Научная статья на тему 'Финансовое планирование в бюджетных учреждениях в 2009-2010 годах'

Финансовое планирование в бюджетных учреждениях в 2009-2010 годах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ / ПЛАНОВАЯ ЦЕНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарнов И. Ю.

Бюджетная реформа затронула все сферы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Минфином России она условно разделена на три этапа. В настоящее время реализуется третий, заключительный, этап. Немаловажное значение, в его реализации имеет реформа системы финансового планирования в целях ориентации на конечный результат деятельности всех участников бюджетной системы страны. Анализу положений действующего законодательства, а также поиску путей их реализации в бюджетных медицинских учреждениях (как наиболее обеспеченных ведомственными нормативно-правовыми документами), посвящен данный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое планирование в бюджетных учреждениях в 2009-2010 годах»

Всё для бухгалтера

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ в 2009—2010 годах

И. Ю. ГАРНОВ, генеральный директор ОООАудиторская компания «Интера»

Бюджетная реформа, которая проводится в нашей стране с 2005 г., затронула практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Специалистами Минфина России (в частности, заместителем Министра финансов РФ Т. Г. Нестеренко) бюджетная реформа в России условно разделена на три этапа:

I этап — укрепление системы исполнения бюджета, создание достоверной отчетности об исполнении бюджета, основанной на кассовом методе учета, обеспечение внешнего контроля за исполнением бюджета, что достигалось осуществлением следующих мероприятий:

• принятие и вступление в действие Бюджетного кодекса РФ (БК РФ);

• создание Федерального казначейства и Счетной палаты при Президенте РФ;

• создание новой системы бюджетного учета и бюджетной отчетности, регламентируемой в настоящее время следующими документами: приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н и приказом Минфина России от

13.11.2008 № 128н;

II этап — приведение в соответствие расходных обязательств публично-правовых образований с их финансовыми возможностями, что выразилось в следующих мероприятиях:

• четкое разграничение полномочий публичноправовых образований на федеральном, региональном и местном уровне по формированию расходов бюджетов (Федеральный закон от

04.07.2003 № 95-ФЗ и Федеральный закон от

06.10.2003 № 131-Ф3);

• совершенствование бюджетной классификации и включение положений о ее регламентировании в БК РФ (Федеральный закон от

26.04.2007 №63-Ф3 и Указания по применению бюджетной классификации1);

• государственное регламентирование системы закупок товаров, работиуслугдая государственных нужд (на основе действующего в настоящее время Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ);

• начало реформы системы финансового планирования на основе утверждаемых Правительством РФ программ государственных гарантий граждан;

III этап — переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат, составление отчетности о финансовом положении публично-правовых образований на базе учета, основанного на методе начисления, внедрение процедур внутреннего контроля и аудита.

Таким образом, в настоящее время Правительством РФ и Минфином РФ реализуется третий, заключительный, этап бюджетной реформы, немаловажное значение в реализации которого имеет реформа системы финансового планирования в целях ориентации ее на конечный результат деятельности всех участников бюджетной системы страны.

Основными направлениями реализации данного этапа реформирования бюджетной системы РФ являются:

• разграничение государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти,

1 Последняя редакция Указаний по применению бюджет-

ной классификации утверждена приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н.

государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, а также формирование перечня платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления государственных услуг органами исполнительной власти (перечень таких услуг в отношении федеральных органов определен постановлением Правительства РФ от

02.12.2009 № 984);

• организация финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений на основе формируемых вышестоящими распорядителями бюджетных средств и доводимых до них государственных заданий на оказание государственных услуг, что регламентировано включением с 01.01.2009 в БК РФ ст. 69.1 и 69.2;

• установление в рамках государственных заданий (ст. 69.2 БКРФ) предельных цен (тарифов) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления этих цен (тарифов);

• государственное регулирование порядка формирования государственных заданий (постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1065 и уточняющие его требования ведомственные нормативные акты);

• формирование ориентированной на конечный результат стройной системы финансового планирования на основе показателей государственных заданий, регулируемых вышестоящими органами предельных цен (тарифов) на оказываемые бюджетными учреждениями услуги, а также стройной системы калькулирования последними своей потребности в бюджетных ассигнованиях и внебюджетных средствах.

Анализу положений действующего законодательства, связанных с последним из вышеперечисленных направлений реформирования бюджетной системы РФ, а также поиску путей их фактической реализации в бюджетных медицинских учреждениях (как наиболее обеспеченных ведомственными нормативно-правовыми документами в данной сфере), и будет посвящен данный материал2.

2 К сожалению, правовое обеспечение системы финансового планирования в бюджетных учреждениях других министерств и ведомств, по моему мнению, в настоящее время находится в стадии разработки и не может дать полной информации о принципах и порядке действий финансово-плановых органов подведомственных им учреждений.

I. Основныепринципы и порядок калькулирования и учета себестоимости медицинских услуг

Основой планирования доходов и расходов, связанных с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности учреждения является четкая система ценообразования и калькулирования плановой и фактической себестоимости оказываемых им услуг.

При этом следует иметь в виду, что поскольку в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) учреждения создаются собственником (в данном случае государством в лице его исполнительных органов) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных (т. е. государственных) функций некоммерческого характера, а также учитывая, что средства, полученные бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, согласно ст. 41 БКРФ являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета, для целей планирования потребностей учреждения в финансовых ресурсах калькулированию подлежат все оказываемые бюджетным учреждением услуги, независимо от того, являются или не являются они платными.

Результаты калькулирования плановой и фактической себестоимости услуг бюджетного учреждения являются основанием для планирования его потребности в бюджетных средствах. Кроме того, учитывая, что в соответствии с требованиями ст. 69.2 БК РФ размеры тарифов (или порядок их определения) на платные услуги бюджетных учреждений подлежат утверждению вышестоящим органом, не имеющим всей информации о том, в какой степени утвержденные им тарифы обеспечивают возмещение соответствующих затрат учреждения, указанные выше результаты могут стать основанием для ходатайства перед данными органами об изменении тарифов на платные услуги учреждения.

Основным нормативным документом по калькулированию плановой себестоимости услуг является Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утв. ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.06.1970 № АБ-21-Д).

По платным услугам на основании калькуляций плановой себестоимости разрабатываются и утверждаются вышестоящим органом прейскуранты цен на соответствующие услуги3.

