генерирующих и передающих знания, с организациями, использующими результаты научно-технической деятельности и реализующими продукцию на региональном рынке и за его пределами. Создание региональных систем не требует обязательно выравнивания показателей научно-технического развития по всем территориям. Вопрос ставится иначе: выявить и использовать преимущества каждого региона, не стремясь к абсолютному равенству научно-технического развития как внутри региона, так и между отдельными регионами и субъектами экономики.

Как элемент социально-экономического развития, региональная инновационная система является инструментом повышения конкурентоспособности производителей данного региона, обеспечивает занятость наиболее квалифицированной части населения, содействует повышению общего образовательного уровня населения, что само по себе имеет далеко идущие социальные последствия как для всего региона в целом, так и для каждого отдельного предприятия, расположенного на территории рассматриваемого региона.

При рассмотрении национальной инновационной системы и региональной инновационной системы можно сказать, что базовым элементом обеих является предприятие, создающее, использующее и распространяющее результаты научно-технической деятельности. Под таким предприятием, как организационной формой реализации инноваций, будем понимать отдельное предприятие, характеризующееся определенной иерархической структурой, системой управления и соответствующим специфике инновационных процессов механизмом управления, обеспечивающим обоснование инноваций, выявление основных идей их создания, определение и использование технологии и организации инновационных процессов с целью коммерциализации объектов новой, инновационной продукции. Инновации таких предприятий часто являются синтезом технологических, организационных и социокультурных достижений, создающий корпоративный облик и предприятия, и стиль поведения на рынке, обеспечивающие превосходство над конкурентами.

Для обеспечения развития и внедрения инновационных процессов на всех уровнях иерархии от национальных и региональных инновационных систем до уровня конкретного предприятия, необходима разработка и формирование «инновационной экономики» на всех рассмотренных уровнях развития инноваций.

Основным формами государственной инновационной политики при формировании «инновационной экономики», на наш взгляд, должны быть:

- формирование национальной инновационной системы в соответствии со сложившимися общественно-политическими отношениями и уровнем развития производительных сил страны, на территории которой она функционирует;

- создание и развитие системы сбора и анализа стратегической информации о тенденциях и изменениях на мировых ранках продукции;

- прямая бюджетная поддержка разработки, коммерциализации и внедрения новых технологий и продуктов;

- косвенная поддержка посредством налоговой политики и с помощью административного регулирования внедрения инноваций;

- инвестиции в систему образования и фундаментальную науку;

- поддержка практических элементов хозяйственной инфраструктуры, необходимых для быстрого продвижения инноваций;

- развитие инновационного предпринимательства;

- по мере развития национальных инновационных систем развитие и поддержка их интеграции в наднациональные инновационные системы.

На региональном уровне для развития «инновационной экономики» необходимо произвести:

- координацию деятельности всех элементов, входящих в региональную инновационную систему для обеспечения единства целей инновационного развития экономики;

- стимулирование инновационной деятельности через организационные и экономические инструменты воздействия на элементы региональной инновационной системы;

- формирование и стимулирование развития научно-инновационной инфраструктуры;

- развитие малого инновационного предпринимательства;

- разработка и реализация комплексного подхода при планировании и организации экономических, социальных, правовых условий реализации инновационного процесса в регионе;

- стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- поиск целевых рынков для внедрения инноваций;

Ввиду достаточно жесткой конкуренции между организациями и предприятиями, а также целенаправленной ориентации их деятельности на конечного пользователя, развитие инновационной деятельности становится особенно важным и должно включать в себя:

- стимулирование благоприятных условий перехода организации производственных процессов от догоняющего развития к инновационно - структурному типу экономического роста;

- максимальное использование инноваций, в.том числе и интеллектуальной собственности;

- повышение инновационной активности на предприятии по созданию и использованию интеллектуальной собственности, адаптацию организации во внешней среде;

- обеспечение информационной, правовой, финансовой и организационно-технологической поддержки инновационной деятельности;

- активное проведение маркетинговых исследований по изучению рынков инноваций и интеллектуальной собственности;

- создание интеллектуальных продуктов и товаров;

- разработка и принятие управленческих решений по инновационной деятельности;

- координирование мероприятий по реализации механизма управления инновационной деятельностью.

