Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ В ЧАСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ В ЧАСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
педагогическая экспертиза / разработка чек-листа / анализ новых субъектов РФ / экспертное заключение / полномочия органов исполнительной власти / контрольно-надзорные мероприятия / pedagogical expertise / development of a checklist / analysis of new constituent entities of the Russian Federation / expert opinion / powers of executive authorities / control and supervisory activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борисова Елена Михайловна, Лазарева Елена Юрьевна, Миронова Ирина Александровна, Осипова Ольга Петровна, Савенкова Елена Викторовна

В статье рассмотрены вопросы проведения экспертной оценки в образовательных организациях новых субъектов РФ, в частности реализации контрольно-надзорных мероприятий. Целью статьи выступила разработка экспертного чеклиста для проведения педагогической экспертизы на территории новых субъектов РФ и последующего формирования экспертного заключения. Авторами проведена работа по разработке и анализу экспертного заключения в части контрольно-надзорных мероприятий в рамках реализации полномочий органов исполнительной власти и образовательных организаций новых субъектов Российской Федерации. Разработаны экспертные листы, задача которых заключается в обозначении полномочий субъекта РФ по конкретным направлениям. Конкретизированы перспективы будущих исследований с применением разработанных чек-листов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Борисова Елена Михайловна, Лазарева Елена Юрьевна, Миронова Ирина Александровна, Осипова Ольга Петровна, Савенкова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND ANALYSIS OF THE EXPERT OPINION IN PART OF CONTROL AND SUPERVISION ACTIONS IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE POWERS OF THE EXECUTIVE AUTHORITIES AND EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE NEW CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the issues of expert evaluation in educational organizations of new constituent entities of the Russian Federation, in particular the implementation of control and supervisory activities. The article aims to develop an expert checklist for conducting pedagogical expertise in the territory of new constituent entities of the Russian Federation and the subsequent formation of an expert opinion. The authors have carried out the work on the development and analysis of the expert opinion in terms of control and supervisory activities in the framework of the implementation of the powers of executive authorities and educational organizations of the new constituent entities of the Russian Federation. Expert reports have been developed, the task of which is to designate the powers of a constituent entity of the Russian Federation in specific areas. The prospects for future research using the developed checklists are specified.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ В ЧАСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 37.07 ББК 72.5

Педагогика профессионального образования DOI: 10.31862/2073-9613-2023-4-11-22

РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ В ЧАСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НОВЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ц Е.М. Борисова, Е.Ю. Лазарева, И.А. Миронова, О.П. Осипова, Н Е.В. Савенкова, М.В. Скороварова, С.И. Федоров

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы проведения экспертной оценки в образовательных организациях новых субъектов РФ, в частности реализации контрольно-надзорных мероприятий. Целью статьи выступила разработка экспертного чек-листа для проведения педагогической экспертизы на территории новых субъектов РФ и последующего формирования экспертного заключения. Авторами проведена работа по разработке и анализу экспертного заключения в части контрольно-надзорных мероприятий в рамках реализации полномочий органов исполнительной власти и образовательных организаций новых субъектов Российской Федерации. Разработаны экспертные листы, задача которых заключается в обозначении полномочий субъекта РФ по конкретным направлениям. Конкретизированы перспективы будущих исследований с применением разработанных чек-листов.

Ключевые слова: педагогическая экспертиза, разработка чек-листа, анализ новых субъектов РФ, экспертное заключение, полномочия органов исполнительной власти, контрольно-надзорные мероприятия.

Для цитирования: Борисова Е.М., Лазарева Е.Ю., Миронова И.А., Осипова О.П., Савенкова Е.В., Скороварова М.В., Федоров С.И. Разработка и анализ экспертного заключения в части контрольно-надзорных мероприятий в рамках реализации полномочий органов исполнительной власти и образовательный организаций новыгх субъектов Российской Федерации // Преподаватель XXI век. 2023. № 4. Часть 1. С. 11-22. Б01: 10.31862/2073-9613-2023-4-11-22

Благодарности. Статья подготовлена в рамках работы по теме «Адаптация образовательного процесса новыгх субъектов Российской Федерации к российской системе образования» (регистрационный номер в ЕГИСУ 123070200009-2) по государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации.