3 По услугам, оказываемым в рамках программ обязательного медицинского страхования, прейскуранты цен утверждаются и доводятся до учреждения соответствующим территориальным фондом обязательного медицинского страхования.

Калькуляция плановой себестоимости и цен

на платные медицинские услуги осуществляется

по следующим калькуляционным статьям:

• материальные затраты — затраты на приобретение лекарственных и прочих средств;

• затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием платных медицинских услуг;

• начисления на заработную плату указанных выше работников единого социального налога и прочих начислений;

• накладные расходы (расходы на содержание отделений, непосредственно оказывающих платные медицинские услуги, а также расходы на содержание аппарата управления и обслуживающих подразделений учреждения в целом):

о амортизация основных средств и нематериальных активов; о затраты на тепло, электроэнергию, воду и прочие коммунальные услуги; о административно-хозяйственные расходы;

• затраты сторонних организаций (плановые расходы, осуществляемые сторонними организациями в порядке производственной кооперации: консультации специалистов, специализированные операции и т. п.);

• прочие расходы (включаемые в соответствии с действующим законодательством РФ в себестоимость суммы налогов и сборов, затраты по сертификации, лицензированию и т. п.); итого: производственная себестоимость услуг;

Ут верждаю руководитель учреждения

• внепроизводственные расходы (расходы на изучение рынка, рекламу и т. п.);

итого: полная себестоимость услуг;

• прибыль (начисляется на суммарную плановую себестоимость платных медицинских услуг в соответствии с перечисленными выше калькуляционными статьями без учета затрат сторонних организаций;

итого: цена услуги (без НДС).

По услугам, осуществляемым за счет выделенного учреждению бюджетного финансирования, прейскуранты цен не разрабатываются, а осуществляется учет плановой и фактической себестоимости услуг (т. е. без учета показателя плановой прибыли).

Примерная форма калькуляции плановой цены на платную медицинскую услугу приведена в примере 1.

Определение размеров включаемых в калькуляцию плановых затрат производится:

• по материальным затратам — нормы расходования лекарственных и иных препаратов в соответствии с технологией оказания конкретной медицинской услуги;

• по заработной плате — должностные оклады врачей и среднего медицинского персонала, а также нормы времени на осуществление конкретной медицинской услуги;

• по начислениям на заработную плату — в соответствии с нормами начислений к калькуляционной статье «Оплататруда», установленными действующим законодательством РФ;

Пример 1

«______»_____________200_г.

КАЛЬКУЛЯЦИЯ плановой цены на платную медицинскую услугу «хирургическое лечение медиального эпикондилита» (1 сеанс) на 2009 год, (руб.)

Плановая цена вводится в действие с момента утверждения_________________________________

прейскуранта цен на платные медицинские услуги.

№ п/п Калькуляционная статья Сумма по статье Примечание

1 2 3 4

1 Медикаменты и материалы 31,79

2 Оплата труда 152,92

3 Начисления на оплату труда 40,07

4 Накладные расходы, всего 85,05

В том числе: оплата труда АУ 15,29

начисления на ОТ АУ 4,00

услуги связи 3,06

транспортные услуги 1,53

№ п/п Калькуляционная статья Сумма по статье Примечание

коммунальные услуги 7,65

арендная плата 4,59

содержание имущества 10,70

прочие производственные услуги 22,94

амортизация ОС 15,29

5 Услуги сторонних организаций —

6 Прочие расходы 3,06

Итого производственная себестоимость 312,89

7 Внепроизводственные расходы 1,56

Итого полная себестоимость 314,45

8 Прибыль 578,96 В том числе премии — 458,76

В том числе начисления на премии — 120,20

Всего плановая цена услуги 893,41

Плановая цена услуги в утвержденном выше размере включена в прейскурант цен на платные медицинские услуги учреждения.

Начальник планово-экономического отдела______________________________

• по накладным расходам — в части затрат на коммунальные и административно-управленческие услуги — в соответствии с определенным на основании данных бухгалтерского учета за предыдущий год нормативом в процентах к сумме калькуляционной статьи «Оплата труда», а в части амортизации инструмента и оборудования — исходя из установленных сроков использования указанного имущества4;

• по прочим расходам — в соответствии с нормативом в процентах от суммарного размера всех предыдущих калькуляционных статей, определенным на основании данных бухгалтерского учета за предшествующий год и изменений соответствующих норм налогообложения на текущий год;

• по услугам сторонних организаций — в соответствии с заключенными договорами (соглашениями), а при их отсутствии на момент калькулирования цен — исходя из средних цен их услуг за предыдущие периоды;

• по внереализационным расходам — в соответствии с нормативом в процентах от суммарного размера всех предыдущих калькуляционных статей, определенным на основании данных бухгалтерского учета за предшествующий год;

• по прибыли — в соответствии с утвержденным руководителем учреждения коэффициентом рентабельности платных медицинских услуг

4 Поскольку на практике учреждения крайне редко ведут оперативный учет использования оборудования, а также в целях снижения трудозатрат определение размера плановых накладных расходов в части амортизации основных средств допускается аналогично порядку определения накладных расходов на оплату коммунальных и иных эксплуатационных услуг. Такой же порядок будет использован и в настоящем материале.

в процентах к общей себестоимости без учета затрат на оплату услуг сторонних организаций (при этом, в случае если размер цен (тарифов) на данную платную услугу на момент калькулирования был уже утвержден вышестоящим органом, то размер плановой прибыли определяется как разница между размером утвержденной цены (тарифа) и суммой всех вышеперечисленных плановых затрат, включенных в данную калькуляцию). Показатели по калькуляционной ст. «Материальные затраты» и «Оплата труда» подтверждаются приложенными к калькуляции расчетами (пример 2). При этом для определения размера плановых затрат по калькуляционной статье «Оплата труда» медицинского учреждения в расчет принимается средняя заработная плата врачей и среднего медицинского персонала, непосредственно оказывающих платные медицинские услуги, исходя из установленных им должностных окладов с учетом повышений, доплат и надбавок, но без учета выплат за счет доходов от приносящей доход деятельности5.

