РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО
«ГАЗПРОМ НЕФТЬ»
DEVELOPMENT OF FINANCIAL STRATEGIES FOR EXAMPLE, OAO
GAZPROM NEFT Варшавская Валерия Вячеславовна
соискатель кафедры «Финансы и денежное обращение»
ФГБОУ ВПО СПбГПУ
Бучаев Яхья Г амидович
д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит»
ректор Г АОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства»
Слепухина Анна Алексеевна
Соискатель кафедры «Финансы и денежное обращение»
ФГБОУ ВПО СПбГПУ
Аннотация
В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятий, а также ответственности за результаты своей деятельности существует необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привлечение иностранных инвестиций), оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решение данных вопросов обеспечивает финансовая стратегия предприятия.
Abstract
In conditions of market relations, the autonomy of enterprises, as well as the responsibility for the results of their activities there is a need to identify trends, financial condition, the orientation of the financial possibilities and prospects (obtaining a bank loan, foreign investment mobilization), assessing the financial status of other businesses. Addressing these issues provides financial strategy of the enterprise.
Ключевые слова: финансовое прогнозирование, эффективность, стратегия.
Keywords: financial forecasting, efficiency, strategy.
Введение
Эффективность деятельности предприятия определяется в значительной степени разработанной финансовой стратегией. Компании, уделяющие внимание формированию финансовой стратегии, являются более конкурентоспособными и устойчивыми.
Исследование путей эффективного управления предприятием, обеспечивающих рост его рыночной стоимости в условиях инновационного процесса, представляется актуальной проблемой экономики, имеющей большое значение для экономического роста в национальном и общем рыночном масштабе [5].
Финансовая стратегия предприятия определяется стратегическими целями его развития. Как известно, главная цель финансового менеджмента - обеспечение роста благосостояния собственников, максимизация рыночной стоимости компании. Следовательно, финансовая стратегия компании - это генеральный план действий по своевременному обеспечению предприятия финансовыми ресурсами (денежными средствами) и по их эффективному использованию с целью капитализации компании (при условии ограниченности ресурсов).
Финансовая стратегия предприятия призвана решать задачи, обеспечивающие финансовую стабильность предприятия и конкурентоспособность его продукции.
Сегодня выделяют различные виды финансовых стратегий: генеральную,
оперативную и стратегию, направленную на достижение определенных стратегических целей. Главная стратегическая цель - это достижение достаточного обеспечения компании необходимым количеством финансовых ресурсов. В соответствие с основной целью финансовая стратегия должна обеспечивать выявление денежных средств и мобилизацию внутренних ресурсов предприятия, максимальное снижение себестоимости продукции, правильное распределение и использование прибыли, рациональное использование капитала компании и своевременное и достоверное выявление потребности в оборотных средствах.
Разработка финансовой стратегии должна осуществляться с обязательным учетом рисков дефолта, неплатежей, возможной инфляции и других непредвиденных обстоятельств. Также должно быть соблюдено соответствие производственным задачам.
Эффективность реализации финансовой стратегии будет достигнута лишь при соблюдении взаимного уравновешивания теоретических и практических вопросов финансовой стратегии. Особо важным является соответствие стратегических целей реально существующим финансовым возможностям и осуществление финансового руководства с учетом изменяющейся экономической ситуации.
Разработка финансовой стратегии предприятия состоит из нескольких этапов1. С самого начала необходимо определить, на какой срок формируется финансовая стратегия. В зависимости от срока стратегии зависят и цели финансовой деятельности, и степень проработки финансовых планов. Долгосрочная финансовая стратегия описывает принципы образования и использования доходов, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования. Краткосрочная финансовая стратегия разрабатывается в рамках долгосрочной финансовой стратегии, детализирует ее и описывает текущее управление финансовыми ресурсами. Долгосрочные и среднесрочные финансовые стратегические планы на 3-5 лет формируются в укрупненном виде, а краткосрочные финансовые планы на год прорабатываются с большой степенью детализации.