© Борисова Е.М., Лазарева Е.Ю., Миронова И.А., Осипова О.П., Савенкова Е.В., Скороварова М.В., Федоров С.И., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

11

DEVELOPMENT AND ANALYSIS OF THE EXPERT OPINION

IN PART OF CONTROL AND SUPERVISION ACTIONS

IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE POWERS

OF THE EXECUTIVE AUTHORITIES AND EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

OF THE NEW CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

J E.M. Borisova, E.Yu. Lazareva, I.A. Mironova, O.P. Osipova, H E.V. Savenkova, M.V. Skorovarova, S.I. Fedorov

12

Abstract. The article deals with the issues of expert evaluation in educational organizations of new constituent entities of the Russian Federation, in particular the implementation of control and supervisory activities. The article aims to develop an expert checklist for conducting pedagogical expertise in the territory of new constituent entities of the Russian Federation and the subsequent formation of an expert opinion. The authors have carried out the work on the development and analysis of the expert opinion in terms of control and supervisory activities in the framework of the implementation of the powers of executive authorities and educational organizations of the new constituent entities of the Russian Federation. Expert reports have been developed, the task of which is to designate the powers of a constituent entity of the Russian Federation in specific areas. The prospects for future research using the developed checklists are specified.

Keywords: pedagogical expertise, development of a checklist, analysis of new constituent entities of the Russian Federation, expert opinion, powers of executive authorities, control and supervisory activities.

Cite as: Borisova E.M., Lazareva E.Yu., Mironova I.A., Osipova O.P., Savenkova E.V., Skorovarova M.V., Fedorov S.I. Development and Analysis of the Expert Opinion in Part of Control and Supervision Actions in the Framework of the Implementation of the Powers of the Executive Authorities and Educational Organizations of the New Constituent Entities of the Russian Federation. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2023, No. 4, part 1, pp. 11-22. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-4-11-22

Acknowledgments. The article was prepared within the framework of the project "Adaptation of the educational process of new subjects of the Russian Federation to the Russian education system" (No. 123070200009-2) on the state assignment of the Russian Federation's Ministry of Education.

Системное реформирование социаль- нирование системы образования РФ, мо-

но-экономических отношений в государ- жет обусловить глобальное осложнение ственных и муниципальных структурах стабильной деятельности образователь-диктует необходимость переосмысления ных организаций, реализацию основных

деятельности управления образователь- целевых установок. Одним из способов ными системами, особенно для новых минимизировать возникающее рисковое

территорий РФ. поле может стать проведение экспертной

Несоответствие основным норматив- оценки, которую представляют как метод

ным актам, регламентирующим функцио- исследования и разрешения проблемных

ситуаций специалистами, применение которой возможно, когда трудно предсказать поведение системы в будущем на основании известных законов при отсутствии полной информации, которая лежит в основе принимаемого решения. В современной психолого-педагогической науке проблема экспертной оценки вызывает активный интерес ученых и практиков, но в тоже время единого понимания ее сущности пока нет.

Экспертная оценка в образовании представляет собой особый вид анали-тико-исследовательской деятельности и в качестве продукта имеет заключение об уровне развития этого объекта [1].

Целью нашего исследования является проведение экспертной оценки, анализ предполагаемого экспертного заключения в части контрольно-надзорных мероприятий в рамках реализации полномочий органов исполнительной власти и образовательных организаций новых субъектов РФ.

По нашему мнению, первичным для проведения экспертного оценивания

становится вопрос его непосредственной организации. Для этих целей подготовлена нормативно-правовая база, описывающая текущее состояние полномочий субъектов Российской Федерации в вопросах управления образовательными системами, представленная нами в первой части исследования. При этом нами выделено два основных направления экспертного оценивания, под каждое из которых разработаны отдельные чек-листы.

К первому направлению экспертного оценивания нами отнесена экспертиза полномочий субъекта РФ, являющихся основой для осуществления контрольных (надзорных) мероприятий за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2].

В целях проведения экспертной оценки первого направления предполагается заполнение контрольного чек-листа, для чего нами разработана подробная инструкция (см. рис. 1, 2).