5 Потребность учреждения в средствах на указанные выплаты должна быть предусмотрена в составе калькуляционной статьи «Прибыль», так как в соответствии с общими принципами использования средств бюджетными учреждениями такие выплаты работникам могут быть выплачены только при наличии у учреждения источника их финансирования. Данные выплаты не следует отражать и по калькуляционной статье «Оплата труда» в связи с тем, что нормативы расчета плановых показателей по калькуляционным статьям «Накладные расходы», «Прочие расходы» и «Внереализационные расходы» рассчитываются в процентах к калькуляционной статье «Оплата труда» как базе для их расчета. Поэтому в случае включения сумм указанных выплат в калькуляционную статью «Оплата труда» размеры накладных, прочих и внереализационных расходов будут неправомерно завышены. Таким образом, плановый размер выплат работникам за счет средств от осуществления платных медицинских услуг определяется

Пример 2

Расчет

плановой цены на платную медицинскую услугу на 2009 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отделение: хирургическое.

Наименование услуги: хирургическое лечение медиального эпикондилита (1 сеанс).

Кодуслуги: 05/056.

1. Работа медицинского персонала

Фонд рабочего времени в 2009 г (ч) — 1 942 ч (фонд рабочеЕО времени в 2009 е при 40-часовой рабочей неделе (1 992 ч) / 40 ч» продолжительность рабочей недели работников здравоохранения сотласно ст. 350 Трудовото кодекса РФ (39 ч). Коэффициент дополнительной заработной платы — 0,1 (доля дополнительной заработной платы в общем ее объеме за прошлый еод).

Коэффициент премирования работников — 3,0 (сумма выплаченных премий запрошлый еод/сумма начисленной заработной платы).

№ п/п Категория персонала, тариф, руб. Численность, чел. время оказания услуги,ч Содержание работы Основная заработная плата, руб. Дополнительная заработная плата, руб. Всего плановых затрат по оплате труда, руб. Премия за счет средств от приносящей доход деятельности, руб.

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Врач высшей к/к, 20 ООО 1 Осмотр, подготовка, операция, документирование 92,68 (20 000 • 12/ 1942 • 0,75) 9,27 101,95 305,85

0,75

2 Медсестра 1к/к, 10 000 1 Документирование, подготовка операционного стола, ассестирование врачу, санитарная обработка использованного инструмента и операционного стола 46,34 (10 000 • 12/ 1942 • 0,75) 4,63 50,97 152,91

0,75

Итого... 152,92 458,76

Начисления на оплату труда 26,2% 40,07 120,20

2. Потребность в медикаментах и прочих материалах на услугу

Объект расчета Единица измерения Количество Количество в упаковке Средняя стоимость единицы, руб. Средние затраты на услугу, руб.

1 2 3 4 5 6

Ватные шарики шт. 10 100 14,72 1,48

Салфетки шт. 8 10 11,20 8,96

Маска шт. 1 170 374,00 2,20

Бахилы пар 1 2 300 2 527,00 1,10

Перчатки одноразовые пар 1 1 1,88 1,88

Новокаин 2 % мл 10 200 15,36 0,77

Спирт70% мл 10 1 000 54,84 0,55

Йодинол мл 10 100 10,56 1,06

Бинт 7м • 14 см шт. 1 1 11,20 11,20

Лейкопластырь шт. 1 24 31,36 1,31

Шприц мед. 5,0 шт. 1 1 1,28 1,28

Итого 31,79

3. Услуги сторонних организаций и лиц, стоимость которых учитывается в калькуляции

№п/п Наименование сторонней организации, лица Стоимость договора, руб. (без НДС) Срок действия договора (мес.) Стоимость 1 часа оказания услуг (гр.4/гр.5 • 12/годовой фонд рабочего времени) Трудоемкость услуги,ч Размер плановых затрат

1 2 3 4 5 6 7

Итого...

4. Накладные и прочие расходы

Статья накладных расходов Утвержденный норматив к затратам на оплату труда основного персонала, % Размер плановых затрат по статьям накладных расходов, руб. Примечание

1 2 3 4

Накладные расходы, всего: X 85,05

оплата труда АУ 10 15,29

начисления на ОТ АУ 26,2 от ОТ 4,00

услуги связи 2 3,06

транспортные услуги 1 1,53

коммунальные услуги 5 7,65

арендная плата 3 4,59

содержание имущества 7 10,70

прочие производств, услуги (собственные) 15 22,94

амортизация ОС 10 15,29

Прочие затраты 2 3,06

5. Калькуляционный норматив для определения плановых внереализационных затрат определен приказом руководителя учреждения в размере 0,5% от производственной себестоимости услуг и составляет 1,56 руб. (на практике определяется исходя из соответствующих показателей за прошлый год, аналогично п. 4и 5 расчета).

6. Утвержденный руководителем учреждения калькуляционный норматив рентабельности составляет 100% от суммарных затрат (без учета расходов на оплату услуг сторонних организаций), но не ниже планового показателя премирования основного персоналаи составляет 578,96 руб. (см. раздел 1 расчета (458,76 + 120,20)).

Начальник хирургического Начальник планово — Главный бухгалтер

отделения экономического отдела учреждения

Калькуляционные нормативы на текущий год для определения размера плановых затрат по другим статьям калькуляции, определяемые плановоэкономическим органом учреждения в описанном выше порядке, целесообразно утвердить приказом руководителя учреждения.

На основании разработанных с учетом перечисленных выше требований калькуляций оформляются прейскуранты цен на платные медицинские услуги, утверждаемые вышестоящим органом. Если такие прейскуранты указанным органом уже утверждены, но размеры включенных в них цен не возмещают приведенных в калькуляциях плановых затрат, учреждение может ходатайствовать перед

на основании доли данных расходов в общем объеме затрат на оплату труда за предыдущий период и уточняется в примечании к калькуляции плановой цены услуги. В случае, если рассчитанный по нормативу размер показателя плановой прибыли не покрывает размера плановых затрат на премирование работников за счет средств от оказания платных медицинских услуг, плановый размер прибыли может быть принят только в размере норматива премирования работников.

вышестоящим органом о пересмотре утвержденных ранее цен.

