ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ■ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА I
УДК 378.1 ББК 72.5
DOI: 10.31862/1819-463X-2023-6-71-79
ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАК СПОСОБА ПРОВЕРКИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ1
И. И. Григорьева, Д. А. Гузеева, О. П. Осипова, Е. В. Савенкова, Л. А. Трубина, К. А. Ушкин
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей и подходов к организации педагогической экспертизы. Целью статьи является описание основ и направленности педагогической экспертизы как способа проверки нормативно-правовых актов в области образовательно-воспитательной деятельности новых субъектов Российской Федерации. Ведущее значение в исследовании занимает проблема проведения педагогической экспертизы в новых субъектах РФ. Уточняются аспекты организации педагогической экспертизы на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области. Работа основана на методах библиографического описания, анализа нормативно-правовых документов. По итогам исследования делаются выводы о необходимости разработки экспертного чек-листа, в котором будут раскрыты требования экспертной оценки современного педагогического образования на новых территориях.
Ключевые слова: педагогическая экспертиза, новые субъекты РФ, образование и воспитание на территории новых субъектов РФ, нормативно-правовое регулирование экспертизы в образовании, экспертиза проектов нормативно-правовых актов.
1 Статья подготовлена в рамках работы по проекту/по теме «Адаптация образовательного процесса новых субъектов Российской Федерации к российской системе образования» (регистрационный номер в ЕГИСУ 123070200009-2) по государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации.
© Григорьева И. И., Гузеева Д. А., Осипова О. П., Савенкова Е. В., Трубина Л. А., Ушкин К. А., 2023
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Для цитирования: Григорьева И. И., Гузеева Д. А., Осипова О. П., Савенкова Е. В., Трубина Л. А., Ушкин К. А. Выявление и анализ тенденций развития педагогической экспертизы как способа проверки проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих образовательно-воспитательные вопросы // Наука и школа. 2023. № 6. С. 71-79. БОТ: 10.31862/1819-463Х-2023-6-71-79.
IDENTIFICATION AND ANALYSIS OF TRENDS
IN THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EXAMINATION
AS A METHOD OF VERIFICATION OF DRAFT REGULATORY ACTS
AFFECTING EDUCATIONAL ISSUES
I. I. Grigorieva, D. A. Guzeeva, O. P. Osipova, E. V. Savenkova, L. A. Trubina, K. A. Ushkin
Abstract. The article is devoted to the study of features and approaches to the organization of pedagogical examination. The purpose of the article is to describe the foundations and orientation of pedagogical assessment as a way to verify legal acts in the field of educational activities. The problem of conducting pedagogical examination in the new federal subjects of Russia is of key importance in the study. The aspects of the organization of pedagogical assessment in the territory of the Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, Kherson region and Zaporozhye region are specified. The work is based on the methods of bibliographic description, analysis of legal documents. Based on the results of the study, conclusions are drawn about the need to develop an expert checklist, which will disclose the requirements for an expert assessment of modern teacher education in new territories.
Keywords: pedagogical expertise, new federal subjects of Russia, education and upbringing on the territory of new federal subjects of Russia, legal regulation of expert assessment in education, expert assessment of draft legal acts.
Cite as: Grigorieva I. I., Guzeeva D. A., Osipova O. P., Savenkova E. V., Trubina L. A., Ushkin K. A. Identification and analysis of trends in the development of pedagogical examination as a method of verification of draft regulatory acts affecting educational issues. Nauka i shkola. 2023, No. 6, pp. 71-79. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-6-71-79.
Обеспечение необходимого уровня образования и достаточности результатов подготовки обучающихся становятся возможными за счет учреждения и принятия системы стандартов в образовании, опираясь на которые образовательные организации/учреждения получают нормативно закрепленную возможность осуществлять самооценку, реализовывать мониторинговые процедуры и определять ключевые точки роста и развития. По нашему мнению,
одним из основных инструментов повышения качества образования в современных условиях становится педагогическая экспертиза, которая позволяет оценить степень соответствия объекта (или субъекта) минимально установленным требованиям.