Т Т I I I I I I I Г Рис. 1. Инструкция по работе с экспертным листом

13

1 1 1 1 1 1 1 1

.V« Список контрольных вопросов Рекаимггы нормативных правовых актов с укамнием нх структурных единиц, которыми установлены об*1ательиые требования Контрольный соответствует Контрольный соответствует

а«»

Отношения ■ сфер* образования

1 Субъектом Российской Федерации ра:раоотони корштшио-правовые акты, содержащие нормы регулирующих отношений 1 сфере обрЫОЫМИЯ Ч. 1 стати 4 Федеральный «кон от 29.12.2012 N273-ФЗ (реа. ог 17.02.2023) "Об обриованни в Российской Федерации" (с кш. и доп., вступ. в силу е 28.02.2023) НЕТ

2 Субъектом Российской Федерации ра:раоотак коршиико-правовой 1хт. регламентирующий социально-деокомичесхие условия вял реализации права каждого человека на о5ра:оваике. расширение *о>можностей удовлетворять потребностями человека в получении обра:овамкя рахлнчкых уровней к налравлениостей в течение всей жигни Ч. 4 стати 5 Федеральный «кон от 29.12.2012 N273-ФЗ (реа. ог 17.02.2023) "Об обраюваики а Российской Федерации" (с кш. и доп., вступ. в сипу с 28.02.2023) НЕТ

» Субъектом Российской Федерации рд:ра6отан нормативно-правовой акт, регламентирующий соиакие необходимых условий для получения 6«» дискриминации качественного обраюваиия лицами с ограниченными вошожмостями «оровья, для коррекции нарушений ринспи и социальной адаптации, оказания ранней коррекциоиной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для >ткх лиц яшков, метою» и способе* общения и условия, в П. 1 ч. 5 стати 5 Федеральный икон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 17.02.2023) "Об обраювамки в Российской Федерации" (с мам. и доп., вступ. в силу с 23.02.2023) ДА

3) После заполнения чек-листа, перейдите во вкладку отчёт, а потом нажмите на зелёную строчку и кликните "правой" кнопкой мыши. Откроется окно команд. Нажмите на кнопку "Обновить". Проверьте готовый отчёт. Если необходимо внести коррективы, то после каждого исправления в чек-листе нужно будет нажать на кнопку "Обновить".

Рис. 2. Инструкция по работе с экспертным листом

Общее количество предусмотренных контрольных вопросов — 97 шт. Задача данного чек-листа — обозначить полномочия субъекта РФ по таким направлениям, как:

• отношения в сфере образования (27 14 вопросов);

• осуществление образовательной деятельности (2 вопроса);

• меры социальной поддержки обучающимся (6 вопросов);

• стипендиальное обеспечение (4 вопроса);

• обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (2 вопроса);

• педагогические работники (13 вопросов);

• руководитель (менеджер) образовательной организации (4 вопроса);

• целевое обучение — все уровни образования (1 вопрос);

• государственная итоговая аттестация (7 вопросов);

• дошкольное образование (4 вопроса);

• общее образование (4 вопроса);

• отдельные категории обучающихся (8 вопросов);

• образование лиц, осужденных к лишению свободы (1 вопрос);

• управление образовательными системами (6 вопросов);

• экономическая деятельность и финансовое обеспечение (5 вопросов);

• контрольные цифры приема (2 вопроса).

Более того, помимо непосредственно самого чек-листа в рамках первого направления экспертного оценивания предусматривается автоматическое составление отчета по результатам ответов на каждый из 97-ти вопросов, в котором указываются реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования по тому или иному вопросу. Каждый из отчетов формируется автоматически по итогам заполнения бланков (результатов экспертного оценивания).

При проведении исследования для достижения поставленной цели выполнена процедура экспертного оценивания соблюдения обязательных требований законодательства РФ в сфере образования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области. Так, по итогам проведенного исследования выявлено 89 нарушений в области соблюдения обязательных требований в образовательной системе в Донецкой Народной Республике, 21 нарушение в Луганской Народной Республике, 91 нарушение в Херсонской области и 95 нарушений в Запорожской области. На основании проведенной экспертизы установлено, что наиболее близка к интеграции с законодательством РФ законодательная база Луганской Народной Республики.

В части оценки результатов реализации полномочий органов исполнительной власти в сфере образования Донецкой Народной Республики нами выявлено 89 несоответствий требованиям законодательства Российской Федерации. На основании этого предложен примерный алгоритм интеграции закона Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-1НС «Об образовании» [3] с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2].