В учреждении необходимо организовать контроль за изменениями фактической себестоимости оказываемых им платных и «бюджетных» услуг в целях:

• корректировки калькуляционных показателей для повышения качества расчета прейскурантных цен наданные услуги;

• выявления и устранения фактов неэффективного использования материалов, средств на оплату труда и других прямых затрат. Контроль и анализ изменения фактической

себестоимости платных медицинских услуг может осуществляться планово-экономическим отделом во взаимодействии с бухгалтерией учреждения на основании данных следующих учетных регистров:

• журнал регистрации калькуляций плановых и фактических затрат и цен (пример 3);

• расчеты фактической себестоимости медицинских услуг (пример 4).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Пример 3

Журнал

регистрации калькуляций плановых и фактических затрат и цен. Наименование услуги: хирургическое лечение медиального эпикондилита (1 сеанс)

№ п/п Наименование показателя КОСГУ 2009 г. 2010 г. 2011г.

Плановая себестоимость Фактическая себестоимость * Плановая себестоимость Фактическая себестоимость * Плановая себестоимость Фактическая себестоимость *

С 01.01. 2009 г. с 20 г. с 20 г. с 20 г. с 20 г. с 20 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И 12

1 Материалы 272 31,79 68,19

2 Оплата труда основных работников 211 212 152,92 262,15

3 Начисления на оплату труда 213 40,07 68,69

4 Накладные расходы, всего: 85,05 98,41

оплата труда АУ 211,212 15,29 13,53

начисления на ОТ АУ 213 4,00 3,63

услуги связи 221 3,06 2,17

транспортные услуги 222 1,53 0,79

коммунальные услуги 223 7,65 3,56

арендная плата 224 4,59 7,52

содержание имущества 225 10,70 15,12

прочие произв. услуги 226 22,94 31,66

амортизация ОС 271 15,29 20,45

5 Услуги сторонних организаций 226 — —

6 Прочие расходы 290 3,06 —

Итого производственная себестоимость: 312,89 497,44

7 Внепроизводственные расходы 226 1,56 —

8 Итого полная себестоимость: 314,45 497,44

9 Прибыль 578,96 395,97

10 Итого цена услуги: 893,41 893,41

И Уровень рентабельности, % (гр. 9/гр. 8) 184,1 79,6

12 Сумма затрат на выплату премий основным работникам в составе прибыли 578,96 395,97

13 Трудоемкость, чел.-ч 1,5 1,5

* Без учета премий.

4 (244) - 2010 Всё для бухгалтера

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Порядок оформления журнала регистрации калькуляций плановых и фактических затрат и цен

Журнал регистрации калькуляций плановых и фактических затрат и цен

ведется с целью организации анализа причин и направлений изменения себестоимости и рентабельности платных услуг в следующем порядке:

• на каждую платную услугу в журнале заводится отдельная страница;

• в графах 1—3 указаны номера и наименования калькуляционных статей с детализацией по КОСТУ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в графах 4, 7и 10 отражаются данные калькуляций, оформленных на основании утвержденных вышестоящим органом плановых цен соответствующих платных услуг с детализацией их по калькуляционным статьям и КОСГУ;

• графы 5, 8, 11 заполняются по соответствующим калькуляционным статьям в случае пересмотра в течение года прейскурантных цен на платные услуги;

• в графах 6, 9, 12 на основании расчетов отделений учреждения по итогам года отражаются показатели фактической себестоимости платных услуг, приведенной к фактическому объему соответствующих услуг (на основании расчета структуры фактической себестоимости услуг;

данные по строке 9«Прибыль» по графам 6, 9, Сформируются путем вычета из строки 10«Цена услуги» по данным графам суммы строки 8«Итого полная себестоимость»; при этом в строке 11 соответствующей графы отражается уровень фактической рентабельности услуги в процентах от фактической себестоимости (Прибыль/Полная себестоимость х 100%); строка 12 служит для учета плановых и фактических затрат на выплату премий и прочих выплат работникам за счет прибыли от осуществления платных услуг (размер таких выплат определяется исходя из утвержденного руководителем учреждения и согласованного с вышестоящим органом норматива в процентах к фонду оплаты труда основного производственного персонала);

строка 13 предназначена для контроля за изменениями других показателей цен платных медицинских услуг (трудоемкости, квалификации специалистов и т. п.) и может заполняться на основании дополнительных расчетов, осуществляемых планово-экономическим отделом учреждения.

Пример 4

РАСЧЕТ

структуры фактической себестоимости медицинских услуг хирургического отделения за 2009 год

Плановая себестоимость услуг Отклонения фактических показа- Фактическая себестоимость услуг, приведенная к их фактическому количеству

(гр. 1/гр. 1л х гр. 1ал) X гр. Д

Наименование услуги Наименование услуги Общая сумма приведенных фактических показателей за год (гр. 1а х гр. 1ал+ + гр. 2а х х гр. 2ал...)

№ п/п Калькуляционная статья Хирургическое лечение медиального эпикондилига Консервативное лечение медиального эпикондилига Общая сумма плановых показателей за год (гр.1 хгр. 1л + гр. 2 х гр. 2Л +...) Фактические показатели за год Коэффициент приведения факт. затрат к факт, количеству услуг (гр. Г/ (гр. В/ гр. Вл х гр. Ел) Хирургическое лечение медиального эпикондилига Консервативное лечение медиального эпикондилига

Количество услуг за год Количество услуг за год

350 650 1000 400 500 900

А Б 1 2 3 4 5 В Г д 1а 2а За 4а 5а Е

1 Сырье и материалы, руб. 31,79 27,02 28 689,50 48 462,75 1,88 68,19 39,01 46 781,66

2 Оплата труда, руб. 152,92 129,98 138 009,00 186 312,15 1,50 262,15 149,98 179 847,89

4 (244) - 2010 Всё для бухгалтера

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

3 Начисление на оплату труда, руб. 40,07 34,06 36 163,50 48 820,73 1,50 68,69 39,30 47 126,58

4 Накладные расходы, руб., всего: 85,05 72,30 76 762,50 69 948,70 1,01 98,41 56,31 67 520,20