Основным документом, устанавливающим необходимость проведения экспертизы системы образования и педагогических кадров, программ подготовки и других направлений образовательной
деятельности, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который первично устанавливает понятие педагогической экспертизы и определяет общий порядок (уполномоченных) ее проведения, цели, а также объекты, выступающие в качестве основы экспертизы образования [2].
Указанный нормативный документ определяет педагогическую экспертизу как способ проверки проектов нормативно-правовых актов, которые так или иначе затрагивают образовательно-воспитательные вопросы. Исходя из представленного в законодательстве определения, главная цель проведения педагогической экспертизы обуславливается необходимостью предостережения условий или отдельных моментов (ситуаций), которые приведут к снижению качества обучения, ухудшению результатов образования и негативной динамике по образовательным программам и направлениям подготовки. В связи с этим проведение педагогической экспертизы становится одним из первичных способов определения степени соответствия образования установленным требованиям. Т. И. Шамова в своих научных трудах писала: «...демократизация управления требует объединения контроля сверху и снизу...», а «...практическая возможность реализации этого требования обеспечивается сочетанием самоконтроля ученика с контролем учителя; самоконтроля учителя с контролем административно-общественным, самоконтроля руководителя с общественным контролем...» [4].
Проведение педагогической экспертизы осуществляется специализированными органами, уполномоченными Правительством РФ, при этом организаторами педагогической экспертизы (теми, кто осуществляет непосредственно педагогическую экспертизу) становятся как физические, так и юри-
дические лица, одним из требований к которым является наличие определенной квалификации.
Результатом проведения педагогической экспертизы, исходя из положений законодательства Российской Федерации, становится составленное заключение, которое перенаправляется соответствующему органу исполнительной власти для рассмотрения и принятия окончательного решения, предоставления оценки и публичной демонстрации результатов проведенной педагогической экспертизы.
Порядок проведения педагогической экспертизы формируется и утверждается Правительством РФ. На современном этапе педагогическая экспертиза и порядок ее проведения регламентируются постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания» [1].
Данное постановление определяет не только порядок, но и индикаторы в педагогической экспертизе; так, в качестве ключевых индикаторов, свидетельствующих о негативном воздействии нормативно-правовой документации на качество обучения, рассматриваются: использование таких форм, методов, и средств обучения/воспитания, которые не соответствует уровню развития, возрастным особенностям, а также потребностям обучающихся, а также включение педагогически не обоснованных требований, которые в конечном счете сказываются не только на результатах обучения и воспитания, но и на содержании, объеме подготовки, влияют на образовательную деятельность образовательной организации в целом.
Согласно указанному постановлению, объектами педагогической экспертизы выступают следующие нормативные и нормативно-правовые акты (рис. 1).
Рис. 1. Объекты педагогической экспертизы
Проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации и проекты постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, - до проведения их правовой экспертизы Министерством юстиции Российской Федерации
Проекты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти - доих государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации
Нормативные правовые акты, изданные федеральными органами исполнительной власти, - при мониторинге их применения
Информация, представленная на рис. 1, показывает, что педагогическая экспертиза предшествует экспертизам более высокого уровня и масштабов и, следовательно, позволяет экспертам (физическим/ юридическим лицам со стажем педагогической или научно-педагогической работы свыше 5 лет) предварительно выносить на обсуждение спорные вопросы и проблемы, выявленные в представленных на экспертизу документах (объекте педагогической экспертизы).
Учитывая необходимость реализации процедур педагогической экспертизы, заметим, что в условиях присоединения к Российской Федерации новых регионов особую значимость приобретают вопросы организации и проведения экспертизы педагогического образования на вновь присоединенных территориях.
