№ 4 (28) 2010
Е. В. Елкин
Разработка и формирование государственного задания на примере ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России
В работе обобщается опыт по внедрению в деятельность бюджетных учреждений и органов исполнительной власти практики выдачи государственных заданий на оказание услуг, и даются практические рекомендации. С официальными документами по данной теме можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ.
мая 2010 года был опубликован Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [10].
Закон завершает введенную с 1 января 2009 года практику бюджетного планирования с учетом государственного задания на оказание государственных услуг, способствующую увязке объемов и качества данных услуг с объемами бюджетных ассигнований на эти цели, а также переходу от финансирования деятельности бюджетных учреждений к финансированию оказанных услуг. Из 327 947 учреждений, 25 287 оказывают услуги на федеральном уровне и 302 660 — на региональном и муниципальном уровнях, остальные учреждения выполняют функции в сфере обороны, безопасности т. д.
С 1 января 2011 года по новому закону начнут работать федеральные бюджетные учреждения, а региональные — с 1 июля 2012 года. Однако, несмотря на принятие закона, до конца не ясны новые принципы финансирования бюджетной сферы, поэтому многие ключевые детали реформы станут понятны лишь после того, как правительство разработает более 40 подзаконных актов, а потом то же самое сделают низовые уровни власти.
Совершенно ясно одно: переход к парадигме государственных услуг означает новые вызовы и масштабные проекты в сфере информатизации учреждений всех типов и уровней.
Общие положения
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных)услуг(выполнения работ) [1]. В соответствии со статьей 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджета для планирования бюджетных ассигнований и формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год, и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период. При этом возможны корректировки после утверждения основных параметров бюджета.
БК РФ не устанавливает процедуры работы с государственными и муниципальными заданиями и определения состава оказываемых услуг (выполняемых работ). Вместе с тем, законодательством установлено, что порядок организации работы с данными за-
ч 105
№ 4 (28) 2010
даниями устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Однако отсутствие до настоящего времени унифицированных механизмов и процедур в этой области существенно затрудняет внедрение этого инструмента бюджетного планирования и бюджетирования по результатам, особенно на региональном уровне.
На федеральном уровне вопросы формирования и финансового обеспечения государственных заданий регулируются постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1065 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федераль-§ ными государственными учреждениями» (да-§ лее — Постановление № 1065) [2], которым эг предусмотрено формирование государственного задания как для федеральных уч-^ реждений (бюджетных и автономных), так ^ и для федеральных органов исполнительной власти, включая министерства и феде-Ц ральные службы. Постановлением Прави-* тельства РФ от 30 апреля 2009 г. № 376 [3] ^ были внесены изменения в Постановление Ц № 1065 в части распространения государст-§ венного задания на выполнение работ. <§ Таким образом, закрепленные Федераль-| ным законом № 83-ФЗ от 08.05.2010 г. меха-<8 низмы и подходы к формированию и финан-
¡5 совому обеспечению государственных зада-%
^ ний федеральными органами исполнительной власти и федеральными бюджетными Е| учреждениями были рекомендованы и ап-^ робированы субъектами и муниципальными «и образованиями Российской Федерации на | основе Постановлений Правительства РФ. ^ Как бюджетное учреждение, ВНИИ ГОЧС 11 (ФЦ) (далее Институт), согласно Уставу, осуществляет свою основную деятельность на | основе заданий МЧС России, утверждение ных в соответствии с Единым тематическим Ц планом научно-исследовательских и опытов но-конструкторских работ МЧС России. Ин-
ститут на основе заданий МЧС России за счет средств федерального бюджета осуществляет услуги согласно своему Уставу. Однако в отношении филиалов Институт является еще и распорядителем средств федерального бюджета.
Если Институт является распорядителем бюджетных средств, то государственное задание включает в себя следующие блоки:
1. Формирование и корректировка реестра государственных услуг.
2. Формирование выписки из реестра расходных обязательств.
3. Оценка потребности в стоимостном выражении, калькулирование себестоимости, планирование бюджетных ассигнований.
4. Формирование перечня показателей качества государственных услуг.
5. Мониторинг реализации государственного задания.
6. Оценка результативности и эффективности деятельности распределителя бюджетных средств.
В случаях, когда Институт рассматривается как получатель бюджетных средств, государственное задание включает в себя следующие блоки:
1. Формирование государственных заданий.
2. Формирование расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг.