Следующим этапом разработки финансовой стратегии следует определить цели финансовой деятельности. Финансовая стратегия является функциональной по отношению к корпоративной стратегии компании, следовательно, она должна быть включена в структуру общих стратегических целей компании. Как известно, главная финансовая цель - максимизация рыночной стоимости при минимизации риска. Такая цель может определяться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Главная цель достигается, если у предприятия достаточно финансовых ресурсов, оптимальная рентабельность собственного капитала, сбалансированная структура собственного и заемного капитала. Главная финансовая цель (прирост стоимости) детализируется на финансовые подцели, например:
^ Прибыль (экономическая добавленная стоимость)
> Величина собственного капитала
> Рентабельность собственного капитала
^ Структура активов
> Финансовые риски
Каждая цель должна быть четко сформулирована и выражена в конкретных показателях, например:
> Рентабельность продаж
> Финансовый рычаг (соотношение собственного и заемного капитала)
^ Уровень платежеспособности
^ Уровень ликвидности
Разработка финансовой стратегии подразумевает разработку не только целей, но и разработку плана действий по достижению этих целей. Руководство компании должно знать, как текущая ситуация соотносится со стратегическими целями компании.
1 http://alfaseminar.ru/fmansovaya_strategiya
Необходимо регулярно контролировать достижение стратегических целей. Для контроля осуществления стратегии стратегические цели разбиваются на конкретные стратегические задачи, решить которые нужно в определенный период времени. Контроль достижения стратегических целей осуществляется путем решения тактических задач. Установленные финансовые цели группируются по направлениям, образуя финансовую политику предприятия.
Наличие финансовой стратегии делает компанию более управляемой для менеджмента и прозрачной для собственников.
Основные аспекты и этапы разработки финансовой стратегии
Финансовая стратегия представляет собой один из основных инструментов управления деятельностью компанией. Реализация стратегических, тактических и оперативных решений неразрывно связана с финансовой стратегией, так как в системе рыночных отношений любое экономическое действие обусловлено финансовой составляющей. Для достижения поставленных целей предприятию необходима финансовая стратегия, наличие которой положительно отражается на общих экономических результатах и позволяет обеспечить все направления развития организации необходимыми финансовыми ресурсами. При ее разработке возможны различные варианты, но для любого из них потребуется определить срок планирования, наметить основные финансовые цели и способы их достижения. Не менее важен контроль реализации стратегии, позволяющий оценивать эффективность деятельности, выявлять отклонения от запланированного результата и корректировать стратегию на последующие периоды [3; 4].
Разработка финансовой стратегии предприятия состоит из нескольких этапов. Сначала необходимо определить, на какой срок формируется финансовая стратегия. В зависимости от срока стратегии зависят и цели финансовой деятельности, и степень проработки финансовых планов. Долгосрочная финансовая стратегия описывает принципы образования и использования доходов, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования. Краткосрочная финансовая стратегия разрабатывается в рамках долгосрочной финансовой стратегии, детализирует ее и описывает текущее управление финансовыми ресурсами. Долгосрочные и среднесрочные финансовые стратегические планы на 3-5 лет формируются в укрупненном виде, а краткосрочные финансовые планы на 1 год прорабатываются с большой степенью детализации.
Система целей финансовой стратегии может быть представлена в виде общих стратегических задач компании (рис. 1).
Рис. 1. Стратегические финансовые цели компании
Шаг 1. Включение стратегии финансов в общую стратегию компании в соответствии с ранжированием целей корпоративной стратегии.
Шаг 2. Установление интегральной финансовой цели. В большинстве случае такой целью выступает рыночная стоимость компании.
Шаг 3. Определение базовых целей финансовой стратегии. Интегральная цель детализируется на подцели, что потребует конкретизации поставленных задач и учета особенностей развития предприятия. Поставленная цель может быть достигнута, если у компании достаточно собственных финансовых ресурсов, рентабельность собственного капитала высока, структура активов и пассивов обеспечивает приемлемый уровень финансовых рисков в процессе осуществления хозяйственной деятельности и т.п.
Шаг 4. Определение действий по достижении финансовых целей. На данном этапе предлагается перечень конкретных мероприятий.
При прогнозе финансового результата деятельности на заданную перспективу используется финансовая модель - документ, содержащий расчет финансовых показателей деятельности компании на основании данных о предполагаемых расходах и планируемом объеме выручки. Исходными данными в ней будут цели, прогнозы, планы текущей деятельности и развития компании. Обрабатываемыми данными будут прогноз продаж, затрат и инвестиций, на выходе получаются прогнозные бюджеты с конкретными
целевыми значениями. При изменении исходных параметров пересчитываются и
конечные финансовые показатели [1].