В данном случае в качестве объекта экспертизы выступает педагогическое образование, предоставляемое на соответствующих территориях. Фокусируясь на данном аспекте, рассмотрим основные действующие (принятые) законопроекты, определяющие порядок и характер перестройки ранее существу-
ющей системы образования Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Херсонской области, а также Запорожской области на новый формат и стандарты отечественного образования. Попытаемся проанализировать на примере Херсонской области, для остальных представленных регионов алгоритм действий аналогичен.
Согласно Федеральному конституционному закону от 04.10.2022 № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области» Херсонская область становится новым субъектом РФ, а следовательно, переходит под юрисдикцию отечественного законодательства [3]. Согласно ст. 13 указанного закона все действующие в Херсонской области организации до момента их урегулирования сохраняют тот статус и организационно-правовую форму, в которой существовали до момента образования нового субъекта РФ.
Таким образом, законодательство подразумевает некий переходный период, в процессе которого новые
субъекты РФ осуществят интеграцию в отечественное законодательное пространство и обеспечат соответствие установленным законодательством требованиям.
Перечень основных нормативно-правовых актов (федерального закона и ведомственных приказов) в рассматриваемой сфере деятельности представлен на рис. 2.
Рис. 2. Нормативные правовые акты, обеспечивающее интеграцию педагогического образования на территориях новых субъектов РФ в систему образования Российской Федерации и ее стандарты
Обращаясь к рис. 2, подчеркнем, что представленные нормативные правовые акты ориентируют на необходимость перевода всей системы образования новых субъектов РФ в формат работы, соответствующий стандартам и требованиям, принятым в Российской Федерации и ее
образовательной системе. Действие законодательства распространяется на отношения в сфере образования и в сфере науки, определяют характер и основные особенности функционирования данных сфер на представленных территориальных образованиях.
Совокупно описанное законодательство предполагает:
Во-первых, необходимость пересмотра и обновления действующих нормативно-правовых актов регионального значения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области и Запорожской области, а также внутренней и локальной документации для их приведения в соответствие требованиям и стандартам, установленным в образовательной системе Российской Федерации.
Во-вторых, необходимость приведения ключевых элементов подготовки специалистов этих регионов в соответствие установленным требованиям отечественной системы образования, а именно:
• приведения в соответствие образовательных, образовательно-квалификационных уровней, ученых степеней и ученых званий на территории новых субъектов РФ;
• приведения в соответствие статуса обучающихся в организациях, осуществляющих свою деятельность на территориях, вошедших в состав Российской Федерации;
• приведения в соответствие наименований образовательных организаций новых территорий и их деятельности требованиям законодательства Российской Федерации;
• приведения в соответствие характера, особенностей и основных целей проведения государственной итоговой аттестации, приема на обучение в образовательные учреждения Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей;
• признания и приведения в соответствие ученых степеней и званий, образовательных, образовательно-квалификационных уровней в новых субъектах РФ таковым в образовательной системе России;
• признания и приведения в соответствие общероссийским статуса педа-
гогических и научно-педагогических работников, руководителей образовательных и научных организаций новых территорий;
• признания и установления порядка выплат физическим лицам, являвшимся (являющимся) членами национальных академий наук Украины;
• приведения обучения по программам подготовки в докторантуре в образовательных организациях новых территорий в соответствие стандартам Российской Федерации;
• приведения новых условий лицензирования образовательной деятельности и реализации функций образовательной организации в вошедших в состав Российской Федерации новых субъектах в соответствие Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2].
В-третьих, необходимость установления временных рамок на осуществление перехода в новые условия функционирования - всем образовательным организациям выдается лицензия, действующая до 1 января 2025 г. На этот период запланирован перевод и адаптация, реализация установленных целей и задач перехода нового субъекта РФ на актуальные образовательные стандарты и требования, установленные в Российской Федерации. Однако к образовательным организациям на новых территориях предъявляются и собственные требования и ограничения, обусловленные необходимостью осуществления перевода деятельности на реализацию отдельных функций в период с 2023-2026 гг., после чего функции данных образовательных организаций будут пересмотрены и обновлены в соответствии с установленными стандартами и требованиями в образовании Российской Федерации.