3. Формирование и планирования бюджетных ассигнований.
4. Мониторинг реализации государственного задания.
Блок формирования государственных заданий
Необходимыми условиями для формирования проектов государственных заданий являются:
• утвержденные перечни государственных услуг;
• наличие процедур и механизмов эффективного взаимодействия главного распорядителя бюджетных средств (МЧС Рос-
№ 4 (28) 2010
сии) с Институтом в рамках формирования проекта государственного задания и его финансового обеспечения через Единый тематический план (ЕТП).
В соответствии с пунктом 4 Положения, утвержденного Постановлением № 1065, Перечни государственных услуг (работ) формируются федеральным органом исполнительной власти (МЧС России), осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности в соответствии с его отраслевой принадлежностью (согласно изменениям, внесенным Постановлением Правительства РФ от 30.04.09 № 376).
Представляется целесообразным разработать комплексный перечень государственных услуг по принципу «одно учреждение — одна услуга» во избежание избыточного дробления деятельности учреждения на незначительные услуги и усложнения работы по формированию и предоставлению отчетности по государственным заданиям. В то же время следует выделить «профильные» (основные) государственные услуги, на предоставление которых уходит значительная часть ресурсов учреждения, и «непрофильные».
Относительно услуг, оказываемых федеральным органом исполнительной власти, следует отметить, что они включаются в перечень государственных услуг в случае, если к моменту его разработки в установленном порядке утверждены административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), т. е. существуют формализованные требования к качеству государственных услуг.
Для составления перечня государственных услуг (работ) в части услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подведомственными бюджетными учреждениями, предлагается распределить данные учреждения по группам внутри отрасли. Для каждой из групп рекомендуется установить отдельную государственную услугу (работу), например:
£
• для учреждений начального и среднего | образования — организацию учебного процесса по программам начального и средне- и го образования соответственно;
• для учреждений высшего профессионального образования — подготовку бакалавров, специалистов, магистров;
• для институтов (курсов) повышения квалификации — профессиональную переподготовку работников.
Перечень государственных услуг должен содержать следующую информацию по каждой услуге (работе):
• категория потребителей государственной услуги; при этом следует максимально точно приводить характеристику физических и/или юридических лиц — потребителей государственной услуги с использованием критериев образования, гражданства, местонахождения, состояния здоровья и т. п. для физических лиц и критериев видов деятельности, организационно-правовых форм и т. п. для юридических лиц;
• перечень и единицы измерения показателей объема государственной услуги, при этом предлагается разработать один-два показателя, которыми может быть измерен объем оказания государственной услуги, например: количество студентов, посетителей (тыс. чел.), новых постановок (ед.), выданных лицензий (ед.) и т. д.;
• основные требования к качеству государственной услуги, подкрепленные ссылками на разделы утвержденного административного регламента исполнения государственных функций или предоставления государственных услуг с указанием их реквизитов либо стандарта предоставления государственной услуги, или в случае их отсутствия — ссылками на нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги, включая санитарно-эпидемиологические нормы и правила, государственные и/или отраслевые стандарты (ГОСТы, ОСТы), а также типовые (примерные) положения.