оплата труда АУ 15,29 13,00 13 801,50 9 614,65 0,77 13,53 7,74 9 280,55

начисления на ОТ АУ 4,00 3,40 3 610,00 2 576,75 0,79 3,63 2,07 2 487,34

услуги связи 3,06 2,60 2 761,00 1 540,50 0,62 2,17 1,24 1 487,16

транспортные услуги 1,53 1,30 1 380,50 560,50 0,45 0,79 0,45 541,09

коммунальные услуги 7,65 6,50 6 902,50 2 527,80 0,41 3,56 2,03 2 440,27

арендная плата 4,59 3,90 4 141,50 5 340,00 1,43 7,52 4,30 5 155,10

содержание имущества 10,70 9,10 9 660,00 10 750,00 1,24 15,12 8,66 10 375,87

прочие производственные услуги 22,94 19,50 20 704,00 22 500,00 1,21 31,66 18,11 21 719,06

амортизация ОС 15,29 13,00 13 801,50 14 538,50 1,17 20,45 11,70 14 033,29

5 Услуги сторонних организаций, руб. — — — — — — — —

6 Прочие расходы, руб. 3,06 2,60 2 761,00 — — - - —

7 Производственная себестоимость, руб. 312,89 265,96 282 385,50 353 544,33 X 497,44 284,60 341 275,90

8 Внепроизводственные расходы, руб. 1,56 1,34 1417,00 — — — — —

9 Полная себестоимость, руб. 314,45 267,30 283 802,50 353 544,33 X 497,44 284,60 341 275,90

Премии работникам, руб. 458,76 389,95 414 033,50 207 481,44 0,56 291,93 167,02 200 281,69

Начисления на премии, руб. 120,20 102,17 108 480,50 74 278,36 0,76 104,51 59,79 71 700,99

Исполнитель

Порядок оформления расчета структуры фактической себестоимости медицинских услуг6

Расчет структуры фактической себестоимости медицинских услуг оформляется планово-экономическим отделом на основании данных бухгалтерского учета бюджетных и внебюджетных затрат учреждения по итогам года и предназначен для формирования фактической себестоимости медицинских услуг. Показатели расчета в конце года отражаются в графах 6, 9, 12 журнала регистрации калькуляций плановых и фактических затрат и цен.

Расчет оформляется в следующем порядке:

• в графах 1—5Расчета на основании утвержденных вышестоящим органом

прейскурантов на платные услуги, а также данных журнала регистрации

6 Данная форма расчета является примерной и применяется при небольшом количестве осуществляемых структурным подразделением работ. Если количество работ (и, следовательно, их цена) будет существенным, в целях обеспечен™ наглядности и облегчения применения данной формы целесообразно поменять в ней местами строки со столбцами с соответствующим изменением порядка ее формирован™.

калькуляций плановых и отчетных затрат и цен, в соответствии со структурой калькуляционных статей отражаются показатели плановой себестоимости оказанных в текущем году медицинских услуг с указанием в заголовке соответствующего столбца наименований и планового количества услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием (в части услуг учреждения, не являющихся плановыми, затраты на оказание которых возмещаются за счет выделенных учреждению бюджетных средств или иных источников финансирования, последние две строки расчета (т. е. премии и иные выплаты с начислениями, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности) не заполняются);

• в графе В отражается суммарная плановая себестоимость оказанных за год

услуг путем сложения произведений показателей соответствующих плановых калькуляционных статей на плановое количество услуг;

4 (244) - 2010 Всё для бухгалтера

• в графе Г отражаются данные о фактических затратах по каждой кальку- соответствующим работникам должностных окладов с учетом всех надбавок

О

X

її

а

ад

ад «и а ад

ад

§

53 ^ £ їі'і

о

с

ад

а

о а

^ § * 1 й а 5 § Ь «

Оо -2

^33 О ог

а§1 §іі о ^

&

о

«и

I

ад £ \о

-V О

3 3

50 §

£ її 5 1

^ У

1

2 ад а а з а §

<і>

3

С

£

ІЗ

£

8

а

II 53 § ж §

ад ^ ^ «3

с

«о \£ £ «

&

к

& і ^ в й *С ^ § § ^ а с

§ ад

с

2

_ 3 ~ -^§ в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

?^3 ^ 5? «3

з §

№ а ад

? £

ад

ад

с

а

а

►с

‘§ ц

§ !

а ад

с а « §

^ <5

Ь ад 2 ^

X <5 а о =? ® || § ^ 5С

3

§

ад

§ 3

■о а

? ^ ^ *з

! а

^ 5

X • <3

§§ 8 оЗ ^ ад.-о з» а'о а

1^1

ад

а

&

а

О

> § ад 3 а

§;£ ^ § &а :? ^ад оо "

53 г

^ :с а «з £ ^

5 о ^ ад ^ о ад *з

:з § ^ § 'ч а - ^ 3 & §

^с <с

•О § ^ £

^ ад >а а §

50 «с

а « а

ад ч, у ^ § ^ § 'о

а Р

г~ с і

ье

о ^ § !§

^ 5С ^ >3

а а

Л* ^

_ у ^ «3 « й

^ О

'о с

2 а

^з ^

о « 53 £ $

3 « 5 •*

'О § ^ О 10 ^ Ц :І 10 § :І 3 №

!Ъ й ‘=8

Е2 ^

а

с

о

§ й =^ ІІ 50 й

5 ?2

о с £ =3

6 ^ ^ о

- - ^ у а

ад

а

а

с с 10« «

о £ & *

с

^ е 53 ^ ^ «3 §

«е с

^а ^ :з §

? 5§

С

?а (53 а 5^ і£

«3 ^

а л.

8 § С ^

ад ^ а

^ ад & ?

'ч'^

^ ?!

^ .!&

у а § 53 ад

_ >;з ^5 І

^ N

:з § о £ ~

ї§ * § ? ад ^ о ^ ^ ад «з

о ад

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ад о ^ о ^

г* ^

т| ІЗ ^ в

§ §

8

& !3

а*

И

а

§

її

£

0 § ?3 § « ад

і? § о

с ? ^ Й ^ ^3

^С чГ

§ ,~'

^5

а*

а

§

«

^ -

гГГ'

Іо ^ ^ ^3 5^ :С № а ад

5

с

13 а

В примерах 1—4 приведен сквозной расчет определения плановой цены на конкретную медицинскую услугу — хирургическое лечение медиального эпикон-дилита (1 сеанс), атакже учети контроль себестоимости данной услуги. Эти примеры иллюстрируют общий порядок определения, учета и контроля за плановыми ценами на медицинские услуги. В зависимости от специфики деятельности лечебного учреждения его планово-экономические органы разрабатывают собственные системы осуществления перечисленных выше мероприятий.