Проведенный анализ показал, что в Херсонской области практически отсутствуют необходимые нормативно-правовые акты, содержащие нормы, определяющие порядок регулирования отношений в структуре всей системы образования, причем требуют принятия нормативные правовые акты в рамках всех установленных полномочий, начиная от общих отношений в сфере образования и заканчивая регулированием контрольных цифр приема.

Единственным направлением, по которому регламентирована деятельность в Херсонской области в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, установленным с помощью проверочного чек-лист эксперта, оказалось нормативно-правое регулирование деятельности педагогических работников (в части определения правового статуса работников, основных прав и свобод). Также отмечено соответствие (наличие) законодательства субъекта РФ в рамках регулирования установления систем оплаты труда педагогических работников.

Таким образом, можно отметить, что в Херсонской области по соответствующим оценочным критериям представлены нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, определяющие правовой статус педагогических работников, изображенные на рис. 3:

Обращаясь к указанному рисунку, отметим, что представленные нормативные правовые акты, разработанные органами исполнительной власти Херсонской области, становятся единственными в рамках обязательных требований, предусмотрен- 15 ных законодательством Российской Федерации об образовании.

Отсутствие системы основополагающих нормативных правовых актов в сфере образования приводит всю региональную систему образования Херсонской области в несоответствие установленным требованиям законодательства. Учитывая установленный временной интервал до 2025 года, первоочередную необходимость на территории Херсонской области приобретает разработка основополагающих нормативно-правовых актов регионального значения и их приведение в соответствие нормам и требованиям, установленным в законодательстве Российской Федерации.

1. Постановление совета министров — правительства Херсонской области от 08.09.2022 № 27-пп «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций (учреждений), осуществляющих образовательную деятельность в Херсонской области».

2. Распоряжение совета министров — правительства Херсонской области от 26.08.2022 № 7-рп «Об утверждении Порядка признания Херсонской области лиц, имеющих категории педагогических работников, предусмотренные Кабинетом Министров Украины, имеющими квалификационные категории педагогических работников».

3. Постановление совета министров — правительства Херсонской области от 20.09.2022 № 37-пп «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных образовательных организаций (учреждений) г. Херсона и Херсонской области».

Рис. 3. Нормативные правовые акты Херсонской области, определяющие правовой статус педагогических работников

В Запорожской области требованиям законодательства Российской Федерации в настоящий момент соответствуют лишь нормативные правовые акты в части установления кандидатов на должность руководителя государственной или муниципальной организации, а также в части 16 установления прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией. По остальным вопросам коллегам предстоит большая работа по совершенствованию законодательства субъекта Российской Федерации.

Таким образом, по итогам организации и проведения экспертного оценивания попытаемся сделать ряд выводов:

Во-первых, предварительным этапом для осуществления экспертного оценивания становится сбор основной нормативно-правовой документации, характеризующей состояние и степень развитости регулирования обязательных требований, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации» в части полномочий субъектов Российской Федерации [ там же ].

Во-вторых, на основании анализа представленной для экспертизы документации и информации, определения ее соответствия нормативным требованиям осуществляется заполнение чек-листа экспертом. Вопросы, содержащиеся в нем, позволяют сделать конкретный вывод: «соответствует/не соответствует». По итогам оценивания осуществляется подсчет как суммарного количества нарушений (несоответствий), так и нарушений (несоответствий) в рамках отдельных направлений. Наличие или отсутствие нарушений (несоответствий) служит основанием для планирования дальнейшей работы и принятия управленческих решений. Руководствуясь сформированным с помощью цифрового ресурса отчета, можно осуществлять при необходимости самоанализ, а также планировать «дорожную карту» устранения выявленных нарушений (несоответствий).

Далее попытаемся рассмотреть реализацию полномочий образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории новых субъектов Российской Федерации. На основании ФЗ от 17.02.2023 № 19-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] данные субъекты имеют право до 1 января 2026 года устранить все выявленные нарушения (несоответствия). При проведении нами анализа контрольно-надзорных мероприятий в рамках реализации полномочий образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории новых субъектов Российской Федерации, в ходе исследования разработаны чек-листы в целях осуществляется экспертизы образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях осуществления контрольных (надзорных) мероприятий за соблюдением обязательных требований, предусмотренных в части полномочий образовательной организации.