Непосредственно к разработке государственных заданий рекомендуется мак-
-ч ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА
№ 4 (28) 2010 ' -
Таблица 1
Перечень государственных услуг, оказываемых ВНИИ ГОЧС МЧС России
=
¿г
I
I
£
I
I
<0
I 12 и в
! I
I
I
Я ¿2
№ п/п Наименование государственной услуги Категории потребителей государственной услуги Перечень и единицы измерения показателей объема (состава) государственной услуги
1 Координация научных исследований в Российской Федерации с целью проведения единой научно-технической политики в области гражданской обороны (ГО) и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЗНТЧС) физические и юридические лица Количество исследований, разработок и работ
2 Организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектно-изыска-тельских работ физические и юридические лица Количество исследований, разработок и работ
3 Научно-методическое обеспечение государственной политики в сфере ГО и ЗНТЧС, повышения защищенности критически важных объектов и чрезвычайного гуманитарного реагирования юридические лица Количество исследований, разработок и работ
4 Научно-техническое и информационное обеспечение органов управления системами ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) юридические лица Количество исследований, разработок и работ
5 Научно-практическое обеспечение нормативного и правового регулирования в области ГО и ЗНТЧС физические и юридические лица Количество исследований, разработок и работ
6 Научно-методическое обеспечение формирования культуры безопасности жизнедеятельности физические и юридические лица Количество исследований, разработок и работ
7 Участие в разработке нормативно-технической документации в организации производства аварийно-спасательной техники физические и юридические лица Количество наименований документов
8 Техническое и технологическое обеспечение деятельности сил и средств ГО и ЗНТЧС юридические лица Количество единиц
9 Осуществление авторского сопровождения внедрения разработок Института, участие в организации производства технических средств, тиражирования и распространения технологий физические и юридические лица Количество внедренных разработок
№ 4 (28) 2010
Окончание табл. 1
№ п/п Наименование государственной услуги Категории потребителей государственной услуги Перечень и единицы измерения показателей объема (состава) государственной услуги
10 Участие в установленном порядке в работе международных и национальных технических органов по стандартизации в области ГО и ЗНТЧС юридические лица Количество утвержденных стандартов, разработанных с участием Института
11 Осуществление образовательных услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации в области ГО и ЗНТЧС, включая иностранных граждан физические и юридические лица Количество обученных
12 Подготовка, издание и распространение научно-технической литературы, нормативных, методических, справочных материалов, в том числе в печатном виде, на электронных носителях информации и программное продукции, разработанных по результатам научных исследований Института в области ГО и ЗНТЧС физические и юридические лица Количество наименований продукции,объем распространенной продукции
13 Участие в установленном порядке в организации и проведении международных, всероссийских и региональных конференций, совещаний, симпозиумов, выставок в области ГО и ЗНТЧС физические и юридические лица Количество конференций, совещаний, симпозиумов, выставок
симально привлекать подведомственные бюджетные учреждения или службы, участвующие в оказании государственных услуг (выполнении работ). Все услуги (работы), оказываемые (выполняемые) одним федеральным органом исполнительной власти или одним бюджетным учреждением, должны включаться в одно государственное задание в виде отдельных разделов с описанием каждой услуги.
В частности, в уставе Института существует перечень государственных услуг, оказываемых Институтом физическим и юридическим лицам.
Блок формирования расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг
Для формирования расчетно-норма-тивных затрат можно использовать «Методические рекомендации по определению
расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нор-мативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений», утвержденные приказом Министерства финансов от 22.10.2009 г. № 105н [5].
В частности, норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определены в «Рекомендациях по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений», утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 425н [4].
№ 4 (28) 2010
При формировании расчетно-норма-тивных затрат необходимо учитывать, что с 1 января 2011 года вступает в силу закон, предписывающий формировать тарифы на электроэнергию с применением метода доходности инвестированного капитала в г. Москве. Для предприятий рост цен может значительно превысить прогнозные показатели от 13,5% до 16%, дальнейший сценарий предсказать нетрудно: резкий рост стоимости энергии для промышленности, сферы услуг, строительства и т. д., включая в дальнейшем и регионы.
Блок формирования показателей качества государственного задания
Для качественного формирования проекта государственного задания необходи-§ мо учесть и отразить следующую информа-§ цию:
эг • Количество потребителей. При этом учитываются фактические и потенциальные ^ потребители государственных услуг. Коли-^ чество потенциальных потребителей рассчитывается исходя из существующих ограда ничений, непреодолимых в среднесрочной ® перспективе (проектной мощности, пропу-^ скной способности, вместительности учре-Ц ждения, повышения квалификации или чис-§ ленности работников учреждения). <§ • Объем (состав) оказываемой государ-<| ственной услуги. При этом приводятся один-<8 два показателя, характеризующие объем
¡5 оказания государственной услуги, с уточ-£
^ нением единиц измерения и методик расчета согласно утвержденному перечню го-
Е| сударственных услуг в отчетном, текущем
^ или плановом периоде.
«и Показателем объема государственной
| услуги может являться «количество выдан-
^ ных лицензий (ед.)», «количество учеников
11 (ед.)» и т. п. Как правило, эти индикаторы входят в состав статистической или ведом-
| ственной отчетности и широко используют-
^ ся для различных отчетов о деятельности
Ц органов государственной власти или бюд-
£ жетных учреждений.
• Качество оказываемой государственной услуги. При этом предлагается установить не менее двух-трех, но не более пяти показателей качества. Их состав должен быть по возможности единым для всех федеральных государственных бюджетных учреждений, федеральных органов исполнительной власти, оказывающих одинаковую услугу.