В результате осуществления контроля за себестоимостью медицинских услуг администрация учреждения имеет возможность достаточно своевременно определить факторы, влияющие на изменения этой себестоимости, а также выявлять неиспользуемую для выплаты премий прибыль, которую можно использовать для развития материально-технической базы.

Кроме того, аккумулируемые в журнале регистрации калькуляций плановых и фактических затрат и цен суммарные показатели фактических затрат учреждения, детализированные по статьям Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), а также доведенные учреждению в рамках государственных (муниципальных) заданий плановые объемы услуг и нормативы бюджетного финансирования являются инструментами финансового планирования потребности учреждения в бюджетных и внебюджетных средствах на следующий год.

II. Порядокформирования показателей государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг в медицинскихучреждениях

Основой системы финансового планирования потребности учреждения в бюджетных (а косвенно и внебюджетных) средствах является государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (далее — государственное задание).

Основные требования к форме и порядку формирования показателей государственного задания на федеральном уровне регламентированы Положением о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1065 (далее — Постановление № 1065). На базе требований указанного Положения региональные и муниципальные органы государственной власти разрабатывают собственные нормативные акты, регламентирующие порядок фор-

Основные требования к формированию отдельных показателей государственного задания

Наименование работ Содержание работ Планируемый результат выполнения работ

Отчетный год Текущий финансовый год Очередной финансовый год Первый год планового периода Второй год планового периода

1

2

3

мирования государственного задания соответственно на региональном и муниципальном уровнях.

Согласно п. 2 Постановления № 1065 государственное задание устанавливает требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания одной государственной услуги (выполнения одной работы). Государственное задание может содержать требования к оказанию нескольких государственных услуг (выполнению нескольких работ). В этом случае государственное задание может включать несколько разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы) 7.

К каждому из разделов государственного задания прилагается Выписка из реестра расходных обязательств РФ по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного задания, которая определяет объем бюджетных ассигнований, выделяемыхдля финансирования мероприятий по оказанию соответствующей государственной услуги.

Государственное задание формируется не позднее 1 мес. после опубликования федерального закона

о бюджете на основе Перечня государственных услуг (работ), утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и норма-

7 Четкого определения понятия «государственная услуга» в действующих нормативных документах не содержится. В результате, возникает некоторая неопределенность в применении требований по формированию государственных заданий в отношении услуг, оказываемых государственными учреждениями. Однако, учитывая, что целью создания государственных учреждений является оказание услуг в рамках исполнения государством своих функций, следует признать, что оказываемые ими медицинские, образовательные и прочие услуги населению вполне соответствуют определению «государственные услуги» (иначе возникает неопределенность в отношении легитимности финансирования процесса оказания таких услуг за счет бюджетного финансирования, а не в виде, например, выделения им субсидий и субвенций). При этом под государственной услугой, по мнению автора статьи, понимается не разовая услуга государственного учреждения, а организационно-завершенный комплекс мероприятий по выполнению учреждением делегируемых ему функций государства (как правило, каждая государственная услуга соответствует выделяемой на ее финансирование статье бюджетной классификации, однако, детализация может быть и более глубокой).

тивно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности ежегодно, до 1 мая. В Перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральным органом исполнительной власти, включаются государственные услуги (работы), в отношении которых утверждены административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг (работ). Утвержденный перечень государственных услуг (работ) размещается на официальном сайте соответствующего федерального органа исполнительной власти в сети Интернет (п. 4 Постановления № 1065).

Формы государственного задания и Перечня государственных услуг (работ) приведены соответственно в приложениях № 1 и № 2 к Постановлению № 1065. Автор статьи анализирует основные требования Постановления № 1065 к формированию отдельных показателей одного раздела государственного задания.

Характеристика работ (пункт 1). Данный элемент государственного задания реализован в виде таблицы.

В графе «Наименование работ» в государственном задании для медицинского учреждения будут указаны укрупненные медицинские услуги с детализацией по направлениям лечебной деятельности8.

В графе «Содержание работ» кратко описывается порядок их выполнения в соответствии с ведомственными административными регламентами и государственными стандартами медицинской деятельности.

В остальных графах данной таблицы отражаются планируемые результаты выполнения работ с детализацией по годам планового периода. Такими показателями в отношении медицинского учреждения могут быть количество проведенных операций, других медицинских услуг, а также иные количественные измерители результатов выполнения соответствующих работ.

Потребители государственной услуги (пункт 2). Данный элемент государственного задания также

8 Как правило, каждый показатель, отраженный в графе «Наименование работ» соответствует деятельности одного из профильных структурных подразделений учреждения.

реализован в виде таблицы, отражающей следующие показатели:

• наименование категории потребителей;

• основа предоставления государственной услуги (безвозмездная, частично платная или платная);

• количество потребителей (в данном случае, например, количество прикрепленных к медицинскому учреждению пациентов)9;

• количество потребителей, которым возможно оказать государственную услугу (т. е. доля прикрепленного контингента, в отношении которой в соответствующем периоде планируется выполнить работы, предусмотренные в рамках государственной услуги).

Таким образом, в рамках указанной таблицы отражается как общий и планируемый на соответствующий год объем осуществления соответствующих работ, так и детализация их по способу финансирования10.

Нормативы объема медицинской помощи на 2010г., используемые для расчета показателей количества потребителей государственной услуги в данном году, а также других включенных в государственное задание периодах, в настоящее время определены разделом IV Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 № 811 в следующих размерах на одного прикрепленного пациента в год:

• для скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи — 0,318 вызова;

• для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях,

— 9,5 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 8,762 посещения;

• для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров,

— 0,59 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 0,49 пациенто-дня;

9 Если количество потребителей государственной услуги невозможно определить (например, в отношении федеральных медицинских центров, не имеющих прикрепленного контингента пациентов), то данная графа не заполняется.

10 При этом, безвозмездные и платные работы следует указывать в отдельных строках таблицы, а по частично платным работам целесообразно указывать (в скобках) размеры оплачиваемых и неоплачиваемыхдолей (например, 40/60).

• для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях,

— 2,78 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — 1,894 койко-дня.

Показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемой государственной услуги (пункт 3). Данный элемент государственного задания состоит из двух таблиц и отражает следующие показатели:

а) показатели качества оказываемой государственной услуги:

• наименование показателей;

• единицаизмерения;

• методика расчета;

• значения показателей за отчетный, текущий и очередной финансовые годы, а также первый и второй годы планового периода;

• источник информации о значении показателей (исходные данные для их расчета).

Данный элемент государственного задания

имеет целью четко определить качественные параметры анализа результатов оказания государственной услуги, поэтому он формируется, как правило, с привлечением специалистов по профилю основной деятельности учреждения.

б) объем (состав) оказываемой государственной услуги (в натуральных показателях):

• наименование показателей;

• единицаизмерения;

• значения показателей за отчетный, текущий и очередной финансовые годы, а также первый и второй годы планового периода;

• источник информации о значении показателей.

Данный элемент государственного задания имеет целью четко определить количественные параметры оказания государственной услуги.

Источником информации о значении показателей могут служить данные соответствующей отчетности (статистической, профильной и т. п.).

Наименования критериев доступности и качества медицинской помощи, а также нормативы для определения ее объема в отношении медицинских учреждений в настоящее время также определены постановлением Правительства РФ от

02.10.2009 № 811.

Так, к качественным показателям выполнения медицинскими учреждениями соответствующих государственных заданий относятся:

• удовлетворенность населения медицинской помощью;

• число лиц, страдающих социально значимыми болезнями, с установленным впервые в жизни диагнозом;

• число лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами;

• смертность населения;

• смертность населения в трудоспособном возрасте;

• смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний;

• смертность населения от онкологических заболеваний;

• смертность населения от внешних причин;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• смертность населения в результате дорожнотранспортных происшествий;

• материнская смертность;

• младенческая смертность;

• доступность медицинской помощи на основе оценки реализации нормативов объема медицинской помощи по видам в соответствии с Программой, а также установленных территориальной программой сроков ожидания гражданами медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке;

• эффективность использования ресурсов здравоохранения (кадровых, материально-технических, финансовых и других).

Требования к материально-техническому обеспечению оказываемой государственной услуги (пункт 4). Данный элемент государственного задания заполняется по усмотрению главного распорядителя средств федерального бюджета и является основой финансового планирования потребности в средствах на развитие материально-технической базы учреждения.

Информация, представляемая в рамках данного подраздела делится на две части:

• перечень правовых актов и иных документов, устанавливающих требования к материально-техническому обеспечению оказываемой государственной услуги;

• требования к наличию и состоянию имущества учреждения (при этом состояние имущества, кроме полной готовности его к применению по прямому предназначению, может определяться также установленным нормативом уровнем его изношенности).

Требования к квалификации и опыту персонала (пункт 5). Данный элемент государственного задания определяет требования к уровню профессиональной подготовки, стажу работы, периодичности повышения квалификации и т.п., которые являются основой финансового планирования потребности в средствах на обучение персонала учреждения.

Порядок оказания государственной услуги (пункт 6). В данном подразделе государственного задания описываются:

• нормативный правовой акт об утверждении административного регламента исполнения государственных функций (предоставления государственныхуслуг) п;

• основные процедуры оказания государственной услуги (в отношении медицинских учреждений такие процедуры определены нормативными документами соответствующих министерств и ведомств, регламентирующими порядок осуществления лечебной деятельности);

• порядок информирования потенциальных потребителей оказываемой государственной услуги, определяющий способ информирования, а также состав и частоту обновления информации о государственной услуге. Данная информация может быть использована для планирования потребности в расходах учреждения на рекламу государственной услуги. Кроме того, данный подраздел государственного задания определяет требования к уровню профессиональной подготовки, стажу работы, периодичности повышения квалификации и т. п., которые являются основой финансового планирования потребности в средствах на обучение персонала учреждения.

Предельные цены (тарифы) на оплату государственной услуги (пункт 7). Данный подраздел государственного задания фактически заменяет утверждаемые ранее вышестоящим органом прейскуранты цен на платные услуги учреждения. Поскольку информация о затратах, необходимых для возмещения себестоимости оказания конкретных платных услуг, формируется в бюджетном учете учреждения, формирование показателей данного подраздела вышестоящим органом может осуществляться одним из следующих способов:

• путем доведения до учреждения в рамках государственного задания значений нормативов определения показателей накладных и прочих расходов, а также плановой рентабельности оказываемых в рамках государственной услуги работ. При этом, прейскурант фактических цен на данные работы с учетом соблюдения доведенных нормативов утверждает само учреждение. Однако следует признать, что, несмотря на формальное соблюдение при этом требований действующего законодательства РФ по ценообразованию на услуги (работы)

11 Данная информация отражается только при формировании государственного задания исполнительным органом государственной власти.

государственных учреждений, при применении данного способа невозможно обеспечить требования социальной доступности государственной услуги;

• путем утверждения фактических размеров цен (тарифов) на конкретные работы (услуги) учреждения. После этого плановая рентабельность каждой из таких работ (услуг) определяется учреждением как разница между доведенным размером цены на нее и плановой себестоимостью, сформированной в порядке, описанном в предыдущем разделе данного материала. Порядок контроля за исполнением государственной услуги (пункт 8). В данном подразделе государственного задания определяются органы, осуществляющие контроль за исполнением учреждением государственной услуги и периодичность осуществления ими своих контрольно-ревизионных функций.

Требования к отчетности об исполнении государственной услуги (пункт 9). Данный подраздел государственного задания определяет форму и порядок формирования отчетности об исполнении государственного задания, представляемой учреждением вышестоящему органу.

Суммируя вышеизложенное, следует признать, что с определением на уровне федерального (а на его основе — регионального и муниципального) законодательства порядка формирования и исполнения государственных (муниципальных) заданий на выполнение государственных (муниципальных) услуг система финансового планирования потребности учреждений в финансовых ресурсах становится ориентированной на конечный результат их деятельности и приобретает в основном законченный вид.

III. Порядокпланирования потребности бюджетного медицинского учреждения в бюджетных и внебюджетных средствах на основе государственных (муниципальных) заданий

Информация, полученная в рамках доведенных до учреждения государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также данные организованного в описанном выше порядке учета плановой и фактической себестоимости данных услуг с детализацией по калькуляционным статьям и КОСГУ, может использоваться для обоснования потребности учреждения в бюджетных и внебюджетных средствах на соответствующий год.