В-четвертых, необходимость установления ориентиров в содействии осуществлению перевода новых субъектов РФ в новый режим функциони-
рования, с учетом образовательных стандартов Российской Федерации. Предполагает объединение усилий и координацию работы органов публичной власти РФ в едином векторе трансформации системы образования.
Так, принятые нормативные правовые акты определяют перспективные ориентиры обеспечения соответствия педагогического образования на территории новых субъектов РФ общим ориентирам и условиям осуществления образовательной деятельности на территории всей страны.
На современном этапе особую актуальность приобретают вопросы рассмотрения требований, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части полномочий субъектов и образовательных организаций Российской Федерации, используемых при экспертизе системы образования на территории новых регионов [2].
Эти требования могут быть положены в основу экспертной оценки современного педагогического образования на новых территориях (разработка проверочного чек-листа соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования), которая позволит определить текущее состояние и перспективы изменения педагогического образования на новых территориях и, как итог, планомерной организации процесса трансформации системы образования в соответствии со стандартами и требованиями, принятыми в Российской Федерации.
Следовательно, результаты проведенной педагогической экспертизы могут послужить эффективным драйвером для обеспечения и реализации установленных требований и норм, направленных на интеграцию педагогического образования на территориях новых субъектов РФ в единое образовательное пространство страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.04.2023).
2. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2006.
3. Постановление Правительства РФ от 17.02.2014 № 120 «О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_159215/ (дата обращения: 26.04.2023).
4. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 8-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428186/ (дата обращения: 15.04.2023).
REFERENCES
1. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 15.04.2023).
2. Shamova T. I., Davydenko T. M., Shibanova G. N. Upravlenie obrazovatelnymi sistemami: ucheb. posobie. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2006.
3. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 17.02.2014 № 120 "O poryadke provedeniya pedagogicheskoy ekspertizy proektov normativnykh pravovykh aktov i normativnykh pravovykh aktov, kasayushchikhsya voprosov obucheniya i vospitaniya". Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_159215/ (accessed: 26.04.2023).
4. Federalnyy konstitutsionnyy zakon ot 04.10.2022 № 8-FKZ "O prinyatii v Rossiyskuyu Federatsiyu Khersonskoy oblasti i obrazovanii v sostave Rossiyskoy Federatsii novogo subyekta - Khersonskoy oblasti". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_428186/ (accessed: 15.04.2023).
Григорьева Ирина Игоревна, руководитель отдела по разработке и внедрению методик спортивной подготовки АО «Мой спорт»
e-mail: [email protected]
Grigorieva Irina I., Head, Development and Implementation of Sports Training Methods Department, Joint-Stock Company "My Sport"
e-mail: [email protected]
Гузеева Дарья Андреевна, заместитель директора по инновационной деятельности, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 с углубленным изучением отдельных предметов г. Калининграда e-mail: [email protected]
Guzeeva Daria A., Deputy Director for Innovation, Municipal Autonomous educational institution secondary school No. 46 with in-depth study of individual subjects in Kaliningrad e-mail: [email protected]
Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления образовательными системами имени Т. И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет
e-mail: [email protected]
Osipova Olga P., ScD in Education, Associate Professor, Head, Education Systems Management Department named after T. I. Shamova, Social and Humanitarian Education Institute, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Савенкова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образовательными системами имени Т. И. Шамовой Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Savenkova Elena V., PhD in Education, Assistant Professor, Education Systems Management Department named after T. I. Shamova, Social and Humanitarian Education Institute, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской литературы XX-XXI веков Института филологии, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Trubina Liudmila A., ScD in Philology, Full Professor, Professor, Russian Literature Department of the XX-XXI centuries, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Ушкин Кирилл Алексеевич, учитель начальных классов, государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1596» e-mail: [email protected]
Ushkin Kirill A., Primary School Teacher, State Budgetary Educational Institution "School
No. 1596", Moscow
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.09.2023 The article was received on 11.09.2023