При разработке данного состава можно использовать имеющие отношение к оказанию государственной услуги показатели конечного результата, установленные в Докладе о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД), ведомственных целевых программах и (или) обоснованиях бюджетных ассигнований.
Кроме того, в качестве основы для установления показателей качества оказания услуги предлагается учесть наиболее важные функции и полномочия, закрепленные за органом государственной власти и федеральным государственным бюджетным учреждением.
В перечень показателей качества могут быть включены показатели, характеризующие важнейшие результаты работы бюджетного учреждения, федерального органа исполнительной власти и коррелирующие с целевыми показателями развития соответствующей отрасли.
Кроме того, в этот перечень могут быть включены показатели, характеризующие состояние ресурсной базы учреждения, в том числе материально-техническое обеспечение, кадровый состав, а также процедуры оказания государственной услуги, которые могут благоприятно отразиться на ее качестве. Например, для Института это состав ученых по ученым степеням и званиям. Наконец, в этот перечень должны быть включены показатели, характеризующие удовлетворенность потребителей государственной услуги: доля потребителей, удовлетворенных качеством оказания государственной услуги (определяемая на основе социологических опросов), и число обоснованных жалоб потребителей.
№ 4 (28) 2010
• Требования к материально-техническому обеспечению оказываемой государственной услуги. Предлагается указывать правовые акты и иные документы, устанавливающие данные требования (например, санитарно-эпидемиологические нормы и правила, технические требования к оборудованию и т. п.).
• Требования к квалификации и опыту персонала. Рекомендуется отражать требования к профессиональной подготовке работников, оказывающих государственные услуги, с указанием уровня образования для конкретных должностей либо групп работников, периодичности повышения квалификации, установленных требований к стажу работы.
• Основные процедуры оказания государственной услуги. Предлагается, основываясь на нормативных правовых актах, описать комплекс мер, направленных на оказание государственной услуги.
В случае, если число фактически установленных цен (тарифов), которые влияют на оказание стоимости государственной услуги, более семи, предлагается прикладывать к государственному заданию нормативный правовой акт, утвердивший данные цены (тарифы) с указанием того, какой орган (организация) рассчитывает величину цен (тарифов), утверждает цены (тарифы), а также, какой орган (организация) и в каких случаях вносит предложения и принимает решение об изменении цен (тарифов) со ссылкой на пункты, статьи соответствующих нормативных правовых актов.
• Основания для досрочного прекращения выполнения государственного задания. В качестве таких оснований возможно указание следующих причин:
о ликвидация бюджетного учреждения (федерального органа исполнительной власти);
о перераспределение полномочий, повлекшее исключение из компетенции бюджетного учреждения, федерального органа исполнительной власти, полномочий по оказанию государственной услуги;
Л
о исключение государственной услуги | из перечня государственных услуг;
о иные, предусмотренные нормативны- и ми правовыми актами случаи, влекущие за собой невозможность оказания государственной услуги, неустранимые в краткосрочной перспективе.
Необходимо подчеркнуть, что отсутствие бюджетных средств для финансирования оказания государственной услуги не является основанием для досрочного прекращения выполнения государственного задания.
При организации контроля предлагается оформлять следующую таблицу (см. табл. 2).
Составление форм и отчетностей по формированию государственных заданий является неотъемлемой частью их внедрения. Вместе с тем, немаловажное значение имеет утверждение порядка определения расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг и расчет стоимости одной единицы услуги.
Блок формирования и планирования бюджетных ассигнований
Следует подчеркнуть, что внедрение государственных заданий не означает ликвидацию сметы бюджетного учреждения (для регионов). Дело в том, что объемы бюджетных ассигнований, направленных бюджетным учреждениям, будут состоять из двух частей: финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание услуг бюджетным учреждениям и инвестиций, грантов, программ развития учреждения (в частности, такая Программа развития есть у Института). Во вторую часть могут входить затраты на капитальный ремонт, дорогостоящее оборудование и т. п.
В совокупности эти две части должны составлять объем бюджетных ассигнований, предусмотренных для бюджетного учреждения росписью главного распорядителя средств федерального бюджета.