При этом следует иметь в виду, что назначение учреждению лимитов бюджетных обязательств осуществляется не только на основании показателей представленных им смет расходов, но и в соответствии с данными доводимой до вышестоящего органа бюджетной росписи. Поэтому процесс финансового планирования потребности учреждения проходит несколько стадий:

1) анализ объема и структуры фактических затрат по итогам предыдущего года. В процессе данного анализа осуществляются следующие мероприятия:

• сопоставление фактических и запланированных расходов учреждения в целом, а также его структурных подразделений (если такая детализация организована в рамках бюджетного или управленческого учета) с детализацией по калькуляционным статьям и КОСГУ, а при необходимости и по отдельным мероприятиям, значимым для учреждения в плане расходов (например, по выполнению отдельных программ развития учреждения или по строительству, реконструкции и капитальному ремонту его материально-технической базы);

• выявление фактов сверхнормативного и неэффективного использования бюджетных и внебюджетных средств с принятием решений по устранению данных недостатков в дальнейшем;

2) определение общей потребности учреждения в денежных средствах на планируемый год на основе суммарных показателей плановых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, детализированных по калькуляционным статьям и КОСГУ и принятых в объеме, определенном государственным (муниципальным) заданием. При этом на основе данных подраздела 2 государственного (муниципального) задания производится первичная детализация указанных плановых затрат по источникам их финансирования (если в данном разделе предусмотрено отражение долей финансирования конкретных работ из бюджетов и за счет осуществления приносящей доход деятельности). При этом отдельные плановые показатели формируются исходя из утвержденных учреждению норм и нормативов, в частности:

• по статьям КОСГУ 211 «Расходы на оплату труда» и 213 «начисления на оплату труда» планирование потребности учреждения осуществляется на основании утвержденных вышестоящим органом штатных расписаний, коллективного договора и отдельных положений об оплате труда, материальном стимулировании работников ит. п.;

• по статье КОСГУ 223 «Коммунальные расходы»

потребность определяется в соответствии с лимитами, установленными обслуживающими учреждение энергоснабжающими организациями (при этом, если данные лимиты не детализированы по источникам финансирования учреждения, в процессе финансового планирования такую детализацию следует провести, как правило, пропорционально долям поступлений из указанных источников в общем объеме денежных поступлений учреждения за предыдущий год).

Кроме того, сформированная вышеперечисленными методами потребность учреждения по ст. КОСГУ 310 «Основные средства» и 340 «Материальные запасы» должна быть скорректирована в соответствии с данными оперативного планирования деятельности и развития учреждения, а также доведенными ему в рамках государственного (муниципального) задания показателями содержания и развития материально-технической базы, формирования запасов имущества ит.п.;

3) далее, объем финансирования сформированной в учреждении потребности в денежных средствах за счет бюджетов и государственных внебюджетных фондов (программ обязательного медицинского страхования) уточняется в соответствии с нормативами, утвержденными разделом У Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.10.2008 № 811. Данным нормативным документом, в частности, определены детализированные по источникам финансирования нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевые нормативы финансового обеспечения медицинских учреждений в следующих размерах:

а) нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, определяющих средние затраты медицинских учреждений на оказание того или иного вида медицинской помощи:

• на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи — 1710,1руб.;

• на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) — 218,1 руб., в том числе 168,4 руб. — за счет средств обязательного медицинского страхования;

• на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров — 478 руб., в том числе 470,5

руб. — за счет средств обязательного медицинского страхования;

• на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях —

1 380,6 руб., в том числе 1 167 руб. — за счет средств обязательного медицинского страхования.

б) подушевые нормативы финансового обеспечения, отражающие размер ассигнований, необходимых для компенсации затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год (без учета расходов федерального бюджета) 12, составляют на 2010 г. в среднем 7 633,4 руб., из них:

о 4 059,6 руб. — за счет средств обязательного медицинского страхования; о 3 573,8 руб. — за счет средств соответствующих региональных бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, неотложной медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования;

4) разница между показателями общей потребности учреждения в финансовых ресурсах, определенными в порядке, описанном в п. 2, и сформированными на основе нормативов, перечисленных в п. 3, объемами возмещения потребности учреждения за счет средств федерального (регионального, местного) бюджета, государственных внебюджетных фондов и иных целевых поступлений должна быть погашена за счет плановых поступлений от приносящей доход деятельности учреждения;

5) в результате осуществления вышеперечисленных мероприятий формируется смета (или несколько смет) доходов и расходов учреждения

12 Подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ исходя из нормативов, предусмотренных разделами IV и V Программы, с учетом соответствующих районных коэффициентов.

с детализацией по статьям КОСГУ, периодам и источникам финансирования, которая и представляется на утверждение вышестоящему органу;

6) после того, как учреждением получены от вышестоящего органа планируемые уведомления о лимитах бюджетных обязательств, сформированные в соответствии с объемом выделяемых последнему бюджетных средств согласно данным бюджетной росписи, показатели сметы доходов и расходов учреждения корректируются и окончательно принимаются к исполнению.

Таким образом, в результате описанных выше мероприятий процесс финансового планирования потребности учреждения в финансовых ресурсах, ранее основанный на принципе возмещения всех его затрат, ориентируется на конечный результат финансово-хозяйственной деятельности учреждения — полное, своевременное и качественное выполнение государственных (муниципальных) заданий.

В случае если плановая стоимость объема запланированных учреждением услуг не может возместить все его затраты, сформированные исходя из штатной численности и уровня оплаты труда персонала, объема и уровня изношенности материально-технической базы и т.п., то вышестоящий орган принимает меры к приведению уровня расходов на содержание учреждения к уровню поступлений (из всех имеющихся источников) от оказываемых им услуг.

Описанные выше принципы и порядок финансового планирования потребности бюджетных учреждений в денежных средствах являются лишь одним из вариантов реализации последних требований законодательства РФ. Конкретный порядок осуществления финансового планирования следует регламентировать нормативными документами федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от

26.04.2007 № 63-Ф3.

3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от21.07.2005 № 94-ФЗ.

4. Приказ Минфина России от 13.11.2008 № 128н.

5. Приказ Минфина России от 30.12.2008 №148н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.