Схематично порядок расчетов по разработке финансовой стратегии представлена на рис. 2.
Техника финансового анализа для финансового менеджера
• Анализ масштаба, Анализ тенденций изменения коэффициентов, анализ темпов роста
• Сравнение с отраслевыми нормативами, сравнение с эталоном
f >
Подготовка данных для анализа по данным учета
• Расчет ключевых показателей для анализа EBIT, NP, EPS, NOPAT, NOCF,
IC, OCF, NWC, NOWC, FCF, MVA, EVA, WACC, ROIC, ROS, ROA, ROE, Q-Тобина, TAT, SG, RR, g, бета, re, rd...
Прогнозирование выручки и цены акций согласно плану или к-ту роста. Определение других параметров на основе исторических значений
• Корректировка прогноза развития предприятия и оценка его финансового состояния
Обоснование стратегии развития
• Комплексный эффект инвестиционных решений и решений по финансированию
Слияние результатов расчета капитального бюджета выбранного проекта и соответствующих статей действующего предприятия
• Корректировка прогноза развития предприятия и оценка его финансового состояния
Рис. 1. Логика расчетов по формированию финансовой стратегии.
Формирование прогнозных форм и анализ финансовых отчетов компании служит
для выявления рисков, условий оптимального функционирования, сильных и слабых сторон компании. Эта информация используется менеджерами для наращивания эффективности, формирования финансовой стратегии, кредиторами - для оценки вероятности невозврата задолженности, а акционерами - для прогнозирования прибыли, дивидендов, свободного денежного потока и цен на акции. Типовые процедуры финансового анализа используются для того, чтобы предвидеть, как такие стратегические финансовые решения, как выделение и продажа подразделений (в целях повышения эффективности использования имеющихся активов), увеличение финансирования НИОКР, маркетинговых программ, а также расширение производства повлияют на будущее финансовое состояние фирмы.
Реализация стратегии ОАО «Г азпром нефть»
ОАО «Газпром нефть» - это вертикально-интегрированная нефтяная компания, основными видами деятельности которой являются разведка и разработка месторождений нефти и газа, реализация добытого сырья, а также производство и сбыт нефтепродуктов.
Стратегическая цель ОАО «Газпром нефти» - стать крупным международным игроком российского происхождения, обладающим регионально диверсифицированным портфелем активов по всей цепочке создания стоимости, активно участвуя в развитии регионов, обладая высокой социальной и экологической ответственностью.
Финансовая стратегия компании направлена на поддержание устойчивого роста, сбалансированной политики в области финансов и минимизацию финансовых рисков.
На протяжении 2012 г. сохранение высокой маржи переработки определяло основные направления сбытовой политики ОАО «Газпром нефть». Так, выросли продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке, являющемся более доходным по сравнению с зарубежным. Компания продолжила интенсивное развитие бизнес-единиц, работающих в премиальных розничных продуктовых сегментах, таких как заправка «в крыло», бункеровка, производство и реализация масел и смазочных материалов. На территории России продуктовыми бизнес-единицами ОАО «Газпром нефть» в 2012 г. было реализовано на 22 % больше авиатоплива, на 28 % больше бункеровочного топлива, на 25 % больше масел по сравнению с 2011 г. Объемы реализации нефтепродуктов через АЗС в отчетном году выросли на 33 %. В 2012 г. Компания укрепила позицию крупнейшего поставщика светлых нефтепродуктов на российский рынок, нарастив рыночную долю до 21,6 %. Общий рост премиальных продаж (включая продажи продуктовых бизнес-единиц и NIS) в 2012 г. составил 15 %.
Основные финансовые показатели ОАО «Газпром нефть» в 2012 г. также выросли по отношению к предыдущему году - скорректированная EBITDA увеличилась на 8 %, чистая прибыль - на 10 %, что стало одновременно результатом интеграции новых приобретений, органического роста объемов добычи и переработки, улучшения структур производства и продаж нефтепродуктов, а также реализованных мероприятий по повышению эффективности производства и снижению издержек.