№ 4 (28) 2010
Таблица 2
Формы контроля за оказанием услуг
№ п/п Формы контроля Периодичность Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль над оказанием услуги
1 Последующий контроль в форме выездной проверки В соответствии с планом-графиком проведения выездных проверок, но не реже двух раз в год; по мере необходимости (в случае поступления обоснованных жалоб потребителей, предписаний правоохранительных органов) Для бюджетных учреждений приводится название вышестоящего ГРБС, для служб (агентств) — вышестоящего ведомства
2 Последующий контроль в форме камеральной проверки По мере поступления отчетности о выполнении государственного задания Для бюджетных учреждений приводится название вышестоящего ГРБС, для служб (агентств) — вышестоящего ведомства
Мониторинг реализации государственного задания и оценка I результативности и эффективности | получателя бюджетных средств
£
^ Организация проведения мониторинга ^ осуществляется на основании приказа Минфина РФ от 19.12.2003 г. № 399 [7], приказа 5 Минфина РФ от 13.04.2009 г. № 34н [6], при-| каза Министра МЧС России от 15.04.2009 г. ® № 240. Однако с учетом изменения статуса ^ учреждений МЧС России будут внесены доЦ полнительные коэффициенты для монито-§ ринга результатов деятельности бюджетных <§ учреждений.
<| Мероприятия по внедрению государст-<8 венных заданий включают:
¡5 • разработку Порядка организации ра-%
^ бот по формированию государственных заданий органа государственной власти, а так-Е| же его взаимодействия с подведомственны-^ ми бюджетными учреждениями; «и • разработку и утверждение Перечня | государственных услуг, для которых будут ^ формироваться государственные задания; • разработку, согласование (с Минэкономразвития России, Минфином России) | и утверждение:
^ о для органов государственной вла-
Ц сти — Порядка определения расчетно-£ нормативных затрат на оказание государ-
ственных услуг (в частности, такой порядок определен приказом Министра МЧС России от 20.03.2009 г. № 150 «О реализации постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1065»);
о для бюджетных учреждений — Порядка определения расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг, а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений для каждого распорядителя бюджетных средств.
Пример оценки государственных услуг Институтом на основе модели Леонтьева (затраты-выпуск)
Уравнение межотраслевого баланса (модель Леонтьева) можно использовать для планирования выполнения государственного задания. Пусть за период времени Т известен вектор конечного потребления в виде объема бюджетных ассигнований. Необходимо определить в виде валового выпуска процент выполнения объема услуг по государственному заданию в зависимости от расчетно-нормативных затрат (т. е. матрицы затрат А). Предполагается, что каждый Центр института выпускает только один продукт.
№ 4 (28) 2010
Все Центры предполагаются взаимозависимыми в том смысле, что для выполнения своей услуги каждый из них использует результаты производства услуг других Центров Института и только их. Иначе говоря, на данном уровне формализации применения Институтами невоспроизводимых производственных факторов не предусматривается.
Обозначим через п количество всех Центров. Предположим, что на данный плановый период времени (например, на предстоящий год) известен конечный спрос с = (^,..., сп) на все п услуг. Пусть технология производства (научный процесс) предписывает для выпуска одной единицы /-ой услуги а(1 количество услуги вида 1, а(2 количество услуги вида 2 и т. д., ап количество услуги вида п (/ = 1,..., п). Обозначим через х1 объем производства Центра / за весь плановый период (валовый выпуск). Тогда величина а° = аух1 показывает объем продукции Центра у, необходимый для функционирования Центра / с планом выпуска х, а величина
а=х а
— суммарное потребление продукции у в производственном секторе.
Балансовый характер этой схемы заключается в следующем:
а + с=х,
у=1.....п.
(1)
Левую часть равенства можно трактовать как итоговый (производственный плюс конечный) спрос на продукцию Центра у (на у-ый товар), а правую — как предложение у-го товара. Уравнения отражают общее равновесие (т. е. равновесие по всем видам услуг). Система уравнений показывает самодостаточность производства — для выпуска любой услуги достаточно иметь воспроизведенную продукцию рассматриваемых Центров. Из уравнений следует, что весь валовый выпуск полностью распределяется между потребителями.
Таким образом, схема межотраслевого баланса задает условия, при которых система государственного задания будет находиться в равновесном состоянии. А именно, при известном спросе и известной постоянной технологии научного процесса вектор валового выпуска услуг х = (х1,., хп) должен вычисляться как решение системы п линейных уравнений.
Подставляя технологические коэффициенты в (1), для каждой отрасли получаем балансовое соотношение:
п
X а,х, +с, = х, 1 = п.