Следовательно, при рассмотрении иерархии построения «инновационной экономики» и инновационных систем разного уровня и порядка можно сделать вывод, что инновационные подходы к формированию условий устойчивого развития экономики позволяют сформиро-

Г.Э. Кудинова, З.Ф. Мазур, КА. Кудинова РАЗРАБОТКА И ФОРМИРОВАНИЕ «ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ» ...

вать современную концепцию развития инновационной сферы и обеспечить устойчивое развитие экономики.

Развитие национальной экономики связано с внедрением в практику современных инновационных механизмов и методов, свойственных для цивилизованных рыночных отношений (имеются ввиду эффективные формы частной собственности, финансовые механизмы регулирования, организационно-экономические структуры и др.) Именно создание и реализация «инновационной экономики» позволит осуществить прорыв экономики страны в области социально-экономического развития и обеспечить стабильные темпы экономического роста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие - будущее России. Россия на пути к устойчивому развитию. М., 1996.

2. Китинг М. Программа действий. Повестка дня на 21 век и др. документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении / Перев. Миридова Е., Погуляева И. - Женева, Швейцария. Публикация Центра «За наше общее будущее» 1993.- 70с.

3. Коптюг В.А. Итоги Конференции ООН по окружающей среде и развитию // Мир науки. - 1992. - Т.36, № 4. - С.1 - 5

4. Кудинова Г.Э. Экономический механизм обеспечения устойчивого развития экономико-экологических систем региона // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тюменский государственный университет. Тюмень, 2004

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Костина Н.В., Кудинова Г.Э., Розенберг А.Г., Юрина В.С., Розенберг Г.С. «экология культуры» и

устойчивое развитие (с примерами по Волжскому бассейну) // Экология и жизнь. 2012. № 7. С. 64-70.

6. Кропотова Н.В. Две стратегии формирования национальной инновационной системы// Актуальные вопросы развития инновационной деятельности. Материалы XII Международной научно-практической конференции. - Симферополь 2007 С 6-9.

7. Каракий Ю.В. Основные составляющие государственной инновационной политики // Актуальные вопросы развития инновационной деятельности. Материалы XII Международной научно-практической конференции. - Симферополь 2007 С. 5-6.

8. Доронкин В.Г., Кудинова Г.Э., Юрина В.С., Кудинова Н.А. Социально-экономическое развитие и технологическая модернизации России - тенденции и перспективы развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 17-19.

9. Мазур Н.З. Инновационная экономика: Инновационные системы. Интеллектуальная собственность. Условия развития - Тольятти, 2006 г. 128 с

10. Глухова Л.В., Мазур З.Ф. Инновационная среда предприятий региона как стратегический ресурс их развития // Инновации и инвестиции. 2009. № 1. С. 96-101.

11. Мазур З.Ф., Чертакова Е.М. Система автоматизированного управления инновационной средой предприятий Самарской области // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 2. С. 136-141.

12. Юрина В.С. Концеция устойчивого развития региона // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 19. С. 44-47.

Статья публикуется при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований Поволжье. Региональный конкурс (грант №14-06-97019).

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY WHILE ENSURING SUSTAINABLE

DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

© 2014

G.E. Kudinova, Cand.Ec.Sci, associate professor, senior research officer, head of group "Environmental Economics"

Institute of ecology of the Volga basin of RAS, Togliatti (Russia) Z.F. Mazur, doctor of pedagogical Sciences, Professor, PA-patent attorney of the Russian Federation, Director Togliatti Institute of technical creativity andpatents", Togliatti (Russia)

N. A. Kudinov bachelor 4 year Moscow State Technical University n.a. N. E. Bauman, Moscow (Russia)

Annotation: Changes in economic formations requires a new approach to investment processes in the economy, the formation of "investment Economics", allows you to make a breakthrough in the development of society, to ensure the creation of new competitive products, new technologies and new knowledge. To create an "innovation economy" should be considered prerequisites of its appearance, its components and opportunities management of innovation processes.

Keywords: sustainable development, innovation, national innovation system, "innovative economy", socio - economic development, market relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.