Разработанный чек-лист применяется в целях оценки деятельности не субъекта Российской Федерации, а конкретной образовательной организации в части ее полномочий. Суммарно чек-лист эксперта включает в себя 279 вопросов, в рамках которых анализируются следующие компоненты и направления деятельности:

• устав образовательной организации (28 вопросов);

• наличие специальных локальных нормативно-правовых актов и иных документов образовательной организации (25 вопросов);

• наличие общих локальных нормативных или распорядительных актов образовательной организации (28 вопросов);

• реализация образовательных программ с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий (4 вопроса);

• соблюдение требований к сетевой форме реализации программ (9 вопросов);

• информационная открытость образовательной организации (1 вопрос);

• проверка соблюдения правил оказания платных образовательных услуг (19 вопросов);

• организация обучения на родном языке, изучение родного языка (4 вопроса);

• обязательные требования к системе образования (11 вопросов);

• общие требования законодательства

об образовании (12 вопросов); ц

• требования к академическому отпуску обучающегося (4 вопроса);

• требования к переходу обучающихся с платного обучения на бесплатное (2 вопроса);

• права обучающихся и предоставление мер социальной поддержки при реализации образовательных программ (28 вопросов);

• привлечение обучающихся к дисциплинарной ответственности (6 вопросов);

• отчисление обучающихся из организации, осуществляющей образовательную деятельность (11 вопросов);

• соблюдение обязательных требований в части компетенции образовательной организации (31 вопрос);

• соблюдение обязательных требований в части прав и обязанностей педагогических работников (33 вопроса);

• соблюдение обязательных требований к аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности (2 вопроса);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• соблюдение порядка проведения промежуточной аттестации (13 вопросов);

• организация практической подготовки обучающихся (7 вопросов).

Кроме того, нами дополнительно был разработан чек-лист, ориентированный на проверку требований по соблюдению прав и доступности получения высшего образования обучающимися с ограничивающими возможностями здоровья, состоящий из 16 вопросов.

Опираясь на представленные контрольные вопросы, содержание нормы образовательного законодательства Российской Федерации, становится возможным формирование мотивированного экспертного заключения.

В ходе проведения экспертизы проанализирована деятельность трех образова-18 тельных организаций:

• Донецкий национальный университет;

• Херсонский государственный университет;

• Мелитопольский педагогический университет им. А.С. Макаренко.

В отношении Донецкого национального университета выявлено 141 нарушение (несоответствие) по результатам ответов на 279 контрольных вопросов.

Сформировано экспертное заключение, в котором указаны выявленные несоответствия. Руководствуясь нормами, установленными статьей 36 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Респуб-

лики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики» [5], образовательная организация имеет право до 1 января 2026 года устранить все выявленные нарушения и привести свою деятельность в нормативное состояние.

Аналогичное экспертное заключение сформировано в части установления соответствия требованиям законодательства Российской Федерации деятельности Херсонского государственного университета. По итогам исследования (анализа) и заполнения чек-листа эксперта установлено полное несоответствие нормативно-правового обеспечения деятельности данной образовательной организации высшего образования установленным требованиям. Всего выявлено 279 нарушений (несоответствий) по всем направлениям деятельности Херсонского государственного университета. Учитывая представленную ситуацию, Херсонский государственный университет в случае, если не осуществит разработку всех необходимых локальных нормативных актов и не включит в их структуру пункты, установленные требованиями законодательства Российской Федерации об образовании, то не будет отвечать установленным требованиям, и, следовательно, не сможет пройти аккредитацию по итогам завершения переходного периода, установленного до 2025 года.

Мелитопольский педагогический университет им А.С. Макаренко на основании анализа проверочного чек-листа соответствует требованиям законодательства Российской Федерации лишь по 27 показателям, а по устранению 252 выявленных нарушений руководству организации необходимо выстроить планомерную работу.

В ходе исследования отдельное внимание уделено оценке соответствия об-

разовательных организаций требованиям по соблюдению прав и доступности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи проанализированы заполненные чек-листы эксперта, содержащие ответы на 16 контрольных вопросов. По данному направлению деятельности эксперты оценили деятельность образовательных организаций:

• Херсонский государственный университет и Генический профессиональный колледж Херсонского государственного университета;

• Горловский институт иностранных языков;

• Донецкий национальный университет;

• Луганский государственный педагогический университет;

• Бердянский, Васильевский и Приморский колледжи Мелитопольского государственного университета.