/=1
С помощью матрицы затрат (расчетно-нормативных)
Л =
V ап1
§
»й
эту систему уравнений можно выразить в векторной форме:
х = Ах + с.
(2)
Уравнение (2), где А — матрица расчетно-нормативных затрат, с = (с1,., сп) — известный вектор спроса на бюджетные ассигнования, х = (х1,., хп) — неизвестный вектор выпуска, т. е. возможности выполнения государственного задания (в процентном отношении), называется моделью Леонтьева [11, 12, 13]. Интерпретируя выражение Ах как затраты, эту систему часто называют моделью «Затраты-выпуск».
Модель «Затраты-выпуск» призвана ответить на вопрос: можно ли в условиях данной технологии научного процесса, требующего определенного объема затрат и ассигнований, удовлетворить конечный спрос, т. е. выполнить государственное задание в определенном процентном объеме. Ответ на этот вопрос сводится к существованию решения системы
113
а
а
2п
а
пп
/=1
№ 4 (28) 2010
a^^x^ + ^22 x2 +... + a2nxn + c2 —
относительно переменных х^..., хп .
Условия существования и единственности решения такой системы хорошо известны из курса алгебры. Речь идет о решении, имеющем подходящий экономический смысл. А именно, все элементы модели Леонтьева по их определению являются неотрицательными величинами, в том числе переменные х.. Поэтому необходимо говорить о существовании неотрицательных решений системы.
Если переписать систему в виде
S3
¿г Ii
I £
I
£
I
£
«о
Ü
to
Ü S
I
Ii
s t
£
!
Й ¿2
x — (E - A)-1c,
где E — единичная матрица размера n xn, видно, что существование неотрицательного решения системы (2), определяется существованием невырожденной матрицы (E - Л)-1, обратной к матрице (E - A). Необходимым и достаточным условием продуктивности модели Леонтьева (2)(наличия неотрицательных решений системы) является существование неотрицательно обратимой матрицы (E - A), т. е. матрица (E - A) должна быть невырожденной — (|E - A\ ф 0), а обратная матрица (E - A)-1 — неотрицательной.
Модель Леонтьева применительно к оформлению и расчету государственного задания для Института разработана в виде приложения Microsoft Ехсе1.
Заключение
Разработанная методика позволяет на данном этапе формировать порядок и финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными государственными учреждениями. Однако появление любого из более чем 40 необходимых, но отсутствующих на сегодняшний день
нормативно-правовых актов, потребует ее дополнительной доработки.
Список литературы
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации [В Интернете]. — http://bk-rf.ru/.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1065 [В Интернете]. — http://www.rg.ru/2009/01/21/goszadanie-dok.html.
3. Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 376 [В Интернете]. — http://base.garant.ru/12166915/.
4. Приказ Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 425н [В Интернете]. — http://www.deptno.lipetsk.ru/economic_of_educat/ new_taxe/doc20080926_090158.doc.
5. Приказ Министерства финансов от 22.10.2009 г. № 105н [В Интернете]. —
(3) http://www.referent.ru/1/144339.
6. Приказ Минфина РФ от 13.04.2009 № 34н [В Интернете]. — http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=86 821 ;fld=134;dst=100 007.
7. Приказ Минфина РФ от 19.12.2003 № 399 (ред. от 24.02.2005) [В Интернете]. — http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=52638.
8. Приказ МЧС РФ ОТ 19.05.2009 № 305 [В Интернете]. — http://www.0-1.ru/?id=26076.
9. Приказ МЧС РФ от 20.10.2008 № 627 [В Интернете]. — http://www.consultant.ru/law/hotdocs/5401. html.
10. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ [В Интернете]. — http://www.kadis.ru/texts/index. phtml?id=46822.
11. Основы математической экономики. Модель Леонтьева «Затраты-Выпуск» [В Интернете]. — http://www.math.kemsu.ru/kmk/subsites/matekon/ Chapter6/par6_2.html.
12. Назиев А. Х. Линейная алгебра. Лекция 11: Модель Леонтьева многоотраслевой экономики. Модель международной торговли [В Интернете]. — http://www.rsu.edu.ru/~anaziev/SUD/ SUD_22/la_11.pdf.
13. Высшая математика для экономистов. Под ред. Кремера Н. Ш. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2004.
114
anixn + an2 x2 + ... + annxn + cn — x