Анализ финансовых показателей конкурентов по итогам отчетного года, продемонстрировал уверенную позицию ОАО «Газпром нефть» как одного из лидеров отрасли по эффективности. По итогам 2012 г. Компания заняла 2-е место по удельной операционной прибыли на 1 барр. н. э., а также 1-е место по удельному операционному потоку на 1 барр. н. э. и 2-е место по возврату на вложенный капитал [6].
Заключение
Разработка и реализация финансовой стратегии выступает необходимым инструментом развития компании в условиях динамичных внешних и внутренних изменений. Наличие множества объектов управления предполагает выделение отдельных компонентов, интегрированных в единую финансовую стратегию компании. Основой финансовой стратегии является применение ряда базовых принципов, создающих предпосылки для ее эффективной реализации [2].
При наличии финансовой стратегии компания становится более управляемой для менеджмента и прозрачной для собственников, более гибкой в реагировании на изменения окружающей бизнес-среды и внутренних процессов.
Библиографический список:
1. Балышев В. Как разработать финансовую стратегию. / «Финансовый директор», 2007, №4.
2. Волкова В.Н., Яковлева Е.А., Логинова А.В. Подходы к построению системы мотивации наемных менеджеров. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2012. Т. 5. № 156. С. 104-109.
3. Гаджиев М. М., Яковлева Е. А. Методы эффективного управления предприятием -анализ рыночной стоимости. Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Южный федеральный ун-т". Махачкала, 2008.
4. Козловская Э. А., Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Управление стоимостью организации в инновационном процессе: эффективность инноваций в производственной сфере (монография) Махачкала: ИД «Наука плюс». 2012. с. 242 .
5. Козловская Э. А., Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М. Финансовая стратегия прогнозирования промышленного предприятия (монография). Махачкала: ИД «Наука плюс». 2012. с. 210
6. Лисовская И.А., Рыжкова С.А. Финансовая стратегия компании: необходимость формирования, основные компоненты и принципы построения // Российское предпринимательство. - 2008. - №10. Вып. 1 (120). - c. 130-134.
7. Магомедов А.М. Экономика фирмы. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100 "Экономика" (квалификация (степень) "бакалавр") / А. М. Магомедов, М. И. Маллаева. Москва, 2012. Сер. Вузовский учебник (Изд. 2-е, доп.)
8. Магомедов А.М. Рентабельность: чтобы управлять следует правильно измерить // Управленческий учет. 2011. № 9. С. 83-92.
9. Мищерина М.В. Методика и доминанты формирования финансовой стратегии предприятия. / ТЕЯЛА ЕСОШМГСШ, 2012, Т. 10, №1-3, с. 101-103.
10. Степаненко А.В. Теоретические аспекты разработки финансовой стратегии предприятия. / «Успехи современного естествознания», 2010, №4.
11. Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Козловская Э. А. Финансовый менеджмент. 1-е издание (учебник: гриф УМО 080200 Менеджмент (профиль «Инновационный менеджмент»)) М.: Экономика, 2013. 372 с.: ил. - (Высшее образование).
12. Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Козловская Э. А. Оценка бизнеса.1-е издание (учебник: гриф УМО 080200 Менеджмент (профиль «Инновационный менеджмент»). М.: Экономика, 2013. 357 с.: ил. - (Высшее образование)
13. Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Козловская Э. А. Экономическое
моделирование налоговой нагрузки предприятия: налоговые эффекты в
инвестиционной деятельности (монография). Махачкала: ИД «Наука плюс». 2012. с. 208
14. Яковлева Е.А., Козловская Э. А., Радионова Ю.В.. Принципы разработки бизнес-модели корпоративной стратегии инновационного развития (статья в рецензируемом журнале ВАК). // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2013. №5 (180), с. 83-89, 1/0,33
15. Яковлева Е.А. Принципы управления эффективностью предприятия. / Научнотехнические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. Р. 2009, Т. 2-1, №75, с. 144-148.
16. Яковлева Е. А., Гаджиев М. М. Методы и модели эффективного управления предприятием в условиях инновационного развития: анализ рыночной стоимости предприятия. ГОУ ВПО "Дагестанский гос. ин-т народного хоз-ва Правительства РД". Махачкала, 2008.