Подробно остановимся на результатах оценки соответствия Херсонского государственного университета требованиям по соблюдению прав и доступности получения высшего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Официальный сайт образовательной организации «Херсонский государственный университет» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не соответствует требованиям по соблюдению прав и доступности получения высшего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, требует доработки по обеспечению доступности образовательных услуг для инвалидов и лиц с повышенными потребностями.

На сайте имеется специальный раздел (вкладка) «Условия доступности учебного заведения для обучения лиц с особыми образовательными потребностями»

с фото, информация о табличках шрифтом Брайля на украинском языке. Все документы на официальном сайте размещены на украинском языке, перевод на русский язык осуществляется только в наименовании разделов и вкладок, информация основных нормативных актов опубликована на украинском языке. Таким образом, не представляется возможным проведение полного анализа требований по соблюдению прав и доступности получения высшего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Соответственно руководству Херсонского государственного университета необходимо уделить серьезное внимание приведению деятельности в соответствие с законодательством Российской Федерации. Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формат представления информации утверждены приказом Рособ-рнадзора от 14.08.2020 № 831 (зарегистрирован Минюстом России 12.11.2020, регистрационный № 60867) [6].

Таким образом, подводя определенные 19 итоги, существенным аспектом любого управления, в том числе управления образовательными системами всех уровней, является анализ ситуации, проводимый с целью выявления слабых звеньев и обоснование необходимости их изменений и уточнений. Эффективная интеграция образовательных систем новых регионов — это результат ближайшего времени, а оперирование данными, полученными при проведении экспертной оценки, особенно при анализе экспертных заключений, полученных на основе различных подходов оценивания, позволит решить данную проблему в более короткие сроки и, следовательно, реализовывать поставленные задачи более эффективно.

20

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Игнатьева, Г.А., Слободчиков, В.И. Методология экспертизы инновационных образовательных проектов. URL: http://www.niro.nnov.ru (дата обращения: 03.05.2023).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.04.2023).

3. Закон Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IHC «Об образовании». URL: https://gisNopa-dNor.ru/Nopa/0002-55-ihc-20150619/ (дата обращения: 15.04.2023).

4. Федеральный закон от 17.02.2023 № 19-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=QkVCceT6LYy1L ZCD1&cacheid=20F5DE0B148DE31B1D2CF45C353EBEA5&mode=splus&rnd=mEjnWg&bas e=LAW&n=439909#GPWCceT08ePfUmPt (дата обращения: 15.04.2023).

5. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_428188/ (дата обращения: 15.04.2023).

6. Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации». URL: https://online.consultant.ru/ riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=N3b1YeT0nt1Wv8Ix&cacheid=084E576144E7B570B82CF2F2B FD2B5E0&mode=splus&rnd=c8bDA&base=LAW&n=417365&dst=1000000001#4R12YeTdNY uv0xA9 (дата обращения: 15.04.2023).

REFERENCES

1. Ignateva, G.A., Slobodchikov, V.I. Metodologiya ekspertizy innovacionnyh obrazovatelnyh proektov [Methodology of Examination of Innovative Educational Projects]. Available at: http:// www.niro.nnov.ru (accessed: 03.05.2023). (in Russ.)

2. Federalnyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 "On Education in the Russian Federation"]. Available at: https://www. coNosultaNot.ru/documeNot/coNss_doc_LAW_140174/ (accessed: 15.04.2023). (in Russ.)

3. Zakon Doneckoj Narodnoj Respubliki ot 19.06.2015 № 55-IHC "Ob obrazovanii" [Law of the Donetsk People's Republic of 19.06.2015 No. 55-IHC "On Education"]. Available at: https:// gisNopa-dNor.ru/Nspa/0002-55-ihc-20150619/ (accessed: 15.04.2023). (in Russ.)

4. Federalnyj zakon ot 17.02.2023 № 19-FZ "Ob osobennostyah pravovogo regulirovaniya otnoshenij v sferah obrazovaniya i nauki v svyazi s prinyatiem v Rossijskuyu Federaciyu Doneckoj Narodnoj Respubliki, Luganskoj Narodnoj Respubliki, Zaporozhskoj oblasti, Hersonskoj oblasti i obrazovaniem v sostave Rossijskoj Federacii novyh subektov — Doneckoj Narodnoj Respubliki, Luganskoj Narodnoj Respubliki, Zaporozhskoj oblasti, Hersonskoj oblasti i o vnesenii izmenenij v otdelnye

zakonodatelnye akty Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 19-FZ of 17.02.2023 "On the Peculiarities of Legal Regulation of Relations in the Fields of Education and Science in Connection with the Admission of the Donetsk People's Republic, the Luhansk People's Republic, the Zaporozhye Region, the Kherson Region to the Russian Federation and the Formation of New Subjects Within the Russian Federation — the Donetsk People's Republic, the Luhansk People's Republic, the Zaporozhye Region, Kherson Region and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation"]. Available at: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=QkVCceT6LY y1LZCD1&cacheid=20F5DE0B148DE31B1D2CF45C353EBEA5&mode=splus&rnd=mEjnWg&b ase=LAW&n=439909#GPWCceTO8ePfUmPt (accessed: 15.04.2023). (in Russ.)

5. Federalnyj konstitucionnyj zakon ot 04.10.2022 № 5-FKZ "O prinyatii v Rossijskuyu Federaciyu Doneckoj Narodnoj Respubliki i obrazovanii v sostave Rossijskoj Federacii novogo subekta — Doneckoj Narodnoj Respubliki" [Federal Constitutional Law No. 5-FKZ dated 04.10.2022 "On the Admission of the Donetsk People's Republic to the Russian Federation and the Formation of a New Subject Within the Russian Federation—the Donetsk People's Republic"]. Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428188/ (accessed: 15.04.2023). (in Russ.)

6. Prikaz Rosobrnadzora ot 14.08.2020 № 831 "Ob utverzhdenii Trebovanij k strukture oficialnogo sajta obrazovatelnoj organizacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti "Internet" i formatu predstavleniya informacii" [Rosobrnadzor Order No. 831 dated 08/14/2020 "On Approval of the Requirements for the Structure of the Official Website of an Educational Organization in the Internet Information and Telecommunications Network and the Format of Information Presentation"]. Available at: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&ts=N3b1YeTOnt1Wv8Ix&cach eid=084E576144E7B570B82CF2F2BFD2B5E0&mode=splus&rnd=c8bDA&base=LAW&n=4173 65&dst=1000000001#4R12YeTdNYuvOxA9 (accessed: 15.04.2023). (in Russ.)

Борисова Елена Михайловна, заместитель директора, Центр развития образования, г. Люберцы, Московская область, cro.dosh.otdel@mail.ru

Elena M. Borisova, Deputy Director, Center for Education Development, Lyubertsy, Moscow Region, cro.dosh.otdel@mail.ru

Лазарева Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра русской литературы, директор, Институт иностранных языков, заместитель проректора, Московский педагогический государственный университет, ey.lazareva@mpgu.su

Elena Y. Lazareva, PhD in Philology, Associate Professor, Russian Literature Department, Director, Institute of Foreign Languages, Deputy Vice-Rector, Moscow Pedagogical State University, ey.lazareva@mpgu.su

Миронова Ирина Александровна, начальник отдела, отдел программ реабилитации и по работе с учреждениями Всероссийского общества слепых, Москва, ir-mil@mail.ru

Irina A. Mironova, Head of Department, Department of Rehabilitation Programs and Work with Institutions of the All-Russian Society of the Blind, Moscow, ir-mil@mail.ru

Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет, op.osipova@mpgu.su

Olga P. Osipova, ScD in Education, Associate Professor, Chairperson, T.I. Shamova Management of Educational Systems Department, Moscow Pedagogical State University, op.osipova@mpgu.su

21

Савенкова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой, Московский педагогический государственный университет, ev.savenkova@mpgu.su

Elena V. Savenkova, PhD in Education, Associate Professor, T.I. Shamova Educational Systems Management Department, Moscow Pedagogical State University, ev.savenkova@mpgu.su

Скороварова Марина Валерьевна, учитель истории и обществознания, гимназия «Российская школа», г. Королев, Московская область, marina@skorovarov.ru

Marina V. Skorovarova, Teacher of History and Social Studies, Gymnasium "Russian School", Korolev, Moscow Region, marina@skorovarov.ru

Федоров Станислав Игоревич, методист, медицинский колледж № 7, Москва, fedorov_s7@mail.ru

Stanislav I. Fedorov, Methodologist, Medical College No. 7, Moscow, fedorov_s7@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.08.2023. Принята к публикации 15.09.2023

The paper was submitted 17.08.2023. Accepted for publication 15.09.2023

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.